Как написать сообщение по чтению

Как правильно подготовить доклад

Рассказываем, как лучше спланировать подготовку, чтобы не сидеть допоздна накануне сдачи 🙂

В школе много внимания уделяется проектной деятельности: подготовке докладов, презентаций, рефератов на изучаемую тему. Это требование ФГОС, связанное с необходимостью развивать у школьников навыки исследовательской деятельности и критического мышления. Рассказываем, как подготовить проект по любому предмету на «отлично».

Выбор формы

Прежде чем приступать к делу, определитесь с формой вашей работы. Доклад можно сделать в форме реферата, а можно — в виде презентации. Реферат — это подробная письменная работа, которая выполняется и оформляется по определённым правилам и требует достаточно глубокого раскрытия темы. Презентация — сообщение по теме с использованием изображений (слайдов) и небольшого количества текстовой информации. Уточните, можно ли вам выбрать форму доклада самостоятельно или она уже определена педагогом. Форма доклада будет иметь значение при подготовке. Например, для презентации нужно будет подобрать изображения, а реферат потребуется правильно оформить.

Планирование

Не откладывайте написание доклада на последний день. Лучше всего составить график подготовки с учётом сроков. Если до сдачи доклада остался месяц или больше, возникает соблазн потянуть время и приступить попозже. Не поддавайтесь искушению. Чем раньше вы начнёте работать над материалом, тем более качественной получится работа.

Для составления графика используйте технику планирования «Линия времени». Нарисуйте прямую линию и поставьте на ней контрольные точки-даты, к которым необходимо выполнить ту или иную часть работы. Например, начальная точка — 1 ноября, конечная точка — день сдачи доклада, 1 декабря. Тогда ключевыми точками будут:

7 ноября — написать план доклада и согласовать его с педагогом;

15 ноября — закончить собирать материал;

22 ноября — подготовить черновик и показать учителю;

25 ноября — завершить оформление доклада.

Если доклад содержит практическую часть, например, описание самостоятельно проведённого эксперимента или исследования, это исследование также нужно спланировать заранее и расписать на линии времени. Сроки в этом случае напрямую зависят от сути эксперимента. Если нужно вырастить растение из семян для доклада по биологии, заранее узнайте, сколько времени на это понадобится и учтите эти данные при составлении плана.

Структура

Прежде чем начать собирать материал, продумайте структуру будущей работы — из каких частей — глав, параграфов, пунктов — она будет состоять, и составьте подробный план доклада. Если этого не сделать, есть риск утонуть в обилии информации и потерять много времени на отсеивание лишних данных. Готовый план поможет эффективнее и быстрее собрать материал. Однако не воспринимайте его как догму — часто план требует изменений и улучшений в процессе подготовки, и бояться этого не нужно.

Погружение в тему

Доклад получится интересным и глубоким, если по-настоящему вникнуть в тему, тщательно в ней разобраться. Несколько советов для максимального погружения:

Выбирайте тему, которая вам нравится

Если же такой возможности нет, обязательно постарайтесь пробудить интерес к заданной теме. Подумайте, чем она вам близка или полезна, как связана с вашей жизнью и вашими актуальными увлечениями.

Создайте вокруг себя информационное поле, связанное с темой доклада

Смотрите художественные и документальные фильмы, читайте книги по теме — не обязательно научные, можно взять и художественные, если их сюжет близок теме доклада. Смотрите занимательные видеоуроки и лекции в интернете.

Свяжите тему доклада с жизнью

Рассматривайте предметы и явления окружающей действительности через призму вашего доклада. Если это биология — наблюдайте за животными и растениями, если физика — ищите вокруг примеры физических явлений, если история — следите за новостями и проводите аналогии с современностью.

Сбор материала

Прежде чем приступить к изучению материала, определитесь с источниками информации.

Интернет. Обязательно оценивайте материалы в сети на достоверность: обращайте внимание, кем написана статья, из какой книги или учебника взяты отрывки или приведены цитаты. Аудио- и видеоролики лучше смотреть на образовательных порталах, каналах и лекториях. Не злоупотребляйте «Википедией» — данные в её статьях не всегда достоверны, однако их можно использовать для составления предварительного плана и поиска источников. Используйте факты и цитаты из «Википедии», подтверждённые ссылками на источники.

