Как написать статью для школьной газеты

Школьная газета как способ развития творческих способностей и информационно-коммуникативной компетентности учащихся

В современных условиях чрезвычайно велико влияние публицистики на жизнь людей всех возрастов. Умение изложить свой опыт, критические замечания необходимы всем специалистам. В школах, как правило, ведётся издательская работа. Собрать материал, провести его обработку, представить, учитывая особенности любой аудитории, – умения, которые актуальны не только для деятельности журналиста, но и для деятельности обучающегося. Теоретические знания о структуре текста (публицистического) также будут полезны в будущем. Умение организовать работу редакции, оформить газетное издание является необходимостью современной жизни. Идея создания газеты появилась несколько лет назад, когда в улусной газете “Усть –Майский вестник” ученики стали публиковать свои заметки. Но от замысла до реализации был долгий подготовительный период: шло накопление материала, проводилась его систематизация. Для выпуска газеты должны объединиться, по крайней мере, два учителя– учитель информатики и учитель русского языка и литературы. Совместно с ребятами мы, учителя, разработали проект школьной газеты “Прожектор”, потому что в школе стали действовать кружки “Инфознайка” и школьный пресс-центр. /Образовательные программы в приложение 1, 2/. Школьная газета – это межпредметные связи с литературой (в написании статей для газеты), технологией (бизнес-план по реализации продукции и расчета себестоимости выпуска печатного издания), искусством (дизайн издания, обработка фотографий, рисование необходимых атрибутов) и информатикой (работа в прикладных программах на ПК.

Цели проекта (поставленные перед ребятами): научиться применять в работе публицистический стиль, овладеть информационно-коммуникационными технологиями. Задача учителей: заинтересовать ребят в выпуске газеты, сделать её интересной, чтобы она чему-то научила, увлекла, задела за живое. Хотелось, чтобы газету воспринимали всерьёз, читали, ждали следующего номера, чтобы она имела лицо: была газетой определенного коллектива, нашей школы, чтобы её содержание отражало и одновременно формировало общественное мнение наших школьников. А для этого в создании газеты должны были принять участие все желающие. Родилась мысль – в работе над газетой опираться на интересы, увлечения ребят. В школьной жизни много интересных событий, и мы не всегда знаем, что происходит в других классах. А из газеты мы всё про всех знаем: о классных часах, спортивных мероприятиях, научных конференциях, ребятах-победителях конкурсов, фестивалей, проводимых мероприятиях на базе школы. Большая часть информации(школьных новостей)связана с событиями, которые можно ожидать заранее – фестивали, соревнования и прочие мероприятия. Обо всех этих событиях руководители сообщают юнкорам, чтобы лучше планировать работу и ничего не пропустить. Занятия кружков “Инфознайка” и школьного пресс-центра удовлетворяют индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Кружки как бы “компенсируют” во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

На уроках информатики в основной школе учащиеся были ознакомлены с простейшими возможностями прикладных программ программного обеспечения персонального компьютера, входящих в пакет Microsoft Office. Учащиеся могли набрать текст в текстовом редакторе, выполнить построение простейшего рисунка в графическом редакторе Paint, выполнить элементарные расчеты в электронных таблицах. На кружке “Инфознайка” повторяется старый материал, но на новой основе: знакомство учащихся с основами издательского дела. В соответствии с задачами обучения в программе используются следующие формы занятий: теоретические и практические уроки, деловые игры, тренинги, тесты, беседы, творческие мастерские, экскурсии, походы и др.

Самое главное, чего мы добились, – сделали газету неординарной: заинтриговали читателей материалами об интересных событиях, обсудили на страницах газеты сложные проблемы молодёжной жизни(школьная форма, ЗОЖ, поведение на дискотеках), привлекли к дискуссии родителей, осветили культурные мероприятия не только школы, но и посёлка, своего района. Все номера газет сопровождаются фоторепортажами. Каждый выпуск обсуждается: что больше всего понравилось в конкретном номере, что можно было не печатать, что можно предложить для следующего номера.

