Как написать сочинение описание 5 класс по русскому

Как писать сочинение-описание

Сочинение-описание в школьной практике имеет несколько разновидностей: описание картины, описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание обстановки (интерьер), описание местности.

Всякое описание имеет целью воссоздать в воображении читающего некий образ. При этом субъект, создающий описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое и может быть свободен в оценках и способах подачи материала.

Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.

Сочинение-описание, как правило, имеет трехчастную композицию: в нем будет введение, основная часть и заключение.

План работы над сочинением-описанием

1. Во введении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, назовите его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.

2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.

3. В соответствии с выявлением этой характеристики используйте в основной части сочинения для описания объекта оценочные прилагательные, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые характеризуют состояния объекта в разные периоды времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.

4. Сначала опишите самые существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ, используйте оригинальные определения и сравнения. Не давайте банальных характеристик, старайтесь показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли используйте глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)

5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.

Источник

Как писать сочинение-описание

Сочинения, с которыми мы знакомим детей в школе, имеют несколько разновидностей: описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание картины, описание местности, описание обстановки (интерьер).

Цель описания – воссоздание в воображении читающего какой-то образ. При этом субъект, который создает описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое вокруг себя. Он также свободен в оценках и способах подачи материала.

Описать – это значит указать, раскрыть важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.

Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.

Сочинение-описание имеет трехчастную композицию: введение, основная часть, заключение.

План работы над сочинением-описанием

1. Во введении необходимообозначить объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, то нужно назвать его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.

2. Подумать, что именно привлекает внимание к изучаемому объекту, что делает его узнаваемым. Это, конечно, могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.

3. В соответствии с выявлением этой характеристики необходимо использовать в основной части сочинения оценочные прилагательные для описания объекта, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые помогут охарактеризовать состояния объекта в разные периоды времени. Также необходимо использовать эти прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.

4. Сначала необходимо описать существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем нужно приступить к подробностям и мелочам, которые дополняют образ, также необходимо использовать оригинальные определения и сравнения. Не нужно давать банальных характеристик, необходимо стараться показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли необходимо использовать глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)

5. Завершая описание, необходимо описать объект краткой, но ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.

