Как написать стих ребенку

Как писать стихи для детей?

12 правил К.И. Чуковского, или Заповеди для детских поэтов

Корней Иванович Чуковский говорил: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше». Задумайтесь над этими словами. Дети тонко чувствуют мир. Всё, что они слышат и видят, они впитывают как губки.
А плохие стихи? Что они могут дать детям? О чём рассказать? Чем поделиться? Для детей надо писать как для взрослых, только лучше, чтобы достучаться до их сердец, потому что дети живут в другом, волшебном мире, со своими образами и логикой. Живые образы, живые интонации, «легкость пера» — вот что нужно. Механически срифмованные слова никогда не найдут правильной дороги к детским сердцам. Строки не должны быть вымученными, они должны литься из глубины сердца: быть немножко сумасшедшими и уж точно сказочными.

К.И. Чуковский в своей книге «От 2 до 5» очень точно сформулировал заповеди, которые должны соблюдать начинающие детские поэты.
Вот они (в самом кратком изложении):

1. Стихи должны быть графичны, так как дети обладают образным мышлением. Нужно мыслить рисунками, так, чтобы ребёнок мог увидеть происходящее.
«Если, написав целую страницу стихов, вы замечаете, что для неё необходим всего один-единственный рисунок, зачеркните эту страницу как явно негодную.»

2. Наибыстрейшая смена образов. Кинематографичность — образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры на киноленте.

3. Словесная живопись должна быть лирична.
Вся поэзия должна быть проникнута разнообразными чувствами и настроениями: от грусти и уныния до возбуждения и радости.
Она должна быть певуча и легка, чтобы под неё можно было петь и танцевать.
«Ребёнку мало видеть тот или иной эпизод, изображённый в стихах, ему нужно, чтобы в этих стихах были песня и пляска».

4. Подвижность эмоции и подвижность ритма.
В зависимости от настроения, которым проникнут отрывок, должен меняться и размер: от хорея — к дактилю, от двустопных стихов к шестистопным.

5. Повышенная музыкальность поэтической речи.
Стихи должны быть текучими и плавными. Не допускайте большого скопления согласных в одной строчке.
«Больно читать ту свирепую строку, которую сочинила одна поэтесса в Москве:
Ах, почаще б с шоколадом…
Щ е б с ш! Нужно ненавидеть детей, чтобы предлагать им такие языколомные щебсши. Стоит только сравнить два стиха: один, сочинённый ребёнком, — «Половина утюга» («А-га-га! Тю-га-га! Половина утюга») и другой, сочинённый взрослым, – «Ах, почаще б с шоколадом», чтобы увидеть колоссальное превосходство трёхлетних поэтов.»

6. Рифмы должны быть близко друг от друга (парные рифмы, изредка — перекрёстные). Почти во всех стихотворениях, сочинённых малыми детьми, рифмы находятся в ближайшем соседстве. Ребёнку гораздо труднее воспринимать те стихи, рифмы которых несмежны.

7. Рифмованные слова должны быть носителями смысла (быть логически ударными). Так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особенное внимание ребёнка, мы должны дать им наибольшую смысловую нагрузку.

Читайте также:  Бежевые ногти на свадьбу

8. Каждая строка должна жить собственной жизнью и составлять отдельный организм.
Каждый стих должен быть законченным целым (синтаксическим и смысловым).
Категорически исключаются переносы и точки в середине строки.

9. Не нагромождать стихов прилагательными и эпитетами, потому что маленького ребёнка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий.

10. Речь строится на глаголах.

11. Поэзия должна быть игровой.
Вся деятельность детей складывается в форме игры. С помощью игры они познают мир. Дети играют не только вещами, но и словами.

12. Поэзия для маленьких должна быть и поэзией для взрослых.
По мастерству, по виртуозности, по техническому совершенству стихи для детей должны стоять на той же высоте, на какой стоят стихи для взрослых. Не может быть такого положения, при котором плохие стихи оказались бы хороши для детей.

* Есть и тринадцатая заповедь. Она была написана позже, но Корней Иванович не был бы собой, если бы не написал её: детский поэт должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит.
И это, на мой взгляд, самая главная заповедь. Дети по природе своей счастливцы и оптимисты, и не может хорошо писать для них человек несчастливый, хмурый и злой. Только чувствуя себя счастливым человеком, можно творить чудеса. И не только на бумаге.