Ответственным за выпуск стал учитель русского языка. Вёрсткой материалов занимался учитель информатики, а ребята стали корреспондентами. Редакционная деятельность ребят нуждается в чёткой организации. Редколлегия строго распределила свои обязанности, привлекаем как можно больше авторов разного возраста; постоянно занимаемся изучением читательского спроса, повышением профессионального уровня. Ребята пишут заметки, оформляют их, ищут темы, интересно их раскрывают, сочиняют в газету стихи, делают рисунки, фотографии. Получилось, что газета нужна всем. Работа нашей прессы пронизывает всю деятельность школы. Трудно переоценить значение газеты в жизни школы. Каждый делает, что умеет. А умеют, оказалось, многое. Рубрики самые разнообразные. Дети почти все хотят напечатать свою статью в газете, а когда начинают писать, то понимают, что здесь необходимо потрудиться. Перед ребятами стоит задача и интересно изложить материал, и избежать ошибок, придумать заголовок для статьи. Для учителя русского языка и литературы это важная работа. Мы занимаемся развитием речи учащихся ненавязчиво, так как они сами выбирают то, о чём хотят написать. Важно заметить способности ребят, дать им возможность раскрыться, почувствовать себя нужными, лучшими. Первые работы авторов нельзя грубо редактировать, так как неуверенные в себе юнкоры при попытке навязать им чьё-то мнение закрываются и теряют интерес к работе. Тут нужна работа не только индивидуальная, но и коллективная: “круглые столы”, редакционные летучки, где все имеют право голоса, право отстаивать свою тему. Формы занятия на кружке разнообразные: это и свободная творческая дискуссия, и ролевые игры, выполнение творческих заданий, активные методы формирования системы общения, практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Читайте также:  Как правильно написать интервью образец

Оформляя материал для газеты, ученики познакомились с культурой письменной речи, усовершенствовали навыки работы над статьями на школьную тематику, научились брать интервью и оформлять его, осуществлять орфографическую, пунктуационную и стилистическую правку текста, раскрыли творческие способности, расширили свой кругозор, развили логическое мышление, усовершенствовали навык работы на компьютере, проявили свою активную гражданскую позицию. Периодичность выпуска газеты – 1 раз в месяц, но в связи с тем, что в марте месяце в школе проходило много улусных мероприятий, мы сделали 2 выпуска. Теперь у нас постоянные корреспонденты: члены школьного пресс-центра и кружка “Инфознайка”. В течение 2 лет они с интересом трудятся над выпуском школьной газеты. Система кружковых занятий построена таким образом, чтобы на каждом ребёнок узнавал что-то новое, обогащал свой словарный запас, постигал лексическое многообразие и образность родного языка, приобрёл навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия. Основными требованиями к учащимся являются: интерес к журналистике как к профессии; желание овладеть навыками работы юного корреспондента: активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Обучение написанию сочинений разных жанров (отзывов, эссе, репортажей) актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор. Основная методическая установка – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию печатного издания. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

В течение двух лет деятельность кружка “Инфознайка” и пресс-центра “Радуга” была направлена на выпуск школьной газеты, которая стала социально значимой, влиять на жизнь школы. Газета способствовала повышению уровня мастерства изложения собственных мыслей и взглядов. Мы добились периодичности выпуска издания – 1раз в месяц, но в связи с тем, что на базе школы проводились улусные мероприятия, увеличилось количество выпусков: “Усть-Майская звёздочка”, “Учёба Лидер”, “3 улусные Константиновские чтения”. Кроме выпуска школьной газеты, мы стали выпускать бюллетени – “поздравлялки”, как называют их учащиеся. Самые важные победы учащихся школы отражались в поздравлениях. Сейчас очень важно развивать творческие способности в сфере журналистики, повышать статус школьных периодических изданий, реализовывать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования, верстки печатного издания. Учащиеся понимают, для чего необходимо создавать печатное издание.

