Как написать стих в стиле маяковского

Содержание
  1. Как написать стих в стиле маяковского
  2. Владимир Маяковский: Как делать стихи
  3. Как делать стихи: краткое содержание, описание и аннотация
  4. Владимир Маяковский: другие книги автора
  5. Как делать стихи — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
  6. Урок-мастерская по творчеству В.В.Маяковского. Индивидуальные особенности стиля. 11-й класс
  7. Презентация к уроку
  8. I. Введение в тему, целеполагание
  9. II. Подготовка учащихся к активной деятельности на последующих этапах урока
  10. Запись на доске. Первый столбик. 1. Вызов обществу, эпатаж. Интересные темы. 2. Необычная образность их лирики. Новые слова.3. Экономия речи. 4. Интересная звукопись. 5. Индивидуальная рифма. 6.Своеобразное расположение текста.
  11. IV. Афиширование
  12. V. Творческое оформление результатов групповой работы при постижении изучаемой проблемы
  13. VI. Результат совместного творчества
  14. VII. Подведём итоги
  15. VIII. Домашнее задание

Как написать стих в стиле маяковского

Я должен писать на эту тему.

На различных литературных диспутах, в разговоре с молодыми работниками различных производственных словесных ассоциаций (рап, тап, пап и др.), в расправе с критиками — мне часто приходилось если не разбивать, то хотя бы дискредитировать старую поэтику. Самую, ни в чем не повинную, старую поэзию, конечно, трогали мало. Ей попадало только, если ретивые защитники старья прятались от нового искусства за памятниковые зады.

Наоборот — снимая, громя и ворочая памятниками, мы показывали читателям Великих с совершенно неизвестной, неизученной стороны.

Детей (молодые литературные школы также) всегда интересует, что́ внутри картонной лошади. После работы формалистов ясны внутренности бумажных коней и слонов. Если лошади при этом немного попортились — простите! С поэзией прошлого ругаться не приходиться — это нам учебный материал.

Наша постоянная и главная ненависть обрушивается на романсово-критическую обывательщину. На тех, кто все величие старой поэзии видит в том, что и они любили, как Онегин Татьяну (созвучие душе!), в том, что и им поэты понятны (выучились в гимназии!), что ямбы ласкают ихнее ухо. Нам ненавистна эта нетрудная свистопляска потому, что она создает вокруг трудного и важного поэтического дела атмосферу полового содрогания и замирания, веры в то, что только вечную поэзию не берет никакая диалектика и что единственным производственным процессом является вдохновенное задирание головы, в ожидании, пока небесная поэзия-дух сойдет на лысину в виде голубя, павлина или страуса.

Разоблачить этих господ нетрудно.

Достаточно сравнить тятьянинскую любовь и «науку, которую воспел Назон», с проектом закона о браке, прочесть про пушкинский «разочарованный лорнет» донецким шахтерам или бежать перед первомайскими колоннами и голосить: «Мой дядя самых честных правил».

Едва ли после такого опыта у кого-нибудь молодого, горящего отдать свою силу революции, появиться серьезное желание заниматься древнепоэтическим ремеслом.

Об этом много писалось и говорилось. Шумное одобрение аудитории всегда бывало на нашей стороне. Но вслед за одобрением подымаются скептические голоса:

— Вы только разрушаете и ничего не создаете! Старые учебники плохи, а где новые? Дайте нам правила вашей поэтики! Дайте учебники!

Ссылка на то, что старая поэтика существует полторы тысячи лет, а наша лет тридцать — мало помогающая отговорка.

Вы хотите писать и хотите знать, как это делается. Почему вещь, написанную по всем шенгелевским правилам, с полными рифмами, ямбами и хореями, отказываются принимать за поэзию? Вы вправе требовать от поэтов, чтобы они не уносили с собой в гроб секреты своего ремесла.

Я хочу написать о своем деле не как начетчик, а как практик. Нинакого научного значения моя статья не имеет. Я пишу о своей работе, которая, по моим наблюдениям и по убеждению, в основном мало чем отличается от работы других профессионалов-поэтов.

