- Как научиться писать сочинения на пятёрку?
- С чего начать?
- Работаем по плану
- Пишем на черновик
- Проверяем результат
- К разному возрасту разный подход
- Как научить ребенка писать сочинение в начальных классах
- Основные виды
- Варианты написания
- Требования
- Сочинение 2
- Возрастные особенности
- Польза плана
- 5-6 класс
- Правила написания
- Действуем последовательно
- Как научить младшего школьника писать сочинение
- Как научить ребенка писать сочинение: советы родителям от учителя русского языка и литературы
- Алгоритм работы над сочинением
Как научиться писать сочинения на пятёрку?
Здравствуйте, друзья! На связи Евгения Климкович! Желаю Вам доброго времени суток и предлагаю поговорить о творческой составляющей образовательного процесса. А именно о том, как научить детей писать сочинения?
К сожалению, многие из нас сталкиваются с тем, что обладающий богатой фантазией и большим запасом слов школьник не может выразить свои мысли на бумаге. Всё плохо? Не дано от природы? Конечно же нет! Не стоит опускать руки и мириться с этой ситуацией. Правильно и красиво писать сочинения уже в начальных классах под силу любому ребенку, и научить его этому – не только работа педагогов, но и наша с вами задача.
С чего начать?
Любая творческая работа начинается с темы. Задана тема преподавателем или выбрана ребёнком самостоятельно – имеет принципиальное значение? Абсолютно никакого! Наша с вами цель – понять, разбирается ли ребёнок в данном вопросе, поэтому начинаем обсуждать и рассуждать.
Позвольте вашему школьнику выразить свои мысли, задавайте наводящие вопросы, ищите в дополнительных источниках нужную информацию – всё это поможет собрать исходный материал для будущей работы, исключить не относящееся к теме и оставить только самое необходимое.
Работаем по плану
Ну вот, ваш ребёнок определился, чему будет посвящено сочинение, но, мыслей так много, все они так перепутались. Что делать? Начинаем составлять план, который выстроит в красивые рамки все рассуждения и позволит получить структурированный результат.
Расскажите своему маленькому школьнику про трёх основных «китов», на которых строится творческая работа: введение, основная часть и заключение.
Главная цель на этом этапе – дать понять, что должен содержать в себе каждый из пунктов плана, и чем они друг от друга отличаются.
Когда именно разрабатывать план действий – до сбора необходимого материала или после – решать исключительно основному участнику процесса. Некоторые дети легко справляются с выбором темы и обозначением границ, но не могут определиться, о чем они будут писать. Для таких случаев будет целесообразным вначале собрать информацию, а потом написать план работы. Главное условие – план не должен появляться уже после написания сочинения.
Пишем на черновик
Как бы ни хотелось нашим детям побыстрее справляться с домашними заданиями, чтобы освободить побольше времени для развлечений и прогулок, зачастую им приходится мириться с предварительным выполнением заданий на черновиках.
Убедить своего школьника в том, что черновики – это не двойная работа, а возможность вовремя исправить ошибки и недочеты, должен уметь каждый родитель. Хотите помочь ребенку стать впоследствии добросовестным исполнителем? Приучите его стремиться к аккуратно исполненному результату уже в начальной школе, и это поможет ему в дальнейшем обучении.
Независимо от формы сочинения, будь то повествование, описание по картине или рассуждение, задача работы – раскрыть главную мысль.
Именно этому посвящена основная часть – содержание. Тем не менее, как показывает практика, с содержательной частью школьники справляются намного проще, чем с вступительной.
Гораздо труднее для детей найти первую фразу, с которой необходимо начать. И из этой, на первый взгляд сложной, ситуации есть выход.
Объясните своему ученику, что введение вытекает из сути основной части его работы, указывает, почему выбрана такая тема, и, для упрощения процесса, его написание можно отложить на второй план. Поверьте, что ребёнок справится гораздо успешнее с этой задачей, когда будет готова середина.
Подведение итогов и формулирование выводов будет заключительным этапом работы. Главное правило на этом этапе – не ограничивайте ребёнка в объёмах, дайте волю его мыслям. Он ведь не волшебник, он только учится!
