Сегодня написано множество научной литературы, посвященной теме – отклонений в развитии. Предоставлена классификация, которая определяет отклонения и является основой в изучении проблем, связанных с развитием.
«Дизонтогения» как признак аномального развития
Впервые об отклонениях в развитии заговорил Г.А. Швальбе. В 1927 году в своей работе прозвучало понятие «дизонтогения» — отклонения организма в момент внутриутробного развития в сравнении от установленных норм. Такие нарушения могут быть на стадиях отногенеза и постнатального.
Любое длительное патологическое влияние на несформировавшийся мозг, как правило приводит к психическим отклонениям. Они могут отражаться в разной степени в зависимости от причин возникновения, их расположения, на сколько сильно выражается и с каким темпом распространяется. Также влияет социальная среда, в которой находится ребенок.
В отечественной науке такое состояние называется «аномалия развития». Детей, у которых существуют определенные отклонения в сравнении с нормальным психическим или физическим развитием, называют аномальные. В современное время их называют – «дети с ограниченными возможностями» или «особенные детки».
Классификация отклоняющегося развития
Существует определенная группу отклоняющегося развития, автором которого является Л. С. Выготский. Он определит два вида дефекта:
- Первичный – это частые или общие отклонения в развитии ЦНС, несоответствие уровня психического развития в зависимости от возрастного периода. Нарушение в областях – зрения, слуха, умственных способностях. Это связано с повреждением или недоразвитостью определенного участка мозга. Бывает и в сочетании двух дефектов. Выявить это могут специалисты – психолог, патопсихолог и невропатолог.
- Вторичный – ребенок, имеющий нарушения в области психофизического развития и социальное окружение не компенсирует их, а наоборот способствует развитию таким отклонениям. То есть, дефекты, которые не дают коммуницировать с другими людьми, тормозят процесс усвоения приобретенных знаний и навыков. Функции, которые взаимодействую с поврежденным участком становятся вторично недоразвитыми – ребенок с нарушением слуха имеет проблемы с пониманием чужой речи.
Лев Семенович отмечал что, чем быстрее появляется нарушение, тем тягостнее последствие для развития психики.