Еще раз очень решительно оговариваюсь: я не даю никаких правил для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи. Таких правил вообще нет. Поэтом назывется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила.

В сотый раз привожу мой надоевший пример-аналогию.

Математик — это человек, который создает, дополняет, развивает математические правила, человек, который вносит новое в математическое знание. Человек, впервые формулировавший, что «два и два четыре», — великий математик, если даже он получил эту истину из складывания двух окурков с двумя окурками. Все дальнейшие люди, хотя бы они складывали неизмеримо большие вещи, например, паровоз с паровозом, — все эти люди — не математики. Это утверждение отнюдь не умаляет труда человека, складывающего паровозы. Его работа в дни транспортной разрухи может быть в сотни раз ценнее голой арифметической истины. Но не надо отчетность по ремонту паровозов посылать в математическое общество и требовать, чтоб она рассматривалась наряду с геометрией Лобачевского. Это взбесит плановую комиссию, озадачит математиков, поставит в тупик тарификаторов.

Мне скажут, что я ломлюсь в открытые двери, что это и так ясно. Ничего подобного.

80% рифмованного вздора печатается нашими редакциями только потому, что редактора или не имеют никакого представления о предыдущей поэзии, или не знают, для чего поэзия нужна.

Редактора знают только «мне нравится» или «не нравится», забывая, что и вкус можно и надо развивать. Почти все редактора жаловались мне, что они не умеют возвращать рукописи, не знают, что сказать при этом.

Грамотный редактор должен был бы сказать поэту: «Ваши стихи очень правильны, они составлены по третьему изданию руководства к стихосложению М. Бродовского (Шенгели, Греча и т.д.), все ваши рифмы — испытанные рифмы, давно имеющиеся в полном словаре русских рифм Н. Абрамова. Так как хороший новых стихов у меня сейчас нет, я охотно возьму ваши, оплатив их, как труд квалифицированного переписчика, по три рубля за лист, при условии предоставления трех копий».

Поэту нечем будет крыть. Поэт или бросит писать, или подойдет к стихам как к делу, требующему большого труда. Во всяком случае, поэт бросит заноситься перед работающим хроникером, у которого хотя бы новые происшествия имеются на его три рубля за заметку. Ведь хроникер штаны рвет по скандалам и пожарам, а такой поэт только слюни расходует на перелистывание страниц.

Во имя поднятия поэтической квалификации, во имя расцвета поэзии в будущем надо бросить выделение этого самого легкого дела из остальных видов человеческого труда.

Оговариваюсь: создание правил — это не есть сама по себе цель поэзии, иначе поэт выродится в схоласта, упражняющегося в составлении правил для несуществующих или ненужных вещей и положений. Например, не к чему было бы придумывать правила для считания звезд на полном велосипедном ходу.

Положения, требующие формулирования, требующие правил, — выдвигает жизнь. Способы формулировки, цель правил определяется классом, требованиями нашей борьбы.

Например: революция выбросила на лицу корявый говор миллионов, жаргон окраин полился через центральные проспекты; расслабленный интеллигентский язычишко с его выхолощенными словами: «идеал», «принципы справедливости», «божественное начало», «трансцендентальный лик Христа и Антихриста» — все эти речи, шепотком произносимые в ресторанах, — смяты. Это — новая стихия языка. Как это сделать поэтическим? Старые правила с «грезами, розами» и александрийским стихом не годятся. Как ввести разговорный язык в поэзию и как вывести поэзию из этих разговоров?

Читайте также:  Кто приносит каравай на свадьбу

Источник

Владимир Маяковский: Как делать стихи

Здесь есть возможность читать онлайн «Владимир Маяковский: Как делать стихи» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Культурология / История / Руководства / Публицистика / Критика / Прочая научная литература / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Как делать стихи: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Как делать стихи»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Владимир Маяковский: другие книги автора

Кто написал Как делать стихи? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Как делать стихи — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Как делать стихи», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Я должен писать на эту тему.

На различных литературных диспутах, в разговоре с молодыми работниками различных производственных словесных ассоциаций (рап, тап, пап и др.), в расправе с критиками — мне часто приходилось если не разбивать, то хотя бы дискредитировать старую поэтику. Самую, ни в чем не повинную, старую поэзию, конечно, трогали мало. Ей попадало только, если ретивые защитники старья прятались от нового искусства за памятниковые зады.

