Как написать сущность проблемы

Содержание
  1. Как правильно сформулировать проблему, чтобы успешно ее решить
  2. Основные признаки неправильной формулировки проблемы
  3. Простые правила: как формулировать проблему правильно
  4. Переформулируем некоторые «неправильные» проблемы
  5. Как сформулировать проблему в сочинении: способы формулировки, размещение в тексте, речевые конструкции
  6. Что такое проблема в сочинении
  7. Зачем формулировать проблему
  8. Способы найти проблему в тексте
  9. Способ № 1. Формулирование проблемы своими словами
  10. Способ № 2. Формулирование проблемы в виде риторического вопроса
  11. Способ № 3. Формулирование проблемы при помощи цитирования
  12. Способ № 4. Формулирование проблемы с помощью ссылок на номера предложений
  13. Место формулировки проблемы в тексте
  14. Проблема во введении
  15. Проблема в основной части
  16. Как прокомментировать проблему в сочинении
  17. Пример комментария проблемы в сочинении
  18. Типичные речевые конструкции для формулировки проблемы
  19. Как правильно использовать речевые конструкции
  20. Основные понятия предмета
  21. Главные вопросы
  22. Цели и виды исследования
  23. Анализ и противоречия
  24. Примеры составления формулировки
  25. КАК ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?
  26. Читайте также
  27. Аутсорсинг и офшоринг: не тот ответ не на ту проблему
  28. Взгляд без эмоций на эмоциональную проблему
  29. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ
  30. Сформулируйте проблему
  31. Делать то, что правильно, потому что это правильно
  32. Как сформулировать задачу?
  33. Включаемся в работу и изучаем проблему
  34. Задание 5. Сформулировать миссию компании и уникальное торговое предложение
  35. Решите проблему, а не создавайте новую
  36. Шаг 1. признайте и примите проблему
  37. Решаем проблему в три приема
  38. Способность внятно сформулировать ви дение будущего – отличительная черта Стива Джобса
  39. 9.1. Три взгляда на проблему
  40. Коуч просит клиента сформулировать, в чем заключалась для него польза сессии
  41. Обрисуй проблему
  42. Смотрите на проблему шире

Как правильно сформулировать проблему, чтобы успешно ее решить

И в жизни, и в бизнесе мы постоянно решаем какие-то проблемы. Однако, большая часть энергии уходит впустую, если сама проблема сформулирована неправильно.

В ходе работы по организации стратегических сессий и различных мозговых штурмов я обнаружил, что большая часть энергии команды уходит впустую, если сама проблема сформулирована неправильно. Более того, некорректно сформулированная проблема, в большинстве случаев — источник неконструктивных споров, обид, конфликтов и выбора неправильного направления решения, что, в конечном счете, ведет к провалу любой инициативы.

Большинство руководителей, с которыми мне приходилось работать, не имеют навыка правильного формулирования проблемы. И, чтобы не объяснять каждый раз в начале очередной сессии, что мы будем считать «проблемой», требующей внимания, пришлось сделать небольшую методичку, по мотивам которой и написана эта статья.

Основные признаки неправильной формулировки проблемы

Перейдем сразу к сути и рассмотрим наиболее часто встречающиеся неправильные формулировки проблем, которые заведут нас не туда, куда мы хотим прийти. Прошу обратить внимание, что «неправильная формулировка проблемы» это не то же самое, что «неправильное высказывание». Например, если человек очень хочет кого-то послать куда-то далеко, то это его право выразить свои эмоции, но нам понятно, что это не имеет отношение к теме данной статьи.

Итак, основные виды неправильных формулировок:

Простые правила: как формулировать проблему правильно

Во-первых: стараемся формулировать проблему в виде факта, а лучше цифры, которые будут очевидны для других людей или могут быть подтверждены «методами объективного контроля».

