Как написать сочинение от лица героя

Я, ты, он, она… Повествование от 1, 2 и 3 лица

Одну и ту же историю можно рассказывать с разных точек зрения. Это вроде как на предмет смотреть с разных точек: изнутри или снаружи. Так и историю можно рассказать «изнутри» – от 1-го лица или снаружи – от 3-го лица. А еще есть интересное 2-е лицо.

Вспомним уроки языка: личные местоимения

1-е лицо: я, мы

В таком виде повествования рассказчик становится непосредственно персонажем своей истории.

Управляющий сказал мне: «Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели». Я ему ответил: «Вы слишком льстите мне, ваше превосходительство, полагая, что я умею летать». И потом я слышал, как он сказал: «Уберите этого господина, он портит мне нервы»…
А. Чехов, «Моя жизнь. Рассказ провинциала»

2-е лицо: ты, вы

Повествование для 2-го лица. В таком виде повествования рассказчик заставляет читателя почувствовать себя персонажем истории.уменьшает дистанцию между текстом и читателем. происходит смешение литературы и реальности

Открываешь глаза. Солнечный лучик пробирается сквозь приоткрытую занавеску – и зайчик запрыгивает на стену напротив окна. Какое-то время следишь за ним, а потом угол одеяла весело летит на сторону, и ты бежишь на кухню. Мама уже колдует у плиты, а шумный чайник сообщает, что вот-вот будет готов ароматный чай. За это время наскоро чистишь зубы, ополаскиваешь лицо холодной водой, проводишь мокрыми руками по непослушным вихрям. Готов к новому дню.
Как давно такое было. Три месяца назад…
Светлана Локтыш, «Доброе утро, солнышко»

3-е лицо: ты, вы

Рассказчик здесь передает историю, но персонажем ее не является. Иначе говоря, это когда кто-то, или сам автор, рассказывает о событиях, будто наблюдая за ними со стороны.

Которая беднота, может, и получила дворцы, а Иван Савичу дворца, между прочим, не досталось. Рылом не вышел. И жил Иван Савич в прежней своей квартирке, на Большой Пушкарской улице.
А уж и квартирка же, граждане! Одно заглавие, что квартира – в каждом углу притулившись фигура. Бабка Анисья– раз, бабка Фекла – два, Пашка Огурчик – три… Тьфу, ей-богу, считать грустно!В этакой квартирке да при такой профессии, как у Ивана Савича – маляр и живописец – нипочем невозможно было жить.
Давеча случай был: бабка Анисья подолом все контуры на вывеске смахнула. Вот до чего тесно. От этого, может, Иван Савич и из бедности никогда не вылезал…». Зощенко «Матрёнища».

У каждого вида повествования есть свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их.

От первого лица

Вести повествование от 1-го лица в рассказе или новелле просто: произведение небольшое, текста немного. Гораздо сложнее выдержать такой формат в более крупных текстах – повестях, романах. Есть риск, что читателя замучают бесконечные «я» (реже – «мы»). Поэтому с текст придется вычистить от многочисленных повторов этих местоимений.

Преимущества повествования от 1-го лица:

Недостатки повествования от 1-го лица:

От третьего лица

Повествование от 3-го лица похоже на повествование от 1-го – только нет множественных «я». Однако здесь важно соблюдать правило: в каждой сцене надо излагать мысли только одного персонажа.

Например, если в комнате главный герой и два персонажа, то мы следим за мыслями только главного героя. Потом героя оставляем в комнате, а два персонажа выходят на улицу, идут вместе по проспекту и обсуждают недавний разговор: здесь мы следим за мыслями персонажа, который кажется нам наиболее важным. Если проигнорировать это правило, то повествование получится запутанным и тяжелым.

Преимущества повествования от 3-го лица:

Недостатки повествования от 3-го лица:

Странное второе лицо…

Существует также повествование и от 2-го лица: когда сам читатель и есть наблюдатель. Такой стиль изложения материала используют редко: он тяжеловесен, скучен и быстро надоедает читателю.

Однако второе лицо может быть включено в повествование эпизодически. Также второе лицо с успехом используется в стихах:

Ты помнишь, плыли в вышине
И вдруг погасли две звезды.
Но лишь теперь понятно мне,
Что это были я и ты…

Независимо от того, какое лицо избрано для повествования, можно не зацикливаться на недостатках, лучше максимально использовать преимущества. А какая форма ближе, станет понятнее с опытом. Также стоит учитывать требования жанра, например:

А теперь – задание.

Перестройте отрывки, представленные ниже, так, чтобы повествование зазвучало сначала от 3-го лица, а затем – от 2-го лица. (Ответы можно записать в комментариях).

2. Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней, и в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме.
А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый.
– Откуда, – говорю, – ты, гражданка? Из какого номера?
– Я, – говорит, – из седьмого.
– Пожалуйста, – говорю, – живите.
М. Зощенко «Аристократка»

Урок окончен. Легких вам перьев, дорогие авторы!

Если материал был интересен и полезен, помни, что таковым он может быть и для других людей. 🙂

Источник

Сочинения в жанре дневника или письма. ( методические рекомендации из опыта работы)

Сочинения в жанре дневника или письма.

( методические рекомендации из опыта работы)

учитель русского языка и литературы

МКОУ Соляновской СОШ

Сочинения в жанре дневника или письма.

( методические рекомендации из опыта работы)

Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть разных видов:

• дневник, написанный от лица очевидца событий (возможно, придуманного учеником);

• дневник, ведущийся от лица литературного героя;

• дневниковые записи от лица ученика, который постепенно осваивает какое-либо произведение или изучает творчество писателя.

Сочинения в жанре писем тоже имеют несколько видов:

• письмо от лица ученика своему родственнику, подруге, другу и т. д.;

• письмо от лица литературного героя.

Дневник и письмо от лица литературного героя совпадают в том, что это сочинения-стилизации. Здесь важны два момента:

ученик должен хорошо знать текст: сюжет, причинно-следственные связи в произведении, понимать поступки героя, уметь их мотивировать;

от ученика требуется хорошее понимание психологии героя: ему необходимо вжиться в характер персонажа, понять его образ мыслей и суметь их передать, т. е. нужно овладеть стилем чужой речи.

Пишущий должен жить, думать, действовать в соответствии с логикой жизни героя в художественном произведении, логикой развития сюжета и композиции. В этом жанре сочинений и проявляется способность к перенесению, сформированная в детской игре. Важно только, чтобы нетрадиционность жанра не увлекла сочинителя настолько, что ради формы он будет готов поступиться содержанием

Весёлая и поучительная история про отличника Колю, решившего завести дневник, чтобы записывать в него умные мысли и интересные события, ко­торые произойдут с ним летом. Сначала ничего интересного не случалось, но потом ре­бята из Колиного класса решили организовать свою пасеку и разводить пчёл. Для этого надо было выехать на дачу, за город.

И здесь начинаются приключения.

Дневник 13-летнего мальчика. Поэтичная притча о семье, о любви и пре­данности. О том, что мечты могут и должны сбываться. Решая «детские» проблемы, герой ищет и находит выход, да так, что взрослым впору у него поучиться.

Анализ дневниковых записей стал основой для заполнения таблицы

« Отличительные особенности жанра дневниковых записей»

Указать число, год, иногда время суток.

Запись ведется от 1 лица на основе личных впечатлений

Монологичность, отрывочность мыслей, краткость записей, наличие односоставных и восклицательных предложений

Далее я обратила внимание обучающихся на то, что дневниковая запись является текстом: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т.д. Запись в дневнике может иметь свободную форму:

исповедь-самооценка своей деятельности;

анализ событий дня и собственного поведения;

размышление над увиденным и услышанным.

Опыт практической работы показывает, что детям понятна только та тематика, которая соответствует целям, стоящим перед сочинением. Поэтому в 5-6 классах предлагаю «свободные» темы в рамках программы по русскому языку по плану.

Источник

Как написать сочинение-повествова­ ние от лица солдата по стихотворению М.Лермонтова «Бородино»?

Ссылку на образец сочинения кину в конце, а пока попробую накидать костяк текста, который можно использовать за основу сочинения.

Итак. Такие критерии как благородство, честь, верность — основа жизни человека, который верит в дружбу, человека, который в фундамент отношений между людьми закладывает доверие. На ростках чистоты таких отношений и растет дружба. Так неужели на основе таких отношений может появится рабство, как утверждает Печорин, говоря, что «один из друзей всегда раб другого»?

Читайте также:  Как пишется слово аксиома

На мой взгляд, это трагедия самого Максим Максимыча. Человек, пройдя свой жизненный путь (служба на Кавказе, личная трагедия) он так и не встретил того, кого мог бы назвать другом. На востоке есть такое слово «генацвале», так вот его перевод «человек, за которого можно умиреть», но сам Печорин жил и относился к людям с высока, что возможно было обусловлено реалиями 30-х годов 19века.

Согласится с Печориным на мой взгляд конечно можно, только зачем. Зачем замыкаться в своем внутреннем мире и не видеть вокруг равных? Зачем искать в отношениях боль и превращать человека (превращаться) в раба дружбы, а не идти с человеком по дороге жизни держась на равных.

