Как написать сочинение второкласснику

Содержание
  1. Как легко научить ребёнка писать школьные сочинения
  2. Виды сочинений в разных классах средней школы
  3. Требования к ним
  4. Зачем нужен план
  5. Рекомендации родителям
  6. Видео с юмором: Проблемы при выборе темы для творческого задания
  7. Как учесть возрастные особенности ребёнка
  8. Как научить писать в разных жанрах о литературе, картинах и прочем
  9. По картине (жанр «описание»)
  10. По произведениям литературы
  11. На другие темы
  12. Как научить учеников писать сочинения: приемы и рекомендации для учителей
  13. Классификация сочинений
  14. Учим писать сочинение правильно: важные аспекты
  15. Этап 1. Работаем над темой сочинения
  16. Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею
  17. Прием, развивающий умение формулировать идею
  18. Этап 3. Составляем план сочинения
  19. Этап 4. Собираем материал
  20. Этап 5. Пишем сочинение
  21. Этап 6. Проверка сочинений
  22. Этап 7. Анализ сочинений
  23. Подготовка младших школьников к написанию сочинения

Как легко научить ребёнка писать школьные сочинения

Обучение в школе невозможно представить без регулярного написания сочинений. Последние годы, в связи с изменениями в программе учебных курсов, этот вид работ предполагается не только по родному языку, но и по иностранному. Однако навыки для написания творческой работы требуются одни и те же, поэтому очень важно вовремя научить, а точнее – помочь ребёнку научиться писать сочинения.

Содержание Свернуть

Виды сочинений в разных классах средней школы

Сочинение – творческая письменная работа ученика на заданную тему.

Это интересно. Если объединить все сочинения, написанные среднестатистическим учеником за школьную жизнь, то получится довольно увесистый двухтомник.

В процессе обучения в школе учащиеся должны овладеть навыками написания сочинений нескольких видов.

Требования к ним

Сочинения – неотъемлемая часть школьной программы. Поэтому существует ряд установленных Министерством образования и науки требований к написанию этого вида работ:

Зачем нужен план

Многие дети с недоумением задают вопрос: а зачем нужен в сочинении план, если и так понятно, что нужно писать. Задача учителя и родителей в том, чтобы объяснить школьнику, что без плана сочинение не получится. Вернее, получится текст с хаотичным изложением мыслей. Грамотно сделанная творческая работа должна быть структурирована, чтобы читателю было легко осознавать прочитанное, с одной стороны, и тема была полностью раскрыта – с другой. Поэтому легче писать сочинение, если есть план. Обычно он состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Во введении следует аргументировать выбор темы, во второй части – изложить суть работы, а в заключении – подвести итоги всему вышесказанному. Для каждого жанра эти пункты дополняются в соответствии с рекомендациями педагога. Научившись работать с планом, ребёнок сможет быстро справляться с задачей написания сочинения.

Рекомендации родителям

Работа родителей с ребёнком на предмет тренировки навыка писать сочинение должна строиться на основании возраста вашего школьника. Но всё же есть и общие для любого класса советы:

Видео с юмором: Проблемы при выборе темы для творческого задания

Как учесть возрастные особенности ребёнка

Как говорилось выше, при работе над таким творческим навыком, как написание сочинения, следует учитывать возрастные особенности ребёнка. Для младших школьников под этим подразумевается игровая методика. Педагоги советуют начать с написания изложений (пересказа прочитанного текста). Только построить работу нужно интересно. Например, «Пишем в две руки»: предложите малышу писать изложение вместе, каждый себе, а потом сравнить и выделить ошибки друг друга. Со временем переходите на изложения с собственным продолжением – и вы удивитесь, как развилась фантазия вашего маленького школьника. Предлагайте ребёнку описывать картины, иллюстрации. Причём необязательно письменно. В этом возрасте главное – научить излагать свои мысли в любой форме. А вот для среднего звена исключительно письменное изложение подобных заданий просто необходимо – в этом возрасте закрепляются навыки грамотного письма. Также в 5-9 классах детям можно предлагать описывать архитектурные объекты, писать отзывы на увиденные фильмы, спектакли. Хорошо бы давать им возможность пофантазировать на тему: «А как бы я сделал этот фильм, построил это здание» и т.д. Что касается старших классов, то ведущим жанром становится рассуждение. И снова, как и в младшем звене, предлагайте как можно больше заданий на устное рассуждение по теме. Неплохо помогают в отработке навыка написания сочинений и тематические споры с доказательством своей точки зрения и толерантным опровержением чужой.

