Считалочка на башкирском языке с переводом

Считалки

Удмуртская семья. Вятская губ., Сарапульский уезд, с. Бураново, нач. ХХ в.

Считалки/ лыдъяськон – от лыдъяны/лыдъяськыны «считать» – постоянно присутствующий в детской игре жанр. Именно наличие счёта является особенностью жанра и формирует его поэтику. Чаще всего применяются количественные и порядковые числительные. Употребление чисел лишь первого десятка объясняется, по-видимому, тем, что эти цифры наиболее доступны восприятию ребенка.

Некоторые считалки построены по принципу искаженного счета. В некоторых искажен сам текст, в котором используется двуязычная лексика. По-видимому, из-за незнания других языков при употреблении фольклорного текста не все слова бывают понятными, и потому форма их наиболее приближается к родной речи, вводится смешанная лексика. Непонятные, но звучные слова и словосочетания привлекают детей, и они увлеченно скандируют их. Иногда на искажение идут сознательно, находя удовольствие в самом словотворчестве. Отсюда и появление заумных считалок.

Главная особенность считалок – строгое соблюдение ритма. В удмуртских считалках ритмоорганизующим элементом является чередование ударных слогов. С помощью аллитераций и ассонансов достигается их интонационная особенность. Они обогащаются новым содержанием благодаря профессиональному творчеству. Их образы, ритмику и динамику активно используют в своем творчестве поэты, пишущие для детей.

. Бакча бертӥ улмо (яблок, лимон) питра,
Кин ке кутӥз – со потоз.

2. Буби-кони, нити-воли,
Зата-бита, померита,
Рузь-вазь, князь!

3. Вить, куать, дас куать,
Тон но, мон но одӥг кадь.

4. Вить, дыр, куать, дыр,
Вить туш, куать туш,
Куать мыйык.

5. Вить туш, куать туш,
Сизьым тушо песятай.

6. Гурезь ултӥ улмо (моко*) питра,
Кин ке кутэ – со потэ.

7. Гондыр, гондыр городын,
Чабей мешок гур вылын.

9. Жингыр-бенгыр барабан,
Мон со котыртӥ бергай.

10. Ик-кук, курег кук,
Крашен сапег, луд кеч кук.
Ыжпи, така, кунян лы,
Чипы-курег – душеслы!

11. Икча-кукча, чаба-бильма,
Дюнгы-менгы, лач-пач.
Укно ултӥ питран питра,
Кин сое кутӥз, со потоз.

12. Инӟы-бинӟы, потык-сарык,
Куса-рыса, пыж-пиж,
Пымес-вылес.

13. Кыз йылын коӵо пуке,
Кыӵыр-кыӵыр кыӵыртэ,
Тонэ чимыны косэ.

15. Куар вылын нумыр кылле,
Сое поттыны кулэ.

16. – Музъем вылтӥ песятай кошке,
Музъем шорияк пилиськем.
Со музъемез кышъяны
Кӧня кортӵог быдтозы?
– Дас (1,2,3 …).

17. Мон но, тон но, Паримон,
Онтонлы луоз коньдон.

18. Микта-кукта, чаба-бильма,
Чи-бу, ладь-бадь,
Коръя-воръя, вий-пой,
Поди, Яшка, вон!

19. Нюк улэ питран питра,
Кин кутӥз, со ик чима.

20. Нюлэскы мынэм бере,
Колёсае ёнаськиз.
Солы кӧня кортӵог кулэ луоз,
Лыдӟыса уть али.

21. Одӥг, кык, куинь,
Ньыль, вить,
Гондыр шуба улысь
Тон потӥд.

22. – Одӥг пересь нюлэскы ветлӥз,
Кӧня кионэз со адӟиз?
Кӧня?
– Кык (1, 2).

23. Озьы гозы, кут гозы,
Бакчаын тэтча ӟозы.

24. Одӥг, кык, куинь,
Чурня!

25. Ог обинь, кык обинь,
Пыр луоз куать обинь.

26. Одӥг, кык, куинь, ньыль,
Вить, куать, сизьым,
Тямыс, укмыс, дас,
Чорыг уя тусьты пыдсын,
Кин ке кутӥз, со потоз.

