Съезд учителей русского языка и литературы

Съезды общества русской словесности и учителей русского языка и литературы

В этом году Всероссийский съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы шел 3 дня. В первый день, 5 ноября, было запланировано пленарное заседание, затем секционные, потом встреча с Председателем Рособрнадзора и представителями ФИПИ и одновременно с писателями С. Шаргуновым и Л. Данилкиным.

6 ноября состоялся II Съезд Общества русской словесности. В заключительный третий день выступали с докладами, в основном, преподаватели МГУ и некоторых других вузов.

Честно говоря, такая программа у меня вызвала удивление. Методике преподавания словесности, обмену опытом, актуальным проблемам дидактики и разного рода контрольно-измерительным материалам и формам аттестации было уделено всего полдня. Зачем был нужен 3-ий день школьным учителям, осталось не совсем понятно, как не очень ясно, зачем он был нужен преподавателям МГУ. Преподаватели могут прочесть свои узкоспециальные доклады на любой научной конференции, опубликовать их в журналах и сборниках. Если бы они рассказывали о методологии преподавания, о трудностях, с которыми сталкиваются, донося материал до современных студентов, вчерашних школьников, о том, как выстроить хотя бы минимальную преемственность в обучении, это было бы интересно и имело бы практическую ценность для учителей. Но доклады и сообщения в подавляющем большинстве касались филологических тем (поэтика, современный литературный процесс и пр.), весьма далеких от забот и интересов учителя. Лишь два Круглых стола могли заинтересовать учителей – «Культура чтения современной молодежи» и «Русский язык и литература в междисциплинарном образовательном пространстве». Но как бы хотелось, чтобы Круглые столы были не серией докладов, а живой дискуссией по актуальным проблемам преподавания, затрагивали бы болевые точки современного образования!

Вернусь к первому дню съезда. На Пленарном заседании ключевыми оказались два выступления: министра просвещения Ольги Юрьевны Васильевой и Натальи Дмитриевны Солженицыной. По своей направленности они были полярно противоположны. Прежде всего, это коснулось ФГОС. Министр четко сказала, что особенностью обновленных Стандартов является «детализация по годам обучения предметных результатов». Ольга Юрьевна также отметила, что на нынешний день у нас 19 линеек учебников по русскому языку и 17 по литературе, и с ее точки зрения, это слишком много. Разработаны новые алгоритмы экспертной оценки учебников. «Концепция преподавания русского языка и литературы», принятая в 2016 году, тоже требует доработки.

Пленарное заседание шло около трех часов, выступавших было довольно много: ректор МГУ В.А. Садовничий, ректор МПГУ А.В. Лубков, председатель Синодального отдела В. Р. Легойда и многие другие. Затем была работа в секциях, на которую отвели всего 3,5 часа. В общем-то, работа в секциях – это то, ради чего многие и прибыли на съезд: возможность выступить, обменяться мнениями, поучаствовать если не в принятии решений, то хоть в обсуждении. Одновременно шло заседание 9-ти секций, а в трех из них было еще по 2 подсекции. Итого: 12 секций! То есть учитель не имел возможности посетить хотя бы два заседания – если ты сидел на секции по учебникам, то не попадал ни на заседание по читательской грамотности, ни на работу ФУМО по разработке Стандартов… Из трех дней собственно актуальному обсуждению назревших, кричащих проблем нашего образования было посвящено 3,5 часа. Это до обидного мало.

Я поучаствовала в секции «Учебники нового поколения по русскому языку и литературе», где выступила с небольшим сообщением об УМК по литературе под общей ред. Л. Вербицкой (увы, Людмила Алексеевна буквально через пару недель безвременно ушла от нас – невосполнимая потеря!). Говорила о том, что апробация этой линейки учебников издательством проведена не была, экспертиза по заказу министерства представляется довольно сомнительной, учебники за 7-9 классы не изданы и до школ не дошли. Работой секции руководил В.С. Басюк, зам. министра просвещения (здесь надо сказать огромное спасибо организаторам, что учли прошлогоднее пожелание видеть сотрудников министерства и лично задавать им вопросы), и особенно отрадно, что он непосредственно включился в обсуждение вопроса. По результатам работы секции были составлены предложения для итоговой резолюции съезда, в которых упомянуто, что надо создавать систему апробации учебников, разрабатывать и внедрять новый механизм экспертизы УМК, скорректировать алгоритм проведения Итогового сочинения, и многое другое.

