Считалочка про падежи в русском языке

Запоминалки: как запомнить падежи существительных

Эти стихи и фразы помогут выучить падежи русского языка и правильно их умотреблять. Стихи можно использовать для тематического праздника о русском языке, предметной недели русского языка, стенгазеты, викторины.

Падежи

Именительный падеж
Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с кем не спутает никто.

Именительный

Поворот судьбы такой изумительный:
Изучаем мы падеж именительный.
На суку висит (что?) – ватрушка!
На заборе спит (кто?) – старушка!
С неба к нам летит (что?) – игрушка!
Соловьем свистит (кто?) – подружка!
На сосне сопит (кто?) – хрюшка!
Рассказала все (кто?) – врушка!
Сочинила мир такой изумительный!
Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

Родительный падеж

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь.

Дательный падеж

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.

А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь!

Винительный падеж

Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.

Винительный падеж

«Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!»
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я. летать!

Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!

Вижу реку, вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!

Читайте также:  Урок русского языка подготовка к сжатому изложению

Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке.
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.

Творительный падеж

Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

Что там долго говорить.
Вот решился я. творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.

Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.

Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.

Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.

Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой.

Предложный падеж

На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:

Источник

В помощь ребенку: как легко и быстро выучить падежи и вопросы к ним

Ох как мы бились с ребенком, изучая падежи. Ни одна из запоминалок в интернете меня не устраивала.

Их много. Думаю, всем известна хотя бы «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». Сначала она мне показалась подходящей, но, оказалось, она имеет кучу недостатков. Не всегда просто вспомнить названия падежей по первым буквам. А еще надо вытащить из памяти и вопросы к ним. И современным детям она не очень понятна.

Другие стихи, которые мне попадались, были слишком длинными. Такие на уроке во время диктанта вспоминать не будешь.

Поэтому и родилась наша запоминалка-рифмовка.

✓ Для каждого падежа в ней только 2 строчки.
✓ Каждый падеж имеет свой характер. Яркий образ легко запомнить.
✓ В каждой рифмовке указаны название падежа, его вопросы и слова-помощники.

Возможно, вашим ребятам она тоже пригодится.

– Кто!? Что!? Всё здесь сомнительно!
Вздыхает Именительный.


— Нет тут кого? Чего тут нет?
Ворчит Родительный в ответ.

— Кому? Чему? – сто пирожков
Всем Дательный раздать готов.


Винительный винит за то,
Что сам стащил «Кого?» и «Что?».


Мастеровой Творительный
«Кем? «Чем?» творит стеснительно.


О ком? О чем? – Вопрос несложный.
Расскажет нам падеж Предложный.

Источник

10 лёгких способов (иногда в стихах) запомнить правила русского языка

Помните 11 глаголов-исключений, которые относятся ко второму спряжению? Выучить их просто так, без четверостишия и рифмы, как этому учат в школе, непросто. Рифмизация — это один из приёмов мнемоники, техники, которая облегчает запоминание нужной информации. Мы вспомнили десять способов, которые помогут запомнить правила русского языка.

Читайте также:  Как правильно пишется сдаст или здаст

Кажется, запомнить шесть падежей — проще пареной репы: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Но в начальной школе это не всем даётся легко, поэтому учителя предлагают запомнить их первые буквы так:

Кроме того, что падежи нужно запомнить, хорошо бы ещё уметь правильно склонять слова и не путать дательный падеж с винительным. А с этим проблемы у многих!

С родительным падежом тоже проблем хватает, особенно когда речь идёт о множественном числе. Про апельсины и мандарины можете почитать в нашем выпуске «Грамотности», посвящённом как раз этой теме. А здесь простые способы запомнить ещё некоторые слова:

Сразу напомним, что к первому спряжению тоже относятся три глагола-исключения: брить, стелить, зиждиться.

Это боль всех людей. Просто запомните:

То есть глагол «одеть» мы используем, когда говорим о людях или предметах, которые их обозначают (например, кукла). А глагол «надеть» — когда говорим о неодушевлённых предметах (например, надеть шапку).

