Как написать сочинение в жанре сказки

Содержание
  1. Пять полезных советов, как придумать сказку
  2. Как написать сказку самому – пошаговое руководство
  3. Сказка – ложь – да в ней намёк: как определить главную идею сказки
  4. Сказки для детей
  5. Сказки для взрослых
  6. От «Колобка» до «Гарри Поттера»: виды и жанры сказок
  7. Главный герой = главный секрет успеха сказки
  8. Немного «геройских» вопросов «на засыпку»
  9. Герой без Пути – не герой! Что такое «путь героя»?
  10. И снова пора пошевелить извилинами!
  11. «Сказка рядом» — закрытая группа ВК для тех, кто хочет понять, как написать сказку самому
  12. Как написать сказку собственного сочинения или как научить ребенка писать сказки
  13. Подготовительный этап – научить ребенка ориентироваться в сказочном мире
  14. 3 забытых секрета о том, как рассказывать сказку ребенку
  15. Детское и взрослое восприятие сказок
  16. Сочинять сказку – значит наводить порядок в душе
  17. Как написать сказку с ребенком если не умеешь писать сказки
  18. Метод «Продолжи сказку»
  19. Метод «Нарисуй сказку»
  20. Метод «Расскажи сказку»
  21. Метод «Волшебная дорожка»
  22. Метод каталога
  23. Прием исправления сказки
  24. Как написать сказку собственного сочинения
  25. «Дружба пчелки и лягушки»
  26. Как написать сказку о добре?
  27. Сказка «Ласточки»
  28. Композиция волшебной сказки
  29. Как написать сказку самому
  30. Сказка «Колобок» и ее вариации
  31. Заключение

Пять полезных советов, как придумать сказку

Доброго времени суток, дорогие читатели!

Сказки я любила всегда, причем не только слушать, но и сочинять. Почему я решила написать именно о том, как самому придумать сказку? Во-первых, занимаюсь этим давно, и мне это безумно нравится! Почему даю советы? Я не много сказок отправила в свет, но как минимум две из них, находили отклик в сердцах не только читателей, но и беспристрастного жюри. Первая из них, была написана в тяжелый для меня период жизни, когда сильно болел мой старший сынок. Это была сказка «Волшебная страна Nestle», за которую компания Nestle, организовавшая конкурс сказок, подарили мне стиральную машину за занятое 1 место. Благодарю их по сей день! На тот момент это было очень и очень важно для меня!

А сегодня я приглашаю вас в гости к сказке, сказке придуманной вами!

Так вот, что же такое СКАЗКА?

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка — это вымышленная история, в которой может произойти все, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно!

И жили они долго и счастливо!

Сказка — добрый помощник в воспитании ребенка и самого себя! С помощью сказки можно не только поверить, но и воплотить в реальности волшебство и чудеса…

Сказка может стать заветной волшебной палочкой в руках, ой, простите, в устах, заботливой мамы. Ведь она — основная таблетка в сказкотерапии. А что такое сказкотерапия? Это лечение сказкой. Какие болезни лечатся сказкой? Сказкой лечатся тяжелые и легкие формы капризитов, нехочухитов и лениитов. =) Да к тому же, сказка — наиприятнейшее лекарство во всей медицине, которая придется по душе каждому!

Каждая мама в силу своей природы уже с рождения способна на сказкотерапию. Ведь мама интуитивно знает, как и в какой форме преподнести малышу тот или иной жизненный урок. Ну чем не мамина сказка: уговаривая кроху не снимать на улице шапочку, сказать, что ушки надо прятать, а то проказник ветер, возьмет и заберет на время ушки… И что мы будем делать без ушек? Ведь, чтобы их вернуть придется пить горькие лекарства и целый день лежать в постели…

Каждая мама в душе (она может и не догадываться об этом) настоящая и самая лучшая в мире сказочница.

Хотя, в принципе, ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НАПИСАТЬ СВОЮ СКАЗКУ!

Для того, чтобы родилась своя сказка нужно немного воображения, желание и время! Ну, что попробуем?

Итак, совет №1.
Разбудите свое воображение.

Воображение, как и талант, дремлет в каждом из нас. Правда у кого-то оно дремлет, а у кого-то и спит беспробудным сном. Но это поправимо. Главное — поверить в свою творческую жилку и немного ее подтолкнуть, и тогда при вашем желании, она медленно двинется по рельсам сказочных идей, постепенно ускоряя свой ход.

Воображение — это способность видеть необычное в обычном, создание образов и сюжетов, оживление неживого и нереального. Воображение работает на определенном сырье, при переработке которого рождается сказка. Сырье для воображения можно найти повсюду. Это могут быть жизненные ситуации (провалы и проблемы, успехи и достижения). Источником вдохновения могут послужить картины художников, классическая и современная музыка, образы из мира кино и собственно уже известных сказок. Уединение с природой способно разбудить идеи даже в самой «уставшей» от мирских забот голове.

Расшевелить воображение может помочь общение с ребенком. Наводящими вопросами, малыш сам ответит, что и как должно произойти в сказке. Сочинять сказку вместе с детьми — весело и познавательно. Ведь у них самое интересное и живое воображение!

Дайте волю фантазии и оживите неживое. Пусть заговорит дверь, начнет играть перед сном кровать, или убегать из-под ног дорога…

Мечтайте о себе, обрисовывая мечту в виде сказки. Но! Внимание! Этот метод способен принести ЧУДО из нереальности в реальность и исполнить вашу мечту. Поэтому будьте позитивны!