Проверяем результат
На данном этапе участники процесса меняются местами: поработать придется вам, родители. Мы с вами будем читать, вычеркивать, исправлять и дополнять. Только все ли родители делают это правильно? К сожалению, нет. Зачастую этот процесс выглядит как техническая корректура готового материала.
Вы готовы и впоследствии исправлять ошибки своего школьника или хотели бы, чтобы ребёнок овладевал знаниями и применял их самостоятельно?
Давайте будем не только править, но и объяснять, почему мы это делаем. Не исправлять ошибки, а указывать на них, предлагая варианты их устранения.
А вдруг у ребёнка на это есть своя, отличная от вашей, точка зрения, которая имеет право на существование?
К разному возрасту разный подход
С написанием сочинений школьники сталкиваются уже в 1 классе. На уроках русского языка начинающим ученикам предлагается в устной форме рассказать о себе, выразить свои эмоции и чувства, дать описание по картинке.
Как правило, уже к моменту поступления в школу малыши имеют основные навыки описательного процесса. Наша с вами задача в этот период – развивать словарный запас.
Сделайте хорошей привычкой во время совместных прогулок с ребёнком описывать какие-либо предметы, элементы природы, используя для этого прилагательные, добавляя новые, неизвестные слова. Одновременно интересно и полезно!
Самостоятельная работа по индивидуальным темам начинается у детей во 2 классе. Здесь и пригодятся освоенные навыки описания, потому что основная тематика сочинений – сюжетные рассказы. В этом возрасте школьников учат находить главную мысль в готовом тексте. Читайте книги, просите ребёнка пересказывать и выделять основное.
В 3 классе к описательному творчеству добавляется рассуждение. Излагая свои мысли, учащиеся делают выводы из своих наблюдений, приводят доказательства, дают оценку. К концу обучения в 3 классе в качестве наглядных примеров педагоги начинают использовать картины.
Здесь важно уделить внимание изображениям переднего и заднего плана, фону, деталям. Научите своего школьника «читать» картину. А с описательной функцией ребенок уже умело справляется, не так ли?
В 4 классе дети начинают развивать умение писать сочинение на литературные темы.
Сочинения по литературе считаются одними из самых сложных творческих работ.
Поэтому читать, читать, и ещё раз читать!
К завершающему этапу образования в начальной школе при написании таких работ ребенок уже умело использует:
И всё это – заслуга не только педагога, но и ваша личная, уважаемые родители.
Хотя, с тем, что от педагога зависит многое, не поспоришь. Друзья, посмотрите, каким замечательным и наглядным может быть обыкновенный урок русского языка)
В заключение хочется пожелать вам удачи и творческих успехов. Помните: ваш ребёнок – это индивидуальность с личным мнением. Не навязывайте ему своих мыслей, не оказывайте «медвежьей услуги», выполняя за него работу ради хорошей оценки. Будьте рядом и помогайте, но дайте ему возможность делать ошибки, нарабатывая собственный опыт.
Также позволю себе порекомендовать вам статью о развитии техники чтения, без которой в школе вообще никуда. А еще думаю будет полезно узнать о том, как научиться быстро и интересно учить стихотворения и готовиться к пересказу.
Друзья, оставляйте свои комментарии и делитесь статьей в социальных сетях, и мы вместе постараемся сделать жизнь наших детей интересней.
Источник
Как научить ребенка писать сочинение в начальных классах
Наверное каждый человек любит разные вещи. Это зависит от его внутреннего мира, характера, взгляда на жизнь. Кому- то нравятся компьютерные игры, ухаживать за своими домашними питомцами, кататься на коньках и лыжах. Конечно же у меня тоже есть много вещей, людей, занятий и людей которых я люблю.
Во- первых я очень сильно люблю свою семью. Мне кажется что я не могу представить себя без нее. Особенно мне нравится помогать маме готовить, а с папой кататься на машине и ходить на рыбалку. Я обожаю выходные за то что мы собираемся всей семьей за столом. Обычно зимой ходим на горку, и каток.