Но бывают же ситуации когда без оценочных суждений не обойтись? Например, про оценку дизайна изделия или качества работы HR-департамента. Да, бывают такие ситуации, но здесь главное уйти от собственной оценки и применять давно известные методы «объективизации», когда субъективное мнение одного индивида трансформируется в объективный социальный эффект для конкретной целевой аудитории. В случае с дизайном это фокус-группы на нескольких сотнях потенциальных покупателей, которые в итоге дают весьма объективную картину. Например, то, что в США считается хорошим дизайном и пользуется спросом, в Европе может восприниматься как дешевка и примитив. В случае же с HR департаментом это невыполнение каких-то конкретных нормативов, либо несоответствие ожиданиям по конкретным функциям и решаемым задачам, которые другие подразделения — внутренние клиенты, зафиксируют в виде оценки в откалиброванной анкете.

Во-вторых, всегда понимаем относительность проблемы. Нельзя понять, что какая-то ситуация является проблемой до тех пор, пока она или ее последствия не отклоняются от чьих-то ожиданий или требований. Если нет ожиданий или требований — то нет и проблемы.

В-третьих, всегда точно определяем, для кого это является проблемой. То есть чьи требования или ожидания не удовлетворяются? Здесь мы переходим к выявлению и анализу заинтересованы сторон.

В-четвертых, все ли высказанные проблемы нужно постараться решить? Нужно ли менеджерам ВАЗа ориентироваться на проблемы исходящие от человека, которые ездит на Бентли? Любая успешная система (фирма, департамент, проект, процесс, сотрудник) должна удовлетворять ожидания/требования только тех заинтересованных сторон, которые непосредственно оказывают влияние на ее жизнедеятельность.

В-пятых, правильно сформулированная проблема — это измеряемое отклонение от ожиданий/требований одной из заинтересованных сторон. Чтобы отклонение от ожиданий было измеряемым, то сами ожидания должны быть очень четко сформулированы, а это порой намного сложнее сделать, чем кажется. Как в предыдущем случае, гораздо проще сказать, что HR-департамент плохо работает, чем сформулировать, что конкретно мы от него ожидаем и считаем хорошей работой и по каким критериям будем оценивать соответствие нашим ожиданиям.

Но как только вам удастся это сделать, проблема заиграет новыми красками! Правильно сформулированная и измеренная проблема в значительной степени уже будет содержать в себе решение. Хороший пример — проблема, которая сформулирована для инженеров: что конкретно нужно устранить или улучшить на какую-то определенную величину, чтобы соответствовать требования ТЗ.

Ну и напоследок самая сложная, важная и творческая задача во всем этом «проблемном» вопросе: насколько обоснованы требования? Есть ли один единственный правильный ответ, где поставить планку? Как решить, насколько обоснованы требования, из-за несоответствия которым появилась данная проблема.

Вам самим придется выбирать, что будет мерилом обоснованности этих требований и ожиданий: «не хуже, чем всегда», «средние показатели по рынку», «лучшие показатели в отрасли», «прорывные показатели мировых лидеров». Либо же это может быть Ваше собственное видение того, как должно быть, даже если никто до вас не осмелился представить это.

Для тех, кто любит визуализацию, есть небольшая схема, которая показывает основные шаги, которые необходимо сделать, чтобы идентифицировать и точно сформулировать проблему.

Причем последовательность того, как мы приходим к конечной «правильной» формулировке проблемы может быть любая: справа-налево или слева-направо.

Переформулируем некоторые «неправильные» проблемы

Итак, проблема не в том, что «конкретный сотрудник — ленивый, тупой, алчный урод», а в том, «почему он до сих пор продолжает демонстрировать неэффективное для организации поведение, отклоняющееся от ожидаемых требований, норм и стандартов компании». Согласитесь, при такой постановке вопроса стрелка, которая указывает направление решения, поворачивается совершенно в другую сторону.

Проблема не в «неэффективной системе управления», а в том, что «сложившаяся система принятия решений и используемые инструменты по управлению запасами не позволяют нам выйти на требуемый уровень удовлетворения заказов клиентов (80% вместо 98%), при условии, что оборачиваемость наших товарных запасов даже выше, чем у конкурентов», либо «сложившаяся система управления закупками капусты дает себестоимость на 30% выше обычной цены в продуктовом магазине» и т. п.

«Посещаемость магазина ниже ожидаемого, потому что там не сделан ремонт» — «Посещаемость магазина ниже ожидаемого», то есть нужно провести анализ и установить причины. «В магазине не сделан ремонт», то есть давайте проведем опрос среди покупателей, чтобы оценить, насколько фактор «ремонта» влияет на решение о посещении магазина и решение о покупке.

