Как написать сочинение от 3 лица пример

Содержание
  1. Повествование от третьего лица
  2. 1, 2, 3 от какого лица лучше писать книгу
  3. Другие статьи в литературном дневнике:
  4. От третьего лица
  5. Читайте также
  6. Оракулы Третьего рейха
  7. Стиляги Третьего рейха
  8. Специально для третьего
  9. От всезнающего третьего лица
  10. Ограниченный рассказ от третьего лица
  11. ДИСКОЛЕТ ИЗ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
  12. Договор в пользу третьего лица
  13. Третьего не дано
  14. Как писать: от первого лица или от третьего?
  15. Выражение мыслей в повествовании от третьего лица
  16. Лучшие шпаргалки для писателей
  17. Лучшие шпаргалки для писателей
  18. Общая
  19. Личностная
  20. Сюжетная
  21. Последовательная
  22. Дополнительно: способы повествования
  23. От первого лица
  24. От второго лица
  25. От третьего лица
  26. Дополнительно: стилистика
  27. 1. Речевые штампы (клише)
  28. 2. Плеоназмы
  29. 3. Тавтология
  30. 4. Неблагозвучие
  31. 5. Канцеляризмы
  32. Лучшие подсказки для писателей
  33. 1. Глобальные
  34. 2. Описание персонажей
  35. 3. Список чувств и эмоций

Повествование от третьего лица

Когда автор прибегает к повествованию от третьего лица, он по сути дела создает некий безымянный персонаж, который становится рассказчиком. Естественно,

вы автор, и рассказчиком являетесь тоже вы. Однако в ипостаси этого вымышленного безымянного персонажа вам придется отказаться от вашей обычной манеры изложения собственных мыслей.

Начальник полиции Георгиос Скури смотрел сквозь запыленное стекло на здания в центре Афин, которые падали одно за одним в медленном танце разрушения, словно огромные кегли в гигантском боулинге.

Это отрывок из произведения Сидни Шелдона «Оборотная сторона полуночи» (1973). Знаете ли вы хотя бы одного человека, который излагает мысли схожим образом? Более чем уверен, что нет. Этот отрывок написан особым стилем, который так же далек от нормальной разговорной речи, как Флорида от Исландии. Когда вы ведете повествование от третьего лица, следует использовать именно такой, особый стиль. Вы словно становитесь безучастным свидетелем событий. Вам и в голову не придет написать:

Фред встал утром. Этот тупой ублюдок отправился на работу с пистолетом. Впрочем, он никогда не блистал умом.

Рассказчик высказывает собственное мнение о происходящем. Такое допустимо только в комедиях.

В добротно написанном детективе рассказчик является нейтральной третьей стороной, которая беспристрастно сообщает нам о происходящем. Он не имеет собственного мнения. Это просто голос, умело веду-

щий рассказ. Безусловно, есть определенные приемы, прибегнув к которым можно создать у читателя представление о характере рассказчика. На этих приемах я подробно останавливался в работе «Как написать гениальный роман-2: Передовые технологии». Однако будет лучше, если рассказчик оставит мнение при себе.

«Приближенный» тип повествования

От третьего лица

Существует два типа повествования от третьего лица – удаленный и приближенный. Некоторые авторы обращаются к первому типу, некоторые ко второму, некоторые считают за лучшее их комбинировать. Разница заключается в степени раскрытия мыслей и чувств персонажей.

В приближенном типе повествования от третьего лица автор доносит до читателя мысли героев:

Зайдя в магазинчик, Фредди увидел за кассой Джулию. Черт возьми, подумал он, ну и красотка!

Некоторые авторы, приводя мысли персонажей, выделяют их либо кавычками, либо курсивом, однако большинство предпочитает этого не делать. Читатель и так может заключить по стилю, что автор приводит мысли персонажа, поэтому нам не нужны ни кавычки, ни курсив. Бесстрастный рассказчик никогда бы не употребил фразу: «Черт возьми! Ну и красотка!»

Прибегая к приближенному типу повествования, автор постоянно переключается с точки зрения рассказчика на точку зрения того или иного персонажа и обратно:

«Удаленный» тип повествования

В случае с удаленным типом повествования от третьего лица автор описывает мысли персонажей, но не приводит их дословно.

