Как написать сюжетный план

Содержание
  1. Рекомендации о том, как составить план рассказа
  2. Как составить план рассказа для 2, 3, 4 класса
  3. Обязательные части плана
  4. Как сделать план пересказа
  5. Примеры плана
  6. 2 класс
  7. 3 класс
  8. 4 класс
  9. Как составить план рассказа?
  10. Составление плана рассказа
  11. План готового текста
  12. Виды планов
  13. Композиция текста
  14. Как создать план сюжета за 8 простых шагов
  15. Как написать сюжетный план
  16. Войти
  17. План романа за 7 шагов
  18. 1. Определитесь с замыслом
  19. 2. Сделайте наброски нужных эпизодов
  20. 3. Познакомьтесь со своими персонажами
  21. 4. Исследуйте обстановку
  22. 5. Напишите план
  23. 6. Напишите сокращенный план
  24. 7. Напишите роман
  25. Авторский стиль. Как умение писать помогает в жизни
  26. Поиск по содержанию статей:
  27. Последние 3 поста
  28. Разделы
  29. Лучшее за год:
  30. Telegram канал
  31. Навык 7. План написания книги и как его правильно создать. Метод снежинки.
  32. Зачем нужен план написания книги? И почему это навык?
  33. Примеры планов создания текста
  34. Джоан Роулинг и ее «Гарри Поттер».
  35. Лев Толстой. Анна Каренина
  36. Метод снежинки. План как написать книгу.
  37. Этап 1. План написания книги. Аннотация
  38. Этап 2. План написания книги. Завязка, конфликт и развязка
  39. Этап 3. План как написать книгу. Герои
  40. Этап 4. План как написать книгу. Расширение аннотации
  41. Этап 5. План как написать книгу. Больше о героях
  42. Этап 6. Метод снежинки. Расширение синопсиса
  43. Этап 7. Метод снежинки. Развернутый рассказ о персонаже
  44. Этап 8. Метод снежинки. Расписать по главам/эпизодам
  45. Этап 9. План написания романа. Подробное расписывание каждой сцены
  46. Этап 10. План как правильно написать книгу
  47. Этап 11. Редактирование книги
  48. Вывод. Метод снежинки кропотлив — но плодотворен

Рекомендации о том, как составить план рассказа

Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Как составить план рассказа для 2, 3, 4 класса

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

Еще несколько полезных советов для пересказа:

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

Составляем план по рассказу:

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

Как составить план рассказа?

Написание плана рассказа – обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.

Составление плана рассказа

Если вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее:

План готового текста

Составления плана – обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями:

Виды планов

Иногда в задании требуют составить план определенного типа. Для того, чтобы с этим справиться, необходимо ознакомиться с основными четырьмя видами планов:

Композиция текста

При составлении плана рассказа следует придерживаться классической композиции:

Как видите, умение грамотно составить план незаменимый навык при анализе и запоминании текстов. Написать хороший рассказ будет нелегким занятием, если его структура четко и логично не изложена в виде списка пунктов и подпунктов. Когда план готов, можно приступить и к написанию рассказа, полезную информацию по написанию рассказа можно найти в статье Как написать рассказ.

Источник

Как создать план сюжета за 8 простых шагов

Оригинал статьи опубликован на сайте how-to-write-a-book-now.com. Автор: Глен К. Стрейти. Перевод: Наталья Лях

Вы хотели бы создать захватывающий план сюжета со стройной драматургией для вашей книги менее, чем за час? Это проще, чем вы думаете.

Секрет в том, чтобы освоить 8 базовых составляющих сюжета. Определившись с основной идеей вашей истории, вы должны принять всего восемь решений, чтобы быть уверенным, что сюжет будущей книги сложится и не потеряет смысл.

Заинтересованы? Давайте начнем. Я по очереди опишу каждый из восьми элементов.

— Если идея книги, над которой вы работаете, уже сформирована, откройте ваш файл или разворот в писательском блокноте. Читая статью, набрасывайте идеи по работе каждого элемента вашей истории. Ближе к концу я расскажу вам, как использовать ваши решения для создания краткого структурированного плана сюжета вашей книги.

— Если общей идеи у вас пока нет, просто выберите любую, подсказанную вашим воображением. Она не должна быть идеальной. В конце концов это всего лишь упражнение.