«У нас плохое качество режущего инструмента». Может быть: «среднее время работы инструмента на станке № 2 и № 3 на 30% ниже, чем на всех остальных при одинаковом сменном задании», либо «среднее время работы режущего инструмента от нового поставщика в 2 раза ниже, чем раньше, при том, что экономия от снижения цен на данный инструмент составила всего 20%». Согласитесь, вроде одна и та же проблема — инструмент стал меньше работать, но от формулировки принципиально зависит, в какую сторону нужно двигаться дальше.

Читайте также:  Worldskills russia что это за мероприятие

Источник

Как сформулировать проблему в сочинении: способы формулировки, размещение в тексте, речевые конструкции

Правильное определение проблемы в сочинении по ЕГЭ (или итоговом) — залог успешного его написания. Если сформулировать проблему неправильно, то это приведет к тому, что комментарии по проблеме будут некорректными, как и формулировка авторской позиции. В этом случае есть риск за содержание сочинения не получить вообще никаких баллов.

Рассказываю, как сформулировать проблему в сочинении грамотно и легко.

Что такое проблема в сочинении

Проблема — предмет обсуждения, вопрос, который автор выдвигает для обсуждения.

Определение проблемы является важнейшей частью работы над сочинением, поскольку она определяет ход мыслей и содержание будущего сочинения в целом.

Какие проблемы могут подниматься в тексте:

Зачем формулировать проблему

Как я уже писал, формулировка проблемы определяет ход работы над содержанием текста. Эта работа предполагает:

Ваша задача — четко и емко сформулировать проблему, к которой можно привести аргументы (примеры-иллюстрации) с указанием их авторства.

Важно понимать, что в оригинальном тексте может быть и чаще всего есть сразу несколько проблем. Для написания сочинения нужно выбрать только одну. Как это сделать — тоже большой вопрос. Прежде всего нужно определить, какой из них уделяется большее внимание.

Способы найти проблему в тексте

Есть 4 способа, с помощью которых можно найти и сформулировать проблему. Выбор конкретного способа зависит от стиля речи, места, в котором формулируется проблема в сочинении, а также от самого автора.

Способ № 1. Формулирование проблемы своими словами

Подходит для текстов, написанных художественным и публицистическим стилем.

Если вам дали задачу сформулировать проблему как можно короче, то можно применить следующую схему:

слово «проблема» + имя существительное в родительном падеже (чего?).

Пример:

Чуковский вполне очевидно иллюстрирует проблему нехватки базового образования в области русского языка.

Способ № 2. Формулирование проблемы в виде риторического вопроса

Такой способ тоже довольно распространен. После сформулированной с помощью риторических вопросов проблемы ссылаются на оригинальный текст.

Вот пример:

Что такое красота? Что она значит в современном мире? Этими и другими вопросами задается автор статьи П. А. Зинченко.

Способ № 3. Формулирование проблемы при помощи цитирования

Публицистический текст может содержать формулировку проблемы, записанную самим автором.

Чтобы использовать ее в сочинении, можно взять и оформить ее как прямую или косвенную цитату. Еще один способ в рамках цитирования — вводная конструкция.

Примеры:

«Я все реже думаю о том, какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь», — начинает свой текст А. Б. Пупкин (прямая речь).

«А. Б. Пупкин задумывается о том, «какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (косвенная речь).

«По словам А. Б. Пупкина, «скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (вводная конструкция).

Способ № 4. Формулирование проблемы с помощью ссылок на номера предложений

Если проблема, сформулированная в оригинальном тексте, вас полностью устраивает в том виде, в котором она есть, можно ее не цитировать, а просто указать соответствующие номера предложений.

Пример:

Проблема связи поколений четко обозначена Д. К. Декабристовым в 10 предложении.

Первый способ считается наиболее удобным и часто используемым.

Когда формулируете проблему с помощью первого способа, проверяйте, чтобы в предложении не было несколько существительных в родительном падеже, следующих друг за другом.

Некорректная формулировка проблемы:

В тексте обозначена проблема несоблюдения культуры речи носителей языка.

Такую конструкцию можно заменить риторическими вопросами.

