Языкознание изучает родственные и неродственные языки

LangTown

Языкознание общее, частное. Синхроническое и Диахроническое. Сопоставительное и сравнительно историческое

Деление языкознания на общее и частное

Языкознание как наука делится на общее и частное, теоретическое и прикладное (практическое). Частное языкознание — это наука об отдельном языке; например, русистика — наука о русском языке, англистика — наука об английском языке, украинистика — наука об украинском языке и т.д.

Любое частное языкознание начинается с составления словаря и написания грамматики; выполнение этих работ предполагает не только специальные знания, но и развитую теорию нормы языка. Любое частное языкознание содержит, следовательно, некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка вообще.

Общее языкознание систематизирует данные по всем языкам и устанавливает теорию, применимую к разным языкам при их теоретическом и прикладном изучении.

Общее языкознание как раздел науки о языке имеет своей целью:

1) определить природу языка, его сущность;

2) установить основные аспекты науки о языке и ярусы языка, а также науки, их изучающие, — морфологию, лексикологию и т.п.;

3) дать систематику языков, создать классификацию языков;

4) разработать методику лингвистического анализа, систематизировать и усовершенствовать методы, приёмы и методики языкознания.

Общее языкознание, или общая лингвистика, состоит из трёх основных разделов:

внешней лингвистики (она изучает язык как общественное явление, его социальные и мыслительные функции; поэтому её называют также социальной лингвистикой, функциональной лингвистикой),

внутренней лингвистики (изучает систему языка, её единицы и категории, её уровни (ярусы) и их структуру. Единицы языка, их отношение друг к другу в системе языка, их языковая форма и языковое содержание).

сравнительного языкознания (компаративистики).

Понятие синхронии и диахронии в исследовании языка

Синхрония (от греч. synchronos — одновремен­ный) — состояние и изучение языка как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элемен­тов в определённый момент его развития. Синхроническое изучение языка — предмет описательной (статической) лингвистики.
Диахрония (от греч. dia — через, сквозь и chronos — время) – это изучение развития языка, от­дельных языковых фактов и системы языка в целом в историческом аспекте.

Сопоставительное языкознание

Область языкознания (лингвистики), целью которой является сопоставительное изучение двух, реже нескольких генетически родственных и неродственных языков для выявления их сходств и различий на всех уровнях языковой структуры.

Сравнительно-историческое языкознание

Возникновение С.-и. я. в 10—30-е гг. 19 в. связано с именами основателей Шлейхером.

Для реконструкции истории языков сравнительно-историческое языкознание пользуется сравнительно-историческим методом, включающим следующие основные приёмы исследования:

1) внешняя реконструкция (сравнительно-исторический метод в узком смысле) — обнаружение генетически тождественных морфем и слов в родственных языках и выявление в них результатов регулярных звуковых изменений исходного языка (праязыка), построение его гипотетической модели и правил выведения конкретных морфем языков-потомков из этой модели;

2) внутренняя реконструкция — обнаружение в системе отдельного языка явлений и соотношений, однозначно свидетельствующих о существовании некоторых элементов системы языка на более ранних этапах его истории;

3) извлечение информации из анализа заимствованных слов (заимствования из языков, являющихся объектом реконструкции, и в эти языки);

4) извлечение информации из данных топонимики. Полученные реконструкции охватывают все стороны системы языка: фонологию, морфонологию, морфологию, лексику, отчасти синтаксис. Эти реконструкции, однако, не могут быть непосредственно отождествлены с исторически реальным языком-предком, они лишь моделируют имеющуюся информацию о нём как об исторической реальности, неизбежно неполную из-за невозможности реконструировать те корни, фонемные противопоставления и пр., которые исчезли во всех языках-потомках из-за трудностей временного.
Результаты исследований по С.-и. я. лежат в основе генеалогической классификации языков, составляют научную базу этимологии и лингвистической палеонтологии, предоставляют в распоряжение историков лингвистическую информацию об этногенезе народов, о дописьменных периодах их истории, о культуре и взаимных контактах народов древности. В результате развития С.-и. я. в значительной степени воссоздана история многих языковых семей и групп (индоевропейских, семитских, уральских и др.), что углубляет временную перспективу языкознания и даёт материал для исторической типологии языков.

