Как написать стих как у есенина

Как Сергей Есенин писал стихи

Воистину народный, во славу шумный и почитаемый. Сегодня нет такого поэта, который мог бы сравниться с популярностью Сергея Есенина. Давайте будем честны.

Есть поэты гораздо глубже и сильней, чем Есенин, но нет таких, кого бы любили так как его.

Кто-то скажет: «А как же Пушкин»? Пушкин – это недосягаемая на данный момент величина для поэта. Его Есенин не перещеголял, но на какое-то время взял первенство. Да и проходят Пушкина в каждом классе – от сказок до серьёзной прозы. Есенина же в школьной программе мало, но это не помешало ему «втиснуться в ряды» маститых классиков и остаться там.

Самое огромное заблуждение о Есенине

Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф

Многие считают, что писал этот рязанский самородок в один присест. Душа у него была нараспашку, поэтому и творил как воду лил. И Есенин любил придерживаться этой легенды.

Мол, никому неизвестный скромный паренёк приехал из глубинки. Или как говорят товарищи, ничего не смыслящие в стихосложении «надо писать душой», тогда всё будет. Сам Есенин на вопрос о своём таланте отвечал так:

— Сергей Александрович, дорогой, расскажите, пожалуйста, как вы пишите?
— Как пишу? — переспрашивал Есенин. — Да вот, присяду на полчасика к
столу перед обедом и напишу стишка тричетыре.


И хохотал тому в спину:
— Зачем дураку знать, что стихи писать, как землю пахать: семи потов
мало.

Мой век, мои друзья и подруги (Анатолий Мариенгоф)

Есенин в молодости. Ещё до всероссийской скандальной славы.

– Тут, брат, дело надо было вести хитро. Пусть, думаю, каждый считает: я его в русскую литературу ввел. Им приятно, а мне наплевать. Городецкий ввел? Ввел. Клюев ввел? Ввел. Сологуб с Чеботаревской ввели? Ввели. Одним словом: и Мережковский с Гиппиусихой, и Блок, и Рюрик Ивнев… к нему я, правда, первому из поэтов подошел – скосил он на меня, помню, лорнет, и не успел я еще стишка в двенадцать строчек прочесть, а он уже тоненьким таким голосочком: «Ах, как замечательно! Ах, как гениально! Ах…» и, ухватив меня под ручку, поволок от знаменитости к знаменитости, «ахи» свои расточая. Сам же я – скромного, можно сказать, скромнее. От каждой похвалы краснею как девушка и в глаза никому от робости не гляжу. Потеха!

Техникой Есенин владел в совершенстве и даже поучал начинающих авторов:

Есенин часто рассуждал о теории стиха и о том, как нужно писать современному поэту. Многие современники удивлялись как он мог совмещать такой разгульный образ жизни с сознательным подходом. Но Есенин умел отделять работу от гуляния. Он часто запирался один (или просил, чтобы его заперли) в комнате и сутками мог работать над своими произведениями. Просил лишь папирос и чая. В письме Иванову-Разумнику Есенин рассуждает о рифмах:

Поэтическое ухо должно быть тем магнитом, который соединяет в звуковой одноудар по звучанию слова разных образных смыслов. Только тогда это и имеет значение. Но ведь «пошла — нашла», «ножка — дорожка», «снится — синится» — это не рифмы.

Вывод

Любое профессиональное творчество требует технических подходов. Везде нужна практика. И после того, как изучишь основы, можно играть формой и содержание как вздумается. Есенин был профессионал своего дела и музу на облаках не ловил, а пахал, пахал, пахал…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Ритмическое своеобразие лирики С. Есенина (на примере «Персидских мотивов» и лирики 1924—1925 гг.)

