Как написать сценарий к социальному ролику

Содержание
  1. Как написать сценарий для видео
  2. Определитесь с целью
  3. Узнайте, кто ваша аудитория
  4. Стиль и форма
  5. Напишите сценарий
  6. Как правильно написать сценарий для видеоролика
  7. Содержание:
  8. Как написать сценарий к фильму
  9. Генерация идей
  10. Определение структуры
  11. Составление и редактирование материала
  12. Сценарий рекламного ролика
  13. Поиск идеи
  14. Определение стиля и формы
  15. Создание текста
  16. Заключение
  17. Как создать сценарий для видеоролика — 8 неочевидных советов
  18. Совет №1: Не рассказывать, а показывать
  19. Совет №2: Адаптируйте аудиальную информацию
  20. Совет №3: Не борщите с креативом
  21. Совет №4: Не пытайтесь охватить как можно больше аудитории
  22. Совет №5: Не умничайте больше, чем необходимо
  23. Совет №6: Используйте специализированный софт
  24. Совет №7: Хватит штампов, хватит ограничений
  25. Совет №8: Лучше писать сценарий в связке с моушн-дизайнерами
  26. Заключение
  27. Как делать сценарии для роликов
  28. Перед тем как писать
  29. Задайте вопросы о продукте и целях ролика
  30. Выясните ограничения
  31. Как работать над сценарием
  32. Запишите тезисы, сформулируйте и согласуйте идеи
  33. Описывайте подробности
  34. Как писать сценарий для разных видов роликов
  35. Эксплейнеры
  36. Реклама
  37. Не заморачивайтесь с оформлением
  38. Проговорите сценарий голосом и проиграйте сцены в воображении
  39. Вопросики

Как написать сценарий для видео

Сценарист «Лаборатории Новых Медиа» Анастасия Попова написала для блога «Нетологии» колонку, в которой рассказала о том, как правильно делать сценарий для видео.

Определитесь с целью

Определите, для чего вы снимаете видео и какая у него конечная цель. Это может быть блог, инструкция или вирусный контент. У всех вариантов разные цели и задачи. Обдумайте их заранее, чтобы уже на этапе сценария пойти по нужному пути.

Сценарий для блога состоит из текста и описания кадра — здесь нет строгих рамок для формата. Пишите так, как удобно вам и оператору. А для рекламного ролика нужно представить и точно прописать, как показать продукт и его пользу. Используйте сториборды или раскадровку, нарисуйте примерный кадр, где появляется продукт.

Для вирусного ролика история о продукте должна быть неожиданной, чтобы вызвать у зрителя эмоции. Здесь нужен сценарий с подробным описанием каждой сцены. Пропишите текст, эмоции героев, крупность планов, нарисуйте раскадровку — представьте, что работаете над фильмом.

Узнайте, кто ваша аудитория

Здесь, как и в продвижении для соцсетей, важно представить типичного потребителя вашего контента. Опишите этого человека и подумайте, что заинтересует его в вашем видео.

Для примера обрисуем портрет зрителя канала «Супермамы». Это молодая женщина 20-30 лет, которая ухаживает за ребёнком 1-3 лет. Она читает заметки и смотрит видео о воспитании счастливых детей, здоровье, кормлении и развитии малыша. Такая молодая мама не забывает также о саморазвитии и уходе за собой.

Стиль и форма

Представьте заранее длину видеоролика. В целом, чем короче будет видео, тем больше шансов, что его посмотрят до конца. Проверить хронометраж текста в сценарии можно через хрономер. А чтобы сделать бренд узнаваемым, используйте элементы фирменного стиля: цвет, логотип и шрифт. Например, раскрасьте плашки в цвета компании или используйте в кадре предметы схожего цвета. Это привлекает внимание и запоминается.

Напишите сценарий

В видео зритель воспринимает текст на слух. Поэтому пишите в сценарии только простые слова, которые легко читать и слушать. Избегайте сложных конструкций и начинайте предложения с подлежащего и сказуемого. Это приучает к простоте. Прочитайте сценарий вслух несколько раз. Упростите предложения на которых вы спотыкались. Когда речевой текст готов, опишите, что будет происходить в кадре.