Место формулировки проблемы в тексте

Проблема может быть сформулирована в любом месте текста. Но, исходя из практики и здравого смысла, я бы рекомендовал размещать проблему во введении или в самом начале основной части.

Проблема во введении

Как правило, введение заканчивают формулировкой проблемы. Это нужно для того, чтобы связать вводную и основную части. Далее, в начале основной части текста, проблему нужно будет прокомментировать.

Чтобы все выглядело логично, последовательно и аккуратно, лучше всего выбрать вариант формулировки проблемы в виде риторических вопросов. Они позволят сконцентрировать внимание читателей на ключевые моменты текста.

Если вы работаете над сложным текстом, такой вариант — то, что нужно.

Пример:

Что лежит в основе борьбы поколений? Можно ли избежать столкновения отцов и детей? Именно эти вопросы задаешь себе во время чтения текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы».

Формулировка в виде конструкции «проблема — существительное в родительном падеже» также рабочая.

Пример:

В основе текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы» лежит проблема взаимоотношения отцов и детей.

Также подойдет цитирование.

Пример:

«А. Б. Бобылев показал всю остроту взаимоотношений разных поколений» — пишет К. И. Чуковский.

Проблема в основной части

В основной части проблема располагается непосредственно перед ее же комментарием.

Располагать проблему в начале основной части удобно, так как потом можно сразу комментировать. Это продемонстрирует читателям, что умеете читать и анализировать текст.

Пример:

Говоря об отношениях отцов и детей, автор в своем тексте затрагивает проблему доверия и разницы в восприятии жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что старший сын рассказал о своем поступке не отцу, а совершенно постороннему человеку.

Помимо способа обозначения проблемы в виде конструкции «проблема + существительное в родительном падеже», можно использовать любой другой способ.

Как прокомментировать проблему в сочинении

Комментарий представляет собой пояснительное замечание или рассуждения по поводу обозначенной в тексте проблемы.

К комментарию предъявляются следующие требования:

Исходя из этих требований, можно обозначить, чего делать не стоит при написании комментария:

Что помогает раскрывать проблему:

Пример комментария проблемы в сочинении

Вот как может выглядеть комментарий:

Типичные речевые конструкции для формулировки проблемы

Для формулирования проблемы проще всего использовать устоявшиеся речевые конструкции.

Вот некоторые из них:

Обратите внимание, что все и сразу использовать не стоит: это может привести к загромождению вашего сочинения. К тому же, читатели могут подумать, что ваше сочинение — просто набор шаблонных фраз.

Как правильно использовать речевые конструкции

3 простых правила работы с шаблонами:

Надеюсь, эти советы и рекомендации помогут вам справиться с сочинением по ЕГЭ в 2021 году.

Источник

Основные понятия предмета

В основе каждой проблемы исследования (ПИ) лежит противоречие, и в абсолютном большинстве случаев сам предмет отождествляется с вопросом, на самом деле не являясь произвольной составляющей, а имея прямое отношение к результатам, которые удается получить во время практических занятий и изучения теоретического курса. Проще говоря, она всегда возникает не на пустом месте, а лишь тогда, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно, в то время как новые данные еще не обрели четкой формулировки и понимания.

Главные вопросы

Раздумывая над тем, как сформулировать проблему исследования, необходимо отталкиваться от вопросов, которые возникают при первом ознакомлении с материалом. Важно понимать, что от их правильной постановки напрямую зависит формулировка самой проблемы, поэтому преодоление этого этапа является залогом успеха. Обычно в процессе работы используются следующие вопросы:

Естественно, приведенные вопросы носят общий характер. На практике они могут существенно отличаться, но сама суть их постановки обретает более понятный смысл. Между тем правильная формулировка такого обращения является лишь одной из нескольких составляющих, которые способствуют максимально точному определению проблемы научного исследования.

Важно провести полный анализ имеющегося материала и целей, которые стоят на повестке дня. Это необходимо для точного определения того, что уже было изучено, а также что придется изучать для полного раскрытия темы и ее сути. Справиться с поставленной задачей поможет следующая универсальная инструкция:

Примечательно, что в плане проведения исследовательского процесса проблема методологии может определяться как до обоснования собственной актуальности, так и после нее. Актуальность нередко определяется как некий результат изучения основной проблемы процесса исследования.