Л. В. Шарапова
Кафедра русской и зарубежной литератур Университета дружбы народов им П. Лумумбы

Исследуя творчество Сергея Есенина, почти все ученые обра­щают внимание на необыкновенную музыкальность, своеобраз­ную мелодичность его произведений. В статьях, посвященных мастерству Есенина, отмечается неподражаемый есенинский ритм, тонкость звукового восприятия, то, что создает это поэти­ческое чудо — есенинский стих. И все же очень мало указывает­ся на подлинное новаторство Есенина в области формы стиха. Ведь то, что литературоведы называют перестройкой старых на­родных и классических форм, является также и созданием форм совершенно новых, индивидуальных, неповторимых в руках мастера, обогащающих поэзию в целом.

В данной работе исследуется довольно узкая область поэти­ки — ритмика. Цель статьи — показать, в чем проявилось но­ваторство Есенина на примере наиболее зрелых образцов его лирической поэзии — на стихах цикла «Персидские мотивы»

Ритмический рисунок стихотворений, вошедших в цикл, очень интересен и сложен. Ко времени написания «Персидских мотивов», к 1924 г., Есенин уже выработал свой собственный, неповторимый ритмический строй стиха, который в пределах обычных классических размеров варьировался, не повторяя ни одного другого поэта.

Любимым размером Есенина к тому времени стал хорей, размер песенный и элегический. Именно хореем написано 11 из 15 стихотворений цикла «Персидские мотивы». Выбор размера здесь не случаен, поскольку этот цикл — лирическая исповедь поэта, и сюда как нельзя более подходит размер задушевных на­родных песен и классических элегий.

Применение Есениным песенного хорея анализируется в статье проф. В. М. Сидельникова «Музыка есенинского стиха» [3, с. 60—64], в которой автор приводит интересные примеры использования Есениным некоторых песенных мотивов при создании своих произведений. Эти наблюдения очень важны для понимания основ есенинской ритмики.

Особенностью есенинского хорея является использование поэтом строф, осложненных пиррихиями. Мы почти не встреча­ем в стихотворениях С. Есенина чисто хореических строф, а в «Персидских мотивах» их и вовсе нет. «Преобладание пеонических ходов определяет напевность и задушевность этих стихов. Вообще пеоничность — основная черта есенинского хорея»,— пишет Л. Бельская в статье «Из наблюдений над ритмами Есе­ниина» [1,с.110].

В цикле «Персидские мотивы», главным образом, используется пятистопный хорей с необыкновенным разнообразием ритмических рисунков пеонических форм: ПХХХХ, ХПХХХ, ХХПХХ, ХХХПХ, ПХПХХ, ПХХПХ, ХПХПХ, ХХППХ. Для примера про­анализируем ритмический рисунок первой строфы стихотворения «Улеглась моя былая рана. ».

Здесь каждая строчка имеет свой особый ритмический ри­сунок, причем строка «Пьяный бред не гложет сердце мне» ло­жится тяжелыми отрывочными ударами полного хорея, выде­ляясь из общего ритма убыстренностью и отрывочностью, меж­ду тем как строка, свидетельствующая о лучших надеждах лирического героя — «Синими цветами Тегерана» — имеет рису­нок, осложненный двумя пиррихиями, и наиболее плавный ритм.

На этом примере мы видим, как ритм изменяет мелодию стиха в пределах одной строфы и одного размера, углубляя содер­жательность и эмоциональность произведения. И. Сельвинский в своей книге «Студия стиха» говорил, что «под той или иной формой метра, как вода подо льдом, протекает, не разрушая этих форм, глубокая струя иной музыкальности», поэтому «в классическом стихосложении ритм есть такое движение стиха, которое внешне строго подчиняется метру, но внутренне все время нарушает его» [2, с. 22—23].

Значительное разнообразие ритмических рисунков в пределах одной строфы встречается у Есенина не всегда, и это свя­занно с песенной основой его ритмики. При анализе ритмической структуры данного цикла обнаружена интересная закономерность: стихотворения с большим разнообразием ритмических рисунков обычно носят повествовательный или разговорный характер. Например, стихотворение «Улеглась моя былая ра­на. » —сюжетно-событийное, повествовательное, «Я спросил сегодня у менялы…» — пересказ разговора, «Золото холодное луны. » и «Быть поэтом. » — рассуждения о смысле бытия, о смысле поэтического творчества.

