Как правильно пишется слово почему или пачему

Содержание
  1. ПОЧЕМУ или ПО ЧЕМУ, как правильно пишется?
  2. Как пишется «почему/по чему/по-чему
  3. Когда пишем слитно «почему»
  4. «Почему» — относительное местоименное наречие
  5. «Почему» — вопросительное местоименное наречие
  6. Когда пишем раздельно «по чему»
  7. Пишете или пишите – как правильно пишется слово, как легко запомнить правило и перестать путаться раз и навсегда
  8. Когда «пишите» надо писать с «и»
  9. Когда «пишете» надо писать с «е»
  10. О чем надо обязательно говорить в школе
  11. Как объяснять эту орфограмму в тетради и у доски
  12. «Пишете»
  13. «Пишите»
  14. Влияют ли приставки на выбор букв «е» и «и»
  15. Примеры предложений со словом «пишите»
  16. Полезные материалы по теме
  17. Заключение
  18. ЗА ЧЕМ или ЗАЧЕМ, как правильно писать?
  19. Правописание слова «за чем»
  20. Правописание слова «зачем»
  21. Примеры предложений со словом «зачем»
  22. «ОТЧЕГО» или «ОТ ЧЕГО», как правильно пишется?
  23. Раздельное написание слова «от чего»
  24. Слитное написание слова «отчего»
  25. Как правильно писать слово «почему-то»?
  26. Часть речи слова «почему-то»
  27. Правописание слова «почему-то»
  28. Примеры

ПОЧЕМУ или ПО ЧЕМУ, как правильно пишется?

«Почему» или «по чему», а может и вовсе «по-чему»? Сегодня рассматриваем возможность написания одной фразы слитно, раздельно или через дефис.

Как пишется «почему/по чему/по-чему

В русском языке много слов, написание которых вызывает сомнения. Многие слова проверяем возможностью отделения приставки.

Если оставшаяся часть без неё вполне осмысленна, то или между приставкой и словом можно вставить определение или любое другое слово, и смысл всей конструкции не теряется, то это случай раздельного написания.

Если же отделить приставку не получается без сохранения смысла, то в этом случае слово пишется слитно.

Наш случай сегодня из ряда вон какой сложный. Потому что приставка «по» существует. И она легко отделяется от «чему». И даже слово «чему» тоже существует.

Казалось бы, что можно писать раздельно.

Так это и верно. Можно писать раздельно. А можно писать слитно, хоть и приставка отделяется.

Вот уж как писать нельзя, так это через дефис «по-чему». Это неправильный вариант написания. И это нужно запомнить.

А вот с другими двумя (правильными) вариантами написания придётся поразбираться.

Когда пишем слитно «почему»

Слитное или раздельное написание «почему/по чему» зависит от того, к какой части речи это относится.

Смотреть всегда надо по контексту.

Русский язык изобилует словами-омонимами, написание которых отличается, даже если они звучат одинакова.

Это наш сегодня случай.

«Почему» — относительное местоименное наречие

Слитное написание «почему» используется в том случае, если мы имеем дело с относительным местоименным наречием. Оно выполняет в предложении роль союзного слова в сложноподчиненном предложении: Мне безразлично, почему все вдруг разом посмотрели на меня.

«Почему» — вопросительное местоименное наречие

Второй случай слитного написания — если «почему» используется как вопросительное наречие, стоит в начале вопросительного предложения: Почему мне всегда грустно на уроках русского языка?

Исходя из этих двух случаев, запоминаем, что наречие «почему» всегда пишется слитно, каким бы наречием оно не было: относительным или вопросительным.

Когда пишем раздельно «по чему»

Раздельно пишутся предлог «по» и местоимение «что» в дательном падеже, имеющее форму «чему».

Предлоги всегда пишутся раздельно с идущими за ними словами.

Определить, является ли «по» предлогом, чтобы на законном основании писать его отдельно от «чему», очень легко.

Опять же смотрим на контекст. Если «чему» можно заменить существительным, то это случай раздельного написания: по чему мы бежим? — по тропе мы бежим.

Заменили «чему» на «тропе».

Помните загадку: почему слон переходит речку?

Многие сразу начинают думать, а почему же? Может ему на другой берег захотелось?

А загадывающий весело смеется и говорит ответ: по мостику.

Так вот, если «почему» — это всегда взаимосвязь с причиной (почему земля черная, почему небо голубое, почему люди храпят во сне), то «по чему» — это наличие объекта, поверхности, по которым осуществляется какое-то действие: по дороге, по селу, по кривому колесу — по чему едет телега?