В таких ситуациях наиболее уместным будет вопрос: «Почему именно сейчас стоит изучить конкретную проблему?».

Нужно отметить, что чем сложнее область исследования, тем труднее будет сформулировать суть ПИ. К примеру, в студенческой курсовой она может быть представлена в виде вопроса о приемлемых решениях и их поиске, тогда как в научной диссертации возможным становится ее представление в качестве вывода, задачи или практического решения.

Читайте также:  Русский язык 6 класса номер 472

Цели и виды исследования

Обязательной частью любой работы является преследуемая цель, определить которую можно как в начале пути, так и в процессе. Само понятие подразумевает получение конкретного результата, который является логическим завершением проделанной работы. Специалисты выделяют следующие виды исследовательских проблем:

Особого внимания заслуживает и формулировка самой задачи, получить представление о которой можно посредством выбора определенных средств для достижения поставленной цели. Если проще, речь идет о выборе оптимальных путей, направленных на решение проблемного вопроса, полностью соответствующих выдвинутой гипотезе. Формулировать подобные задачи проще всего в виде своеобразного утверждения, направленного на достижение всех поставленных целей.

При перечислении актуальных задач рекомендуется идти по восходящей, начиная с самых простых и заканчивая наиболее сложными.

Что касается их количества, то именно от них зависит глубина исследования и, как следствие, самого процесса познания. В то же время ПИ должна соответствовать таким современным требованиям и критериям, как объективность и значимость. В первом случае причина возникновения вопроса кроется в объективных факторах, тогда как во втором она будет обоснованной каким-то теоретическим или прикладным значением для научного процесса в целом.

Анализ и противоречия

Так как в основе любой ПИ лежит противоречие, то обязательной становится его формулировка, которая должна быть четкой и максимально отражающей суть вопроса. В качестве наглядного примера можно привести следующие обозначения тем: «Особенности раннего речевого развития», «Комплексная коррекция дизартрии», «Изучение основ речевой этики». От правильности формулировки зависит понятие сути исследовательского процесса, именно поэтому они практически полностью совпадают.

Кроме того, существует такое определение, как степень научной разработанности темы, являющейся обязательным элементом введения любого проекта. Главная цель разработки, как правило, заключается в отражении кругозора соискателя, формировании определенного исследовательского круга, состоящего из предшественников соискателя в конкретном направлении, а также выявлении целей и вопросов, которые не были изучены ранее.

Еще одно предназначение степени разработанности темы сводится к определению места научной работы в определенной исследовательской области. То есть фактически речь идет об обозначении пробелов в уже существующих знаниях, которые нуждаются в восполнении. Именно они определяют основные задачи и цели проекта.

Анализ, который активно используется для обнаружения главной проблематики, помогает получать новые знания в исследуемой области или системе. Кроме того, проведение глубокой аналитической деятельности позволяет избежать повторов, которые являются крайне нежелательными из-за внесения своеобразной путаницы в процесс исследования. Для проведения максимально продуктивного анализа рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:

Если в работе используются цитаты других авторов и ссылки на научные источники, то обязательно нужно убедиться в точности их передачи и уместности применения в проекте. Обязательной проверке на достоверность подлежат все размещаемые статистические данные и расчеты.

Примеры составления формулировки

Условно формат описания ПИ можно разбить на три основные части: идеал, реальность и возможные последствия. Первая часть должна описывать некую идеальную ситуацию, которая должна быть, вторая — сложившиеся в реальности условия, препятствующие реализации конкретных целей, с четким обозначением степени несоответствия, тогда как третья наглядно демонстрирует оптимальные способы решения. Для примера можно привести следующую жизненную ситуацию:

То есть изначально описываются идеальные условия, которые являются общепринятой нормой, на втором этапе обозначается, что именно не дает их обеспечить, а после этого производится увязка между первой и второй частью с обязательным использованием противоречащих союзов «но» и «однако».

Максимальная детализация несоответствия реальных условий требуемым усиливает целесообразность проводимого исследования и поиски вариантов улучшения сложившихся обстоятельств.