Источник

Как писать сочинение по картине в 5 классе

Учащиеся рассмотрели внимательно картину. А о художнике они мало что знают, а иногда и ничего не могут сказать совсем. Почему, когда написана эта картина? На эти вопросы отвечаю я сама в кратком вступлении. Подчёркиваю, что особенно после окончания Великой Отечественной войны и возвращения к любимому делу, художник сделал главными героями своих картин детей. Получили широкую известность картины «Прибыл на каникулы», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!»
Художник хорошо знал школу, он был частым гостем на уроках. Дети принимали его за строгого инспектора и побаивались.
В те минуты, когда у доски мялся, потупив голову, не подготовившийся к уроку ученик, и родилась у Ф.П. Решетникова мысль написать картину «Опять двойка!»
Далее работа ведётся в форме беседы.
1) Каким образом художник дал понять, что школьник – главный герой?
Его фигура выделена: она написана на переднем плане и на неё падает свет из бокового окна. А все другие герои картины смотрят на этого мальчика. Мы видим это и невольно к нему присматриваемся.
2) Что происходит сейчас?
Мальчишка снова, в который уже раз, принёс двойку. Мать, сестра и братишка сразу поняли это.
3) А как родные догадались о злополучной двойке?
Очень уж выразительна фигура у мальчишки. Стоит будто в воду опущенный. Отвернул лицо в сторону, глаза потупил: стыдно встретиться со взглядом матери.
4) А как художнику удалось показать, что двойка не случайная и не первая?
Мать глубоко взволнована. С насмешкой и любопытством смотрит на брата малыш. Очевидно, он не раз был свидетелем того, что происходило дома, когда брат приносил двойку.
5) Что случилось со школьником? Почему он стал получать двойки?
Небольшой, потрёпанный, побывавший «в боях» портфель мальчика до отказа набит чем-то и небрежно перевязан бечёвкой. Хорошо заметно, что в сумке лежат ещё и коньки. Лицо у мальчика разгорячённое, красное; вихры на голове от пота слиплись. И без слов понятно, что не из школы он пришёл. Получил снова двойку, а не удержался, чтобы не забежать на каток. Стал на коньки – и про уроки, и про дом, и про двойку забыл. Накатался вдоволь. Часы-то на стене показывают четвёртый час. Не привык этот мальчик отвечать за свои поступки, не может заставит себя делать то, что надо, а не только то, что нравится.
6) Что, по-вашему, переживает этот школьник, когда ему приходится держать ответ за свою беспечность, недисциплинированность?
Глаза у него заплаканы. Он расстроен, недоволен собой, даже к ласке собаки безучастен. Ему, конечно, совестно перед мамой и сестрой-школьницей. Он, наверное, много раз давал им обещание хорошо учиться. Ему досадно, что братишка смеётся над ним. Ему, конечно, хочется стать другим.
7) А что можно сказать о девочке?
Она не похожа на своего брата: в пионерском галстуке, с аккуратно заплетёнными косичками. Она бережно держит книгу, значит, во всём любит порядок
8) Как же она относится к плохой учёбе брата?
Как тревожно, строго и требовательно смотрит она на брата. И сейчас, когда начнутся укоры, слёзы и обещания, девочка молчать не станет. Она пристыдит его обязательно за те огорчения, которые он доставляет маме.
9) Как можно догадаться о тяжёлых душевных переживаниях матери?
Она крепко сцепила руки на коленях, губы плотно сжаты, зубы стиснуты до ямок на щеках, брови у переносицы приподняты. Таким бывает человек, у которого сильное волнение в душе, невысказанная обида и сдержанный гнев.
10) Почему мама так переживает очередную двойку сына?
Всю любовь и все силы мать отдаёт детям. Самая лучшая награда для неё – хорошие дети. А получается не так: старший от рук отбился, и никакие уговоры не помогают. Поневоле придёшь в отчаяние.
11) Как сам художник относится к герою?
Не преступник перед нами, а самый что ни на есть обыкновенный мальчишка. Он просто споткнулся. Но ему надо помочь.
12) Какая же главная мысль картины?
К двойкам нельзя относиться легко, спокойно, они говорят о том, что в жизни, в характере мальчика что-то неладно.
Затем записываются рабочие материалы, или это делается параллельно с беседой.

Читайте также:  Как правильно пишется ссузы

Комната – небольшая, скромно обставленная; герань, календарь, настенные часы, простая мебель…

Сестра – аккуратная, дисциплинированная, гневный взгляд, хорошая помощница…

Братик – маленький, но осуждает; заботливо одетый, смотрит с насмешкой…

Собака – ласкается к хозяину, встретила радостно, смотрит в глаза мальчику, лучший друг.
На следующем этапе составляется план.

ПЛАН.
1. «Трудный» материал урока.
2. Снова – каток!
3. Домой вернулся поздно.
4. И снова обещание?
И уже после этого дети пишут сочинение.

Заключение.
Подобные формы работы над картинами особенно в 5 классе дают ощутимый результат. Чаще всего получаю работы неплохие по содержанию, совсем не бывает неудовлетворительных. В связи с тем, что проводится тщательная работа со словом, его лексическим значением и написанием, то грамотность учащихся повышается. На уроке работают все. Появляется возможность у детей, имея одинаковые рабочие материалы, проявить свою индивидуальность. Лучшие работы всегда зачитываю в классе.
Безусловно, необходимо продолжать эту работу и далее, особенно уделять внимание работе над словом.

Источник

Учимся писать сочинение-описание
в 5-м классе

Помните, как однажды Шерлок Холмс спросил у доктора Ватсона, сколько ступенек ведет к их квартире на Бейкер-стрит? Ватсон не смог точно вспомнить и (как обычно) был поражен подробнейшим описанием каждой ступеньки, сделанным Холмсом. Но ведь они оба каждый день много раз поднимались и спускались по этим ступенькам! Просто Ватсон (как он сам объяснил) никогда не обращал на них внимания. Следует ли из этого, что сначала нужно научиться обращать внимание, исследовать то, что мы собираемся описывать?