— Если же у вас уже готовы первые черновики книги, над которыми вы хотите поработать, проходя каждый из элементов, следите за тем, включили ли вы их в свою историю. Попробуйте написать план сюжета с помощью способа, предложенного ниже. Сюжет может стать мощнее, если вы включите в него элемент, который до этого игнорировали.

Первый элемент, который следует включить в план — это цель истории (о ней подробнее говорится в статье «Ключ к мощному сюжету: выбор цели»).

Вкратце, сюжет каждой истории — это последовательность событий, собранных вокруг попытки решить проблему или достигнуть определенную цель.

Цель истории — это то, чего хочет достичь ваш протагонист, или проблема, с которой он планирует разобраться. Также это та задача/проблема, которая затрагивает всех или большинство других персонажей истории.

Это именно то, «о чем вся эта история».

Допустим, мы хотим написать историю о 38-летней женщине, успешном менеджере, которая всегда откладывала создание семьи ради карьеры, и теперь, оставшись в одиночестве, сожалеет о своем выборе.

В таком случае мы можем обозначить целью ее истории обрести настоящую любовь, пока еще не поздно.

Существует много способов приобщить других персонажей к этой цели. Например, мы могли бы дать нашей героине…

…мать, которая желает ей счастья.

…одиноких друзей и коллег (чтобы ее успех смог стать для них вдохновляющим примером).

…ревнивого бывшего, который старается испортить ей личную жизнь.

…тетю — старую деву, которая не хочет, чтобы героиня повторила ее ошибки.

…счастливую молодую семью, которые служили бы примером того, что она упускает.

…друга или подругу, которые были в браке, развелись и поставили на замужестве крест (что подтолкнуло бы героиню к размышлениям о том, действительно ли опыт этого друга или подруги применим к ней или это всего лишь вопрос выбора неподходящего партнера или банального невезения).

Мы могли бы даже смоделировать такую ситуацию, в которой компания, где работает наша героиня, оказалось бы под угрозой из-за недостатка внимания к важности семейных связей.

Другими словами, после того, как мы определились с целью истории, мы начинаем строить вокруг протагониста мир, который бы включал разные взгляды на проблему и делал бы ее решение значимым для всех.

Вот почему выбор цели — важнейший первый шаг при построении плана сюжета.

Если вы еще не выбрали цель для своей книги, сделайте это сейчас. Составьте список потенциальных целей, которые подходят идее, над которой вы работаете. Затем выберите одну из них, чтобы построить на ее фундаменте оставшуюся часть сюжетного плана.

Как только вы определились с целью истории, следующий шаг — задать себе вопрос «Какая катастрофа произойдет, если цель не будет достигнута? Чего бояться протагонисту в случае, если он/она не справятся с задачей, не решат проблему?»

Ответом на эти вопросы в истории служат последствия.

Последствия — это негативная ситуация или событие, которые произойдут в случае, если цель не достигнута.

Попытка избежать последствий оправдывает усилия, прикладываемые для достижения цели, как для самих персонажей, так и для читателя, что составляет важную часть вашего сюжета.

Сочетание цели и последствий — основа драматического напряжения в вашем сюжете. Модель «морковка на палочке» придает ему смысл.

В некоторых историях протагонист может начать путь с решения разобраться с проблемой или достичь выбранной цели. И уже позднее эта задача станет несоизмеримо важнее, когда он обнаружит, какие последствия ждут его, если он не справится.

Читайте также:  Как слово написать числами

В других случаях протагонист может в столкнуться с опасностью трагического события. Это мотивирует его искать способ не допустить, чтобы оно произошло.

Мелани Энн Филлипс отмечает, что в некоторых историях начало приходится на тот момент, когда последствия уже в действии.

В сюжете нашей книги про женщину-менеджера мы уже определили один возможный вариант последствий — она рискует закончить старой девой, как ее тетя.

Мы могли бы ужесточить последствия (например, тетя умирает от голода, потому что она так слаба, что не может позаботиться о себе сама, а никто из ближайших родственников не уделяет ей времени). Или придумать другие последствия. Ее работодатель обанкротится, если не пересмотрит свою политику по отношению к семейным сотрудникам.

Выпишите список возможных последствий для вашего сюжетного плана. Затем выберите то, которое станет поворотным пунктом для выбранной цели.

Третий элемент вашего плана — условия — описывает, что обязательно должно произойти, чтобы цель была достигнута.

Можете думать об условиях, как о списке покупок, где продуктами стали бы события.

Когда в ходе развития сюжета будут встречаться условия, читатель почувствует, что герои продвигаются ближе к реализации цели. Условия формируют в читательском сознании состояние возбужденного ожидания.