Таким способом можно обосновать не только необходимость проведения ремонта в детском саду, но и по-настоящему глобальные вопросы типа индустриализации отдельных государств, поиска новой вакцины против опасной эпидемии, модернизации градообразующих предприятий, введения новых методик для коррекции отклонений физического развития и т. д.

Источник

КАК ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?

КАК ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?

Этот вопрос очень важен, поскольку неправильно сформулированные проблемы могут привести к очень общим заключениям или к очевидным выводам. Основываясь на таких формулировках, будет невозможно провести анализ.

Так какой же должна быть формулировка проблемы?

1. Проблема должна быть существующей[1] – не той, «которая предположительно у нас появится после прохождения этапа X», а той, которая есть уже сейчас. На следующем этапе работы предлагаемая проблема будет переформулирована в гипотетическую цель, условия для достижения которой сейчас отсутствуют, а внешние условия могут измениться, и запланированная таким образом работа окажется ненужной.

В качестве иллюстрации вспомним детское стихотворение про рыбака [2], который, собираясь на рыбалку, попытался предусмотреть все осложнения, которые могли бы возникнуть в процессе ловли рыбы, и взял с собой массу ненужные вещей (кровать, самовар) и в придачу собаку,

2. Формулировка должна быть конкретной и реальной: лучше избегать общих слов и постараться дать понять заинтересованным сторонам, почему сложившаяся ситуация вас не устраивает и что вы намерены (и действительно можете) изменить.

Например, формулировка «низкий уровень жизни целевой группы» – не самая удачная для постановки проблемы. Если вы действуете в масштабе страны и распределяете бюджетные средства так, чтобы этот самый уровень жизни повысился по всем показателям – то это просто замечательно! А если ваша задача – «на общественных началах» вырастить поле картошки и раздать урожай малообеспеченным семьям, проживающим в вашем районе, то в такой ситуации формулировка «представители целевой группы плохо обеспечены продуктами питания» звучит, конечно, скромнее, но зато соответствует действительным возможностям по решению проблемы. Также неправильно формулировать проблему «целевая группа голодает»: в таком виде это простая констатация факта. К тому же, не совсем ясно, как будет устраняться причина голода.

– Не стоит использовать формулировки вида «нет чего-то» или «отсутствие чего-то» этим вы даете понять, что вам важнее не решение проблемы, а получение материальных ценностей.

Сами по себе слова «нет», «отсутствие» не являются запретными – нецелесообразно лишь их употребление в контексте «нет инструмента». Если слово «нет» участники обсуждения пытаются заменить словами «недостаточно чего-то (инструмента)», «отсутствие чего- то», эти попытки ведущий должен пресекать.

Формулировки типа «нет денег», «нет компьютера», «нет транспорта» являются некорректными. Тем не менее, формулировка «нехватка времени» вполне приемлема, потому что время не является инструментом, используемым для достижения цели. Опять же, «нет еды» – приемлемая формулировка, в отличие от «нет автомобиля».

Если же наличие какого-то инструмента – действительно необходимое условие для решения проблемы, ведущий должен побудить аудиторию переформулировать проблему. Наводящим вопросом может быть такой: «Какая проблема решится с появлением этого инструмента?»

3. Избегайте слишком общих, глобальных проблем («бездуховность общества», «глобальное потепление» и т.п.).

4. В формулировке должна присутствовать только одна проблема. Распознать тот факт, что формулировка содержит в себе несколько проблем, можно по словам «потому что…» или «для того, чтобы.».

Пример: «Дети не хотят играть во дворе, потому что там нет детской площадки» надо разбить на две проблемы: «дети не хотят играть во дворе» и «во дворе нет детской площадки».

5. Избегайте излишней детализации. Не стоит записывать проблемы каждого из многочисленных членов целевой группы – наш проект в какой-то мере универсален (направлен на всю группу) и долгосрочен.

6. Проблемы не должны дублироваться. Если две проблемы близки по смыслу, их надо объединить вместе либо, если участники обсуждения не согласны, уточнять формулировку до тех пор, пока не станет очевидным различие между проблемами. Следить за отсутствием «дубликатов» – обязанность ведущего.