Как научить писать в разных жанрах о литературе, картинах и прочем

Для каждого жанра сочинений есть свои нюансы написания. Рассмотрим методику работы над наиболее распространёнными видами творческого опуса.

По картине (жанр «описание»)

Итак, для создания сочинения по картине нужно:

По произведениям литературы

Если сочинение задано по литературному произведению, то в этом случае работа строится так.

На другие темы

Нередко школьник получает задание по написанию текста в вольном стиле. Для детей младших классов чаще всего работы даются в жанре повествования. Обычно такой тип изложения проблем у школьников не вызывает, поэтому мы не станем излагать правила написания.

С течением времени, в большинстве своём в старших классах, начинает преобладать ещё один жанр сочинения – рассуждение. Тут существует один общий принцип, который поможет с лёгкостью изложить большинство тем. Работая над текстом, необходимо:

Написание сочинения – это не только важный этап учебного процесса. Это ещё и возможность личностного роста. Ведь в процессе работы ребёнок должен отстаивать свои идеи, доказывать свою правоту, а для этого ему необходимо обладать достаточным объёмом информации по той или иной теме. Чтобы научить школьника писать сочинение, его следует научить думать. А это требует от родителей постоянного внимания к своему чаду, заинтересованности в его жизни и огромного терпения.

Источник

Как научить учеников писать сочинения: приемы и рекомендации для учителей

Сочинение — это один из популярных видов школьной работы, которые подразумевает грамотное, четкое, логически выстроенное изложение своих мыслей на заданную тему. После долгих экспериментов сочинение вновь заняло почетное место в школьной программе и включено в список обязательных испытаний на ЕГЭ.

Как научить писать ребенка сочинение? Каким критериям оно должно отвечать, какие виды сочинений существуют? Мы собрали наиболее действенные методики, которые помогут учителям справиться с этой нелегкой задачей.

Люди, которые не умеют
и не учатся связно говорить и писать,
как правило, не умеют и не научаются думать.
А.Н. Привалов

Классификация сочинений

Для начала разберемся, какие виды сочинений существуют. Ведь для каждого из них существуют свои критерии и свои правила написания и оформления. Знакомство с сочинением как видом письменной работы начинается уже в начальной школе. Вот в градации от простого к сложному и рассмотрим виды сочинений.

В методике существует несколько классификаций сочинений (по объему, по жанру, по характеру темы). В наиболее общей классификации принято выделять три основных вида:

Учим писать сочинение правильно: важные аспекты

Рассмотрим по порядку, как научить ребенка писать сочинение правильно, на что обратить внимание.

Этап 1. Работаем над темой сочинения

Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание учеников. Часто бывает, что попадается изумительное сочинение, грамотное, развернутое. Но приходится оценивать его низко, потому что написано оно не по теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе «Евгений Онегин»». А ученик описывает в сочинении жизненный путь только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так сказать, «вздоха». А ведь важно было выявить именно приемы, а не составлять хронологию жизни героя.

Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана тема: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»» — то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема «Любовная лирика Н. Некрасова» — более широкая, которая предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни поэта.

В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения.

Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею

Вот еще одна часто встречающаяся ошибка. Бывает, что дана большая тема, например, «Критики о Пушкине». И ученик «растекся мыслью по древу», не выделив сути.

Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего будущего сочинения.

Итак, перед вами широкая, общая тема. Не стоит пытаться «объять необъятное». Выбираем три-четыре примера и на их основе раскрываем тему.

Пример: «Любовь в жизни человека». Можно ограничиться тем, что выбрать два вида любви: материнскую и романтическую (к противоположному полу). Для каждого вида — пара-тройка примеров из литературы и из жизни. В заключении — вывод: важна / нужна / не нужна любовь в жизни человека. Все! Тема раскрыта.