Зайдя в магазинчик, Фредди увидел за кассой Джулию и подумал, что она настоящая красавица.

При использовании подобного подхода предполагается, что рассказчик знает о всех мыслях персонажей и представляет читателю своего рода доклад. На практике рассказчик постоянно переключается с одного персонажа на другой:

Фредди подъехал к самому открытию магазинчика. [Повествование с точки зрения рассказчика.] Он не обратил внимания на человека, сидевшего в фургоне, припаркованном на противоположной стороне улицы. [Описание того, что не заметил персонаж, – удаленный тип повествования.] Он зашел в магазин и увидел красивую девушку с длинными льняными волосами и светящимися голубыми глазами. Она кинула на него взгляд. Ух ты, подумал он, вот это да! [Приближенный тип повествования.] Он тут же решил во что бы то ни стало познакомиться с ней. [Удаленный тип повествования.]

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

1, 2, 3 от какого лица лучше писать книгу

Вопрос этот довольно актуальный, особенно для начинающих писателей. Выбор ракурса повествования во многом влияет и на его характер, и на стиль, и даже на сюжет. Речь идёт, конечно, не только о книгах, но и о любых формах художественных произведений. Начну я, пожалуй, со второго лица – тут всё просто.

Второе лицо
Этот ракурс встречается нечасто. Я не знаю ни одного романа, полностью написанного от второго лица. Хотя небольшие кусочки, вставки, отступления попадаются. Это делается, когда автор хочет обратиться к читателю, привлечь его внимание или пригласить поучаствовать в происходящих событиях, хотя бы воображаемо. Например:

«Представьте, что вы тихо-тихо бредёте себе из трактира домой. Настроение у вас меланхолическое и умиротворенное, а в душе разлита любовь ко всему миру. И вдруг ни с того, ни с сего из-за угла…»

Такие вставки могут оживлять текст, делать читателя участником событий, только злоупотреблять ими не стоит.

Первое лицо
Сейчас этот ракурс стал необычайно популярен. Он позволяет и автору, и читателю идентифицировать себя с героем, почувствовать себя на его месте, проникнуться мыслями, переживаниями, надеждами и страхами главного персонажа.

Рассказ от первого лица дает возможность максимально полно передать чувства героя. И кстати, в таком ракурсе сделать это проще всего. И достоверности добиться легче. Когда автор и одновременно главный герой говорит: «Моя душа разрывалась от боли», сложно им не поверить.

Но у этого ракурса есть и недостатки.

Нельзя рассказать о событиях, которые не видел главный герой.
О чувствах и переживаниях других персонажей тоже можно только предполагать. А передавать эмоции по косвенным признакам – выражению глаз, мимике, интонации – очень непросто. Тем более это же будет даваться в интерпретации главного героя.
Когда автор и герой как бы сливаются, сложно выбрать правильный стиль повествования и в течение книги придерживаться его. Если, конечно, писатель пишет автобиографическую повесть, то этой проблемы нет. А если современная студентка пишет от лица средневековой принцессы, то тут стоит серьезно думать над каждым словом и выражением. Современные словечки очень сильно могут снизить достоверность и качество повествования. А то можно и такое встретить: «Я притормозила у королевских покоев и решила поприкалываться над торчащим как телеграфный столб стражником». Явно, что автор этого опуса точно без тормозов. А телеграфные столбы в том мире, если и появятся, то лет через 200.
Кстати, чрезмерное употребление архаизмов и каких-то специфических для определенного времени терминов тоже не идёт тексту на пользу.

Третье лицо
Это повествование от автора текста, который рассказывает о третьих лицах – персонажах, и о событиях, в которых сам не участвует. Это отстраненное, максимально объективное повествование. Хоть оценки автора не исключаются, но эмоциональность рассказа от третьего лица намного ниже.

Такой ракурс позволяет описывать события с разных точек «наблюдения» и в разной степени детализированности. Например, когда автор находится словно за спиной персонажа и описывает то, что тот видит, как в игре РПГ.