Учиться описывать мы начали с самого простого – в начале одного из сентябрьских уроков пятиклассники принесли с собой каштаны. Рассматривали, сжимали в руках, постукивали о парту. Недолго – около минуты. Потом получили задание: собрать материалы для описания. Для этого нужно было ответить на вопросы: каков каштан на вид (что вы видите? цвет и его оттенки, форма, размер, особенности), каков плод каштана на ощупь (теплый или холодный, гладкость, тяжесть, ощущение в руке) и звуки, с ним связанные (глухой или звонкий стук, звук падения с дерева и т.д.), на что похож. Работали в тетрадках 2–3 минуты, затем обменивались наблюдениями. Перед этим на доске записали слова каштан, плод, орех и

Затем ребята получили задание написать небольшой текст. Задача: сделать так, чтобы человек, у которого сейчас нет в руках каштана, смог его представить. Полезно также обсудить варианты первого предложения. Например: У меня на парте лежит каштан или Сегодня по дороге в школу я нашел плод каштана. Еще 3–4 минуты работы – и можно приступать к чтению и обсуждению текстов. В завершение можно попросить учеников закрыть глаза и увидеть свой каштан на «внутреннем экране».

В дальнейшем ребята получат памятки для самостоятельной работы с сочинением-описанием.

Сочинение-описание (памятка)

1. В сочинении-описании автор описывает предмет или живое существо, пейзаж, интерьер или явление так, чтобы было понятно, как он к нему относится. Подумай: какое чувство или настроение ты хочешь передать своему читателю? Сначала автор наблюдает, потом представляет изображение на «внутреннем экране».

Моя черепашка такая смешная! Когда она бежит, то кажется, будто катится камешек. У нее зубки маленькие и острые, как кнопки, а коготки прямые и очень острые, как булавки. Иногда она пищит, а когда заберется в пыльный угол, то начинает фыркать, как паровозик. У нее панцирь блестящий, желто-коричневого цвета, с зеленым отливом. И сама она желто-зеленого цвета.

Она мне очень нравится. (Работа пятиклассницы)

2. Описание – словесное рисование. Сначала представь предмет, постарайся увидеть его на «внутреннем экране», а затем опиши. Если это – живое существо, вспомни его в самом характерном состоянии.

Яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха – слышно, как гремят семечки.

3. Сочинение-описание подобно фотографии или нескольким фотографиям, а иногда фрагменту из фильма.

В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик. Из каждого клубочка болтались мягкие пушистые уши.

4. Сочинение оживляют сравнения. Например: котенок похож на клубок пушистых ниток; снегирь как пушистый шарик; улыбка похожа на солнышко.

Придумай и используй в сочинении свои сравнения.

5. Лингвисты сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться вперед, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперед. Так же строится текст. Мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, от данного, и делаем шаг вперед в развитии мысли, добавляем новое, т.е. сведения, ради которых создается предложение.

6. Проверь, можно ли воспользоваться приемом фотографирования, читая твое сочинение.

7. Первое предложение – ключ ко всему сочинению. Помоги читателю «войти в тему». Например:

Пенал служит для того, чтобы в нем носили ручку. …

Мой ластик хоть и скромен на вид, но служит мне верно.

В день рождения мне подарили.

8. Подумай, как ты завершишь свое сочинение. Последняя фраза (или абзац) содержит вывод – чем тебе близок тот, кого ты описал, как его появление в твоей жизни тебя обогатило.

Успехов в сочинении!

1. Прослушайте текст, постарайтесь увидеть то, что можно увидеть. Запомните и перескажите.

Длинная, приземистая собака на кривых ногах семенит вперевалочку, помахивая задорно задранным хвостиком-прутиком. Англичане называют таксу «собака-сосиска». Во Львове я слышал, как говорили: «Таксы у нас продаются на метры…». И вправду, природа, создавая таксу, забыла приделать ей третью пару ножек: пузо ее почти волочится по земле… Впрочем, у хорошей таксы живот всегда подтянут выше уровня груди. На своих коротеньких ножках она чувствует себя превосходно. (Б.Рябинин. Воспитай себе друга)