Читайте также:  Как правильно пишется слово предлог

Или дана тема: «Семья Ростовых в романе «Война и мир»». Если начать описывать каждого героя, то сочинение получится под стать самому роману по объему. Эта тема очень общая, а потому важно сформулировать главную идею. Например, сравнить только отца Ростова и Наташу. В чем они похожи, в чем различаются?

Важно донести до учащихся мысль, что идею сочинения формулируют они сами. Одна и та же тема может содержать в себе 3, 4, 5 идей. И от того, какую идею выберет ученик, зависит и содержание сочинения.

Другая сложность, когда тема довольно узкая. Например, «Моя комната». Действительно, ну что писать? Диван возле стены, на окнах занавески и обои в цветочек? Здесь нужен обратный ход: от конкретного — к общему. Какие чувства вызывает эта комната? Какие важные события в вашей жизни происходили здесь? То есть, перейти от конкретного описания предмета к общему описанию чувств и эмоций.

Итак, правило формулировки главной идеи: «Общее — конкретизируем, конкретное — обобщаем».

Прием, развивающий умение формулировать идею

Выберите одну общую тему и попросите учащихся предложить как можно больше идей развития этой темы. И, наоборот — для узкой темы ученики должны подобрать как можно больше идей ее развития и обобщения.

Совет: Работу можно провести в игровой форме, разделив класс на небольшие группы.

Этап 3. Составляем план сочинения

План — «альфа и омега» любого сочинения, так как он задает рамки и помогает логически последовательно излагать свои мысли. Учить составлению плана необходимо уже в начальной школе.

Любое сочинение, вне зависимости от вида и жанра, содержит три главные составляющие: введение, основная часть и заключение.

А вот проводить этап составления плана можно до или после сбора материала. Бывает, что ученик выбрал тему, обозначил границы и сформулировал главную идею, а о чем писать — не представляет. Тогда лучше сначала собрать материал, а потом составить план. Главное, чтобы составление плана не проходило уже после написания сочинения.

Этап 4. Собираем материал

Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу будущего сочинения.

Искать материалы можно в разных источниках:
книгах, критических статьях, статьях и отзывах в интернете

Для начала стоит обговорить с учениками, что разные типы сочинений имеют свои языковые особенности. Так, для сочинения-описания важны прилагательные, причастия и существительные. В таком виде сочинения все строится в ответе на вопрос «Какой…»

Для сочинения-повествования важны глаголы и существительные, так как часто эти сочинения посвящены описанию какого-либо события, действия.

Например, для сочинения по картине заполняем такую таблицу:

Пункты плана

Что? Кто?

Какой?

Что делает?

Варианты предложений

Знаменитый, русский, популярный

Написал картину в … году

2. Передний план картины

1. Время года — зима

1. Суровая, холодная

3. Старый, рассохшийся

1. Наступила, вошла в свои права

2. Дрожит от холода, пригорюнилась

1. На картине изображена суровая зима.

1. Художник изобразил ненастный зимний день.

3. Задний план, детали картины

Например, для сочинения на тему «Мой лучший друг», ученикам можно заранее предложить заполнить анкету:

Этап 5. Пишем сочинение

После того, как составлен план и собран материал, приступаем непосредственно к написанию сочинения.

Можно предложить следующий прием:

Методисты советуют научить учеников оставлять введение «на потом», и писать его уже после того, как написана основная часть. Этот прием позволит составить грамотное введение, которое, действительно, будет задавать тему и тон всему сочинению.

Варианты вступлений:

Чтобы облегчить задачу, учитель может предложить варианты вступлений, которые используются чаще всего. Рассмотрим на примере темы «Что такое любовь? (по роману М. Лермонтова «Герой нашего времени»):

То есть, вступление должно быть продиктовано смысловым центром сочинения и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в основной части.

В школьной методике есть великолепное упражнение, которое помогает учить написанию заключения. Это всем знакомые упражнения, в которых предлагается закончить рассказ. Рассказ обычно дается событийный. А если предложить закончить текст описания, рассуждения? Этот прием помогает выработать навык краткости, лаконичности вывода и, собственно, написания концовок.