Но как же мне жаль, что я не смогла посетить другие секции!

День для большинства из нас завершился встречей с председателем Рособрнадзора С. С. Кравцовым и разработчиками КИМов, которым было задано неимоверное количество вопросов. Самой животрепещущей темой стали ВПР: делегаты съезда критиковали объем, хронометраж, содержание и структуру работы.

Первый день Съезда оказался перегружен до крайности, а два других дня оказались довольно далеки от нужд современного учителя. Хотелось бы, чтобы последующие съезды, буде они состоятся, были более ориентированы на широкую учительскую общественность.

Организаторам же хочется выразить искреннюю признательность: они сделали все, что могли. Большего в нынешней ситуации вряд ли можно от них требовать.

Источник

Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы

5-7 ноября 2019 года в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова прошел Всероссийский съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы. Торжественное открытие и пленарное заседание состоялись 5 ноября в актовом зале Ломоносовского корпуса МГУ, онлайн трансляция пленарного заседания велась в двух поточных аудиториях и сети Интернет. Участниками важнейшего для педагогической общественности события стали советник Президента России, председатель Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы В.И. Толстой, министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева, министр науки и высшего образования Российской Федерации М.М. Котюков, министр образования и науки Чеченской республики И.Б. Байханов, президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Н.Д. Солженицына, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России–2019» Л.Г. Арачашвили.

Работу съезда открыл ректор Московского университета академик В.А. Садовничий. В своем пленарном докладе Виктор Антонович рассказал о конкурсе «Учитель года России», Большое жюри которого он возглавляет с 1995 года, отметив, что чаще всего абсолютными победителями конкурса становятся учителя-словесники. В качестве иллюстрации этого тезиса В.А. Садовничий перечислил поименно учителей русского языка и литературы из разных регионов России — обладателей звания «Учитель года России», начиная с 1990 года, кратко представил каждого из них.

Большая часть доклада В.А. Садовничего была посвящена проектам Московского университета, направленным на взаимодействие со школами и учительским сообществом, работу с талантливой молодежью. Московский университет ведет постоянную работу по повышению квалификации учителей. Начиная с 2010 года, в МГУ регулярно приезжают учителя из регионов, для них организуются семинары, вебинары, мастер-классы, лекции и круглые столы. Всего обучение уже прошли более 1200 человек из 52 регионов страны. МГУ ищет и новые форматы взаимодействия со средней школой. Большое внимание повышению квалификации преподавателей по разным предметам уделяется в рамках создаваемых Московским университетом научно-образовательных консорциумов «Вернадский».

Читайте также:  Год отношения поздравить с годовщиной

В.А. Садовничий сообщил аудитории, что в дни работы съезда преподаватели Университетской гимназии и СУНЦ имени А.Н. Колмогорова вели повышение квалификации учителей русского языка и литературы. Ректор МГУ рассказал также о программе повышения квалификации учителей сельских школ из высокогорных районов Дагестана, осуществляемой на платформе «МГУ без границ». В продолжение своего выступления В.А. Садовничий затронул темы проектной деятельности со школьниками, которую развивают СУНЦ и Университетская гимназия, недавно проведенной Всероссийскую просветительской акции «Литературная игра», конкурсы для одаренных детей, такие, как «Лучший урок письма», реализуемый совместно с Акционерным обществом «Почта России». Кроме того, в этом году Московский университет и Общество русской словесности провели литературный конкурс среди студентов под названием «Научная лира». Сборник работ победителей творческого состязания, активное участие в котором приняли студенты естественных факультетов, был предложен вниманию делегатов съезда.