Источник

Разделы языкознания (место лингвистических дисциплин)

Ниже представлен авторский взгляд на место различных разделов языковедения и их связи. Разделы страницы с классификацией лингвистических дисциплин:

Языкознание как наука

Место языкознания в системе наук

Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как история (с археологией), этнография, страноведение, психология, педагогика. Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с физиологией человека и антропологией. Языкознание даже связано с точными науками: кибернетикой, информатикой, математической логикой. Языкознание, как и другие науки, связано с философией. Даже развивается такая наука, как философия языка, в центре внимания которой представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания. Наблюдается теснейшая связь между языкознанием и семиотикой, однако, теснее всего языкознание связано с литературоведением.

Читайте также:  История немецкого языка кратко и понятно самое важное

Структурная схема языковедения как комплекса наук

Здесь показана попытка собственной классификации лингвистических дисциплин как взаимосвязанных исследовательских процессов (на основе интегрального анализа литературы по общему языкознанию):

Примечания к схеме лингвистических дисциплин

Языковедение (языкознание, лингвистика) — паука, изучающая языки (в принципе — все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Как всякая наука, языковедение возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Внутри теоретического языковедения условно различают частное и общее. (Ю. С. Маслов. Введение в языкознание)

Общее языкознание

Общими особенностями человеческого языка занимается общее языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка.

Общее и, в частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые универсалии, т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии, к примеру: все языки имеют гласные и согласные, в любом языке имеется минимум две гласные фонемы) или для значительного большинства языков (статистические универсалии, например: большинство языков имеют носовые согласные с количеством фонем 10-70).

Одной из важных задач общего языковедения является научное определение понятий, которыми пользуется языковедение, — таких, например, как упомянутые выше «гласный» и «согласный», «предложение», «имя собственное» и т. п.

Общее языкознание систематизирует данные по всем языкам и устанавливает теорию, применимую к разным языкам при их теоретическом и прикладном изучении. Общее языкознание как раздел науки о языке имеет своей целью:

При всем различии подхода к языку и методик анализа его у разных школ, в современном языкознании выделились основные аспекты общего языкознания. Общее языкознание, или общая лингвистика, состоит из трех основных разделов:

Внутренняя (структурная) лингвистика

Внутренняя, или структурная, лингвистика изучает систему языка, ее единицы и категории, ее уровни (ярусы) и их структуру. Единицы языка, их отношение друг к другу в системе языка, их языковая форма и языковое содержание — вот что является и объектом и предметом науки о внутренней структуре и системе языка. Объектом ее становятся письмо (графическая и орфографическая форма языка), звуковой строй языка, грамматический строй языка, его словарный состав. Поэтому основными разделами этой науки являются грамматология, фонетика, лексикология и грамматика.

Термин грамматология недавний; его употребляют в работах, которые исследуют письменный язык и речь с точки зрения семиотики. Более часто используется термин письмо — как обозначение самого предмета изучения, а также как название науки о письме и письменной деятельности (технике письма и письменной речевой деятельности).

Фонетика, грамматика, лексикология и другие, более частные разделы науки о языке (например, фразеология и словообразование) изучают структуру языка безотносительно к его использованию.

Однако язык существует лишь в обществе, лишь тогда, когда он используется людьми, причем различно на разных коммуникативных участках. Это порождает вариантность языковых средств, их синонимичность, функциональные разновидности, устную и книжную речь, различные стили литературного языка. Эти свойства языка могут также стать предметом специального изучения. Так возникает еще одна наука — стилистика.