Вот и ссылка на само сочинение.

Противоречивым предстает в поэзии Лермонтова выстраданный образ Родины. Гнев и боль звучат в стихотворении «Прощай, немытая Россия», изображающей отвратительный лик жандармской России с ее господами и рабами, властью и послушным ей народом.

Если в этом стихотворении в слове «прощай» слышится вызов, то в стихотворении «Тучи» разлука с Родиной овеяна одинокой грустью. Лирический героя чувствует себя изгнанником.

Истинная любовь к Родине в поэзии М.Ю. Лермонтова отделена от великодержавного патриотизма официальной империи. В стихотворении «Родина» поэт спорит с теми, кто стремится к славе, купленной кровью.

Россия Лермонтова велика в своей простоте, в естественности и моральной чистоте. Это Россия деревенская, солдатская. В стихотворении «Бородино» автор доверяет солдату-рассказчику суд над современным ему поколением и создает монументальный собирательный образ народа, героя Отечественной войны 1812 г.

Мцыри. Совершенно очевидно, на мой личный субъективный взгляд, что добро в этом произведении, то есть в этой поэме Михаила Юрьевича Лермонтова, ассоциируется с образом свободы и далёкой Родины главного героя. Именно туда он стремился, на свою родную землю, то есть место, где он появился на свет и где жили его предки.

Ну а всё, что мешает Мцыри осуществить задуманное, по моему мнению, является злом, но, опять же, злом, возможно, не таким явным, но, тем не менее.

Всё, что преграждало путь на родную землю для главного героя, врядли можно назвать добром в полном смысле слова, но и злом, например, монастырь и людей, Мцыри окружавших, назвать трудно.

Видимо, истина где-то посередине. Этот лично мой вариант ответа на вопрос.

Лермонтов был настоящий бунтарь, еще в далёкой юности он написал на смерь Пушкина «Погиб поэт невольник чести». За что его забрали под надзор Бекендорфа. Лермонтову грозило очень суровое наказание, но бабушка Поэта была из рода Арсеньевых, очень высокородного происхождения, в родстве с царями. Поэтому она выхлопотала для него замену сурового наказания на ссылку на Кавказ. Протестное сочинение Лермонтова, та же » Мцыри», «Демон» и многие другие произведение

Еще не отменено крепостное право, которое тяжёлым грузом лежит на подневольных крестьянах, к тому же появились военные поселения, где в отличии от рекрутовского набора солдат служит. одновременно с созданием семьи. Отжившее крепостное право тянет Россию назад в прошлые века. Новых открытий и общественных движений нет, еще общество помнит жестокие расправы над декабристами. Общественное сознание, находится в полусонном состоянии.

Источник

Учись писать сочинение

Цель: совершенствовать навыки литературно-художественного творчества учащихся старших классов в рамках их работы над сочинением.

СПОСОБЫ ВЫДЕЛЕНИЯ В ТЕКСТЕ СОЧИНЕНИЯ ЧУЖОЙ РЕЧИ.

Если цитата передается путем использования косвенной речи, помните о правильном использовании косвенной речи, личных и притяжательных местоимений и личных форм глаголов. При изложении чужой мысли через косвенную речь местоимения и глаголы употребляются от лица пишущего, а не от лица, которому принадлежит высказывание. Например. В.Д.Цыбин пишет: “Пушкин моей юности совсем иной, чем Пушкин моего детства”. Иногда при написании сочинений возникает необходимость в сжатой, конспективной форме передать точку зрения критика или литературоведа на предмет вашего анализа. Пример конспективного изложения отрывка из статьи В.Г.Белинского: “Великий критик считал поэму А.С.Пушкина “Евгений Онегин” самым задушевным произведением, в котором личность поэта отразилась наиболее полно и разнообразно. Белинский характеризовал “Евгения Онегина” как поэму историческую, прежде всего потому, что в произведении дана картина жизни широких слоев русского общества начала XIX века. Оценивая творение Пушкина как “оригинальное и национально-русское произведение”, критик считал, что роман положил начало новой русской литературе”.

Начиная писать сочинение, прежде всего, обдумываем от какого лица излагается содержание работы. Наиболее приемлемыми представляются два варианта: автор употребляет личную конструкцию, используя местоимение Я; автор применяет безличные конструкции, употребляя личные глаголы в значении безличных в форме настоящего и прошедшего времени. Самым простым вариантом введения является начало работы, содержащее указание на материал, который будет служить базой для основной части работы.

СОЧИНЕНИЕ – СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. КАКИЕ РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ПОДОБНЫХ СЛУЧАЯХ?

