Как написать сочинение от лица персонажа

Как написать сочинение от лица персонажа

РОЛЬ ИГРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ

Сочинения от лица одного из персонажей произведения

Существует два способа создания подобных сочинений:

1) можно предложить ученикам представить, что мог бы рассказать один герой о другом, и затем передать его рассказ при помощи косвенной речи;

2) следует предложить ученикам создать текст сочинения-стилизации, в котором воспроизводится речевая манера персонажа, стиль и образ его мыслей, внутренний строй души.

Второй способ более сложный. Он под силу не всем ученикам. Успеха можно ожидать только в том случае, если в процессе анализа учитель обращается к приёмам, развивающим сотворчество читателя. Причём эта работа должна начинаться ещё в средних классах.

Нужны и специальные упражнения, которые помогут ученику в создании сочинения-стилизации. Одной из простых и достаточно эффективных форм подготовительной работы является вычленение из произведения слов, фраз, отдельных предложений, которые использует герой.

Особенность творческой направленности преподавания в старших классах заключается в том, что зачастую учитель ставит творческую задачу перед учениками, даёт толчок к поиску, однако способ решения каждый ищет самостоятельно.

При изучении романа И. А. Гончарова «Обломов» десятиклассникам интересно было писать о главном герое от лица Ольги Ильинской, Штольца и даже Захара (персонажа, от лица которого они будут рассказывать об Обломове, ученики выбирают, исходя из своих предпочтений).

Аналогичное задание давалось и при изучении романа И. С. Тургенева. Ученикам предлагалось написать сочинение на тему «Базаров глазами. ». О Базарове писали и от лица Павла Петровича, и от лица Одинцовой, и от лица Аркадия. Подходящую ситуацию для такого рассказа ученики тоже придумывали сами. При такой постановке вопроса можно ожидать, что, творчески перерабатывая свои впечатления от восприятия художественного текста, ученик может создать собственную интерпретацию произведения.

Вот как решила эту задачу Олеся А., которая рассказала о Базарове от лица Аркадия.

БАЗАРОВ ГЛАЗАМИ АРКАДИЯ

Тихий летний вечер. Катерина, сидя в беседке, наблюдает за игрой своих сыновей. Аркадий, задумавшись, сидит рядом.

О чём задумался, милый?

Ты помнишь, какое сегодня число?спросил Аркадий.

Да, конечно, сегодня 22 июня.

Сегодня день рождения моего друга и учителяЕвгения Васильевича Базарова. Десять лет прошло с тех пор, как его не стало. Знаешь, Катя, мне его очень не хватает, — сказал Аркадий и вновь задумался.

О чём или о ком он думал? Ну, конечно, о Евгении Базарове. Вот в его памяти встаёт лицо Базарова: мужественное, немного резкое и суровое.

«В характере Евгения,думал Аркадий,было многое из того, за что можно уважать человека и восхищаться им: ум, самобытность, физическая сила, уверенность в себе и огромная работоспособность. Он мог заставить других слушать себя, уважать свою точку зрения. Наверное, этим он и привлёк меня.

Конечно, мне дорога память о нём, но сегодня я пересмотрел и понял многое. Я считаю, что не все позиции и взгляды Евгения были верны. Я понял, что нельзя жить, всё отрицая, не неся ничего положительного. В этом, по-моему, была его главная слабость. Как же можно жить с одним отрицанием? Мне порой становится жутко от мысли, что Евгений отрицал такие вещи, как искусство, любовь. Как можно жить без любви? Как жил без неё Евгений? А может, он любил, но не желал в этом признаться? Как, например, я боялся признаться в этом. Ведь он бы посмеялся надо мной, назвал бы романтиком, а любовь чушью, ерундой. Нет, о любви нельзя так говорить. Любовь это, наверное, самое прекрасное, чистое и светлое, что есть в жизни.

Помню, Евгений, ты сказал мне, что мужчина должен быть свиреп. Может быть, но ведь любовь не может быть свирепой и грубой. Страх и любовь не могут стоять рядом друг с другом, а иначе это будет уже не любовь. Да, ты родился с такой сильной натурой, склонной повелевать людьми, держать их в нравственном подчинении, принимая их услуги, словно делая им одолжение. Ты был „самоломанным“, всего достигал сам. А я не мог так, я не такой сильный, хотя и говорил, что мы — сила, которая нигде и ни в чём не даёт отчёта.