Наоборот — снимая, громя и ворочая памятниками, мы показывали читателям Великих с совершенно неизвестной, неизученной стороны.

Детей (молодые литературные школы также) всегда интересует, что́ внутри картонной лошади. После работы формалистов ясны внутренности бумажных коней и слонов. Если лошади при этом немного попортились — простите! С поэзией прошлого ругаться не приходиться — это нам учебный материал.

Наша постоянная и главная ненависть обрушивается на романсово-критическую обывательщину. На тех, кто все величие старой поэзии видит в том, что и они любили, как Онегин Татьяну (созвучие душе!), в том, что и им поэты понятны (выучились в гимназии!), что ямбы ласкают ихнее ухо. Нам ненавистна эта нетрудная свистопляска потому, что она создает вокруг трудного и важного поэтического дела атмосферу полового содрогания и замирания, веры в то, что только вечную поэзию не берет никакая диалектика и что единственным производственным процессом является вдохновенное задирание головы, в ожидании, пока небесная поэзия-дух сойдет на лысину в виде голубя, павлина или страуса.

Разоблачить этих господ нетрудно.

Достаточно сравнить тятьянинскую любовь и «науку, которую воспел Назон», с проектом закона о браке, прочесть про пушкинский «разочарованный лорнет» донецким шахтерам или бежать перед первомайскими колоннами и голосить: «Мой дядя самых честных правил».

Едва ли после такого опыта у кого-нибудь молодого, горящего отдать свою силу революции, появиться серьезное желание заниматься древнепоэтическим ремеслом.

Об этом много писалось и говорилось. Шумное одобрение аудитории всегда бывало на нашей стороне. Но вслед за одобрением подымаются скептические голоса:

— Вы только разрушаете и ничего не создаете! Старые учебники плохи, а где новые? Дайте нам правила вашей поэтики! Дайте учебники!

Ссылка на то, что старая поэтика существует полторы тысячи лет, а наша лет тридцать — мало помогающая отговорка.

Вы хотите писать и хотите знать, как это делается. Почему вещь, написанную по всем шенгелевским правилам, с полными рифмами, ямбами и хореями, отказываются принимать за поэзию? Вы вправе требовать от поэтов, чтобы они не уносили с собой в гроб секреты своего ремесла.

Я хочу написать о своем деле не как начетчик, а как практик. Нинакого научного значения моя статья не имеет. Я пишу о своей работе, которая, по моим наблюдениям и по убеждению, в основном мало чем отличается от работы других профессионалов-поэтов.

Еще раз очень решительно оговариваюсь: я не даю никаких правил для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи. Таких правил вообще нет. Поэтом назывется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила.

В сотый раз привожу мой надоевший пример-аналогию.

Математик — это человек, который создает, дополняет, развивает математические правила, человек, который вносит новое в математическое знание. Человек, впервые формулировавший, что «два и два четыре», — великий математик, если даже он получил эту истину из складывания двух окурков с двумя окурками. Все дальнейшие люди, хотя бы они складывали неизмеримо большие вещи, например, паровоз с паровозом, — все эти люди — не математики. Это утверждение отнюдь не умаляет труда человека, складывающего паровозы. Его работа в дни транспортной разрухи может быть в сотни раз ценнее голой арифметической истины. Но не надо отчетность по ремонту паровозов посылать в математическое общество и требовать, чтоб она рассматривалась наряду с геометрией Лобачевского. Это взбесит плановую комиссию, озадачит математиков, поставит в тупик тарификаторов.

Мне скажут, что я ломлюсь в открытые двери, что это и так ясно. Ничего подобного.

80% рифмованного вздора печатается нашими редакциями только потому, что редактора или не имеют никакого представления о предыдущей поэзии, или не знают, для чего поэзия нужна.

Редактора знают только «мне нравится» или «не нравится», забывая, что и вкус можно и надо развивать. Почти все редактора жаловались мне, что они не умеют возвращать рукописи, не знают, что сказать при этом.

