Языком и туда и сюда а делами не

Не и ни в отрицательных наречиях

• познакомить учащихся с правописанием не и ни в отрицательных наречиях;

• закрепить навык по правописанию наречий;

• повторить правописание отрицательных местоимений;

• воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Лексическая разминка.

Задание. Допишите нужное существительное, которое должно начинаться с не-.

1) Состояние земного тела, находящегося вне сил притяжения, – это (невесомость).

2) Вымысел, лживое сообщение – это (небылица).

3) Незнание, неосведомленность – это (неведение).

4) Невоспитанный, грубый человек – это (невежа).

5) Малообразованный, а также несведущий в чем-то – это (невежда).

6) Простодушие, наивность – это (невинность).

7) Человек, настроенный к кому-либо неприязненно, – это (недоброжелатель).

8) Слабость, болезнь – (немощь).

2. Проблемный вопрос.

Задание. Какой частицей (не или ни) можно заменить частицу даже и союз и?

3. Наречия или местоимения?

Задание. Внимательно прочитайте данные предложения. Определите, какой частью речи являются выделенные слова – наречием или местоимением?

1) Нигде не видно жилья. (Наречие.)

2) Ничем не измерить просторы полей. (Местоимение.)

3) Никак не удавалось преодолеть эту вершину. (Наречие.)

4) Некем тебя заменить. (Местоимение.)

II. Объяснение нового материала.

1. Не и ни в отрицательных наречиях. (Работа с материалом учебника или материалом презентации, выполненной в программе PowerPoint.)

Не и ни в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно:

Под ударением пишется не, в безударном положении – ни:

2. Проблемный вопрос.

Какая часть речи, кроме наречия, пользуется этим правилом? Выберите правильный ответ.

2) Имя прилагательное.

3) Имя существительное.

III. Закрепление нового материала.

Задание 1. Выберите правильную букву в словах: е или и?

Н_кому н_ известно, приблизиться н_заметно, н_искренне вздохнуть, вести себя н_принужденно, поступить н_обдуманно, н_медленно принять меры, н_где н_ видно, н_чем н_ измерить, н_когда н_ предполагал, н_чего н_ пойму, н_ с чем н_ соглашусь, н_как н_ удавалось преодолеть, н_откуда взять.

Читайте также:  Крижановская английский язык 4 5 лет

Ответ. Никому не известно, приблизиться незаметно, неискренне вздохнуть, вести себя непринужденно, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал, ничего не пойму, ни с чем не соглашусь, никак не удавалось преодолеть, неоткуда взять.

Задание 2. Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий предложения. Какие наречия не имеют противопоставленных пар?

Задание 3. Пишем словарный диктант. Какое правило нужно вспомнить?

Поневоле пришлось уехать, на улице по-весеннему свежо, говорить по-французски, выехать за границу, бегать без устали, вволю поиграть, ветер продувает насквозь, кое-как передвигаться, поступать по-своему, запоминать крепко-накрепко, поссориться сгоряча, по-прежнему дружить, смущенно улыбаться.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Запоминаем правило.

Задание. Закончите предложения.

1) В отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка… (не).

2) В отрицательных местоимениях, в отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка… (ни).

2. Не с разными частями речи.

Задание. Вставьте пропущенные буквы (е или и), раскройте скобки.

(Н_) за что (н_) берусь.

(Н_)сколько (н_) страшно.

(Н_) о чем заботиться.

Задание. Не или ни нужно писать в словах? Выберите правильный ответ.

1) (Не,ни)где не видно жилья.

2) (Не,ни)чем не измерить простора полей.

3) (Не,ни)когда не предполагал, что (не,ни)чего (не,ни)испугаюсь, (не,ни)с чем не соглашусь.

4) (Не,ни)как (не,ни)удавалось стронуться с места.

5) Писем ждать было (не,ни)откуда.

V. Творческое задание.

Задание. Восстановите текст. Вставьте пропущенные отрицательные наречия.

1) Ум – одежда, которая (никогда) не износится, знание – родник, который (никогда) не исчерпаешь.

2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится (никуда).

3) Приходится вертеться, если (некуда) деться.

4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было (неоткуда).

5) Но (никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно.

6) Она (никак) не походила на свою сестру.

7. Вот отец выбежал на просеку, которую (некогда) сам прорубил.

