Как написать социально культурный проект

Примеры социокультурных проектов

Клуб менеджеров практиков в сфере культуры рассказывает об уже воплощенных социально-культурных проектах и о технологиях социокультурного проектирования!

Сейчас очень часто в ответ на вопрос о месте работы можно услышать: «Я работаю в проекте»!

Что это означает? А то, что нашлась группа энтузиастов, которая привлекла деньги для решения определенной проблемы, привлекла в команду профессионалов и работает по определенному плану. Если проблема социальная и решается она средствами культуры, такой план, изложенный в определенном порядке (с предполагаемым результатом) – это социокультурный проект.

Привлеченные финансовые средства, как правило, имеют грантовую основу. Грантодатель выделяет средства на решение круга очерченным им проблем, при условии, что будет достигнут нужный ему результат.

Подробнее.

Но получить грант далеко не просто: нужно выиграть конкурс и, зачастую, довольно жесткий. А выполнив все свои обещания, еще и отчитаться за каждую полученную копейку и за каждый пункт своих обязательств.

С другой стороны, такая деятельность дает определенную степень свободы: в выборе членов команды, в выборе методов и средств решения проблемы.

Если все сложилось: т.е. совпали ожидания грантодателей и возможности команды, тогда и возникает «работа в социально-культурном проекте».

Таким образом, если Вы можете ответить на вопросы:

Значит Вы готовы побороться за грант!

Внимательно прочитайте требования грантодателя, заполните его таблицы-анкеты и вперед, за средствами для решения тех проблем, которые Вы определили…

Итак, кто Вы? – частное лицо или представитель организации? Вы один или уже есть команда? По какому признаку вы объединились, чем вы сильны, чем уникальны, уверены в своих силах, что дает вам такую уверенность, имеете подобный опыт, умеете привлекать сторонников, нейтрализовать противников?

Для кого? Жизнь каких конкретных людей (целевых аудиторий) существенно улучшится после Вашего вмешательства, т.е. – кто благополучатели?

Почему? Какая проблема благополучателей требует Вашего вмешательства? Может им холодно или голодно? Что-то им мешает, не дает развиваться, наносит вред?

Что хотите сделать? Какие при этом сделаете реальные шаги? Так что же реально Вы сделаете? Выпустите информационные брошюры, построите баню, проведете конкурс частушек? Да, если это поможет решить обозначенную проблему! Не можете все сами – ищите партнеров-профессионалов.

Как Вы будете это делать? Какими средствами, формами, способами?

Т.е.: что будет сделано (список мероприятий), кто, как, когда и в какой последовательности будет это делать? Да, и какие ресурсы при этом будут задействованы: кадровые (человеческие), финансовые, законодательные и т.п.

Здесь главное – «изюминки», что же такого, что еще никто не делал, Вы можете предложить?

С каким результатом? Что получите на выходе? Обязательно – в конкретных цифрах: 5 брошюр, 50 участников конкурсов частушек, одна построенная баня, 500 жителей, которые сходят в эту баню.

Грамотно формулируйте цель социокультурного проекта (помните, цель это перевернутая проблема: не знают – научим, не хотят – заставим и т.п.).

И сколько Вам на это нужно денег? Смета проекта должна предусмотреть все Ваши затраты. Обидно, когда непредусмотренная мелочь вынуждает искать дополнительные средства для выполнения уже профинансированного социально-культурного проекта. Предусмотрите зарплату себе и основным членам команды, обязательно все начисления на зарплату. Как правило, это может составлять до 50% всего гранта. Пропишите все действия о обсчитайте их.

Не забудьте про расходные материалы, про тиражирование и пр. мелочи. Если привлекаете свои ресурсы – переведите их в деньги (экономисты умеют обсчитывать такие возможности). Кстати, не выпячивайте Ваши потребности, на первом плане – потребности целевых аудиторий! Вы же стараетесь для них!

Для отчета пригодятся все возможные доказательства Вашей активности: статьи в СМИ, скриншоты страниц инета, фотографии, Благодарственные письма, финансовые документы, пригласительные билеты, афиши и пр. Чем больше – тем лучше!

