Урок русского языка по теме «Сочинение – описание предмета». 5-й класс
Класс: 5
Тип урока: объяснение нового материала.
Вид урока: урок обучающего сочинения.
Уровень подготовки класса: высокий.
I. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята. Прежде чем садиться, посмотрите минутку вокруг себя, обратите внимание на то, какие предметы вас окружают в нашей классной комнате, какие из них привлекают ваше внимание постоянно, а какие из них вы почти не замечаете. Подумайте, почему так происходит. Садитесь, пожалуйста.
II. Объяснение нового материала:
Организация восприятия темы:
Осознание сути нового материала (организуется через метод аналитических наблюдений над готовым текстом):
Цель: Вспомним строение описательного текста, т. е. его композицию.
Задание: Прослушайте текст, определите его тему и основную мысль, подумайте, на сколько частей по содержанию он распадается. Это отрывок из рассказа К. Бальмонта «На волчьей шубе».
Хозяин усадьбы, если отлучался, как теперь, приказывал старой ключнице хорошенько накормить барчонка и уложить его спать вовремя, в столовой, на волчьей шубе, и печку зажечь, чтобы было тепло и чтоб можно было мальчику потешиться огнем. Волчья шуба была огромная и причудливая. Целых пять волков распростились со своей волчьей жизнью, чтоб она могла быть сделана, и весь мех был очень хороший, светло-серый с беловатым оттенком, каковой весьма ценится знатоками.
Причудливая шуба из пятерного меха была скорее украшением, чем предметом необходимости. Охотник надевал ее лишь иногда, поверх другой теплой одежды, когда он ехал куда-нибудь очень далеко, и во время лютых морозов. А так, обыкновенно, эта шуба служила лишь для дивования немногих посетителей уединенной усадьбы, да вот иногда молчаливый рыжий мальчик спал на ней»
С какой основной мыслью описывает автор волчью шубу? (Показать причудливость, необычность этой вещи).
Вывод: Таким образом, мы с вами вспомнили, что описательный текст, как правило, состоит из трех частей: начало, основная часть, концовка. При описании предмета в начальной части обычно рассказывается о том, откуда появился предмет, кому он принадлежит или почему о нем дальше пойдет речь; в основной части описываются признаки предмета, каждое предложение этой части добавляет к сказанному новые признаки; конечная часть чаще всего выражает отношение автора к описываемому предмету. В ней часто формулируется основная мысль. (По ходу данного обобщения учитель на доске, а дети в тетрадях записывают структуру описательного текста).
Цель: Чтобы описать предмет точно, подробно, необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но в деталях.
Задание: Откройте пособие по развитию речи на с. 54, упр. 123, прочитаем, как описывает часы Э. Успенский, какие признаки этого предмета он отмечает.
Вопросы после чтения текста:
1. Какие признаки часов описывает автор? (в процессе обсуждения этого вопроса учитель на доске, а дети в тетрадях пополняют опорную запись: по форме, по величине, цвету, материалу. ).
2. Найдите слова, при помощи которых Э. Успенский говорит о размере, величине часов.
3. Докажите, что эти прилагательные не только характеризуют величину часов, но и показывают, что автор удивлен, поражен их размером.
Вывод: Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета словами рисуются его признаки по величине, форме, цвету, материалу, строению (устройству). При этом специально подчеркиваются какие-то примечательные, необычные его стороны, детали. Для этого выбираются такие слова, которые могут передать неповторимость предмета и наше удивление, восхищение этой неповторимостью. В каком стиле речи возможно так изобразить словами предмет?
Послушайте и подумайте, каким приемом создания образности, известным нам по сказкам, пользуется А. Куприн в этом тексте-описании?
Вывод: Верно, приемом олицетворения. Благодаря этому приему шарманка будто оживает, воспринимается живым существом, а описание становится эмоциональным, образным.
Цель: Такими же эмоциональными, образными должны быть и ваши будущие сочинения. Чтобы успешно справиться с такой задачей, поучимся видеть ошибки в языковом оформлении сочинений и исправлять их.
Задание: Прочитайте фрагменты трех сочинений на карточке № 2, укажите, какие слова мешают воспринимать эти тексты легко, с интересом.
Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.
Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.
Какие слова повторяются в этих фрагментах? Устраните повторы, воспользовавшись одним из следующих способов:
а) исключение повторяющегося слова;
б) замена местоимением;
в) замена синонимичным для данного текста словом или словосочетанием.