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ И СОПОСТАВИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

СИНОНИМЫ, ИХ УПОРЕБЛЕНИЕ В ЖАНРЕ СОЧИНЕНИЯ.

ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Однородными являются определения, характеризующие предмет с одной или близких сторон. Между ними, как правило, можно поставить союз и. (Все, о чем они мечтают, – у них чуждое, наносное). Определение в обособленном положении. (Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить). В роли однородных членов выступают обычно имя прилагательное и следующий за ним причастный оборот: (Натуры гениальные, не подозревающие своей гениальности, они безжалостно убиваются бессознательным обществом, как очистительная жертва за свои грехи). Те определения, в ряду которых есть хоть одна метафора: (Она не открывала им внутреннего мира своей души; какое – то темное, инстинктивное чувство говорило ей, что они – люди другого мира, что они не поймут ее). Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, между ними, как правило, невозможна постановка союза и; на письме они не разделяются запятой. (Для них общие принципы, чем простая жизненная правда).

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СОЮЗАМИ И СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ.

Сочинение – это жанр, в котором сочетаются элементы научного и публицистического стиля в разном соотношении. К ЭЛЕМЕНТАМ НАУЧНОГО СТИЛЯ относится использование большого количества сложных предложений, части которого связаны союзами и союзными словами. Чаще всего употребляются причинные союзы (так как, потому что, вследствие того, что); целевые союзы (чтобы, для того чтобы); условные союзы (если…то); уступительные союзы (хотя, несмотря на то, что); а также союзы и союзные слова, присоединяющие придаточные определительное и изъяснительные. Как правило, союз употребляется в начале придаточного предложения, и перед ним ставится запятая, отделяющая придаточное предложение от главного.

ТРУДНЫМ для пунктуации является случай, КОГДА РЯДОМ ОКАЗЫВАЮТСЯ ДВА СОЮЗА: СОЧИНИТЕЛЬНЫЙ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЙ или ДВА ПОДЧИНИТЕЛЬНЫХ. Запятая между союзами ставится, если после придаточных нет второй части союза то, так, реже но (Собственно говоря, загадочный приезд Петеньки не особенно волнует его, ибо, что бы ни случилось, Иудушка уже ко всему готов). Если же вторая часть союза стоит после придаточного, ТО ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ. (Когда читаешь поэму “Княгиня М.Н.Волконская”, то вместе с героиней спускаешься в темное, каторжное подземелье рудника, ждешь вместе с ней мужа, за которым уже пошли, и он вот-вот должен выйти из мрака, и когда ей объясняют задержку мужа, то слова эти бьют прямо по сердцу).

ПРАВИЛА, СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ СОЮЗОВ В РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ, КОТОРЫЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В СОЧИНЕНИЯХ.

Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи составного союза (потому что, для того чтобы, в то время, как и др.), запятая ставится один раз – только перед союзом, или перед второй его частью. (Творчество Есенина особенно дорого нам сегодня, потому что по его книгам мы с документальной точностью узнаем, как жил, радовался, страдал, любил и ненавидел человек первой четверти ХХ века. Такое совпадение закономерно потому, что речь идет об одной и той же судьбе, лишь в разное время).

ПОМНИТЕ, что ряд грамматических структур: вводные слова и словосочетания, обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастными оборотами – отделяются запятой от любого союза, кроме союза а. (Мы любим сегодня Есенина и за то, что, будучи поэтом крестьянским, он был вместе с тем поэтом широких и национальных и общечеловеческих интересов).

ПОМНИТЕ, что обычно не разделяется на части запятой сложный подчинительный союз (преимущественно временной), если придаточное предложение, начинающееся таким союзом, стоит перед главным. (Его крестьянка – натуральная. Прежде чем нарисовать ее самый возвышенный и гордый образ, он душевно пережил многие женские судьбы – в их терпении, в их самоотверженности и горестном падении).

ПУНКТУАЦИЯ ПРИ СОЮЗЕ КАК.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРИ СОЮЗЕ КАК.

УПОТРЕБЛЕНИЕ В ЖАНРЕ СОЧИНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ СОЮЗОВ.

Речь пойдет о союзах и (в присоединительном значении), но, однако.

Союз и употребляется для связи однородных членов предложения, простых предложений в составе сложного, а также однородных придаточных предложений. Вместе с тем союз и может начинать новое предложение. В таком случае его значение присоединительное, он служит как средство связи предложений внутри абзаца или сложного синтаксического целого. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, употребляя этот союз в начале предложения, ДУМАЙТЕ: выражает ли он присоединительные значения к предыдущему предложению, вытекает ли смысл одного предложения из смысла другого. (Тентетников…скоро постарался…раззнакомиться со всеми соседями… И наш Илья Ильич не уступит в презрении к людям: оно ведь так легко, для него даже усилий никаких не нужно).