27. – Пунылэн карез тӥяськем,
Кӧня кортӵог кулэ луоз солы?
– Ньыль (1, 2, 3, 4).

28. Типи-типи-надцать,
Типи-восемнадцать,
Лыдӟод ке но, уд ке но,
Пиез потоз дас куать.

29. Тусьты, пуньы, вӧй горшок
Сю артэк медаз шедьты.

30. Укно ултӥ гондыр ветлэ,
Кин ке кутӥз, со потоз.

31. Урам кузя яблок питра,
Кин ке кутэ, со потэ.

32. Убыр-кабыр, капка йыл,
Капка йылын куака йыр.

33. Чима, чима, чимали,
Чимыдэ тон кынь али,
Пегӟемъёсты утча ни.

34. Чима, чима, чимали,
Чумой дорын чумоли,
Чумоли йылын куака.
Одӥг, кык, куинь,
Чиманлэн пумыз вуиз.

Анка-банка, ты чиганка,
Сейы-бейы, поп!

Аз, буки, веди, баклашка,
Скал, табакерка, ыж.
Венец, парсь, чиндыс,
Исили, писили, федала,
Пургала, Федя,
Пурга, Парас, Пекла.

Акыты-бакыты, тукыты-мы,
Абыль-бабыль, тумыны,
Ики-брики, грамматики,
Энак-ленак, пан!

Анна-кутана, тимат,
Сьӧка-льӧка, зимльзян,
Кушкес-голесь, кисьмелень,
День-бень, борос!

Арода-варода, камтари,
Етки-ватки,
Воркемей Петыр,
Вольпис, пот!

Алаката-балаката,
Туктым-тактым,
Шариатан-бариатан,
На четыре барабан.

Аты-баты, чукты-мы,
Абуль-фабуль, дэ-ме-нэ,
Эксп-пекс, пулем пукс.
Наур!

Икилики-микилики, этилики,
Голубилики, токмашки, отешки,
Меток, сокорок,
И выйдет Иван-королёк.

Икча-кукча, чалма-вулма,
Лынгыр-лангыр, лач-пач,
Красный суды, вомы, пот!

Икча-кукча, бильма-люмга,
Чиль-був, лач-пач,
Йотри-вотри, вот, поди!

Икча-кукча, чаба-бульма,
Чикыль-чокыль, гӧршок.

Икча-кукча, чаба-бильма,
Чибу-лулач, черёка-берёка,
Зуйчик-зайчик, кокыр-мокыр.

Ини-бини, рики-факи,
Торба-орба, шурдырмаки,
Дэун-дэун, кусмыдэун,
Бац!
Чум, чум, чума, чум,
Чум сэреге, ам бым-бум,
Амбумбери арондаш,
На базаре чёрный час.

Эни-бени, рики-факи,
Урба-турба, сентебряки,
Дӧу, дӧу, красно дӧу,
Эни, бени, бац!

Это, пето, сюбо,
Кора, изы, шыртки-партки,
Чингыль-мингыль,
Яшка-юбо, берты.

За огородами катится яблоко,
Кто поймает – тот и галит.

Пять, шесть, шестнадцать,
Ты да я – пара.

То ли пять, то ли шесть,
Пять бород, шесть бород,
Шесть усов.

Пять бород, шесть бород,
Седьмой – дед с бородой.

Под горой катится яблоко (моко*-страшила),
Кто поймает – тот и галит.

Медведь, медведь в городе,
Мешок с пшеницей на печке.

Диго-диго, диго-диг,
Считая по паре, будет двенадцать.

Жингыр-бенгыр барабан,
Я вокруг него кружился.

Ик-кук (игра слов), куриные лапки,
Кряшенские сапоги, заячьи лапки.
Ягненок, барашек, кость теленка,
Цыплята-куры – ястребу!

Икча-кукча, чаба-бильма,
Дюнгы-менгы, лач-пач.
Под окошком катится колесо,
Кто его поймает, тот и галит.

Сорока сидит на ёлке,
Кычыр-кычыр стрекочет (игра слов),
Тебя просит галить.

Дважды восемь – шестнадцать.
Мы с тобою – пара.

На листке лежит червяк,
Его надо выкинуть.