А еще пробудить вдохновение можно при помощи медитации. Медитация — это расслабление тела с целью «высвобождения» и контроля своих мыслей и эмоций. Во время и после медитаций рождаются добрые и нежные истории.

Волшебная мантра для вдохновения поможет прочувствовать состояние полета и парения. Наполнить свою душу энергией, силой и вдохновение.

Совет №2
Придумайте главного героя

Главный герой сказки — стержень, вокруг которого вертятся события и чудеса. Главным героем может стать ваш ребенок, либо мальчик или девочка, своим поведением очень напоминающими вашего малыша. Основным персонажем может быть любимая игрушка, герой мультфильма, животное или птица, машина, обычная шишка, посуда, стол, компьютер, телефон. Все, что угодно!

Наделите героя какими-нибудь обычными и необычными качествами. Например, оживить стол — уже само по себе необычно, но при этом на нем все также можно делать уроки, при чем путешествуя по свету.

Совет №3
Набросайте план будущей сказки

То есть подготовьтесь заранее. Подумайте о чем или о ком будет ваша сказка. Что именно вы хотите донести до слушателя. Напишите план. В план должно входить:

Начало истории (где? кто? когда?)
Происшествие (что произошло? конфликт, проблема)
Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации)
Итог (возвращение или иное завершение сказки)

Безусловно, это очень и очень приблизительный план. Ну, вот пример плана всем известной сказки «Колобок»:

Домик бабушки и дедушки. Дед просит бабку спечь колобок.
Испеченный колобок оживает и убегает.
Колобок успешно убегает от опасности в виде зайца, волка и медведя.
И на старуху бывает проруха, лиса перехитрила колобка.

Жил-был шарик. Очень долго он пролежал маленьким и сдутым в большой коробке с другими такими же шариками, мечтая однажды увидеть яркий солнечный свет. И вот однажды, он оказался в руках человека. Человек стал надувать его. Шарик стал расти, становиться все больше и больше. Он уже не был сморщенным и некрасивым. Теперь это был большой красный шарик, готовый полететь в небо. Но человек, дал его маленькому ребенку. А малыш крепко держал шарик в руке.

Шарик настолько себе понравился, что ему очень не хотелось играть с ребенком. И он все время пытался вырваться. И вот подул ветерок, и шарик, воспользовавшись случаем, дернулся и вырвался из маленьких ладошек. Шарик взмыл в небо. И летел все выше и выше. Он так радовался своей свободе, что начал громко смеяться. Да так, что не мог остановиться, пока не лопнул, и не упал снова на землю…

Если тренироваться на сказках-крошках, то со временем вы запросто будете придумывать объемные и интересные сказки!

Совет №4
Переделайте старую сказку

Возьмите за основу любую сказку и поменяйте в ней что-нибудь. Введите в сказку нового персонажа или наделите старого новыми чертами характера или возможностями. Пусть, например, Маша, заблудившись в лесу, попадет не в дом опрятных медведей, а в домик трех поросят. Или, колобок будет не аппетитным и ароматным, а черствым и злым, от которого убегали и прятались все звери, и только лиса придумала способ спасти лесных жителей (например, вернуть колобка бабушке с дедушкой и сделать из него сухарики).

Детям всегда интересно, а что происходит потом? Например, кем стал Буратино, когда вырос? Или, что случилось с Аленушкой и ее чудищем-мужем после свадьбы, и что было бы, если бы аленький цветочек развеял семена и размножился?

Либо, возьмите из сказки ряд ассоциативных слов и добавьте к ним какое-нибудь, совершенно иное слово. Например, сказка «Волк и семеро козлят». Ассоциативный ряд может быть таким: волк, козлята, коза, капуста, голос и добавляем новое слово — телефон. Ну, что теперь произойдет в истории?

Совет №5
Поиграйте в словесные игры

Слова — клеточки сказочного творения. Можно поиграть и с ними, авось и что-то новое родится.

Возьмите два разных слова (можно кого-нибудь попросить назвать вам слова, или наугад ткнуть пальцем в книжку). И придумайте пару сюжетов с этими словами.

Например, возьмем слова — замок и олень. Вот какие сюжеты можно придумать:

1. К замку принцессы каждый день в одно и то же время приходил олень, и пытался дотянуться до яблони за забором.

2. В замке одного короля жил прекрасный олень, который умел говорить.

3. Жил-был удивительный олень, который на своих рогах носил целый замок.

Возьмите противоречия и придумайте историю. Например, огонь и вода, недодела и передела, красивая и некрасивая принцесса, микросамолет и самолет, король и слуга, лето и зима.

Выпишите несколько заголовок из журналов, газет и книг. Перемешайте и возьмите наугад три из них. Найдите общее и составьте рассказ. Иногда из самой, казалось бы, абракадабры, рождается гениальное произведение, например, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла.
Заключение
Найдите слушателя и расскажите ему сказку

Сказочнику обязательно нужны те, кто любит сказки. Рассказывайте сказку простыми словами и простыми предложениями. Используйте яркие описательные образы и как можно больше прилагательных. Активно играйте интонацией и голосом, говоря то громче, то таинственно тише.

Поведайте свое сочинение любимому человеку, маме, подруге, соседке. А лучше всего самому благодарному слушателю — ребенку! Расскажите, даже не прося ее оценить. Оценку своей сказки вы увидите в их глазах…. И скорее всего она вдохновит вас на новые подвиги!

Познакомьтесь с моей последней сказкой «Магазин смеха»! Возможно именно она станет вашей отправной точкой в страну Добрых Сказочников!