Президент Российского Союза ректоров подробно остановился на олимпиадах, которые с 2007 года проводятся под эгидой РСР. Сегодня в Перечень Министерства науки и высшего образования входит 8 олимпиад по русскому языку, 6 олимпиад по литературе и 5 по филологии. Их участники, как отметил В.А. Садовничий, пишут сочинения в духе отечественной филологической традиции, осуществляя самостоятельный глубокий анализ литературных произведений, исследуют их художественные детали в рамках широкого историко-культурного контекста.

Отдельно В.А. Садовничий говорил в своем докладе о преподавании русского языка иностранным студентам. В структуре Московского университета успешно работают несколько зарубежных филиалов, в которых на русском языке получают образование 3500 студентов, при некоторых филиалах начали открываться школы. 19 октября, в Лицейский день, Пушкинскую конференцию под названием «Друзья мои, прекрасен наш союз!» провели китайские студенты Совместного университета МГУ-ППИ в г. Шэньчжэне. Активно развивается проект «Учителя Великого шелкового пути». В докладе была упомянута важная дата — в этом году Институт русского языка и культуры МГУ отметил свое 65-летие, но первую большую группу студентов из Вьетнама на курсы русского языка Московский университет принял еще раньше, в 1949 году.

Подводя итог своего выступления, ректор МГУ констатировал, что образование — это та сфера, которая едва ли не в самой большой степени испытывает влияние происходящих вокруг нас изменений, отличающихся большой скоростью. Одно из них — цифровизация, в условиях которой часто нивелируется ценность грамотного письма, хорошего почерка. Однако, подчеркнул академик В.А. Садовничий, умение наилучшим образом выражать собственные мысли и чувства, осмыслить прочитанное или услышанное нужны сегодня как никогда. Воспитать это умение можно лишь прививая молодежи интерес к русской классике, к филологии, которую Н.В. Гоголь называл «любословием».

Тему воспитания любви к словесности развили в своих выступлениях В.И. Толстой, О.Ю. Васильева, М.М. Котюков, И.Б. Байханов, Н.Д. Солженицына и Л.Г. Арачашвили.

На пленарном заседании, работу которого вел исполняющий обязанности декана филологического факультета МГУ профессор А.А. Липгарт, выступили профессор филологического факультета МГУ академик РАН В.А. Плунгян, ректор МГПУ член-корреспондент РАО А.В. Лубков, заведующий кафедрой общего литературоведения и журналистики Института филологии и журналистики Саратовского национального исследовательского государственного университета В.В. Прозоров, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата, профессор МГИМО В.Р. Легойда, заведующий кафедрой новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета МГУ М.М. Голубков. Предметом дискуссии стали преподавание русского языка в разных аспектах, образ будущего учителя России, воспитание и развитие литературной памяти как залог национально-культурного единства России, изучение русской литературы в школе и вузе.

Съезд, на который в общей сложности прибыли около двух тысяч делегатов из 81 субъекта Российской Федерации и 47 зарубежных стран, продолжил свою работу в рамках 9 секций и 5 круглых столов. После заседаний секций состоялась встреча российских учителей с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцовым, посвященная совершенствованию инструментария для оценочных процедур по русскому языку и литературе. Для участия в съезде также были приглашены члены президиума Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, которые приняли участие в работе секции «Русская словесность за рубежом». Она прошла под руководством президента МАПРЯЛ В.И. Толстого. Во исполнение решений первого съезда Общества русской словесности создана Международная молодежная секция организации, которая провела свое заседание в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ 6 ноября.

Настоящим подарком делегатам съезда стала встреча с писателями Алексеем Варламовым и Львом Данилкиным. Кроме того, всем гостям столицы была предложена разнообразная культурная программа в Москве, а первый день работы съезда завершился прекрасным студенческим концертом на сцене Культурного центра МГУ.