Вывод: При написании своего сочинения пользуйтесь этими способами устранения неоправданных повторов одних и тех же слов и выражений.
Кратко повторим то, о чём вам следует помнить при написании сочинения дома.
Упр. 295. Вот так же, как здесь в классе, вы должны будете дома внимательно рассмотреть выбранный вами для описания предмет, вспомнить, как и благодаря кому он оказался у вас, чем этот предмет вам или вашей семье особенно дорог, и написать сочинение в художественном стиле на тему «Моя любимая игрушка», «Самый дорогой подарок» и т. п.
Урок окончен! Всем спасибо!
Источник
Урок развития речи «Описание предмета» (5 класс)
специалист в области арт-терапии
Урок развития речи «Описание предмета» 5 класс
Тип урока: объяснение нового материала.
Вид урока: урок обучающего сочинения.
Уровень подготовки класса : высокий.
повторить через анализ готовых текстов следующие понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;
познакомить с особенностями описания предмета в научном и художественном стилях;
показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому;
познакомить с языковыми средствами изображения признаков предмета в художественном стиле;
показать возможные речевые недочеты сочинения-описания предмета.
совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль;
формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания;
формировать умение отличать художественное описание от научного;
учить рецензировать написанное;
формировать умение строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений.
развивать наблюдательность, способность видеть признаки предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации;
воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира.
I. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята. Прежде чем садиться, посмотрите минутку вокруг себя, обратите внимание на то, какие предметы вас окружают в нашей классной комнате, какие из них привлекают ваше внимание постоянно, а какие из них вы почти не замечаете. Подумайте, почему так происходит. Садитесь, пожалуйста.
II. Объяснение нового материала:
Организация восприятия темы:
1. Назовите предметы, которые привлекают ваше внимание в классе. Попробуйте объяснить, чем именно. Это связано с их красотой, изяществом, необычностью, обыденностью, безобразием, уродством, загадочностью, неясностью предназначения, цветом, формой, постоянным использованием и т. п.
2. Какие предметы вы вообще не замечали и увидели их только сегодня, когда стали специально осматривать класс?
3. Когда вы объясняли, чем именно привлек ваше внимание тот или иной предмет, то перечисляли признаки этого предмета. Как называется тип текста, в котором изображаются признаки предмета, явления?
4. На какой вопрос отвечают описательные тексты?
5. Верно. Тексты описательного типа отвечают на вопрос какой?, основным своим содержанием имеют описание словами признаков изображаемого словами предмета, явления, состояния. Описание признаков может быть разным в зависимости от цели описания. Скажите, в каких жизненных ситуациях человеку требуется умение подробно, точно описать предмет?
6. Где мы с вами найдем точное, подробное описание предмета? Предметов?
7. А где можно встретить образное описание отдельного предмета?
Осознание сути нового материала (организуется через метод аналитических наблюдений над готовым текстом):
Цель: Вспомним строение описательного текста, т. е. его композицию.
Задание: Прослушайте текст, определите его тему и основную мысль, подумайте, на сколько частей по содержанию он распадается. Это отрывок из рассказа К. Бальмонта «На волчьей шубе».
Хозяин усадьбы, если отлучался, как теперь, приказывал старой ключнице хорошенько накормить барчонка и уложить его спать вовремя, в столовой, на волчьей шубе, и печку зажечь, чтобы было тепло и чтоб можно было мальчику потешиться огнем. Волчья шуба была огромная и причудливая. Целых пять волков распростились со своей волчьей жизнью, чтоб она могла быть сделана, и весь мех был очень хороший, светло-серый с беловатым оттенком, каковой весьма ценится знатоками.
Причудливая шуба из пятерного меха была скорее украшением, чем предметом необходимости. Охотник надевал ее лишь иногда, поверх другой теплой одежды, когда он ехал куда-нибудь очень далеко, и во время лютых морозов. А так, обыкновенно, эта шуба служила лишь для дивования немногих посетителей уединенной усадьбы, да вот иногда молчаливый рыжий мальчик спал на ней»
Вопросы после прослушивания текста:
1. О чем говорится в этом тексте?
2. На сколько частей по содержанию он распадается?
3. О чем говорится в первой части?
С какой основной мыслью описывает автор волчью шубу? (Показать причудливость, необычность этой вещи).