Автор может отступить или подняться выше, и тогда он увидит всю панораму, например, боя. Может переместиться к другой группе персонажей, заглянуть к врагам героя, послушать их замыслы. То есть в этом случае автор свободен и может рассказывать о чувствах разных персонажей и о событиях и настоящего и прошлого.

Минусы у этого ракурса тоже есть.

Отстраненность автора часто не позволяет добиться достоверности и полного погружения читателя в повествование.
Есть опасность частой смены фокального персонажа. Такие скачки сбивают читателя с толку. Но об этом стоит рассказать отдельно.
Комментарии и оценки автора могут не совпасть с точкой зрения читателя, и это вызовет негатив и неприятие текста.
И ещё иногда начинающие авторы, выбрав этот тип повествования, слишком демонстративно заставляют персонажи делать и думать так, как хочется автору.
То есть для повествования от третьего лица знание особенно важно психологии и планирование сюжета.

Читайте также:  Картинки как написать с днем рождения по английски

Микс
В настоящее время авторы, чтобы избежать проблем, часто пытаются усидеть на двух стульях. Основную часть теста передают от первого лица, делая вставки от третьего там, где надо рассказать о чувствах других персонажей или о событиях, неизвестных главному герою. И некоторым это удается.

Но всё же подобный приём требует эквилибристики, и нередко возникают проблемы со стилем, когда кусочки и от первого, и от третьего лица написаны одинаково. Или автор так увлекается «третьим лицом», что надолго забывает брошенного на произвол судьбы главного героя.

Ещё вариант, когда повествование ведётся только от первого лица, но от двух разных персонажей. Это может быть интересно и прикольно, особенно в любовном романе. Но далеко не всем удается провернуть такой приём без ущерба для качества текста.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

От третьего лица

Обладает теми же техническими достоинствами и недостатками, что и перспектива «интенсивная», отличается прежде всего наличием тире. Рассказ от третьего лица есть, как мне кажется, менее интимным, он не имеет характера откровения. Это плюс, если не хочешь, чтобы твой протагонист себя чересчур жалел или был слишком к себе снисходителен. Если рассказываешь какую-то грустную историю с точки зрения человека, с которым она случилась, читатель, которому чуждо сочувствие, воспримет ее, как слезливые завывания жертвы. Та же самая история, рассказанная от третьего лица, может быть полна пафоса. Исключением являются работы, в которых рассказчик — герой не чувствует себя обиженным. Свою другую повесть, Billy Bayswater, я начал от третьего лица. Версия эта звучала так:

«С разумом Билли что-то было не так. Он прикоснулся к отражению своего лица в зеркале, и улыбнулся:

Разум Билли Байсвотера

Однако, хотя шло все достаточно неплохо, где-то через неделю я почувствовал запах горелой резины. Ручной тормоз был явно отпущен не до конца — я чувствовал сопротивление.»

«Говорят, что с разумом Билли Байсвотера что-то не так. Я прикоснулся к отражению своего лица в зеркале, и улыбнулся. Разум Билли Байсвотера.»

И неожиданно история набрала цветов. Я не только вошел в шкуру Билли, но мог пользоваться так же его способом говорить, а так как интеллект его был ограничен, отсутствовала опасность, что он начнет себя жалеть. Такого рода близость иногда оказывается ключевым элементом для силы влияния повести; стоит только представить себе «Поющих во ржи», написанных от третьего лица — без сомнения, они много на этом потеряли бы.

Решаясь на перспективу одного человека — не важно, от первого лица или от третьего, — очень важным элементом есть выбор героя, в которого легко вселиться. Желая сделать его реальным, придать авторитета, надо иметь непосредственный взгляд в его мысли, надо видеть реальность его глазами. Писатель должен хорошо знать всех главных героев своей повести, но персонажа, с точки зрения которого идет повествование, он должен знать «со всеми потрохами». Это не означает, конечно, что они должны быть одного пола, или иметь одинаковую биографию. Первую повесть я писал с точки зрения женщины, другую — глазами малолетнего эпилептика. Важно уметь представить себя в их шкуре.