Читайте также:  День лешмейкера 19 февраля поздравления

Союз но (однако) употребляется для выражения отношений противопоставления и сопоставления, иногда с уступительным оттенком. (Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, – развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства).

Традиционно заключение принято писать в форме краткого резюме или расчлененных выводов (вывода – итога, суммирующего сказанное, или вывода перспективного характера. Возможны и выводы сравнительного характера. Или конец работы, содержащий рассуждение о значимости анализируемой книги для читателя. Украсит сочинение удачно подобранная цитата, приведенная в конце.

Источник

Сочинение: Мой любимый герой (11 вариантов для каждого класса)

Сочинения о литературных героях – это всегда рассуждения от имени чтеца, в которых следует избегать как назидания, так и повторения сказанного уже много раз. Немного оригинальности, умение подметить не самый очевидный слой произведения, и такое эссе встанет в очередь за хорошей отметкой. Многомудрый Литрекон представляет свое краткое сочинение-рассуждение на эту тему. Для каждого класса оно свое.

Для 1 класса: Илья Муромец

В былинном эпосе этот герой один из ведущих, и его путь достоин не одной экранизации. История о том, как крестьянский сын возглавляет войско обороны Древней Руси — это настоящий современный бестселлер. А если учесть, что будущий богатырь до 33 лет был парализован, и вовсе хочется в подробностях узнать, а что там дальше?

Меня в произведениях об Илье Муромце впечатлила особенно его встреча с Соловьем-разбойником. Оба персонажа колоритны, и финал этого соперничества далеко не предсказуем с самого начала. Считаю, что Илья Муромец, образ которого имеет исторические прототипы, до сих пор считается одним из главных символов древней русской культуры. Он очень хорошо прописан, а легендарная картина Васнецова «Три богатыря» визуализирует образы защитников русской земли как нельзя лучше.

Отрадно, что и мы, современные дети, не оказались далеки от произведений, написанных очень давно, да еще по событиям, которым так много столетий. Мультфильмы о богатырях не испортили впечатление от эпоса, а сделали его более понятным и близким.

Для 2 класса: Гадкий утенок

Если бы во времена Ганса Христина Андерсона существовал сторителлинг, он явно бы преуспел в нем. Потому что датский писатель не только изящно владел словом, он умел создавать истории, понятные любому читателю. В «Гадком утенке» поднимается тема, которая не стала менее острой через десятилетия. Она помогает понять тех, к кому мир не особенно приветлив. Или помогает именно тем, кто чувствует себя таким же гадким утенком.

Каждый ребенок, который не может найти друзей или слышит насмешки в свой адрес, имеет надежду. Он верит, что в нем тоже может быть тот самый прекрасный лебедь, только время еще не пришло. А еще эта сказка помогает рассмотреть людей, которые берут на себя право решать за других. Птичий двор в «Гадком утенке» — это метафора человеческого общества. И если кажется, что невозможно противостоять порядкам, которые там сложились, финал сказки вселяет уверенность в лучшем будущем. Он же показывает, насколько могут заблуждаться окружающие.

Это произведение давно стало классикой, только на его основе (на созвучии сюжетов) написано много других историй. Надеюсь, люди не забудут той красивой, немного грустной и пугающей печальными подробностями, датской сказки, которую придумал великий Андерсен.

Для 3 класса: Кот в сапогах

Любую историю, написанную давным-давно, можно рассказать на новый лад. Например, многим очевидно, что история кота в сапогах совершенно современна. Она рассказывает о таких людях (хоть в книге героем стал кот), которые никогда не унывают, не отчаиваются, и благодаря этому становятся победителями даже в гиблом деле. А еще эта книга о том, что если у тебя хороший друг, помощник, советник — это большая удача.

Кот смог обхитрить даже знатных людей. Он умел вызвать доверие, умел и «заболтать». Но ведь намерения у него были благородные: он хотел помочь своему хозяину, и справился с этим. А ведь вначале мало кто верил в кота. И как же верить, если в наследство достается не дом, не мельница, и даже не осел, а всего лишь кот? Мне кажется, эта сказка еще и о том, что не нужно судить об окружающих с первого взгляда. Что мельница и дом еще не гарантируют счастья, а такой верный друг поможет человеку обрести еще больше.