По результатам работы Всероссийского съезда учителей и преподавателей русского языка и литературы было сформулировано большое число предложений, отраженных как в докладах и выступлениях, так и в поступивших в секретариат съезда записках. В них филологи-русисты, в частности, предлагают повысить роль русской словесности в духовно-нравственном воспитании школьников и студентов, вовлекая их в мир русского слова через исследовательские проекты; уделить в программе повышения квалификации педагогов особое внимание такому аспекту, как этический кодекс учителя, разработать междисциплинарную комплексную программу преподавания словесности с использованием инновационных методик; создать экспертный совет по оценке качества электронных ресурсов по русскому языку и литературе, сформировать рекомендации по использованию их в общеобразовательной школе; разработать механизмы независимого апробирования новых учебных изданий перед их включением в федеральный перечень учебников; способствовать созданию постоянно действующих центров повышения квалификации преподавателей русского языка в странах ближнего и дальнего зарубежья; создать в структуре федерального учебно-методического объединения рабочую группу для организации обмена опытом и распространения лучших практик в данной сфере; усилить взаимодействие школьных учителей, сотрудников музеев и библиотек в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения; создать тематические мультимедийные музейные пространства для поддержания школьного курса русской словесности. Участники съезда единодушно выступили с предложением продолжить традицию проведения Всероссийского съезда учителей и преподавателей русского языка и литературы вместе со съездом Общества русской словесности.

Источник

Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы

5-7 ноября 2019 года в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова прошел Всероссийский съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы. Торжественное открытие и пленарное заседание состоялись 5 ноября в актовом зале Ломоносовского корпуса МГУ, онлайн трансляция пленарного заседания велась в двух поточных аудиториях и сети Интернет. Участниками важнейшего для педагогической общественности события стали советник Президента России, председатель Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы В.И. Толстой, министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева, министр науки и высшего образования Российской Федерации М.М. Котюков, министр образования и науки Чеченской республики И.Б. Байханов, президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Н.Д. Солженицына, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России–2019» Л.Г. Арачашвили.

Читайте также:  Русский язык что такое спряжение глаголов

Работу съезда открыл ректор Московского университета академик В.А. Садовничий. В своем пленарном докладе Виктор Антонович рассказал о конкурсе «Учитель года России», Большое жюри которого он возглавляет с 1995 года, отметив, что чаще всего абсолютными победителями конкурса становятся учителя-словесники. В качестве иллюстрации этого тезиса В.А. Садовничий перечислил поименно учителей русского языка и литературы из разных регионов России — обладателей звания «Учитель года России», начиная с 1990 года, кратко представил каждого из них.

Большая часть доклада В.А. Садовничего была посвящена проектам Московского университета, направленным на взаимодействие со школами и учительским сообществом, работу с талантливой молодежью. Московский университет ведет постоянную работу по повышению квалификации учителей. Начиная с 2010 года, в МГУ регулярно приезжают учителя из регионов, для них организуются семинары, вебинары, мастер-классы, лекции и круглые столы. Всего обучение уже прошли более 1200 человек из 52 регионов страны. МГУ ищет и новые форматы взаимодействия со средней школой. Большое внимание повышению квалификации преподавателей по разным предметам уделяется в рамках создаваемых Московским университетом научно-образовательных консорциумов «Вернадский».

В.А. Садовничий сообщил аудитории, что в дни работы съезда преподаватели Университетской гимназии и СУНЦ имени А.Н. Колмогорова вели повышение квалификации учителей русского языка и литературы. Ректор МГУ рассказал также о программе повышения квалификации учителей сельских школ из высокогорных районов Дагестана, осуществляемой на платформе «МГУ без границ». В продолжение своего выступления В.А. Садовничий затронул темы проектной деятельности со школьниками, которую развивают СУНЦ и Университетская гимназия, недавно проведенной Всероссийскую просветительской акции «Литературная игра», конкурсы для одаренных детей, такие, как «Лучший урок письма», реализуемый совместно с Акционерным обществом «Почта России». Кроме того, в этом году Московский университет и Общество русской словесности провели литературный конкурс среди студентов под названием «Научная лира». Сборник работ победителей творческого состязания, активное участие в котором приняли студенты естественных факультетов, был предложен вниманию делегатов съезда.

