Вопросы через Сеть: как правильно построить виртуальное общение со священником
Сейчас все больше людей используют Интернет, чтобы задать свои вопросы священнику. Существует множество площадок, где пользователи спрашивают открыто или анонимно. На сайте «Фомы» также есть рубрика «Вопросы священнику». Работая с ней, мы столкнулись с некоторыми трудностями. За советом обратились к архиепископу Обуховскому Ионе, викарию Киевской митрополии.
Архиепископ Иона – наместник Киевского Троицкого Ионинского мужского монастыря, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам молодежи, главный редактор православного молодежного журнала «Отрок.ua».
— Владыка, есть ли такие вопросы к священнику, которые точно не стоит обсуждать в интернет-переписке?
— Я думаю, нужно разделить личную интернет-переписку и публичный формат «Вопросы и ответы священника». Потому что зачастую в личных сообщениях люди спрашивают о самом сокровенном, о том, что никогда бы не озвучили в иной ситуации. К тому же в Интернете пользователи более откровенны, чем при живом общении.
Как мне кажется, ограничений на вопросы для обсуждения со священником в Интернете, не существует. Другое дело, что не все они могут быть обнародованы. К примеру, у нас на сайте Ионинского монастыря есть рубрика «Вопросы и ответы», где любой человек может обратиться в письменной форме и получить совет, но в общий доступ выкладываются только те вопросы и ответы, которые могут быть интересны широкому кругу читателей, а большинство остаётся неопубликованными.
— Как убедить человека, что в некоторых случаях личное общение со священником необходимо? (Учитывая то, что иногда действительно легче общаться в Интернете — благодаря анонимности, отсутствию необходимости идти в храм в незнакомую для многих обстановку. Да и в реальном общении со священнослужителем люди порой не встречают того понимания, которое есть в переписке с батюшкой в сети, но, наоборот, наталкиваются на грубость и неделикатность.)
— Думаю, если человек обратился к священнику в Интернете, это говорит о том, что он уже начал интересоваться жизнью во Христе, и рано или поздно, даже если пока еще не решился пообщаться со священнослужителем непосредственно в храме, это обязательно произойдет. Следует все оставить на волю Божию, и Господь обязательно попечется о душе каждого человека.
Действительно, сделать первый шаг бывает непросто, и это особенно актуально для небольших населенных пунктов, где нет выбора, где священники не всегда могут дать квалифицированные ответы на вопросы (быть может, в силу недостаточного образования) или избегают внебогослужебного общения с паствой. К сожалению, такие явления в церковной жизни тоже есть.
В этом случае не стоит пренебрегать общением через Интернет с опытными священниками, готовыми помогать мудрым советом и добрым словом. В сети обычно присутствуют те отцы, которые горят желанием помочь ближнему, хотят миссионерствовать, благовествовать Евангелие, действительно нести тот подвиг, к которому призваны. И поскольку они на все это нацелены, общение является для них радостью, источником вдохновения. Любой пастырь знает, насколько бывает утешительно видеть плоды своего труда, когда человек в результате меняется к лучшему, начинает любить богослужение, жить таинствами, старается вести духовную жизнь.
Однако такие священники, горящие миссией, жаждущие непрестанно благовествовать, к сожалению, не являются большинством. Например, в Украине служат более 10 000 пастырей, в России несколько больше (более 30 тыс. — Прим ред.). Из них в Интернете постоянно трудится, наверное, всего пара сотен человек.
Священнослужители все очень разные. Есть действительно добрые пастыри, которые всегда с любовью примут приходящих к ним. Есть те, кто устал, или, как сейчас говорят, выгорел. Бывает, люди подходят к священнику, который находится в данный момент в состоянии скорби, или уныния, или даже раздражения — ведь он тоже человек.
Святитель Филарет Московский говорил: «Священник — это в первую очередь благоговейный совершитель таинств Божиих». А в наших реалиях батюшка несет и множество других обязанностей: он и прораб, и строитель, и муж, и отец. На нем висит масса дел. И потому не удивительно, что он не всегда в состоянии — как физически, так и духовно — уделить должное внимание пришедшему к нему с вопросом человеку. Зачастую ведь бывает, что батюшку перехватывают буквально на бегу, в этот момент он может спешить на требы, может быть уставшим после совершения богослужения, молебна, нескольких крестин, причащений больных и так далее.