– Шел дед по земле,
А земля раскололась.
Чтобы землю заштопать,
Сколько нужно гвоздей?
– Десять (1, 2, 3 …).

Я, и ты, и Паримон,
А деньги возьмет Антон.

Под гору катится колесо,
Кто поймал, тот и водит.

Заехал в лес,
Развалилось колесо.
Постарайся сосчитать,
Сколько гвоздей нужно для его починки?

Раз, два, три,
Четыре, пять,
Из-под медвежьей шкуры
Вышел ты.

– Один старик в лес сходил,
Сколько волков он увидел?
Сколько?
– Два (1, 2).

Так веревка, лапотные оборы,
В огороде скачет стрекоза.

Один овин, два овина,
Все равно будет шесть овинов.

Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять,
Рыба плавает по дну (тарелки),
Кто поймает, тот и выйдет.

– У собаки сломался домик,
Сколько гвоздей потребуется ей?
– Четыре (1, 2, 3, 4).

Типи-типи-надцать,
Типи-восемнадцать,
Считай не считай,
Деток будет шестнадцать.

Тарелки-ложки, горшок для масла,
Пусть найдут лишь через сто лет.

За окном ходит медведь,
Кто его поймает, тот выйдет.

По улице катится яблоко,
Кто поймает – тот и выйдет.

Убыр-кабыр (игра слов), верх ворот,
На воротах воронья голова.

Чима, чима, чимали (игра слов),
Глазки ты закрой-ка,
Спрятавшихся поищи.

Чима, чима, чимали,
У Чумоя копна.
На копне ворона.
Раз, два, три,
Считалке конец.

Источник

Чистоговорки на башкирском языке

специалист в области арт-терапии

Номер материала: ДБ-1162188

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Время чтения: 1 минута

В России выросло число обучающихся во вторую смену

Время чтения: 1 минута

Российские учителя смогут получить 6 млн рублей на инновационные проекты

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Кошка и собака — наши соседи». Ознакомление с башкирским детским фольклором

Розалия Мирхайдарова
«Кошка и собака — наши соседи». Ознакомление с башкирским детским фольклором

Занятие по патриотическому воспитанию.

Тема: Ознакомление с башкирским детским фольклором.

Форма проведения: На яйляу.

Цель: познакомить детей с разными видами башкирского детского фольклора (потешки и пестушки, дразнилки, считалки, игровые прибаутки, заклички и приговоры, скороговорки и загадки);

чтение наизусть, разучивание скороговорок, обыгрывание башкирских народных игр;

воспитывать любовь к родному краю, к людям, к традициям и фольклору.

Материалы: башкирские национальные костюмы. Юрта, курай, кубыз и их мелодии, атрибуты для игр, иллюстрации об историческом быте башкирского народа.

Содержание занятия

1. Под музыку курая читаю стихотворение Фаузии Рахимгуловой:

И соловьиных песен

Поток ее прозрачен

Давайте, ребята, сядем на крылья времени и перенесемся в старину, когда башкиры летом жили в юртах, кочевали и пасли стада на широких просторах нашей Родины. Закрыли глаза и перенеслись.

Мы сейчас на летовке, на яйляу. Повторите летовка, яйляу. Пока взрослые занимались по хозяйству, что же делали дети? Играли, пели песни, учились мастерству. За детьми смотрело старшее поколение. Тогда ведь не было детских садов и школ. И люди из поколения в поколение передавали знания в играх, в совместной деятельности, на посиделках и праздниках.

2. Важное место в детском фольклоре занимали потешки и пестушки.

Идет гулять мальчишка

Чтоб не замерзли пальчики?

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

То же на башкирском языке.

Будто бабай старый.

Затрещала раньше срока.

Возьму сейчас палку,

4. Ребята вы любите играть? Какая игра может быть без считалки и игровой прибаутки. С их помощью дети делят роли.

— Какие считалки вы знаете? (Ребенок читает.)

Шел баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто ее возьмет, тот водить пойдет.

Раз уж выбрали водящего, давайте поиграем в игру «Угадай по голосу».

Девочек двенадцать нас.

Собрались мы на доске

На заре не стало нас.

То же на башкирском языке.

— А кто еще считалку знает?