Иные стихотворения ー «В Хороссане есть такие двери…», «Никогда я не был на Босфоре. », «Руки милой — пара лебедей…», «Отчего луна так светит тускло. », «Голубая да веселая страна. », «Голубая родина Фирдоуси. » — строятся по одному принципу. Написанные от первого лица, они передают личные, интимные переживания самого автора, сокровенные движения его души и звучат как исповедь, как лирическая песня. Напри­мер, в стихотворении «Никогда я не был на Босфоре. » ислользовано всего три вида ритмического рисунка (ПХХХХ, ПХХПХ, ХХХПХ), причем появление пиррихиев возможно лишь в начальной и предпоследней стопе. Стихотворение имеет песенную ос­нову, поэтому строфы строятся однотипно, как отдельные куп­леты песни.

Интересно отметить, что мелодия данного стихотворения по­вторяет мелодию лермонтовской элегии «Выхожу один я на до­рогу. »:

В. М. Сидельников подметил ту же особенность и в стихо­творении «Письмо матери» Есенина: «Пятистопным хореем сло­жена известная элегия М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу. »,о которой историк В. О. Ключевский сказал, что она «своим стихом почти освобождает композитора от труда подби­рать мотивы и звуки при ее переложении на ноты». Это же мож­но сказать и о есенинском «Письме матери». В нем тот же ритмический рисунок, оно элегично и само ложится на музыку. Нам кажется, что «Письмо матери» написано Есениным не без влияния лермонтовской элегии. Вспомните строки из этого сти­хотворения «Что ты часто ходишь на дорогу». Они перекликаются с начальной строкой элегии Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» [3, с. 60一64].

Особенность есенинского хорея — отсутствие ударения на первых стопах, что дает возможность поэту перенести основной акцент на последние слова строк, усилить их смысловую нагруз­ку. Л. Бельская отмечает: «. Для Некрасова и Блока характер­но ударное начало строк; любимыми некрасовскими хореиче­скими формами были 一 ХХПХХ и ПХХПХ. а блоковскими — ХПХПХ и ХХПХХ. У Есенина мы наблюдаем иную картину: он избегает ударения в первой стопе, так же как и полноударной формы, что придает стихам задумчивость, меланхоличность» [1,с.108—109]. Это видно и на примерах, приведенных выше. А из анализа стихотворений цикла мы видим, что наиболее распространенный рисунок строки у Есенина 一 ПХХХХ и ПХХПХ (в восьми стихотворениях из одиннадцати строки с подобным рисунком преобладают). Например, второе стихотворение цик­ла 一 «Я спросил сегодня у менялы. », написанное также пяти­стопным хореем. Здесь использовано до шести различных рит­мических фигур, которые чередуются, создавая особый плавный, разговорный ритм стихотворения. Посмотрим рисунок первой строфы:

Здесь мы видим строки с одним, двумя и даже тремя пиррихиями. Причем поэт вводит одну шестистопную строку с тремя пиррихиями, которая за счет того, что количество ударений в ней сохраняется такое же, как и в пятистопной строке, не выделяется из общего ритмического рисунка, но придает речи большую свободу, легкость, разговорность, как будто живая человеческая речь, не укладываясь в рамки метра, ломает его границы.

Удлиненные строки мы встречаем и в других стихотворениях «Персидских мотивов», но не более двух. Таким образом, это не специальный ритмический прием, когда употребляется чередова­ние разностопных строк для создания определенного ритма, а передача разговорного характера стиха.

Посмотрим на употребление удлиненных строк в других сти­хотворениях цикла.

Как видно из этих примеров, отмеченные нами строки вос­производят разговорную речь, не выделяясь ритмически и мело­дически. Такое разнообразие ритмических рисунков придает произведению особую задушевность, мы как будто слышим го­лос поэта, повествующего о своих мыслях и впечатлениях.