Читайте также

Оракулы Третьего рейха

Оракулы Третьего рейха Гитлер и большинство его приближённых свято верили в оккультные науки. Ещё со времён фараонов власти и спецслужбы внимательно следили за различными экстрасенсами и людьми, обладающими в той или иной мере сенситивными сложностями, — они

Стиляги Третьего рейха

Стиляги Третьего рейха При упоминании Третьего рейха обычно представляются вооруженные до зубов солдаты вермахта или СС. Кажется, ничто не могло ускользнуть от нацистского государства, все сферы жизни были под контролем. Однако это не совсем так.В последнее время в

Специально для третьего

Специально для третьего Присмотритесь внимательно, вдруг Вам подарили не «мыльницу», а что-то другое. Для этого необходимо прочитать вторую часть книги. Там Вы и определите ценность подарка. С точки зрения фотографии, конечно. Дареному коню в зубы не смотрят.В данную

От всезнающего третьего лица

От всезнающего третьего лица Другая возможность – писать от третьего лица, т. е. как будто кто-то рассказывает о происходящих событиях, но не принимает в них участия. В этом случае предыдущий фрагмент выглядел бы так: «Джордж огляделся. Он понятия не имел, где находится. То

Ограниченный рассказ от третьего лица

Ограниченный рассказ от третьего лица Альтернативным способом, который намного лучше и используется многими романистами, является рассказ от третьего лица, но с некоторыми ограничениями. При этом способе повествования в каждой сцене вы показываете, что происходит в

ДИСКОЛЕТ ИЗ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

ДИСКОЛЕТ ИЗ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА Попалась нам недавно на глаза любопытная рукопись. Ее автор работал долгое время за границей. В Монтевидео, в Парагвае, довелось ему познакомиться с бывшим узником лагеря КП-А4, располагавшегося под Пенемюнде, в северной Германии, где, как ныне

Договор в пользу третьего лица

Договор в пользу третьего лица ДОГОВОР В ПОЛЬЗУ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА — договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения

Третьего не дано

Третьего не дано С латинского: Tertium поп datur [тэрциум нон датур]. Поговорка, известная со времен Древнего

Как писать: от первого лица или от третьего?

Как писать: от первого лица или от третьего? Сразу вспоминаются шутеры а-ля из глаз и ларокрофтовские. Проще говоря, первые идут от первого Wolfstein, а вторые вообще от самых первых диггеров и шамусов. Написал и подумал, что, когда начинал писать этот труд, такое сравнение не

Источник

Выражение мыслей в повествовании от третьего лица

Одно из достоинств повествования от первого лица – вам не нужно беспокоиться, понимает ли читатель, чьи мысли вы пытаетесь выразить. Все мысли принадлежат рассказчику. Но повествование от третьего лица – совсем другая история, особенно если учесть, что у такого повествования несколько разновидностей. Для начала приведу краткое описание трех наиболее часто встречающихся видов.

1. Объективное повествование от третьего лица: историю рассказывают извне, с объективной точки зрения, поэтому писатель не открывает нам мысли персонажей, не говорит, что они чувствуют и о чем думают. Вместо этого, как и в фильмах (длинные разглагольствования за кадром невыносимы), информация должна передаваться посредством поведения героев. Если вы пишете историю в объективном изложении от третьего лица, вы должны показать внутренние реакции героя через внешние признаки: язык тела, одежда, что он делает, куда ходит, на кого похож и, конечно же, что говорит.

2. Ограниченное (или закрытое) повествование от третьего лица: эта разновидность очень похожа на повествование от первого лица, в котором вы рассказываете, что думает, чувствует и видит только один человек – как правило, главный герой. Поэтому он должен появляться в каждой сцене и быть в курсе всего, что происходит; единственное отличие в том, что вместо «я» вы используете местоимения «он» или «она». И так же, как и в повествовании от первого лица, вы не можете рассказать, что думают и чувствуют другие герои, пока они не заговорят и сами не введут вас в курс дела.

Читайте также:  Что такое рчп в русском языке

3. Всеохватывающее повествование от третьего лица: в данном случае историю рассказывает всевидящий, всезнающий, объективный и (как правило) заслуживающий доверия рассказчик (вы), который способен проникать в сознание каждого из героев и рассказывать, о чем они думают и что чувствуют, что они сделали и что им предстоит сделать. Сложность в том, чтобы все это друг с другом увязать. И все время оставаться за сценой. Если кукольник покажется зрителю хоть на мгновение, это полностью разрушит иллюзию отсутствия нитей.