Сейчас мне очень стыдно за то, что я грубо и бестактно вёл себя по отношению к отцу. Я зря обижал его, отталкивая от себя, не давая войти с любовью в мой мир. Ведь он делал всё, чтобы не отстать от молодого поколения, а я заставил его усомниться в своих силах, разрушал веру в себя. Я не виню в этом тебя, Евгений, ведь у меня есть своя голова на плечах. Я знаю, как ты любил своих родителей, но ты всякий раз старался скрыть эту любовь. Зачем? Боялся изменить своим принципам? Хотя ты говорил, что и принципов у тебя не было, а былиодни лишь ощущения“. Ты не любил красноречия и сердился всякий раз, когда кто-нибудь говорил красиво. Помню, как мы чуть не подрались с тобой из-за этого. А я считаю, что без красоты и поэзии было бы слишком мрачно и скучно. Тебе бы я этого, конечно, никогда не сказал бы, потому что знаю, как бы ты к этому отнёсся.

Много времени прошло со времени нашей дружбы, многое изменилось в моём понимании, но, несмотря на всё это, ты мне по-прежнему дорог. Я не жалею, что имел такого друга и учителя, как ты — Евгений Базаров».

Тут воспоминания Аркадия прервала Катя:

— Дорогой, пойдём в дом, пора ужинать.

— Да, конечно, идём, — сказал Аркадий, незаметно смахнув навернувшуюся слезу.

В сочинении представлены два характера: Аркадия и Базарова. Хорошее знание текста произведения, внимание к деталям позволили ученице домыслить ситуацию и раскрыть слабые и сильные стороны героев.

Но для успешного достижения поставленной цели — дать творческую интерпретацию образа (или произведения в целом) — необходимы разные способы и приёмы работы, начиная традиционной беседой и заканчивая новациями, чтобы активизировать все навыки детей — аналитические, поисковые, исполнительские и т. д. А для этого необходимо сдвинуть внимание ученика в сторону неожиданного, непривычного ракурса исследования. Задание «Найти и прочитать описание внешности Базарова» менее интересно с точки зрения пробуждения читательской зоркости учеников, чем вопросы: «Чьими глазами мы впервые видим Базарова? На что сразу обращает внимание дворянин Николай Петрович?», «Что во внешности Базарова с первого взгляда оттолкнёт Павла Петровича?».

На уроке, посвящённом изучению идейных споров в романе, учитель использовал игровую форму, приближенную к телевизионным ток-шоу, которые в 90-е годы XX века вёл А. М. Любимов («Один на один»), а затем В. Р. Соловьёв («К барьеру!», «Поединок»).

Были определены участники игры. Подготовка требовала от участников глубокого и творческого изучения текста романа.

Впервые учитель попробовал игровую форму в конце 90-х годов XX века. Изучение романа проходило в период подготовки страны к выборам в Государственную думу. Ученики были свидетелями горячих споров участников различных политических убеждений. Ситуация, сложившаяся в стране в этот период, удивительно была похожа на изображённую в романе И. С. Тургенева, когда «две партии русского общества, два полюса русской интеллигенции претендуют на полное знание народной жизни, на полное понимание её истинных потребностей. Обе силы мнят себя исключительными носителями правды, и потому они крайне нетерпимы друг к другу».

Игра призвана была помочь осознать накал политической борьбы 50—60-х годов XIX века, её сложность и драматизм.

Сценарий игры был аналогичен сценарию ток-шоу:

1. Выступление телеведущего о напряжённом кризисном времени накануне реформ.

2. Представление героев встречи: Базарова и Кирсанова. Закадровый голос даёт справку о каждом герое.

Справка о Базарове (в готовом виде в романе её нет, поэтому ученику нужно было поработать с разными фрагментами текста) выглядит так:

«Родился 22 июня 1830 года. Демократ по происхождению и образу мыслей.

Дед со стороны отца „землю пахал“; дед со стороны матери „секунд-майор“. При Суворове служил. Отец — отставной штаб-лекарь, служил в бригаде у деда Кирсановых, „у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал, знал наперечёт всех декабристов“. Мать — „настоящая русская дворяночка прежнего времени“.

Читайте также:  Годовой план школьных мероприятий

Воспитание: „самоломанный“. Родители „народ нестрогий“, в детстве его „не притесняли“. „Вели бродячую жизнь, больше всего по городам. “ Базаров у родителей „отроду лишней копейки не взял“. „В его прошедшем было много труда и непобедимого терпения“.