Вывод: Таким образом, мы с вами вспомнили, что описательный текст, как правило, состоит из трех частей: начало, основная часть, концовка. При описании предмета в начальной части обычно рассказывается о том, откуда появился предмет, кому он принадлежит или почему о нем дальше пойдет речь; в основной части описываются признаки предмета, каждое предложение этой части добавляет к сказанному новые признаки; конечная часть чаще всего выражает отношение автора к описываемому предмету. В ней часто формулируется основная мысль. (По ходу данного обобщения учитель на доске, а дети в тетрадях записывают структуру описательного текста).
1. Начало (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?).
2. Основная часть (Какой:. по форме, величине, цвету, материалу, назначению:?)
3. Концовка (отношение).
Цель: Чтобы описать предмет точно, подробно, необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но в деталях.
Задание: Откройте пособие по развитию речи на с. 54, упр. 123, прочитаем, как описывает часы Э. Успенский, какие признаки этого предмета он отмечает.
Вопросы после чтения текста:
1. Какие признаки часов описывает автор? (в процессе обсуждения этого вопроса учитель на доске, а дети в тетрадях пополняют опорную запись: по форме, по величине, цвету, материалу. ).
2. Найдите слова, при помощи которых Э. Успенский говорит о размере, величине часов.
3. Докажите, что эти прилагательные не только характеризуют величину часов, но и показывают, что автор удивлен, поражен их размером.
Вывод: Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета словами рисуются его признаки по величине, форме, цвету, материалу, строению (устройству). При этом специально подчеркиваются какие-то примечательные, необычные его стороны, детали. Для этого выбираются такие слова, которые могут передать неповторимость предмета и наше удивление, восхищение этой неповторимостью. В каком стиле речи возможно так изобразить словами предмет?
Вопросы после чтения текстов:
2. Найдите в описании В. Солоухина те слова, которые передают впечатления от предмета, выражают отношение к нему.
4. Почему таких слов нет во втором тексте?
5. Назовите сведения из текста В. Солоухина, которых нет и не может быть во втором описании. Почему?
Послушайте и подумайте, каким приемом создания образности, известным нам по сказкам, пользуется А. Куприн в этом тексте-описании?
Вывод: Верно, приемом олицетворения. Благодаря этому приему шарманка будто оживает, воспринимается живым существом, а описание становится эмоциональным, образным.
Цель: Такими же эмоциональными, образными должны быть и ваши будущие сочинения. Чтобы успешно справиться с такой задачей, поучимся видеть ошибки в языковом оформлении сочинений и исправлять их.
Задание: Прочитайте фрагменты трех сочинений на карточке № 2, укажите, какие слова мешают воспринимать эти тексты легко, с интересом.
Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.
Это не заяц, а чудо! Этого зайца мне подарил папа. Заяц похож на белый комочек.
Какие слова повторяются в этих фрагментах? Устраните повторы, воспользовавшись одним из следующих способов:
а) исключение повторяющегося слова;
б) замена местоимением;
в) замена синонимичным для данного текста словом или словосочетанием.
Вывод: При написании своего сочинения пользуйтесь этими способами устранения неоправданных повторов одних и тех же слов и выражений.
Кратко повторим то, о чём вам следует помнить при написании сочинения дома.
1. Из каких частей состоит описание?
2. О чём говорится в первой части?
5. Чем художественное описание отличается от научного?
Упр. 296. Вот так же, как здесь в классе, вы должны будете дома внимательно рассмотреть выбранный вами для описания предмет, вспомнить, как и благодаря кому он оказался у вас, чем этот предмет вам или вашей семье особенно дорог, и написать сочинение в художественном стиле на тему «Моя любимая игрушка», «Самый дорогой подарок» и т. п.
Источник
Конспект урока русского языка на тему «Описание предмета. Подготовка к сочинению-описанию предмета (игрушки)» (5 класс)
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Методическая разработка урока Описание предмета 5 класс..docx
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Дуван имени Героя Советского Союза С.А. Михляева
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема: «Описание предмета. Подготовка к сочинению-описанию предмета (игрушки)»
учитель русского языка и литературы
учить различать типы речи; вырабатывать навыки и умения описывать предмет (игрушку);
учить формулировать главную мысль сочинения;
научить выбирать нужные признаки и располагать их в определенном порядке;
развивать внимание, наблюдательность детей, устную речь учащихся;
воспитывать эстетический вкус учащихся.
Тип урока : урок изучения нового материала.
Необходимое техническое оборудование: ноутбук учителя, проектор, экран.
I . Организационный момент.
Запишите в тетради число и тему: «Описание предмета. Подготовка к сочинению-описанию предмета (игрушки)».