Я думаю, что героем сделали именно кота, потому что в одном облике этих животных чувствуется какая-то природная хитрость. К тому же коты действительно умеют влюблять в себя людей, очаровывать. Никакое другое животное, пожалуй, не справляется с этим так ловко. Сказка Шарля Перро – мудрая и интересная, и она совсем не устарела.

Для 4 класса: Буратино

Этот персонаж появляется еще в дошкольном детстве каждого ребенка. Через книгу, через фильм или мультик. Но восприниматься он может по-разному. Так как это главный герой, читатель ему сочувствует, переживает за него. Кажется, что над героем нависает опасность, и хочется помочь ему хотя бы просто прочтением книги. И хоть понятно, что, скорее всего, все закончится хорошо, переживания остаются вплоть до последней страницы.

Буратино – необычный мальчик. Наверное, всем (или почти всем) необычным людям трудно приходится в этом мире. Они хотят, чтобы их воспринимали так же, как и всех, но мир словно выдвигает им условия, испытывает. Кто-то замыкается, а кто-то проявляет смелость, мужество, изворотливость и идет вперед к своей цели. Буратино из последних. Как бы не пытались его провести, он не теряет контроля над собой, выкручивается, находит правильное решение.

Такие люди, что очень важно, часто спасают не только себя, но и других. И история Буратино, освободившего героев театра, тому пример. Красивые, умные, благородные, воспитанные могут не найти возможности спасти себя, обрести счастье. Дело не в высоком интеллекте, не в образовании, а в отсутствии отчаяния, в желании попробовать, как бы страшно ни было. Для меня Буратино именно такой герой. Даже немного обидно, когда над ним смеются, несерьезно относятся. Ведь именно этот смешливый мальчишка (хоть и немного наглый, конечно) смог приструнить тех, кто был всемогущественен. На всякую силу найдется другая сила, Буратино это доказал.

Для 5 класса: Руслан

Руслан – смелый, отважный воин. Пушкин описывает его красавцем, статным и белокурым. Уже эти описания помогают читателю сопереживать герою, болеть за него. И многим кажется, что с такими точно ничего плохого случиться не может. Но в жизни бывает, что именно сильным и смелым предстоит пройти самые тяжелые испытания. Злой Черномор крадет Людмилу, дочь Владимира, чем бросает воину вызов. А ведь бороться со злом всегда тяжело – оно играет не по правилам.

Владимир обещает, что отдаст дочь за того, кто ее спасет. И не один Руслан отправляется на поиски Людмилы, но это его мало смущает. Он знает, что сила за ним, что прекрасную девушку спасти должен именно он. Хоть само наличие соперников мотивирует Руслана быть быстрее и осторожнее. Как показывает дальнейший сюжет, соперники сворачивают с пути. Наверное, так бывает и в жизни. Значит, не так дорога им была Людмила. А, возможно, не так сильна их верность правителю.

Черномор попытался физически уничтожить Руслана, вряд ли бы другие воины выдержали это. Он несколько дней носил его по воздуху, но сильный телом и духом богатырь смог выдержать это дикое испытание. Наверное, так случилось, потому что тогда на Руси сложно было жить спокойно. На русские земли всегда находились охотники: то половцы, то печенеги, то хазары. Живи бы герои книги в другое время, возможно, не хватило бы у них сил выдержать все испытания.

Для 6 класса: Дубровский

Многие герои Пушкина отнюдь не идеальны. Вначале повествования они предстают людьми, легко относящимися к деньгам, не утруждающими себя душевными порывами, тягой к самосовершенствованию. Дубровский из таких персонажей. Он появляется в третьей главе, и вряд ли такой образ может понравиться читателю. Дубровский не знает цены деньгам, ведь его с лихвой обеспечивает отец. Он играет в карты, удовлетворяет все свои прихоти, мало думает о том, что делать и как жить дальше.

Но беда, случившаяся с его отцом, меняет настроения сына. Владимир все бросает, отправляется на помощь родителю. Стоит напомнить, что в отчем доме его, сына, не было уже больше 10 лет. И уже в этих новых обстоятельствах от прежнего повесы ничего не остается. Точнее, остаются решительность, кураж, способность на многое ради благой цели. Хоть многие его действия могут показаться чрезмерными, они очень ярко характеризуют героя. Чего стоит один поджог дома, своего отчего дома, лишь бы тот не достался Троекурову. Сложно говорить, правильно ли сделал Владимир, но душа его настаивала только на таком решении, и понять его точно можно.