В любом случае грантодателей надо искать, гранты надо выигрывать, социокультурные проекты – писать и защищать!

В настоящее время в регионах России накоплен значительный опыт реализации социально-культурных проектов:

В настоящее время регионами РФ (в Белгородской и Калужской областях, в ЯНАО, в Красноярском крае, в Подмосковье) накоплен значительный опыт реализации социокультурных проектов, непосредственное отношение к которым имеет инициатор создания Клуба. Кроме того, есть опыт реализации собственных, авторских социокультурных проектов, подробное описание которых будет дано на сайте.

Усилиями автора проекта, администрации и членов Клуба составляется перечень социально-культурных проектов, наиболее интересных для менеджеров практиков в сфере культуры в плане обмена опытом. Приглашаем поделиться собственным опытом удачных (и НЕудачных) попыток получения грантов на реализацию своих социокультурных проектов.

Типы социокультурных проектов зависят от объявленных инициаторами проекта целей и организационных средств и могут быть:

В зависимости от места возникновения инициативы:

Возможными областями применения социокультурных проектов могут быть:

Подробнее.

Как одно из самостоятельных направлений создания социально-культурных проектов по созданию и развитие инфраструктуры может рассматриваться формирование индустрии досуга, на что потребуются проектные решения и соответствующие мероприятия другого рода:

Если социокультурные проекты имеют социально-педагогический, адаптационный, реабилитационный характер (т.е. носят ярко выраженную социальную направленность), то целевой ориентацией проекта может быть:

Следовательно, реализация социально-культурных проектов может помочь в решении следующих задач:

Возможные целевые аудитории на решение проблем которых направлены социально-культурные проекты, и которые практически всегда находят поддержку:

Источник

Социально-культурный проект по созданию семейного творческого клуба «7Я»

специалист в области арт-терапии

Муниципальное автономное культурно-досуговое учреждение

Центр культуры и досуга «Искра»

Семейный творческий клуб

Автор проекта: Кузнецова С.В.

Социальный проект по созданию семейного творческого клуба «7Я»

Читайте также:  Чеширская улыбка кота шредингера язык и сознание

Для каждого человека главным является семья. Именно там прививается любовь к творчеству.

В ЦКД «Искра» пользуются спросом в основном детские культурно-досуговые клубные формирования. В связи с этим мы наблюдаем, как ежедневно члены семей разного возраста ждут детей с занятий. В течении часа они сидят в ожидании и скуке. Хотя находятся они в месте, где основной задачей является организация досуга. Организация семейного клуба «7Я» продиктована реалиями нынешними положения дел в ЦКД «Искра» и необходима в связи с тем, что в центре функционирует 25 творческих коллективов, которые посещают дети не только микрорайона «Южный», но и с других районов города Уссурийска. Основная часть занятий приходится на вечернее время, члены семей сопровождают детей и ожидают их в фойе ЦКД «Искра», не редко родственники приходят с детьми, не достигшими возраста для посещений клубных формирований и в следствии этого также находятся в фойе. В связи с этим, был разработан проект по организации досуга всех членов семей ожидающих детей с занятий и вовлечение их в творческую и активную досуговую деятельности.

Вовлечение всех членов семьи как активных участников в сферу культуры и досуга, посредством различных видов художественно-конструктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник выполнения и средствами активной досуговой деятельности.

Формирование у всех членов семьи высокого уровня социальной культуры;

Развитие их социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;

Способствовать стремлению к творческому самовыражению и самосовершенствованию всех членов семьи.

Создание условий для организации совместной творческой деятельности, способствующей духовному сближению детей и взрослых.

Приобщение к позитивной практики проведения свободного времени.

Обобщение и распространение опыта организации семейного досуга в других учреждениях культуры

Состав рабочей группы:

специалисты художественно-методического отдела ЦКД «Искра.

члены семей, ожидающих детей с занятий клубных формирований МАКДУ ЦКД «Искра»

мастера декоративно-прикладного творчества.