Образование, сфера интересов: учится в Петербургском университете на медицинском факультете. Предмет интересов — естественные науки. В науке своими учителями считает немцев, хотя и не разделяет ничьих мнений, имеет свои. Музыку, поэзию не признаёт. Владеет особенным умением возбуждать к себе доверие простых людей».

Справку о Павле Петровиче составить легче, поскольку его биография дана писателем, но ученик должен был её изложить в соответствии с жанром игры. Выглядит она примерно так:

Образование, сфера интересов: воспитывался сначала дома, потом в пажеском корпусе. Выйдя в офицеры, начал появляться в свете. Славился смелостью и ловкостью, прочёл 5—6 французских книг. В 28 лет стал капитаном. Через несколько лет вышел в отставку из-за несчастной любви, но сохранил все привычки светского человека. С 1848 года живёт в Марьине вместе с братом».

3. После оглашения каждой справки проводится короткое интервью телеведущего с героями поединка.

1) «Вы высокого мнения о себе?»

Ответ: «Да, потому что я ещё не встретил человека, который не спасовал бы передо мною».

2) «У вас добрые порядочные родители, да и Кирсановы неплохие люди. Почему вы не хотите жить так, как живут „отцы“?»

Ответ: «Да, так жить легче, но больно глухую жизнь они ведут. Тоска одолеет от такой жизни. Ешь, пей и знай, что поступаешь самым разумным образом. Хочется с людьми возиться».

Вопросы Павлу Петровичу:

1) «Ваше отношение к дамам?»

2) «Какую литературу вы читаете?»

Ответ: «Люблю читать английскую литературу, больше читаю газеты».

Следует отметить, что вопросы готовил ученик-ведущий и игроки их не знали, поэтому ответы были импровизированными. Но участники были предупреждены, что вопросы будут даваться по тексту, поэтому имели возможность подготовиться, внимательно перечитывая всё, что имеет отношение к их героям.

4. Затем предлагаются вопросы сторонникам героев.

5. Такое представление героев вводит в атмосферу произведения, готовит к центральному этапу игры — интеллектуальному поединку. Он состоит из трёх актов:

Акт 1. Высказывания героев поединка об аристократизме, о принципах.

Акт 2. Спор об отношении к народу.

Акт 3. Взгляды героев на искусство, науку.

После каждого акта спора — так называемый антракт, во время которого ведущий подводит итоги, обращается к сторонникам героев, которые могут уточнять идейные позиции своего «главы».

6. Последний этап игры — выступление психологов (как вариант — третейского судьи), которые определяют, как выглядели спорящие, на чьей стороне с психологической точки зрения победа. Понятно, что для такого выступления нужно было выписать ремарки автора, «расшифровать» «тайный психологизм» Тургенева. Раскрывая душевное состояние героев, ученики-психологи показывали, что за художественной деталью у писателя бездна пространства.

Игра строилась на импровизации, а не была отрепетированным театрализованным представлением. Чтобы творчески интерпретировать произведение, ученики должны были внимательнейшим образом перечитать текст, что и произошло в процессе подготовки к игре. Поэтому интерес к происходящему наблюдался и у артистов, и у гостей ток-шоу.

Такая методика проведения уроков позволяет преодолеть шаблонное, плоское восприятие литературных произведений и ориентирует на творческий подход к сочинениям.

Источник

От лица героя От лица героя-

Теория и практика написания сочинения

Учебное пособие по курсу

Автор – составитель Перова И. Н.

Учебное пособие рассчитано на учащихся 9 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений

Занятие №1. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ СОЧИНЕНИЮ.

Сочинения, которые вам приходилось писать в школе, были самыми разнообразными по форме и по жанру. Для развития ваших творческих, художественных способностей учителя могли предложить вам написать сказку, фантастический рассказ, изложить свои впечатления от картины известного художника, увиденного фильма или спектакля. Все эти формы неприменимы для выпускного или вступительного экзаменационного сочинения. Это сочинение имеет вполне конкретные цели: проверить ваши знания по литературе, умение анализировать художественное произведение и грамотно, хорошим литературным языком излагать результаты такого анализа.

Поэтому необходимо знать те требования, которые предъявляются к выпускным и вступительным сочинениям.

1. Соответствие теме

2. Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы

3. Доказательность высказанной мысли

4. Логичность, последовательность изложения материала

5. Самостоятельность мышления

6. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования

7. Смысловая точность эпиграфов и цитат

8. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов

9. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

С каждым требованием мы познакомимся подробнее на следующих занятиях. А сейчас я приведу пример, как не надо писать сочинения.