Повествовательно-разговорный характер стихотворений соз­дается императивными формами и интонациями, а также чисто разговорньїми выражениями («Угощай, хозяин, да не очень. », «Заглуши в душе тоску тальянки. », «Расскажи мне что-нибудь такое про свою веселую страну. » и т. д.), лексическим строем, как, например, в стихотворении «Я спросил сегодня у менялы. » (слова «я спросил. », «и ответил мне меняла. » — как бы уст­ный пересказ).

Стихотворение «Никогда я не был на Босфоре. » заслужива­ет особого внимания. Оно имеет песенную основу (мы встреча­ем всего три вида ритмических фигур, и строфы строятся однотипно), и поэтому шестистопная строка здесь нарушает общий ритм стихотворения.

Употребление шестистопных строк в произведениях, написан­ных пятистопными размерами, отмечается и в других произведениях того периода: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «До свиданья, друг мой, до свиданья. ». Обычно они используются в строфах, передающих взволнованную человеческую речь, большой накал чувств.

В цикле «Персидские мотивы» мы находим и стихотворение, написанное четырехстопным хореем: «Ты сказала, что Саади. ».

Надо отметить, что в этом стихотворении тема Родины, вначале лишь едва заметная, начинает звучать в полный голос и уже в стихотворении «Шаганэ, ты моя Шаганэ. » выходит на первое место. Мы отмечаем это, чтобы понятнее было использо­вание Есениным необычного для «персидских» стихов ритма — ритма народной частушки.

Интересно и то, что частушки часто строились по принципу диалога, словесной перепалки между парнем и девушкой. Аналогичный же принцип положил в основу своего стихотворения и Есенин. Первые две строки — слова Шаганэ, две другие — ответ лирического героя. Такая форма стихотворения «персидского» цикла наводит на мысль, что ритмика здесь играет роль своеобразного продолжения темы Родины в данном произведении. Возражая любимой, поэт говорит: «Ну, а я ведь из Рязани. », подчеркивая, что и на Востоке он остается прежде всего русским и новые восточные мотивы звучат у него на свой рус­ский лад.

Хорей — не единственный размер, которым пользуется Есенин при создании цикла. Несколько стихотворений написаны трехсложными размерами: дактилем — «Воздух прозрачный и синий. » и «Глупое сердце, не бейся. », анапестом — «Шаганэ, ты моя Шаганэ. » и «Свет вечерний шафранного края. ». Эти размеры Есенин также использует по-своему, изменяя ритмиче­ский рисунок в зависимости от содержания и эмоционального настроя произведения. В несколько однотонный, размеренный ритм трехсложных размеров он включает укороченные стопы // или //, вследствие чего количество ударений в строке становится больше, ритм убыстренным, более отрывочным. Причем включение этих укороченных стоп всегда бывает в словах, имеющих особую смысловую значимость в стихотворении, убы­стрение темпа придает дополнительный акцент на слова данной строки, выделяя их из общего ритма. Тем самым избегается однообразие ритма.

Рассмотрим ритмический рисунок стихотворения «Глупое сердце, не бейся. », обращая внимание на строки с укороченными стопами:

Приведены только строфы с укороченными стопами и первая строфа для сравнения. Именно IV и VI строфы выделяются наибольшим смысловым и эмоциональным накалом. В них основное содержание произведения. То же наблюдается и в стихо­творении «Воздух прозрачный и синий. », где последняя и пред­последняя строфы ключевые, в них сконцентрирована основная мысль и отмечается большое напряжение чувств.

Если с этой же точки зрения рассматривать стихотворение «Свет вечерний шафранного края. », то увидим, что здесь опять выделяется последняя строфа, содержание которой имеет «клю­чевое значение не только для данного стихотворения, а и для развития тем всего цикла в целом. В строках, казалось бы не­посредственно не связанных с темой стихотворения, создан об­раз Родины, так дорогой сердцу поэта, Родины, песен о которой он не может не слагать.

