Как написать статью о музыке

Как написать статью о музыке

Новая критика. Контексты и смыслы российской поп-музыки. М.: Институт музыкальных инициатив, 2020. Содержание

«Само понимание слова „поп” в 2010-е изменилось. Если десятилетие назад для независимых артистов оно было жупелом, то в 2010-х, наоборот, получило в их глазах ореол притягательности. Сложно представить себе инди-музыканта 2000-х с амбициями поп-звезды; тогда считалось, что чем ты круче, тем дальше от шоу-бизнеса. В 2010-е пришла эпоха поптимизма, лейтмотивом которой стала фраза Дорна „Не надо стесняться”. Face называл себя реинкарнацией Сергея Жукова; Мирон Федоров читал рэп на концерте группы Serebro, а Гнойный сидел в жюри телешоу „Успех” вместе с Филиппом Киркоровым», — писал в колонке «Грустный дэнс. Как в России появилась новая поп-музыка» на сайте The Flow журналист Николай Редькин в октябре 2019 года.

О чем Редькин умалчивает, но что, возможно, подразумевает или что, по крайней мере, можно считать в его тезисе между строк, так это то, что в продолжение 2010-х поп-музыку на постсоветском пространстве стало не стыдно не только сочинять и/или исполнять, но и осмыслять — писать, рассуждать о ней. Ведь долгое время искать контексты и смыслы в российской поп-музыке было делом неблагодарным, зазорным. Что уж там, во многом слово «поп» стало для отечественных независимых музыкантов тем самым «жупелом», о котором пишет Редькин, именно стараниями журналистов и критиков, все 2000-е навешивавших на музыку такого рода ярлыки вроде «голимая попса». А то, что стыдно, пошло, безвкусно, не заслуживало анализа и включения в широкий социально-культурный контекст. Положение оставалось таким как раз примерно до начала 2010-х, когда кризис традиционных культурных медиа, в том числе музыкальных, привел к появлению огромного количества медиа новых — независимых и нишевых, не ставивших во главу угла идею миссионерства (см., например, ранний слоган журнала «Афиша» «Как скажем, так и будет» родом из 2000-х), но желавших разобраться в том, что происходит с массовой культурой в целом и музыкой в частности здесь и сейчас, как и почему это происходит, как популярная музыка влияет на нашу жизнь, становится важной составляющей бытия. Параллельно изменилась и сама индустрия: молодые музыканты начали активно обращаться к наследию популярной музыки 1990-х, ее вокабуляру, звучанию, образам и перестали скрывать свои источники вдохновения, а еще появился (на самом деле просто вырос и пришел) новый слушатель, для которого стало неактуальным деление на «низкие» и «высокие» жанры, «умную» и «глупую» музыку, «фирменный» и «некачественный» звук и так далее.

Одной из первых попыток зафиксировать эти перемены и новое отношение слушателя к отечественной поп-музыке стал — о, ирония! — спецпроект все той же «Афиши» «История поп-музыки от Ветлицкой до Елки. 1991–2011», вышедший в отдельном номере под занавес 2011 года. Тогда журналисты издания попросили музыкантов, исполнителей, продюсеров, промоутеров, менеджеров звукозаписывающих компаний и прочих участников индустрии рассказать историю 99 русских песен, ставших хитами с 1991-го по 2011 год (подробнее почитать о том, как появился этот монументальный номер, можно, например, тут). Любопытно, что идеологом спецпроекта был музыкальный обозреватель журнала с 2005 года, а в конце 2011-го заместитель главного редактора «Афиши», журналист Александр Горбачев. В 2019-м, спустя почти 10 лет, он уже в качестве редакционного советника Института музыкальных инициатив (далее — ИМИ, некоммерческая организация, развивающая музыкальную индустрию в пространстве русскоязычной культуры) выступит инициатором создания книжной серии «Новая критика» и станет редактором первого тома серии. По мнению журналиста, в российских музыкальных медиа [по-прежнему] «отчетливо не хватает исследовательских голосов и глубоких аналитических жанров; текстов, которые бы связывали происходящее с музыкой с общей культурной, политической, экономической и социальной повесткой». В предисловии-манифесте к «Новой критике» Горбачев сетует, что пространство для серьезного и системного обсуждения смыслов поп-музыки по большому счету отсутствует. Собственно, «Новая критика» — попытка такое пространство создать.