Какими могут быть условия в нашей истории про менеджера?

Ну, если целью было обретение протагонистом настоящей любви, может быть, ей понадобится вступить в клуб одиночек или зарегистрироваться на сайте знакомств, чтобы у нее появилась возможность знакомиться с другими одинокими людьми. Может быть, ей нужно взять выходной, чтобы ненадолго абстрагироваться от работы.

Спросите себя, какие события необходимы, чтобы цель в итоге оказалась достигнута. Перечислите столько вариантов, сколько сможете придумать. И чтобы не усложнять, пока выберите одно из возможных условий и включите в план.

Предупреждения — это противоположность условий. Тогда как условия показывают, что история движется к достижению цели, предупреждения — это события, обозначающие приближение последствий.

Предупреждения заставляют читателя переживать, что последствия настигнут протагониста до того, как он успеет добиться успеха.

В сюжетном плане нашей истории предупреждениями могли бы стать такие события…

…компания потеряет одного из своих лучших сотрудников, который уйдет к конкурентной фирме с лучшими условиями для работников с семьями.

. протагонист пойдет на несколько отвратительных свиданий, которые заставят ее думать, что она никогда не найдет подходящего человека.

. протагонист встретит в клубе одиночек женщину, которая расскажет ей, что в её возрасте все хорошие мужчины уже женаты.

. один из друзей протагониста пройдет через неприятный бракоразводный процесс, который покажет, что брак может оказаться не таким источником счастья, каким должен быть.

Пока цель и последствия создают драматическое напряжение, условия и предупреждения отправляют читателя на эмоциональные американские горки, проложенные между надеждой и страхом.

В сюжете будут места, когда будет казаться, что протагонист делает успехи, а будут и такие, когда будет казаться, что все пропало. Грамотно их структурируйте, и читатель не сможет оторваться.

Наш сюжетный план сейчас может выглядеть примерно так…

Как видите, уже на стадии использования этих четырех элементов у нас начинает складываться сюжет, готовый захватить читателя серией эмоциональных переворотов. А мы только на полпути (конечно, мы начали с четырех главных элементов из восьми).

Обратите внимание, все эти элементы идут попарно и уравновешивают друг друга. Это важный секрет для создания напряжения и динамики вашего сюжета.

Перед тем, как перейти к оставшимся элементам, перечислите несколько возможных событий-предупреждений для вашей истории. Пока выберите одно.

Посмотрите, можете ли вы набросать краткий план сюжета, как в примере выше, используя только первые четыре элемента.

Говоря в общем, хорошие сюжеты рассказывают о проблемах, которые очень много значат для персонажей истории.

Если проблема обыденная и банальная, ни у протагониста, ни у читателя не будет причин особенно о ней беспокоиться. А вам бы хотелось, чтобы читатели переживали. Так что необходимо дать вашему протагонисту задачу, которая имела бы значение.

Один из признаков, по которым можно определить, что задача значима для протагониста — это его/ее готовность идти на жертвы или страдать в целях ее достижения. Такие жертвы называются ценой.

Классические примеры цены: детектив, которого избивают в ходе расследования, или героические истории, в которых герой должен страдать от боли или ранения, отдать дорогой сердцу объект, чтобы достичь своей цели. Но цена бывает разной. Протагонисты могут столкнуться с необходимостью отказаться от своей гордости, самоуважения, денег, безопасности, принципов, идеализированного воспоминания, жизни друга или чего-либо другого, что им дорого.

Если вы сделаете цену существенной и проиллюстрируете, как тяжело эта жертва дается протагонисту, читатель почувствует, что герой заслужил свой успех.

В случае нашей женщины-менеджера она может отказаться от повышения, ради которого так долго работала. Потому что на новой должности ей пришлось бы много находиться в разъездах и она не смогла бы осесть, создать семью.

Выпишите потенциальные варианты цены, которую вашему протагонисту придется заплатить за достижение цели. И снова: пока выберите только одну идею и включите ее в ваш сюжетный план.

Элемент, который в вашем плане уравновешивает цену — это вознаграждение, то, что персонажи приобретают на пути к цели. В отличие от условий, вознаграждения не являются необходимыми для ее достижения и могут быть вообще с ней не связаны. Но это что-то, что никогда бы не случилось с персонажами, если бы они не приложили усилий ради достижения цели.