Источник

Урок-мастерская по творчеству В.В.Маяковского. Индивидуальные особенности стиля. 11-й класс

Класс: 11

Презентация к уроку

Цель литературного образования: формирование духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей, в овладении мастерством читателя, свободной и яркой речью.

Данный урок соответствует целям изучения курса литературы, способствует формированию учебных компетенций:

Урок построен по технологии педагогических мастерских. Это способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразованию и самореализации личности; повышению педагогического мастерства учителя.

Дидактическая цель: через стихотворения В. Маяковского создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации; совершенствовать умение самостоятельно строить свой путь познания.

Читайте также:  Как правильно написать прапрадедушка и или

Образовательная цель: закрепить представления учащихся об особенностях поэтики В.В. Маяковского; содействовать умению анализировать лирическое стихотворение, опираясь на литературоведческую терминологию.

Развивающая цель: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков, ассоциативного мышления, умения выделять главное.

Воспитательная цель: способствовать приобщению к культурному наследию, формированию эстетического вкуса, воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.

Оборудование: у каждого учащегося пакет с раздаточным материалом, в который входят: тексты, цветные листы для самоинструкции. Урок сопровождается презентацией, выполненной в PowerPoint.

Домашнее задание к уроку:

Ход урока

I. Введение в тему, целеполагание

Слайд 2. Просмотр детского художественного фильма «Когда я стану великаном», снятого на киностудии им. М. Горького (Ялтинский филиал) в 1978 году режиссёром Инной Туманян. Фрагмент фильма: Петя Копейкин читает стихи.

Слайд 3. Выразительное чтение изображённого на слайде.

Стихи Пушкина цифрами:

Маяковский в цифрах:

Есенин — стих цифрами:

17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

14 126 14
132 17 43.
16 42… 511
704 83.
170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02

Итак, определимся с целью показа видеофрагмента и выразительного чтения изображённых цифр.

— Понять, что такое стиль писателя, художественные особенности.

Слайд 4. Как спускаются с лестницы великие русские поэты.

Слайд 5. О ком на уроке мы будем говорить? Сайд 6.

Слайд 7. (заполняется после ответов учеников).

Сформулируем цель урока: Понять стиль В.Маяковского, художественные особенности его поэтики.

Тема урока (предложения учащихся, запись на доске, выбор). Путь к великану. Лестница к В. Маяковскому.

II. Подготовка учащихся к активной деятельности на последующих этапах урока

В 1912г., вступив на литературную стезю, Маяковский оказался в кругу молодых ниспровергателей, отрицавших старое искусство, старую культуру и вообще все старое. Именовали они себя футуристами.

Поэты-футуристы: Бобров Сергей, Бурлюк Давид, Каменский Василий, Маяковский Владимир, Северянин Игорь, Хлебников Велимир,
Слайд 8. Футуристы (1)

Слайд 9. (2) Какими были футуристы? Отметить особенности характера.

Дерзкими, задорными, молодыми, тщеславными… Талантливыми людьми. Они создавали новое искусство. Мы можем принимать его, можем не принимать, но то, что они создали именно ИСКУССТВО, было несомненно.

Перечислим основные особенности стиля футуристов на основе стихотворений В. Маяковского (домашнее задание).

Слайд 10. Задание. Дополните список. Перечислите основные особенности стиля футуристов.

1. (1.«А вы могли бы?», «Нате!», «Гимн обеду», «Надоело»…) Вызов обществу, эпатаж. Назовите примеры названия их сборников и стихов. «Дохлая луна», «Вам!», «Нате!»…?

2. (2. «Горбил пригорок», «сонница», «сердцелюдые»…) Они придумывали новые слова. Для чего? Ответ найдите у В. Маяковского в слове «железовут». Цитата. «Если, читая о войне, человек увидит слово «жестокость», он равнодушно к нему отнесется. Потому что слово «жестокость» примелькалось. Но если он прочтет слово «железовут», он остановится. Потому что в этом слове… Что в нем слышится? «Железо» есть? «Зовут» есть? Кричат? Зовут куда-то? Яркое слово, значимое слово. Заставляет мыслить, заставляет работать воображение».