В «Лаборатории Новых Медиа» мы собираем текст и действия в кадре в одной таблице:

Добавьте к документу информацию о съемке: люди, место, время, оборудование и реквизит. Подробный сценарий упростит подготовку, операторскую работу, начитку и монтаж.

Чтобы описать кадр, мы используем несколько терминов:

Футажи — сопровождающий видеоряд. Мы используем для футажей крупные кадры, чтобы обратить внимание зрителя на предмет.

Пэкшот — показ рекламного продукта.

Дисклеймер — любого рода предупреждения. Например напоминание, что компания или фирма не несет ответственности за результат: имеются противопоказания, проконсультируйтесь со специалистом.

Подпечатка — текст для анимированной или неподвижной плашки.

План — степень крупности изображения в кадре. Мы используем крупный, средний и общий план.

Источник

Как правильно написать сценарий для видеоролика

Главный секрет любого фильма – не спецэффекты и большой бюджет, а хороший сценарий. Необязательно быть профессиональным сценаристом, чтобы написать цепляющий сюжет для видеоролика. Достаточно придумать интересную историю, мотивирующую зрителя на просмотр. В этой статье вы узнаете, как написать сценарий и снять фильм, который захочется пересматривать не один раз.

Содержание:

Как написать сценарий к фильму

Сценарий в кинематографе – это «полуфабрикат», который превращается в готовый продукт общими усилиями режиссера, художников, операторов и других членов творческой группы. У фильмов выделяют следующие черты:

К составлению «сценарной истории» относятся с большим вниманием, так как от ее качества зависит 70% успеха. Но как написать сценарий для фильма, если вы не обладаете подобным опытом?

Создайте напряжение, чтобы зрителю было интересно!

Генерация идей

Идея – это двигатель любого сценария. Именно поэтому нужно начать с нее. Поиск концепта представляет собой увлекательный процесс, состоящий из нескольких этапов:

Определение структуры

Любой фильм, независимо от жанра, условно делится на несколько частей:

У каждого фильма есть завязка, развитие и развязка

Составление и редактирование материала

После определения структуры вы можете приступить к детализации сюжета. Вам стоит запастись вдохновением, ведь на этом этапе творческий процесс только начинается.

Шлифуйте сценарий до идеала

Хотите создать увлекательный видеоряд? Универсальный видео редактор ВидеоМОНТАЖ поможет вам смонтировать любой ролик. Используя инструменты ПО, вы быстро сможете сделать фильм. Используйте временную шкалу для того, чтобы собрать фрагменты видеоклипа в хронологическом порядке. Меняйте яркость кадров, подбирайте звуковое сопровождение и вставляйте титры!

Сценарий рекламного ролика

Маркетинговые фильмы сильно отличаются от художественных киноработ. Их основные черты:

Необязательно проходить кинематографические курсы, чтобы снять коммерческий ролик с цепляющим сюжетом. Достаточно изучить правила написания сценария для рекламных мини-фильмов.

Поиск идеи

В рекламном видеосюжете идея играет важнейшую роль. Она отражает авторскую задумку, которая направлена на продвижение продукта. Поэтому сценарист рекламного ролика должен быть прежде всего маркетологом. Подача идеи зависит от типа рекламного видеоконтента:

На первом этапе определите, какой тип ролика вы хотите создать. Обязательно выделите время и посмотрите примеры видеорекламы на просторах сети. Удачные задумки возьмите на заметку.

Вдохновитесь удачными примерами рекламных роликов

Определение стиля и формы

До монтажа видеорекламы вы должны решить задачи:

Мощный видеоредактор ВидеоМОНТАЖ поможет создать отличный рекламный ролик. Вы можете настраивать скорость воспроизведения, чтобы оттенить кульминацию или ускорить затянутые сцены. Добавляйте эффекты и клипарт — с ними вы сможете смонтировать даже вирусный ролик!