Алли – балли, двадцать салли,

Сахар, сахар, лампасы.

Уж давай-ка, выйди ты!

Давайте поиграем в игру «Слепой баран» или «Жмурки».

Слепой дядя подожди,

Держись за ручку двери.

Варит кашу бабушка,

То же на башкирском языке. Игра повторяется.

5. Ой, ребята, тучи солнышко закрыли. Давайте произнесем закличку.

Дай мне чашку, дай мне ложку,

Я покушаю немножко.

Вот и солнышко засияло.

Еще, какие заклички знаете?

(Читает один ребенок.)

Дождик, дождик, лей давай!

Ты, пшеница, поспевай.

Будет радости по больше

6. Ох, Эллина, ты болтушка, тараторишь как сорока. Попробуй-ка произнеси скороговорки.

Серая кошка сидит на окошке.

Сидит Тагир на печи.

— О ком эта скороговорка? Что он делает?

— Повторяйте за мной.

— Повторяйте вместе со мной.

Индивидуальные проговаривания скороговорок.

7. Ах, чуть не забыла. У меня же для вас сюрприз. А какой, узнаете, отгадав загадку.

Есть у меня дружок певучий,

Дугой согнут. внутри язык.

Ласкает слух и лечит душу

О спутник мой, мой друг. Кубыз.

Играю на кубызе башкирскую мелодию «Шаль вязала». Танцую с шалью и пою.

Итог занятия.

— Где мы сегодня были? На летовке, на яйляу.

— Вам понравилось путешествие в старину?

— Как богат башкирский детский фольклор.

И мы оказалось, много знаем.

Любить свою Родину, свой народ и язык.

Читаю стихотворение Хай Мухамедьярова

Какое солнце всходит над горами,

Как хорошо и радостно душе!

Я день встречаю звонкими словами:

Цвети земля, цвети и хорошей.

Горжусь безмерно я моей землею,

Где привелось трудиться и творить.

Где каждый честный может стать героем,

Где каждый может подвиг совершить.

Ознакомление с окружающим миром. ОБЖ.

Задачи: учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, как обращаться с ними; познакомить с народными приметами о кошках и собаках; научить, как обращаться с бездомными животными; как помочь им.

Материал: картины, на которых нарисованы разные породы собак и кошек, корм для собак и кошек; игрушки кошки и собаки.

Ключевые слова: правильное обращение с собакой, кошкой; уметь считаться с желанием, поведением животных; помогать друг другу; бездомные животные.

Содержание занятия.

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается.

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, а хвост колечком.

— Вы догадались, о ком сейчас будем говорить?

— У кого из вас есть дома кошка?

— Что ест и пьет ваша кошка?

— За что вы любите свою кошку?

— Для чего нужны кошки?

Кошки одновременно доверчивые и хитрые, ласковые и хищные, домашние и дикие животные. Кошки всегда гуляют сами по себе. У кошек очень тонкий слух и хорошо развито осязание. Кошки слышат малейшие шорохи. Одинаково хорошо видят днем и ночью. Они родственники тиграм, львам, леопардам.

— У кого из вас есть собака?

— Какая кличка у вашей собаки?

— Чем вы кормите свою собаку?

— Для чего нужны собаки?

Главные требования при воспитании собак: соблюдение чистоплотности, приучение к наморднику и поводку, различным командам. Выводить больших собак без намордника на прогулку запрещается.

Кошки и собаки умеют сами себя лечить, ищут свою лечебную травку. Слюна этих животных убивает бактерии. Они зализывают раны и ссадины, которые быстро заживают.

Есть много пород кошек и собак. У каждого из них свой характер, внешность, предназначение.

2. Физкультминутка. Мы едем, едем, едем

Нам весело живется,

А в песенке поется

О том, как мы живем.

Мы везем с собой кота.

Вот, компания, какая!

3. А вы знаете, ребята, по поведению кошки и собаки можно определить погоду.

4. Кто из вас знает стихи о кошках и собаках.

У котенка шерстка гладкая,

И она, наверно, сладкая,

Потому что Васька рыжий

Часто, часто шерстку лижет.

— Кошки не любят сырость, воду, не купаются, а всегда чистые. Почему? Потому что они облизывают себя.