3. (3. «Время – хамелеон» («Война и мир»), «Медведь – коммунист» («Про это»), «как звезды грани штыков» («Хорошо»), «поэзии» – бабы капризной («Во весь голос») Необычная образность их лирики. В чём необычность сравнения?

«Толпа – пестрошерстая быстрая кошка…» Обратите внимание, союз «как» выброшен. Это очень характерно для Маяковского – сравнительный оборот без союзов.

4. (4. «Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок»…)

Метафора. Смотрите, какой интересный пример: «Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок»… Это ночь. Как об этом можно догадаться?

6. Особый поэтический прием Маяковского – звукопись. Как фонетически организовывал речь поэт. Примеры:
— повтор одинаковых согласных – аллитерация
— повтор одинаковых гласных – ассонанс
— звукоподражание
Выполняя домашнее задание, из стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» вы выписали звуки, которые изображают картину. Устные ответы учеников.

7. Что вы скажите о рифме Маяковского?

Голодные? Устали?
Разве бывает усталь у стали? (Созвучная. Созвучие складывается из 2-3 слов)

8. Какой приём использует Маяковский в расположении текста? (Лесенка)

Материал (для слайдов № 10, 11 презентации) взят с сайта https://infourok.ru/material.html?mid=187177

Запись на доске. Первый столбик. 1. Вызов обществу, эпатаж. Интересные темы. 2. Необычная образность их лирики. Новые слова.3. Экономия речи. 4. Интересная звукопись. 5. Индивидуальная рифма. 6.Своеобразное расположение текста.

III. Творческая мастерская

Несмотря на постепенный отход Маяковского от футуристов, они оказали достаточно большое влияние на формирование эстетических взглядов поэта и его дальнейшее творчество. Свою поэзию он предназначал миллионам читателей, но никогда не был человеком толпы, напротив, стремился выделиться и внешним видом, и поведением. Его поэтический слог и интонации всегда были наполнены чеканным ритмом, изначально предназначенным для декламации вслух.

1. Общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиции каждой группы.

Слайд 12. Познакомимся с работой В.В. Маяковского над стихом и составим рекомендации (самоинструкцию) «Для начинающего поэта» Анализ статьи. 1926 г. В.В. Маяковский «Как делать стихи?» Тексты на столах учащихся.

Слайд 13-19. Формирование 6-ти групп. Выбор заданий путём нажатия клавишей на выбранный на слайде портрет. (Кластер. Выводы каждая группа оформляет на цветном листе формата А 4 и размещает на доске)

Задания. Ответить тезисами на вопросы. Вывод оформить на отдельном листе.

Вопросы, примерные ответы и выводы.

Слайд 20 (помещены вопросы для всех групп).

1 группа. «…Какие же данные необходимы для начала поэтической работы?

Владимир Маяковский не дает никаких правил для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи. Таких правил вообще нет. Поэтом называется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила.

Вывод группы № 1. Правило первое и главное: стих должен быть злободневным. Оформление доски.

Группа 2. С чего начать писать?

«…Работа начинается задолго до получения, до осознания социального заказа. Предшествующая поэтическая работа ведется непрерывно.
Хорошую поэтическую вещь можно сделать к сроку, только имея большой запас предварительных поэтических заготовок.
Все эти заготовки сложены в голове, особенно трудные — записаны.

Работа над этими заготовками проходит у меня с таким напряжением, что я в девяноста из ста случаев знаю даже место, где на протяжении моей пятнадцатилетней работы пришли и получили окончательное оформление те или иные рифмы, аллитерации, образы и т. д.

Улица.
Лица У. (Трамвай от Сухаревой башни до Срет. ворот, 13 г.)
Угрюмый дождь скосил глаза,—
А за. (Страстной монастырь, 12 г.)
Леевой.
Левой. (Извозчик на Набережной, 17 г.)

Поэт каждую встречу, каждую вывеску, каждое событие при всех условиях расценивает только как материал для словесного оформления».

Вывод группы 2. Правило: собрать достаточное количество словесного материала. Оформление доски.