Был обычный урок литературы. Ученики должны были писать сочинение на тему «Образ бабы – яги – уходящей бабы прошедшего времени». Учитель продиктовал план. Пункт за пунктом. Одно за другим. Всё, как обычно.

1. Вступление. Историческая обстановка в те ещё годы.

2. Главная часть. Показ бабы-яги – яркой представительницы тёмных сил. Черты бабы-яги.

3. Заключение: бабизм-ягизм в наши дни.

Итак, учитель дал план, и теперь ученики по плану начали писать сочинение. И написали. Надо сказать, это было обычное сочинение.

«Замечательное произведение – сказка о бабе-яге – является замечательным образцом нашей замечательной литературы.

Тяжёлое положение крестьянства в мрачную, беспросветную эпоху, которая характеризовалась беспощадным, страшным, беспросветным угнетением, было невыносимо беспросветно, мрачно, страшно и беспощадно.

И в это время особенно звонко прозвучал светлый голос неизвестного автора сказки о бабе-яге, которая навсегда вошла в сокровищницу литературы, у которой всегда были произведения замечательного жанра, который всегда был любим народом, которого никогда не остановить на пути, по которому он всегда идёт навстречу будущему, которое всегда приходит на смену прошлому, которое никогда не смогло заглушить его голос, который всегда был светлый и звонкий.

«Кому на Руси жить хорошо?»- спрашивал знаменитый русский поэт Некрасов и сам же отвечал:

«Кто до смерти работает,

До полусмерти пьёт».

В образе бабы-яги – типичной представительницы загнивающего поколения – воплощены лучшие черты отрицательного героя в начале первой половины …надцатого века. Бабе-яге противопоставлен светлый образ Иванушки-дурачка, в котором сделана яркая попытка показа нового, молодого в борьбе со старым, отжившим, одряхлевшим. Нет, Иванушка-дурачок – это не Онегин. Он не лишний человек! Он любит труд и родную землю. Если присмотреться, он совсем не дурачок, а умный.

«В человеке всё должно быть прекрасно»,- писал известный русский писатель Чехов.

Задолго до него эти же слова повторил способный английский поэт Шекспир. Создавая незабываемый образ злодея Яго в одноимённой трагедии «Отелло», он, несомненно, испытал благотворное влияние со стороны неизвестного автора сказки о бабе-яге. Иванушка-дурачок только строит из себя дурачка. На самом деле оказывается в дурачках не он, а баба-яга.

«Чуден Днепр при тихой погоде»,- писала сквозь смех и слёзы гордость нашей литературы – Гоголь.

В галерее светлых женских образов баба-яга занимает особое место. Вспомним хотя бы Анну Каренину.

Язык бабы-яги – простой, чистый, короткий, могучий, не шершавый.

В наше время бабизм-ягизм играет большое значение и имеет большую роль. Сказка стала былью. Иванушка-дурачок нарицательным, а баба-яга безвозвратно ушла в далёкое прошлое.

Задание №1. Проанализировать данное сочинение:

1. Правильно ли сформулирована тема?

2. Какие ошибки в плане вы заметили?

3. Найдите речевые ошибки в тексте сочинения.

4. Какие тезисы остались без подтверждения?

5. Какие критерии, предъявляемые к сочинениям, нарушены или не отражены вовсе?

Задание на дом: выучить требования к сочинениям.

Занятие №2. РЕДАКТИРОВАНИЕ И РЕДАКТОРСКИЕ ЗНАКИ. НОРМЫ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЙ.

Редактирование – это совершенствование своей работы.

На полях В тексте Что значит Что делать
1. Содержательные ошибки
С (содержательная) Расширить, дополнить, нет аргумента, нет вступления Дополнить, аргументировать, доказать тезис
Лишнее Убрать
Нужен абзац Выделить абзац
Не нужен абзац Писать не с красной строки
Ф (фактическая) Исказил факт Исправить фактическую ошибку
Лог (логическая) Нет связи Вставить «мостик»
2. Речевые, стилистические, лексические
Р (речевая) Неверное построение фразы Исправить речевую ошибку
Л (лексическая) Слово использовано в несвойственном ему значении «-«-«-«-«-«-«-«-«-
П (повтор) Повтор слов или однокоренных слов Заменить синонимами, местоимениями, поменять структуру предложения
(пропуск слова) Пропущено слово Вставить слово
Ст (стилистическая ошибка) Использование слов не того стилистического пласта Заменить слово

Первая оценка за содержание, а вторая – за грамотность.