Пример: Две проблемы: «Дети летом предоставлены сами себе» и «Летом детьми никто не занимается». Если участники не соглашаются объединить проблему в одну, то стоит предложить переформулировать их в «равнодушное отношение к происходящему во дворе со стороны прохожих и жителей дома» и «родители не уделяют должного внимания ребенку в семье».

Качественно провести этап формулирования проблем помогут ответы на следующие вопросы:

Читайте также:  Милые слова на годовщину отношений

• В чем состоит проблема с точки зрения целевой группы?

• Почему необходимо осуществление планируемой деятельности с точки зрения целевой группы?

• В чем состоят причины возникновения проблемы с точки зрения каждой из заинтересованных сторон?

• Какие могут быть последствия существования проблемы с точки зрения каждой из заинтересованных сторон?

• Почему целевая группа не может решить проблему самостоятельно? Что мешает это сделать? Почему необходима помощь? Какой она должна быть?

• Какие организации уже занимались этой проблемой?

Роль ведущего. Не только на этом, но и на остальных этапах анализа ведущий должен периодически напоминать группе участников о той цели, ради которой они собрались: «Мы – это те люди, которые лучше всех знают основную проблему, поэтому именно мы можем все вместе, усилиями всей группы ее описать». Если это не так, то мы допустили ошибку на этапе анализа заинтересованных сторон, и составленный перечень надо срочно пересмотреть.

Если в процессе обсуждения окажется, что надо добавить одну или более «забытых» заинтересованных сторон – сделайте это незамедлительно: это повлияет на ход анализа только положительным образом.

Однако стоит постараться избежать ситуации, когда большая часть собравшихся имеет отдаленное представление об основной проблеме (зато с ними приятно пообщаться), и вы медленно, но верно понимаете, что в перечне заинтересованных сторон надо заменить большую часть.

Часто участники обсуждения «зависают» на одной из проблем, утверждая, что ее решение невозможно либо, наоборот, вместо того, чтобы предложить формулировку проблемы (например, «отсутствие условий для игр детей»), предлагает в той или иной форме варианты ее решения («нет детской площадки», «надо поставить детскую площадку»). Ведущий должен побудить участников переформулировать эти утверждения, задавая вопросы вида «Какую проблему это решит?» либо, в самом худшем случае, отдельно фиксировать такие утверждения для того, чтобы позже к ним вернуться и еще раз попытаться переформулировать их или использовать при определении других проблем.

Если проблем высказано слишком мало, надо идти по пути детализации проблем (естественно, в разумных пределах).

Теперь вернемся к участникам обсуждения. Они описывают стоящие перед ними проблемы, которые, возможно, решит либо, наоборот, обострит планируемая деятельность. Сейчас участники должны учитывать только свои собственные интересы либо интересы сторон, которые они представляют. Напомним, что все проблемы записываются на карточках (одна проблема на одну карточку) и крепятся около соответствующих заинтересованных сторон либо связей на Схеме анализа заинтересованных сторон. В процессе сформулированные проблемы обсуждаются, корректируются (в случае необходимости), группируются однотипные проблемы.

Затем карточки снимаются и размещаются на подготовленном пространстве – на стене, полу или большом листе бумаги.

В случае с нашим примером, список проблем может быть таким:

• Дети не могут играть во дворе дома.

• Родителям приходится далеко ходить с детьми.

• Дети уходят далеко от дома.

• Детей тяжело контролировать.

• Во дворе негде играть.

• Во дворе запарковано много машин.

• Во дворе ездит много машин.

• Детям опасно играть во дворе.

• Двор загрязнен строительным и бытовым мусором.

• Нет зеленых насаждений.

• Детская площадка быстро пришла в негодность.

• Играть на площадке опасно.

• Поступает много жалоб в ЖЭС на то, что детям негде играть.

• Подростки собираются в подъездах.

• Подростки мусорят в подъездах.

• Двор загрязнен собаками.

• Двор загрязнен алкоголиками.

• Подростки бьют лампочки.

• Кто-то выкручивает лампочки в подъездах.

• В темный подъезд страшно заходить.

• Участковому поступают многочисленные жалобы на подростков.

А вот как будут выглядеть карточки с формулировками проблем, сгруппированные в соответствии со Схемой анализа заинтересованных сторон (Рисунок 3) относительно каждой из групп интересов:

Рисунок 4. Пример размещения проблем на схеме анализа заинтересованных сторон

Теперь, когда все проблемы сформулированы, можно перейти к этапу анализа – построения причинно-следственных связей и «дерева проблем».