У вас возникли какие-то духовные вопросы? Лучше попросите назначить вам время для встречи и спокойной беседы. Если же в силу каких-то причин священник из ближайшего храма не может с вами пообщаться, можно задать волнующие вас вопросы и через Интернет, ведь в сети люди общаются, когда им удобно, когда они к общению расположены.
Но я бы советовал никогда не останавливаться в поиске. Если вы живете в большом городе, постарайтесь найти возможность общения со священником вживую, а если особого выбора нет, то просто ходите в храм Божий, потому что в церковь мы приходим не к священнику, а к Господу, чтобы участвовать в Его таинствах. К батюшке же обращайтесь за тем, для чего он поставлен: за благоговейным совершением таинств Божиих — исповеди, причастия, тех или иных церковных чинопоследований.
Очень важно иметь милосердие друг ко другу, в том числе и к священникам, которые несут тяжелейший подвиг служения (особенно в небольших населенных пунктах, где на приходе может быть один батюшка, которому попросту не хватает сил, чтобы все и всех охватить).
— Могут ли быть ситуации, когда никак не обойтись без живого общения со священником?
— Безусловно. Это, в первую очередь, касается церковных таинств. И прежде всего таинства исповеди, так как исповедоваться через Интернет все-таки не получится. Каким бы откровенным ни был разговор, и какие бы личные и откровенные вопросы, в том числе покаянного типа, ни обсуждались в переписке, все равно без непосредственного участия священника таинство исповеди совершить невозможно. Рано или поздно человеку все равно придется прийти к тому, что личное общение со священником необходимо.
Я не говорю о тех случаях, когда духовное чадо, с которым священник хорошо знаком и давно его знает, находится в отъезде и временно они не могут общаться лично. В таком случае в порядке исключения священнослужитель может выслушать исповедь по телефону, или получить ее в виде электронного письма, или даже смс-сообщения, и прочитать разрешительную молитву.
— Можно ли иметь духовника по переписке? Особенно, когда рядом нет храма, или он есть, но со священником не складываются отношения, или частые переезды мешают регулярному личному общению с духовником.
— Мне кажется, возможно. Я знаю о случаях, когда в 1920-х — 1930-х годах (это касается и русской эмиграции, и наших новомучеников) не имея возможности непосредственно общаться с духовниками, люди писали им письма с вопросами. И зачастую, если обеспечивал переписку надежный человек, то и исповедь совершали через письма. Но это, скажем так, форс-мажорные обстоятельства.
Вообще в этом вопросе нужна большая рассудительность. Ведь часто человек по гордости не хочет обращаться к тому священнослужителю, который находится рядом с ним, считая его, быть может, ниже себя, недостойным того, чтобы исповедоваться и окормляться у него, и ищет себе какого-то экзотического духовника, скажем, на Афоне, или какого-то известного священника. К сожалению, такие случаи есть.
Я знаю людей, считающих, что они имеют духовников на Афоне в греческих монастырях. Но духовник — это тот, кого можно сравнить с лечащим врачом. Он не может находиться далеко постоянно, но должен быть рядом, всегда готовый прийти на помощь. И если случается падение или возникает какая-то духовная проблема, как человек, не зная греческого языка — потому что в таких случаях исповедуются обычно через переводчика, — не имея оперативной связи с духовником на Афоне, может восстать и опять идти ко Господу?
Безусловно, тут присутствует доля лукавства. Такие христиане пытаются жить духовной жизнью «от поездки до поездки» на Афон или в любой другой удаленный монастырь. И это становится все более модным явлением. Как сейчас говорят — «в тренде». Но я, честно говоря, не видел преуспевающих в духовной жизни при таком духовном окормлении.
— Как быть с регулярной исповедью, если фактически духовник далеко и человек общается с ним по переписке, а исповедоваться нужно другому священнику, который служит рядом?
— Такой вопрос нужно решать с духовником. Я бы благословил исповедоваться у батюшки в ближайшем храме, а вопросы об устроении духовной жизни решать с тем человеком, который вас духовно окормляет.
Бывают случаи, когда люди имеют духовников в других городах. Но все равно с той или иной периодичностью приезжают к духовнику, беседуют, исповедуются. Потому что священнику важно видеть ваши глаза. Все-таки духовничество — это общение, прежде всего, в таинстве Исповеди. Оно может совершаться удаленно только в самых крайних, неординарных случаях (в смертельной опасности или когда нет никакой иной возможности исповедаться). Но таких случаев не так много.