Если кто-нибудь из вас решит когда-нибудь стать детским поэтом, не чурайтесь этих заповедей.
Стихи для детей нужно писать каким-то особенным способом — иначе, чем пишутся другие стихи. И мерить их нужно особенной меркой. Не всякий даже даровитый поэт умеет писать для детей.
И помните — только счастливый поэт может снова вернуться в мир детства и, уже находясь там, в этом красочном, совершенно другом мире, достучаться до детской души.

Источник

Как научить ребенка сочинять стишки: советы мамы-поэта

Читайте ребенку правильные стихи

Чем раньше начинать читать ребенку, тем лучше. Совсем маленький ребенок (до года) не будет понимать содержание, но прекрасно ловит интонацию. Помню, как читала сложный стих Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» своему 4-месячному сыну. Без цели, просто посмотреть реакцию. Но с использованием эмоций и интонации при чтении. И знаете что? Он слушал! Замер и слушал.

А в возрасте 2 лет он уже сам наизусть читал всего Чуковского («Федорино горе», «Тараканище», «Краденое солнце, «Бармалея»). Да еще с каким выражением! Да, он рано начал говорить и быстро запоминал. И я этим пользовалась, читая ему разных детских классиков, чтобы развивать его память и дикцию.

Так что читайте ребенку стихи как можно раньше. Даже если из него не вырастет поэт и оратор, то память и чувство ритма разовьет точно.

Познакомьте его с ритмом и рифмой

Когда я пишу очередное свое творение, конечно, я вкладываю туда душу и смысл. Но не забываю о ритме и рифме. И если вы хорошо умеете рифмовать, но нарушаете ритм стиха, то такой стих хорошим не назовешь. Читающий будет сбиваться и спотыкаться, а слушать будет неприятно. Как объяснить ребенку, что такое ритм и рифма?

Рифма

Не усложняйте в объяснении. Рифма – это когда концы слов в строчке созвучны. Но ребенку будет проще понять на примере. Приведите примеры: ваза – сразу, точка – строчка, прежде – надежде. А вот, например, «ваза» и «роза» не подойдут. Не смотрите, что оба слова заканчиваются на «за». Суть в другом. У одного окончание «аза», у другого – «оза». Не будет звучать.

Читайте также:  Рада была встрече как правильно пишется

Ребенок быстро уловит созвучные слова и сможет сам подбирать их. Вы можете помочь ему – начинайте стих с первой строчки, а он пусть продолжит второй. Даже если поначалу это будет полная бессмыслица – ничего страшного. Вы не над смыслом сейчас работаете, а над рифмой.

Ритм

Тут все иначе. Какой вы задали изначально ритм стиху – такому и должны придерживаться. Читаться должно на одном дыхании, а не перебиваться из одного ритма в другой после каждого двух-четырехстрочия. Понять это можно простукиванием пальцами по столу. Возьмите любой стих какого-нибудь классика, читайте его и параллельно «простукивайте» слова, проговаривая ударения слов. Вы и ребенок скоро прочувствуете, что такое ритм в стихе.

Тренируемся!

И вам, и ребенку будет интересно. Попробуйте такие задания:

— Вы выбираете 4 слова одной рифмы. Например: зайка, стайка, майка, лужайка. И сочиняете на эти рифмы стишок. Пусть бессмысленный, но ритмичный.

— Задаете определенную букву на каждую строчку. То есть именно с этой буквы будет начинаться строка стиха. Например: имя Маша.

Маленькая девочка
Абрикосы кушает
Шаловливой белочкой.
Ах, меня не слушает!

Если вы заинтересуете ребенка, ему это так понравится, что он будет постоянно сочинять простые интересные и смешные стишки. Не забывайте читать стихи по возрасту. Сейчас моему сыну 9 лет. Особенно любит он Пушкина, читаем Есенина. Стихи о природе, в основном. Нравится ему эта тематика. Заодно воображение развивается и мировосприятие свое складывается.