Президент Российского Союза ректоров подробно остановился на олимпиадах, которые с 2007 года проводятся под эгидой РСР. Сегодня в Перечень Министерства науки и высшего образования входит 8 олимпиад по русскому языку, 6 олимпиад по литературе и 5 по филологии. Их участники, как отметил В.А. Садовничий, пишут сочинения в духе отечественной филологической традиции, осуществляя самостоятельный глубокий анализ литературных произведений, исследуют их художественные детали в рамках широкого историко-культурного контекста.

Отдельно В.А. Садовничий говорил в своем докладе о преподавании русского языка иностранным студентам. В структуре Московского университета успешно работают несколько зарубежных филиалов, в которых на русском языке получают образование 3500 студентов, при некоторых филиалах начали открываться школы. 19 октября, в Лицейский день, Пушкинскую конференцию под названием «Друзья мои, прекрасен наш союз!» провели китайские студенты Совместного университета МГУ-ППИ в г. Шэньчжэне. Активно развивается проект «Учителя Великого шелкового пути». В докладе была упомянута важная дата — в этом году Институт русского языка и культуры МГУ отметил свое 65-летие, но первую большую группу студентов из Вьетнама на курсы русского языка Московский университет принял еще раньше, в 1949 году.

Подводя итог своего выступления, ректор МГУ констатировал, что образование — это та сфера, которая едва ли не в самой большой степени испытывает влияние происходящих вокруг нас изменений, отличающихся большой скоростью. Одно из них — цифровизация, в условиях которой часто нивелируется ценность грамотного письма, хорошего почерка. Однако, подчеркнул академик В.А. Садовничий, умение наилучшим образом выражать собственные мысли и чувства, осмыслить прочитанное или услышанное нужны сегодня как никогда. Воспитать это умение можно лишь прививая молодежи интерес к русской классике, к филологии, которую Н.В. Гоголь называл «любословием».

Тему воспитания любви к словесности развили в своих выступлениях В.И. Толстой, О.Ю. Васильева, М.М. Котюков, И.Б. Байханов, Н.Д. Солженицына и Л.Г. Арачашвили.

На пленарном заседании, работу которого вел исполняющий обязанности декана филологического факультета МГУ профессор А.А. Липгарт, выступили профессор филологического факультета МГУ академик РАН В.А. Плунгян, ректор МГПУ член-корреспондент РАО А.В. Лубков, заведующий кафедрой общего литературоведения и журналистики Института филологии и журналистики Саратовского национального исследовательского государственного университета В.В. Прозоров, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата, профессор МГИМО В.Р. Легойда, заведующий кафедрой новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета МГУ М.М. Голубков. Предметом дискуссии стали преподавание русского языка в разных аспектах, образ будущего учителя России, воспитание и развитие литературной памяти как залог национально-культурного единства России, изучение русской литературы в школе и вузе.

Съезд, на который в общей сложности прибыли около двух тысяч делегатов из 81 субъекта Российской Федерации и 47 зарубежных стран, продолжил свою работу в рамках 9 секций и 5 круглых столов. После заседаний секций состоялась встреча российских учителей с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцовым, посвященная совершенствованию инструментария для оценочных процедур по русскому языку и литературе. Для участия в съезде также были приглашены члены президиума Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, которые приняли участие в работе секции «Русская словесность за рубежом». Она прошла под руководством президента МАПРЯЛ В.И. Толстого. Во исполнение решений первого съезда Общества русской словесности создана Международная молодежная секция организации, которая провела свое заседание в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ 6 ноября.

Настоящим подарком делегатам съезда стала встреча с писателями Алексеем Варламовым и Львом Данилкиным. Кроме того, всем гостям столицы была предложена разнообразная культурная программа в Москве, а первый день работы съезда завершился прекрасным студенческим концертом на сцене Культурного центра МГУ.