II . Работа по теме «Описание предмета».
Учитель: Попробуйте на основе имеющихся знаний и представлений найти текст-описание среди предложенных мною текстов. Прочитаем их.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам. Я смотрел на арену,
затаив дыхание. (Текст-повествование)
Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. (Текст-описание)
Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик заботится о них? А как думаете вы? (Текст-рассуждение)
Учитель: Какой из текстов является описанием? Докажите. Почему другие тексты не являются
описаниями? Что это за тексты?
— Что может быть описано кроме животных? Сформулируйте правило.
Учащиеся: В тексте-описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов. В описании указываются основные признаки предмета (цвет, форма, размер и др.), повадки (у животных), черты характера (человека).
III . Подготовка к сочинению-описанию предмета (игрушки).
Учитель: Сегодня мы будем говорить о золотой поре каждого человека – о детстве. А оно связано с игрушками. Вспомните свои игрушки. Теперь вы уже большие, учитесь в 5 классе, вот и лежат ваши игрушки на шкафу или в другом каком-нибудь месте. Но есть и такие, которые с вами и сейчас, они вам дороги, они ваши друзья. Вы любите их, разговариваете с ними. Они тоже заговорили, если б умели. Любимые игрушки для вас как живые, у них тоже есть душа, хотя они и не умеют говорить.
— О ваших любимых игрушках мы далее и поговорим.
— В каждом человеке заложена способность к творчеству. Радость творчества мы попробуем испытать сегодня на уроке и будем делиться этой радостью друг с другом.
— Назовите цели сегодняшнего урока.
— Верно. На уроке мы будем описывать любимую игрушку, будем учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли устно.
Результатом нашей деятельности станет написание сочинения-описания игрушки на следующем уроке.
— Представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказы.
— Соответствует ли это описание нашей теме?
Учащиеся: Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой.
Демонстрация мягкой игрушки – щенка.
— Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами, правда?
— А если мы скажем так… (слайд)
Учащиеся читают: Передо мной веселый маленький щенок. Он сделан из мягкого, пушистого материала. У него небольшая голова с красивыми ушками. Задорно торчит хвостик. Шерстка густая и мягкая, белого цвета. Глаза-пуговки ласково поблескивают из-под шерстки. Любопытный носик похож на черную кнопочку.Щенок просто как живой! Мне он очень нравится.
Учитель: В этом примере уже описывается любимая игрушка.
Учитель: Рассмотрите каждый свою игрушку. Попробуем по такому плану (слайд) и опорным словам устно описать её (3-4 из учащихся устно описывают свою игрушку).
1. Название игрушки.
2. Материал, из которого сделана игрушка.
3. Внешний вид игрушки.
4. Отношение к игрушке.
5. Роль игрушки в вашей жизни.
Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико, розовые лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый.
Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке.
Учитель: Ну а сейчас немного отдохнём и послушаем стихи Агнии Барто об игрушках.
Учитель: Существует несколько версий появления Матрёшки.
Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы.
Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской
Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке.
В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из самых распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово «матер», означающее мать. Это имя ас социировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей отменным здоро вьем и дородной фигурой. И по сей день, матрёшка остается символом материнства.
На первой матрёшке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика. Последняя матрёшка представляла собой спеленатого младенца. И стала символом России.
Петрушка – традиционная «кукла-перчатка» (слайд)
Учитель: Появление Петрушки на Руси до сих пор не совсем ясно. Известно, что авторские куклы ручной работы давно появились на Руси. Среди них были и куклы-марионетки, к коим принадлежит Петрушка, и с которыми тесно связано зарождение кукольного театра в России.Впервые кукольный театр в нашей стране упоминается в Смутное время – в 1609 г.Уже тогда Петрушка известен как один из первых русских кукольных персонажей. Пётр Петрович Уксусов (по другой версии Петр Иванович) – таково было полное имя Петрушки.
Учитель: Многие думают, что неваляшка, это исконно русская кукла, однако это не так. Историки считают, что любимая всеми малышами игрушка родилась в Японии, и на территории России появилась только в начале 19в.
Прообразом нашего Ваньки – Встаньки, стала японская кукла – «дарума».
Куклы в Японии – это не только развлечение, но и магические талисманы. Одним из самых популярных и любимых талисманов у японцев вот уже 200 лет является традиционная японская кукла- «дарума» олицетворяющая божка, приносящего счастье.