В заключение хотелось бы отметить, что изучение основ есенинской ритмики имеет большое значение для более глубокого понимания идей и тем лирики поэта. Каждый компонент формы произведений Есенина несет в себе дополнительный смысловой оттенок, что является результатом тонкого проникновения по­эта в тайники человеческой души, в тайники прекрасного. К 1924 г. форма есенинских произведений достигла той классической простоты, за которой скрывается блестящее владение тех­никой стиха, тонкое чувство звука, ритма, музыки каждого от­дельного слова в произведении. Именно это характерно для позднего творчества Сергея Есенина и прекрасно отразилось в цикле «Персидские мотивы».

Источник

Творчество Есенина: темы, мотивы, особенности стиля

Автор: Guru · 01.05.2018

Сергей Есенин (1895-1925) – великий творец, чьи проникновенные стихотворения о русской душе и «голосе народа» давно стали классикой начала двадцатого века. Его неспроста называют «тонким лириком» и «мастером пейзажа» — в этом можно убедиться, прочитав любое его произведение. Но творчество «крестьянского поэта» столь многогранно, что для его характеристики недостаточно двух слов. Необходимо оценить все мотивы, темы и этапы его пути, чтобы понять искренность и глубину каждой строки.

История успеха

21 сентября 1895 года в селе Константиново в Рязанской области (губернии) родился русский поэт Сергей Александрович Есенин. Родители «желтоволосого» мальчика «с голубыми глазами» – Татьяна Федоровна и Александр Никитич — были крестьянского происхождения. В их среде было принято выдавать юных девушек замуж против их воли, и такие браки обычно распадались. Так и произошло в семье Сергея, у которого было 2 сестры – Екатерина (1905-1977гг) и Александра (1911-1981гг).

Практически сразу после свадьбы отец Есенина – Александр – вернулся в Москву для заработка: там он работал в мясницкой лавке, пока его жена – Татьяна – вернулась в «отчий дом», именно там маленький Сергей провел большую часть своего детства. Денег в семье не хватало, несмотря на работу отца, и мать Есенина уехала в Рязань. Именно тогда за воспитание ребенка взялись бабушка с дедушкой. Титов Федор Андреевич – дед Сергея – был знатоком церковных книг, тогда как бабушка будущего поэта — Наталья Евтихиевна — знала множество народных песен и стихов. Такой «семейный тандем» подтолкнул юного Сережу к написанию своих первых будущих прозаических работ, ведь уже в свои 5 лет Есенин научился читать, а в 8 – попытался написать первые стихи.

В 1904 году Есенин пошел в Константиновское земское училище, где после получения «грамоты» с отличием (1909) решил поступить в церковно-приходскую второклассную учительскую школу. Юноша, скучающий по родным, приезжал в Константиново только во время каникул. Именно тогда он начинает писать свои первые стихи: «Наступление весны», «Зима» и «Осень» — приблизительная дата создания 1910 год. Спустя 2 года, в 1912 году, Есенин получает диплом по специальности «учитель грамоты» и решает уехать из дома в Москву.

Работа в мясной лавке Крылова, конечно, не была предметом мечтания молодого Есенина, поэтому после ссоры с отцом, под началом которого он работал, он решает уйти работать в типографию И.Д.Сытина. Почему эта должность стала одной из самых важных «ступенек» на пути к исполнению его желаний? Именно там он познакомился со своей первой гражданской женой – Анной Изрядовой – и открыл самому себе доступ к литературно-музыкальному кружку.

Поступив в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет в 1913 году, Есенин вскоре бросил институт и полностью посвятил себя написанию стихотворений. Уже через год он начинает печататься в журнале «Мирок» («Береза» (1914)), а уже спустя несколько месяцев большевистская газета «Путь правды» публикует еще несколько его стихотворений. 1915 год стал особенно значим в судье русского поэта – он знакомится с А. Блоком, С. Городецким и Н.Гумилевым. В октябре того же года в журнале «Проталинка» выходит «Молитва матери», посвященная Первой мировой войне.