Талант сказочника не родится сам по себе. Он как зернышко в земле, чтобы вырасти, ему нужны старания и время. Однако, оно того стоит, чтобы в один прекрасный день превратиться в красивое цветущее дерево. Дерево, которое не похоже ни на кого и красиво по-своему!

Читайте также:  Как правильно пишется слово передадим

Тут и сказки конец, а кто слушал — Молодец!

Источник

Как написать сказку самому – пошаговое руководство

Как написать сказку самому – вопрос отнюдь не праздный, потому что писать сказки круто, друзья! Это такой вид творчества, который можно освоить в любом возрасте и даже добиться серьёзных результатов – ведь хороших сказок много не бывает!

Представляете, как будет здорово, если ваш ребёнок или внук возьмёт в руки увесистую книжку сказок, которые сочинила его мама, папа, дедушка или бабушка? Такая книжка станет семейной реликвией, будет передаваться из поколения в поколение.

Хорошие сказочники быстро становятся известными – потому что сказки легко читаются и распространяются по соцсетям. Один из самых убедительных примеров лично для меня — это Эльфика, Ирина Сёмина, автор очень интересных сказок, которые издаются приличными тиражами в красочных изданиях. А ведь начиналось всё с простого хобби!

А почему всё же сказка, не рассказ или повесть?

Дело в том, что сказка — это весело, просто, интересно. Мы все выросли из сказки, это самый простой, яркий, интуитивно понятный каждому жанр. В нём почти нет ограничений. Даже дети могут сочинять прекрасные сказки – и вы можете их записывать и редактировать для своего семейного сборника.

В добрый час, друзья! Это статья – небольшой гайд-руководство, которое поможет вам понять, как писать разные сказки – и для развлечения, и для роста в писательском мастерстве!

Содержание:

Сказка – ложь – да в ней намёк: как определить главную идею сказки

Прежде чем приступить собственно к написанию сказки, вам нужно ответить на вопрос: А для чего/кого я вообще хочу написать сказку?

Дело в том, что от ответа будет зависеть всё остальное – и вид сказки, и её форма, и стиль написания. Можно сказать – суть сказки – это её сердцевина, та капля сладкого нектара, ради которой раскрывается яркий необычный цветок – художественное оформление сказки.

Прежде всего, стоит задуматься о возрастном ограничении.

Сказки для детей

Тут всё просто: сказка для малышей лет до 3-4 не может быть перегружена серьёзными философскими смыслами.

Для примера и изучения вспомните и немножко поанализируйте русские народные сказки для самых маленьких: «Репка», «Курочка-Ряба», «Колобок». Они очень просты по структуре и в них часто используются повторяющиеся элементы сюжета (катится Колобок и встречает…), присказки («тянут-потянут, вытянуть не могут»), напевность, ритмичность – малыши не воспринимают сложные предложения.

Детям лет с пяти и до школы уже интересны сюжетные сказки, но всё же простые, с упрощёнными героями, в которых есть одна-две доминирующих черты характера: «добрый-злой» «хитрый», жадный, «смелый». Золушка, Иван-царевич, Кощей, Буратино. Очень хорошо в этом возрасте ложатся стихотворные сказки Пушкина, «Конёк-горбунок», поскольку в них, помимо идеи и смысла заложен ещё и ритм.

Чем старше, тем, соответственно, сложнее сюжеты и герои. Ближе к подростковому возрасту герои сказок и сюжеты уже приобретают неоднозначность, конфликтность, напряжение. Сюжеты становятся более «закрученными», приобретают черты приключений и детективов. Классика – серия о Гарри Поттере, где почти нет однозначных, «плоских» героев.

Сказки для взрослых

Да-да, а вы как думали, куда отнести Фродо с Гендальфом, вампиров и оборотней, героев набирающего популярность жанра литРПГ (ролевой игры), современных бесчисленных «золушек», процветающих в романах и сериалах, а также фантастику?

Всё это тоже можно отнести к жанру сказки, чистейшего художественного вымысла.

Но в каждом случае, определив свою целевую аудиторию, подумайте, какой- всё же смысл, урок, идею, пользу, мораль вы внесёте в своё творение. Это поднимет вашу сказку на порядок, сделает её не просто чтивом для развлечения, но мощным воспитательно-развивающим средством.

Лучше всего, если вы, определившись, для кого вы будете писать сказку, до того как непосредственно сесть писать, «прошерстите» несколько десятков аналогичных сказок разных авторов. Это настроит вас на нужный стиль и лад, поможет понять, какие вам нужны смыслы и герои. Каждый раз после очередного прочтения задавайте себе вопрос: в чём главный посыл этой сказки? Подходит ли он мне?

Найдите свой смысл и сформулируйте его в одну-две ёмких фразы.

Например: «Я буду писать сказку для подростков – главный посыл в том, чтобы находить настоящих друзей не по внешности и популярности, а по качествам души. Это будет история о большой дружбе».

И можно приступать к определению вида сказки, которую хотите написать.

От «Колобка» до «Гарри Поттера»: виды и жанры сказок

Раньше, до появления СМИ и телевидения с интернетом, сказки по-простому делились на волшебные, про животных и социально-бытовые. Сейчас же жанров и видов сказок столько, что разобраться в них досконально не может никто.

Но всё же я бы заранее определилась, к какому хотя бы направлению вы тяготеете: детские, волшебные, бытовые сказки (тесно связанные с повседневной жизнью), мистические истории, народный фольклор, юмористическая сказка, философская притча, фентези-истории, фантастика и так далее.

Почему стоит повнимательнее отнестись к жанрам? Потому что каждый имеет свою специфику, стилистические особенности и законы. Например, в фольклорной сказке недопустимо использовать современную лексику, если только вы не задумали пародию, а они, кстати, пользуются популярностью!