Также можно понять и мотивы, согласно которым Дубровский становится «благородным разбойником». Я не оправдываю его пути, мне кажется, у него были и другие варианты. Но я могу понять захлестнувшую его обиду. И, опять же, выступая против дворянства, главный герой заслуживает одобрение крестьян. Он грабит не всех, а только тех, кто унижает, растаптывает простой люд, кто возомнил себя вершителями судеб. Это ставит читателя на сторону героя, по крайней мере, его принципы не шатаются в зависимости от ситуации. И это очень важная характеристика Дубровского. Поэтому мне больше всего понравился именно этот герой.

Читайте также:  Форма глагола в немецком языке prateritum

Для 7 класса: Кавказский пленник

Это произведение Льва Николаевича Толстого во многом автобиографично. Известно, что сам писатель во времена своей службы на Кавказе попал в плен к татарам. Офицер Жилин, один из главных героев произведения, бедный дворянин, отправляется навестить свою мать. Вот почему он покидает гарнизон. И по дороге он оказывается плененным татарами. Жилина увозят в аул, надевают на него колодки, закрывают в сарае, а утром и вовсе продают. Жилин неожиданно подружился с дочкой хозяина, Диной. Он лепит для нее глиняных куколок, развлекает девочку, а та, по доброте душевной, подкармливает пленника.

Первый побег был неудачным, и все могло окончиться трагически. Но та самая Дина, рискуя многим, помогает Жилину сбежать. Бежать ему приходится в колодках, что почти невозможно, но смелому и упрямому герою удается побег. Костылин же отказывается бежать, остается ждать выкупа.

О чем для меня эта история? О том, что никогда не нужно сдаваться. А еще о том, что даже на территории врага могут быть люди, настоящие, человечные. Еще эта история о том, что нельзя переставать верить людям, но при этом рассчитывать лучше всегда только на себя. Жилин боролся не только за свою жизнь, но другого все же не спасешь против его воли. Мне очень понравился этот герой, потому что он смелый, находчивый и добрый.

Для 8 класса: Тарас Бульба

Повесть «Тарас Бульба» — большое произведение. Дело не в объеме, а в том, какую мысль хотел заложить Гоголь в основу книги. Одно из главных событий в истории Украины – борьба за независимость, за собственную государственность, является не простым фоном разворачивающихся в книге событий. Это и есть герой произведения, влияющий на судьбы всех остальных лиц, прописанных в повести.

Тарас Бульба – гетман, очень целеустремленный человек, упрямый даже слишком. Гоголь описывает его как личность, не готовую к компромиссам. В своем желании увидеть сына Тарас не только сам идет на риск, но еще и уговаривает куда более боязливого человека, Янкеля, провести его под кирпичами в Польшу. Это дело было очень рискованным для всех. Умение воздействовать на других, убеждать – признак также сильного человека.

Бульба ценит дружбу и товарищество, для него это неоспоримые идеалы. Он умеет переживать за тех, кто оказался в беде, он искренне опечален судьбой товарищей.

Но более этого ценит он и семейные узы. Можно только представить, что испытывает он, видя, как его сына Остапа ведут на казнь. И он же не боится взглянуть на это, хотя есть возможность просто не видеть. Тарас теряется в толпе, чтобы увидеть самое страшное, что только может быть для отца. Он переживает это горе, но острое чувство мести уже не может уйти из души Тараса.

За погубленного сына он готов мстить, и преуспевает в этом, хоть звучит это очень страшно. При всем этом мы должны трезво смотреть на личность Тараса. За независимость родного края, за погубленного сына он мстит, не видя границ. Он не жалеет ни женщин, ни детей. Он заходит очень далеко, но считает, что должен быть верен собственным принципам. А значит, эта история далеко не так однозначна. Мне понравился этот герой, потому что он верен своим убеждениям и силен. В наши просвещенные и гуманные времена он стал бы лидером без жестокости и насилия.

Для 9 класса: Герой нашего времени

Известно, что «Героя нашего времени» авторства Михаила Лермонтова, возможно, и не было бы, не прочитай Михаил Юрьевич «Евгения Онегина». Он вдохновился идеями старшего товарища, решил создать уже для своих современников нечто подобное. У людей творческих существует такая концепция: копируй у великих, и если ты талантлив, получишь нечто совершенно уникальное. Так и получилось в случае с «Героем нашего времени».

Тему произведения можно заключить в емкое «поиск смысла жизни». Так или иначе, но это в один момент становится актуальным для каждого. Произведение является психологически-социальным романом, в котором соединены и повесть, и очерки, и рассказ, и новелла. Это, безусловное, великое достижение Лермонтова как литератора.

Григорий Печорин, центральный персонаж книги, словно слепок своего эпохи, голос поколения. Он умен, дальновиден, вот только эти качества не приносят ему счастья. Потому что остальные, не ставя себя на нравственную высоту, умеют любить и чувствовать, сострадать и отдаваться печали. Печорин же холоден, циничен, расчетлив, он не поддается эмоциям.