Что это была за фигура! Точно его всего укоротили! Тело длинное, грузное, а ножки такие коротенькие, что, казалось, ему трудно носить себя. Короткий пушистый хвост, короткая шея, короткая узкая головка, острая лисья мордочка, короткие, широкие, почти спрятанные в густом мехе уши, глаза как пуговки, щеки будто сажей намазаны. Не будь этот увалень таким пушистым, он был бы просто уродцем. Но его выручал густой серовато-бурый мех, переходящий местами в желто-серый, превращавший это забавное создание в какую-то живую меховую игрушку. Звали его Гомзик. (А.Батуев. Чудесный мир)

Карлсон – это маленький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать. На самолетах и вертолетах летать могут все, а вот Карлсон умеет летать сам по себе. Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик. С минуту, пока пропеллер не раскрутится как следует, Карлсон стоит неподвижно, но когда мотор заработает вовсю, Карлсон взмывает ввысь и летит, слегка покачиваясь, с таким важным и достойным видом, словно какой-нибудь директор, – конечно, если можно себе представить директора с пропеллером за спиной. (А.Линдгрен. Карлсон, который живет на крыше)

Натюрморт Караваджо «Корзина с фруктами» признан шедевром. Корзина стоит прямо перед вами. Сливово-синий, прозрачной голубоватой желтизны виноград свешивается за ее плетеные края. Можно взять и унести грушу или червивое краснобокое яблоко. Листья уже покрылись ржавчиной увядания, на них капельки влаги. Плоды составляют единое целое, и в то же время каждая груша индивидуальна, каждое зернышко винограда – как звездочка. (По В.Липатову. С веком наравне)

2. Представьте себе пейзаж по описанию, рассмотрите картину на воображаемом экране. Если есть возможность, сравните с картиной И.Шишкина «Рожь».

Далеко-далеко, сколько хватает взгляда, золотится на солнце густая рожь. Ветер легко колышет налитые колосья. Исчезает во ржи извилистая тропинка. Далеко впереди мелькают платки идущих по ней крестьянок. Могучие великаны-сосны устремились в голубое небо, и от этого еще шире кажутся просторы золотого поля. (По В.Прудоминскому. Первая Третьяковка)

3. Используя определения из «Словаря эпитетов русского литературного языка», опишите своего друга, брата, сестру, знакомого. Возможно, предложенных вам определений не хватит. В таком случае подберите свои собственные.

Лицо: грустное, доброе, виноватое, волевое, злое, заспанное, испуганное, капризное, серьезное, сосредоточенное, открытое, обиженное, сияющее, умное, хмурое; краснощекое, смуглое, бледное.

Глаза: голубые, голубовато-серые, карие, бархатные, большие, бесцветные, быстрые, внимательные, искрящиеся, живые, круглые, лукавые, лучистые, задумчивые, озорные, узкие, смущенные, счастливые, холодные, удивленные, укоризненные, ясные.

Нос: большой, с горбинкой, крохотный, курносый, правильный, прямой, хищный, пуговкой, широкий, орлиный.

Лоб: благородный, высокий, гладкий, гордый, крутой, с глубокими морщинами, покатый, низкий, открытый.

Губы: бантиком, бесцветные, алые, пухлые, суровые, упрямые, тонкие, яркие, сухие.

4. Представьте себе, что вам предложили написать статью для журнала «Лица». Как в портрете передать характеристику человека и ваше отношение к нему?

5. Задания, связанные с прогнозированием.

Прослушайте отрывки из текста известного романа. Ответьте на вопросы по ходу чтения.

Если бы у нас в Англии прохожий встретил человека в таком наряде, как я, он, я уверен, шарахнулся бы от него в испуге или расхохотался бы, да зачастую я и сам невольно улыбался, представляя себе, как я в моем одеянии путешествовал бы по Йоркширу. (Как вы думаете: почему внешний вид героя вызвал бы испуг или улыбку? Как, по вашему мнению, и почему был одет герой?)

Разрешите мне теперь сделать набросок моей внешности. На голове у меня красовалась высокая бесформенная шапка из козьего меха со свисающим назад назатыльником (как вы думаете: почему шляпа с назатыльником?), который прикрывал мою шею от солнца, а во время дождя не давал воде попадать за ворот. В жарком климате нет ничего вреднее дождя, попавшего за платье.