МАКДУ ЦКД «Искра», фойе.

Поиск и подготовка реквизита для активного досуга:

Разработка плана творческой работы:

выставка-конкурс творческих работ;

Фандразинговая деятельность внутри учреждения, нацеленная на обновление и поддержание материально-технической базы семейного клуба «7Я»

Творческая-лаборатория «Креативная 7Я»

Проведение мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству «7Я мастеров»

Выставки-конкурсы «7Я талантов»

количественный (состав участников);

качественный (состав участников);

результативный (итоги конкурсов);

анкетирование (как метод социального исследования)

финансовый (результаты фандрайзинговой деятельности)

Краткое описание проекта:

В фойе ЦКД «Искра» создать две зоны досугово-творческой деятельности. Оформить зоны в виде столов и полок опоясывающих колонны в фойе ЦКД «Искра», сохраняя стилистику оформления учреждения. Вокруг столов разместить барные стулья.

На столе разместить все необходимое для скетчбукинга, а именно небольшие альбомы, ручки и карандаши, ведь скечбукинг не что иное как блокнот для набросков творческих идей, зарисовок, пожеланий, советов, философских высказываний, всего того, что в избытке есть у творческого человека не зависимо от его возраста.

Все члены семей, ожидающих детей с занятий, могут в свободном доступе заниматься буккросингом и скетчбукингом, и освоить настольные игры.

Для повышения художественно-эстетического уровня приглашать мастеров декоративно-прикладного творчества, которые поделятся опытом в том или ином виде рукоделия.

Ожидаемые результаты проекта:

Повышение уровня коммуникации между людьми разных возрастов;

Удовлетворение духовных и творческих потребностей человека;

Укрепление института семьи;

Расширение форм досуговой активности;

Расширение географии проекта

Увеличение связей в рамках социального партнерства с другими участниками социально-культурной деятельности.

Источник

Как написать социально культурный проект

Что такое социальный проект? У любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие заранее запланированного измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы определенной целевой группы.

Социальный проект всегда направлен на решение конкретной социальной проблемы определенной целевой группы в заранее известные сроки. Подробно о том, как приступить к разработке социального проекта, руководство фонда и руководители проектов-победителей конкурсов президентских грантов рассказывают в бесплатном онлайн-курсе по социальному проектированию.

Пройдите курс, чтобы избежать типичных ошибок на этапе проектирования и узнать, какие проекты побеждают в конкурсе и почему. В этой статье мы поделимся с вами базовыми принципами социального проектирования.

Что такое социальное проектирование

Социальное проектирование — это механизм разработки и планирования социального проекта. Не путайте социальное проектирование с подготовкой заявки на грантовый конкурс.

Социальный проект — это комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели, выполнение задач и получение заранее запланированных результатов для решения актуальной социальной проблемы. Проект всегда ограничен временем, территорией, командой и бюджетом.

Заявка на конкурс — это описание социального проекта по специальной форме, которую задает грантодатель. Заявку пишут с целью получить недостающие ресурсы на реализацию социального проекта. Это описание может и должно быть разным в зависимости от требований организации, которая распределяет гранты. Таким образом, один и тот же проект можно по-разному структурировать в заявку.

Фонд предлагает вам разделить процесс создания социального проекта на три этапа: изучение проблемы, разработка механизма решения проблемы и обеспечение проекта ресурсами. Рассказываем о каждом этапе по порядку.

1. Изучаем проблему

Социальный проект всегда начинается с людей, которые сталкиваются с определенной проблемой. Определите целевую группу своего проекта: людей, на решение или смягчение проблемы которых направлена деятельность в рамках проекта. Эти люди должны будут ощутить положительные изменения по его итогам.

Определитесь с географией проекта: на какой территории вы собираетесь работать — в одном районе города, в одном городе, в целой области?

Внимательно изучите проблему целевой группы и ее причины на территории реализации проекта. Пообщайтесь с представителями целевой группы, проведите небольшой опрос или анкетирование, обратитесь к сторонним исследованиям, официальной статистике и высказываниям представителей власти, которые касаются выбранной целевой группы на территории реализации проекта.