Этап 6. Проверка сочинений

После того, как сочинение написано в черновике, необходимо провести проверку. На этапе обучения желательно проверку проводить в классе, заранее обсудив с учащимися типичные ошибки: орфографические, пунктуационные, стилистические, речевые. Проверка строится в два этапа:

Этап 7. Анализ сочинений

Многие учителя пренебрегают этим этапом обучения сочинению, предпочитая молча проверить, объявить оценки, в крайнем случае — зачитать пару самых удачных (неудачных) сочинений.

Ученик не сможет научиться писать сочинения, если не будет видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев к своей работе

Важно проводить полномасштабный анализ вместе с учениками, выявить не только удачные моменты, но и типичные ошибки, которые встречались чаще всего. Можно посвятить этому весь следующий урок или факультативное занятие. Но анализ должен быть!

Конечно, мы рассмотрели лишь наиболее общие приемы, которые используются на уроках, когда нужно научить ребенка писать сочинение. Потому что, например, сочинение в формате ЕГЭ в силу своей специфики требует отдельной статьи. Но, надеемся, что эти советы помогут учителям в подготовке уроков, посвященных сочинениям.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Подготовка младших школьников к написанию сочинения

специалист в области арт-терапии

Печатается по решению кафедры начального и коррекционного образования

С.М. Завьялова, к.п.н., доцент, директор ГБПОУ РО «ЗернПК»

Е.И. Ковалёва, преподаватель высшей категории ГБПОУ РО «ЗернПК»

Методические рекомендации составлены на основе анализа педагогической и методической литературы, а также большого педагогического опыта автора по сложной и востребованной теме обучения младших школьников написанию сочинений в рамках реализации ФГОС НОО.

Методические рекомендации могут быть использованы в процессе организации данного вида учебной деятельности на уроках русского языка в начальной школе, а также для самостоятельной работы студентов педагогического колледжа в процессе практики.

© МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда 2017

Способность мыслить, рассуждать, аргументировать, выявлять следственно-причинные связи, к сожалению, не даются человеку от рождения. Этому необходимо долго и усердно учиться. Современный мир давно осознал, насколько важно научить человека размышлять, самостоятельно сопоставлять факты, находить информацию.

Учитель, обучающий детей русскому языку, не может считать свою задачу выполненной, если он не научит детей грамотно говорить и писать, правильно и ясно выражать свои мысли. [20, с.113]
Всё чаще мы слышим фразу: «Задача современной школы – научить учиться». При таком подходе задача учителя не в том, чтобы решить проблему за ученика, дать знания в готовом виде, а в том, чтобы научить ребенка выполнять поставленные задачи самостоятельно, приняв средства, способы, приемы от учителя.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения прописано требование: «сформированности позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека». [18, с.10] Данные требования конкретизируются в Примерной Основной образовательной программе начального общего образования от 8 апреля 2015 года, где в Планируемых результатах содержательной линии «Развитие речи» указано, что выпускник должен научиться: «выражать собственное мнение и аргументировать его», и что выпускник получит возможность научиться: «составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение», «анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов)». [5, с.34]

На протяжении всего обучения в школе дети пишут сочинения, но как показывает практика, этот вид работы часто вызывает у них трудности, а порой и негативное отношение, обусловленное не столько нежеланием выражать свои мысли и чувства, сколько отсутствием зачастую самых элементарных практических приемов в выполнении этой работы. Большинство детских сочинений страдают схематизмом, однообразием языковых средств, невыразительностью языка. Отсутствием эмоциональной окрашенности.

В начальной школе многие учителя с осторожностью используют сочинения в учебном процессе. Дети свободно выражают свои чувства в устной речи, но письменная речь требует выполнения определенных правил, которые порой ограничивают творческий порыв ребенка.

Одна из наиболее сложных и важных задач начальной школы – научить учащихся грамотной, литературной, выразительной устной речи, ее нормированному, логически последовательному оформлению на письме, повышение уровня речевых способностей у ребенка.