В общем, ограничений по большому счёту, нет. Но если у вас выраженная тяга к какому-либо определённому жанру – совет тот же, что и с возрастом: читайте сказки и истории похожие по стилю, отмечайте, что вам нравится и что вы бы могли использовать для своего творчества. Я отнюдь не призываю к плагиату. Я призываю учиться у мастеров и не вижу ничего плохого в подражательстве на ранних этапах творчества: на этом растут все творческие люди.

Главный герой = главный секрет успеха сказки

Если в детских, «малышовых» сказках, как я уже говорила выше, герои должны быть максимально простыми, с одной-двумя главными и понятными ребёнку чертами характера, то чем «старше» сказка, тем больше всё в ней будет зависеть от главных героев.

Самое главное – ваши герои должны нравится детям! А чтобы они нравились детям, они должны быть немножко на них похожи и попадать в схожие психологические ситуации. Вот почему семейные сказки – это самые лучшие сказки для ваших детей!

На основе этого подхода – написании индивидуальной сказки для малыша или взрослого – работает целое психологическое направление, «сказкотерапия», которое эффективно решает психологические проблемы и сложности воспитания в семье.

Итак, герой. Без убедительного и обаятельного героя не напишешь хорошей истории. Именно герой получает те уроки, которые автор вкладывает в сказку, а читатель получает этот урок по максимуму только при условии, что он симпатизирует главному герою, переживает за него.

Если вы пишете сказку для собственного ребёнка, кому, как не вам знать его особенности, склонности, сильные и слабые стороны? Вложите их в своего героя, поместите его в ситуации, фантастический антураж, за которым скрываются реальные трудности роста и взросления, и вы напишете самую лучшую сказку для своего ребёнка.

Если же вы пишете просто «для себя», определитесь, кому будет симпатичен ваш герой. Наделите его теми чертами, которые понравятся тому типу читателей, на который вы рассчитываете. Если хотите увлечь подростков – говорите о том, что важно для них.

Немного «геройских» вопросов «на засыпку»

Подумайте, почему, например, Гарри Поттер вызвал такую мощную волну-отклик среди подростков? Какие качества героя совпали с их внутренним мирооощущением, «зацепили» их настолько, что дети бросили играть в компьютерные игры, перестали зависать в интернете и стали читать эти книги? А они стали – это невероятно, но это так.

Ответив на этот вопрос, проанализировав героев тех сказок, которые нравятся лично вам и вашим детям, вы многое сами сможете понять о том, какими чертами и склонностями наделить героя вашей собственной сказки. Составьте карту-план ваших главных героев, внеся туда качества характера, их историю, привычки, склонности, недостатки и странности. Чем объёмнее сказка, тем подробнее надо расписывать главных героев.

Более подробно о героях, принципах их конструирования вы можете ознакомиться в этой статье и моей литературной школе «Живое Слово» ВК и в группе-потоке «Сказка рядом», о которой подробнее расскажу в конце статьи.

Герой без Пути – не герой! Что такое «путь героя»?

Несмотря на то, что сказки кажутся предельно простыми по сюжету, в них всегда есть структура с основными поворотами, соответствующим концепции «пути героя».

Что такое «путь героя»?

Это понятие существовало в мировой литературе с самых древних времён, когда люди стали записывать первые мифы. Если вкратце: это становление человека как личности, прохождение им всех этапов от рождения до смерти, преодоление различных кризисов, испытаний и порогов.

Вот почему сказка имеет такой мощный воспитательный эффект: в ней зашифрован, сжат, словно внутренняя пружина, глубинный образ становления человека. Он изложен в лёгкой и ненавязчивой форме сказки с волшебным антуражем, но эта скрытая пружина смысла помогает читающему неосознанно встраиваться в те реалии, которые его окружают.

Так, ненавязчиво и аккуратно, сказка вносит в читателя импульс собственного развития, поиска личных истин, ответов на волнующие вопросы. Вот почему так важно воспитывать детей на хороших, чистых и мудрых сказках, автором которых можете стать вы сами!

И потому же сюжет всех сказок, по сути, одинаков, неважно, для какой возрастной категории она написана: герой появляется на страницах, получает какой-то вызов, принимает его, проходит обучение у наставника, отправляется за пределы обычного мира, проходит различные испытания, включая подготовительные и главное, а в итоге возвращается в обычный мир с вынесенным уроком и наградой, которой должен мудро распорядиться.

На своём пути он встречает других персонажей с разными архетипами: друзей, врагов, союзников, учителей, плутов, которые так или иначе помогают ему совершить «путь героя» и стать другим, поменять свою судьбу и окружающий мир.

Конечно, все эти этапы – словно части подвижной мозаики, их можно менять местами, развивать, какие-то убирать вовсе, но суть остаётся неизменной: у вас есть сказочный герой, и он должен пройти свой путь через испытания, изменившись в результате. И, в идеале, он должен изменить не только себя, но и повлиять своими благими переменами на окружающий мир. Очень хорошая книга Кристофера Воглера «Путешествие писателя» подробно излагает принципы построения сказочных и вообще любых героев и их пути. Рекомендую!

И снова пора пошевелить извилинами!

Вспомните свою любимую сказку. Выделите в ней главного героя. Отметьте, каким он появляется на первых страницах. Задайте себе следующие сюжетные вопросы (каждый вопрос — это поворотный момент сюжета):

Видите, сколько вопросов… Не на все можно найти ответ, ведь сказки бывают очень разными. Но опорные точки сюжета, о которых я вам рассказала выше, вы обязательно нащупаете. Попробуйте встроить героя, который у вас сложился в результате работы над героем, в стандартную схему «пути героя».