Да, но так как же выразить мысли героя в повествовании от второго или третьего лица? Читателю кажется, что вы используете что-то вроде телепатии. Хорошие истории так здорово это делают, что мы не замечаем механизма действия. Бьюсь об заклад, вы много раз читали книги, написанные от третьего лица, которые так ловко погружали вас в сознание героев, что, размышляя над тем, как они это делают, вы все еще задаетесь вопросом, нужно ли ставить мысли персонажей в кавычки или выделять их курсивом. Ответ – ни то ни другое. Ни курсива, ни кавычек. Никаких меток.

Как только вы овладеете искусством незаметно вставлять в текст мысли героя, читатель автоматически начнет их отличать от голоса рассказчика. Читатели интуитивно понимают, что у главного героя есть свое мнение, а вы, то есть рассказчик, с их точки зрения, не существуете вообще до тех пор, пока держите собственное мнение при себе. Голос рассказчика всегда нейтрален, а значит, как всеведущий повествователь вы должны быть невидимы, просто сообщая о фактах. Также ваши герои имеют право свободно выражать свое мнение, когда пожелают. Пока читатель понимает, в чьей голове находится (то есть чьими глазами смотрит на происходящее), вам вряд ли понадобится писать предисловия. Например, вот вам отрывок из «Женщины в красном» Элизабет Джордж:

«– Керра, – позвал ее Алан.

Она его проигнорировала. Керра выбрала джамбалайю с диким рисом, зеленую фасоль и хлебный пудинг. На эти блюда уйдет несколько часов – как раз то, что нужно. Курица, колбаса, креветки, зеленый перец… Список ингредиентов удлинялся. Она приготовит на неделю. Можно будет разогревать в микроволновке. Ну, разве не чудо эти микроволновые печи? Разве они не упростили жизнь? Вот если бы мечты девушек так же легко исполнялись. Изобрели бы такое устройство, в которое можно, как в микроволновку, закладывать людей. Не запекать, а просто менять. Кого бы она засунула туда в первую очередь? Мать? Отца? Алана?»

Блестяще, не правда ли? Джордж использует такое обыденное событие, как готовка, в качестве трамплина для совершенно другой темы. Посмотрите, как она это делает: мысли Керры отталкиваются от приземленной реальности и погружаются в метафору об изменении людей с помощью микроволновки. Отметьте также то, как мы инстинктивно понимаем, что эти вопросы задает не Джордж, а сама Керра. И даже если убрать все эти «Керра выбрала», «она засунула», мы все равно понимаем, в чьей голове находимся.

Довольно часто мысли персонажей помогают выбрать интонацию и таким образом создать настроение, которое чувствуется уже с первой страницы. Привожу второй абзац из книги «Жена пилота» Аниты Шрив. Все, что мы пока знаем, – главную героиню Кэтрин ни свет ни заря что-то разбудило.

«Она проснулась, потому что в комнате горел свет. Неприятное ощущение, как в приемной травмпункта посреди ночи. В голове быстро проносились мысли одна за другой: Мэтти… Джек… Соседка… Автомобильная авария… Мэтти – в постели? Кэтрин видела, как девочка шла по коридору в свою спальню. Она хлопнула дверью. Не сильно, но достаточно громко, чтобы мать заметила ее недовольство. Джек… Где Джек? Кэтрин помассировала себе виски, растрепав слежавшиеся после сна волосы. Где Джек? Она попыталась вспомнить расписание. Лондон. Приедет в обед. Она была уверена. Может, она что-то перепутала? Может, он снова забыл ключи?»

Заметьте, что все факты, упомянутые в этом захватывающем внимание абзаце, обретают смысл в свете каждой новой детали. Другими словами, все друг с другом увязывается. В итоге мы получаем объективное описание Кэтрин и ее семейной жизни, видим, как она осмысливает происходящее, стараясь подавить нарастающее подозрение, что происходит что-то скверное. Важно не только то, о чем думает героиня (об очень простых вещах, кстати), а то, как она думает – короткими, обрывистыми и путаными фразами. Единственные ремарки, которые дает Шрив, – «В голове быстро проносились мысли одна за другой» и «Она попыталась вспомнить расписание» – нужны, чтобы подчеркнуть сами мысли; они задают стиль, а мы слышим новый, неотразимый внутренний голос, перед которым невозможно устоять.