Создание текста

При создании маркетинговых клипов нужно придерживаться следующих правил:

При написании текста сценария придерживайтесь основных правил

Заключение

ВидеоМОНТАЖ – это удобный софт, созданный отечественными разработчиками. Редактор подходит для склеивания кадров, настройки звука и добавления ярких видеоэффектов. Вы можете бесплатно скачать универсальную программу для монтажа видео. Создайте свой короткометражный исследовательский фильм или вирусный ролик для YouTube – начните творческий эксперимент прямо сейчас!

Источник

Как создать сценарий для видеоролика — 8 неочевидных советов

Как написать сценарий видеоролика правильно и не раздуть смету? Давайте начистоту, никто не любит смотреть рекламу. Люди приходят в интернет не за этим. В эпоху переизбытка информации, креативный сценарий — один из главных факторов привлечения и удержания зрителя. Но как угодить зрителю, Заказчику и продакшену одновременно?

Человек не в теме часто думает, что сценарий рекламного ролика — это чуть более отполированный вариант обычной рекламной статьи. Человек более продвинутый ищет истину в книгах по сценарному мастерству для большого кино. И только мы, агентство видеопродакшена, знаем, как это делать правильно. И сейчас расскажем.

Читайте также:  Как пишется слово елки или елке

Совет №1: Не рассказывать, а показывать

В основе крутого сценария по-прежнему лежит история. Но когда вы пишите сценарий корпоративного видеоролика, вы пишете не для читателя и даже не для зрителя, а для дизайнера (или для операторов в случае со съемкой). По сути, вы создаете не самостоятельное творческое произведение, а подробное техническое задание.

В голове продюсера, арт-директора и даже Заказчика должна сложиться не столько история, сколько цепочка визуальных образов. А уже их задача — воплотить замысел сценариста на экране при помощи художественно-выразительных средств. У визуала их несравнимо больше, чем у публициста: графика, движение камеры, голос диктора, музыка, монтаж, который держит ритм ролика и внимание зрителя.

Когда вы задаетесь вопросом, как написать сценарий видеоролика, думайте не о том, как бы подобрать более правильные слова, а о том, какие картинки должны появиться на экране. Миссия сценариста — не просто донести мысль, а разбудить воображение.

Совет №2: Адаптируйте аудиальную информацию

Этот совет прямо проистекает из первого, но посвящен не визуальной, а звуковой составляющей, точнее работе диктора.

Помните, что одно дело самостоятельно читать текст с листа и совсем другое — воспринимать его на слух. Руководитель, маркетолог или PR-менеджер чаще всего работает с печатным текстом и совсем редко работает с аудиальной информацией. Поэтому ему тяжело написать текст, который мягко ляжет на уши зрителя. Да что там, хотя бы текст, об который профессиональный диктор не сломает язык!

Пресс-релиз можно начинить узко специализированной терминологией, длинными речевыми конструкциями и фирменным канцеляритом. Иногда это даже будет неплохо читаться с листа бумаги. Но дайте такой длинный текст без пауз диктору, и он сначала задохнется сам, а потом задушит и зрителя.

Подробнее о тонкостях дикторского озвучивания и проблемах, а также их решениях, с которыми сталкивается диктор по ходу своей работы, обсудили с нашим коллегой Александром Лапшиным — руководителем аудиопродакшн студии SoundBox, Председателем Союза Дикторов России:

Совет №3: Не борщите с креативом

Вы сейчас подумали “Чтоооо? Да вы же сами минуту назад говорили, что креатив — главный ингредиент крутого сценария”. И это правда. В основе удачного сценария лежит история. А стандарты хорошей истории неизменны со времен древнегреческих пьес. В ней должны быть завязка, кульминация и развязка. В ней должны быть герои и сюжетные арки.

Но все же рекламный видеоролик — это в первую очередь коммерческий продукт, а не творческое высказывание. И это накладывает ряд существенных ограничений на то, как создавать сценарий для видеоролика. Хронометраж, стилистические и технические решения, политические и юридические условия и т.д. Проще говоря, ролик должен решать бизнес-задачу и не сжирать бюджет понапрасну.

Помните, что креатив = бюджет

Допустим вам нужен объясняющий ролик для криптовалютой платформы, предназначенной для судоходной индустрии. Сценарист хочет, чтобы в этом ролике была 3D-модель океанского лайнера. Но это сделает ролик в три раза дороже. Если лайнер не обязателен, чтобы рассказать зрителю о преимуществах крипто-переводов в сравнении с обычными банковскими транзакциями, значит обходимся без лайнера.