Мой самый любимый праздник это Новый год, ведь это праздник когда дома царит уютная атмосфера и любовь.Зимними вечерами я люблю погреться пол теплым одеялом, и выпить ароматный кофе с книгой в руке. Я люблю день своего рождения, только мне не очень нравится дата 30 декабря. Мне дарят много подарков, мама и я готовим много еды. Собираются все родственники, мои друзья. У нас есть семейная традиция. На мой день рождения всегда запускают воздушного змея.
У меня есть хобби: чтение книг, рисование, плавание. Что касается книг то я обожаю читать фантастику и ужастики, в рисовании мне нравится больше всего рисовать животных и живописные пейзажи.
Еще мне нравится гулять по улицам города в полном одиночестве. Особенно ехать на велосипеде, или кататься на роликах. Ветер развивает волосы, а теплое солнышко светит в лицо, любимая музыка играет в ушах. Я ужасный киноман, и часто люблю посмотреть фильмы или сериалы
Основные виды
Различают три основных направления данного типа творческих работ.
Варианты написания
Если вам интересно, как научить ребенка писать сочинение (2 класс), то можно пойти разными путями. Главное, это регулярные тренировки и использование для своих целей различных источников для написания работы. А какие вообще могут быть способы написания и типы сочинений, независимо от возраста ребенка?
Требования
Какие навыки и умения должно в себя включать написания данного вида работ?
Сочинение 2
Все мы разные, и у каждого из нас есть свои люди, явления и вещи, которые мы любим. В моей жизни любимого немало, можно сказать, что вся моя жизнь – это сплошная любовь.
Я очень люблю свою семью: ни дня своей жизни не могу представить себе без дорогих и близких мне людей. Ради них я готова на многое. Они тоже меня очень любят. Все встречающиеся на моём пути люди платят мне взаимностью. Говорят, что правильно любить других способен только тот человек, который любит себя. Я люблю себя – самого главного человека в моей жизни, потому что я у себя – одна. Я делаю себе много приятного, радую подарками – и себя любимую, и моих близких, забочусь о нас.
Я люблю свой дом: мне в нём уютно и радостно, это наша семейная крепость, защита от бед, обид и печалей. Внутри нашей квартиры живёт любовь, её нельзя не почувствовать: она в красивой домашней обстановке, в приветливых лицах домочадцев, в семейных посиделках и вкусном ужине, приготовленном любимой мамой. Сюда всегда радостно возвращаться, в каких бы сказочных местах ты ни побывал.
Я люблю своего кота Мотьку, потому что он очень славный. Мы подобрали его на улице, и он стал всеобщим любимцем. Любить значит заботиться, и я забочусь о своём четвероногом друге: кормлю его вкусняшками, чешу за ушком, играю с ним. За это он меня любит. Но не только за это, а просто так, ведь любят не за что-то, а просто любят! В общем, у нас с ним взаимная любовь с первого взгляда.
Я люблю свою страну: она большая и необъятная. Конечно, у нас немало сложностей, но я верю, что скоро всё наладится, и все жители будут жить ещё лучше. Хочется, чтобы у моей страны не было врагов, её уважали и любили во всём мире, так же, как её люблю я.
Я люблю ходить в школу: там у меня много друзей, с которыми мне всегда очень весело. Они всегда готовы мне прийти на помощь, я им тоже. Наш классный руководитель – наш главный затейник, её я люблю за доброту, внимание, умение заглянуть в душу каждому ученику. Мы все её любим!
Я люблю каждый новый день: в нём много нового, интересного. Каждое утро я просыпаюсь с улыбкой, с радостью перешагиваю порог дома и иду в направлении новых школьных открытий. Каждый новый день меня тоже любит – дарит мне новых друзей, новые радости, новые знания. Вечерами я говорю уходящему дню «спасибо» и засыпаю, чтобы завтра проснуться в хорошем настроении.
Есть ещё немало вещей в окружающем мире, которые я люблю, и я всё чаще замечаю, что чем больше я люблю мир, тем больше он любит меня!