Для менеджера вознаграждение может выразиться в том, что попытки найти мужчину вдохновят ее на идею создания собственного бизнеса — например, сервиса знакомств для карьеристов, который в конечном итоге приведет ее к более успешной карьере.

Или, например, поиски любви и семьи заставляют ее относиться с большим сочувствием к коллегам, семейные дела которых вторгаются в работу.

Перечислите возможные способы наградить ваших персонажей и выберите один, который кажется наиболее подходящим. Теперь двигайтесь к нашей последней паре элементов.

Предварительные условия — это события, необходимые, чтобы стали возможными условия. Это дополнительный уровень сложности в вашем сюжетном плане.

Как и в случае условий, при встрече с предварительными условиями читатель ощущает движение в сторону достижения цели.

Например, чтобы освободить принцессу, герою необходимо отыскать ключ в тайном месте, но перед этим (предварительное условие) он должен победить дракона, который его охраняет. Чтобы завоевать сердце фрейлины, галантный ухажер должен продемонстрировать ей, что не променяет ее ни на что ни при каких обстоятельствах. Но перед тем, как у него появится такая возможность, он должен показать, что готов на все, чтобы завоевать ее («Венецианский купец» Шекспира).

Если условие в нашей книге о менеджере — необходимость сходить на несколько свиданий, предварительным условием может стать регистрация на сайте знакомств, обновление гардероба или смена образа.

Взгляните еще раз на выбранное условие и сделайте список возможных предварительных условий, которые должны будут быть выполнены перед переходом к самому условию. Выберите одно.

Это последний элемент сбалансированного сюжетного плана. Предпосылки последствий — все равно, что первая версия предупреждений, небольшие препятствия, возникающие для героя в сюжете. Трудности, создаваемые другими персонажами на пути к цели истории.

Классический пример: «Гордость и предубеждение». Дорога Элизабет к счастью усложняется условиями завещания ее деда, которое гласит, что семейная собственность может быть унаследована исключительно мужчинами. Это означает, что после смерти ее отца Элизабет и ее сестры окажутся нищими, если прежде не обзаведутся мужьями.

Существует множество способов затруднить путь к цели. Персонажи могут требовать ответной услуги за свою помощь, настаивать на строгих правилах или предлагать невыгодные сделки.

Так, компания, где работает наша женщина-менеджер, может руководствоваться правилом, согласно которому менеджеры должны присутствовать на встречах каждую субботу в 6 утра. Это правило существенно затрудняет для нее возможность ходить на ночные пятничные свидания. Или, например, клуб одиночек, в который она вступает, требует соблюдения очевидно нелогичных и несправедливых правил, и те создают для нее проблемы.

Что делать теперь, вы уже знаете. Перечислите варианты предпосылок последствий, с которыми могут столкнуться ваши персонажи, и выберите то, которое больше всего вам понравится.

После того, как вы определились со всеми восемью элементами, следующий шаг — сложить из них краткую аннотацию сюжета. Не важно, в каком порядке вы их расположите, главное, включите все восемь. На самом деле, многие элементы могут возникать даже несколько раз и в различных вариациях.

Например, сложенный из всех восьми элементов, наш сюжет о менеджере в одном параграфе может выглядеть примерно так…

Наверняка вы заметили, что в нашем плане отсутствует весомая деталь: чем заканчивается история? Переходите к следующему уроку, чтобы узнать о четырех типах концовок и о том, как отшлифовать план вашего сюжета.

Как уже говорилось, 8 базовых элементов сюжета могут быть расположены в любом порядке и выражаться различными способами в разные моменты развития истории.

Читайте также:  Спряжение глагола во французском языке делать

Истории также обладают развивающейся сюжетной структурой. Развитие сюжета предполагает определенный порядок событий для формирования эмоционального воздействия. Например, вы бы не показали зрителю разрешение проблемы до кризисной ситуации, так как это нейтрализовало бы любую реакцию.

Так что, после того, как вы выстроите план, используйте модель W-сюжета, чтобы придать вашей истории необходимую эмоциональную структуру.

8 базовых элементов сюжета – это часть драматической теории истории, созданной Мелани Энн Филлипс и Крисом Хантли.

Источник

Как написать сюжетный план

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

План романа за 7 шагов

Писательница и блоггер К.М. Уэйланд (или Уиланд? Уилэнд. да простят меня переводчики и поправят) предлагает следующие 7 шагов, которые помогут вам взять сырую идею и сделать из нее конфетку.