Источник

Пишете или пишите – как правильно пишется слово, как легко запомнить правило и перестать путаться раз и навсегда

Если на последнюю «и» падает ударение – пишем «и»: «пишИте». Если не падает – пишем «е»: «Что это вы там пишете?».

Слово «пишите» надо писать с буквой «и» перед «те», когда на нее падает ударение. То есть когда мы кому-то приказываем писать: «А ну-ка быстро пишИте!».

Во всех остальных случаях надо писать «е». Например: «Что вы там пишете?», «Если вы пишете сочинение, то будьте внимательны».

Читайте также:  Раздел языкознания занимающийся изучением словарного состава языка

Вот и все правило. В статье я сделаю акцент на некоторых очень важных моментах, про которые надо помнить ученикам в школе. А еще приведу несколько примеров разных предложений со словами «пишете» и «пишите». Ну и по традиции порекомендую «полезности» для изучающих русский язык.

Так что читайте до конца!

Когда «пишите» надо писать с «и»

Итак, слово «пишите» мы будем писать с «и» после корня «пиш» только в одном случае – если перед нами глагол повелительного наклонения. То есть мы кому-то приказываем писать или просим писать. «Узнать» этот глагол очень легко – на «и» будет падать ударение. Получается, вопросов в правописании у нас вообще нет – как слышим, так и пишем.

Произнесите вслух вот эти предложения. Понаблюдайте за ударением и за буквой, которую я написал в глаголе «писать»:

В каждом из предложений звучит повеление. Говорящий либо приказывает, либо советует, либо просит. В любом случае, он побуждает к действию. Во всех глаголах «пишите» ударение падает на вторую «и» и пишется везде, соответственно, «и».

Какое правило мы применили

Да никакое. Под ударением что слышу, то и пишу. Вот и все.

Когда «пишете» надо писать с «е»

Если у нас изъяснительное или сослагательное наклонение, мы пишем в этом глаголе букву «е». То есть всегда, когда мы никого не побуждаем к действию.

Я думаю, это все равно достаточно громоздкое пояснение, поэтому просто следуйте принципу: «Если гласный после «пиш» безударный – пишем «е».

Вот вам пять примеров разных предложений. Произнесите их вслух и понаблюдайте за тем, какая буква написана после «пиш».

Какое правило мы применили

Правило здесь такое. «Пишете» – глагол первого спряжения, а у этого глагола в окончании не может быть буквы «и».

Спряжение мы определили так. Личные окончания у глагола «писать» безударные: пишет, пишут, пишем, пишете. Смотрим, на что оканчивается инфинитив: «писАТЬ» – оканчивается не на «-ить», спряжение первое. К глаголам-исключениям этот глагол не относится. Вывод – пишем «е» в окончании.

О чем надо обязательно говорить в школе

Оба этих глагола весьма коварные. Поэтому давайте отметим несколько моментов, о которых вам, скорее всего, надо будет сказать на уроке русского языка.

Скорее всего, учитель захочет вас «подловить» на морфемном составе этих глаголов. А морфемный состав у них разный.

У глагола «пИшете» корень «пиш» и окончание «-ете». Определили мы это окончание так: пишете – пишут, пиши. То, что изменяется, и будет окончанием.

А вот у глагола «пишИте» окончанием будет только «-те». У этого слова только две формы: пишите, пиши. Отпадает «те» – как раз окончание.

А что такое «и»? Это суффикс. Суффикс, с помощью которого образовалась форма повелительного наклонения. Поэтому правильный разбор этого слова будет таким: «пиш» – корень, «и» – «суффикс», «те» – окончание.

Еще один момент. Встречаются иногда люди, которые говорят: «Слово «пишете» надо писать с «и», потому что «жи», «ши» пишутся через «и».

Смотрите, правило жи/ши действительно работает без исключений, но мы его применяем тогда, когда выбираем между ы/и. То есть нельзя писать, например, «вожжы», надо писать «вожжи». Нельзя писать «шыны», надо писать «шины».

Но мы-то с вами разве между ы/и выбираем? Нет, конечно. Мы выбираем между буквами е/и. Это совсем другой случай. Правило на жи/ши к нам вообще не относится.

Не путайтесь вот так, пожалуйста. Мухи отдельно, котлеты отдельно.

Как объяснять эту орфограмму в тетради и у доски

Я рассмотрю оба варианта и прокомментирую каждый из них.

«Пишете»

Допустим, вы делаете упражнение по русскому, переписываете текст. И в этом тексте вам встречается следующее: «Вы пиш…те или читаете?»

Ваша задача – написать «Вы пишете», букву «е» подчеркнуть одной чертой, выделить окончание «ете», а сверху написать «I» (то есть первое спряжение).