Читайте также:  Сочинение язык родной дружи со мной

Существует множество путей развития речи младшего школьника, среди которых можно выделить наиболее продуктивные:

Чтение книг, расширяющий словарный запас, формирующий орфографическую и лексическую зоркость;

Общение с людьми, чья речь находится на высоком уровне. Учитель может пригласить на урок, например, филолога или лингвиста, т.к. ничто не сможет заменить «живого» опыта;

Посещение библиотеки, музея, театра и т.д. Наибольшей результативности вы добьетесь, если поход будет коллективным и появится возможность обсудить совместный поход, поделиться своим мнением, и может быть даже написать сочинение об этом событии.

Школьное сочинение как средство развития речевых способностей младшего школьника

Многолетний опыт работы с младшими школьниками показывает, что в процессе написания сочинения, дети испытывают затруднения в выражении своих мыслей, учащимся трудно составить план, систематизировать мысли, изложить их на бумаге, у них недостаточен словарный запас, необходима целенаправленная работа по развитию устной и письменной речи. Поэтому, одной из основных задач методики обучения русскому языку в начальной школе является развитие речи.

Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать увиденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.

Для выявления уровня интереса у обучающихся к написанию сочинения, нами было проведено исследование в форме анкетирования по теме : «Любите ли вы писать сочинения?»

Группе из двадцати шести человек (4 класс) было задано пять вопросов:

Любите ли вы писать сочинения?

Нравится вам писать сочинения на свободную тему?

Нравится ли вам писать сочинения по прочитанному литературному произведению?

Нравится ли вам писать сочинения по картине или другому произведению искусства?

Как вы считаете, часто ли нужно писать сочинения?

Анализ ответов показал, что большинство детей считают, что сочинения нужно писать, но, к сожалению, мало кто любит это делать. Большинство детей предпочитают писать сочинения на свободную тему, особые трудности вызывает написание сочинений по картине или другому произведению искусства. На наш взгляд это связано с тем, что «полет фантазии» пишущего ограничивается необходимостью понять и передать основную мысль автора, или дать свою оценку прочитанному. Большинство детей просто переходит на уровень пересказа прочитанного произведения, или подробно описывает изображённое на картине. Анализ произведения искусства предполагает знание и понимание языка искусства, его выразительных средств. Для младшего школьника такой анализ является достаточно сложной задачей и требует особой подготовки.

Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.

Виды устных и письменных сочинений

Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям (т.е. по стилям).

В зависимости от источников материала выделяются:

Во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т.е. сочинения на материале труда, экскурсии, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта.

Во-вторых, сочинения на книжном материале, по картинкам, фильмам, спектаклям, рассказам учителя и другим источникам опосредованного опыта.

В-третьих, сочинения, где используются материал разных источников, например, в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также и материал собственного опыта.

По степени самостоятельности, по методике подготовки различаются сочинения, коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовительной работы не только над материалом, но и над языком, и сочинения индивидуальные, на отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы.

По типам текста сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения, причем в начальных классах чаще всего используются повествования с элементами описания и рассуждения.

Жанры сочинения в начальных классах: рассказ, письмо, заметка в газету, отзыв о книге, зарисовка картин природы.

По языку (стилю) сочинения подразделяются на эмоционально-образные (художественные) и «деловые» (научные)

Сочинения могут классифицироваться по тематическим группам:

— труд взрослых и детей в нашей стране, профессии в городе и в деревне, труд в школе и в семье, на заводе, в сельском хозяйстве, люди труда;

— лучшие представители народа в прошлом и настоящем;

— наша великая Родина;

— школа, семья, товарищи.

Классификация сочинений помогает глубже понять учебные задачи каждого очередного сочинения, выбрать методические средства.

Разнообразие детских творческих работ настолько велико, что все охватить невозможно. Но показать некоторые примеры необходимо.

Велика роль картины в развитии творческого воображения учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте.

Методика развития речи детей издавна опиралась и на сказочные сюжеты, и на язык сказки. Сказка и сегодня используется в детских садах и в школе. Дети любят не только слушать и читать сказки, но и сами их рассказывают, перестраивают сюжет, добавляя новые линии действия, новых персонажей, придумывая приключения.

Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы ученику. Она облегчает ему познание жизни. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи. Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин и по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок творческому воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в 1 классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Учащиеся направляемые вопросами учителя, составляют к каждой картине по 1-3 предложения, озаглавливают рассказы.

Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся.

Эти сочинения строятся на непосредственно добытом, живом знании; они могут быть и описаниями, и повествованиями, и рассуждениями, и смешанными типами. Это описания одного предмета, например, березы, сосны, дома, железнодорожного моста, часов;

Сочинения этой группы могут быть и художественными, и «деловыми». Иными словами, они могут обладать стилевыми различиями.

Эта же тема «Береза» может быть раскрыта и в эмоциональном, художественном ключе. В этом случае юный автор покажет березу в зимнем серебре, в инее; изобразит весеннюю березовую рощу в кипении молодой листвы: «Идёт, гудёт зеленый шум». О летней березе расскажет как о тенистом укрытии от палящего зноя. И всего прекраснее береза в нежно-золотистом осеннем наряде.

Чему же надо учить детей при создании любых повествований и описаний?

Во-первых , я учу вычленять детали: в повествовании детализировать действия, а в описании предмета выделять те его части, которые и будут характеризоваться.

Во-вторых , учу пользоваться разнообразием речевых средств. Для повествования особенно важны видовременные формы глаголов, глагольная лексика, для описания предмета – слова, называющие признаки, характеризующие предмет.

В-третьих , учу тому, как избежать повтора слов в названии действующего лица, в названии предмета, и других элементах повествования и описания.

Использование памяток для младших школьников при написании сочинений различных видов.

Для подготовки к написанию сочинений (составления текстов) разной типологии использую алгоритмы и памятки.

Как составить текст-повествование?

1.Определи тему текста.

2.Сформулируй основную мысль того, о чем ты хочешь написать.

3.Придумай подходящее заглавие.

4.С чего лучше начать рассказ? Составь начало текста.

5.О чем следует рассказать в основной части (как начиналось действие, как развивалось, какой момент был самым интересным, чем все завершилось)? Составь основную часть текста.

Рассмотри внимательно предмет, который нужно описать.

Выдели основные признаки предмета.

Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.

Подбери сравнения, которые можно использовать в тексте.

Вырази свое отношение к предмету.

Как составить текст-рассуждение?

1.Кратко назови то, что будешь доказывать.

3.Подумай, как построить текст. Доказательства можно начинать словами: потому, что, объясняется это тем, что.

4. Сформулируй вывод.

Подготовка к сочинению

Подготовка к сочинению, как письменному, так и устному начинается за несколько дней до самого написания или рассказывания. Независимо от вида сочинения четко выделяются 3 этапа подготовки к нему:

накопление материала (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, чтение художественных произведений);

отбор и расположение материала (обсуждение, выделение важного, составление плана);

словесное, речевое оформление. Т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, самопроверка и проверка учителя.

Читайте также:  Проспать школу или в школу как правильно пишется

В целях оказания помощи, примерно за неделю до письма сочинения, предлагаю учащимся памятки двух вариантов: для учащихся быстро и медленно усваивающих информацию.

При подготовке к сочинению создаю вспомогательные опорные таблицы:

«Подбери красочные определения»

пасмурный, ненастный, солнечный, радостный, светлый, ясный, ….;

свежий, морозный, обжигающий, чистый, …..;

пушистый, искристый, печальный, чудесный, … ;

хмурое, серое, чистое, ….;

пухлая, серая, тяжелая, …..;

белоснежная, красавица, величавая, волшебница, снежная, вьюжная, суровая, морозная.

Дети, пользуясь собственными наблюдениями, составляли словосочетания, включали их в предложения.

узорчатые, нежные, серебристые, хрустальные, ажурные, похожие на цветочки, на звездочки, падают, порхают, кружатся, искрятся.

пушистый, белый, как сахар.

прозрачен, как хрусталь, обжигает огнем

плотный, серый, грязный, потемнел, осел, подтаял

Снег в апреле. прекрасный.
и пушистый, как перья

голубое, ясное, высокое.