Кроить сценарий в угоду максимальной эффективности, но в ущерб красоте — это нормально. Поэтому в корпоративных видео сюжетные арки часто сводятся к формуле «проблема – продукт – решение» или «потребность – решение – успех».

Это самый легкий способ донести до зрителя ключевую информацию, не раздувая смету ради ненужных креативных ходов.

Помните, чем выше полет фантазии, тем больнее ей будет падать.

Совет №4: Не пытайтесь охватить как можно больше аудитории

Корпоративный ролик изначально не делается на широкую аудиторию. Ваш ролик может быть супер-креативным и визуально притягательным, но люди все еще ненавидят рекламу. Как бы вы не старались зацепить зрителей нестандартным подходом, уже в первые секунды в его голове щелкает тумблер: “Это реклама. А оно мне надо?”.

И здесь есть два варианта:

Как бы вы не старались написать сценарий видеоролика, какие бы приемы Спилберга и Хичкока не применяли, не получится удержать у экрана зрителя, которому изначально не близка ваша тема.

А вот для зрителя, которому стало интересно, достаточно просто быстро и грамотно рассказать о компании или продукте. Простым человеческим языком, но по-деловому, без излишних прикрас и киношного пафоса. Экономьте время тех, кто уделил вам свое время. Не грузите их.

Неопытный сценарист, начитавшись книг о том, как написать сценарий видеоролика, узнав про “маленькие хитрости” и “сценарные крючки”, стремится сделать так, чтобы его ролик посмотрели миллионы. Но нам не нужны миллионы. Точнее ориентироваться надо не на широкую аудиторию, а на свою.

Пускай лучше ваш ролик досмотрит 10 потенциальных клиентов, чем 1000 случайных людей, которых вы ввели в заблуждение “фишками” и “крючками”.

Совет №5: Не умничайте больше, чем необходимо

Стремление насытить сценарий профессиональной лексикой, сложными терминами и тяжелыми речевыми оборотами не сделает ваш продукт солиднее, зато повысит риск остаться неуслышанным. Не надо разговаривать со зрителем как с ребенком. Но избавьте его от сочетаний слов вроде «нарушение нутритивного статуса», там где можно сказать «проблема с организмом из-за неправильного питания».

По тем же причинам не стоит перегружать визуальный ряд. Да, у нашего продукта много «преимуществ». Бывает, что все их тяжело объяснить за полторы минуты. Но тогда, выберете три самых основных и самых полезных, а не пытайтесь запихнуть все 10 в один ролик.

Если зрителя начнет укачивать от избытка объектов и быстрой смены сцен, если диктор будет каждые 3 секунды скакать от мысли к мысли, впечатления о компании или продукте будут испорчены.

Совет №6: Используйте специализированный софт

Одно из золотых технических правил — все что можно измерить, нужно измерить. Это касается даже такой гуманитарной дисциплины, как сценаристика. В интернете существуют общедоступные сервисы для измерения длительности текста.

Самый популярный — Хрономер. Но подойдут и любые другие сервисы, вроде Soundbox.pro или Купиголос. Все они бесплатны.

Закидываем текст в форму, простая программа проводит подсчет и выдает примерный результат, сколько секунд будет длиться дикторская аудиодорожка.

Например, в тексте 100 слов, его чтение займет от 50 до 54 секунд в зависимости от длины этих слов, темпа чтения, интонации.

ВАЖНО: Даже если ваш текст «влезает» в показатели на счетчиках, это не означает, что вы останетесь довольны соответствием видеоряда и аудиодорожки. Паузы – интонационный якорь нашей речи, они не дают уплыть в открытое море и захлебнуться. Но хрономеры паузы не учитывают. Поэтому рекомендуем всегда оставлять запас хотя бы в 10% времени ролика без дикторского текста.