Если вы работаете у доски, то параллельно надо сказать такие волшебные слова:

«Пишите»

Предположим, что вам в упражнении попался следующий текст: «Пиш…те быстрее!». И надо его объяснить.

Переписываете с буквой «и», то есть «пишите». «И» подчеркиваете одной чертой, над ней рисуете значок суффикса – треугольничек такой. А рядом в скобках поясняете «(пов. накл.)» – повелительное наклонение.

У доски надо будет сказать так:

Дорогие друзья, если вам вот эта схема объяснения и графического оформления кажется вообще чуждой и непонятной, то смотрите мое коротенькое видео про то, как надо работать с орфограммами.

Читайте также:  Как по латински написать сибазон

Если вы будете этой методике постоянно следовать – у вас будут очень прочные и систематизированные знания русского языка. Хотя, если учитель от вас такого объяснения требовать не будет, вряд ли вы станете ей следовать…

Влияют ли приставки на выбор букв «е» и «и»

Нет. Вообще никак. Влияет только наклонение глагола. Если побуждаем к чему-то – пишем «и», если не побуждаем, а констатируем или предполагаем, то пишем «е».

В следующем блоке я приведу примеры предложений со словом «пишите», вы убедитесь, что приставка вообще никакой роли не играет.

Примеры предложений со словом «пишите»

Итак, вот вам примерчики. Обязательно произнесите их вслух и хотя бы пару примеров объясните так, как я показывал выше. Чтобы у вас это дошло до автоматизма и прочно «осело» в голове.

Полезные материалы по теме

Вот мы и добрались до моего любимого блока с полезностями. По традиции я в конце каждой статьи рекомендую полезные ресурсы для изучения русского. Поехали.

Тренажеры Викиума. Зайдите на страницу, где собраны все тренажеры, выберите вкладку «Способность к работе с текстом». И попробуйте позаниматься на разных тренажерах по русскому языку.

Они все бесплатные и увлекательные. Помогут вам, с одной стороны, скоротать время в маршрутке или еще где-нибудь, а с другой – помогут быстрее запомнить основные правила русского языка.

Архив с пособиями по русскому. В этом архиве четыре электронные книги с объяснениями правил русского языка. В книгах помимо текста есть хорошие схемы, запоминалочки, таблицы. Чтобы получить архив, напишите мне здесь ваш e-mail, я вам его на него вышлю.

Идем дальше. Мои статьи:

Единственная платная полезность из всех перечисленных – курс «Идеальный русский». Но он дешевый, стоит всего 890 рублей. Покупайте и проходите. Там хорошо преподается теория, а для ее отработки есть три тренажера.

Заключение

Вот такой непростой у нас получился разговор про слово «пишите». Все ли вам понятно? Остались ли какие-нибудь вопросы? Пишите комментарии, я обычно в течение суток их просматриваю.

Всем спасибо, удачи вам на школьных экзаменах, до встречи!

Источник

ЗА ЧЕМ или ЗАЧЕМ, как правильно писать?

Местоимение с пред­ло­гом «за чем» пишет­ся раз­дель­но. В кон­тек­сте отли­ча­ем его от наре­чия «зачем», кото­рое пишет­ся слитно.

Чтобы понять, когда пишет­ся «за чем» или «зачем», раз­дель­но или слит­но, име­ем в виду, что в рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ют сло­ва, кото­рые зву­чат оди­на­ко­во, а пишут­ся по-разному, так как явля­ют­ся сло­ва­ми и фор­ма­ми раз­ных частей речи. В опре­де­лен­ном кон­тек­сте отли­ча­ем место­име­ния с пред­ло­га­ми от наре­чий. Такие сло­ва назы­ва­ют­ся омо­фор­ма­ми. К ним отне­сем сле­ду­ю­щие пары слов:

Правописание слова «за чем»

За чем тебя посла­ли в магазин?

В этом кон­тек­сте пред­став­ле­но место­име­ние с пред­ло­гом, началь­ной фор­мой кото­ро­го явля­ет­ся сло­во «что». Это сооб­ще­ние мож­но пере­фра­зи­ро­вать так:

Что тебе пору­чи­ли купить в магазине?

Правописание слова «зачем»

Отличаем фор­му место­име­ния от место­имен­но­го наре­чия «зачем», кото­рое выра­жа­ет при­чи­ну и сино­ни­мич­но сло­вам этой же части речи:

Это наре­чие упо­треб­ля­ет­ся в вопро­си­тель­ных пред­ло­же­ни­ях, например:

Зачем мне теперь ваши извинения?

Зачем вы это у меня спросили?