Сергей Есенин был призван на войну, но благодаря своим влиятельным друзьям он был назначен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны – именно там он стал еще больше отдаваться «духу времени» и посещать литературные кружки. Впоследствии была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».

Опустив подробности жизни великого поэта в Москве, можно так же сказать о том, что его «революционное настроение» и попытка бороться за «русскую правду» сыграли с ним злую шутку. Есенин пишет несколько небольших поэм, — «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик» – которые были полностью пронизаны ощущением изменения жизни, но далеко не это изменило его статус и придало известности. Его свободолюбивые порывы только привлекли жандармов на его выступления. Значительно на его судьбу повлияло совсем другое обстоятельство — знакомство с Анатолием Мариенгофом и заигрывание с новыми модернистскими течениями. Имажинизм Есенина – описание патриархального уклада жизни «бедных крестьян», которые утратили способность бороться за собственную независимость («Ключи Марии» 1919). Однако эпатаж деревенского парня в рубахе, подпоясанной красным кушаком, начинает надоедать публике. И уже спустя год в его творчестве появляется образ пьяницы, хулигана и скандалиста, которого окружает «сброд» («Исповедь хулигана»). Этот мотив был встречен жителями столицы с одобрением и восторгом. Поэт понял, где лежат ключи от успеха, и стал активно разрабатывать свой новый имидж.

Дальнейшая «история успеха» Есенина базировалась на его скандальном поведении, бурных романах, громких разрывах, поэзии саморазрушения и гонении на советскую власть. Исход ясен – убийство, инсценированное под самоубийство 28 декабря 1925 года.

Поэтические сборники

Первый поэтический сборник Сергея Есенина вышел в 1916 году. «Радуница» стала неким олицетворением отношения пота к родине. Критики говорили, что «на всём его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поёт свои звонкие песни легко, просто, как поёт жаворонок». Основной образ – крестьянская душа, которая, несмотря на свою «задумчивость», одарена «радужным светом». Особенностью является так же то, что имажинизм присутствует здесь в роле поиска нового лиризма и принципиально новых форм стихосложения. Есенин зачал новый «литературный стиль». Далее вышли:

Каждый поэтический сборник Сергея Есенина отличается от предыдущего настроением, мотивами, музами и главными темами, но все они составляют одну концепцию творчества. В центре внимания находится открытая русская душа, претерпевающая изменения в процессе перемены мест и времени. Сначала она – чистая, непорочная, юная и естественная, затем – испорченная городом, хмельная и безудержная, а в финале – разочарованная, загубленная и одинокая.

Художественный мир

Мир Есенина состоит из множества перекликающихся между собой понятий: природы, любви, счастья, боли, дружбы и, конечно, Родины. Для того чтобы понять художественный мир поэта, достаточно обратиться к лирическому наполнению его стихотворений.

Основные темы

Темы лирики Есенина:

Главные мотивы

Основные мотивы лирики Есенина – страсть, саморазрушение, раскаяние и переживания за судьбу отечества. В последних сборниках все чаще возвышенные чувства сменяют пьяный угар, разочарование и точка по несбывшемуся. Автор спивается, бьет жен и теряет их, расстраивается еще больше, и еще глубже погружается во мрак собственной души, где скрыты пороки. Поэтому в его творчестве можно уловить бодлеровкие мотивы: красота гибели и поэзия деградации духовной и физической. Любовь, которая присутствовала практически в каждом произведении, была воплощена в разных значениях — страдания, отчаяния, тоски, влечения и т.д.