Кроме того, план поможет избежать сюжетных тупиков, а значит сэкономит кучу времени. Не говоря уже о деньгах за лечение депрессии, алкоголизма и кофеиновой зависимости (а они рано или поздно настигают каждую творческую личность, которая пренебрегает предварителным планированием). На то, чтобы переделать черновик романа, могут уйти месяцы, переделка плана же займет. несколько минут? час? Зависит от вашей скорости печати.

Убедила? Тогда за работу!

1. Определитесь с замыслом

2. Сделайте наброски нужных эпизодов

3. Познакомьтесь со своими персонажами

Настало время поближе взглянуть на всех тех забавных человечков (или не человечков), над которыми вы так весело издевались во втором пункте. Чтобы все их трепыхания выглядели логично и обоснованно, неплохо бы узнать о героях побольше.

Возьмем, к примеру, протагониста. Что он делал до того, как попал в ваш роман? Начните с трагедии. Не могли ли какие-то события в прошлом вашего протагониста послужить причиной? Почему он реагирует на трагедию именно так? Возможно, какие-то неразрешенные проблемы из прошлого еще усложнят ему жизнь и повлияют на развитие конфликта?

После того, как вы определитесь с биографией своего героя в общих чертах, проведите с ним интервью. Задавайте вопросы и позвольте персонажу ответить на них: своим голосом, исходя из своего мировоззрения и понимания ситуации. Если вы вдруг знаете английский, то, возможно, этот опросник вам поможет: 365 вопросов для вашего персонажа.

4. Исследуйте обстановку

Неважно, происходит действие у вас на заднем дворе или на планете Шелезяка, приступая к написанию романа, вы должны хорошо представлять себе его географию.

Не пытайтесь чересчур упростить себе жизнь. Не стоит выбирать места только потому, что они вам знакомы или нравятся. Обстановка должна работать на сюжет. Если вы можете с легкостью перенести действие в другое место, то, возможно, стоит поискать альтернативные локации. Найдите то место, которое обогатит вашу историю и позволит лучше раскрыться персонажам.

Основываясь на имеющемся списке эпизодов, составьте список необходимых локаций. Можно ли некоторые выкинуть или объединить, ничего при этом не потеряв? Вероятно, так и стоит поступить. Но решать вам.

Кстати, то же самое касается ненужных персонажей.

5. Напишите план

Сосредоточьтесь на ключевых для каждой сцены моментах. Продумайте, с чьей точки зрения будет вестись повествование. Каковы цели задействованных в эпизоде персонажей, чего они хотят? Что может усилить конфликт? Как можно ярче продемонстрировать основную идею? Как это повлияет на последующие эпизоды?

В итоге у вас должна получиться непрерывная последовательность. Обращайте внимание на возможные нелогичности, провисы, «рояли». Если что-то не клеится и вы чувствуете, что забуксовали, попробуйте перейти к следующей известной вам сцене и потихоньку отмотать назад. Например, вам нужно, чтобы персонажи оказались в пункте А, но вы не знаете, как это сделать. Начните с пункта А. Что происходит? Почему происходит именно это? Попробуйте, вдруг получится по последствиям опознать причину.

6. Напишите сокращенный план

Для удобства и быстрого поиска попробуйте написать сокращенный план, эпизодник. Просто перечислите основные точки сюжета, не вдаваясь в подробности. Это может быть полезно по нескольким причинам.

Во-первых, эпизодник поможет взглянуть на историю под новым углом. Из-за обилия деталей в основном плане вы что-то упустили или забыли? Самое время это исправить. Во-вторых, эпизодник облегчает решение глобальных задач. Вам нужно понять, сколько прошло времени? Оценить количество глав и частей книги? Увидеть, как соотносятся получившийся план и первоначальный замысел? Доказана ли основная идея? Эпизодник вам поможет.

7. Напишите роман

План готов. Теперь можно заняться черновиком. Каждый раз, приступая к работе, сверяйтесь с планом: обращайте внимание на сцену, которую вам предстоит написать, и на ту, что следует за ней. Держите в голове все проблемные места, попробуйте найти решения еще до того, как начнете писать.

Источник

Авторский стиль. Как умение писать помогает в жизни

Верю, что каждый может писать хорошо. Обучаю навыкам текстов. Делюсь собственными наработками.

Поиск по содержанию статей:

Последние 3 поста

Разделы

Лучшее за год:

Telegram канал

Сегодняшний навык — для тех, кто хочет создавать художественную прозу. В копирайтинге он менее востребован.