Но так ли нам необходимы какие-то метки? Нужно ли, чтобы автор нас оповещал, где заканчивается голос рассказчика и начинаются мысли героя? Нет. В следующем отрывке из романа «Страсти-мордасти» (Freaky Deaky) Элмора Леонарда нет ни меток, ни каких-либо знаков:

«Робин наблюдала за ним, пока он пил вино и заново наполнял бокал. Бедному маленькому мальчику нужна мама. Она вытянула руку и прикоснулась к нему.

– Марк? – Она почувствовала, как напряглись его мышцы, и решила, что это хороший знак»<47>.

Разве есть какие-то сомнения, что это Робин, а не автор видит Марка как маленького мальчика, которому нужна мама? Хотя тут нет ни кавычек, ни курсива, нет никаких «она подумала», «задалась вопросом», «поняла» или «удивилась». В тексте нет ничего указывающего, что это мнение именно Робин. Почему? Потому что этого и не нужно. Мы и так все поняли. Точно так же мы поняли, что напряженные мышцы Марка – по ее мнению, хороший знак. С точки зрения автора, она может ошибаться – и это одна из причин того, почему мы читаем дальше. Мы хотим узнать ответ.

Заметьте, как и в повествовании от первого лица, ни один герой в повествовании от третьего лица не может точно знать, что чувствуют другие и что они собираются делать. Как и в жизни, герои могут только строить предположения. Довольно часто такие предположения что-то рассказывают о героях, которым они принадлежат, как это продемонстрировано в романе «Женщина в красном» на примере Салевана и его сдержанной внучки-гота Тэмми:

«Она задумчиво кивнула. По выражению ее лица он мог бы сказать, что она сейчас перевернет все его слова и использует их против него самого, – у нее это хорошо получалось»<48>.

Джордж не говорит, что Тэмми сейчас вывернет слова Салевана. Это скорее Салеван сделал такой вывод, заметив выражение ее лица. Отсюда следуют три вывода: он думает, что это произойдет; этого может и не произойти; но самое главное – он чувствует, что она неправильно поняла его слова. Итак, если «Женщина в красном» написана от третьего лица с использованием всеохватывающего повествования, а Джордж хочет рассказать, поняла ли на самом деле Тэмми слова деда, то может ли автор раскрыть секрет прямо в следующем предложении, передав мысли девочки?

Нет, автор не может этого сделать, потому что это будет писательским грехом, который называется «скакать по головам».

Источник

Лучшие шпаргалки для писателей

Здравствуйте, друзья, на связи Георгий Кесов. Сегодня я решил перечислить лучшие подсказки и шпаргалки для писателей, которые облегчат творческий процесс и сэкономят вам немало времени.

Я решил разделить статью на 2 части:
В первой я указал шпаргалки в текстовом варианте и разбил их по пунктам для вашего удобства.
А во второй части я перечислил различные подсказки для писателей в формате изображений. При желании вы можете сохранить их на своё устройство.

А также дополнительно к этой записи рекомендую почитать мою статью: Как написать книгу: c чего начать, план.

Теперь давайте приступим!

Лучшие шпаргалки для писателей

Общая

Здесь я хочу дать схему, благодаря которой можно описать общие детали романа:

– укажите, в каком мире происходят события (если это фэнтези) — какой там политический режим, как устроена экономика, какие города/страны есть в этом мире и так далее;

Читайте также:  Таблица по модальным глаголам английский язык

– как измеряется время — разделяется ли оно на отрезки (дни, месяцы, годы);

– какие расы/национальности обитают в этом мире, и каких религий они придерживаются;

– какие профессии здесь популярны, и чем жители расплачиваются за товары/услуги (название валюты/бартер).

Глобальные детали можно перечислять до бесконечности, я лишь постарался выделить основные моменты, чтобы вы могли развивать идею дальше.

