Как написать сочинение по картине итоговое собеседование

«Подготовка к итоговому собеседованию. Как правильно составить устный рассказ по картине?»

Подготовка к итоговому собеседованию. Как правильно составить устный рассказ по картине?

Просмотр содержимого документа
«»Подготовка к итоговому собеседованию. Как правильно составить устный рассказ по картине?»»

Рассказ по фото. Клише. 10 фраз.

Вступление: Передо мной фотография…

На фотографии я вижу…

На фотографии изображены (показаны, представлены)…

Основная часть: На переднем плане фотографии…

Слева от … виднеется…

Прямо передо мной изображены…

Задний план представляет собой…

Фотограф особо выделил фигуру (предмет)…

Фотограф сделал акцент на…

Настроение людей на фото…

Заключение: Снимок очень эффектен (интересе, красив) тем, что…

Мне очень понравилась данная фотография тем, что…

Я считаю, что фотографу удалось показать/передать (озвучить цель фотографа)…

Рассказ по фото. Клише. 10 фраз.

Вступление: Передо мной фотография…

На фотографии я вижу…

На фотографии изображены (показаны, представлены)…

Основная часть: На переднем плане фотографии…

Слева от … виднеется…

Прямо передо мной изображены…

Задний план представляет собой…

Фотограф особо выделил фигуру (предмет)…

Фотограф сделал акцент на…

Настроение людей на фото…

Заключение: Снимок очень эффектен (интересе, красив) тем, что…

Мне очень понравилась данная фотография тем, что…

Я считаю, что фотографу удалось показать/передать (озвучить цель фотографа)…

Рассказ по фото. Клише. 10 фраз.

Вступление: Передо мной фотография…

На фотографии я вижу…

На фотографии изображены (показаны, представлены)…

Основная часть: На переднем плане фотографии…

Слева от … виднеется…

Прямо передо мной изображены…

Задний план представляет собой…

Фотограф особо выделил фигуру (предмет)…

Фотограф сделал акцент на…

Настроение людей на фото…

Заключение: Снимок очень эффектен (интересе, красив) тем, что…

Мне очень понравилась данная фотография тем, что…

Я считаю, что фотографу удалось показать/передать (озвучить цель фотографа)…

Источник

Статья » Сочинение по картине как эффективный способ подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе»

специалист в области арт-терапии

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».

Статью подготовила Горохова Вера Михайловна ГБОУ СОШ № 451

Детская природа требует наглядности.

Работа с картиной на уроках русского языка и литературы способствует успешному прохождению устного собеседования в 9 классе, так как описание картины способствует формированию умений и навыков говорения, чтения и письма.

Такая работа развивает речь учащихся, расширяет их кругозор, учит наблюдать. Рассматривая картину, ученики приучаются логически мыслить, придавать значение деталям. Использование учителем на уроке репродукций известных картин, удачных фотографий дает широкие возможности для пополнения словарного запаса. Оценивая картину, школьник непроизвольно соединяет в своем сознании изображение со словом, так как осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения мыслей и чувств. Картина, являясь источником эмоционального воздействия на человека, помогает усвоению эмоционально-окрашенных слов.

Для того, чтобы активизировать пассивный словарь школьника, чтобы ребята понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе, учитель должен начинать урок со словарной работы. Через рассматривание полотна учащиеся стараются понять, почему им нравится или нет то или иное изображение. Именно это является главной заслугой картины или фотографии для учителя. Так у детей складывается собственное мнение, которое они выражают сначала, проговаривая, а потом и включая в сочинение. И это уже не только описание картины, но и обоснованное рассуждение.

На уроках развития речи сочинения по картине пишутся во всех классах, конечно, по степени трудности они могут быть различными. Однако каждый учитель ставит перед собой следующие задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть ее художественные возможности, переводить увиденное на язык слова. При описании или передаче сюжета картины нужно научить выделять главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать всё в нужной последовательности. Работая с картиной или фотографией, учащийся, сам того не подозревая, готовится к выполнению устного задания №3 ОГЭ, которое проверяет умение строить монологическое высказывание на основе описания фотографии.

Необходимо, начиная с пятого класса, учить создавать словесные картины, тогда на экзамене высказывания девятиклассников будут характеризоваться цельностью, связностью и последовательностью изложения. Они научатся успешно выполнять поставленную перед ними коммуникативную задачу.