Этот навык — создание подробного плана книги. Без него никак. Но с ним — вы король ситуации. Статья будет полезна и тем, кто уже пишет и тем, кто только учится.

Сегодня в меню (нашими учителями будут): Габриэль Гарсия Маркес, Эдгар По, Джоан Роулинг, Лев Толстой и Рэнди Ингемарссон.

Подготовку к написанию книги, как, к примеру, в столярной мастерской, нужно проводить очень тщательно.

Зачем нужен план написания книги? И почему это навык?

Написать рассказ, повесть или роман легко. Сложно написать хороший рассказ, повесть или роман. Но с этим навыком вы приблизитесь к тому, чтобы написать хорошее произведение.

Не буду долго убеждать. Пусть за меня это сделают признанные.

Габриэль Гарсия Маркес.

Габриэль Гарсия Маркес

«Когда я писал первые рассказы, у меня была общая идея по поводу настроения книги, но я позволял себе положиться на случай. Лучший в жизни совет, который я получил был такой. В молодости, когда на тебя снисходят потоки вдохновения, работать подобным образом вполне возможно. Но мне сказали, что если я не научусь писательской технике, потом у меня возникнут проблемы: вдохновение уйдет, а техники, чтобы компенсировать это, будет недоставать. Если бы я не понял этого вовремя, сейчас я не смог бы составлять композиционные планы своих книг. Композиция — это чисто техническая проблема, и если не научиться ей вовремя, то ею уже не овладеешь никогда»

Эдгар По еще более строг в вопросе планирования:

«Совершенно ясно, что всякий сюжет, достойный так называться, должно тщательно разработать до развязки, прежде нежели браться за перо. Только ни на миг не упуская из виду развязку, мы сможем придать сюжету необходимую последовательность или причинность и заставить события и особенно интонации в любом пункте повествования способствовать развитию замысла»

«Отшлифуйте ваш план, а затем вцепитесь в него как в спасательный трос. Подгоняйте его по мере работы, но не пытайтесь просто писать как бог на душу положит: думайте о правильной структуре и пишите по ней. Ваш план проведет вас через те моменты, когда вы даже представить себе не можете, что когда-нибудь закончите этот проклятый текст. План позволит вам увидеть текст как последовательность управляемых наборов по 1000 слов каждый».

Это реально навык. Сидеть и кропотливо создавать не саму книгу, а подготовительную часть к ней. Но в этом есть принцип айсберга. Чем более высокой должна быть видимая часть — тем более глубоко должен погрузиться айсберг в воду.

И сегодня я расскажу о примерах и о теории, которая помогла мне.

Примеры планов создания текста

Джоан Роулинг и ее «Гарри Поттер».

В случае с Джоан Роулинг, она создавала не просто одну книгу. Она создала целую серию книг.

Ей нужно отслеживать все выдуманные события. Героев.

Что сказать, Джоан Роулинг решала эти вопросы довольно просто. Она создала крупноформатную таблицу на листе обычной бумаги.

Джоан Роулинг создавала первую книгу про «Гарри Поттера» в кафе

Автор, который выложил эту таблицу написал

Сюжетная таблица, написанная Дж. К. Роулинг. Ее подход состоит в том, чтобы разделить столбцы на количество глав, временную шкалу рассказа, название глав, основной сюжет и сюжетные линии.

Таблица Джоан Роулинг

Интересно, что эта таблица — это только маленькая часть, несколько эпизодов пятой части «Гарри Поттер и Орден Феникса».

Несколько интересных пометок вам должны особенно понравиться. Например

«gory here» (между главами 22 и 23)— кровопролитие здесь. Словно автор задумал эту сцену и обдумывал лучшее место для неё.

Или «Xmas» (в главе 19) — где автор просто указал, что это «Рождество». Что конкретно будет описано, Джоан еще не придумала, или не записала, так как в этой главе много полей пустых. Но Рождество сюда она уже внесла.

Главное, чтобы было понятно автору.

Лев Толстой. Анна Каренина

Интересно, как Лев Толстой создавал Анну Каренину (рецензия на книгу и то, чему вы можете научиться из неё — тут). Все началось с того, что он читал Пушкина. Пусть Лев Николаевич сам расскажет.

Читайте также:  Как пишется слово гадалка

Но на создание романа потребовалось не две недели, а пять лет.

В первом наброске романа создана только одна сюжетная линия — линия Анны Карениной и Вронского. Более того, роман начинается с кульминации. Отношения Карениной и Вронского (в первом варианте Ставрович и Балашов).