Поэтому стоит разделять понятия священник-духовный собеседник, который помогает вам разобраться в духовной жизни, дает ответы на какие-то вопросы, и священник-духовник, знающий вашу духовную жизнь, совершающий таинство исповеди и перед Господом отвечающий за ваше духовное состояние.
Бывает, что священник, с которым вы давно общаетесь, сказал вам одно, а на исповеди местный батюшка, возможно, видящий вас впервые, говорит другое. В таком случае нужно прислушаться все-таки к тому, кто хорошо вас знает, с кем у вас налажены контакты. Но не так, что вы обратились на сайт с анонимным вопросом и получили безличностный ответ. Все-таки должно происходить духовное взаимодействие между людьми — хотя бы собеседование, а не просто формат «вопрос-ответ» в анонимном режиме.
Если личное общение есть, можно батюшке сказать, что «местный священник говорит иное, не совпадающее с вашим, мнение». Думаю, пастырь обязательно подскажет, как лучше поступить в той или иной ситуации, чтобы со священником, который служит в вашей местности и у кого вы исповедуетесь, не возникло недопонимания, противоречия и конфликтов.
Когда кто-то из моих духовных чад вынужден на продолжительное время уехать, сменить место жительства и сталкивается с некими разночтениями в жизни новой для него церковной общины, я обычно рекомендую поступать так, как принято в той местности. Потому что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». В любом случае это Церковь Божия, православный храм, где совершаются все церковные таинства, и ту благодать, которую люди получали, участвуя в духовной жизни на нашем приходе, они получат и там, проявляя послушание Церкви.
Поэтому всегда нашим прихожанам советую подстраиваться к тем условиям, в которые они поставлены. Если приехали жить или работать в Европу, празднуйте как принято там — по новому стилю. Если служит консервативный священник, требующий длительного поста перед причастием или не разрешающий часто причащаться, лучше смириться и поступать так, как заведено именно в этой церковной общине — дабы не смущать собратьев, и в первую очередь настоятеля, своим «особым духовным благочестием» или духовными привычками.
— Как правильно налаживать общение со священником «в реале»? Как искать священника, духовника — какая тут может быть «техника безопасности»?
— В Православии, слава Богу, нет Министерства единомыслия. Как говорил апостол Павел: Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор 11:19). Кто-то склонен к максимальной строгости к себе, акривии* по отношению к себе, стремится выполнить все церковные предписания «от и до». Другому ограничения и рамки совсем не нравятся. В данном случае главное — чтобы человек находился в полноте Православной Церкви, жил таинствами, причащался, исповедовался, вел духовную жизнь.
Различия — неизбежны, ведь сколько людей, столько характеров, особенностей. И стричь всех под одну гребенку невозможно. Поэтому если есть возможность выбора духовника, лучше походить по храмам, послушать проповеди священников, почитать их интервью, посмотреть, как они живут. И исходя из этого, выбрать священника, которому вы бы могли рассказать о своих духовных проблемах без боязни и стеснения, близкого вам по духу. Это, мне кажется, главный критерий выбора духовника.
Священник может быть даже не особо искусным, «продвинутым» и известным, но если любит Бога и людей, а это обычно всегда видно, он будет хорошим духовным наставником.
— Есть ли выход из противоречия: как врач не может лечить болезнь по телефону, Интернету, так и священник на расстоянии не узнает всех обстоятельств духовной жизни человека. С одной стороны, любое обобщение делает ответ неверным для кого-то другого, с другой — людям негде больше спросить, а вопросов масса. Многие ищут ответы на свои вопросы в опубликованных ответах на чужие и только потом решаются задать свой вопрос…
— С этим сравнением я не соглашусь. Есть простые болезни, которые вполне лечатся по телефону: человек звонит, называет явные симптомы, и на основании этого квалифицированный врач может поставить достаточно точный диагноз и порекомендовать лекарства и методы лечения. Но бывает и так, что по телефону можно получить только первую медицинскую помощь, а глобально вылечить болезнь нельзя: необходимо стационарное лечение под наблюдением врача.
Так и в духовной жизни — можно получить первую неотложную помощь удаленно, но без участия в таинствах, без личного участия священника, без благодати Божией, которую Господь подает через священнослужителей, преуспеть достаточно сложно.