По результатам работы Всероссийского съезда учителей и преподавателей русского языка и литературы было сформулировано большое число предложений, отраженных как в докладах и выступлениях, так и в поступивших в секретариат съезда записках. В них филологи-русисты, в частности, предлагают повысить роль русской словесности в духовно-нравственном воспитании школьников и студентов, вовлекая их в мир русского слова через исследовательские проекты; уделить в программе повышения квалификации педагогов особое внимание такому аспекту, как этический кодекс учителя, разработать междисциплинарную комплексную программу преподавания словесности с использованием инновационных методик; создать экспертный совет по оценке качества электронных ресурсов по русскому языку и литературе, сформировать рекомендации по использованию их в общеобразовательной школе; разработать механизмы независимого апробирования новых учебных изданий перед их включением в федеральный перечень учебников; способствовать созданию постоянно действующих центров повышения квалификации преподавателей русского языка в странах ближнего и дальнего зарубежья; создать в структуре федерального учебно-методического объединения рабочую группу для организации обмена опытом и распространения лучших практик в данной сфере; усилить взаимодействие школьных учителей, сотрудников музеев и библиотек в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения; создать тематические мультимедийные музейные пространства для поддержания школьного курса русской словесности. Участники съезда единодушно выступили с предложением продолжить традицию проведения Всероссийского съезда учителей и преподавателей русского языка и литературы вместе со съездом Общества русской словесности.

Читайте также:  Как правильно пишется день согласия и примирения

Источник

Подведены итоги II Всероссийского съезда учителей и преподавателей русского языка и литературы

Новости МПГУ

В работе Всероссийского съезда учителей и преподавателей русского языка и литературы, состоявшемся в Ломоносовском корпусе МГУ 5 ноября, приняла участие представительная делегация МПГУ, возглавляемая ректором нашего университета, доктором исторических наук, профессором членом-корреспондентом РАО А.В. Лубковым.

Участников съезда приветствовали Министр Просвещения России О.Ю. Васильева, Министр науки и образования России М.М. Котюков, ректор МГУ В.А. Садовничий и другие участники события.

Выступая с докладом на пленарном заседании съезда, А.В. Лубков отметил важность съезда, вырабатывающего ценностные подходы к преподаванию важнейших гуманитарных, смыслонесущих предметов, каковыми были и остаются русский язык и литература. Была подчеркнута актуальность съезда, проходящего в эпоху растущего влияния русского языка на социально-культурную жизнь государств СНГ, особенно – Центральной Азии.

Важнейшая задача педагогических вузов – уделять особое внимание фундаментальности подготовки будущих учителей, ранней, начиная с 1 курса, предметной составляющей образовательных программ, связанной с выбранным профилем. Только так может быть достигнут уровень компетенций выпускников, соответствующий требованиям времени. Так, Институт филологии МПГУ, отвечая современным вызовам, готовит педагогов по сдвоенным профилям «Русский язык и Иностранный язык», «Литература и История», «PKИ и Иностранный язык», и, конечно, «Русский язык и Литература». ректор МПГУ отметил, что на филологический факультет МПГУ идут подготовленные студенты, проходная бал в последние годы здесь очень высокий. МПГУ и РГПУ им. А.И.Герцена по праву находятся в лидерах по приему и подготовке учителей русского языка.

В перерыве делегаты съезда от МПГУ проректор МПГУ, зав. кафедрой русской литературы XX-XXI вв., д.ф.н. Л.А. Трубина, почетный профессор МПГУ А.Д. Дейкина, директор Института филологии, зав. кафедрой русской классической литературы, д.ф.н. Е.Г. Чернышева, заместитель директора Института филологии, доцент кафедры общего языкознания, к.ф.н. М.В. Сарапас, зав. кафедрой методики преподавания литературы, д.п.н. В.Ф. Чертов, зав. кафедрой довузовского преподавания PKИ, д.п.н. Е.А. Хамраева, зав. кафедрой риторики и культуры речи, д.п.н. Е.Л. Ерохина, зав. кафедрой методики преподавания русского языка В.Д. Янченко, доцент кафедры общего языкознания, к.ф.н. Л.Г. Латфуллина, профессор кафедры методики преподавания русского языка, руководитель Центра русского языка и культуры им. А.Ф.Лосева Института филологии, д.п.н. О.Н.Левушкина и др. собрались, чтобы выразить слова поддержки основным идеям, звучавшим на Пленарном заседании. Среди них важнейшим является вопрос об утверждении новой версии школьных стандартов, в частности – о содержании образовательных предметов, базовом списке произведений, обязательных для изучения по литературе.