Совет №7: Хватит штампов, хватит ограничений

Облачка над головой героя, земной шар, географическая карта, бессмысленные графики-диаграммы, человек со смартфоном в руке. Это постоянные спутники “клиентских” сценариев, которые пишут маркетологи и пиарщики. Это надоело даже дизайнерам, чего уж говорить о зрителях.

Пожалуйста, не настаивайте на своих готовых сценариях и дайте поработать профессионалам. Хороших проверенных сценаристов на нашем рынке и без того очень мало. А когда и этим специалистам твердо диктуют, как написать сценарий видеоролика, результат выходит плачевный.

Читайте также:  Напишите ваши варианты как можно будить отряд

Еще одна распространенная проблема — клиенты безапелляционно дают дикторский текст, для которого «нужно придумать визуальный ряд». Это изначально очень плохая затея. В видеоролике все должно быть упаковано органично.

Как мы уже отметили в совете №3, полет фантазии сценариста и без того ограничен рядом условий: бюджет, хронометраж, технические возможности студии. Так зачем же загонять его в еще более узкие рамки?

Заставляя опытного творца-визуала подгонять свои идеи под ваш шаблон, вы сами стреляете себе в ногу. Позвольте профессионалу показать все на что он способен!

Совет №8: Лучше писать сценарий в связке с моушн-дизайнерами

Есть мнение, что “цемент” для крутого видеоролика — это качественные и интересные переходы между сценами, эффектные преобразования в стиле «Трансформеров», полет камеры, игра масштабов между горой и булавкой – это возможности, которые открывает только анимация.

Но, автору, который привык работать исключительно с текстом, невозможно придумать или хотя бы умозрительно представить все эти визуальные украшения. А если даже и придумал, он не понимает, как передать свою идею словами.

Даже простая задумка, описанная литературно, в воображении других специалистов может приобрести совершенно иные формы.

Моушен-дизайнеры лучше видят возможности для создания крутых переходов. Поэтому над созданием действительно крутых роликов трудятся не многостаночники-одиночки, универсалы, а креативные группы. В них входят сценарист, маркетолог, художник, аниматор, моушн-дизайнер и арт-директор.

Заключение

Никто не знает о продукте или компании так хорошо, как его создатель. И никто не продаст его так хорошо, как нанятый создателем маркетолог.

Руководствуясь этой, без сомнения, верной мыслью, некоторые клиенты занимаются креативной работой самостоятельно. И даже изучив как написать сценарий видеоролика, часто допускают почти все возможные ошибки, о которых говорилось выше.

Как говорил наш сценарист, Станислав Булацкий:

Из более двухсот проектов, которые прошли через меня за последние три года, только один клиентский сценарий был безупречен ОТ и ДО.

Студия выполнила работу по нему, и сегодня у продукта, для которого создавался этот ролик, тысячи пользователей.

Остальные 199 нуждались в исправлениях, предложениях, доработках, изменении структуры, пересмотре референсов и, наконец, переписывании с чистого листа.

Почему? Потому что только общая “насмотренность”, личный опыт и плотная связь с видео-индустрией позволяют создать действительно крутой сценарий, который попадет в цель.

Доверяйте профессионалам, изучайте технологию создания видеороликов, подписывайтесь на наш канал… и следуйте за “ВидеоЗайцем”!

Источник

Как делать сценарии для роликов

Привет, меня зовут Лиза. Я редактор «Сделаем».

Сегодня про сценарии.

Сценарии нужны в фильмах, театральных постановках, мультиках, рекламных роликах, детских утренниках и революциях. Существуют тысячи приемов, умноженные на сотни вариантов использования сценариев. Рассказать обо всех в одном уроке — непосильная задача.

Чтобы не запутать вас, мы дадим несколько общих советов и обратим больше внимания на техническую составляющую подготовки сценария. Расскажем, что делать, в каком порядке и как это все должно выглядеть.

Перед тем как писать

В первую очередь — подготовка.

Думаем, вы уже заметили, что мы яростно «топим» за то, чтобы не делать работу сломя голову. Залог успеха — взвешенный неспешный подход, много подготовки на старте и только потом уже работа над контентом. Любым.

Со сценариями все то же самое.