Вопросительное место­имен­ное наре­чие «зачем» отве­ча­ет на вопросы:

Относительное место­име­ние «зачем» упо­треб­ля­ет­ся в каче­стве союз­но­го сло­ва в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии с при­да­точ­ной изъ­яс­ни­тель­ной, например:

Это, конеч­но, было жесто­ко, но раз­вел он рука­ми, навер­ное, от недо­уме­ния, зачем и куда тако­го боль­но­го везут (П. Е. Фокин. Чехов без глянца).

Примеры предложений со словом «зачем»

Мы удив­ля­лись, зачем сего­дня потра­ти­ли столь­ко вре­ме­ни на сущие пустяки.

Наверное, каж­до­го чело­ве­ка на Земле вол­ну­ет вопрос: зачем он при­хо­дит в этот мир?

Но ска­жи мне чест­но, зачем ты так неспра­вед­ли­во посту­пил с ней.

Я не могу понять, зачем в горя­щий костер под­бро­си­ли это влаж­ное поле­но, кото­рое толь­ко чадит и дымит и не дает ника­ко­го тепла.

Мой брат нако­нец понял, зачем его дедуш­ка соби­ра­ет эти ста­рин­ные кни­ги и древ­ние рукописи.

Никто не зна­ет, зачем Николай поехал на даль­нее поле на ночь глядя.

Источник

«ОТЧЕГО» или «ОТ ЧЕГО», как правильно пишется?

В рус­ской грам­ма­ти­ке суще­ству­ют оба сло­ва: «отче­го» и «от чего».

В орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка отме­че­ны оба вари­ан­та напи­са­ния слов «отче­го» и «от чего». Выбор раз­дель­но­го или слит­но­го напи­са­ния зави­сит от того, к какой части речи они при­над­ле­жат и в каком кон­тек­сте упо­треб­ля­ют­ся. Попробуем научить­ся раз­ли­чать эти сло­ва, явля­ю­щи­е­ся омо­фо­на­ми.

Читайте также:  Как написать статью копирайтинг

Раздельное написание слова «от чего»

Местоимение «что» может иметь фор­му роди­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом, напри­мер:

От чего этот листок? — Этот листок от блок­но­та.

От чего ты так дро­жишь? — Я дро­жу от стра­ха.

От чего эти глаз­ные кап­ли? — Эти кап­ли от конъ­юнк­ти­ви­та.

От чего этот ключ? — Этот ключ от шка­фа.

Местоимение, как видим, ука­зы­ва­ет на пред­мет и заме­ня­ет собой суще­стви­тель­ное, кото­рое лег­ко мож­но вос­ста­но­вить в кон­тек­сте. Этот при­ём сви­де­тель­ству­ет о раз­дель­ном напи­са­нии место­име­ния с пред­ло­гом.

Слитное написание слова «отчего»

От падеж­ной фор­мы место­име­ния обра­зо­ва­но место­имен­ное наре­чие «отче­го», кото­рое быва­ет вопро­си­тель­ным или отно­си­тель­ным.

1) Вопросительное место­имен­ное наре­чие «отче­го» пишет­ся слит­но и исполь­зу­ет­ся в пря­мом вопро­се. Оно вполне по смыс­лу может быть заме­не­но на вопро­си­тель­ное наре­чие «поче­му»:

Отчего дует ветер? — Почему дует ветер?

Отчего идет дождь? — Почему идёт дождь?

Отчего здесь не слы­шен шум моря? — Почему здесь не слы­шен шум моря?

2) Относительное место­имен­ное наре­чие «отче­го» исполь­зу­ет­ся в каче­стве союз­но­го сло­ва в слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях:

Темнело быст­ро, отче­го я при­ба­вил шагу.

Морская вода так про­зрач­на, отче­го хоро­шо вид­ны в её глу­бине про­плы­ва­ю­щие стаи раз­но­цвет­ных рыбок.

Я осто­рож­но шел по тро­пин­ке, отче­го не хруст­нул ни один сучок, попав­ший под ноги.

Мы появи­лись в теат­ре толь­ко в антрак­те, отче­го при­шлось про­ди­рать­ся сквозь тол­пу зри­те­лей, хлы­нув­шую из зри­тель­но­го зала.

В этих пред­ло­же­ни­ях союз­ное сло­во «отче­го» вполне мож­но по смыс­лу заме­нить на отно­си­тель­ное наре­чие «поэто­му» с при­чин­ным зна­че­ни­ем.

Я не мог понять, отче­го сухие листья никак не заго­ра­лись.

Мы не зна­ем, отче­го она так груст­на сего­дня.