Возрастные особенности
Польза плана
Дети с недовольством садятся писать сочинение, а тут еще и какой-то план от них требуют. Мой сын также не очень этому радовался. Проблема в том, что дети не понимают, в чем необходимость данного этапа в работе над сочинением.
Важно донести до ребенка мысль, что при отсутствии плана, изложение мыслей будет хаотичным и бессвязным, суть работы потеряется, все должно быть последовательно. Для того, чтоб малыш смог полностью раскрыть идею и тему заданного произведения, необходимо все структурировать, не упуская детали, к тому же, это позволит лучше осознать то, что было прочитано. Важно, чтоб в плане фигурировало вступление с аргументацией темы, основная часть, в которой описывается суть и заключительная, в которой ребенок делает свои выводы. Таким образом, малышу легче излагать, когда все разложено по полочкам.
На самом деле, когда есть план, задача ребенка облегчается во много раз. Фактически он уже видит, о чем должно быть написано в творческой работе, и дело остается за малым — изложить все на листке.
5-6 класс
. Не знаю, можно назвать это увлечением или нет, но я очень люблю готовить. Это занятие меня очень вдохновляет. Я всегда стараюсь находить интересные рецепты: в интернете, старых кулинарных книгах, расспрашиваю у мамы, бабушки и их подруг. Мама даже подарила мне большую записную книжку, куда бы я могла записывать полюбившиеся рецепты. Я всегда помогала маме на кухне. Поначалу, когда была совсем маленькой, я вырезала формочками печенье из теста, помогала лепить вареники и пельмени. Конечно, далеко не всегда они получались идеальными, но ведь с чего-то надо было начинать! Затем мама стала доверять мне нарезку овощей для салатов, супов. Постепенно я научилась варить каши, горячие блюда, запоминала, как готовить мясо в духовке. Но самой большой страстью стало приготовление всевозможных десертов. Это настоящее искусство, которое требует от кулинара сноровки, терпения и большой фантазии. Теперь на каждый праздник или семейное торжество я пеку большой торт, который все считают моим фирменным блюдом. Я еще не раздумывала всерьез над тем, кем бы хотела стать в будущем, но не исключаю, что стану кондитером.
. Моим самым большим увлечением являются компьютерные игры. Многие взрослые осуждают мое хобби, но я считаю, что это совсем неправильно. Видеоигры – это не просто бессмысленные «стрелялки». В настоящее время существует огромное количество игр, которые требует от игрока находчивости, сообразительности, логики, быстрой реакции. К тому же, многие игры делаются на основе интересных книг, которые я затем с удовольствием прочитываю. Меня интересует не только сам процесс, но и то, как устроена игра изнутри. Много полезной информации я нахожу в интернете, на форумах, где общаюсь с такими же, как и я, игроками. Благодаря такому общению я узнал много интересного. Я даже хочу пойти на курсы по созданию собственной видеоигры. Надеюсь, родители смогут пойти мне на встречу в этом вопросе. В будущем же я также хочу заниматься играми. В настоящее время – это прибыльное дело, которое может приносить одновременно удовольствие и доход.
Правила написания
Родители должны понимать, что при написании сочинения, заданного на разную тематику или разного жанра, план действий будет отличаться. Рассмотрим это на примере двух видов работы.
Действуем последовательно
Сочинение – это не просто письменная работа. Она всегда структурирована. Нельзя написать «как на душу легло», чтобы получилась работа, соответствующая критериям высокой оценки. Сочинение может быть очень глубоким и содержательным, но при этом учитель оценит его невысоким баллом, потому что написано оно, например, не точно по теме, или она раскрыта не полностью, или ребенок в процессе написания «ушел влево» – сам себя увел рассуждениями в дебри вопроса, который рассматривать не требовалось, но при этом упустил суть…
Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.
Что должен уметь учащийся, чтобы написать «правильное» сочинение?