Спрашивать какие-то духовные советы, конечно, можно и по телефону, и через Интернет. И, возможно, на определенном этапе духовного развития люди застенчивые, те, кто делают только первые шаги в Православии, извлекут пользы от такого общения даже больше, чем от личных встреч со священником, когда мешает стеснение.
— Публиковать ли на сайте личные вопросы и ответы на них, если они типичные и часто встречающиеся? С одной стороны, многие из тех, у кого есть схожие сомнения, прочтут ответы. С другой, для кого-то такое чтение может оказаться искушением.
— На сайтах и духовных, и светских есть раздел «Часто задаваемые вопросы». Главное в таких вопросах — это общее назидание, полная анонимность и согласие автора, чтобы вопрос и ответ были выложены в публичный доступ.
В наше время уже вряд ли можно кого-то чем-то особо соблазнить. Если мыслить в таком ключе, то и читая святоотеческую литературу, также можно соблазниться. Ведь святые отцы, особенно монахи, авторы древних патериков, очень откровенны в своих текстах, однако никто даже не помышляет их труды цензурировать и публиковать в «купированном» виде.
Ко всему следует подходить с рассуждением. Не думаю, что те, кто активно пользуются Интернетом, смутятся вопросами на православном сайте. Наоборот, тут может подействовать принцип «предупрежден — значит, вооружен». Человек подготовится к тому, что и в его жизни могут случиться подобные искушения, и уже будет знать, как из этих ситуаций выходить.
Архиепископ Иона (Черепанов)
Беседовал протодиакон Александр Карпенко
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Правила церковного этикета
Как правильно обращаться к священнику, к митрополиту. Как правильно написать письмо владыке? Как вести себя за столом, который возглавляет епископ или. Святейший Патриарх?
Как правильно обращаться к духовному лицу?
К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец».
К диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон» или просто: «отец ( имя )»;
к иерею и иеромонаху: «Ваше Преподобие» или «отец ( имя )»;
к протоиерею, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».
Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не употребляется при официальном обращении.
Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице.
Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка ( имя )» или «матушка ( имя )».
Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»);
к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвящество» или «Высокопреосвященнейший Владыка».
Сами священнослужители не должны именовать себя отцами. При представлении они называют свои сан и имя, например: диакон Петр, иерей Алексий, протоиерей Иоанн, епископ Мелетий и т. д. Неуместно, когда священник представляется: отец Павел. Как уже было сказано, он должен представиться как иерей Павел, или священник Павел.
К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество».
Вы решили написать письмо епископу (архиепископу, митрополиту)
Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные — на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа не используется). Патриарху не принято посылать письмо на бланке.
Всякое письмо состоит из следующих частей: указания адресата, обращения (адрес-титул), рабочего текста, заключительного комплимента, подписи и даты. В официальном письме указание адресата включает в себя полный титул лица и его должность, которые указываются в дательном падеже, например:
«Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему ( имя ),
Архиепископу (название кафедры),
Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)».
К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических степенях, обращаются более кратко:
Его Высокопреподобию (Преподобию)
Протоиерею (или иерею) ( имя, фамилия ) (Должность).
При этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.
Адрес-титул — это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который следует использовать в дальнейшем его тексте, например: «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху), «Ваше Величество» (в письме к монарху), «Ваше Превосходительство» и т. д. Комплимент — это выражение вежливости, которым заканчивается письмо. Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой.
Дата отправки письма должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер. Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест. Например: «+ Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский». Такой вариант архиерейской подписи является по преимуществу русской традицией.
Правила обращения к духовенству, принятые в Русской Православной Церкви, кратко можно проиллюстрировать так:
Примеры адрес-титула в письмах, заявлениях, прошениях:
Преосвященнейший Владыко, достопочтенный о Господе брат! Преосвященнейший Владыко, достопочитаемый о Господе брат!
Преосвященнейший Владыко, возлюбленный о Господе брат!
Преосвященнейший Владыко, о Христе возлюбленный собрат и сослужитель!
Дорогой и глубокочтимый Владыко!
Дорогой и досточтимый Владыко!
Дорогой и сердечночтимый Владыко!
Ваше Преосвященство, досточтимейший и дорогой Владыко!
Многоуважаемый батюшка, отец.
Возлюбленный о Господе брат!
Возлюбленный о Господе Авво, пречестнейший отец архимандрит!
Боголюбивая раба Христова, пречестнейшая матушка настоятельница!
Достопочтеннейшая о Господе. Досточтимая Матушка, Ваше Боголюбие! Благожелательно о Господе приветствую мать игумению.