У крыльца лохматый пес

Лег, уткнувши в лапы нос.

Тихо, мирно он сопит,

Может, дремлет, может, спит.

А попробуй, сунься вор—

Вмиг залает на весь двор.

— О чем это стихотворение? Собаки спят чутко. На малейший шорох просыпаются и лают. Так они охраняют нас от чужих.

Какое ей тут житье?

У кошки лапа болит.

А взять ее в квартиру

— Почему мама ребенка запрещает брать кошку домой?

Бездомными собаки и кошки оказываются по вине хозяев. Человек не должен предавать своих маленьких друзей, оставлять их без крова и пищи. Бездомные животные бродят в местах пищевых отбросов и могут заразиться, заболеть.

(Котенок игрушка замяукал). Где он? Чей он? Откуда он к нам попал?

— Можно его сразу брать на руки? Нельзя, потому что он может быть больным или блохастым.

— Сейчас посмотрю. Все в порядке, он просто грязный. Возьмем его к себе? Нужно только привести его в порядок. Что нужно сделать?

(Моем в теплой воде, вытираем полотенцем, нальем молочка.)

— А как котенка назовем? Пушок.

— Ой, Пушок, наелся и опять плачет. А вдруг у него что-то болит? Что же нам делать? Обратиться к ветеринарному врачу.

— Какие правила мы должны знать?

1. Не трогать чужих животных, вы не знаете их характера.

2. Нельзя бездомных животных брать на руки.

3. Не выбрасывать кошек на улицу.

4. Не забывать во время, кормить их.

5. Не обижать животных.

6. Если домашние питомцы заболели, нужно обратиться в ветлечебницу.

7. Помните! Кошки и собаки очень любят вас, плачут и переживают разлуку с хозяином.

8. Чаще общайтесь с ними, играйте, ласкайте, разговаривайте.

— О ком мы с вами говорили?

— Что вы поняли и запомнили?

Напоследок, хочу прочитать стихотворение Е. Благинина

Я нашла в саду котенка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

День с утра стоял ненастный,

Так и быть, зверек несчастный,

Скоро стал котенок мой

Шерсть – как бархат,

До чего ж хорош собой!

Консультация для педагогов КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Использование фольклора в развитии дошкольников» МБДОУ детский сад № 6 Воспитатель Бочанская Н. В. Краснодарский.

Источник

Старинные считалки для детей

Считалки представлены простейшей стихотворной формой. Но при краткости и нехитром содержании их необходимо разучивать с детьми. Считалки с давних времён помогают гармоничному развитию самых маленьких, обогащают игровой опыт и расширяют кругозор старших ребят.

Старинные считалки — зачем их знать?

Детский фольклор — удивительная и интересная часть устного народного творчества. С незапамятных времён дети сочиняли стишки и песенки для развлечения и игр. Считалка — небольшой рифмованный текст, предназначенный для пересчёта и случайного избрания предмета или участника из нескольких.

Считалки дети обычно используют перед началом игры

До наших дней сохранились считалки разных исторических эпох: царского времени, революционной поры, советского периода. Кроме того, существуют фольклорные сборники народов зарубежных стран. Рекомендуется разучивать старинные английские, французские, немецкие и другие считалки на уроках иностранного языка.

На уроках иностранного языка дети знакомятся с культурой другой страны

Старинные считалки — оригинальные тексты, а также дополненные детской фантазией потешки и пестушки. Некогда крестьянские ребятишки и дети из дворянских семей придумывали стихотворения-считалки, чтобы распределить роли в сюжетной игре или выбрать ведущего. Дети копируют в игровой деятельности мир взрослых. И считалки изначально были текстами сакральными, с помощью которых определяли, кому выполнять важную и опасную работу. В архаичные времена взрослые «считались» перед охотой, строительством крыши, рытьём колодца.

Старинные считалки дети вспоминают на фольклорных праздниках и занятиях

Пришёл XX век, жизнь стремительно менялась — октябрята и пионеры добавили в считалки персонажей и реалии советского времени.

Помню, мама учила меня считалке про «Чайку», «Жигули», «Волгу». Этот стишок мама переняла от сверстников в пионерском лагере в 1960-х гг.