Читайте также:  Как правильно написать сделайте или зделайте

Часто после сочинения учитель пишет рецензию.

1.Сочинение соответствует (не соответствует) теме.

2.Тема раскрыта (не раскрыта) полностью (частично).

4. Работу отличают глубина (поверхностность), содержательность (бессодержательность), лаконичность в изложении материала. 5.Доказательны ли высказанные мысли, аргументированы ли?

6.Достаточно ли цитат и соответствуют ли они содержанию? 7.Продуман ли план, логика изложения материала?

8.Отличает ли работу самостоятельность мышления?

9. Отличает ли сочинение стилевое единство, достоверность в освещении фактов?

10. Насколько правильно словоупотребление, соблюдение норм литературного языка?

Вспомним теорию. Образ и характер

Необходимо различать образ и характер. В литературоведческих исследованиях указывается, что понятие образа шире понятия характера, так как образ, в котором, прежде всего, раскрывается характер героя, включает также описание внешнего мира, окружающего человека, и вне которого он не мыслим.

Если образ – это человеческая жизнь в её целостности, то характер – это человеческая индивидуальность во всём живом многообразии присущих ей черт, конкретный человек с его поступками и переживаниями в конкретной жизненной обстановке. При этом характер в литературе раскрывается не просто как сочетание в человеке различных черт. Характер, как правило, показывается на разных стадиях его развития, он подвержен эволюции. Характер содержит в себе элемент авторской оценки. Причём возможно несовпадение объективной значимости персонажа и субъективного писательского отношения к нему.

Приёмы создания художественного образа человека

В драматическом произведении сокровенные мысли и чувства персонажи выражают в словах, поступках, мимике, жестах, без авторского сопровождения, хотя это и не значит, что автор не проявляет своего отношения к персонажам, к происходящему в пьесе. Чаще всего характеры на сцене как бы говорят сами за себя и не нуждаются в особой авторской помощи для понимания.

Главный способ построения сценических образовдиалог, составляющий основу действия драматического произведения. В диалоге выявляется внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, жизненная позиция и чувства. Важную роль в пьесе играет монолог, который, в отличие от диалога, не зависит от ответных реплик. В монологе раскрываются идеалы, убеждения персонажей, их духовная жизнь, сложность характера.

Средства создания сатирического образа

· Монолог как приём развития действия и как характеристика персонажа

· Диалог, выявляющий мотивы поведения действующего лица

· алогизм (отсутствие в речи сатирического персонажа логики в изложении своих мыслей)

· приёмы внешнего комизма

· соседство серьёзного с мелким

· неожиданность положений, в которых оказываются персонажи и в которых вдруг обнаруживаются или ярко проявляются какие-то черты их натуры

· сатирическая деталь с «подтекстом»

Образ автора всегда шире и многообразнее, чем образ любого героя. Личность писателя проявляется во всей ткани произведения, во всех его компонентах: тематике, системе образов, их идейном смысле, конфликтах, сюжете, композиции, способах обрисовки событий и героев, в отношении к ним, в тональности повествования, его эмоциональной окрашенности, пафосе, жанровой специфике, в прямых авторских комментариях, лирических отступлениях, в подтексте, деталях, языке, в следовании традициям и новаторстве. Писатель всегда выступает выразителем определённого литературного направления, течения, исторических, философских, общественно-политических, идейно-эстетических взглядов.

По отношению к герою позиция автора может быть выражена

В драматических произведениях автор не высказывает непосредственно своего отношения к персонажам, но, тем не менее, проявляет себя в отборе материала, в сущности конфликта, в характерах героев, авторских ремарках, в заглавии пьесы, которое связано с идеей произведения, в композиции произведения, в группировке действующих лиц, в том, какие вопросы ставятся в пьесе и как они решаются в финале.

(от лица повествователя)

От лица героя От лица героя-

Источник

Как писать от третьего лица – 3 важных правила для копирайтера

Таблица лиц

Рассказы могут быть трех типов:

В каждом меняется только стиль повествования. Для определения лица, в котором написано произведение, стоит выделить наиболее часто встречающиеся личные местоимения: я, мы, ты, они и прочие.