Дети создают запланированный продукт – графический файл, газету, рекламный буклет. Много времени отводится тренингу по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию определенного образовательного продукта, например фотоколлажа.

Чтобы газета была интересной и читаемой, необходимо соблюдать некоторые правила работы журналиста:

Каждый ребёнок отвечает за свой участок работы:

Действия художников: выбор темы, отображение на экране компьютера (используя любой графический редактор) или на бумаге заданной темы. Если рисунок “бумажный”, то художник передаёт его ученику, ответственному за работу со сканером, а тот, в свою очередь, переводит изображение на экран компьютера. Чтобы легче ориентироваться в тексте, необходимы значки – указатели, символы, цветные индексы, которые ты можешь придумать сам. Больше внимания иллюстрациям. Для детей они так же важны, как написанные слова. Даже больше! Факты, изложенные в статье, прекрасно проиллюстрируют диаграммы, таблицы, рисунки.

Статисты – собирают, обрабатывают и анализируют информацию, определяют вопросы, соответствующие тематике номера газеты (например, для номера, посвященного школьной форме), статистическая группа предложила учащимся и их родителям, а также учителям ответить на вопросы: Нужна ли форма в школе? Какую форму считают оптимальной? Выполнить зарисовки предложенной формы на свой вкус и т. д., проведение статистического исследования полученных результатов, вывод результатов в виде статьи, диаграмм, графиков.

Наборщики. Из названия понятно, какую роль выполняют ребята из этой группы. Они производят печать текстов в текстовых редакторах, сохраняют всю информацию на дискетах, дисках, флеш-картах. Данная группа передаёт свои материалы верстальщикам.

Верстальщики. Отдельные ребята, работающие по компоновке и расположению набранных текстов и иллюстраций, расположение набранного материала по страницам газеты.

Сверстать страницу – значит расположить на странице в определённом порядке заголовок, текст, иллюстрации и другие элементы оформления. Необходимо помнить, что все элементы, расположенные на странице, должны быть уравновешены. Газета тогда читаема, когда количество текстов и иллюстраций примерно равно.

Корректор – сотрудник редакции, типографии, исправляющий ошибки, допущенные во время набора. Корректор это тот человек, который отвечает за правописание. Поэтому эта роль досталась учителю русского языка и литературы.

В школе имеются все технические возможности необходимые для создания газеты:

Кстати, расходный материал пополняется за счёт учителей, печатается на собственные средства руководителей кружков.

Читайте также:  Пожелания на узбекском языке с днем рождения

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию какого-либо издания. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддерживать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развивать у них врождённый дар слова – это и есть “открыть уста детей”, без чего трудно представить себе становление личности и будущее наших выпускников. Помочь детям овладеть искусством речи – это главное в деятельности кружковых занятий. Что же нужно сделать, чтобы сохранить и развить в детях дар слова?

Безусловно, прежде всего, необходимо предоставлять детям возможность свободно говорить и писать – о чём бы им хотелось, что их волнует, интересует, говорить и писать искренно, с уверенностью, что их поймут. А для этого нужно, чтобы была атмосфера взаимного общего интереса друг к другу, атмосфера доверия. Эту атмосферу создаёт сам педагог своим поведением как один из участников общения – тем, как он ставит вопрос для обсуждения, как воспринимает разные мнения, насколько деликатно выражает своё мнение, оценивает высказывания других.

Школьная газета пользуется популярностью среди школьников, родителей, учителей и жителей нашего посёлка. Попробуйте в своей школе организовать выпуск газеты, вы не пожалеете.

Источник

Проект «Создание школьной газеты»

специалист в области арт-терапии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ П.ЦЕЛИННЫЕ ЗЕМЛИ»

«Создание школьной газеты »

Автор проекта: Борисова Е.М. –

Основные цели и задачи проекта

Актуальность и важность проблемы создания современной школьной газеты и её развития.