Пытается писать сам. Но он, как его старательная мама, сразу заинтересован в смысле. Хочет написать что-то особенное, потому не ритм его интересует не так, как смысл. Но это вопрос наработки, было бы желание. Нет, я не леплю из него поэта и не рассчитываю, чтобы он шел по моим следам. У него свой путь. Но если ему это доставляет удовольствие и помогает быть увереннее в себе, почему бы и нет? Кстати мои стихи ему не нравятся. И я это принимаю. Пусть читает то, что по душе. На каждое творение найдется свой читатель.

Развивайте в детях любовь к стихам! С помощью них можно намного ярче выразить свои чувства и эмоции, передать миру свои ощущения и смыслы. Такое умение обязательно пригодится и в учебе, и в жизни в целом.

Источник

Как научить вашего ребенка писать стихи. 1 класс. Часть 1

Узорова О.В., Нефедова Е.А.

КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА ПИСАТЬ СТИХИ
1 КЛАСС

Уважаемые взрослые!

Эти занятия – первое руководство для обучения стихосложению первоклассников.

Поэзия возникла раньше прозы. Самые древние произведения писались только в стихах. Лишь в XVIII-XIX веках эти области сравнялись по значению.

Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека. Государственные чиновники в Древнем Китае сдавали экзамены по стихосложению. Японские самураи наряду с боевыми искусствами изучали искусство сочинения стихов. «Все они герои, все они таланты, все они поэты», – так характеризует Булат Окуджава блестящих молодых людей из свиты русского царя.

Читайте также:  Слово поребрик как пишется

Всё это, разумеется, не случайно. Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и вообще художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень. «Колоссальным ускорителем мышления» назвал поэзию И. Бродский.

Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что, в свою очередь, способствует повышению грамотности. Причём грамотность понимается здесь в широком смысле – не только как орфография и пунктуация, но и как стилистическая грамотность, как умение правильно пользоваться всеми богатствами русского языка.

Поэт обладает поэтическим даром, имеет природное призвание к поэзии. Не у каждого человека мысли облекаются в поэтические образы, не всякий может без предварительной подготовки выразить свои мысли ярко, зримо и музыкально. Но и обладающий этой способностью, чувствующий в своей душе потребность выражать мысли свои в поэтических, музыкальных образах – и тот не сможет быть поэтом, если он не умеет писать стихи, то есть не знает законов и форм стихосложения.

Руководств по русскому стихосложению, за исключением одного-двух вышедших из употребления, непрактичных и запутанных, нет. Из теории русского стиха, которая преподается в некоторых школах, информации об искусстве стихосложении извлечь невозможно, так как, кроме голого перечисления размеров, ничего больше не имеется. В отдельных программах по литературе вводятся мельком некоторые понятия. Все виды рифм, схемы рифм даны за 2-3 урока. Но ведь это очень серьёзный материал, необходимый для умения писать стихи. Невозможно за короткое время выучить, что такое женская, мужская, дактилическая рифма; перекрёстная, кольцевая, парная схема рифм; понять, что такое эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения и т. п. В данном же руководстве ясно, подробно, пошагово и понятно дана адаптированная программа обучения написанию стихотворений любого ученика с необходимой теорией русского стихосложения.

Данное пособие также ставит своей задачей познакомить детей с русской поэзией. Большая подборка стихов, использованных в качестве примеров, научит детей не только писать свои стихи, но и читать и любить произведения великих поэтов. Чтобы облегчить ребёнку «вхождение в большую поэзию», отрывки из произведений «взрослых» поэтов даны в окружении большого количества детских стихов с интересным сюжетом.

Представленный материал можно использовать в государственных и частных школах на уроках литературы, во время факультативных занятий, а также для индивидуальных занятий дома с ребёнком.

Как работать с этим материалом?

1. Одно занятие не должно длиться дольше 45 минут. Одно занятие должно проходить не реже одного раза в 1-2 недели.

2. Раздел «Задания для твоего самообразования» – это материал для домашней (или самостоятельной) работы. Если вы занимаетесь с ребёнком дома – выйдите из комнаты на 15 минут.

3. Как начинать работу? Второй, третий и четвертый абзацы введения прочитайте вслух ребёнку (начиная со слов «Поэзия возникла раньше прозы…» и до слов «всеми богатствами русского языка»).

4. Сходите в книжный магазин вместе с ребёнком. Пусть он выберет самую красивую тетрадь из 48-64 листов для своих будущих занятий по стихосложению.

Источник

Простые слова
Adblock
detector