Затем можно воспользоваться таблицей лиц:

Единственное число Множественное число
Первое лицо я мы
Второе лицо ты вы
Третье лицо он, она, оно они

Определив наиболее часто встречающиеся личные местоимения, необходимо выделить главного героя повествования. Это определенный персонаж? Это вы? Это сам автор?

Зачем писать сочинение

Сочинение — письменная самостоятельная работа, которая демонстрирует умение автора излагать мысли по заданной теме. Как правило, сочинения пишутся только от руки.

Написание сочинений развивает:

Сочинение отличается от эссе по литературе, истории или английскому языку по структуре и целям.

Типы рассказов

Литература может быть художественной и не художественной. В основном рассказы от первого лица характерны для художественной литературы, где повествование идет от имени героя.

Нон-фикш от первого лица также встречается, хоть и намного реже. Чаще всего написание от первого лица в этом случае ведется во множественном числе: не «я», а «мы». Примером такого рассказа может быть лабораторный журнал, в котором встречаются отрывки типа «…мы провели эксперимент…», «…я сделал замеры…» и тому подобные.

Не стоит путать их с отрывками вроде «…наша группа сделала открытие…», поскольку в этом случае рассказ будет вестись от третьего лица. «Наша группа» может быть заменена на «группа», а затем на «она». «Наша» не должна вас путать. В рассказах от первого лица значение имеют только личные местоимения без предлогов.

Человек должен быть интеллигентным

Человек должен быть интеллигентным! А если его профессия не нуждается в интеллигентности? А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? А если эта интеллигентность сделала его “белой вороной” среди сотрудников, друзей, родных, становится помехой сближения с другими людьми? Нет, нет и еще раз нет! Интеллигентность нужна при любых обстоятельствах. Она нужна вам и тем, кто вас окружает. Это очень и очень важно, прежде всего, для того, чтобы жить счастливо и долго: именно так, долго!

Плюсы рассказов от разных лиц

Факторы доверия блогеру

Способ подачи информации от своего лица имеет ряд преимуществ. Главное – это возможность завоевать доверие читателя. Общение от своего лица – это общение реального человека со своими принципами, опытом и взглядами. Получить совет из рук в руки намного приятней, чем просто почитать сухую энциклопедическую выдержку. И как для подростка приоритетным является мнение друзей, так и для любого человека мнение реального человека, испробовавшего на себе то, о чем пишет, тоже важнее книжных истин.

Существенной является и позиция автора блога. Особенно для того, кто это мнение разделяет. Если автор со знанием дела говорит об объекте или явлении, к нему, как и к любому профессионалу, невольно проникаешься доверием и уважением – человек знает, о чем рассуждает. Такому блогеру следует остерегаться только одного – менторства. Идеализация своего мнения и возвышение его над мнениями других, излишняя поучительность могут оттолкнуть читателей блога.

Пример рассказов по лицам

Если у вас все еще остается вопрос «От первого лица — это как?», то далее вы найдете несколько примеров рассказов по разным лицам. Они помогут вам научиться определять, в каком ключе составлен текст.

Несмотря на то что есть несколько личных местоимений, рассказ написан от первого лица. Как это определили? Главный герой — мужчина, который рассказывает о себе и своих переживаниях. Эмоции его сестры для него непонятны.

Та же ситуация, только рассказ написан от второго лица. Возможно, он даже показался вам странным, поскольку подобные формы повествования для нас непривычны.

Рассказ от третьего лица. Теряется эмоциональность произведения, однако затронуты обе стороны конфликта.

Примеры сочинений


Сочинение. Описание природы


Сочинение. Описание проблем в жизни помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”


Сочинение-повествование. О рыбалке


Сочинение-повествование. Самый лучший день лета


Сочинение-рассуждение о жизненных планах


Сочинение-рассуждение по повести М.А.Булгакова “Собачье сердце”

Библиография

О войне — от первого лица. Михаил Честнейший

Warspot открывает цикл материалов, посвящённых ветеранам Великой Отечественной войны. В этом цикле воспоминания ветеранов будут публиковаться практически без редакционных вставок — только прямая речь людей, прошедших войну и доживших до наших дней. Наш первый герой — Михаил Петрович Честнейший. Он родился в 1926 году в селе Высокое Прилукского района Черниговской области. Служил радистом в 308-й стрелковой Латышской Краснознамённой дивизии. Последние пятнадцать лет живёт в Минске. Михаил Петрович рассказывает о том, что подтолкнуло его стать добровольцем в 17 лет и как накануне Победы сдавались гитлеровцы.