Сравнительное языкознание

Сравнительное языкознание подразделяется на сравнительно-историческое и сопоставительное (контрастивное). Эти аспекты сравнительного языкознания отличаются друг от друга по целям и методике исследования: если сравнительно-историческое языкознание изучает родственные языки, возникшие из общего источника и поэтому объединенные объективно, исторически, то сопоставительное языкознание изучает и не родственные языки [для выявления их типов и ареальных общностей].

Сопоставительное языкознание

Сопоставительная лингвистика называется также контрастивной или конфронтативной лингвистикой, но я бы лучше последними терминами назвал область языкознания, изучающей резко отличные языковые механизмы различных языков. Подразделом контрастивной лингвистики при этом является наука, собирающая языковые феномены (экзотику в лингвистике) и изучающая их причину и развитие. Этот подраздел можно было бы назвать феноменальной лингвистикой или феноменологией в лингвистике.

Ареальная лингвистика (ареология в лингвистике, пространственная лингвистика) изучает распространение одинаковых или похожих языковых явлений в пространстве, учитывая межъязыковые (междиалектные) взаимодействия. Контактная лингвистика (контактология в лингвистике) изучает взаимодействие языков как главный фактор языковой эволюции.

Диахроническое и историческое языкознание

Частное языкознание

Частное языковедение занимается отдельным языком (русским, английским, узбекским и т. д.) или группой родственных языков (скажем, славянскими языками). Оно может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего — факты современного языка), либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.

Любое частное языкознание начинается с составления словаря и написания грамматики; выполнение этих работ предполагает не только специальные знания, но и развитую теорию нормы языка. Любое частное языкознание содержит, следовательно, некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка вообще. Так, в науке о русском языке выделяются фонетика и грамматика, и это верно также для других частных лингвистик и общего языкознания. Верно также для всех языков, что звуки речи делятся на гласные и. согласные, а среди частей речи выделяются имя и глагол. Однако любое частное языкознание содержит такие сведения, которые верны только в данном конкретном случае, но не могут быть признаны верными для всех языков.

Читайте также:  Как написать учебный план в дополнительном образовании

Диахроническое [историческое] языковедение

Разновидностью диахронического языковедения является сравнительно-историческое, выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.

Вот здесь противоречие, ибо выше равнительно-историческое языкознание выросло из общего языкознания, а не из частного. Возможно, сравнительная лингвистика не относится ни к общей, ни к частной лингвистике, а занимает промежуточно еоложение.

Прикладное языкознание

Прикладное языкознание — это применение лингвистических знаний к практической деятельности. Важной отраслью практической деятельности языковедов является преподавание родного и неродного языков в общих и специальных школах. Эта деятельность вызывает составление разного рода справочников, прежде всего учебных словарей и грамматик. Важной отраслью практической деятельности языковедов являются также перевод с одного языка на другой, разработка терминологии, совершенствование алфавита и орфографии, создание письменности для ранее бесписьменных народов и т. п. Наконец, отраслью прикладной лингвистики является инженерное языкознание, возникшее во второй половине XX столетия. Сюда относятся использование при обучении языку технических средств, проблематика теле- и радиокоммуникации, машинный (автоматический) перевод и т. п.

Прикладное языковедение также решает и частные задачи, касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка:

Эколингвистика

Эколингвистика сосредотачивается на выявлении законов, принципов и правил, общих как для экологии, так и для развития языка.

Интерлингвистика

Если исходить из того, что создание апостериорных международноых языков тесно связано с контактной лингвистикой, то и всю интернациональную лингвистику (с априорными и ареальными искусственными языками) можно (с некоторой нятяжкой) считать разделом контактологии. А если исходить из того, что создание априорных международноых языков тесно связано с философией языка, то плановое языковедение можно рассматривать как прикладную дисциплину, функционирующую на основе теории языка как системы

Филология

Филология изучает письменные памятники носителей данного языка и его предков в их культурно-исторических связях. Филология даёт основнойфактический материал для диахронной лингвистике. Для филолога языковедение является одной из важнейших наук, наукой «профилирующей», т. е. формирующей филолога как специалиста в своей области.