Учебники и другая учебная литература (пособия, хрестоматии). Список рекомендуемых учебников и пособий уточняйте у преподавателя. Учебники можно приобрести в магазине, но лучше взять в библиотеке или найти в сети в электронном виде.

Энциклопедии и словари. Из них удобно брать определения, термины, имена, даты, формулы и другую справочную информацию.

Лайфхаки для сбора материала:

Помощь со стороны

Не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогу или родителям. С ними можно обсудить тему доклада, узнать их мнение и отношение к вопросу, посоветоваться, какими источниками пользоваться и в каком ракурсе подать тему. Покажите им черновой вариант проекта и учтите замечания, исправьте ошибки.

Если учитель поручил доклад не только вам одному, а команде из нескольких одноклассников, обязательно обсудите между собой порядок работы, определите зоны ответственности каждого и периодически собирайтесь для обсуждения, как идёт работа над докладом.

Что нужно запомнить:

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Доклады и рефераты в начальной школе

Начиная прямо с первого класса учителя по программе предлагают детям написать творческую работу. Называется она или проект, или доклад, или реферат.

Начиная прямо с первого класса учителя по программе предлагают детям написать творческую работу. Называется она или проект, или доклад, или реферат.

Ученикам дается общая тема по которой они должны собрать материал, найти подходящие фотографии или картинки, оформить работу в тетради или на отдельных листиках.

А потом на уроке в классе рассказать о своей работе одноклассникам.

Многие родители возмущаются, что в возрасте 6-9 лет дети просто не в состоянии изучить и систематизировать нужный материал, не говоря уже о том, чтобы его правильно оформить. И, гоняясь за хорошими отметками для ребенка, взваливают всю работу на себя, создавая красочные «творения» на десятки листов. Вторые просто находят возможность заказать реферат на Автор 24, скачивают, распечатывают и «сдают работу». Третьи просто отмахиваются от детских проблем, мол, тебе задали, ты и делай. Ребенок, попыхтев, пишет пару фраз на листике, приносит свой «реферат» в класс и там краснеет от стыда, глядя на «шедевры» одноклассников.

Читайте также:  Предмет лексикологии русского языка основные разделы

Так зачем же детям дают такие задания?

Как правильно оформлять реферат

Так как рефераты придется писать на протяжении всей школьной жизни и потом в студенчестве, лучше сразу научить ученика делать это правильно.

Структура реферата:

Титульная страница

Вверху страницы по центру пишется название учебного заведения

Затем предмет, по которму делается работа и название темы

Еще немного ниже и по правой стороне листика пишется:

Работу выполнил:
ученик (ца) такого-то класса
Фамилия и имя
Проверил учитель:
ФИО учителя

В самом низу страницы название вашего населенного пункта

Содержание

Здесь надо перечислить все разделы работы с указанием страниц.

Содержание выглядит следующим образом:

Введение
Список глав или разделов
Заключение
Список литературы

Напротив каждого пункта проставляется номер страницы.

Вступление

Во вступлении обычно описывается цель всего проекта.

Начинать можно с вводной фразы типа: «В этой работе я хочу рассказать. «, «Целью проекта является. «, «В данной работе я постарался собрать интересные факты. «

Основная часть

Здесь представлены все материалы по теме. Их желательно структурировать по подтемам. Отдельно можно выделить блок фотографий или картинок.

Заключение

Подведение итогов. Выполнена ли поставленная задача. Планы на будущее

Список литературы

Если при выполнении проекта использовалась литература, ее нужно указать. Если искали материалы в интернете, надо дать ссылки на соответствующие ресурсы.

Вот, в принципе, и все.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Источник

«Как подготовить сообщение на заданную тему?»

«Как подготовить сообщение на заданную тему?».

Сообщение представляет собой краткий и лаконичный текст. Он четкий, ясный и информативный. Сочинение не несет художественной ценности. Здесь не используют метафор, красочных оборотов, эпитетов. Предоставляется тема, в рамках которой и передаются данные.