«Учётная карточка члена КПСС. Когда нашу партию ликвидировали, я пошёл в райком и забрал её. Тут записана вся моя жизнь»

У меня трагедия получилась: мама меня родила и умерла. Медицина в то время слабая была. Но имя она мне дала — так мне рассказывали. Отец позднее женился, а меня дедушка и бабушка по отцу забрали в Прилуки. Потом через некоторое время и Колю, моего старшего брата: как же нас разлучать.

Читайте также:  Как правильно написать патологоанатом или патологоанатом

1941 год. Меня утром послали за хлебом. Я пришёл — в магазине небольшая очередь, женщины стоят, хлеб ещё не привезли. Идёт разговор, и одна женщина говорит: «Война началась». На неё начали шипеть: не говори никому, этого не может быть! Ведь тогда пакты были заключены между Германией и Советским Союзом. Но никто этому, между прочим, не верил — люди говорили, что война будет. Мужчины зрелого возраста стояли в очередях у киосков, где продавали газеты, чтобы почитать, что пишут.

У нас в городе Прилуки была центральная улица Ленина. Каждое воскресенье по этому кварталу гуляла молодёжь. Дальше — сад, там проводились танцы. Началась война, и всё это движение по улице прекратилось сразу же. Улицы стали пустые — как вымерли, только ветер гонял обрывки газет и афиш.

Утром рано стук в ставни. Мы открыли — там тётя Нина, сестра отца. Она жила в Чернигове, её муж был областным специалистом по геодезии. Тётя приехала из Чернигова и пришла к нам: «Что вы сидите, там немцы!» В тот же день она отправилась в военкомат и вернулась с документами: формировался эшелон на эвакуацию. Мы сложили вещи в узлы и поехали на погрузочную станцию.

У нас были проездные документы до Фрунзе: там жил наш дядя, туда мы и стремились. Во Фрунзе нас встретили. Красивый новый город, улицы широкие, дубовый парк, аллеи, белый хлеб продают. А через месяц всё свернулось и всех на карточки посадили. Нам, иждивенцам, 400 граммов хлеба давали.

Колю в армию забрали прямо из школы в марте 1943 года и повезли в военное миномётно-пулемётное училище. И вот мы получаем от него письмо, датированное 25 августа: «Едем на [цензура зачеркнула] фронт». А в сентябре мы получаем похоронку: 29 августа Коля был убит… Это стало для меня страшным ударом.


«Не дай бог никому такой документ когда-нибудь держать в руках»

В тот день мне приснился сон. Я держу три бумажки: похоронки на отца, Колю и дядю Юру, брата отца. Одна отпадает, и вторая отпадает, остаётся в руках Колина. Я сплю, это сон. И в это время крик. Я вскочил — тётя Ира держит эту похоронку в руках и кричит.

Я окончил Школу фабрично-заводского обучения и уже работал мастером по ремонту линий связи во Фрунзе. Но после этой трагедии я отправился в военкомат и написал заявление о добровольном вступлении в армию. Мне шёл 17-й год. В октябре 1943 года меня вызвали на медкомиссию. Когда спросили, куда хочу, в какие войска, я лихо ответил: «В кавалерию!».

Я получил повестку, собрал котомочку и поехал в Ташкент. Там были военные курсы, где учили радистов. Мне вдолбили азбуку Морзе так, что я до сих пор сижу и лозунги, слоганы проигрываю на азбуке Морзе: сначала всё по порядку, потом назад, потом через слово. На занятиях азбуку Морзе учили, а на перерыве выйдешь — из репродуктора тоже азбука Морзе стучит. Хотя были и обычные передачи, конечно. Но нам напоминали: ты — радист, слушай внимательно.

Работы было полно. Только встали — лопаты в руки, копаем накаты, блиндажи, чтобы хоть от какого-то снаряда укрыться. Обстреливали нас миномётами, артиллерия, авиация бомбила. Я как-то попал под пулемётную очередь. Шёл в сторону тыла с переднего края фронта. С опушки леса дали очередь по мне. Так вот, пули не просвистели — они прожужжали. До этого на той же дороге был убит молодой офицер.

7 мая 1945 года шёл бой под хутором Лукни. Я даже не слышал — понял только, что меня что-то ударило. Я глянул — осколок торчит, тонкий, как спица. Я его взял — а он горячий. Как вытащил — кровь обильно пошла. Хлопцы намотали мне американский пакет и косынку. Я походил — мне неудобно. Снял это к чёртовой матери. Но от своего аппарата не отходил.