Но еще перед анализом продукта и аудитории хорошо бы понять, надо ли вообще делать эту работу. Вы должны понять, действительно ли нужен ролик, можно ли его качественно сделать, или лучше заменить чем-то более полезным.

Например, длинный ролик можно заменить ответами на частые вопросы с короткими гифками или скринкастами, которыми будет удобнее пользоваться.

Но если вы поняли, что без ролика и, соответственно, без сценария не обойтись, делайте анализ.

Задайте вопросы о продукте и целях ролика

Прежде чем чертить табличку с раскадровкой и придумывать дикторский текст, задайте себе (или вашему заказчику) максимум вопросов.

Целевая аудитория

Кто будет смотреть этот ролик? Что это за люди? Какие у них проблемы? Как мы их решим? Понимают ли они необходимость продукта, или он новый и надо донести до них пользу — создать спрос?

Формат — рекламный/имиджевый/объясняющий

Что мы должны показать в ролике? О каком продукте говорим? Какие у него сильные, слабые качества и ценности в глазах людей? Нам надо показать, как чем-то пользоваться, или показать абстрактную крутость бренда?

Цель ролика

Что нам надо от этих людей? Что они должны сделать или понять?

Что за трафик мы будем лить на ролик? Насколько он теплый? Что было до того, как люди увидели ролик? На каком этапе воронки они находятся?

Выясните ограничения

Прежде чем писать, вы должны выяснить возможности производства, пожелания и условия клиента.

Тип ролика

Будете ли вы снимать видео, делать 3D-графику, есть ли бюджет на съемку объекта с квадрокоптера, или надо вложиться в 5 копеек и сделать шаблонную анимацию. Результат можно добыть и там и там, но надо понимать, какими инструментами придется в итоге оперировать.

Бюджет

Хронометраж. В ограничениях важно уточнить длительность ролика. Например, вы видите, что надо рассказывать долго и много, а у заказчика бюджет на 30−60 секунд анимации. Надо будет придумать, как это решить. Будет намного сложнее, если вы придете с готовым сценарием на 5 минут, а его невозможно воплотить в жизнь.

Настроение. Сразу узнайте, в каком настроении заказчик хотел бы видеть ролик, чтобы потом не пришлось всё переписывать. Настроение одного и того же ролика может быть разным: веселым, легким, серьезным, драматическим и т. д.

Можете прочитать урок из нашей бесплатной рассылки о том, какие вопросы задавать клиенту. Можете действовать по собственному плану, но в итоге перед сценарием у вас должны быть:

Как работать над сценарием

Запишите тезисы, сформулируйте и согласуйте идеи

Выпишите все важное о продукте тезисами и обозначьте цель: например, показать в ролике, что товар доставят за 30 минут. Это то, над чем вы будете работать, весь сюжет будет строиться на целевой идее.

Запишите 10 первых идей, которые сразу пришли в голову. Пишите все, даже самые дурацкие идеи. Например, концепцию о том, как товар доставляет гонщик «Формулы-1», Супермен или телепорт. Оставьте две-три из них, составьте к ним логлайны и согласуйте с клиентом.

По выбранному логлайну пишите синопсис — краткий пересказ сюжета. Его тоже надо обязательно согласовать с заказчиком, чтобы потом не делать двойную работу. И только по утвержденному синопсису приступайте к сценарию.

Давайте разберемся, что есть что, на примере популярного фильма.

Логлайн:

Восьмилетний мальчик Кевин случайно остается на Рождество один, пока его многочисленное семейство улетает в отпуск, и защищает дом от грабителей.

Синопсис:

Состоятельная многодетная семья собирается на каникулы во Францию со всеми братьями, кумовьями и ордой детей. В суматохе сборов родители забывают дома… собственного сына. Кевину восемь лет, и он остается совсем один в огромном доме на рождественские каникулы. Как назло, все соседи тоже разъехались отдыхать. Однако в районе завелись двое домушников, с которыми Кевину придется столкнуться и защитить дом, проявив силу духа и изобретательность. Нерадивые грабители попадают в комичные ситуации и в итоге оказываются в руках полиции, пока мать Кевина всеми силами пытается прорваться обратно к сыну — непростая задача в канун Рождества.