Итак, каким же получился пилотный выпуск сборника? Для начала стоит отметить, что книга — результат открытого конкурса, объявленного ИМИ весной 2019 года (прямо сейчас открыт прием заявок на участие во втором томе серии). Специально приглашенное жюри, в которое вошли, к примеру, исследователь современной музыки, куратор, сотрудник издательства «Новое литературное обозрение» Евгений Былина; журналист, главный редактор проекта «Полка» Юрий Сапрыкин и соосновательница инициативы RUSH, программный директор конференции Moscow Music Week Татьяна Макарова, прочитало и оценило более 130 присланных питчей. Авторам 20 вышедших в финал заявок было предложено написать тексты для книги. С этой задачей справились 12 человек, при этом, как отмечают составители «Новой критики» на сайте ИМИ, «два материала (точнее, их план и фрагмент) не укладывались в предложенную [. ] жанровую рамку. Еще в шести случаях авторы по тем или иным причинам отказались от дальнейшей работы».

Читайте также:  Сочинение на башкирском языке про родной язык

Опубликованные в итоге тексты можно разделить на четыре условных смысловых блока: диалог постсоветской музыки с прошлым (статьи Ивана Белецкого, Дарьи и Никиты Хохловых, Кристины Черновой, Дарьи Журковой), гендерные мотивы российской поп-музыки (статьи Даниила Жайворонка, Иры Конюховой), разговор о российском хип-хопе, его роли и месте в культурном и социальных контекстах (статьи Алексея Царева, Михаила Киселева и Полины Хановой), тема локальности и гиперлокальности, перепридумывания и переосмысления пространства (статьи Дарьи Иванс, Артема Абрамова, Марко Биазиоли). По одному лишь перечислению тем налицо одна из главных проблем сборника — не самый разнообразный жанровый разброс, в основном поп-музыка и хип-хоп. Жанровую ограниченность «Новой критики» отмечает в предисловии и Горбачев: «. да, хип-хоп и эстрадный канон в поле зрения авторов уже попадают, но бóльшая часть традиционно „низкой” музыки в диапазоне от шансона до репертуара радио „Дача” — нет, а ведь там тоже наверняка кроется масса поучительных социокультурных смыслов».

Вторая заметная проблема «Новой критики» — ее излишняя логоцентричность, сосредоточенность на смыслах и заявленных в заглавии контекстах. Зачастую в их поисках авторы обращаются в первую очередь к текстам исполнителей, а не к непосредственно музыкальному материалу, особенностям звучания или техническим особенностям записи и исполнения анализируемой ими музыки.

Наконец, большинство авторов ставят свои исследования на примерно одну и ту же теоретическую базу — особенно это заметно в первых четырех статьях сборника, где ретромания, ностальгия, ретроутопия отчасти выступают в качестве предмета анализа. Авторы неизменно обращаются к работам Марка Фишера, Саймона Рейнольдса, Светланы Бойм, Зигмунта Баумана, Фредрика Джеймисона. Не то чтобы это плохо, просто вызывает ощущение дежавю и дополнительно гомогенизирует «Новую критику». С другой стороны, у сборника появляется некая рамка, или концепция, которая удерживает тексты вместе и одновременно обозначает потенциальный вектор развития серии в дальнейшем.

При этом бесспорны и удачные решения ИМИ при составлении и оформлении сборника, а также отдельные находки авторов. Так, каждая статья в книге снабжена QR-кодом, перейдя по которому читатель обнаружит составленный на Ютубе плейлист из песен и клипов, о которых идет речь непосредственно в предложенном тексте, или же из песен и клипов, которые наиболее точно представляют описываемые в конкретном эссе явления. Что касается авторских находок, то здесь можно привести в качестве примера статью Даниила Жайворонка о гендерном вопросе в российской поп-музыке 1990–2000-х. Если творчество Жанны Агузаровой кажется само собой разумеющейся отправной точкой «для разработки концептуальных и политических расширений феминисткой теории и исследований поп-культуры», то фигуры певиц Линды и Глюкозы, особенно в сопоставлении с Агузаровой, не кажутся тут очевидными, и отчасти поэтому позволяют по-новому взглянуть на обозначенный феномен. Это только один пример, таких авторских находок и ходов в сборнике множество.

Важнейшим же достижением «Новой критики» можно в каком-то смысле считать сам факт ее появления. Столь долго зревший разговор об отечественной популярной музыке и ее месте и роли в социальной и тем более культурной жизни соотечественников — нет, не состоялся и завершен, но лишь начат, и важно его продолжить. «Возможно, [нам] удалось расширить пространство дискурса и поговорить про музыку какими-то новыми языками», — замечает редактор сборника Александр Горбачев в ответ на просьбу односложно подвести главный итог первой «Новой критики». Собственно, предполагавшаяся с самого начала серийность проекта — его сильнейшая сторона. Все то, что не удалось сказать на страницах одного тома, можно сказать в следующем. Мнения авторов сборника ни в коем случае не претендуют на окончательность и абсолютность — они звучат как приглашение к дискуссии. Вероятно, — и такой задумывалась «Новая критика», — в следующих выпусках мы услышим другие точки зрения касательно, например, отношений постсоветской поп-музыки с прошлым. В конце концов, как отмечает Горбачев в том же манифесте: «Новая критика — это не догма и не требование, а потенциал».