Читайте также:  Как часто писается ребенок в 1 год

Не советую сразу писать сложную сюжетную сказку – попробуйте оттолкнуться от вопросов, изложенных выше и выстроить на них свою первую сказку: у вас уже получится хорошая классическая сказка. А мастерство, неповторимый авторский стиль и необычность приёмов – дело наживное: от сказки к сказке будет получаться всё лучше! О стиле и приёмах подробнее — в этой статье. Главное – начать.

«Сказка рядом» — закрытая группа ВК для тех, кто хочет понять, как написать сказку самому

Каждый желающий писать сказки или просто хорошо провести время в творческой обстановке, может принять в нём участие за символическую плату 290 рублей в месяц, вступив в донат группы «Живое слово». Для этого нажмите кнопку «Поддержать» в самом верху группы, как показано на скриншоте:

Помимо группы «Сказка рядом», вы получите доступ и в две другие закрытые группы, одна из которых посвящена мемуарам( «Родовая книга»), а другая — написанию нон-фикшн (нехудожественных) книг («Словомагия»).

Платёж будет сниматься автоматически в то же число месяца, в какое вы зашли в донат.

Отменить платную подписку можно в любое время.

В группе «Сказки» пишут и общаются совершенно разные люди – и абсолютные новички, впервые взявшиеся за «сказочное перо», и более опытные авторы, уже имеющие какой-то писательский опыт. Обратную связь можно получить как в комментариях к постам в группе, так и в специальном рабочем чате для донов группы «Живое Слово».

А это отзывы людей, которые писали в группе «Сказки»:

В потоке «Сказки» участникам предоставляются дополнительные материалы по написанию сказок, включая работу над героями, сюжетом, деталями атмосферы. В группе собраны различные задания, помогающие преодолеть страх перед писательством, «разогреться», повеселиться и получить заряд и идеи для вдохновения. Все задания полезны, «прокачивают» не только писательские, но и психологические навыки, в работе используются метафорические ассоциативные карты (МАК).

По желанию участника за дополнительную плату можно откорректировать, отредактировать написанные вами сказки и даже оформить их потом в сборник, подготовить его к печати.

Если же вам легче пишется в коллективе единомышленников: добро пожаловать в донат группы «Живое Слово» и получить результат, на который вы даже и не могли рассчитывать, потому что наш весёлый дружный и творческий коллектив творит чудеса! Приходите и убедитесь сами, что написать сказку самому не только возможно, но легко и весело!

Поделитесь этим материалом с теми, кому тоже не хватает в жизни сказки! И не забудьте скачать мою бесплатную книгу о писательском мастерстве «Клавиатура + душа: как стать автором, за которым идёт читатель», а также бесплатный урок по выбору писательских тем и методу свободного письма — всё это отличные инструменты для того, чтобы пробудить в вас НАСТОЯЩЕГО ПИСАТЕЛЯ!

Источник

Как написать сказку собственного сочинения или как научить ребенка писать сказки

Как написать сказку собственного сочинения с ребенком? Как научить ребенка писать сказки? Ученые утверждают, что психическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка полностью зависит от его способности сочинять сказки. Вот почему родителям очень важно знать все необходимые этапы обучения этому самостоятельному творчеству?

По мнению специалистов, неумение ребенка сочинять сказки считается первым признаком его душевного беспокойства. Научить маленького человека самому придумывать сказки – значит помочь навести порядок в детской душе и в этой работе важно не упустить время.

Известно, что ни один ребенок не сочинит сказку, не научившись ориентироваться в ней. Для этого родителям нужно прежде всего знать, как рассказывать сказку ребенку.

Подготовительный этап – научить ребенка ориентироваться в сказочном мире

Сказки – основной элемент духовной пищи ребенка. Погружаясь в волшебный сказочный мир, ребенок погружается в глубины своей души, где творится хаос. Ему приходится всему учиться, прилагать воображение, не бояться приключений, преодолевать опасность и импровизировать.

Здесь в скрытом от сознания пространстве происходят его встречи с разными персонажами, будоражащими психику. Возвращаясь в реальный мир, ребенок начинает чувствовать себя более свободным и уверенным.

На этом первоначальном этапе ребенку необходимо пережить немало сказок, а для этого родители должны позволить ему постоянно отлучаться в мир сказки, что будет для него подготовкой к тому, чтобы в будущем управлять собой и справляться с предстоящими трудностями в жизни.

Наверное, все родители сталкивались в своей жизни с такой знакомой ситуацией, которая много раз повторялась и в нашей семье.

В детстве папа рассказывал мне на ночь сказки. Сказку «Волшебная лампа Алладина» он пересказывал от начала до конца почти месяц. Все это время папе нельзя было отклоняться от эталона.

В случае какой-либо неточности его поправляли: «Там было все по-другому. Ты пропустил одну комнату…». Предложение перейти к другой сказке упорно отвергалось. Я до сих пор остро помню страх, который испытывала вместе с моим любимым героем Алладином. Мы проходили все испытания и радовались, добравшись до старой волшебной лампы.

Спустя время ни с того ни с сего я предложила папе рассказать мне новую сказку. И с новой сказкой произошла та же самая история.

Моя младшая дочь очень долго слушала сказку «Русалочку». К новогоднему утреннику она попросила сшить ей костюм Русалочки. Для нее было очень важно превращение в любимый персонаж. Она ассоциировала Русалочку с собой и все ее разговоры были только о ней. Прожив несколько недель в подводном царстве, девочка с легкостью перешла к другой сказочной роли.