Источник

Предмет и разделы языкознания

В настоящее время на свете существует около 2 800 языков. Они очень разные, но все же мы говорим не только о «языках» (во множественном числе), но также о «языке» – человеческом языке как о чем-то едином, потому что при всех громадных различиях между языками они все в самом главном и существенном имеют много общего между собой, они все составляют единый класс явлений.

Каждый язык – достояние какого-то коллектива. Каждый язык, даже не имеющий до сих пор письменности, есть тонкое и совершенное орудие человеческого общения, непревзойденное средство формирования мысли и передачи ее другим людям. Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, каждый язык членоразделен и т.п.

Т.о., языкознание т (языковедение, лингвистика) – наука, изучающая языки (существующие, когда-либо существовавшие или могущие возникнуть в будущем), а тем самым, и человеческий язык вообще.

Внутри языкознания условно различают частное и общее языкознание.

Частное языкознание т занимается отдельными языками (например, русским – русистика, татарским, башкирским, английским, латинским – латинистика) или группой родственных языков (славянскими – славистика, тюркскими – тюркология).

Частное языкознание может быть описательным т или синхронным, описывающим факты языка в какой-либо момент его истории, либо историческим (диахроническим) т , прослеживающим развитие языка на протяжении большего или меньшего отрезка времени.

Термин синхронный от греч. syn «вместе» и chronos «время», т.е. «относящийся к одновременности, к тому, что существует в одно и то же время»; термин диахронический от греч. dia «через, сквозь» и chronos «время», т.е. «относящийся к движению времени, к изменению чего-либо во времени».

Частное языкознание изучает язык как систему систем: фонетика и фонология изучает звуковой строй языка, лексикология и фразеология – лексическое богатство языка, грамматика – морфологическое строение основной единицы языка – слова – и способы соединения слов в предложения для выражения мысли. В свою очередь, грамматика делится на словообразование, морфемику, морфологию и синтаксис.

Общее языкознание т занимается общими особенностями человеческого языка. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его функционирования и развития, оно разрабатывает также и методы исследования языков.

В рамках общего языкознания выделяется так называемое типологическое языкознание т , осуществляющее сопоставление между собой не только родственных, но и неродственных языков, направленное на выявление общих закономерностей языка или языковых универсалий т , т.е. положений, действительных для всех языков мира.

Универсалиями являются, например, следующие утверждения:

1. во всех языках существуют гласные и согласные звуки;

2. на всех языках люди говорят предложениями;

Читайте также:  Джинсовая куртка на свадьбу

3. во всех языках есть имена собственные (т.е. обозначения индивидуальных предметов);

4. если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нем обязательно существует и различие по числу.

Одной из важных задач общего языкознания является научное определение понятий, которыми пользуется языкознание в целом, т.е. формирование метаязыка т (системы терминологии) лингвистической науки. Его образуют такие понятия, как гласный, согласный, слово, часть речи, глагол, предложение, грамматический род.

Для филолога языкознание и общее языкознание является одной из важнейших наук, – наукой профилирующей, т.е. формирующей филолога как специалиста. Курс теории языка есть начальный, элементарный курс общего языкознания, курс, дающий первые сведения о языке вообще, его структуре, об основных понятиях и терминах языкознания, без знания которых невозможно серьезно заниматься ни одним языком.

Значение языкознания и его место в системе

гуманитарных филологических дисциплин

(на самостоятельное изучение)

Методологическая база языкознания.

Методы изучения языка

Методология в языкознании т – учение о принципах исследования в науке о языке.

Методология включает в себя 3 уровня: общую философскую методологию т – принципы и законы материалистической диалектики; общенаучную методологию т , включающую методы и принципы, применяемые в науке вообще (индукция, дедукция, наблюдение, описание, эксперимент и т.п.); частную лингвистическую методологию т , включающую методы данной науки.