Читайте также:  Как правильно пишется 134

Источник

Что музыканту написать о себе

Что музыканту написать о себе: о чём рассказывать слушателям, чтобы они заинтересовались вашим творчеством.

Кто ищет ответ на вопрос о том, как написать биографию музыканта, авторы блога LANDR подготовили гайд.

Тезисы

Откройте блокнот или любой текстовый редактор и запишите самые важные и яркие моменты вашего музыкального пути. Так вы составите тезисы, на которых будет построена ваша биография.

В первую очередь ответьте на следующие вопросы:

Отвечайте на вопросы максимально честно, пишите простым языком. Рассказывайте о своих планах по выпуску альбома, микстейпа, сингла. Поведайте о студийной работе, последнем туре или совместных проектах с другими исполнителями. Осветите свою основную работу, участие в радиоэфирах и мероприятиях.

Тезисы — всего лишь короткие заметки о музыканте.

Лаконичность

Как только ответы на основные вопросы будут даны, переходите к составлению увлекательного рассказа. Дополните заметки так, чтобы ответы на вопросы превратились в историю.

Теперь самое главное: избегайте забитых фраз и повсеместных паразитических определений. Сразу же выкиньте из текста такие слова как «влиятельный», «признанный», «суперталантливый» и прочие подобные прилагательные. Эти слова убивают весь интерес к вашей истории и заставляют слушателя задавать вопросы, на которые у вас нет ответа: «Признанный кем?», «Влиятельный в каких кругах?», «Суперталантливый по чьей оценке?», «Кто все эти люди?».

Добавьте больше выразительности своему рассказу. Подойти к делу нужно как настоящий писатель, но не графоман — никакой воды, только самая интересная информация, читать которую легко. Избегайте длинных предложений. Пишите текст и читайте его вслух: если в какой-то момент вам не хватает воздуха, чтобы дочитать преложение на одном дыхании, смело сокращайте его. Чтение вслух — лучший приём для оценки легкости написанного.

Составляя рассказ по ранее выделенным тезисам, пишите всё, что приходит в голову. После того, как история напишется, дайте ей полежать некоторое время, а затем вернитесь и выкиньте всё лишнее. Не удивляйтесь, если половина написанного будет вычеркнута, а вторая половина переписана. Лишнее нужно выбрасывать без всяких сожалений.

Если самостоятельно написать текст тяжело, попросите кого-то из своих друзей, кто хорошо владеет языком. Отдайте тезисы своему писателю-призраку, дайте ему послушать свою музыку. Не просите приврать или как-то украсить текст — пусть рассказ будет искренним.

Стиль

При написании важно соблюдать структуру текста. Делите рассказ на короткие параграфы по 2-3 абзаца из 2-4 предложений.

Обычно первый параграф играет ключевую роль. Эту часть нужно написать максимально круто, точно и сочно — по ней будут судить не только ваш музыкальный образ, но и само творчество. К тому же первый параграф чаще всего разбирают журналисты и составители пресс-релизов. По этой причине первый параграф нужно написать так, чтобы он выдал все козыри.

Второй параграф посвятите фактам и подробностям о себе. Дайте читателю больше информации о своём творчестве и истории своей жизни. Главное не перегнуть палку и не свалиться в излишний драматизм — никаких «Таня была без ума от музыки с тех самых пор, как в девять лет услышала Битлов».

Такая фраза встречается в 95% текстов, на неё никто не обращает внимания, в неё никто не верит.

Последний параграф посвятите своей текущей работе. Расскажите, чем вы заняты, к каким успехам вы идёте, что и зачем делаете.

Не стоит писать о своих наполеоновских планах по захвату всей мировой музыкальной сцены, фантазировать тоже ни к чему. Честно расскажите о своей работе, будьте ближе к реальности — так шанс убедить читателя будет выше.

3 версии

После того, как биография будет готова, создайте три версии одного и того же текста:

Общий объём текста лучше сохранить в пределах 400 слов- это один или полтора листа А4.

Несмотря на то, что мы предлагаем при написании текста как писатели, графомания ни к чему — никто не станет читать доклад на десяти страницах о сложном пути в музыке.