Титульный лист романа «Анна Каренина» с дарственной надписью Л. Н. Толстого

Позже Толстой не любил роман «пуще горькой редьки», по его словам. Но недовольство нарастало. Не хватало причинно-следственной связи, Толстого не устраивал только дворянский мир, он хотел охватить все слои России, отразить события и влияние реформ в России.

Так появилась вторая линия персонажей — Константин Левин (в первых набросках — Нерадов).

В третьем и четвертом варианте автор написал «роман», указывая на широту задумки, назвал его «Анна Каренина» и ввел эпиграф «Мне отмщение». Кроме того, роман начинается с предыстории, и появляется другой зачин — с первых строк мы знакомимся со второстепенным героем, боковой темой, которая легко объединяет две основные сюжетные линии, и при этом имеющей свое самостоятельное значение.

Каждую сюжетную линию Лев Николаевич дополнял. Имеются по 5 начал на некоторые второстепенные главы.

Рисунки Толстого при подготовке Анны Карениной

Обозначился стройный путь развития нового произведения, приведший к первой полной редакции: первый вариант начинается наброском, наметившим схематично ход событий, разыгравшихся в Петербурге. Во втором, начавшемся с той же позиции, условно взят из первого варианта день скачек, и рассказ доведен до отъезда Каренина в Москву перед родами Анны. Третий и четвертый переносят события в предысторию, в Москву. Наконец, пятый, в котором использованы все предыдущие, заканчивается смертью Анны. Такова схема первого периода работы Толстого над романом.

После того, как Толстой закончил первоначальную редакцию текста, он работал над каждой частью романа.

Чтобы показать огромный труд писателя, дополню, что трудясь над первой частью, Толстой создал 10 редакций, не считая корректор. Вторая и пятая часть имеют по пять редакция каждая. Вообще же рукописный фонд романа составляет 2560 листов.

Лев Толстой за работой

Это были примеры работы над романами.

Но статья будет неполной, если я не дам тот метод работы над книгой, который сам использую.

Если вы устали, отдохните, заварите вкусный напиток, возьмите круассан. Я никуда не убегу

Метод снежинки. План как написать книгу.

Я наткнулся на очень полезную статью Рэнди Ингермансона. Ссылку на неё вы найдете — внизу статьи

Перед тем, как писать эту статью, я решил внедрить этот навык на практике. Написал несколько произведений, попробовал так и эдак. Начал лучше понимать суть данного материала. Теперь понимаю, что материал реально полезный. Что ж, начнём.

Она уже переведена в русскоязычном интернете, но в оригинале информации чуть больше.

Хорошее произведение — это не случайность, оно конструируется. Можно конструировать уже после создания произведения, но лучше делать это до.

Суть метода снежинки — в проектировании.

Посмотрите на это изображение — здесь снежинка. Но как создать её такой?

Для начала появляется грубый треугольник, затем начинается работа с каждой её частью, пока не происходит превращение в снежинку.

Точно также можно спроектировать художественное произведение.

Вам необходимо просто разбить на этапы работу по подготовке.

Рэнди Ингемарссон предлагает 10 этапов.

На примере Толстого, Джоан Роулинг я показал, что хорошие книги — проектируются. В любом случае, перед созданием вы много думаете о книге. Основная идея метода снежинки — перенести все эти размышления на бумагу последовательно, записывая каждый этап.

Здесь вы укладываете у себя в голове основную информацию, а потому я не рекомендую пренебрегать этими этапами.

Этап 1. План написания книги. Аннотация

Вам нужно последовательно ответить на следующие вопросы.

Основная тема должна состоять из одного предложения.

Когда вы в будущем будете отправлять книгу в издательство, это предложение должно быстро объяснить издателю, что за книга. Это крючок, который должен зацепить сначала издателя, а затем владельцев книжных магазинов, и, главное — читателей. Потому сделайте максимум на который вы способны.

Аннотаця — это крючок

Несколько рекомендаций к нему

Хороший пример — это аннотации в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс»

Этап 2. План написания книги. Завязка, конфликт и развязка

Потратьте еще час времени и расширьте это одно предложение до трех абзацев.

Качественная работа над текстом подобна мастерской плотника. Вы отшлифовываете всё

Этап 3. План как написать книгу. Герои

Описанное выше даст вам общее видение вашего произведения. А дальше всё зависит только от вас.

Искусство — в деталях.