Читайте также:  Притяжательные местоимения в немецком языке в винительном падеже

VI. Задание повышенной трудности.

Не с разными частями речи.

Задание. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы? Укажите эти части речи.

1) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине.

2) На чужбине чувству_шь себя путником, которому (н_)где приклонить голову.

3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет.

4) (Н_)как (н_)превозмочь усталости.

5) (Н_)чуть (н_)хочется уходить.

VII. Занимательный материал к уроку.

Задание 1. Из набора букв составьте два слова.

н е н е д о л я р г о к о

Задание 2. Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему? Подберите однокоренные слова к выделенному слову.

Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.

Ответ. Лебедь у Пушкина женского рода (послала). Это связано с тем, что она – заколдованная царевна. Дозор – обзор, позор, кругозор, подзорная, взор, взирать, зрение и т.п.

VIII. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Источник

Урок по теме «Отрицательные наречия» (7 класс)

специалист в области арт-терапии

Правописание отрицательных наречий

— создать условия для усвоения правила употребления не- и ни- в отрицательных наречиях, используя различные методы и средства;

— сформировать у учащихся прочные орфографические умения на основе изученного правила.

Тип урока : урок объяснения нового материала.

Оборудование : карточки с индивидуальными заданиями, тесты, презентация

— Давайте вспомним правило.

2 уч- ся выполняют на доске морфологический разбор наречий.

3. Работа над темой урока. Формулирование темы и целей урока учащимися.

На доске записаны слова:

Никто, некто, ничто, нечто, никому, некому, некем, нечем.

— Какой части речи эти слова? ( Отрицательные местоимения)

— Как они образуются? ( С помощью приставок не- и ни- от вопросительных местоимений)

— От чего зависит написание приставок? ( От ударения)

— Обратите внимание на слова, написанные ниже:

Где, куда, когда, откуда.

— Какой части речи эти слова? ( Наречия)

— Можем ли мы образовать от данных вопросительных наречий наречия с приставками не- и ни-?

Читайте также:  Проспрягать глагол tanzen на немецком языке

— Как вы думаете, как называются такие наречия?

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Чему вы должны научиться?

Запись в тетради темы урока.

4.Объяснение нового материала.

1) Не- и ни- в отрицательных наречиях. Познакомьтесь с теоретическим материалом учебника.

— Чем являются не- и ни- в наречиях? Как пишутся?

2) Проблемный вопрос:

— Какая часть речи, кроме наречия, пользуется этим правилом? (Местоимение)

— Нигде не видно жилья. ( Наречие)

— Ничем не измерить просторы полей.( Местоимение)

— Никак не удавалось преодолеть эту вершину.( Наречие)

— Некем тебя заменить.( Местоимение)

— Упражнение 227 (комментирование с записью в тетрадь)

2. Словарная работа.

Запись в словарь «Пиши правильно!» слов : никак, нисколечко, ничуть, нимало.

3. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища, сверяясь с ответом(Ответ на слайде).

Рефлексия: оцените работу своего товарища с помощью смайлика ( веселый, обычный, грустный).

Физкультминутка ( проводит физорг).

— Медленно встаньте. Посмотрите вниз, посмотрите прямо, поднимите руки вверх, потянитесь, опустите руки вниз, повернитесь направо, повернитесь налево, встаньте ровно, тихо сядьте.

— Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки? (9)

4.Творческое задание. ( Выполняется «сильными» учащимися на заранее заготовленных карточках)

Восстановите текст. Вставьте пропущенные отрицательные наречия.

Языком и туда, и сюда, а делами не годится. (никуда).

Приходится вертеться, если. (некуда) деться.

Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было. (неоткуда).

Но. (никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно.

Она. (никак) не походила на свою сестру.

В это время «слабые» уч-ся выполняют задание с использованием слайда:

Выберите правильный ответ:

(Н. )куда пойти, (не. ) куда не выходить,( не. )где остановиться,(н. )сколько не обидеться, (н. )откуда ждать помощи, (н. )чуть не огорчиться, им всегда (н. )когда, (н. )когда не предполагал.

5. Тест ( 2 уровня сложности).

— Что нового узнали на уроке?

— Когда мы будем писать не-, а когда ни- в отрицательных наречиях?

Оцените с помощью смайликов свою работу на уроке.

Источник

Простыми словами о самом интересном
Добавить комментарий