После того как вы поймете, для кого, из-за чего и на какой территории вы собираетесь работать, приступайте к поиску способов решения проблемы.

Читайте также:  Урок по фгос структура урока русского языка

2. Разрабатываем механизм решения проблемы

Предложите решение конкретной проблемы определенной целевой группы на ограниченной территории: сформулируйте цель социального проекта. Точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно вы определили проблему.

Чтобы сформулировать цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое не устраивает целевую группу, — и «должно быть» — позитивное состояние, в котором целевая группа окажется после реализации вашего социального проекта. Достижение этого позитивного изменения и станет целью вашего социального проекта.

При постановке цели помните о том, что она должна быть:

Чтобы оценить проект по завершении, подумайте о том, каких результатов вы хотели бы добиться. Количественные результаты — это количество представителей целевой группы, которые примут участие в мероприятиях проекта и ощутят позитивные изменения в процессе реализации вашего проекта. Качественные результаты — это конкретные изменения, которых вы добьетесь для выбранной целевой группы. Убедитесь, что запланировали ожидаемые результаты для всех целевых групп, которые вы выявили на первом этапе изучения проблемы.

Ключевой этап в социальном проектировании — определить задачи и мероприятия проекта. Задача — это составляющая цели, которая помогает устранить конкретную причину существования проблемы. Мероприятия — это действия, которые вы предпримете, чтобы решить конкретную задачу. Для решения задачи всегда нужен комплекс мероприятий, поэтому задача всегда шире, чем мероприятие.

3. Обеспечиваем проект ресурсами

Реализация мероприятий проекта должна быть обеспечена материальными ресурсами и сильной командой. Опыт и навыки членов команды должны соответствовать специфике задач и обеспечивать выполнение всех мероприятий проекта.

Для того чтобы понять, какие финансовые ресурсы вам понадобятся, какие из них у вас уже есть и каких не хватает, а также увидеть, какие расходы вам придется понести, нужно составить бюджет проекта.

Перечислите в бюджете все необходимые ресурсы и рассчитайте их стоимость. Каждая статья расходов должна быть обоснована, то есть связана с мероприятиями в рамках проекта, и реалистична, то есть связана с реальными ценами. Бюджет проекта должен обеспечить возможность реализации всех запланированных мероприятий в рамках проекта.

В бюджете важно предусмотреть административные расходы на сопровождение всего проекта: зарплату руководителя, вознаграждение бухгалтеру, расходы на связь, а также офисные, банковские и другие расходы.

Бюджет проекта состоит из средств гранта и софинансирования — собственного вклада организации и вклада партнеров. Собственный вклад — это те ресурсы, которые уже есть у организации и которые она готова вкладывать в проект. Вклад партнеров — это ресурсы, которые вы привлекли или планируете привлечь со стороны.

В бесплатном онлайн-курсе фонда по социальному проектированию руководство и эксперты фонда подробно разбирают каждый из этапов социального проектирования, в том числе рассказывают, как правильно представить проект в заявке на президентский грант.

Внутри курса — 10 видео-уроков по 2-6 минут на 2,5 часа со статьями, схемами и практическими заданиями. Пройдите курс, чтобы разработать сильный социальный проект и правильно представить его в виде заявки на конкурс.

Источник

Запуск культурного проекта: как перейти от идеи к действию?

Фонд культурных проектов «Четверг” рассказывает, как пошагово запустить свой проект в сфере культуры и искусства. Какие вопросы нужно задать себе на этапе планирования, зачем проекту миссия и что такое “поцелуй» — рассказываем с помощью кейса выставки АРТ-ПАМЯТЬ.

Проект начинается с идеи

Это простая, но важная мысль: для хорошего проекта нужна не просто хорошая идея, а идея, на которую вам будет не жалко потратить свое время, энергию и другие ресурсы. Задайте себе вопрос: «Стал бы я делать это бесплатно?» Если ответ — да, значит, вы двигаетесь в верном направлении. Конечно, работать бесплатно не стоит, но такой ответ — это показатель вашей осознанности.