Личностная

– имя/возраст/пол/раса/национальность/внешность каждого ключевого персонажа + особенности характера и основные моменты из биографии;

– для эпизодических персонажей нужно указать хотя бы несколько важных фактов из биографии, и описать внешность;

– какую роль выполняет каждый персонаж, и как это влияет на развитие сюжета;

– прочие важные детали, связанные с героями произведения.

Сюжетная

– Экспозиция (здесь автор «знакомит» читателя с персонажами, а также описывает время, место действия и прочие детали, чтобы подготовить читателя к дальнейшему развитию событий);

– Предзнаменование (намёки на то, что обстановка скоро начнёт ухудшаться);

– Завязка (событие, из-за которого обостряется, либо возникает конфликт);

– Нарастание (развитие конфликта до достижения наивысшей точки напряжения);

– Кульминация (переломный момент, когда возникает максимальное напряжение в произведении);

– Развязка (заключительная часть, где происходит разрешение конфликта).

Последовательная

– общее описание событий в произведении (хронологическое), и деление этих событий на главы;

– деление глав на эпизоды (уже с более подробным описанием того, что будет там происходить + какие персонажи будут задействованы в том или ином эпизоде);

– деление эпизодов на сцены, с подробным описанием всех событий, которые будут происходить + какие персонажи будут задействованы в той или иной сцене + прочие важные детали;

– внесение корректировок (если надо).

Дополнительно: способы повествования

В качестве бонуса я решил дать вам ещё две шпаргалки для писателей. Начнём с типов повествования в художественной литературе:

От первого лица

Когда ведётся повествование от 1-го лица, то нужно, чтобы рассказчик параллельно являлся ещё и героем произведения. Таким образом повествователь и описывает сюжет, используя местоимение «я», либо «мы».

Зачастую писатели используют этот вид повествования, чтобы передать через персонажа собственные чувства, мысли и переживания. Сюжет обычно вращается вокруг автора-главного персонажа, позволяя читателям узнать, что творится в душе у героя.

Пример повествования от первого лица:

— Брагин, что тут происходит? — сказал мне подошедший глава нашей школы. — Ребята пристают к тебе?

«Что ему ответить? — подумал я. — Скажу правду, и меня все стукачом считать будут. А если совру, что всё нормально, то до самого окончания школы придётся терпеть эти издевательства. Ситуация в любом случае проигрышная!»

(из моего рассказа «Не такой»).

Многие начинающие писатели «творят» от первого лица. Казалось бы, что так намного проще, верно? Да вот не всегда — создать крупное произведение от 1-го лица достаточно сложно. А всё потому, что невозможно оказаться в том месте, где нет героя-рассказчика. Соответственно, он упустит все события, которые лично не застал.

Вот вам пример: рассказчица — мать. Её пятнадцатилетняя дочка пошла на вечеринку и познакомилась там с местным донжуаном. И если автору важно передать сцену знакомства для дальнейшего развития сюжета, то это будет проблематично, ведь мать не была на этой вечеринке.

Конечно, есть решение: дочка может сама ей всё рассказать потом. Но, а что, если они в плохих отношениях? Как тогда «заставить» дочь этим поделиться?

В общем, начинающему автору придётся постараться. Но всё приходит с опытом. Двигаемся дальше.

От второго лица

Редкий тип повествования. Автор использует местоимение «ты», обращаясь к главному персонажу. Это нужно для того, чтобы читатель мог максимально сопоставить себя с героем произведения.

Пример повествования от второго лица:

Как тебя сюда занесло? Приволок тебя сюда, в этот кабак, Тэд Аллагэш, твой друг, а сам потом смылся. Вот Тэд как раз из тех, кому в самый раз встречать рассвет в подобном месте. Быть может, он лучшая половина твоего «я», а может — худшая. Непонятно, одним словом, какая именно. Вот, например, вчера вечером тебе было совершенно ясно, что он твоя лучшая половина. Вы начали на Верхнем Ист-сайде (шампанское плюс неограниченные перспективы) и двинулись дальше, строго соблюдая главное правило Тэда Аллагэша: каждая остановка — выпивка.

(Джей МакИнерни: «Яркие огни, большой город»).

От третьего лица

Этот способ повествования очень популярен, потому что даёт писателю «простор для разгула фантазии».