Исходным методологическим принципом т диалектико-материалистического языкознания является положение о том, что язык представляет собой один из видов общественной деятельности, неразрывно связанный с общественным сознанием и с человеческим общением.

Звуковой язык имеет материальную природу, существует объективно, независимо от его отражения в человеческом сознании, хотя сознание и играет ведущую роль в языковой деятельности и может определенным образом воздействовать на нее.

Рассмотрим некоторые частные лингвистические методы.

Описательный метод т применяется для изучения социального функционирования языка, для описания и анализа элементов и частей «механизма» языка. Он требует точной характеристики звуков и фонем, морфем, слов, грамматических категорий и форм. На основе этого метода создаются многочисленные так называемые описательные грамматики различных языков, толковые словари.

Сравнительно-исторический метод т возник в XIX веке и определил развитие языкознания этого столетия. Главная его задача – открытие законов, управляющих развитием родственных языков в прошлом.

Сравнительно-исторический метод обращен к прошлому языка, не засвидетельствованному памятниками письменности.

Результат подобных исследований – реконструкция общих для ряда родственных языков слов и форм в том виде, который они могли иметь в праязыке до разделения его на несколько родственных языков.

Например: совр. русск. брать

болг. бера

словен. brati праслав. *bьrati

лат. fero

древнегреч. φερω индоевр. * bher-

Исторический метод т . Главная его задача – исследование развития фонетики, морфологии, синтаксиса и других сторон структуры конкретного языка. Исторический метод требует установления внутриязыковых и внеязыковых причин изменений, происходящих в структуре языка (связь с историей народа, с его общественными связями, с развитием науки и техники). К настоящему времени создано немало исторических исследований различных языков – исторические грамматики.

Сопоставительный метод т имеет главной задачей познание сходства и различий структуры двух или нескольких языков.

При сопоставительном подходе к языку удается глубже понять сущность языковой структуры, ее особенности в отдельных языках. Огромно значение сопоставительного метода для практики обучения иностранным языкам, для теории и практики перевода.

Ср., например, особенности перевода экзотизмов и фразеологизмов:

Ой вы, сени, мои сени, Сени новые мои – англ. Вестибюль мой, вестибюль;

Кто старое помянет, тому глаз вон… – англ. Иногда плохая память дурно влияет на зрение;

Льет как из ведра – англ. Идет дождь кошками и собаками;

Родиться в рубашке – англ. Родиться с золотой ложечкой во рту;

Свинья в ермолке – англ. Свинья в ночной шапочке.

Т.о., многочисленные сопоставительные грамматики и двуязычные словари – свидетельства практики использования сопоставительного метода.

Структурный метод т сложился в ХХ веке. Главная задача этого метода – познание языка как целостной функционирующей системы, элементы и части которой соотнесены и связаны строгой системой лингвистических отношений (например, отношениями синтагматическими и парадигматическими).

Т.о., все методы – не конкуренты, а союзники. Каждый имеет объективные условия возникновения и развития, каждый решает свой круг задач, и все они вместе делают науку о языке все более точной, строгой и действенной.

Краткая история языкознания

(на самостоятельное изучение!)

Языкознание и другие науки

(на самостоятельное изучение!)

Терминология по теме

филология методология языкознания
литературоведение общая философская методология
палеография общенаучная методология
источниковедение частная методология
текстология исходный методологический принцип
языкознание частные лингвистические методы
язык описательный метод
частное языкознание сравнительно-исторический метод
описательное (синхронное) яз-ие исторический метод
историческое (диахроническое) яз-ие сопоставительный метод
общее языкознание структурный метод
типологическое языкознание метаязык лингвистики
языковые универсалии

Терминов

ТЕМА № 1

СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА

Язык учит нас пониманию человека. Ролан Барт

Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды. В.М. Иллич-Свитыч

Язык как знаковая система.

Источник

Простыми словами о самом интересном
Добавить комментарий