Многие проекты в сфере культуры и искусства — это некоммерческие проекты, их цель не состоит в получении прибыли. Как вы будете привлекать аудиторию, сотрудников и инвесторов, если деньги не являются основной мотивацией для участия в проекте? Для этого нужна яркая идея — уникальная, интересная и в то же время понятная концепция, которая ведет автора и команду проекта в едином направлении. Например, недавно в интервью Юрию Дудю актер Антон Лапенко, звезда социальных сетей и создатель сериала «Внутри Лапенко», рассказал, как получил финансирование от креативного продюсера телеканала ТНТ Вячеслава Дусмухаметова. Он прокомментировал, почему продюсера заинтересовало сотрудничество: «Я увидел в нем человека творческого. Он работает не только за деньги, но еще и за идею».

Идея — первый шаг в работе над проектом. Чтобы продвинуться дальше, нужно трансформировать ее в проект.

Идея есть, что дальше?

Главная задача автора — это превратить свою идею в проект. Он должен соответствовать трем основным свойствам:

1. Иметь определенный временной срок. Проект может длиться три часа, три дня или три месяца. Главное — он должен иметь завершение.

2. Быть уникальным. Что-то должно отличать его от проектов, которые уже существуют, пусть даже небольшая часть.

3. Иметь критерии успеха или неуспеха. Их нужно определить на этапе планирования проекта, чтобы впоследствии вы могли оценить полученный результат.

Как начать работу над культурным проектом?

Первый шаг — это инициирование, то есть создание проекта. В 2019 году Фонд запустил социокультурный проект АРТ-память, в рамках которого мы хотели соединить художников и людей, проживающих в домах престарелых. Такая нестандартная связка стала концептуальным ядром проекта. Нас давно интересовала тема индивидуальной и коллективной памяти, а особенно отражение этой темы в искусстве. Тогда мы столкнулись с вопросом: как именно работать с исторической памятью? И решили связаться с одним из московских домов престарелых, чтобы пообщаться с людьми-свидетелями совсем другого мира и образа жизни.

Читайте также:  Язык это биологическое явление или социальное

Мы сразу поставили перед собой задачу — перевести истории этих людей на язык художественного высказывания. Для этого мы пригласили к сотрудничеству художников, работающих с разными медиумами (фотография, инсталляция, графика, видео). На этом же этапе мы определили, какого результата хотим достичь: провести выставку АРТ-память, где будут экспонироваться работы художников. Чтобы добиться поставленной цели, нам нужно было ответить еще на несколько вопросов:

О чем, зачем и для кого проект? АРТ-память — социокультурный проект. Это значит, что центр тяжести, суть проекта, находится между культурной и социальной составляющей. Нашей главной задачей было найти баланс между ними. АРТ-память — это проект, который:

а) исследует феномен памяти через работу с менее социально защищенной группой

б) пытается найти новый художественный язык для такого высказывания.

В этом заключается специфика проекта и его главный вызов. Мы стремились сохранить равновесие: не превратиться в благотворительный проект, но в то же время не заниматься «искусством ради искусства». Как сохранить этот баланс? Во-первых, с помощью позиционирования: на всех платформах Фонда проект обозначен как социокультурный. Мы четко артикулировали, что художники и люди, живущие в доме престарелых, — это равноправные участники проекта. Для названия проекта мы использовали сложносоставное слово, чтобы сразу показать, что АРТ-память — это история про взаимовыгодное сочетание культурного и социального. Финал АРТ-памяти, выставка работ, тоже стал совместным опытом: художники и жители дома престарелых обсуждали экспонаты выставки и делились впечатлениями от проекта.

Мы решили провести еще одну выставку, но уже в культурном пространстве, поэтому договорились о проведении мероприятия на одной из музейных площадок Москвы. Чтобы не отбрасывать в сторону социальную составляющую проекта, мы предложили сотрудничество благотворительному Фонду, который будет представлен на выставке. Тогда посетители смогут не только увидеть произведения искусства, но и включиться в работу над решением социальной проблемы напрямую (например, подписаться на пожертвования или стать волонтером).