В награду за «прозрение» дарума постарается выполнить желание. И когда свершается задуманное, кукле в благодарность закрашивают второй глаз и оставляют ее на память. У дарумы отсутствуют руки и ноги. Объясняет это древняя легенда. Прототипом куклы стал буддийский монах Дхарма ( по-японски Дарума), живший в 500-х годах нашей эры. Он провел девять лет, медитируя в пещере, после чего у него отказали руки и ноги. Когда веки Дарумы от долгой медитации стали слипаться, он их вырвал, негодуя на свою слабость.
Именно поэтому Дарума изображается в виде куклы-неваляшки с не закрашенными глазами, символизирующей собой стойкость и выносливость. Эта кукла одета в традиционную для буддийских священнослужителей красную одежду.
Учитель: Игрушки простые, скромные, добрые дарят людям радость.
IV . Сообщение домашнего задания.
Учитель: Подготовьте черновой вариант сочинения-описания своей игрушки.
V . Подведение итогов урока.
Учитель: Чему был посвящён сегодняшний урок? Что характерно для текста-описания?
(слайд) Светофор: красный – я ничего не понял (а).
Источник
специалист в области арт-терапии
Тема : Сочинение-описание предмета( учитель Юрьева Оксана Шакировна, 5 кл)
формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема, основная мысль; формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания; формировать умение отличать художественное описание от научного; формировать умение строить текст заданного типа, на основе наблюдения, личных впечатлений.
Тип урока : урок развивающего контроля
Методы и приемы : репродуктивная беседа, фронтальный опрос
Задание 1. ( цель: вспомнить композицию описательного текста)
– Прослушайте текст, определите его тему, основную мысль. На сколько частей распадается? ( учитель читает текст).
Хозяин усадьбы, если отлучался, как теперь, приказывал старой ключнице хорошенько накормить барчонка и уложить его спать вовремя, в столовой, на волчьей шубе, и печку зажечь, чтобы было тепло и чтоб можно было мальчику потешиться огнем. Волчья шуба была огромная и причудливая. Целых пять волков распростились со своей волчьей жизнью, чтоб она могла быть сделана, и весь мех был очень хороший, светло-серый с беловатым оттенком, каковой весьма ценится знатоками.
Причудливая шуба из пятерного меха была скорее украшением, чем предметом необходимости. Охотник надевал ее лишь иногда, поверх другой теплой одежды, когда он ехал куда-нибудь очень далеко, и во время лютых морозов. А так, обыкновенно, эта шуба служила лишь для дивования немногих посетителей уединенной усадьбы, да вот иногда молчаливый рыжий мальчик спал на ней»
Вопросы после прослушивания текста:
О чем говорится в этом тексте?
На сколько частей по содержанию он распадается?
О чем говорится в первой части?
С какой основной мыслью описывает автор волчью шубу?
Вывод: Таким образом, мы с вами вспомнили, что описательный текст, как правило, состоит из трех частей: начало, основная часть, концовка. При описании предмета в начальной части обычно рассказывается о том, откуда появился предмет, кому он принадлежит или почему о нем дальше пойдет речь; в основной части описываются признаки предмета, каждое предложение этой части добавляет к сказанному новые признаки; конечная часть чаще всего выражает отношение автора к описываемому предмету. В ней часто формулируется основная мысль. (По ходу данного обобщения учитель на доске, а дети в тетрадях записывают структуру описательного текста).
Описание предмета ( слайд 4)
Начало (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?).
Основная часть ( какой)
Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
(По В. Солоухину)
Вопросы после чтения текстов:
Найдите в описании В. Солоухина те слова, которые передают впечатления от предмета, выражают отношение к нему.
Употребление каких слов характерно для 2-го текста?
-Теперь вы должны будете написать сами сочинение в художественном стиле, т.е. образно и красочно передать собственное впечатление о предмете. Но чтобы успешно справиться с такой задачей, поучимся видеть ошибки в языковом оформлении сочинений и исправлять их.
Задание 3: Прочитайте фрагменты сочинений на карточке, укажите, какие слова мешают воспринимать эти тексты легко, с интересом. Запишем в исправленном виде.
Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.
Это не заяц, а чудо! Этого зайца мне подарил папа. Заяц похож на белый комочек. Нужно исключить : 1) глаголы в прошедшем времени 2) о заводном зайчике – заменить словосочетанием о такой игрушке 3) слово ЭТО
Вывод: В сочинении избегать повторов, заменять существительные местоимениями, синонимичными словами или словосочетаниями.
Домашнее задание: (слайд 6 )
Источник