как гладь чистейшего озера

теплый, прозрачный. Радостное чувство.

Например, для сочинения по картине заполняем такую таблицу:

Передний план картины

1. Время года — зима

1. Наступила, вошла в свои права

2. Дрожит от холода, пригорюнилась

1. На картине изображена суровая зима.

2. Художник изобразил ненастный зимний день.

Задний план, детали картины

Можно использовать таблицу другого вида:

Картина вызывает у меня настроение …

краски создают ощущение …

НАПРИМЕР, для сочинения по теме «Зимний лес» учащиеся составляют кластер ключевых слов: Зимний лес – деревья, животные, небо, поляна, погода. Затем первичные понятия дополняются характеристиками: деревья – скинули листья, с голыми ветками, стоят, укутавшись в снежные шубы, и т.д. [ Ирина Калайтанова, Прием кластер на уроке. 4 ]

НАПРИМЕР, для сочинения на тему «Мой лучший друг», ученикам можно заранее предложить ответить на вопросы:

Как зовут твоего друга?

Где вы с ним познакомились?

(высокий, низкий, худенький, мощный, сероглазый, с карими глазами и т.д.

Твой друг учится с тобой в одном классе? Вы — соседи?

Какое у твоего друга хобби?

Как вы любите проводить время?

Работа над сочинением предусматривает обогащение словаря учащихся. Ввожу в устные рассказы и в сочинения детей новые слова, только что объясненные на уроках чтения (половодье, хлынуло, убранство и др.).

Обогащается словарный запас при подборе глаголов к существительному. НАПРИМЕР:

Падают, бегут,шуршат, танцуют, плавают, устилают, шепчут, прощаются, понеслись, зашумели, запрыгали, полетели, валятся, поворачиваются, сыплются, лежат, покрывают, летят, шумят, разговаривают.

Маленький подснежник выглянул из земли, увидел солнышко и улыбнулся ему.

При подготовке к написанию сочинения на тему «Падающие листья» ученикам предложила вопрос-задание: Как падают листья в тихую и как в ветреную погоду?

В ходе лексических упражнений важно обращать внимание учащихся на многозначность слов:

Этой цели могут служить упражнения в составлении словосочетаний, НАПРИМЕР

1. подобрать слова, которые можно употребить с существительными:

2. Подобрать глаголы или существительные, которые можно употребить со словами :

— дружно, прилежно, старательно, хорошо (работали);

— быстрые, говорливые, шумные, весенние, мутные (ручейки).

Такие задания следует практиковать при подготовке сочинения на любую тему.

Из опыта работы над сочинением в начальной школе

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Сочинение по одной картине развивает воображение учащихся, и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинениям.

При составлении текста-описания по пейзажной картине главное, к чему я стремилась – создать эмоциональное воздействие живописного полотна на детей, научить их «читать» картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для описания.

– Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы? Осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья, вечернюю зарю, которая не погаснет и через 100 лет?

– На картинах, написанных художниками. (Ответ детей)

– Правильно. Картины природы – леса, долины, луга, написанные художником, называются пейзажами от французского слова «пэи», что означает «страна». Всю страну не вместить в картину, но и одна березка, изображенная художником, расскажет о многом. У каждой страны своя природа, свой особенный пейзаж. Художнику переводчик не нужен. Он разговаривает с людьми без слов, мазками, линиями, цветом. Но надо научиться понимать его особый язык.

Предлагаю описать картину А.Платонова «Первый снег».

Затем провожу анализ картины:

Почему художник использует такие разноцветные сочетания?

Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Затем проводится подготовительная работа:

Постановка знаков препинания.

Вывешивается план написания сочинения:

Показать самое главное на картине.

Описать действия, явления последовательно.

Назвать время и место действия.

Можно предложить два плана сочинения по картине.

Какие чувства вызвала картина.

Проверку своих сочинений учащиеся проводят, пользуясь памяткой.

1. Соответствует ли содержание текста теме?

2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?

6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены предложения?

7. Интересно и понятно ли все слушателю?

Проверь, не пропустил ли ты буквы.

Правильно ли написал безударные гласные?