На этом этапе вы разрабатываете миссию и визию проекта. Миссия — предназначение проекта. Это те пути изменения, которые вы хотите привнести в мир с помощью своей инициативы. Это ответ на вопрос «зачем?». Визия — глобальное видение проекта, то как вы собираетесь менять окружающий мир. Миссия проекта АРТ-память — это исследование феномена исторической памяти через художественные концепты. Визия — сделать это с помощью живой коммуникации с людьми-свидетелями, чтобы создать культурное поле для обмена смыслами.

Каковы цели и предполагаемые результаты вашего проекта? Цель проекта — это то, какие задачи решает ваш проект. Особенность проекта АРТ-память в том, что проект имеет сразу две цели. Первая, художественная, заключается в том, чтобы показать, как искусство работает с темой памяти. Вторая, социальная, состоит в привлечении внимания к теме одиночества жителей домов престарелых и их вынужденной социальной депривации.

Какова базовая концепция проекта в одном предложении? Этот прием позволяет быстро и четко объяснить, зачем вы инициируете проект. Например, для проекта АРТ-память мы сформулировали следующие концепцию: память нуждается в посреднике, этот посредник — искусство. Такая короткая и емкая формулировка помогает определить для себя основной посыл проекта.

Пропишите 5 причин для осуществления проекта — в будущем вам будет проще вести коммуникацию и проводить питчинги и презентации проекта. Попробуйте придумать секретный ингредиент проекта. Секретный ингредиент — это элемент проекта, который делает его более интересным, привлекательным и может быть вашим тузом в рукаве во время PR-кампании. Например, в рамках резиденции для художников АРТ-памяти мы провели музыкальный мастер-класс по игре на барабанах. Это позволило участникам найти общий ритм и начать слушать друг друга. Такое мероприятие — интересный и нестандартный инфоповод, который привлек внимание к проекту в наших социальных сетях, а также стал отличительной чертой арт-резиденции.

Еще один полезный прием — подумать о каком-нибудь приятном и неожиданном бонусе, который участники проекта могут получить в знак признательности. Команда Фонда называет этот ход «поцелуем». Так вы демонстрируете внимание и заботу по отношению к вашей команде и другим участникам проекта. Участники АРТ-памяти получили в подарок от Фонда значок в форме голубого троллейбуса — неофициального символа 60-х. Этот значок — мерч АРТ-памяти, который работает как офлайн-ссылка и наружная реклама проекта.

В чем особенность работы над проектом в сфере культуры и искусства?

Создавая культурный проект, вы занимаетесь формированием среды. Одна из главных целей такого проекта — это формирование единого культурного поля и создание в нем новых связей. Как это осуществить? Занимайтесь формированием среды на каждом этапе создания проекта: чем больше таких мини-сред сформировано, тем больше вероятность создать общее высказывание, а значит — тем выше качество всего культурного проекта. Например, в рамках АРТ-памяти мы провели резиденцию для художников, закрытую выставку их работ в доме престарелых и запланировали открытую выставку с параллельной программой — каждое из этих мероприятий само по себе формирует среду, а также решает задачу формирования культурного поля проекта в целом.

Если вы хотите качественно изменить культурную среду своего района, города или региона — расскажите о своей инициативе Фонду «Четверг». Фонд запустил «Акселератор культурных проектов» — это возможность для людей с любым опытом со всех регионов России превратить свою идею в полноценный проект и получить всестороннюю поддержку Фонда. Подача заявок завершится 17 мая, отправить заявку можно по ссылке.

В «Акселератор культурных проектов” входит бесплатная обучающая онлайн-программа, всероссийский конкурс проектов и очная летняя школа для победителей. Они соберутся в Москве, чтобы развивать свои проекты вместе с экспертами в области культурного менеджмента и командой Фонда. Школа “Акселератора» — это недельный цикл лекций и мастер-классов, а также возможность представить свои проекты инвесторам и потенциальным спонсорам.

Источник

Простые слова
Adblock
detector