При обучении написания сочинения по картине на уроках развития речи учитель должен, во-первых, научить учащихся «читать» ее, понимать творческий замысел художника. Во-вторых, необходимо помогать детям раскрыть содержание и идейный смысл картины. Поэтому отбор картин и фотографий имеет большое значение. Лучше начинать работу с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях, подбирать фотографии, близкие к жанровым картинам.

Урок по картине можно начать с молчаливого рассматривания произведения искусства, что может стать толчком к воображению, развитию своего виденья.

Читайте также:  Как правильно пишется утреннее кофе

В то же время, рассматривая картину под руководством учителя, учащиеся понимают, что тема – это предмет изображения, а основная мысль – авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами в зависимости от своего личного подхода к теме. Эпизод, изображенный на картине, чаще всего моделирует реальную ситуацию, поэтому картина дает возможность ввести учащихся в ситуацию общения, близкую к естественной, способствует повышению их речевой активности в ходе урока, создает оптимальные предпосылки для выражения своего отношения к изображенному и формированию как подготовленной, так и спонтанной речи. В.А Сухомлинский писал: «Вы знаете, как вспыхивают детские глаза, какой особенной, неповторимой становится тишина, когда, образно говоря, в классе опускается птица, имя которой очевидность непонятного. Добивайтесь, чтобы дети ваши со всей очевидностью поняли, ощутили, увидели непонятное».

Анализируя картину, важно не сдерживать детские эмоции, полученные от знакомства с произведением искусства. Личная точка зрения каждого из присутствующих в классе приносит неоценимую пользу развитию навыков монологической речи, что приучает к публичным выступлениям, вырабатывает умение излагать свои мысли в логической последовательности. Путь развития мысли ученика может быть обеспечен выполнением различного рода упражнений по картине (вопросно-ответные, на заданную тему, по опорным словам, диалог, беседа) и сознательным выбором жанра речевого произведения (описание, повествование, рассуждение). Анализ картины поможет учащимся выработать правильную оценку произведения искусства, овладеть умением образно мыслить и образно говорить.

Стили написания сочинения по картине могут быть различными: разговорный с элементами художественной речи (рассказ по картине, письмо о впечатлениях от выставки картин), публицистический с элементами разговорного (отзыв, рецензия), научно-популярный ( статья в газету, рассказ экскурсовода), публицистический с элементами художественного (сочинение-описание с элементами рассуждения), художественный с элементами разговорного (сочинение-описание с элементами повествования). Во время уроков развития речи учащиеся заранее знакомятся с предполагаемыми формулировками экзаменационных вопросов.

Источник

Примеры ответов к заданию 3 итогового собеседования 2021 (монолог)

Дорогие выпускники, предлагаем вам готовые примеры ответов к заданию 3 итогового собеседования (монолог).

Что такое монолог?

Слово монолог имеет греческое происхождение: логос — слово, моно — один. Монолог представляет собой речь одного человека, направленную к одному или нескольким слушателям. Например, когда учитель рассказывает на уроке новый материал, когда ученик рассказывает заданный на дом материал — это монолог. Когда речь идет о монологе, подразумевается наличие говорящего и слушающего. На итоговом собеседовании говорящим является выпускник 9 класса, а слушающим — учитель-собеседник. Как вы уже знаете, во время выполнения задания 3 собеседник не имеет права вмешиваться в выступление выпускника. Его задача на данном этапе выступления заключается в эмоциональной поддержке обучающегося и проявлении реакции на ответ. Наводящие вопросы задавать запрещено.

Формулировка задания

В задании 3 выпускникам предлагается выбрать одну из трех предложенных тем для составления устного монологического высказывания. Учитель-собеседник предлагает ознакомиться с карточкой, на которой сформулированы три темы. Каждая тема преследует определенный вид работы: описание, повествование или рассуждение. О чем нужно будет говорить, выпускник видит сразу: темы сформулированы полностью. В скобках отмечено, как требуется раскрыть предложенную тему: описать фотографию, рассказать о случае из жизни или порассуждать по поставленному вопросу. То есть, выпускник сразу видит и тему, и что она предполагает. Выбранную тему нужно озвучить.

