Как написать сочинение в виде рассказа

Презентация к уроку русского языка на тему «Как написать сочинение в жанре рассказ?»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Как писать сочинение – рассказ?

Стиль речи Сочинение-повествование обычно пишется в ХУДОЖЕСТВЕННОМ стиле речи. Это значит, что в таком сочинении можно и нужно будет использовать все разнообразие русской лексики. Можно даже добавить элементы разговорного стиля (чтобы передать особенности речи героев). Несмотря на то, что рассказ — это повествовательный тип речи, в такое сочинение мы можем добавить элементы описания или даже рассуждения. Описание поможет изобразить героев рассказа и место действия. Рассуждение как тип речи – поможет подчеркнуть твое отношение к тому, о чем ты повествуешь.

3 важных правила! 1 правило. У любого события, о котором ты пишешь в рассказе, есть начало, развитие события и конец. Соблюдай последовательность!

2 правило. Действия развиваются не одновременно, а следуют одно за другим. Какая часть речи обозначает действие? Правильно – ГЛАГОЛ. > В рассказе должно быть много глаголов!

3 правило. В рассказе должны быть действующие лица, они действуют, т. е. что-то делают и разговаривают!

Вступление: или начало повествования: с чего все началось? Где происходят события? Когда? Почему? Кто главный герой? Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями.

Можно начать с обращения к читателям, сразу же обозначив тему своего рассказа. Например, как у Н. В.Гоголя: «Знаете ли вы, что такое украинская ночь. » Можно сразу же назвать место действия и героя. Например, так: «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин…» (Толстой Л.Н. «Кавказский пленник»)

Завязка: Далее следует ЗАВЯЗКА сюжета. Завязка – это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится. Как у Толстого в «Кавказском пленнике»: «…Пришло ему раз письмо из дома…» Хорошо, если завязка будет иметь интригующий характер. Нам важно «зацепить» читателя, удержать его внимание, чтобы он захотел читать дальше.

Основная часть: Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. Ты употребишь здесь много глаголов при описании действий героев. Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались…) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец. На смену одному, приходит следующее действие.

Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает). Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, сию минуту, а не в далеком прошлом. Действие должно достичь кульминации, наивысшей точки напряжения. Здесь и раскроется твоя основная мысль рассказа, то, ради чего ты и рассказываешь эту историю. После — напряжение спадает, повествование подходит к концу.

Концовка: как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось? Развязка может быть очень неожиданной, парадоксальной даже.

Номер материала: ДВ-279433

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Как писать сочинение-рассказ

Сегодня мы рассуждаем о том, как написать сочинение-рассказ, или повествование, на свободную тему.

Что такое свободная тема?

Обычно это рассказы о каком-либо СОБЫТИИ, интересном случае, или воспоминание о путешествии, или о том, как ты провел каникулы, или рассказ о том, какую книгу ты прочитал, какой замечательный фильм посмотрел, с каким человеком ты познакомился, или рассказ о любимом писателе или актере, о политике, который произвел на тебя неизгладимое впечатление.. Также может быть и биографический рассказ, т.е. рассказ о самом себе…

Уф. Сколько идей я тебе подкинула! Выбирай, о чем писать.

Стили и ж анры повествовательных текстов

Несмотря на то, что рассказ — это повествовательный тип речи, в такое сочинение мы можем добавить элементы описания или даже рассуждения.

Описание поможет изобразить героев рассказа и место действия. Рассуждение как тип речи – поможет подчеркнуть твое отношение к тому, о чем ты повествуешь.

Жанры повествовательных текстов художественного стиля – это рассказ, повесть, роман, роман-эпопея. Разумеется, мы не будем писать повесть или роман. Мы выберем малый жанр – рассказ.

Читайте также:  Как правильно написать ио руководителя или ио руководитель

В публицистическом стиле также можно написать рассказ. Тогда это будет репортаж, очерк, статья или фельетон. О том, как написать такое сочинение, мы будем говорить в следующий раз.

А сегодня мы поговорим о том,

Приступая к работе над рассказом, необходимо придерживаться правил этого жанра.

Составляем план сочинения

Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями.

Можно начать с обращения к читателям, сразу же обозначив тему своего рассказа. Например, как у Н. В.Гоголя: «Знаете ли вы, что такое украинская ночь. »

Можно сразу же назвать место действия и героя. Например, так: «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин…» (Толстой Л.Н. «Кавказский пленник»)

Далее следует ЗАВЯЗКА сюжета. Завязка – это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится. Как у Толстого в «Кавказском пленнике»: «…Пришло ему раз письмо из дома.» Хорошо, если завязка будет иметь интригующий характер. Нам важно «зацепить» читателя, удержать его внимание, чтобы он захотел читать дальше.

2. Основная часть.

Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. Ты употребишь здесь много глаголов при описании действий героев.

Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались…) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец. На смену одному, приходит следующее действие.

Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает). Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, сию минуту, а не в далеком прошлом.

Действие должно достичь кульминации, наивысшей точки напряжения. Здесь и раскроется твоя основная мысль рассказа, то, ради чего ты и рассказываешь эту историю. После — напряжение спадает, повествование подходит к концу.

Итак, придуман интересный, захватывающий сюжет рассказа, продуман план ( композиция) повествования, теперь смело приступай к написанию сочинения!

Полезной ли была для тебя эта статья? Как ты считаешь, нужно ли привести здесь больше примеров из литературных произведений? Остались вопросы? Спрашивай, пиши комментарии, добавляй страницу в закладки, делись с друзьями…

Не пропусти следующие статьи, которые помогут тебе писать сочинения. Для этого оформи подписку на обновления блога «Русское слово».

Можно также следить за новыми публикациями в твиттере, фэйсбуке или RSS-ленте!

Источник

Как Написать Сочинение, Рассказ, Книгу

Усвойте урок и, быть может, Вы напишите для BU:K magazine следующую статью!

Как писать сочинение-рассуждение?

Что же такое «рассуждение»:

Схема сочинения-рассуждения

Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.

В роли аргументов могут выступать:

Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:

Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)

Достаточно привести такой пример…

Это можно доказать следующим образом…

Подтверждением сказанному может служит следующий факт…

Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, …

В этом легко убедиться, обратившись к…

По свидетельству (кого-либо)…

Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:

В работе над любым литературным произведением (в т.ч. и над рассказом) можно выделить три основных этапа: подготовка, написание, редактирование. Если один из этапов пропущен или не проработан в должной мере, ожидать, что на выходе получится шедевр, по меньшей мере, наивно. Однако видя перед собой и выполняя простые локальные задачи, вполне возможно шаг за шагом покорить даже самую высокую и казавшуюся недостижимой вершину.

Подготовка.

Подготовка к написанию состоит из следующих элементов: подбор материала, разработка структуры текста, составление плана. Причем все три процесса по необходимости могут проводиться в уме, даже без использования блокнотов и письменных принадлежностей: можно вспомнить или придумать некий сюжет, разбить его на сцены, прикинуть их последовательность, а дальше, утвердив в уме план произведения, сесть реализовывать его на бумаге. Прежде чем сесть за монитор или за письменную тетрадь, следует хорошенько продумать некоторые моменты.

Написание.

Это основная, но далеко не самая важная часть. При наличии хорошо продуманного плана написание становится чисто технической процедурой. Но и здесь стоит придерживаться некоторых рекомендаций.

Сюжетные штампы – это действия и приемы, наиболее часто используемые писателями, режиссерами и драматургами. Кроме того, есть такие сюжетные ходы и целые сцены, которые повторялись в книгах и фильмах уже по тысячу раз. К ним, например, можно отнести описание персонажа через зеркало или трагедия героя, выраженная суицидальными мыслями…

Речевые штампы – это наиболее часто используемые и потому примелькавшиеся читателю художественные средства выразительности. «Свинцовые тучи», «алая кровь», «скупая мужская слеза», «суровый взгляд отца» и многие другие – это и есть речевые штампы. Свежесть слога и выражений. Поэтому прежде чем описать какое-то явление, прикиньте, насколько часто вы встречали в книгах ту формулировку, которой собираетесь выразить мысль.

Читайте также:  Как правильно пишется слово расстроились

3. Не бойтесь писать! Не старайтесь копировать чей-то стиль, не стесняйтесь тех формулировок, что крутятся у вас в голове – как показывает практика, они самые подходящие (конечно, если это не штампы). Ваш рассказ – как бы пафосно это не прозвучало, часть вашей души, вашей индивидуальности, и он облекается в ту форму, которую выбираете вы сами. Именно этот момент, по моему мнению, является ключевым в формировании авторского стиля. Лично я, начав прислушиваться во время написания к собственным мыслям, быстро заметил улучшения стиля – тексты стали более гармоничными. Предлагаю и вам более чутко относиться к себе любимым.

Редактирование.

После того как рассказ написан, ему нужно дать некоторое время отлежаться (1-2 недели), а Вашим мозгам – проветриться. Это нужно для того, чтобы Вы при редактировании смотрели на написанное, как на чужой текст – именно тогда Вы сможете максимально эффективно находить и исправлять ошибки и недочеты. В чем суть процесса редактирования? Вы вдумчиво и медленно читаете текст и попутно исправляете те ошибки и шероховатости, которые замечаете. Не бойтесь полностью переписывать или даже выбрасывать какие-то предложения и абзацы. Идеального текста в природе не существует; но это совершенно не отменяет того, что Ваши тексты должны пройти плотную и въедливую редактуру. Только после нее рассказ можно считать написанным.