Ему было непо­нят­но, отче­го изме­ни­лось настро­е­ние спут­ни­цы.

В дан­ном кон­тек­сте союз­ное сло­во «отче­го», кото­рое пишет­ся слит­но, сино­ни­мич­но отно­си­тель­но­му наре­чию «поче­му».

Аналогично раз­ли­ча­ем пары слов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи:

Источник

Как правильно писать слово «почему-то»?

Неопределённое наре­чие «почему-то» напи­шем с дефисом.

Как пра­виль­но писать, «поче­му то» или «почему-то», раз­дель­но или через дефис?

Чтобы напи­сать пра­виль­но инте­ре­су­ю­щее нас сло­во, опре­де­ля­ем вна­ча­ле, что за часть речи перед нами.

Часть речи слова «почему-то»

Я почему-то рас­стро­и­лась, услы­шав эту новость.

Исследуемое сло­во не изме­ня­ет­ся, пояс­ня­ет глагол-сказуемое и отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос:

Оно толь­ко ука­зы­ва­ет на при­чи­ну дей­ствия, но кон­крет­но его не обо­зна­ча­ет. Это сло­во явля­ет­ся место­имен­ным наре­чи­ем. Оно име­ет зна­че­ние неопре­де­лен­но­сти, в соот­вет­ствии с чем отне­сем его к раз­ря­ду неопре­де­лен­ных место­имен­ных наречий.

Правописание слова «почему-то»

Примеры

К при­ме­ру, я теперь с боль­шей болью думаю над тем, как стран­но устро­ен чело­век: мы не все­гда отве­ча­ем вза­им­но­стью тем, кто нас искренне любит, почему-то стес­ня­ем­ся доб­рых поры­вов, кото­рые рвут­ся из гру­ди, по-настоящему оце­ни­ва­ем самое доро­гое толь­ко после того, как поте­ря­ем его (Р. Г. Гамзатов. Целую руки матерей).

Густо пада­ю­щие круп­ные хло­пья сне­га, про­ни­зан­ные баг­ро­вым заре­вом пожа­ров, яркий свет почему-то не выклю­чен­ных элек­три­че­ских фона­рей, окру­жен­ных красно-зеленым ним­бом, схо­жим с раду­гой, при­да­ва­ли повер­жен­но­му горо­ду фан­та­сти­че­ский вид (Д. Драгунский).

Почему-то имен­но «Пара гне­дых», сен­ти­мен­таль­ный романс Апухтина, менее все­го отве­ча­ю­щий воз­мож­но­стям пони­ма­ния в том воз­расте, остал­ся в памя­ти на всю жизнь (Л. Бородин).

Я поло­жи­тель­но не могу жить без гостей. Когда я один, мне почему-то ста­но­вит­ся страш­но, точ­но я сре­ди вели­ко­го оке­а­на соли­стом плы­ву на утлой ладье ( П. Е. Фокин. Чехов без глянца).

Аналогично неопре­де­лен­ные наре­чия «как-то», «где-то», «отчего-то», «откуда-то», «зачем-то» с части­цей -то напи­шем с дефисом.

В кон­це апре­ля как-то слов­но в один момент схлы­ну­ли сне­га, взло­мав ручьи и речон­ки (П. Проскурин).

Вдруг где-то послы­шал­ся хруст сне­га. Лосиха насто­ро­жи­лась (Г. Скребицкий).

Дом был боль­шой, свет­лый. Когда-то он огла­шал­ся дет­ским сме­хом, потом быва­ли здесь сва­дьбы, быва­ли скорб­ные часы нехо­ро­шей тиши­ны, когда зер­ка­ло заве­ши­ва­ли и немощ­ный свет све­чи чуть-чуть высве­чи­вал тай­ну смер­ти (В. Шукшин).

Точно так же с дефи­сом пишут­ся неопре­де­лён­ные место­име­ния «что-то», «кто-то», какой-то», чей-то», «сколько-то».

Что-то буль­ка­ло и плес­ка­лось в воде, то вдруг нача­ло накра­пы­вать, то под­нял­ся ветер и смел в сто­ро­ну так и не разо­шед­ший­ся дож­дик (Ю. Нагибин).

Мне пока­за­лось, что спра­ва кто-то смот­рит. Я огля­нул­ся. В деся­ти шагах сиде­ли в тра­ве два выско­чив­ших из ржи зай­ца (В. Вересаев).

И напол­нил­ся воз­дух каким-то неж­ным аро­ма­том (Л. Юдасин).

Над рожью слы­ша­лось как буд­то чьё-то широ­кое сдер­жан­ное дыха­ние (В. Вересаев).

Источник

Простые слова
Adblock
detector