В данном случае автор обращается ко всем героям, используя местоимения «он», «она», «они». А роль рассказчика выполняет «невовлечённое существо», которое не является героем произведения.

Существует несколько видов повествования от 3-го лица: например, когда дополнительно описываются эмоции и мысли главного персонажа, либо, наоборот, — только слова и действия. А также невовлечённый рассказчик может иметь как ограниченные знания (которые он получает, например, находясь «рядом» с главным героем), так и наоборот, может быстро перемещаться в любое место и знать абсолютно всё (обо всех персонажах, событиях и т. д.).

Пример повествования от третьего лица:

Таня размахнулась и изо всех сил ударила Колю рукой по голове. В её глазах читалась ненависть.

— Ты с ума сошла?! — вскрикнул Коля, прикрывая лицо.

— Ты ещё пожалеешь об этом, скотина!

— Хватит, Таня, мне же больно!

Таня резко опустила руки и замерла. Вся злость была выпущена, но чувство обиды до сих пор мучило её. Она присела на кровать и начала всхлипывать.

«И вот я снова осталась одна, — подумала Таня. — Опять я наткнулась на предателя».

(из моего рассказа «Отвергнутая»).

Итак, я перечислил основные типы повествования. Существуют и другие, более редкие случаи, но о них мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Дополнительно: стилистика

В качестве ещё одной подсказки для писателей выступит этот подраздел о стилистике.

Когда мы создаём художественное произведение, мы всегда хотим, чтобы читатель «прочувствовал» всё то, что мы хотим ему показать — чтобы он увидел те образы, которые мы сами видим. Однако мы можем орудовать только словами, а не «живыми красками».

К счастью, при умелом использовании, художественный стиль позволяет превратить слова в эти желанные образы.

Но зачастую начинающие писатели всё же допускают стилистические ошибки. Давайте разберём несколько примеров:

1. Речевые штампы (клише)

Штампы — это выражения, которые когда-то были яркими, но со временем превратились в избитые фразы.
Например: «подложить свинью», «вывести на чистую воду», «ни стыда ни совести» и так далее.

2. Плеоназмы

Плеоназм — это сочетание близких по значению слов, вызывающих смысловую избыточность.
Например: «ценные сокровища», «утренний рассвет», «памятный сувенир».

3. Тавтология

Тавтология — необоснованное повторение одних и тех же (либо однокоренных), или близких по смыслу слов. Проще говоря, это излишний плеоназм.
Например: «случился случай», «масло масляное», «спросить вопрос».

4. Неблагозвучие

Старайтесь избегать неблагозвучие — негармоничное сочетание звуков (например, сплетение шипящих и свистящих согласных, которое нередко встречается в причастных оборотах).
Пример неблагозвучия: «снижение опасности поражения насаждений пожарами».

5. Канцеляризмы

Это слова и выражения, которые обычно используются в официально-деловом стиле речи. В художественных произведениях, как правило, они не нужны (но бывают исключения!).
Примеры: «оказывать помощь» вместо «помогать», «производить ремонт», вместо «ремонтировать» и так далее.

Итак, мы рассмотрели шпаргалки для писателей.
Дополнительно рекомендую вам скачать мою бесплатную книгу, в которой содержатся различные «сайты-шпаргалки».
Книга называется: Список полезных ресурсов для писателей.

А теперь перейдём к писательским подсказкам в формате изображений!

Лучшие подсказки для писателей

1. Глобальные


Пафос литературного произведения:

Создание собственной Вселенной:

2. Описание персонажей


6 психотипов по Аристотелю:

Анкета вашего героя:

3. Список чувств и эмоций


Таблица чувств и эмоций:

Типы эмоций:

Итак, теперь вы знаете, какие существуют шпаргалки для писателей.

Уверен, что информация из этой статьи оказалась для вас полезной! И она станет ещё полезнее, если будете пользоваться генераторами идей для сюжетов будущих произведений!

На этом всё, с вами был Георгий Кесов!

Чтобы не потерять статью, сделайте репост в социальные сети.

И напишите в комментариях: какие ещё полезные подсказки для писателей вы знаете?

Источник

Простыми словами о самом интересном
Adblock
detector