Австрийский психотерапевт Бруно Беттельгейм в своей книге «Психоанализ волшебной сказки» пишет о том, что развитие детской и взрослой личности происходит скачками, другими словами ей требуется пройти определенные этапы или ступеньки. Каждая ступенька «обслуживается» собственной сказкой, которая помогает сформировать одну из сторон души так, чтобы можно было подняться на следующую ступеньку.

По словам Беттельгейма, отношение ребенка к той или другой сказке раскрывает природу психической травмы, полученную ребенком в семье или вне семьи. Работая над сказкой, он залечивает свою душевную рану, находит выход своему страху, распознает суть добра и зла, делает для себя какое-то новое открытие… Вот чем полезно отлучение в сказку!

3 забытых секрета о том, как рассказывать сказку ребенку

Детское и взрослое восприятие сказок

К сожалению, некоторые родители думают, что сказки – ненужные выдумки. Их раздражают детские мечты, и они указывают ребенку на реальный мир. Стремясь защитить малыша от сказок, где, по их мнению, льется кровь, процветает жестокость (баба Яга сажает детей в печку, волк съедает бабушку и Красную Шапочку, мачеха оставляет падчерицу в лесу на съедение волкам…), они предпочитают знакомить детей только с чем-то материально-полезным.

Многие родители затрудняются ответить ребенку на простой вопрос «Существует ли на свете Баба Яга или Кощей Бессмертный?» Американский психиатр Росс Кэмпбелл считает, что дети должны верить в их существование, иначе сказки потеряют свой смысл.

В сказочном мире каждое событие наделено волшебным смыслом. Для ребенка поедание волком козленка не что иное, как чудесное превращение, а расправа над волком – вера в справедливое устройство мира.

Есть еще одно главное правило для родителей – не объяснять ребенку глубинный смысл сказки. Сила сказки в том, что она действует на подсознательном уровне. Нельзя переносить ее на сознательный уровень, где она просто умрет. Нельзя залезать в душу маленького человека, вмешиваться в механизм его душевных движений, высказывать свои знания. Важно оградить внутренний мир (сына или дочери) от посягательств взрослых.

Будьте внимательнее к детской душе, к ее потребностям. Помните, взрослый умеет управлять противоречивыми чувствами, обуздывать свои инстинкты и желания, мирить непримиримое. Его отношения с окружающим миром упорядочены. Ребенок же должен разобраться в себе, в своей душе, где царит беспорядок.

Его мучает страх, любовь и ненависть, жажда подвигов… В его внешнем мире обитают злые и добрые духи, волки, лешие, жар-птицы… Самое ужасное в том, что этот лес чувств он испытывает одновременно и разобраться в этом лесе ему поможет сказка.

Ребенок должен увидеть в конкретных сказочных образах непонятные движения своей души, проследить за их столкновениями, постигнуть их назначение, чтобы они стали привычными, прирученными. «Одомашнивая» чувства, ребенок пробует управлять ими.

Только теперь, владея атрибутами сказочного мира, ребенок начинает сочинять сказки, подставляя своих персонажей в невероятные ситуации. Все, что волнует его в настоящий момент, он проигрывает в сказке, осваивая стоящую перед ним проблему.

Как часто мы взрослые, читая сказку малышу, незаметно для себя оказываемся в ее власти. Это происходит с нами потому, что волнующие нас проблемы точно также накладываются на сказочные ситуации и образы.

Сказка созревает и рождается только в той детской душе, где наводится порядок.

Сказки – необходимые кирпичики для построения здоровой личности. Их отсутствие в духовной пище сформирует слабую, неустойчивую, искривлённую, неуверенную в себе личность

Сочинять сказку – значит наводить порядок в душе

Мы, взрослые, разговаривая с близким человеком, часто просто выговариваемся, то есть в процессе рассказывания извлекаем из темноты души на свет что-то тайное, наболевшее, мучительное. Этот способ помогает нам в наведении порядка в душе. Ребенок, у которого еще очень слабый интеллект, не может обсуждать с кем-либо свою проблему, ему свойственно только играть с тем, что его волнует.

Сказка прекрасно подходит для такой игры. В ней нет оттенков (сложных чувств), каждый персонаж является либо хорошим, либо плохим. Дети легко накладывают свои запутанные чувства на сказочных персонажей, которые довольно просты. Это абсолютное зло или абсолютное добро. Здесь в сказке все конкретно, герои выражают свои чувства поступками или действиями: человек от страха бежит, от обиды плачет…

Лес ассоциируется у ребенка с чувством покинутости, дом — с чувством защищенности. Здесь происходит нереальная трансформация личности в виде смерти и второго рождения, возрождения от капли живой воды или поцелуя, появления из чрева животного… Сказочные превращения помогают детям понять противоречивые чувства, разобраться в раздвоении личности (раздвоенные герои, как мать и мачеха, отец и король…)

В приключениях сказочных персонажей особую роль играют волшебные предметы (ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, скатерть-самобранка…) и добрые волшебники (Морозко, царевна-лягушка…). Они берутся за невыполнимые задачи и решают их.

Точно также взрослые умеют делать вещи, которые дети считают фантастическими и невыполнимыми без помощи взрослых. В сказке, совершая подвиги, ребенок нуждается в конкретной поддержке и эту поддержку он находит в выдуманных волшебных предметах или добрых волшебниках…

Как написать сказку с ребенком если не умеешь писать сказки

Метод «Продолжи сказку»

Суть метода состоит в том, что малыш придумывает окончание сказочной истории, которую ему рассказали. Пусть это будет простой сюжет из нескольких предложений.