Текстовые особенности

Главное требование – лаконичность. Никогда произведение такого формата не бывает больших размеров. Предложения короткие и точные. Не допускается использование долгих и насыщенных описаний.

Правила написания

Существуют определенные нормы составления сообщения. Основные правила касаются структуры и лексики.

Рекомендации по написанию:

Автор обязан отлично ориентироваться в содержании. Важно предварительно подготовиться, обратиться к надежным источникам, книгам, интернет ресурсам. Для полноценности и полноты нужно опираться на несколько материалов.

Последовательность работы

Чтобы быстро и качество создать произведение, рекомендуется придерживаться определенного порядка. Это поможет включить всю необходимую информацию.

Если возникают трудности с материалами, обращаются к знающим людям. Ими выступают преподаватели, учителя, родители. Когда предусматривается публичное выступление, то подготавливаются более тщательно. Осмысленно вникают в текст, чтобы потом не читать с листка. Суть пересказывают основными фразами. Важные данные указывают на доске. Их пишут заранее, а во время выступления подчеркивают их, обращаясь к статистической информации.

Структура

Краткое повествование имеет и соответствующий план. Сочинение начинается со вступительной части. Идея звучит сразу, чтобы было понятно, о чем пойдет речь дальше. Здесь читателя знакомят с темой. Его плавно подводят к основе. Она может состоять из рассуждений, статистических данных, схем, рисунков, полезной информации. Ссылаются на официальные ресурсы. В заключительной части делают короткие и понятные выводы. Итог является достойным завершением.

Когда работа готова, то дополнительно перечитывают словестное полотно. Из сочинения убирают любые намеки на красочность. Вычеркивают любые сложные и художественные части речи. Красивые эпитеты, метафоры, гиперболы лучше припасти для литературных тексов. В сообщении придерживают научного стиля.

Если вам понравилась статья на тему «Как подготовить сообщение на заданную тему?», то так же вам могут понравиться и следующие сочинения

Источник

Алгоритм работы по оформлению сообщения

Объем сообщения – 1-2 страниц текста, оформленного в соответствии с указанными ниже требованиями.

Этапы работы над сообщением.

1. Подбор и изучение основных источников по теме, указанных в данных рекомендациях.

2. Составление списка используемой литературы.

4. Написание сообщения.

5. Публичное выступление и защита сообщения.

Требования к оформлению и защите сообщения.

1. Требования к тексту.

1.1. Сообщение выполняется на стандартной белой бумаге формата А-4 (верхнее, нижнее и правое поля – 1,5 см; левое – 2,5 см).

1.2. Текст печатается обычным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 12 кегель).

Заголовки – полужирным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 14 кегель).

1.3. Интервал между строками – полуторный.

1.4. Текст оформляется на одной стороне листа.

1.5. В случае невозможности выполнить пункты 2.1.-2.4. данного раздела допускается рукописное оформление доклада.

2. Типовая структура сообщения.

4. Список литературы.

3. Требования к оформлению разделов доклада.

Титульный лист оформляется по единым требованиям. (Приложение 3).

Защита продолжается в течение 3 минут, при этом коротко сообщаются выводы по проведенной работе, указывается краткое содержание сообщения.

5. Автору сообщения по окончании защиты экзаменаторами могут быть заданы вопросы по теме сообщения.

Алгоритм работы по оформлению презентации.

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Рекомендации по созданию презентации

Общие требования к презентации:

• Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

• Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора.

• Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы презентации.

ограниченное количество объектов на слайде,

• Последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Источник

Сообщение по литературному чтению

специалист в области арт-терапии

Сообщение о Бородинском сражении

Читайте также:  Как правильно написать курочка ряба

Праздник в честь 200т летия победы

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1812 года

Главное сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала М. И. Кутузова и французской армией Наполеона I Бонапарта произошло 26 августа (7 сентября) у села Бородино близ Можайска, в 125 км на запад от Москвы.

Считается самым кровопролитным в истории среди однодневных сражений.

В этой грандиозной битве участвовало с обеих сторон около 300 тысяч человек при 1200 артиллерийских орудиях. При этом французская армия имела существенное численное превосходство — 130—135 тысяч человек против 103 тысяч человек в русских регулярных войсках.