Читайте также

Аутсорсинг и офшоринг: не тот ответ не на ту проблему

Аутсорсинг и офшоринг: не тот ответ не на ту проблему Мы считаем, что применение бережливого подхода может дать превосходные результаты. Вместо того чтобы оценивать работу по затратам на исправление одной и той же постоянно возникающей ошибки, сторонники бережливого

Взгляд без эмоций на эмоциональную проблему

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ Иногда для того, чтобы найти новый способ решения проблемы, нужно посмотреть на нее с новой и в чем-то, может быть, непривычной точки зрения. Например, несмотря на то, что любой предприниматель начинает бизнес в первую очередь для того, чтобы

Сформулируйте проблему

Сформулируйте проблему Всякий раз, когда у кого-нибудь из членов команды возникает вопрос, на который он хотел бы получить отклик, подготовка презентации вопроса до встречи помогает предотвратить непоследовательное или неполное объяснение проблемы. Кроме того, группа

Делать то, что правильно, потому что это правильно

Делать то, что правильно, потому что это правильно Сознательный бизнес придерживается простого, но эффективного правила: верные действия во имя правильных целей обычно со временем приводят к хорошим результатам. Если мы слишком «лелеем результат», как говорил Будда,

Как сформулировать задачу?

Как сформулировать задачу? Задача формулируется исходя из шести компонентов:1. Субъект действия: кто должен выполнять задачу;2. Само действие: что субъект должен делать для ее выполнения;3. Итог действия: ожидаемый результат;4. Сроки выполнения;5. Информация

Включаемся в работу и изучаем проблему

Включаемся в работу и изучаем проблему Включайся в работуПо-настоящему рабочая атмосфера возникает, когда люди начинают обсуждать цель встречи. Нужно погрузиться в новую информацию, перетасовать идеи. На деле никто не увидит систематики в рабочем материале до тех пор,

Задание 5. Сформулировать миссию компании и уникальное торговое предложение

Задание 5. Сформулировать миссию компании и уникальное торговое

Решите проблему, а не создавайте новую

Решите проблему, а не создавайте новую Работа продавца состоит в том, чтобы решать проблемы. Но когда вы не можете заключить сделку после того, как продемонстрировали все достоинства вашего товара, то тем самым только создаете новую проблему. В таких случаях рекомендую

Шаг 1. признайте и примите проблему

Шаг 1. признайте и примите проблему Признайте существование проблемы и примите это как факт. Сформулируйте ее как можно точнее и комплексно, как она того требует. Определите вызвавшие ее причины и отделите их от человека, который причастен к проблеме. Проясните скрытые

Решаем проблему в три приема

Решаем проблему в три приема

Способность внятно сформулировать ви дение будущего – отличительная черта Стива Джобса

Способность внятно сформулировать видение будущего – отличительная черта Стива Джобса Способен ли лидер сформулировать увлекательное, динамичное и притягательное видение будущего? Что еще важнее, способен ли он это сделать, когда вокруг все рушится? В частности, в

9.1. Три взгляда на проблему

9.1. Три взгляда на проблему Любую проблему можно рассмотреть в трех плоскостях: объективной, отношенческой и экономической.Проблема объективна всякий раз, когда трудноразрешимая задача встает перед субъектом, словно стена, готовая обрушиться на него, и он не может

Коуч просит клиента сформулировать, в чем заключалась для него польза сессии

Обрисуй проблему

Обрисуй проблему ЦЕЛЬ ИГРЫКаждый день мы расставляем по приоритетам проблем, с которыми приходится сталкиваться. Неопределенные или неправильно понимаемые проблемы с трудом проходят внутренние фильтры, определяющие, что важно, а что не очень. И как следствие, остаются

Смотрите на проблему шире

Смотрите на проблему шире Другими словами, в любой ситуации пытайтесь воспринимать общую картину и осознавать роль других людей в ней. Чтобы взглянуть на проблему шире, перестаньте фокусироваться на одной части и, принимая решение, учитывайте всю доступную информацию,

Источник

Простые слова
Adblock
detector