Идея.

Подумайте, почему и для чего Вы хотите написать книгу. Чем поделиться с читателями? Впрочем, уместен и такой ответ: «Я хочу написать книгу, чтобы стать знаменитым». А может быть, Вы давно хотите поведать людям о вымышленных мирах, открыть другую вселенную прошлого, настоящего или будущего? Или же это автобиография? Но с биографией аккуратно, скептики найдутся, чтобы сказать: «Слишком рано! Мало опыта! Кто это такой/такая. » Но критики везде есть. И Достоевского критиковали. Так что начинайте!

Начало.

Начать несмотря ни на что. Мало времени? Нет подходящего места, чтобы уединиться? Мысли путаются, и вы не понимаете, какой будет первая глава? Оставьте эти отговорки и садитесь за любой стол, нареките его рабочим и начинайте писать. Многие авторы пишут нелинейно: начинают с середины, с конца, перескакивают с мысли на мысль. Такая методика позволяет поддерживать градус заинтересованности и эффективности работы. Пишите то, что пишется, а уж потом вы расположите главы в нужном порядке, обрамите их вступлением и заключением.

Процесс.

«Пиши пьяным, редактируй трезвым», — советовал Эрнест Хемингуэй. Стоит ли впутывать алкоголь и сигареты в писательский процесс? А что, иногда с вином идет прекррррасно! Но это личное решение каждого, однако истина в том, что нужно сначала писать, отдавшись полностью порыву и погрузившись в состояние потока, а через некоторое время возвращаться к написанному и редактировать. Пытаясь шлифовать текст в процессе написания, Вы выходите из состояния потока, теряете мысль и нестандартные обороты. А ведь куда эффективнее написать 10 тысяч знаков «непричесанного» текста, нежели 3–4 тысячи выверенного и взвешенного.

Атмосфера.

Насколько это возможно, создайте себе идеальные условия для написания книги. Что помогает Вам писать? Тот же самый алкоголь или сигарета? Тишина, белый шум, классическая музыка? Сделайте все, чтобы обеспечить себе безупречные условия. Заведите для себя ритуал. Например, Джек Керуак перед началом работы зажигал свечу, а закончив писать, задувал её. Зажженная свеча была сигналом для мозга — время творить.

Обещание – значит не бросить!

Сделайте публичное заявление. Друзьям, близким или подписчикам в соцсетях расскажите, что начали писать книгу и планируете закончить ее к такому-то сроку. Публичные обязательства не дадут Вам расслабиться. Пишите каждый день. Что бы ни происходило, какое бы настроение у Вас ни было, пишите хотя бы по 20–30 минут ежедневно. Постарайтесь не разрывать цепочку. Объем многих книг — не более 30 тысяч слов. Если за полчаса будете успевать написать 150 слов, то 30 тысяч слов Вы напишете чуть более чем за 12 стандартных рабочих дней.

Заинтересовать.

Больше историй! Люди любят истории из личного опыта, они доверяют им. Будьте хорошим рассказчиком.Избегайте клише, устойчивых выражений и скучного официального языка. Не громоздите сложные слова в лихо закрученные конструкции, Вы не Оноре де Бальзак. Придумывайте свои образы и метафоры, чтобы увлечь читателя свежестью своего стиля. Пишите простыми предложениями, чтобы книгу было легко читать. Вы еще не Достоевский. Создавайте и развивайте свой собственный узнаваемый стиль: ритм, язык, изобразительные средства. Даже не открывайте Пушкина или Бродского!

Источник

Как правильно писать сочинения: с чего начать, структура сочинений

Как писать сочинения разных типов, преодолеть страх чистого листа и что делать, если ребёнок не любит сочинительство.

Хорошее владение письменной речью незаменимо не только в учёбе — в дальнейшем этот навык может стать конкурентным преимуществом в работе и даже основным источником заработка (журналистика, копирайтинг, ведение блога).

В этой статье вы найдёте пошаговое руководство по написанию сочинений разных типов, а также универсальные приёмы и советы, которые помогут вашему ребёнку создавать лаконичные и интересные тексты.

С чего начать писать сочинение

Страх чистого листа — первая проблема, с которой сталкивается ребёнок при написании текста. Вступление — ответственная и довольно непростая часть работы над сочинением. Выполнение действий, изложенных ниже, упростит ребёнку эту задачу.

Читайте также:  Все для свадьбы в одном месте

Шаг 1. Обдумайте тему

Прежде всего необходимо понять, о чём требуется рассказать в тексте. Предложите ребёнку устно поразмышлять над заданной темой сочинения. Если она сформулирована слишком обширно, помогите конкретизировать её и сформулировать мысли, подходящие данной тематике.