Важен и контекст произведения – так называемое безвременье. Лермонтов жестко утверждает на страницах романа, что тому виной государство. Оно истребляет лучшие, не угодные властителям умы, которые могли бы изменить устаревший уклад. А те, кто остаются, ни на какие изменения, ни на какой прогресс не способны. И это все на контрасте с загубленными декабристами, которых сменило потерянное поколение. Ему, новому поколению, служение родине уже не кажется такой незыблемой святостью. А еще оно оказывается пресыщенным светской жизнью.

Книга Лермонтова отзывается и в сердце современного читателя, ведь она всегда – предупреждение. Можно быть умным, образованным, воспитанным, но совершенно потерянным. Вот почему Печорин рассматривается как «лишний человек». И это жесткое определение все же довольно точно.

Удивительно, что со времени написания книги прошло так много десятилетий, а она не рассматривается как литературная летопись давно ушедшей эпохи. В ней каждый может усмотреть аналогии с сегодняшним днем. И каждый же может найти в Печорине часть себя. Если, конечно, будет с собой честен.

Для 10 класса: Война и мир

Андрей Болконский – мой любимый герой романа «Война и мир». Это один из самых важных образов в русской литературе. В ней есть много более героических, ярких и успешных персонажей, но он описан Толстым так ясно, четко, а еще и красиво, что уж точно сложно забыть. Наверное, потому так волнуешься, глядя в первый раз экранизацию «Войны и мира» именно по поводу роли Андрея: справится ли актер, удастся ли ему не разрушить тот образ, что сложился у читателя еще в школьные годы.

Вспоминая Андрея, мы воспроизводим в памяти его благородный образ: выправка, манеры, взгляд, отношение к людям. Он оказывается не просто хорошим другом: он — человек, который внимателен по-настоящему, который готов отдавать свои чувства тому, кто их достоин. Его дружба с Пьером – особая линия в романе. И то, как деликатно вел себя Пьер на протяжении всей этой истории, то, как он не переставал быть другом Андрею даже после его смерти, — эти факты многое говорят и о Болконском, и о Безухове.

Для 11 класса: Мастер и Маргарита

Мой любимый герой из романа «Мастер и Маргарита» — Воланд. Это необычное мистическое существо, которое взбаламутило жизнь советской столицы и показало истинный облик людей, обитающих в ней. Именно Воланд соединяет две сюжетные линии воедино и придает роману уникальности. Его цитаты считаются самыми известными, его образ — самым колоритным.

Меня в нем привлекают такие черты, как уверенность в себе, спокойствие и мудрость. Воланд никогда не суетится, никогда не делает лишних шагов. Все его действия продуманы и направлены на конкретные цели. Он видит других героев такими, какие они есть, его не обмануть внешним лоском. Каждая его реплика — афоризм. Кому, как не Сатане, здраво судить о людях?

Воланд оживляет сюжет книги, делает его интригующим и нетривиальным. Проделки его компании добавляют в роман много юмора. Каждое приключение героев обличает недостаток советской власти. Сам же Воланд открыто иронизирует над главным интересом пролетариата, равнодушного к материальным благам. Он говорит, что современных людей испортил квартирный вопрос. Одна эта реплика — уже издевательство над официальной идеологией, возвышающей бедность и пропагандирующей отсутствие частной собственности. И вот главным приоритетом советских граждан становится… нет, не мировая революция, а недвижимость. И так с каждым словом Воланда.

Особенно покоряет читателя доброта абсолютного зла. Именно Воланд, а не его коллеги из райских кущ, спускается в самые недры жизни и помогает людям. Он вызволил Мастера, подарил ему и Маргарите вечный покой. Он восстановил справедливость, выселив Магарыча и обличив взяточника Никанора Ивановича. Воланд приносит с собой неудобную правду, которую тщится скрыть советская пропаганда. С его помощью мы узнаем о Москве и москвичах больше, чем от них самих. И в этом вся разница: инфернальная сила пользуется ложью для игр с людьми, зная об их зависимости от иллюзий. А вот сами жертвы игр становятся марионетками многослойного и каждодневного обмана. Этими нитками пользуется Воланд, чтобы развлечь себя и публику. Однако в его мотивах много бескорыстного желания помочь и улучшить. Обличая пороки, он дает людям возможность исправиться.

Таким образом, Воланд — это очень интересный и единственный в своем роде герой, который у каждого вызывает положительные эмоции. Его мудрые изречения помогают и нам в работе над собой.

Источник

Простыми словами о самом интересном
Adblock
detector