2)Это генерал-от-инфантерии Кутузов.

С начала вторжения французской армии на территорию Российской империи в июне 1812 года, русские войска постоянно отступали. Быстрое продвижение и подавляющее численное превосходство французов лишали возможности главнокомандующего русской армией, генерала-от-инфантерии Барклая-де-Толли, подготовить войска к сражению. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому император Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим2)Это генерал-от-инфантерии Кутузов.

Однако и новый главнокомандующий избрал путь отступления. Стратегия, выбранная Кутузовым, была основана с одной стороны на изнурении противника, с другой — на ожидании подкреплений, достаточных для решающего сражения с армией Наполеона.

22 августа (3 сентября) русская армия, отступавшая от Смоленска, расположилась у села Бородино, в 125 км от Москвы, где Кутузов решил дать генеральное сражение; откладывать его дальше было невозможно, так как император Александр требовал от Кутузова остановить продвижение императора Наполеона к Москве.

Боевой порядок русской армии был составлен из трёх линий: в первой располагались пехотные корпуса, во второй – кавалерия, в третьей – резервы. Артиллерия армии была равномерно распределена по всей позиции.

Позиция русской армии на Бородинском поле имела длину около 8 км и выглядела как прямая линия, идущая от Шевардинского редута на левом фланге через большую батарею на Красном холме, названную позднее батареей Раевского, село Бородино в центре, к деревне Маслово на правом фланге.

Интерактивная карта Бородинского сражения

На картинке вы видите Шевардинский бой

Аверьянов. Бой за Шевардинский редут

Прологом Бородинского сражения стал бой за Шевардинский редут 24 августа (5 сентября).

Здесь накануне был воздвигнут пятиугольный редут, который вначале служил частью позиции русского левого фланга, а после того, как левый фланг был отодвинут назад, стал отдельной передовой позицией. Наполеон приказал атаковать Шевардинскую позицию — редут мешал французской армии развернуться.

Чтобы выиграть время для инженерных работ, Кутузов приказал задержать противника у деревни Шевардино.

Редут и подступы к нему защищали легендарная 27-я дивизия Неверовского. Шевардино обороняли русские войска в составе 8 000 пехоты, 4 000 конницы при 36 орудиях.

Французская пехота и кавалерия общей численностью свыше 40 000 человек обрушились на защитников Шевардина.

С утра 24 августа, когда русская позиция слева еще не была оборудована, французы подступили к ней. Не успели французские передовые части подойти к деревне Валуево, русские егеря открыли по ним огонь.

В ходе упорного боя Шевардинский редут был практически полностью разрушен.

4)Бой за Шевардинский редут

Великая армия Наполеона потеряла в Шевардинском сражении около 5000 человек, приблизительно такие же потери понесла русская армия.

Сражение при Шевардинском редуте задержало французские войска и дало возможность русским войскам выиграть время для завершения оборонительных работ и построить укрепления на основных позициях. Шевардинский бой позволил также уточнить группировку сил французских войск и направление их главного

Было установлено, что основные силы противника сосредотачиваются в районе Шевардина против центра и левого фланга русской армии. В этот же день Кутузов направил на левый фланг 3-й корпус Тучкова, скрытно расположив его в районе Утицы. А в районе Багратионовых флешей была создана надежная оборона. 2-я свободно-гренадерская дивизия генерала М. С. Воронцова заняла непосредственно укрепления, а 27-я пехотная дивизия генерала Д. П. Неверовского стала во второй линии позади укреплений.

Накануне великой битвы

25 августа в районе Бородинского поля активных боевых действий не велось. Обе армии готовились к решающему, генеральному сражению, ведя разведку и возводя полевые укрепления. На небольшой возвышенности к юго-западу от деревни Семеновское были построены три укрепления, получившие название «Багратионовы флешы».

По древней традиции в русской армии готовились к решающему бою, как к празднику. Воины мылись, брились, одевали чистое белье, исповедовались и т. д.

Молебен на Бородинском поле

8 Наполеон на Бородинских высотах. Верещагин (1897)

Для выполнения поставленной задачи Наполеон вечером 25 августа (6 сентября) стал концентрировать основные силы (до 95 тысяч) в районе Шевардинского редута. Общая численность французских войск перед фронтом 2-й армии достигала 115 тысяч.