Из приказа: «Медалью за отвагу наградить Михаила Петровича Честнейшего за то, что он в бою под хутором Лукни 7 мая 1945 года, несмотря на полученное ранение, остался на поле боя и продолжал держать бесперебойную радиосвязь». Ранее был награждён медалью «За боевые заслуги»

И трусов видел. Вот был паренёк — кем он был, я не знаю. Но такой, возле кухни первый. И вот мы наступаем. Идём вместе с пехотой. Хутор проходим, а немцы по нам бьют оттуда из миномётов. И лежат старые, давно высохшие навозные кучи. Так он эту кучу разгребает и туда головой. Ну сволочь, все ребята идут, а ты что? Но ничего не сделаешь: человек есть человек.

8 мая 1945 года мы идём дорогой, а впереди населённый пункт. Там два или три двухэтажных деревянных дома. Смотрим — и не можем понять, что там происходит: дом весь в белом. Мы ещё подумали: стирка, что ли, коллективная? Стали присматриваться. В это время выходят со стороны сада немцы — у толмача белый флажок. Мы стали — и они стоят. Командир взял переводчика и пошёл к немцам — и те тоже навстречу пошли. Оказалось, это немецкий артиллерийский полк снялся с позиций и сдаётся.


«Пока мы на Урал не прибыли, всё ещё говорили: «Вот когда кончится война…». Не верилось»

9 мая под утро я дежурил. Нас осталось несколько человек. Приезжает замполит полка и объявляет: победа. По радио передали, что в Берлине к этому моменту уже подписали документы. Мы стреляли, радовались. Наши товарищи командиры — молодцы: они где-то прихватили винца хорошего на складах у немцев, закуски, и мы все, невзирая на чины и ранги, под вечер поужинали.

Шёл 1947 год — уже четыре года мы служим, и не видно, когда увольнение. Служить было некому. Мы призваны с 17 лет, хотя призывали в армию с 19. Так ещё нужно, чтоб подросли эти 19-летние. В итоге мой 1926 год увольнялся в 1950-м году — семь лет отслужили.

Рекомендовали меня на учёбу в город Иваново, в военно-политическое училище. Деваться некуда. Чтобы поступить, писали сочинение, сдавали экзамены по географии и истории.


В рамке справа: последняя фотография брата Коли

На первом курсе учёбы, в 1949 году, первый раз нам дали отпуск, и я приехал на родину, в Прилуки. Приехал вечерним поездом и пошёл по городу пешком, прямо посередине улицы. Мои родные из эвакуации вернулись, но нашу квартиру какая-то организация уже заняла под контору. Хорошо, что там бабушкина сестра жила, и у неё остался дом. Нашёл их дом, постучал в окошко — моя тётя Ира бросилась обнимать меня от радости, что я вернулся.

Навестил родных Васи — это был близкий друг моего брата Коли, погиб в Чехословакии. Я пришёл — там плач страшный. Вот, говорю, я выжил. Коля погиб, Вася погиб, а я живой. В школьные годы они оба отличниками были. Убили тех, кто потом мог бы двигать науку.


«Моя красавица жена Надежда Дмитриевна. С первого взгляда решил: если она не замужем, то я обязательно на ней женюсь»

Моя жена тоже участница войны. Она операционная сестра, простояла возле операционного стола до 1949 года. А уже в 1949 году попала к нам в училище. Наш начальник дружил с её начальником, заведующим отделением хирургии окружного госпиталя в Иваново. Так вот, мой начальник пришёл — а она там в канцелярии сидит, документы оформляет. Он говорит: пиши заявление, что ты увольняешься и поступаешь к нам в училище в санчасть. А её начальнику, своему другу, сказал: что вы себе думаете, она тут всю жизнь просидит и никогда замуж не выйдет среди вас, стариков. Надежда в тот же день была уволена из госпиталя и принята к нам в санчасть — вот как мужики сработали.

Двадцать с лишним лет я проработал в народном образовании, из них — двадцать лет в школе. Заслужил там звание «Отличник народного образования БССР». Так что не халтурил, а работал на совесть.


Михаил Петрович Честнейший. Кадровый военный, офицер воздушно-десантных войск Советской армии

Источник

Простыми словами о самом интересном
Adblock
detector