Проверь слова со звонкими и глухими согласными

Не уверен – спроси учителя.

Работа над сочинением по картине И.С. Остроухова «Золотая осень» 2 класс

Работа над сочинением по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Знакомство с творчеством художника и репродукцией картины.

Подготовительная работа и составление плана сочинения:

— чтение стихов о весне;
— слушание музыки русских композиторов;

— сообщения из личного опыта;

— обсуждение этапов работы над сочинением.

Сочинения в форме письма 2 класс

В процессе обучения детей написанию поздравления, письма или отзыва о прочитанном обсуждается с ними необходимость определения получателя сообщения, поскольку выбор адресата в создании высказывания обусловливает не только задачу, но и отбор фактического материала.

1. Создание мотива речевой деятельности.

— В жизни бывают разные ситуации: люди уезжают надолго из семьи, из коллектива (класса). Общение между ними не прерывается, особенно когда они любят друг друга, скучают.

Каким образом люди могут общаться на расстоянии? (При помощи письма, телеграммы, могут позвонить.)

Что такое письмо? Зачем пишут письма? Кому можно написать письмо? Из чего состоит письмо? О чем можно написать в письме?

В сочинениях-письмах выражаются эмоциональные переживания детей, их отношение к событиям повседневной жизни, к окружающим людям.

Требования к сочинениям в форме письма: писать грамотно, ясно, адресуясь конкретным лицам.

Письмо особым образом оформляют: вначале пишут приветствие и называют человека, которому письмо адресовано, а в конце ставят подпись, дату.

Начинается работа такого вида с коллективного составления небольших писем.

Каждое письмо имеет составные части:

Кому будет адресовано ваше письмо сегодня? Выберите адресата.

С какой целью вы хотите написать письмо?

Учащиеся работают в творческих тетрадях, отбирая материал по собственному желанию, но с учетом требований данной работы.

— В какой последовательности вы будете рассказывать о событиях в своем письме?

Отберите слова с учетом задачи, адресата и структуры письма, которые помогут вам составить его содержание.

Таким образом, изученная форма письменного сообщения позволяет школьникам расширить речевой опыт в создании текста, раскрывается творческий потенциал учащихся.

Поздравляю тебя с Новым годом!

От всего сердца желаю веселья, радости, бодрости, улыбок.

Хочу, чтобы ты была красивой, чтобы улыбались твои глаза.

Работа над сочинением по наблюдению «Осенний день» 3 класс

Сбор материала к сочинению.

2. Отмечаем приметы осени

На дворе осень, но стоит еще теплая погода.

Прохладно. Пасмурно. Стоит ненастная погода.

Ярко, но по-осеннему, светит солнышко. Небо покрывают редкие белые облака. Реже появляется солнышко. Небо покрыли низкие серые облака.

Часто идёт мелкий моросящий дождь. Идут холодные дожди.

Вянут травы, но кое-где ещё можно увидеть цветущие растения.

Завяли, пожухли травы. Пожелтела трава. Завяли цветы.

Пожелтели листья на деревьях. Осень раскрасила листья на деревьях в жёлтый, красный, оранжевый цвет.

На берёзке листья пожелтели. Клены надели свой багряный наряд. Листья с деревьев облетают.

Порывы сильного ветра срывают с деревьев листву.

Листья покрыли землю разноцветным ковром.

В осеннем лесу не слышно пения птиц. Опустел лес.

Птицы улетели на юг. Только иногда слышно постукивание дятла. Животные готовятся к зиме.

Ёжик торопится найти на зиму надежное укрытие.

Чтение стихов об осени.

Видеосюжеты, иллюстрации «Осень».

Вступление. Осень пришла.

Основная часть. Осенний день.

Заключение. «Унылая пора! Очей очарованье …».

Работа в черновиках, редактирование текста.

Запись сочинения в тетрадь по развитию речи.

Работа над сочинением-описанием «Волк»

Сбор информации: чтение научных статей, просмотр документального фильма или видеосюжета, иллюстраций.

Определение типа текста, над которым будем работать.

Источник

Простыми словами о самом интересном
Adblock
detector