Для современных детей пионерские игры и считалки овеяны налётом старины

Подборка старинных считалок для детей

Использование на занятиях и в играх старинных считалок способствует решению различных задач формирования личности ребёнка. Тематические подборки считалок помогут выбрать фольклорный материал для разучивания дома и в детском саду, знакомства на уроках литературы и иностранного языка.

Наблюдение из жизни. Скажешь детям: «Сейчас мы выучим считалку», просишь повторять, а они быстро теряют интерес. Считалка запоминается легко и с удовольствием, когда она остаётся частью игры. Мотивируйте детей к знакомству со старинными считалками: «Я научу вас игре, в которую играли ваши бабушки и дедушки, а начинается она с выбора ведущего!».

Разучивание старинных считалок на уроке остаётся элементом игры

Народные считалки

Одна из русских народных считалок:

В старинных считалках часто встречаются архаизмы и устаревшие слова (например, «воевода»), их значение необходимо объяснять детям

Подробнее о русских народных считалках можно узнать в статье «Русские народные считалочки».

Другие известные народные считалочки:

Объяснить, что такое тоня, можно при помощи иллюстративного материала

Старинные карельские слова необходимо объяснить ребятам: «тоня» — сеть или подходящее место для рыбной ловли неводом, «стан» — элемент женского национального костюма.

В башкирской считалке следует растолковать незнакомое детям слово «лампасы»

Педагог прогнозирует трудности при восприятии древних считалок. Необходимо предварительно выявить те слова в тексте, значения которых требуют объяснения. Так, в башкирской считалке нужно пояснить ребятам: «салли» — сокращённая и просторечная форма от исламского «Салам» (если нужно, то и значение этого слова раскрывает), «лампасы» — элемент на мужских брюках.

Дочка выучила в средней группе считалку со словами «едут там трубачи и едят калачи» и спросила у меня, какие калачи едят в стишке — из песочницы, что ли? Воспитателю следовало показать детям картинку с калачом и пару слов сказать об этом хлебном изделии.

Во многих странах бывшего СССР (Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане и др.) функционируют детские сады и школы, где образовательный процесс частично осуществляется на русском языке. На праздниках толерантности и национальных культур дети показывают знания народного творчества — родного и русского.

В детских учреждениях стран бывшего СССР ребята знакомятся с национальными считалками, потешками, сказками

В конце учебного года (24 мая) отмечается День славянской письменности и культуры. В школах и детских садах устраиваются праздники. При подготовке к мероприятию с ребятами разучивают старинные восточнославянские считалки, песни, частушки, играют в народные забавы — русские, украинские, белорусские.

На празднике славянской культуры звучат русские, украинские и белорусские народные произведения

Достойны уважения учителя и воспитатели, маленькие подопечные которых растут открытыми к позитивному восприятию национальных культур. В садике моей дочери воспитатель даёт возможность каждому ребёнку рассказать о традициях в семье. Вместе они слушают и учат прибаутки, песенки, считалки русские народные, украинские, армянские и даже вьетнамские — у нас многонациональная группа!

Дореволюционные считалки

Со времён Российской Империи до наших дней сохранились такие считалки:

Заучивая с детьми считалки, параллельно давайте рассмотреть иллюстрации к ним

Советские считалки

Из советских считалок многие пользуются популярностью и по сей день:

Дети лучше запомнят считалку «Цикал, цикал…», если дать им задание сделать рисунок мотоцикла и раскрасить его в выбранный цвет (из текста)

Интересный факт. В древности считалки были сродни заклинаниям. Люди использовали слова, которые не смогли бы понять злые силы или животные. Постепенно считалки превратились в детский жанр, а странные слова в них сохраняются: «эники-беники», «клёц», «чирики-мигирики», «шаранды-баранды», «сим-сим-сим» и другие.

Пример пионерского словотворчества — считалка из секретных слов:

В считалках часто встречаются странные буквосочетания — отголоски веры людей в сакральные значения слов

Старинные зарубежные считалки

Покажите детям для лучшего понимания английской считалки «Eeny, meeny, miney, moe» юмористическую картинку-иллюстрацию

Источник

Читайте также:  Как пишется слово журавлиный с двумя н или с одной
Простыми словами о самом интересном
Добавить комментарий