Все помнят знаменитую новогоднюю рекламу M&M’s: «Он настоящий!» — «Они настоящие!» — где Желтый и Красный встречают Санту? А вы знали, что у нее есть не менее крутое продолжение?

Читайте также:  Как написать теги в яндекс дзене

Давайте разберем логлайн и синопсис этого ролика.

Логлайн:

Желтый и Красный встречают Санта-Клауса на Рождество, отчего Санта и Красный падают в обморок. Чтобы спасти праздник, Желтый берет дело в свои руки и развозит подарки.

Синопсис:

После случайной встречи в канун Рождества Санта-Клаус и Красный теряют сознание. Желтый решает спасти праздник и развезти подарки вместо Санты, однако путает адресатов. Спецслужба эльфов пытается разобраться, в чем дело, приводит Санту в чувство. Казалось бы, праздник испорчен безвозвратно, но люди начинают обмениваться подарками, чтобы найти свои, улыбаются, обнимаются. Вокруг царит атмосфера праздника, единства и дружелюбия — Рождество спасено.

Запомнить! Сначала согласуйте идею

Чтобы не делать лишнюю работу, сначала обсудите идеи-логлайны с заказчиком и только потом приступайте к более детальной проработке — синопсису и написанию полноценного сценария.

Описывайте подробности

Сценарий на площадке — это рекомендации режиссеру. Он может что-то снять по-своему, но общее направление происходящего задает сценарист. Сценарий в анимации — это техзадание исполнителю, по которому будет рисоваться ролик. Чем подробнее вы распишете происходящее, чем больше деталей укажете, тем лучше.

Поэтому максимально подробно указывайте, что вы имеете в виду, когда описываете все, что происходит в ролике.

А еще важно проследить, чтобы бренд был узнаваемым, — дайте указания касательно элементов, которые будут отвечать за фирменный стиль: цвета, логотипа и шрифтов. Это тоже в вашей ответственности.

Как писать сценарий для разных видов роликов

Было бы чересчур амбициозно заявлять, что мы в одной статье объясним вам, как стать новым Джорджем Лукасом. Но мы коротко пройдемся по частым приемам и подходам, которые вы можете использовать в своей работе.

Многое зависит от продукта и целей ролика.

Эксплейнеры

Один из самых частых заказов для копирайтера и непрофессионального сценариста — сценарий для эксплейнера. Это видео, которое объясняет, как пользоваться продуктом или как устроена услуга. Эксплейнер можно нарисовать, а можно снять видео.

Например, в товароучетном сервисе появилась новая функция. При помощи эксплейнера можно показать пользователям, как эту функцию подключить и как ею пользоваться. Или банк выпускает карту рассрочки. При помощи ролика можно рассказать, что это не обман, и показать, как работает такая система.

Сценарий для эксплейнера строится линейно и без лишней драматургии. Его задача — объяснять, поэтому особенные приемы не нужны. Надо выстроить понятный рассказ. Здесь не надо нажимать на боли, показывать лайфстайл или говорить о незаменимости.

Реклама

По нашему опыту, в 100% случаев от них нужны продажи, регистрации, скачивания — что-то ощутимое и коммерческое. Поэтому вдохновляйтесь известными роликами, но не думайте, что должны повторить их успех. За ними миллионные бюджеты и миллионные команды. А если заказчик просит ролик, как у Apple, мы уже миллион раз говорили, куда его послать.

На самом деле, чтобы продавать, вполне себе нормально использовать пару проверенных формул:

Лайфхак! Используйте эмоции

Важная часть любого сценария и важный триггер для целевого действия — эмоции. Заставьте сопереживать, завидовать, ненавидеть или пожалеть героя вашего ролика. А если такого нет, то можно перенести ассоциации на зрителя или его окружение. Тогда эмоции тоже хорошо помогут вовлечь человека в происходящее.

Или брендовые — в таких важно не продать, а познакомить с брендом или укрепить имидж.

Подача имиджевого видео будет зависеть от позиционирования компании, которая к вам обратилась. Если бренд обещает заботу о клиентах, в сценарии нужно транслировать удобство, комфорт, дружелюбие; если качество и надежность — упор на идеальную картинку. Суть таких роликов сводится к красивой картинке или истории, цепляющей за эмоцию или вызывающей интерес.