Шаг 2. Изучите контекст

Часто для написания сочинения могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если сочинение задано по мотивам литературного произведения, убедитесь, что ребёнок не только прочитал его, но и представляет себе личность автора и эпоху, в которую он творил. Эта информация послужит поводом для размышлений, которые можно отразить в сочинении.

Структура сочинения

Любое сочинение состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении читателя обычно знакомят с темой. Как правило, оно занимает не более 20% текста. В основной части заявленная тема должна быть раскрыта и разъяснена. В заключении подводятся итоги. Его объём не должен превышать объём вступления.

Однако в зависимости от типа сочинения, его структура будет отличаться. На школьных уроках литературы встречаются три основных вида сочинений, каждый из которых преследует свои цели и требует индивидуального подхода.

Сочинение-описание (характеристика)

Сочинение-описание предполагает изображение каких-либо явлений, их признаков, рассуждение о них. Темой описания могут быть внутренние и внешние портреты персонажей, предметы живописи, природа и так далее.

Примеры тем таких сочинений: «Образ Григория Печорина в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”», «Картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели”», «Природа поздней осенью».

План сочинения-описания лучше всего строить по следующей модели:

Сочинение-повествование

Повествование предполагает рассказ о событиях в их временной последовательности. Например: «Блокада Ленинграда», «Как я провёл лето», «Весёлый случай из моей жизни».

Чтобы подготовить ребёнка к работе над повествованием, обсудите с ним тему и убедитесь, что он владеет достаточной информацией о ней. Если необходимо, воспользуйтесь интернетом, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Затем попросите ребёнка рассказать историю, которую он собирается перенести на бумагу. Этот устный рассказ и станет основой для сочинения.

План сочинения-повествования соответствует классической структуре литературного произведения:

Сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение предполагает изложение собственных мыслей на заданную тему. Это может быть отзыв о прочитанной книге, рассказ о своём отношении к общественному явлению и тому подобное. Для написания рассуждения важно рассмотреть проблему с разных сторон и сделать выводы. Примеры: «Что такое дружба», «Как общество влияет на человека», «Что я понял, прочитав рассказ А.П. Чехова “Человек в футляре”».

Перед началом работы над сочинением-рассуждением попробуйте подискутировать с ребёнком на заданную тему, пусть он выразит своё отношение к ней и объяснит, почему считает именно так, а не иначе. Из этих обсуждений, а возможно, и споров, ребёнок сможет составить материал для работы.

Структура у сочинения-рассуждения:

Особенности сочинений на ОГЭ и ЕГЭ

Сочинение является обязательной частью государственных итоговых аттестаций — ОГЭ и ЕГЭ. На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение для допуска к единому государственному экзамену. Кроме того, сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории.

Отличия сочинения от эссе и изложения

Сочинения часто путают с эссе, однако эти виды работ различаются целью, структурой и стилистикой написания.

Школьное сочинение предполагает довольно жёсткую структуру, обязательную аргументацию авторской позиции и сдержанный, повествовательный тон. Задача сочинения — научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать выводы и обобщения.

Эссе — это художественное произведение, отражающее субъективную позицию автора по поводу некого события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной, мнение автора не обязательно подкреплено аргументами, а в тексте могут использоваться любые средства художественной выразительности, включая риторические вопросы и фразеологизмы. Кроме того, эссе не обязательно заканчивается выводом.

С сочинением не стоит путать и изложение. Оно представляет собой письменный пересказ текста, сжатую и сокращённую интерпретацию услышанного или прочитанного и не предполагает рассуждений. Задача изложения — проверить, насколько хорошо ученик способен запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Почему писать сочинения полезно

Как полюбить писать сочинения

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не просто научился писать шаблонные сочинения, но почувствовал вкус к литературному творчеству — предлагаем несколько простых советов.

Предложите ребёнку завести личный дневник или блог. Пусть он попробует описывать интересные события своей жизни, встречи с людьми, впечатления от книг и фильмов, рассуждения о том, что его беспокоит. Такие записи тоже своего рода сочинения, они помогут научиться анализировать и грамотно строить предложения.

Прививайте ребёнку любовь к чтению книг, особенно классики — это огромное подспорье для тех, кто хочет научиться правильно писать сочинения. Книги расширяют словарный запас, учат красиво и грамотно строить предложения, развивают воображение и заставляют думать. От книги будет больше эффекта, если после прочтения ребёнок напишет на неё отзыв. Это не только дополнительная практика, но и возможность как следует «переварить» полученную информацию.

Запишите ребёнка в литературный кружок. Есть школы писательского мастерства, литературные клубы, журналистские кружки и молодёжные газеты, в которых учат писать красиво и грамотно. Часто такие коллективы посылают своих авторов на творческие конкурсы — интересные задания и призы помогут пробудить у ребёнка интерес к сочинительству.

Источник

Простые слова
Adblock
detector