В.Г. Шевченко. Сверкнул за строем строй.

Таким образом, план Наполеона преследовал решительную цель уничтожения всей русской армии в генеральном сражении. Наполеон не сомневался в победе, уверенность в которой при восходе солнца 26 августа выразил словами «»это солнце Аустерлица»!».

Накануне битвы французским солдатам зачитали знаменитый приказ Наполеона: «Воины! Вот сражение, которого вы столь желали. Победа зависит от вас. Она нам необходима; она даст нам все нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвой!»

Начало великой битвы

М.И.Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения

Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь.

12 Семеновское (Багратионовы) флеши

13 Атака гвардейских егерей и матросов

В 6-м часу утра после непродолжительной канонады началась атака французов на Багратионовы флеши ( флешами называли полевые укрепления, которые состояли из двух фасов длиной 20—30 м каждый под острым углом, угол вершиной был обращён к врагу). Но попали под картечный огонь и были отброшены фланговой атакой егерей.

В 8-м часу утра французы повторили атаку и захватили южную флешь.
Для 3-й атаки Наполеон усилил атакующие силы ещё 3 пехотными дивизиями, 3 кавалерийскими корпусами (до 35 000 человек) и артиллерией, доведя её численность до 160 орудий. Им противостояли около 20 000 русских войск со 108 орудиями.

14 Евгений Корнеев. Кирасиры Его Величества. Сражение бригады генерал-майора Н. М. Бороздина

После сильной артиллерийской подготовки французам удалось ворваться в южную флешь и в промежутки между флешами. Около 10 часов утра флеши были захвачены французами.

Тогда Багратион возглавил общую контратаку, в результате которой флеши были отбиты, а французы отброшены на исходный рубеж.

Читайте также:  Пред юльский как пишется

К 10 часам утра все поле над Бородиным уже покрылось густым дымом.

В 11-м часу утра Наполеон бросил в новую 4-ю атаку против флешей около 45 тысяч пехоты и кавалерии, и почти 400 орудий. Русские войска имели около 300 орудий, а по численности уступали противнику в 2 раза. В результате этой атаки 2-я сводно-гренадёрская дивизия М.С.Воронцова, учавствовавшая в Шевардинском сражении и выдержавшая 3-ю атаку на флеши, сохранила в своём составе около 300 человек из 4 000.

Потом в течение часа последовало ещё 3 атаки со стороны французских войск, которые были отбиты.

15 Ранение Багратиона

16 Раненого Багратиона увозят с поля боя

После этого командование левым флангом принял генерал Д.С. Дохтуров. Французские войска были обескровлены и неспособны атаковать. Русские войска были сильно ослаблены, но они сохраняли боеспособность, что выявилось в ходе отражения атаки свежих сил французов на Семёновское.

В общей сложности в боях за флеши приняло участие около 60 000 французских войск, из них было потеряно около 30 000, около половины — в 8-й атаке.

Французы сражались в боях за флеши ожесточённо, но все их атаки, кроме последней, отражались значительно меньшими силами русских. Концентрацией сил на правом фланге Наполеон обеспечил 2—3-кратное численное превосходство в боях за флеши, благодаря чему, а также вследствие ранения Багратиона, французам всё же удалось отодвинуть левое крыло русской армии на расстояние около 1 км. Этот успех не привёл к тому решительному результату, на который рассчитывал Наполеон.

Направление главного удара «Великой армии» сместилось с левого фланга в центр русской линии, на Курганную батарею.

17 Батарея Раевского

Последние схватки Бородинского сражения под вечер произошли у батареи Раевского и Утицкого кургана.

Высокий курган, находившийся в центре русской позиции, господствовал над окружающей местностью. На нём была установлена батарея, располагавшая к началу боя 18 орудиями. Оборона батареи возлагалась на 7-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Н.Н.Раевского, состоявший из 11 тыс. штыков.

Около 9 часов утра, в разгар боя за Багратионовы флеши, французы начали первую атаку на батарею Раевского. На батарее произошёл кровопролитнейший бой.