Раз уж заговорили о боли, давайте разберёмся раз и навсегда. Сомневаетесь, нужен ли мягкий знак в «т (ь)ся»? Просто задайте вопрос к слову: если в самом вопросе мягкий знак есть — значит, он есть и в слове. Попробуем:

Сразу несколько способов запомнить, в каких неопределённых местоимениях дефис нужен, а в каких — нет.

Стихи, которые не помешает заучить и взрослым (если по-другому запомнить, когда писать «также», а когда «так же», не получается).

В этом четверостишии ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог:

Источник

Как запомнить падежи?

Даже если ваш последний звонок отзвенел давно, будет не лишним сегодня вспомнить падежи из русского языка. Как вы помните ещё со школьных времён, их насчитывается всего шесть.

В отличие от нашего языка, в эстонском их целых 12, а в финском – 15. Если вы сейчас как раз изучаете такой язык, грамматика которого не из лёгких, то эта статья особенно будет вам полезна.

Ниже представлены падежи:

Наверняка, учась ещё в начальной школе, запоминание этих шести падежей составляло для вас трудность…Поэтому на уроках вы старались уложить в свою память названия всех падежей при помощи акростихов.

Акростихи – это стихи, в которых первые буквы слов совпадают с первыми буквами названий падежей. Стихов для запоминания падежей множество, но самый распространённый среди них – это конечно же:

Читайте также:  Поздравления с днем на башкирском языке своими словами

Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку.

Также представляю вашему вниманию другие стихи:

Иван рубил дрова Варвара Топила Печку

Имя Родители Дали Винительный Творцом Предложили

Иван Рубил Дрова Велел Тащить Пилу

Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать

О том, как быстро запоминать стихи, читайте здесь.

Сейчас для нас такое запоминание со стихами не представляется сложным, но для учеников начальных классов оно может быть отнюдь непростым. Поэтому в данной статье я хочу представить вам пример запоминания падежей с помощью визуальных образов.

Создание образов на падежи

Для названия каждого падежа придумайте образ по созвучию, либо основанный на ваших личных ассоциациях. Главное, чтобы этот образ был легко представимым.

Примеры:

Соединение образов на падежи

На данном этапе запоминания необходимо последовательно связать образы на падежи. Сделать это можно с помощью метода «Цепочка», «Необычная история» или «Локации».

Способ «Цепочка»

Начиная с образа на именительный падеж, присоединяем друг за другом картинки на остальные падежи. Непосредственно сами связи должны представляться нами чётко, иметь необычный характер.

Также вы должны для закрепления удерживать их в воображении 5-7 секунд.

Пример:

На бейдже висит родственник, у этого родственника в зубах календарь. Из календаря торчит бутылка. За горлышко бутылки держится Иисус, а у него на голове коробочка с кольцом.

Способ «Необычная история»

Образы на падежи соединим с помощью истории, в которой один образ будет вытекать из другого.

Пример:

Из бейджа вылезает родственник, у родственника из кармана падает календарь, календарь разбил бутылку вина. По осколкам от бутылки вина идёт Иисус и несёт в руках коробочку с кольцом, чтобы сделать вам предложение.

О том, как выучить падежи, смотрите моё видео:

Способ «Локации»

Чтобы запомнить падежи с помощью локаций, можно воспользоваться методом «Коттедж» или методом «Городки». Вам необходимо подготовить 6 локаций в вашей комнате или на уличном маршруте.

Образы локаций с образами на падежи удерживайте в течение 5-7 секунд.

Пример:

После того, как вы запомнили падежи одним из предложенных способов, вам следует далее воспользоваться интервальным повторением, суть которого заключается в периодическом вспоминании этих образов ближайшие 3-4 дня.

Так вы сможете надолго запомнить этот вид информации.

Как вы теперь считаете, действительно ли такой способ запоминания легче по сравнению с акростихами? Предложите такой метод вашим детям, младшим братьям/сестрам или племянникам, которые возможно как раз сейчас изучают падежи.

В комментариях под данной статьёй напишите ваши мысли и мнения о таком способе запоминания, а также пишите ваши вопросы по теме развития памяти и интеллекта.

Источник

Простыми словами о самом интересном
Добавить комментарий