Для получения хорошей оценки важно также, чтобы написана работа была с соблюдением норм русской современной грамматики, лексики, пунктуации, синтаксиса. То есть не содержала совсем или имела минимум незначительных ошибок. Поэтому так важно не только собрать все «ингредиенты» в нужном порядке, но и уметь внимательно переписать начисто, проверить написанное. Здесь уже нужны знания правил русского языка.
Источник
Как научить младшего школьника писать сочинение
Сочинение
Сочинение – одно из самых сложных и самых полезных школьных заданий. Писать сочинения учащиеся должны уметь уже в начальной школе. Для этого вида деятельности требуется развитие творческих литературных и речевых способностей, логика мышление, концентрация внимания, культура языка.
Что должны уметь учащиеся каждого класса в начальной школе
В первый год обучения детям предлагается составить рассказ по картинке, рассказать о своих впечатлениях, после прослушивания литературного произведения, выразить свои эмоции по поводу явлений природы и т.д. Ученики первого класса, строго говоря, сочинения пока не пишут, но все эти задания, по сути, и являются устными сочинениями.
Ещё в дошкольном возрасте дети учатся рассказывать о произошедших за день событиях, пересказывать сказки, описывать то, что им наиболее понравилось или не понравилось во время проведения мероприятия. К первому классу у них, обычно, уже присутствует некоторый навык и определённый словарный запас, особенно, если ребёнок посещал дошкольное заведение. Поэтому, чаще всего, такие устные «сочинения» не вызывают больших сложностей у ребёнка.
Учитель на первом году может максимально развить эти навыки с помощью специальных игр и упражнений, о которых будет сказано ниже.
Вплотную к собственно сочинению ребёнок приближается во втором классе. Анализируя различные, предлагаемые учителем литературные тексты, второклассники учатся выделять в них основную идею, отделять главное от второстепенного. В этом возрасте ребёнок учится сжатому пересказу, что чрезвычайно важно для формирования в дальнейшем полноценного умения писать сочинения.
На третьем году обучения от учащихся уже требуется не только составить описание или сюжетный рассказ с выделением его главной мысли, но и высказать своё собственное отношение, свою точку зрения, доказав её.
В третьем классе ученики начинают писать сочинения по картинам известных художников. Учитель должен научить ребят обращать внимание на детали картины и делать из них соответствующие выводы. В словарь учащегося на этом этапе обучения входят такие выражения как «на переднем плане картины», «в центре изображения», «на заднем плане» и т.д. Учащийся должен учиться понимать «язык» картины, делать выводы, почему художник использовал тот или иной приём, что хотел сказать зрителю данным произведением.
Настоящие классические сочинения школьники начинают писать не ранее четвертого года обучения. Такими можно считать сочинения на темы литературных произведений. Задание это достаточно сложное, поэтому для того, чтобы ученик с ним справился успешно, у него уже должен быть сформирован интерес к литературе, привычка анализировать прочитанное, умение высказывать свои впечатления от литературных текстов. Такие приёмы как сравнение, размышление, анализ, допущение, оценивание должны присутствовать в арсенале любого учащегося 4 класса.
Как же учителю добиться того, чтобы это требование было выполнено?
Источник
Как научить ребенка писать сочинение: советы родителям от учителя русского языка и литературы
Далеко не каждый ребенок мечтает о поэтической славе и не каждый грезит о лаврах великого писателя. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у ребенка никак не получается? Могут ли помочь родители научить ребенка писать сочинение? Конечно, могут. И мы подскажем, как это сделать правильно.
Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать сочинение. Ребенок просит: «Мама, помоги. Я не знаю, что писать». Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.
Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.
Предлагаем алгоритм работы.
Алгоритм работы над сочинением
1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?
Например, тема: «Моя любимая книга». Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).
2. Соберите материал. Например, тема сочинения «Мой путь в школу». Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.
Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.
Совет: Конечно, ради сочинения «В деревне» в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.
3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.
Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?
Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.
Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.
4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — «бедная» лексика: повторы слов, «куцые» предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.
Самое удобное — заполнить таблицу:
Существительные
Прилагательные (эпитеты, сравнения)
Глаголы
Слова, выражающие ваше отношение, эмоции
Источник