Потери с обоих сторон были огромные. Ряд частей с обеих сторон потеряли большую часть состава. Корпус генерала Раевского потерял свяше 6 тыс. человек. А, например, французский пехотный полк Бонами, сохранил в своих рядах после боя за батарею Раевского 300 человек из 4100. Батарея Раевского за эти потери получила от французов прозвище «могила французской кавалерии». Ценой огромных потерь (командующий французской кавалерией генерал и его соратники пали на Курганной высоте), французские войска в 4-м часу дня взяли штурмом батарею Раевского.

Однако взятие Курганной высоты не привело к снижению устойчивости русского центра. То же относится к флешам, которые являлись лишь оборонительными сооружениями позиции левого фланга русской армии.

18 Верещагин. Конец Бородинского сражения

После занятия французскими войсками батареи Раевского битва стала затихать. На левом фланге французы проводили безрезультатные атаки против 2-й армии Дохтурова. В центре и на правом фланге дело ограничивалось артиллерийской перестрелкой до 7 часов вечера.

19 В. В. Верещагина. Конец Бородинского сражения

Вечером 26-го августа, к 18 часам, Бородинское сражение окончилось. Атаки остановились по всему фронту. До самой ночи продолжалась только артиллерийская перестрелка и ружейный огонь в передовых егерских цепях.

Итоги Бородинского сражения

Каковы же были итоги этой кровопролитнейшей из битв? Очень печальные для Наполеона, ибо здесь не было победы, которой в течение целого дня тщетно ждали от него все приближенные. Наполеон итогами битвы был разочарован: «Великая армия» смогла заставить русские войска на левом фланге и центре отступить всего на 1–1,5 км. Русская армия сохранила целостность позиции и свои коммуникации, отразила множество французских атак, сама при этом контратаковала. Артиллерийская дуэль при всей своей продолжительности и ожесточённости не дала преимуществ ни французам, ни русским. Французские войска захватили основные опорные пункты русской армии – батарею Раевского и Семёновские флеши. Но укрепления на них были практически полностью разрушены, и к исходу сражения Наполеон приказал их оставить и отвести войска на исходные позиции. Пленных было захвачено мало (как и орудий), русские солдаты унесли с собой большую часть раненых товарищей. Генеральное сражение оказалось не новым Аустерлицом, а кровавым побоищем с неясными результатами.

Позже, находясь в изгнании, поверженный французский император Наполеон признал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми».

Численность потерь русской армии в Бородинском сражении составило 44-45 тысяч человек. Французы, по некоторым оценкам, потеряли около 40-60 тысяч человек. Особенно тяжелы были потери в командном составе: в русской армии убиты и смертельно ранены 4, ранены и контужены 23 генерала; в Великой армии убиты и умерли от ран 12 генералов, ранены один маршал и 38 генералов.

Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным изо всех, бывших до него. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало 2 500 человек. Неслучайно Наполеон назвал битву под Бородино своим самым великим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам великого полководца.

Главным достижением генерального сражения при Бородине стало то, что Наполеон не сумел разгромить русскую армию. Но в первую очередь Бородинское поле стало кладбищем французской мечты, той беззаветной веры французского народа в звезду своего императора, в его личный гений, которая лежала в основе всех достижений Французской империи.

3 октября 1812 года английские газеты «Курьер» и «Таймс» опубликовали донесение английского посла Каткара из Петербурга, в котором он сообщил, что армии его императорского величества Александра I одержали победу в самой упорной битве при Бородине. В течение октября «Таймс» 8 раз писала о Бородинской битве, называя день сражения «грандиозным памятным днём в русской истории» и «фатальной битвой Бонапарта». Английская посол и пресса не рассматривали отступление после сражения и оставление Москвы как результат сражения, понимая влияние на эти события невыгодной для России стратегической обстановки.

За Бородино Кутузов получил чин генерал-фельдмаршала и 100 тыс. рублей. Багратиону царь пожаловал 50 тыс. рублей. За участие в Бородинской битве каждому солдату было выдано по 5 серебряных рублей.

Значение Бородинского сражения в сознании русского народа

Источник

Простыми словами о самом интересном
Добавить комментарий