Группа 3. Как создать ритм стихотворения?

«…Я хожу, размахивая руками и мыча еще почти без слов, то укорачивая шаг, чтоб не мешать мычанию, то помычиваю быстрее в такт шагам.
Так обстругивается и оформляется ритм — основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытискивать отдельные слова…

Читайте также:  Школа с арабским языком в москве

…Ритм — это основная сила, основная энергия стиха.

Поэт должен развивать в себе именно это чувство ритма и не заучивать чужие размерчики; ямб, хорей, даже канонизированный свободный стих — это ритм, приспособленный для какого-нибудь конкретного случая и именно только для этого конкретного случая годящийся. Так, например, магнитная энергия, отпущенная на подковку, будет притягивать стальные перышки, и ни к какому другому делу не приспособишь…»

Вывод группы № 3. Правило: нужно уловить ритм будущего стиха. Оформление доски.

Группа 4. Что является основой стихотворения?

Вывод 1: нужно найти главное слово и составить первое четверостишие.

«…Первое четверостишие определяет весь дальнейший стих. Имея в руках такое четверостишие, я уже прикидываю, сколько таких нужно по данной теме и как их распределить для наилучшего эффекта. Тема большая и сложная, придется потратить на нее таких четверостиший, шестистиший да двухстиший-кирпичей штук 20—30.

Наработав приблизительно почти все эти кирпичи, я начинаю их примерять, ставя то на одно, то на другое место, прислушиваясь, как они звучат, стараясь представить себе производимое впечатление.

Имея основные глыбы четверостиший и составив общий архитектурный план, можно считать основную творческую работу выполненной…»

Вывод 2: после подбора нужных рифмовок составить основу стиха.

Выводы группы № 4. 1. Нужно найти главное слово и составить первое четверостишие. 2. Составить основу стиха. Оформление доски.

Группа 5. Как создать поэтическую вещь?

«Далее идет сравнительно легкая техническая обработка поэтической вещи.
Надо довести до предела выразительность стиха.
…К технической работе относится и интонационная сторона поэтической работы.
Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к которой этот стих обращен.
Надо в зависимости от аудитории брать интонацию убеждающую или просительную, приказывающую или вопрошающую.
Так, например, печатный текст говорит немного безразлично, в расчете на квалифицированного читателя:
Надо вырвать радость у грядущих дней.
Иногда в эстрадном чтении я усиляю эту строку до крика:

Лозунг:
вырви радость у грядущих дней!

Поэтому не стоит удивляться, если будет кем-нибудь и в напечатанном виде дано стихотворение с аранжировкой его на несколько различных настроений, с особыми выражениями на каждый случай».

Вывод группы 5: выбирать интонацию в зависимости от аудитории. Оформление доски.

Группа 6. Каков вид стихотворения?

«Наша обычная пунктуация с точками, с запятыми, вопросительными и восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение.
Раздел строчек часто диктуется и необходимостью вбить ритм безошибочно, так как наше конденсированное экономическое построение стиха часто заставляет выкидывать промежуточные слова и слоги, и если после этих слогов не сделать остановку, часто большую, чем между строками, то ритм оборвется.

Вот почему я пишу:
Пустота.
Летите,
в звезды врезываясь.

«Пустота» стоит отдельно, как единственное слово, характеризующее небесный пейзаж. «Летите» стоит отдельно, дабы не было повелительного наклонения: «Летите в звезды», и т.д.

В концовку обычно ставятся удачнейшие строки стиха. Иногда весь стих переделываешь, чтобы только была оправдана такая перестановка…»

Вывод группы 6: необходимо вложить в заготовку стиха верную интонацию, причем на письме ее нужно оформить лесенкой.

IV. Афиширование

Общий вывод (листы расположены на доске).

Слайд 21. (примерная схема выводов, оформленных на доске).

В итоге автор статьи помог нам выявить семь основных правил написания стиха.

Используя соединительные линии между первой записью и вашими выводами, покажите, что действительно футуристы оказали достаточно большое влияние на формирование эстетических взглядов поэта и его дальнейшее творчество.