После того, как выпускник определился с темой и прочитал ее вслух, собеседник выдает карточку-помощницу. На ней записаны вспомогательные вопросы и подсказки, помогающие выпускнику построить логически правильное и последовательное высказывание, соответствующее теме. На подготовку к заданию 3 выпускнику дается 1 минута. На ответ отводится 3 минуты. Если в течение этого времени выпускник не приступает к ответу, собеседник вынужден сообщить о времени и перейти к следующему заданию.

Критерии оценивания

Монологическое высказывание оценивается по 3 критериям:

Тема 1 — описание фотографии.

На карточке-помощнице изображена фотография, под которой помечено, что нужно упомянуть в высказывании. Это не план, которому нужно следовать. Это лишь подсказка, опора. Описывать фотографию можно в любой последовательности. На эту подсказку можно даже не обращать внимания, не использовать ее при составлении монолога.

Пример описания фотографии из демонстрационного варианта

В демоверсии итогового собеседования, размещенного на официальном сайте ФИПИ, тема 1 называется «Праздник». На карточке-помощнице изображена фотография школьного праздника Последний звонок.

После фотографии напечатаны подсказки, призывающие обратить внимание выпускников на:

Место и время проведения праздника

Посвященные празднику события

Изображенных на фотографии людей

Атмосферу праздничного мероприятия и настроение присутствующих.

События, изображенные на фотографии, происходят в школе. Мероприятие состоится на школьном дворе. Судя по изображенной обстановке, дети празднуют окончание учебного года. Это можно понять, рассмотрев присутствующих на празднике школьников. Все они одеты в парадную школьную форму: мальчики в черные костюмы, девочки в платья и белые фартуки. На голове девочек красуются белоснежные банты. В кадре фотографа оказались выпускники. Можно рассмотреть на детях выпускные ленты. В руках они держат воздушные шары. На первом плане изображены двое выпускников: мальчик и девочка. Ребята дают свой последний школьный звонок. На заднем плане видно родителей, которые с замиранием сердца смотрят на своих повзрослевших детей. Атмосфера праздника доброжелательная. Этому способствует солнечная погода и радостное настроение школьников.

Тема 2 — повествование на основе жизненного опыта

Рассмотрим также задание из демонстрационного варианта.

Ребятам предлагается рассказать о походе или экскурсии, участниками которых они были. В качестве подсказки даны следующие фразы:

Когда и где состоялся поход или экскурсия

Читайте также:  Свою или сваю как правильно пишется

Кто был участником или участниками мероприятия

Как проходила подготовка к походу или экскурсии

Чем запомнилось мероприятие.

Выбрать для рассказа можно абсолютно любую экскурсию или поход. К тому же школьники регулярно посещают различные выставки, музеи, ходят на природу с родителями или классом. Если же вспомнить ничего не получается, просто придумайте сюжет сами. Проявите фантазию и представьте, что вы были на экскурсии в музее бабочек или ходили в поход с одноклассниками.

В один из жарких июльских дней мы с родителями отправились в поход с ночевкой. Вся наша дружная семья решила отправиться на озеро порыбачить. Готовиться к походу мы начали еще за день. Вместе с папой и старшим братом мы готовили снаряжение: палатки и рыболовные снасти. Мама в это время занималась женскими делами: собирала посуду и теплые вещи, готовила съестные припасы. Еще мы взяли с собой мяч для игры в волейбол. Эта игра является самой любимой для каждого из нас. В поход мы отправились пешком. Рюкзаки за плечами казались нам легкими, а глаза горели радостью и нетерпением. Самым интересным для меня была ночевка в палатках и вкусная уха, приготовленная на костре. Мы прекрасно провели время, и на следующий день вернулись домой отдохнувшие и счастливые.

Тема 3 — рассуждение на одну из проблемных тем

Демоверсия предлагает порассуждать над вопросом: всегда ли нужно следовать моде?

На карточке-помощнице записаны вспомогательные вопросы:

Что значит следовать моде?

Считаете ли Вы важным следовать моде? Почему?

Следование моде заключается только в подборе одежды?

Как вы понимаете выражение «хороший вкус»?