Зачастую имиджевая реклама включает слоган компании, вокруг которого и строится ключевая идея сюжета. Такой способ использует Nike, мотивируя в роликах на спортивные достижения или здоровый образ жизни слоганом Just Do It.

В первой рекламе с таким слоганом снялся 80-летний Уолт Стэк еще в 1988 году, пробежав по знаменитому мосту в Сан-Франциско. Nike выбрали Стэка не просто так: он пробежал 60 тысяч миль за всю жизнь и был символом бегунов того времени.

Например, авиакомпания S7 пригласила группу OK Go, чтобы снять клип в их самолете в невесомости. В самом клипе нет ни одного упоминания компании — музыканты просто взрывают цветные шары с краской и смешно колбасятся в невесомости вместе со стюардессами-акробатками. Здесь нет юмора или хайповой темы, но есть отличный видеоряд и драйвовая музыка.

А Whiskas пригласили Слепакова, который спел про котозависимость, — котики всегда в тренде:

Самое важное в сценарии вирусного ролика — уникальность, оригинальность и креативность. Тут можно использовать любые творческие идеи и формы: философию — особый посыл, мораль, юмор, хайп, эстетику и так далее. Самые подходящие форматы для подобных роликов — мини-фильм, клип, скетч, пародия или короткий социальный ролик.

Кстати, вот такая отличная реклама для музыкальной студии «ТО „420“» получилась через высмеивание клише социальных роликов:

Не заморачивайтесь с оформлением

Сделайте так, чтобы было понятно

Сценарий можно оформить профессионально, используя какую-нибудь специальную программу.

Вообще, мы всегда за то, чтобы делать так, как удобно: оформлять в программе для сценаристов, делать таблички в Ворде или документах Гугла, печатать на машинке, рисовать на салфетке или надиктовывать голосом.

Лучший вариант (и единственно правильный) — уточнить у заказчика, в каком формате сдавать сценарий.

Но если вы делаете сценарий на конкурсной основе, лучше всего оформить его в презентацию. На этапе создания логлайна оформите 1−2 страницы с красивыми референсами, приятным шрифтом, дизайном и т. д. Это увеличит ваши шансы на победу.

Проговорите сценарий голосом и проиграйте сцены в воображении

Чтобы исключить погрешности и дать грамотные рекомендации диктору, прочитайте сценарий вслух несколько раз. Не используйте трудновыговариваемые — ага, как мы только что — слова. Упростите предложения, на которых появились заминки или которые пришлось перечитывать повторно.

А лучше пройдитесь по тексту с исполнительной командой или заказчиком и прочитайте сценарий по ролям. Если нет ролей, пусть прочитает именно заказчик — станет понятно, как с текстом взаимодействует человек, который его не видел, потому что ваш глаз может уже замылиться.

Чтобы не ошибиться с таймингами, проиграйте в воображении все действия — на каждую сцену можно засекать таймер. Так у вас получится дать более-менее точное представление по хронометражу. Проверять хронометраж сценария удобно через хрономер.

Вопросики

Чтобы писать сценарии, мне нужно какое-то особое образование?

Чтобы написать новый «Побег из Шоушенка», надо отлично разбираться в драматургии и сценарном мастерстве. Для такой задачи необходимы специальное образование и опыт. Чтобы писать сценарии для коммерческих роликов, образование желательно (поможет управлять эмоциями и делать ролик интереснее), но не обязательно. Куда важнее разбираться в маркетинге, уметь анализировать аудиторию, находить ее боли и влиять на них текстом. Остальное придет.

Как понять, какой длины видео делать?

Зависит от продукта и аудитории. Например, мало кто будет смотреть рекламу дольше 30−60 секунд, а эксплейнер или вебинар можно смотреть намного дольше.

Что почитать, посмотреть и изучить, чтобы научиться писать сценарии?

Чтобы писать коммерческие сценарии, надо не только разбираться в драматургии, но и хорошо владеть текстом. Поэтому наш маст-хэв смешанный.

Источник

Простые слова
Adblock
detector