Ожидаемые результаты проекта

Материально – техническое обеспечение проекта

Список используемой литературы

Приложения: выпуски школьной газеты, презентация.

Газета — это история мира за сутки.

Это история мира, в котором мы живем и события,

которые интересуют нас больше, чем относящиеся

к прошлому, существующему лишь в памяти.

Формирование активной жизненной позиции.

Социализация обучающихся школы.

Стимулирование интереса молодого поколения к решению актуальных проблем школы и общества.

Раскрытие творческих способностей обучающихся.

Освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды.

Демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в школе.

Основные задачи проекта:

Развитие навыков критического мышления, коммуникативных навыков.

Приобретение навыков групповой работы.

Содействие в воспитании информационной культуры обучающихся: умение работать с документами, с любым письменным и печатным текстом.

Формирование чувства гражданской активности за социальную обстановку в своей школе, посёлке, районе.

Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, стремления к здоровому образу жизни.

Реализация гражданско-патриотического воспитания.

Формирование у обучающихся толерантного сознания.

II . Актуальность и важность проблемы создания современной школьной газеты и её развития .

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие обучающихся в школьной редколлегии поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между педагогами и обучающимися устанавливаются отношения взаимопонимания.

Газета является самым простым и доступным школьным изданием, и потому мы начали свою издательскую деятельность именно с газеты, которая является современным средством воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Основная задача редакции нашей газеты – уметь рассказать о школьной жизни так, чтобы газета заинтересовала обучающихся и педагогов.

Наша газета действительно играет большую роль в жизни издающих её подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное… Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу. Для развития школьного издательского дела были объединены усилия администрации школы, педагогов, воспитателей, школьного ученического самоуправления и школьной библиотеки.

Школьный коллектив с удовольствием читает и обсуждает каждый новый номер газеты; следовательно, мы думаем об этом и печатаем то, что ему интересно. Мы печатаем и о курьезных случаях, и стараемся всевозможными путями установить самые тесные связи с читателями и со всеми теми, кто способен поддерживать жизнь газеты.

III. Содержание проекта

Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. В редакционную коллегию входят обучающиеся 6-9-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

Данный проект подразумевает организацию издательской деятельности на базе нашей школы силами обучающихся при поддержке педагогов и специалистов школы.

С учетом мнений читателей будет корректироваться дальнейшая работа редколлегии. Реализация данного проекта необходима, прежде всего, для формирования у обучающихся знаний, умений и навыков работы с различными видами информации, принимать, редактировать материал, умение рассуждать, умение общаться с людьми, анализировать события, обрабатывать графическую информацию, искать необходимую информацию в различных изданиях, а также в сети Интернет. В газете публикуются материалы, как из школьной жизни, так и информация, взятая из Интернета, из различных источников.

Читайте также:  Квашеный или квашенный как правильно пишется

Участники проекта: обучающиеся 6-9 классов, педагоги, специалисты школы.

Продолжительность проекта: на длительный срок.

Учредитель проекта – Администрация ГОБУ Специальной (коррекционной) школы-интернат.

Разработаны следующие документы:

Положение о школьной газете.

Обязанности главного редактора.

Обязанности технического редактора.

Обязанности главного редактора:

В начале учебного года предлагает темы для творческого конкурса корреспондентов; занимается сбором и подбором сданного материала, как текстового, так и иллюстративного; при необходимости проводит литературную обработку текста; исправляет грамматические, орфографические и прочие ошибки; участвует в наборе текста; принимает участие в разработке оригинал – макета; просматривает и проверяет оригинал – макет издания перед печатью.

Обязанности технического редактора:

Проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы; осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях; размещает очередные номера газет на официальном сайте школы; набирает текст издания.

Обучающиеся 6-9 классов в начале учебного года избирают от каждого класса корреспондента в школьную газету. Выбранные обучающиеся участвуют в собраниях редакционного коллектива, а также в подготовке материала и издании газеты, что является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ!