Метод «Нарисуй сказку»

Ребенку предлагается нарисовать иллюстрации к знакомой или к собственной сказке. Так через рисование будет отображено его эмоциональное отношение к произведению.

Метод «Расскажи сказку»

Для этого метода можно использовать все, что угодно. Героями сказки могут стать игрушки, овощи, фрукты, цветы и деревья. Взрослый дает ребенку в руки какой-либо персонаж и просит описать его, рассказать о его характере, жизни, семье, друзьях. Можно попросить маленького автора придумать название сказки.

Читайте также:  Клише на немецком языке для реферирования

Метод «Волшебная дорожка»

Взрослые предлагают ребенку выбрать героя своей сказки, чтобы отправить его в путешествие по определенным местам (можно использовать различные игровые макеты, игрушки животных, смастерить из конструктора королевство (космос, подводное царство), вырезать персонажей).

Во время путешествия с героем происходят самые невероятные приключения. Составив сказку, ребенок дает ей название и придумывает мораль (жизненное правило), объясняя то, чему учит его сказка.

Метод каталога

Трудность этого метода в том, что ребенку необходимо самостоятельно связывать выбранных героев и их действия. При составлении сказки ребенок опирается на цепочку вопросов, которые можно изменять, убавлять или увеличивать:

Прием исправления сказки

Ребенку предлагается поменять в знакомой сказке героев и изменить их действия, то есть самостоятельно переделать содержание. Взрослый читает каждое предложение из сказки, а ребенок придумывает новый вариант.

Являясь консерваторами в отношении сказок, дети не очень охотно исправляют текст, но перестановка сказки на другие рельсы может их увлечь как новый вид творчества.

Как написать сказку собственного сочинения

Процесс обучения придумыванию сказок – важнейший этап в формировании монологической речи. Рассказывание строится на детском воображении. Ребенок, сочиняя сказку, анализирует в уме известные ему сказочные сюжеты или события, а затем синтезирует новую композицию, новые образы и их обстоятельства жизни.

Донести до слушателей свою сказочную историю он сможет в том случае, если у него есть богатый словарный запас и умение строить контекстное высказывание. Для связного рассказа ребенку нужно представить объект, уметь анализировать, планировать, устанавливать временные отношения и причинно-следственные связи между предметом и явлением.

Моя младшая дочь начала сочинять истории в три года. Истории рождались сами собой во время игры в песочнице, во время прогулки по лесу и даже во время работы по дому или в огороде. Мы с мужем сажали картошку, а маленькая дочка, наблюдая за работой, вдруг не с того ни с сего взялась нам помогать бросать картошку.

Бегая вокруг лунок, она вела разговор с каждой картошкой от своего имени и от имени картошки:

— Меня зовут Катя. А тебя?

— А меня зовут картошка.

— А ты где живешь? Я живу с мамой и папой в большом домике.

— А я живу с другими картошками в картошечном домике. А ты придешь вечером ко мне в гости?

— Мы будем пить чай с конфетами. Ты любишь конфеты?

— Нет, я не люблю, конфеты! Почему? Моя мама не разрешает мне есть конфеты, потому что у меня нет зубов.

— Тогда мы будем кататься на качелях!

Такие короткие и смешные истории сочиняют трехлетние дети, но со временем содержание их сказочных историй будет достойно еще большего восхищения.

«Дружба пчелки и лягушки»

Жили-были на свете пчелка и лягушка. Все у них было разное: житье-бытье, привычки, интересы…

Лягушка часто наблюдала за полетом пчелки и однажды решила с ней познакомиться:

— Пчелка, не хотела бы ты со мной дружить? – спросила она.

— Я всегда хотела иметь друга, — ответила пчелка.

-Тогда, присаживайся на кувшинку и расскажи мне о том, где ты летаешь. Мне не терпится узнать, как устроен мир на свете, — попросила лягушка пчелку.

-Хорошо, расскажу, — согласилась пчелка. — Я очень много летаю. Недавно я вернулась с поля подсолнухов, что находится за твоим болотом. Там можно собрать много-много меда. За полем начинается лес, а за лесом раскинулись цветочные поляны. Как чудесно летать над разноцветным миром цветов! Лягушка, расскажи мне о том, как устроен твой подводный мир, мы ведь с тобой друзья, правда? – радостно жужжала пчелка.

Лягушка знала наизусть все свое болото и гордилась им, но на какое-то время ей захотелось стать пчелкой: «Как бы я хотела быть пчелкой!» — грустно проквакала лягушка. Она помнила, что обещала пчелке рассказать о своей жизни и не могла не выполнить своего обещания.

— Мое болото очень старое. Здесь живут все мои близкие и дальние родственники, — как-то невесело начала свой рассказ лягушка, но, присматриваясь внимательнее к своему болоту и прыгая с кувшинки на кувшинку, она не заметила, как ее настроение начало меняться:

— Знаешь, если подойти к краю кувшинки, то можно увидеть свое отражение. В болоте, как в зеркале, отражается небо, облака, деревья, птицы, бабочки. Под водой растут длинные водоросли, в которых прячутся пиявки, рыбы, ужи… Над болотом летают мошки, мухи, комары…

В этот момент около лягушки пролетел комар, и она тут же его проглотила. «У нас здесь очень удобно и уютно», — добавила лягушка.

Тут пчелке было пора лететь домой, и она сказала: «Мне пора улетать. Завтра я обязательно к тебе вернусь!»

— Я буду ждать тебя, до встречи, пчелка! – попрощалась лягушка.