Не преувеличивайте свои заслуги и не умаляйте успехи. Концентрируйтесь на самых сильных сторонах своего творчества и карьеры. Если у вас нет наград не означает, что не может быть захватывающей биографии.

Читайте также:  Как пишутся цифры в черчении

Не увлекайтесь именами, даже если вы отыграли с десяток крутых шоу с известными исполнителями. Выделите пару ключевых артистов, отдавая предпочтение тем, кто ближе всего по духу. Тем не менее не стоит придавать большое значение громким именам в своей биографии: окей, вы вышли на разогреве Deep Purple, Papa Roach и Sum 41 (бесспорно крутой факт), но что насчёт вашего собственного творчества? Вы рассказываете о себе, а не о концертах которые прошли в вашем городе.

В рассказ можно добавить юмор или сатиру, но только если они будут к месту. Не уверены в шутке — отправляйте её в мусор. Также не забывайте о пунктуации и орфографии — отсутствие ошибок производит более положительное впечатление на читателя.

Подумайте над тем, какая аудитория слушает подобную вашей музыку и оцените, где она может жить. Зарубежная аудитория — тоже аудитория, поэтому если существует хотя бы маленький шанс зацепить дополнительных слушателей, то им нужно пользоваться. В общем, перевести текст на несколько языков — хорошая идея.

Возможно среди ваших друзей найдутся те, кто прекрасно владеет каким-либо языком. Если друг неожиданно окажется носителем языка, то это вдвойне хорошо. Если друзей с виртуозным владением языка не нашлось, обратитесь к переводчикам. Не экономьте деньги на переводе — дороже выйдет.

Раз в несколько месяцев проверяйте биографию на актуальность. Вполне возможно, что за это время случится что-то такое, о чём стоит рассказать.

Что советуют те, кто уже писал биографии музыкантов

Организатор фестиваля MUTEK и радиоведущая Патриция Шмидт, часто помогающая музыкантам с написанием автобиографии, отмечает важность ведения заметок на полях при составлении текста. Работая над биографией девушка делает выводы и задаёт себе вопросы о людях, о которых она пишет — ответы простым языком и своими словами делают текст живее.

По мнению Патриции, ошибка многих музыкантов заключается в том, что они пишут о себе сухо, обезличенно и стереотипно. Музыка — это творчество, поэтому биография должна отражать творчество группы, а не быть набором сухих фактов о том, кто и сколько концертов отыграл. Биография — не каталог или список, не стоит превращать её в перечень всех релизов и концертов.

Девушка советует не сравнивать себя с другими музыкантами напрямую. Дополнительно нужно отказаться от ярлыков и не торопиться с определением стиля — пусть жанровую принадлежность определяют слушатели. Достаточно оставить им намёки, описав свою музыку сравнениями: например, мечтательная, гипнотическая, мрачная, вдохновленная сценой Детройта 1990-х годов.

Стоит отказаться от пассивных конструкций в тексте, используя только активный залог:

НЕТ

Границы стиля стираются музыкой, созданной Авророй Халал, благодаря музыкальным экспериментам певицы и ощущению уединения с музыкой.

ДА

Музыка Авроры Халал стирает границы в понимании стиля благодаря музыкальным экспериментам и ощущению уединения.

Журналистка и редактор Кристина Какайре, в разное время сотрудничавшая с Pitchfork, Resident Adviser, Berlin Community Radio и Red Bull, считает, что краткость важнее всего.

Даже если вы работаете музыкальной индустрии пару десятков лет, не нужно делать многотомные описания своих похождений — 300-400 слов более чем достаточно. По мнению Какайре, биография — часть маркетинговой истории вокруг музыканта, поэтому она должна привлекать внимание, а не отталкивать количеством текста.

Композитор Кристофер Каргнело считает, что главное в биографии — внимание на достижениях, а не рассказе о своём прошлом и пути к музыке. При этом важно подбирать правильные слова: текст не должен оскорблять других музыкантов и быть слишком самоуверенным — так вы выставите себя в худшем свете.

Каргнело также советует не бояться таких словосочетаний как «разделили сцену», «писать музыку», «отыграли шоу». Звучит избито, но лучше, чем фразы наподобие «Любовь к музыке проснулась в те годы, когда мы услышали одну группу на радио» — такие фразы можно встретить в каждой второй биографии.

Заключение

Слова обладают огромной силой, поэтому отлично написанная биография становится половиной успеха рекламной кампании исполнителя. Текст становится инструментом, работающим на вас, представляет ваши интересы и служит хорошей рекламой. По этой причине подойти к написанию биографии нужно со всей ответственностью.

Источник

Простыми словами о самом интересном
Adblock
detector