На заседании секции «Педагог-словесник в современном обществе» выступила директор Института филологии, зав. кафедрой русской классической литературы, д.ф.н. Е.Г. Чернышева. Она отметила, что фундаментальность подготовки учителей-словесников сочетается с практикоориентированностью, предметность с мета- и межпредметностью. Это касается программ дисциплин, практик и других форматов обучения. Важная задача – реализация программ двух дипломов (осуществляется с вузами КНР и Центральной Азии), в том числе – обучение студентов из Узбекистана с применением дистанционных электронных технологий.

В работе секций съезда приняли участие – доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе Института детства Л.С. Саломатина, профессор кафедры методики преподавания литературы, д.п.н. Е.В. Гетманская, профессор кафедры русской литературы XX – XXI веков, д.ф.н. И.Г. Минералова.

В формате встречи с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования С.С. Кравцовым принимали участие многие наши коллеги, в том числе – С.А. Зинин, профессор кафедры методики преподавания литературы, председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по литературе.

Вместе с этим, 5 ноября, в Екатерининском зале Кремля прошло важнейшее событие – заседание Совета при Президенте по русскому языку, на котором обсуждались важнейшие вопросы, связанные с подготовкой в вузах учителей-словесников по направлению «Педагогическое образование», со статусом учителя русского языка в обществе и др. В работе Совета приняла участие профессор кафедры русского языка Института филологии МПГУ, главный редактор журнала «Русский язык в школе» Н.А. Николина.

6 ноября в рамках Всероссийского съезда учителей и преподавателей русского языка и литературы в здании Фундаментальной библиотеки МГУ прошел Второй съезд Общества русской словесности.

С воодушевлением участники съезда встретили приветственные слова Президента Российской Федерации В.В. Путина, озвученные советником Президента В.И. Толстым.

В выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были сформулированы важнейшие задачи духовно-нравственного воспитания российской молодежи посредством русского языка, приобщения к подлинным культурным традициям нашей страны. Важным средством такого воспитания Патриарх видит особую образовательную программу для школ и вузов культурологического наполнения, в которой центральное место будет отведено отечественной культуре, истории, словесности.

Выступление Министра просвещения России О.Ю. Васильевой, Министра науки и образования России М.М. Котюкова, Президента Российского книжного союза С.В. Степашина, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка А.Ю. Кузнецовой и других высоких гостей и участников Съезда общества русской словесности вызвали заинтересованное обсуждение у делегатов съезда. С приветственным словом обратилась к участникам Съезда профессор Лю Цзюань, директор Научно-исследовательского Центра Россиеведения, секретарь парткома Института иностранных языков Пекинского педагогического университета, с которой МПГУ связывает прочные отношения, сотрудничество в различных областях.

В состав Президиума Общества русской словесности по итогам работы съезда вошли ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор, членом-корреспондент РАО А.В. Лубков и профессор кафедры методики преподавания литературы, доктор педагогических наук С.А. Зинин.

7 ноября Всероссийский съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы продолжил свою работу в формате круглых столов. Одним их них (“Русский язык и литература в междисциплинарном образовательном пространстве”) руководил профессор кафедры методики преподавания русского языка, д.п.н. О.Е. Дроздова, возглавляющая Лабораторию междисциплинарных проектов в образовании Института филологии МПГУ, в этом круглом столе приняли участие доцент кафедры риторики культуры речи, к.п.н. О.А. Сальникова и доцент кафедры общего языкознания, к.т.н. М.И. Шаповалов. На круглом столе «Культура чтения современной молодежи» выступила профессор кафедры русской литературы XX – XXI веков, д.ф.н. Я.В. Солдаткина.

Участие в работе Всероссийского съезда учителей и преподавателей русского языка и литературы, и Второго съезда Общества русской словесности придало вдохновение всем его участникам, позволило осмыслить новые тенденции и задачи преподавания русской словесности в школе и вузе.

Источник

Простыми словами о самом интересном