Ночью пчелке снилось, что она плавает с лягушкой на кувшинке. А лягушке снилось, что она летает над полем подсолнухов и собирает мед. Вот так подружились пчелка и лягушка!

Как написать сказку о добре?

С детства ребенку важно приобрести уверенность в том, что добро побеждает зло и в этом главная роль отводится сказке. Ребенок сам придумывает содержание, сочиняет завязку, строит ход событий, придумывает кульминацию и развязку. Каждый ребенок по-своему раскрывает в своих сказках тему добра и зла. Вот как борется добро со злом в сказке «Ласточки», сочиненной моей семилетней дочерью.

Сказка «Ласточки»

«У одного доброго хозяина под крышей старого сарая жила семья ласточек. Ласточки находили здесь кров каждую весну, а осенью улетали в теплые края. Этой весной мама-ласточка снова свила гнездо и отложила в него несколько яиц. Пока она высиживала птенцов, папа-ласточка приносил ей в своем клюве мошек и комаров.

Однажды к ласточкиному гнезду подкрался соседский кот Васька. Он был очень злым и голодным. Васька выгнул спину и приготовился к прыжку, облизываясь перед вкусным завтраком. Тут откуда не возьмись вернулся папа-ласточка и начал заманивать кота-хитреца в другую сторону, подальше от гнезда.

Кот сначала растерялся, но потом обрадовался сытному завтраку. Его глаза разбегались. А бедные ласточки летали вокруг своего гнезда и громко кричали. На шум прибежал хозяин и увидел, что ласточкам грозит большая опасность. Наказать кота он не мог, потому что был добряком.

К счастью, хозяйская корова давала чудесное молоко, от которого все добрели, и хозяин накормил кота этим волшебным молоком. Теперь добрый человек знал, что его друзьям-ласточкам ничто не угрожает. Добро всегда побеждает зло.

Композиция волшебной сказки

В сказках должна соблюдаться композиция (особое построение): присказка, зачин, завязка, события, кульминация, развязка, концовка.

Присказкой называют ритмически организованную прибаутку, предшествующую зачину сказки. Она вводит слушателя в атмосферу сказки, настраивает его на восприятие и может не иметь никакой связи с содержанием сказки «Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом». Прибаутка – жанр фольклора, близкий к пословице или поговорке.

Для разбития сказки на логические отрывки используют и другие присказки «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»

Зачин – начало сказки, где повествуется о месте и времени действия, о героях сказки. Он бывает коротким и длинным. Например, «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были старик со старухой…», «В старые годы у одного царя было три сына…»

Завязка – событие в начале действия, один из ключевых элементов сюжета (Главный герой неожиданно попадает в беду). За завязкой следует развитие сюжета (Герой, столкнувшийся со злом, отправляется в путь).

Кульминация – момент максимального напряжения, обострение в жизни героев. (В пути он встречается и борется со злыми силами)

Развязка – разрешение конфликта, спора (Справедливость восторжествовала – герой побеждает и возвращается домой с наградами.

Концовка – окончание истории «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Она бывает не всегда нужна.

Как написать сказку самому

У сказок могут быть разные структуры, которым можно следовать ребенку и взрослому при составлении собственных сказок.

Известный филолог и фольклорист В. Я. Пропп, исследовав строение волшебных сказок, предложил следующие структуры: радикальная, кумулятивная, цепочечная, ступенчатая.

По кумулятивной структуре созданы сказки «Репка», «Колобок»… (a+(a+b) + (a+b+c)… Позвал дед бабку… Бабка позвала внучку…

Структура сказки бывает цепочечной по формуле ab+bc+cd…: «За лапоток – курочку, за курочку – гусочку… Такие сказки имеют одинаковые звенья, связанные с друг с другом в точной последовательности.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина ступенчатая структура a+b+c… «Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу».

Фольклорист А. И. Кретов, развивая подход В. Я. Проппа, добавил к общей классификации сингулярную структуру, которая выражается формулой a+a+a+…, например, «Сказка про белого бычка», «У попа была собака»…

Не одно поколение исследователей волновала проблема классификации сказок. По мнению В. Я Проппа, попытки выделения типов русских сказок и построения их классификации не идет ни в какое сравнение со стройными классификациями в области лингвистики или биологии, так как не найден тот решающий признак, который мог бы быть положен в основу деления.

Сказка «Колобок» и ее вариации

Русская народная сказка «Колобок» известна далеко за пределами России. В печати она появилась в 1873 году. Однако исследователи считают, что сказ о колобке («коло» — круг, круглый бок) входит в славянский фольклор с II-III века н.э. Ее сюжет имеет аналоги и в других сказках (татарских, узбекских, немецких, английских, скандинавских…) в разных вариациях. Согласно классификатору сюжетов Аарне-Томпсона, эта сказка относится к типу 2025 – «убежавший блин».

В мировой культуре с ХIХ века известен «коллега» Колобка — Пряничный (Имбирный) человечек из США, убегавший от животных и съеденный лисой. В печати он появился в 1875 году. Это самая известная англо-саксонская сказка.

В 1992 году была опубликована сказка «Вонючий сырный человечек», где главный герой убегает от бабы, деда, коровы…, думая, что его все хотят съесть, но он ошибался. От ужасного запаха все разбегались как от огня.

Заключение

Надеюсь, что после прочтения этой статьи родители будут знать, как написать сказку собственного сочинения с ребенком. Очень важно в каждой семье создавать все предпосылки для чтения и сочинения сказки: инициировать у детей умение рассказывать сказки, соблюдая принцип «от простого – к сложному», учить фантазировать и размышлять.

Источник

Простыми словами о самом интересном
Adblock
detector