Теперь вам нужно потрудиться над каждым героем и создать для него что-то подобное. Время, потраченное на каждого героя сторицей воздастся, когда вы начнете писать. Если вы продумаете характер, прошлое, мотивы, цели героя — он будет живым, а не плоским. И это будет ощущаться через всю книгу.

Ответьте как минимум на 7 вопросов:

На каждого героя потратьте не менее часа и опишите ответы хотя бы на один абзац

Вам нужен глубокий портрет героя

Этап 4. План как написать книгу. Расширение аннотации

На этапе 2 вы написали уже по одному предложению для завязки, конфликта и развязка.

Теперь самое время создать больше.

В будущем вы сможете создать из этого материала синопсис.

Здесь вы получите много удовольствия, но главное – все идеи на одной странице.

Этап 5. План как написать книгу. Больше о героях

На этом этапе вы уже хорошо знаете, как и что будет развиваться.

Теперь уделите больше времени героям. Опишите историю на одну страницу с точки зрения каждого героя.

В англоязычном мире это называется «character synopsys» или синопсис героев.

Второстепенные персонажи описываются на пол-страницы.

Этап 6. Метод снежинки. Расширение синопсиса

Теперь уже есть одна страница синопсиса. И характеры, глубоко продуманные и описанные на одну страницу.

Нужно создать из одного абзаца из этапа 4 — текст на страницу. Таким образом, будет уже 3-4 страничный синопсис. Безусловно, вы будете возвращаться к предыдущим наработкам снова и снова.

Когда совсем тяжело — представляйте, что вы в столярной мастерской

Этап 7. Метод снежинки. Развернутый рассказ о персонаже

Снежинка становится всё более похожей на себя.

Короткое описание каждого героя нужно превратить в развернутый рассказ о каждом. С учетом всех важных деталей:

И самое главное — как герой из начала произведения превратится в того, кем он будет в конце произведения.

Таким образом персонажи превратятся в реальных людей.

Этап 8. Метод снежинки. Расписать по главам/эпизодам

Теперь ваша задача — расписать по сценам или по главам книгу

Здесь уже должна быть видна причинно-следственная связь и каждый эпизод должен органично вытекать из другого.

Кроме того, каждая сцена должна развивать конфликт и нести в себе проблему. Если в сцене нет развития или проблемы, которую нужно решить — её нужно либо переделать, либо удалить.

По каким-то причинам, многие не любят эту работу. Победите этого Голиафа, и ваше произведение станет еще более понятным и разложенным по полочкам для вас.

Вы всё еще в столярной мастерской. Осталось чуть-чуть

Этап 9. План написания романа. Подробное расписывание каждой сцены

Теперь каждую сцену нужно расписать на несколько абзацев.

Это уже необязательно. Я, например, не делаю этот этап. Так остается больше места для творчества

Этап 10. План как правильно написать книгу

Только на этом этапе можно садиться и начинать создавать черновик.

Он будет сырой, шероховатый. Но зато он ваш ). Кто пишет, тот поймет.

И главное — в нем не будет грубых ляпов, пустых мест. Всё будет закономерно и последовательно.

Рэнди, автор метода снежинки, говорит, что знает писателей, который следуя этому методу создавали с первого раза черновик лучший, чем был их третий черновик «в прошлой жизни».

Первая страница черновика романа «Тихий дон» Шолохова. За который, в целом, он и получил Нобелевскую премию.

Этап 11. Редактирование книги

На этом этапе вы уже редактируете готовый черновик. Только на этом этапе уже создается то, что считается готовой книгой, которую можно отправлять в издательство.

И не думайте, что всё творчество пропадет к этому моменту. Если вы тщательно подошли к подготовке — то творческих идей у вас будет хоть отбавляй.

Именно об этом этапе так красочно и много говорят маститые. Например Чехов:

Искусство писать – это искусство сокращать.

Вывод. Метод снежинки кропотлив — но плодотворен

Я использую метод снежинки и для произведений малой формы. И рекомендую использовать и для небольших рассказов, и для среднего объема повестей и, конечно, для романов. (Пока роман только один, но и мне не семьдесят лет:).

Помните. Подготовка не должна быть идеальной, вы всегда сможете вернуться и дополнить любой из указанных этапов. Но важно, чтобы подготовка была!

И пусть ваши произведения будут сильными.

Не пренебрегайте подготовкой. Представляйте, что это ваша столярная мастерская.

Источник

Простые слова
Adblock
detector