По моему мнению, следовать моде — это стараться выглядеть в соответствии с мировыми тенденциями модной индустрии. Следование моды заключается в выборе современной одежды, украшений, прически. Конечно, важно быть модным. Но в этом вопросе нужно быть осторожным. Одежда должна быть не только модной, но и подходящей к возрасту и фигуре. К тому же не стоит забывать и об удобстве и комфортности одежды. Следовать моде можно не только в подборе одежды. Современные тенденции могут быть выражены в обустройстве дома, в интересах и увлечениях. Многие люди обладают хорошим вкусом. Иметь хороший вкус — это значит отличать красивое от вульгарного, уместное от неуместного. Обладающий хорошим вкусом человек может правильно подобрать одежду, соответствующую обстановке. Я считаю, что обладающий хорошим вкусом человек всегда выглядит модно и современно.

Мы предложили вам примерные варианты ответов на задание 3 итогового собеседования. Используйте их в качестве образца для составления монологического высказывания во время подготовки к зачету.

Источник

Как пройти итоговое собеседование на ОГЭ по русскому языку

Из чего состоит экзамен, как быстро подготовиться к пересказу текста и как вести диалог с экзаменатором.

С 2019 года на ОГЭ по русскому языку стало обязательным устное собеседование. На нём проверяют умение понимать и пересказывать текст, общаться, отвечать на вопросы. Зачёт по собеседованию — пропуск на ОГЭ, без него ученик не будет допущен к экзаменам. Разберёмся, что будет в заданиях и как к ним готовиться.

Из чего состоит собеседование

В итоговом собеседовании по русскому языку четыре задания:

2. пересказ текста с использованием дополнительной информации,

4. диалог с экзаменатором.

За собеседование ставят зачёт или незачёт, максимальное количество баллов — 19. Для получения зачёта достаточно набрать не меньше 10 баллов. При этом не имеет значения, за выполнение каких заданий вы их получите. Вы сдадите зачёт, даже если не сделаете одно или два задания, но наберёте 10 баллов на остальных. Если же не сдадите с первого раза, у вас будет ещё две попытки.

Чтение текста

Что требуется. В первом задании нужно прочесть текст объемом 170–180 слов. Все тексты на экзамене будут посвящены известным российским спортсменам, писателям и ученым. На подготовку к чтению даётся 2 минуты.

Советы. За эти 2 минуты обратите внимание на важные детали: имена, названия, даты, а также выделите микротемы — главные мысли каждого абзаца. Во время подготовки вы можете делать в тексте необходимые пометки.

Обратите внимание на:

Все незнакомые или сложные слова перечитайте несколько раз и убедитесь, что правильно ставите ударения. Очень важно прочитать верно слово, над которым стоит знак ударения — за ошибку в его чтении снимают один балл. При чтении числительных обратите внимание на правила склонения, за ошибку в форме числительного тоже снимают один балл.

При чтении оценивается интонация и темп. Интонация должна совпадать с пунктуацией. Делайте небольшие паузы на месте точек и запятых, используйте вопросительную или восклицательную интонацию, если в тексте стоят соответствующие знаки препинания.

Темп чтения должен быть средним. Не нужно торопиться и проглатывать слова или читать слишком медленно. Произносите предложения неторопливо, спокойно и уверенно.

Баллы. За чтение можно получить максимум 2 балла.

Пересказ текста

Что требуется. Пересказывать вы будете тот же самый текст, который только что прочитали. На подготовку к пересказу даётся 2 минуты.

К пересказу предъявляются два основных требования:

1. Он должен быть подробным. Это не значит, что вы должны выучить все определения или использовать те же самые слова. Главное — упомянуть все микротемы. Как правило, в тексте столько же микротем, сколько абзацев. В экзаменационных текстах в большинстве случаев 4 абзаца.

Читайте также:  Формы глагола будущего времени английский язык

2. Вы должны использовать при пересказе дополнительную информацию с отдельной карточки. На ней вы получите цитату, характеризующую персонажа текста. Эту цитату нужно уместно и логично вставить в пересказ.

При пересказе оценивается четыре момента:

Советы. Вы будете видеть текст 2 минуты во время подготовки к чтению и 2 минуты во время подготовки к пересказу. Потом его заберут, однако вы сможете использовать те записи, которые успели сделать для себя в поле для заметок.

Если в тексте есть дата, а вы её не запомнили, используйте обобщения, например: «В 1960-х годах», «в середине XX века». Это поможет избежать фактической ошибки.

Это самое сложное задание итогового собеседования. Готовьтесь к нему на протяжении всего учебного года: читайте книги, смотрите спектакли и фильмы и обязательно пересказывайте их своим родителям и друзьям.