Примеры комплимента:
Господь да вспомоществует Вам и всем пасомым, право верующим
Прошу молитв Ваших. С истинным почтением и любовью о Господе пребываю
Продолжению памятования Вашего и молитв Ваших себя поручая, с истинным почтением и любовью о Господе пребываю
С братской о Христе любовью остаюсь Вашего Высокопреосвященства недостойный сомолитвенник
Благословите и молитвенно поминайте нас, здесь о Вас присно молящихся
Прошу Ваших святых молитв и с братской любовью остаюсь Ваш покорнейший послушник
С братской любовью о Христе
Призывая Вам благословение Божие, с истинным почтением пребываю
Благословение и милость Господня да пребудет с Вами
С почтением моим остаюсь Ваш недостойный богомолец, многогрешный
Остаюсь желатель Вашего здравия и спасения и недостойный богомолец, многогрешный
Испрашивая благословение Божие, имею честь пребыть с моим почтением к Вам, недостойный Ваш богомолец, многогрешный
Призываю на всех вас мир и благословение Божие и, испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный
Испрашивая святых Ваших молитв, имею честь пребыть душевно преданный
Вашего Преосвященства недостойный послушник
Вашего Преосвященства смиренный послушник
Вашего Преосвященства нижайший послушник
Испрашивание молитв перед заключительным комплиментом или в нем самом является хорошей практикой в переписке между церковными людьми. Следует отметить, что выражения «С любовью о Господе» или «С братской во Христе любовью», как правило, используются в письмах к равным по сану; письма к светским и малознакомым лицам заканчивают комплиментом «С уважением», а письма мирян или священнослужителей к архиерею — комплиментом «Испрашивая Вашего святительского благословения».
Церковные приемы, обеды, банкеты
В протокольной практике Русской Православной Церкви принята организация торжественных приемов с трапезами — фуршетами, зваными завтраками, обедами и ужинами. Как правило, такие приемы устраиваются в дни больших церковных праздников, юбилеев и памятных дат, а также по случаю прибытия гостей из других Поместных Православных Церквей.
Фуршет является приемом без рассадки, т. е. приглашенные трапезничают стоя. Этот прием продолжается не более двух часов. На фуршете закуски, вина, а также тарелки, бокалы и столовые приборы разложены на одном столе. Гости обслуживают себя сами, поочередно подходя и набирая закуски на тарелку, с которой они потом отходят в сторону.
Обед и ужин являются приемами с рассадкой и обслуживаются официантами. Вопреки светской практике, отводящей для начала званого обеда вечернее время (не ранее 8-ми часов вечера), церковные званые обеды происходят днем, обычно по окончании праздничного богослужения. Напротив, ужины могут проходить и в более поздние часы, чем это предписывается светскими традициями. Самый яркий пример — праздничный пасхальный ужин, на который традиционно приглашаются избранные участники Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя. Он бывает сразу после Светлой заутрени и Литургии, которая завершается обычно в два-три часа утра.
Приглашения на эти трапезы обычно рассылаются заранее. Если на прием приглашается иностранная делегация, как правило, всем ее членам раздаются папочки с приглашениями (или же они оставляются в номере каждого гостя в гостинице). Обычно такое приглашение бывает красочно оформлено; если прием дается от имени Святейшего Патриарха, то пригласительный билет украшается Патриаршим вензелем. В тексте приглашения типографским способом указывается, кто, когда и по какому случаю приглашает данное лицо, например: Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приглашает Вас на Рождественскую трапезу, которая состоится по окончании Патриаршего богослужения в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя. Внизу проставляется дата. Если прием следует сразу за богослужением, то время его начала не указывается.
Церковные приемы редко бывают с персональной рассадкой, однако если она предусмотрена, то место каждого гостя обозначается специальными кувертными карточками. На кувертной карточке обязательно указывается сан и имя приглашенного духовного лица, фамилия при этом обычно опускается, за исключением случаев, когда на приеме присутствуют несколько священников в одном сане, носящих одно имя. Это важно и для самого приглашенного, и для его соседа по столу, который будет знать, как к нему обращаться. Для приглашенных мирян указываются фамилия, имя и отчество.
Обычной формой приветствия в церковном обществе является благословение.