Корреспондент должен в меру своих творческих способностей помогать изданию школьной газеты, приносить в редакцию заметки.

При сдаче статей в редакцию автор должен руководствоваться нижеследующими нормами:

В сданной работе обязательно должно быть указано название статьи, заметки, фамилия и имя автора (полностью ), класс. При отсутствии этих сведений работа засчитана не будет!

Если в статье используется иллюстративный материал, он также должен быть подписан или передан в редакцию на электронном носителе.

Разработка плана работы пресс-центра:

Разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;

Распределить обязанности между обучающимися, вошедшими в редакционную коллегию;

Организовать обучающие занятия по ИКТ:

— работа с программами : MS Publisher 2013, Adobe Photoshop, MS Word 2013, MS PowerPoint 2013, MS Excel 2013, Paint;

— работа с цифровой техникой: фотоаппаратом, МФУ, компьютером;

Посещение факультативов: основы компьютерной грамотности, культура речи, деловое общение;

Регулярный выпуск школьной газеты (1 раз в месяц).

Схема организации выпуска школьной газеты

Каждый номер школьной газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить газетные статьи обучающихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Школьная газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. СМИ отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Газетные статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистический характер.

Примерный перечень рубрик школьной газеты:

Летопись школы (из истории школы).

Читайка. (библиотечная страничка)

Большая перемена (Конкурсы «Узнай учителя», «Игротека»)

Советы доктора Пилюлькина и др.

Верстка остальных частей школьной газеты: материалы распределяются по темам (калейдоскоп событий, знаменательные даты, праздничная почта и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в школьной газете, чтобы каждый читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы школьной газеты определяется иерархия: более значимые и важные материалы размещаются наверху, а фото, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям школьной газеты гармоничную форму, приятную для глаз.

Каждая газетная статья также имеет свою определенную структуру:

заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки;

«шапку», дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления;

IV . Ожидаемые результаты проекта

Создание школьного пресс-центра;

Повышение информационной культуры участников проекта;

Приобретение участниками проекта навыков социального поведения и применения их в повседневной жизни;

Сплочение детского коллектива, развитие творческих способностей обучающихся, саморазвитие, самовыражение личности на основе познавательной деятельности;

Развитие эстетических вкусов, обучающихся;

Развитие сотруднических отношений: обучающиеся – педагоги;

Качество и профессионализм газет, созданных в рамках проекта.

V . Материально-техническое обеспечение проекта

персональный компьютер с выходом в Интернет

брошюратор (для подшивки)

Трибуна для высказывания своей точки зрения?

Эффективный информативный инструмент?

Пространство для сближения поколений?

Школа – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в школе должны быть свои СМИ. Вот и у нас есть своя школьная газета.

Создание школьной газеты – один из способов повышения познавательной и творческой активности обучающихся и одновременно результат проектной деятельности школьников.

Отчетом о проделанной работе становится выпуск очередного номера школьной газеты.

Такая работа, во-первых, лично ориентирована. Во-вторых, само мотивируема. В-третьих, поддерживает педагогические цели. В-четвертых, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле. Наконец, приносит удовлетворение школьникам, видящим продукт своего труда.

Тираж школьной газеты ограничен, поэтому возникла необходимость сделать школьную газету более доступной. С этой целью на сайте (СКШИ.ЦЗ-РФ.) ГОБУ Специальной (коррекционной) школы-интерната п. Целинные Земли создан специальный раздел школьной газеты, что позволяет:

расширить круг общения;

разместить на сайте оперативную информацию;

познакомить всех желающих с архивом выпусков школьной газеты.

Успех школьников, зависит от их педагогов! Для достижения поставленной цели педагогам необходимо помнить, что:

который надо наполнить,

а факел, который нужно зажечь.

Список используемой литературы:

Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2012

Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

Источник

Простыми словами о самом интересном
Adblock
detector