V. Творческое оформление результатов групповой работы при постижении изучаемой проблемы

Назовём это «В диалоге с мастером» или «Попробуй».

Теперь попробуем, пользуясь этими правилами, создать коллективное произведение, немного приблизиться к манере В.Маяковского. Воспользуемся продуктом совместной деятельности по теории для практических действий.

Начнем с выбора темы. Учащиеся называют слова на «злободневную» тему: последний звонок, мел, доска, мальчишка, урок, школа, парта, обед, экзамены, выпускной, поступление…

Словесный материал. Пишем все, что произносят ученики.

Последний звонок, строг.
Мел, смел, надоел.
Доска, краска, тоска.
Мальчишка, книжка.
Парта, Марта.

Что касается ритма. Мне бы хотелось, чтобы похоже было на «… выкрик…».

Еще. Постарайтесь добиться неравномерного, но четкого ритма (ссылка на слайд 27): представьте, что вы шагаете по лестнице не равномерно, а беспорядочно, то есть иногда перешагивая через ступеньку, а иногда и через две.

Идем дальше. Главное слово возьмём «звонок».

Запишем ряд ассоциаций:

прощание, весна, любовь, экзамен.
Звонок прозвенел, прорычал, прозвучал.
Коты свихнулись в этом марте, влюбились черти, как и я.
Прощай, поцелуй, на задней парте.

Есть сравнение, эпатажная лексика присутствует. Да, конечно рифмы ноль, но смысл у четверостишья есть. Придется поработать. Составляем основу стиха из подбора рифмовок. Выбираем интонацию, отображаем её лесенкой. Разбиваем так, чтобы был ритм и смысл. Попробуем, что получится.

VI. Результат совместного творчества

Слайд 23.

Прочесть созданное стихотворение в стиле В. Маяковского.

Звонок прозвенел,
прорычал,
прозвучал
Последний.
И в нём все дело.
Сейчас
К доске выбегу
и напишу мелом:
«Прощай всё,
что сейчас мне надоело»…

(Для примера приведено начало созданного на уроке стихотворения).

Слайд 24. Понравилось вам ваше творчество? Что об этом мог сказать В.Маяковский? Слайд «Пропустить».
Чем для нас примечателен и дорог творческий облик В.В. Маяковского? Много об этом говорят и пишут. Его роль в советском искусстве и в жизни советского народа как «агитатора, горлана, главаря» общеизвестна и заслуживает всеобщего уважения. Вы знаете, что для Маяковского характерен широчайший диапазон тематики. Но в работе над любой темой, большой или самой маленькой, требования к себе у него были всегда самые высокие.

VII. Подведём итоги

Что вы для себя приобрели на этом уроке? Достигли ли целей, поставленных для себя, класса? Каков ваш личный вклад в достижении цели?
— Было ли интересно?

— Что больше всего запомнилось?

— Выразите свое отношение к поэзии Маяковского, используя знаки «!», «?». Что означает ваш выбор?

Слайд 25. «Выберите лестницу, которая отражает ваше познание творчества В. Маяковского». Чтобы вы дополнили к изображённому?

VIII. Домашнее задание

1. Для сдающих ЕГЭ и для творческих: написать поэтическую стилизацию по В.В. Маяковскому (тема свободная).

2. Для всех. Прием гротеска для изображения реалий времени в стихотворениях «О дряни», «Прозаседавшиеся».

Пожелания. Впереди перед вами серьёзный шаг. Выбор. Хочу, чтобы ваши знания пригодились вам не только на экзаменах по русскому языку и литературе, но и в речи, яркой и индивидуальной.

Заканчивая урок, я прочитаю для вас строки из стихотворения коллеги в стиле В. Маяковского. Автор: Спасибенко Ольга Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №22 Ростовской области, города Волгодонска.

…Как душа моя
рвется к вам,
поздравить,
обнять бы ручищами,
Но нет, нельзя.
Ведь я
и здесь
грязь чищу.
Грусть
прогоните,
лицо
разулыбьте,
Живите достойно,
а не так и не сяк,
С пути
Не сворачивать!
Твёрдо держите шаг.

Источник

Простые слова
Adblock
detector