Прибывающие на прием гости — как светские люди, так и священнослужители, — подходят под благословение духовных лиц. Некорректно испрашивать благословение у митрополита, архиепископа или епископа в присутствии Патриарха и вообще у младших в иерархическом отношении лиц в присутствии старших. Человек, далекий от Церкви, может приветствовать священнослужителя простым пожатием руки.
В отношении рассадки классическое требование светского этикета — чередовать дам и мужчин — не может соблюдаться, поскольку на таких приемах главенствует иерархический принцип: на самом почетном месте сидит Святейший Патриарх, а в его отсутствие — старейший по хиротонии архиерей. Наиболее почетные места по правую и по левую руку от него также предназначены высшим иерархам Русской Православной Церкви. Соответственно, дальнейшая рассадка производится по нисходящему принципу: члены Священного Синода, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, протоиереи, иереи, диаконы. В том случае, если на прием приглашены представители светской власти, наиболее значимому из них, например губернатору региона или мэру города, предоставляется место по правую руку от Святейшего Патриарха. В этом случае духовенство за столом чередуется со светскими лицами, однако опять же в иерархическом порядке. Если рассадка осуществляется за столом П-образной формы, то почетным местом считается стол, образующий верхнюю перекладину буквы «П». В этом случае гости рассаживаются только по наружной стороне стола, поскольку помещать кого бы то ни было напротив Святейшего Патриарха не принято.
Если гости рассаживаются за несколькими отдельно стоящими столами, то сидящие за главным столом должны быть обращены лицом ко всем остальным. При размещении приглашенных также должен соблюдаться иерархический принцип: за одним столом не могут оказаться епископ и иерей.
Трапезы, проводимые Русской Православной Церковью, всегда начинаются с общей молитвы. Если среди их участников есть инославные лица или атеисты, они обязаны в этот момент из уважения к остальным присутствующим сохранять благоговейную тишину.
На дипломатических приемах тосты произносятся либо в самом начале, либо в конце приема, когда специально для этого подается шампанское. Как правило, приветственными речами обмениваются только двое: главный гость и хозяин торжества. В отличие от этой практики на церковных приемах разрешается произносить тосты в течение всей трапезы, а не только в ее конце. Если кто-либо из гостей произносит тост в адрес кого-либо из присутствующих, то по традиции принято завершать его пожеланием «Многая лета!» или аплодисментами. Если звучит тост в адрес Святейшего Патриарха, то его также принято завершать словами «Многая лета!». Вслед за этим песнопение «Многая лета!» троекратно пропевается всеми присутствующими на трапезе гостями, причем в адрес Патриарха «многолетие» обычно поется стоя (иногда к этим словам добавляется фраза: «Спаси, Христе Боже»). Лицо, произносившее тост в честь Патриарха, подходит к Его Святейшеству с бокалом в руке, чокается, а затем целует руку Предстоятелю Церкви. Последний тост на приеме обычно произносится самим Святейшим Патриархом, который благодарит гостей за их участие в церковном торжестве. Этот тост является своего рода сигналом к завершению трапезы.
Несмотря на значительные различия в организации светских и церковных приемов, их участникам необходимо придерживаться тех требований этикета, которые являются универсальными.
Опоздание без уважительной причины на прием является нарушением этикета, однако опоздание на прием с рассадкой – более серьезный промах, чем опоздание на фуршет. В любом случае оно может быть расценено остальными присутствующими как знак неуважения. Первыми на прием должны приходить лица, имеющие низшие иерархические степени; они же обязаны последними покидать зал, где происходила трапеза. Чрезмерно задерживаться на приеме также неприлично.
Садиться за стол в отсутствие главного гостя недопустимо.
Необходима умеренность в употреблении крепких напитков.
Неуважением к присутствующим является громкий разговор, смех и вообще чрезмерно вольное поведение. Не стоит переговариваться через соседа, через стол, тем более вести разговоры с лицом, сидящим в отдалении за соседним столом.
Даже светские правила хорошего тона не одобряют появление на приемах дам в брюках и брючных костюмах, а также в чрезмерно коротких юбках; тем менее допустимо это на приемах церковных. Вместе с тем им совершенно не обязательно сидеть за столом с покрытой головой — это требование относится, главным образом, к посещению храма.
Во всех случаях вежливость, умеренность и аккуратность лица, присутствующего на церковном приеме, будут свидетельствовать о нем как о воспитанном человеке.
Об этом и о многом другом – замечательная книга епископа Марка (Головкова) «Церковный протокол».
М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2007.
Источник