Пусть и не долгая, но насыщенная жизнь «последнего поэта деревни» охватила смену идеалов в России – это, к примеру, прослеживается в стихотворении «Возвращение на Родину»: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

Язык и стиль

Если стиль Есенина немного хаотичен и обособлен от привычного читателям представления «стихотворного сложения», то язык — понятен и достаточно прост. В качестве размера автор избрал дольники – древнейшую форму, которая существовала еще до появления силлабо-тонической системы стихосложения. Лексика поэта окрашена диалектизмами, просторечиями, архаизмами и типично разговорными фрагментами речи вроде междометий. Широко известны матерные стихи Есенина.

Просторечия, которые Сергей Есенин использует в своих стихотворениях — это, скорее, особенность его художественного оформления и, конечно, знак уважения к своему происхождению. Не стоит забывать, что детство Есенина проходило в Константиново, и будущий поэт считал, что именно диалект «простого народа» — душа и сердце всей России.

Образ Есенина в лирике

Сергей Есенин жил в очень непростое время: тогда разыгрались революционные события 1905-1917 года, началась гражданская война. Эти факторы, несомненно, оказали огромное влияние на все творчество поэта, а также на его «лирического героя».

Образ Есенина — это лучшие качества поэта, отображённые в его стихотворениях. Например, показателен его патриотизм в стихотворении «Поэт»:

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.

Кроме того, ему присуща особенная «любовная чистота», которая прослеживается в цикле «Любовь хулигана». Там он признается в возвышенных чувствах своим музам, говорит о многообразной палитре человеческих эмоций. В лирике Есенин зачастую предстает нежным и недооцененным поклонником, к которому любовь жестока. Лирический герой описывает женщину восторженными репликами, цветистыми эпитетами и тонкими сравнениями. Он часто винится и театрально преуменьшает эффект, произведенный на даму. Оскорбляя себя, он в то же время гордится своей хмельной удалью, сломанной судьбой и сильной натурой. Унижаясь, он стремился произвести впечатление непонятого и обманутого в лучших чувствах кавалера. Однако в жизни он сам доводил своих пассий до полного разрыва, избивая, изменяя и напиваясь. Нередко инициатором разрыва становился он, но в лирике упоминалось лишь то, что он жестоко обманут в своих ожиданиях и огорчен. Примером может послужить знаменито «Письмо к женщине«. Словом, поэт явно идеализировал себя и даже мистифицировал свою биографию, приписывая зрелые работы к раннему периоду творчества, чтобы все подумали, будто он был феноменально одарен с детства. Другие, не менее интересные факты о поэте вы можете найти здесь.

Если сначала Есенин принял революцию, учитывая свое крестьянское происхождение, то потом он отвергал «Новую Россию». В РСФСР он чувствовал себя иностранцем. В деревне с приходом большевиков стало только хуже, появилась строгая цензура, все чаще власть стала регламентировать интересы искусства. Поэтому лирический герой со временем приобретает саркастические интонации и желчные ноты.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

Слова Есенина – это особенная художественная композиция, где главную роль играет наличие авторских метафор, олицетворений и фразеологизмов, которые придают стихотворениям особенную стилистическую окраску.

Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» Есенин использует метафорическое высказывание:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

В известном произведении «Письмо к женщине» он представил на суд публики развернутую метафору длиною в стихотворение. Россия становится судном, революционные настроения – качкой, трюм – кабаком, большевистская партия – рулевым. Сам поэт сравнивает себя с лошадью, загнанной в мыле, и пришпоренной смелым ездоком – временем, которое стремительно менялось и требовало от творца невозможного. Там же он предрекает себе роль попутчика новой власти.

Особое внимание следует уделить «есенинским эпитетам: «рыхлые драчёны», «точеные печурки», «смешной дуралей» — все это свидетельствует о том, что у Есенина был особый слог, основой которого была живая народная речь. Также он активно использовал неологизмы, например, «златокарий омут».

Особенности поэзии

Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.

Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Если про какой-то «имажинизм» слышали лишь немногие любители изящной словесности, то Сергея Есенина знают все еще со школьной скамьи.

Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.

Источник

Читайте также:  Как правильно написать имеющиеся информация
Простые слова
Adblock
detector