Баллы. За пересказ можно получить максимум 4 балла.

Также при чтении и пересказе отдельно оценивается правильность речи:

Всего за оценку речи в первых двух заданиях можно получить максимум 4 балла.

Монолог

Что требуется. В третьем задании вам даётся карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну. Среди тем обязательно представлены все три типа речи: описание, повествование и рассуждение. В первом случае нужно описать фотографию, во втором — рассказать о событии из жизни, в третьем — порассуждать о поставленном вопросе. Выбирайте тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке. Выбирайте тот тип речи, которым вы лучше всего владеете.

Ваша речь должна содержать не менее 10 фраз и длиться не более 3 минут. Одна фраза — это одно простое предложение. Если предложение состоит из двух частей, то каждая часть считается за одну фразу.

Советы. Монолог — это цельный связный текст, у которого обязательно должно быть заключение. Чтобы не потерять баллы за это задание, не забудьте в конце подытожить сказанное.

Баллы. За монолог можно получить максимум 3 балла. Он оценивается по трём основным критериям:

1. Соответствие коммуникативной задаче.

Вы получите 1 балл, если в вашем монологе не менее 10 фраз, нет фактических ошибок, есть ответы на все вопросы в карточке. При этом вопросы нужно использовать только как опору для монолога, а не строить текст по формату «вопрос/ответ»: читать вопрос — отвечать на него, читать следующий — отвечать. В противном случае текст получится несвязным, и вы потеряете балл.

2. Учёт речевой ситуации.

1 балл начисляется, если ваша лексика соответствует моменту. Нужно избегать любых слов-паразитов.

3. Речевое оформление.

Вы получите 1 балл, если в вашей речи есть смысловая цельность, связность и последовательность изложения и если в ней нет логических ошибок. Также у текста обязательно должно быть заключение, а конструкции не должны быть однотипными: например, «Я очень люблю вышивать. Также я очень люблю ходить в кино. Я люблю читать книги перед сном».

Диалог

Что требуется. Четвёртое задание начнётся сразу после того, как вы завершите монолог, поэтому на подготовку времени не будет. Во время диалога экзаменатор-собеседник будет задавать вопросы по той теме, которую вы выбрали в третьем задании.

Оценивать ваш ответ будет не собеседник, а эксперт — учитель русского языка. Эксперт может присутствовать на экзамене, но не имеет права задавать вопросы или еще как-то вмешиваться в ход проведения экзамена. Он лишь наблюдает и оценивает. Очное присутствие эксперта не обязательно — он может проверить ответы по аудиозаписи в течение пяти дней.

Советы. Внимательно слушайте собеседника и отвечайте на заданные вопросы, не уходя от темы.

Баллы. Если вы успешно провели диалог и ответили на все вопросы, вы получаете 1 балл. Второй балл начисляется за уместность употребляемых слов и выражений. Как и в случае с пересказом, в диалоге нужно избегать сленга и слов-паразитов.

Речь в третьем и четвертом задании также оценивается отдельно, по тем же критериям, что в чтении и пересказе: соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм, богатство лексикона и разнообразие конструкций. Отсутствие ошибок в сумме дает максимум 4 балла.

Важно, что если вы сами себя исправили, то это не считается за ошибку.

За монолог и диалог можно получить максимум 9 баллов.

Что нужно знать о порядке проведения экзамена

✔️ Разрешается делать пометки на контрольно-измерительных материалах, то есть карточках с заданиями, а также использовать черновики. Конкретный способ использования черновиков определяет школа или департамент образования вашего города.

✔️ Скорее всего, экзамен будет принимать не тот учитель, который преподает у вас русский язык.

✔️ Возможный вариант проведения экзамена — без отрыва от учебы. В назначенный день вас будут вызывать с урока на собеседование.

✔️ На сдачу экзамена отводится в среднем 15 минут, но если у школьника проблемы с речевым аппаратом, на собеседование ему дают до 30 минут.

✔️ Экзамен должен проходить в специально оборудованных аудиториях. Во время экзамена будет вестись аудиозапись.

✔️ Спецификацию и критерии оценивания итогового собеседования можно найти на сайте ФИПИ. В этих документах подробно расписан порядок проведения экзамена и критерии оценивания.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Простыми словами о самом интересном
Adblock
detector