Затем на мне был короткий камзол… и штаны до колен, тоже из козьего меха. Чулок и башмаков у меня совсем не было, а вместо них я соорудил себе… нечто вроде полусапог, но самого варварского фасона.

Но я упоминаю об этом мимоходом. Не много было на острове зрителей, чтобы любоваться моим лицом и фигурой. (По Д.Дефо. Робинзон Крузо)

При выборе места для жилища я должен был сообразоваться с некоторыми необходимыми в моем положении условиями. (Какие условия важны при выборе места для хижины? Помните, что Робинзон Крузо живет на острове.)

Во-первых, мое жилище должно быть расположено в здоровой местности и поблизости от пресной воды; во-вторых, оно должно укрывать от солнечного зноя; в-третьих, должно быть защищено от нападения хищников, как двуногих, так и четвероногих, и, наконец, в-четвертых, из него должно быть видно море, чтобы мне не упустить случая спастись, если Бог пошлет какой-нибудь корабль, ибо мне не хотелось отказываться от надежды на избавление. (Д.Дефо. Робинзон Крузо)

Попробуйте представить и описать, как выглядела хижина Робинзона Крузо.

6. Роль стиля речи в описании.

Перед вами два описания. Чем они похожи и чем различаются?

а) По небу плывут облака. Обычно они похожи на хлопья ваты. А вот это пушистое облако похоже на забавного слоненка с вытянутым вперед хоботом. Важное серое облако – как высоченная гора. Вдруг сверкнуло солнце – и на горе обозначилась тропинка. По ней можно подняться на самую вершину… Еще минута – и… гора превратилась в птицу с раскинутыми крыльями, а слоненок – в плывущий корабль…

б) Облака состоят из капель и ледяных кристаллов. Верхний ярус (выше 6 км) составляют перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые. Эти облака состоят из ледяных кристаллов. Средний ярус (2–6 км над землей) занимают высокослоистые и высококучевые, состоящие из капель и кристаллов. Нижний ярус (ниже 2 км) составляют слоистые, слоисто-кучевые и слоисто-дождевые облака. Они состоят из капель. Также некоторые ученые выделяют перламутровые и серебристые облака.

Что меняется при изменении стиля речи?

Источник

Сочинения. Правила составления текстов. 5-6 классы
И. О. Родин, 2002

Данное пособие на конкретных примерах обучает специфике написания сочинений в 5–6 классах. Это сочинения-описания природы, человека, картины, рассказ о событии, о каком-либо предмете обихода и т. д. Пособие охватывает все виды сочинений, предусмотренных программами для средней школы. Данное пособие является одной из книг Родина И. О., которая вместе с другими образует единый курс обучения созданию текстов. Пособие окажет неоценимую услугу не только школьникам, но родителям и учителям.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения. Правила составления текстов. 5-6 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 блок тем (простое описание)

а) «Наступила осень золотая…»

б) «Идет волшебница-зима.»

в) «В окно повеяло весною.»

2 блок тем (описание по ощущению)

а) За что я люблю осень?

б) За что я люблю зиму?

в) За что я люблю весну?

г) Почему мне нравится лето?

3 блок тем (описание по части целого)

а) «Кисти ярко-красные вянущих рябин».

в) Ветка цветущей сирени.

г) Голубые незабудки.

1 блок тем (простое описание)

а) И. Остроухов «Золотая осень».

б) И. Грабарь «Февральская лазурь».

г) И. Левитан «Весна — большая вода».

2 блок тем (описание по части целого)

а) В. Поленов «Заросший пруд».

б) А. Саврасов «Грачи прилетели».

в) И. Левитан «Вечерний звон».

1 блок тем (простое описание)

г) Моя соседка по парте.

2 блок тем (описание по ощущению)

а) Мой любимый учитель.

в) Мой самый близкий друг.

г) С кем я хотел бы подружиться.

3 блок тем (описание по части целого)

в) Дедушкина (капитанская) трубка.

а) Мое домашнее животное.

б) Кошка — мой ласковый друг.

в) Мое любимое животное.

г) Собака — друг человека.

б) Мой любимый школьный предмет.

в) Мои внешкольные занятия.

г) Моя любимая игра.

Описание времени года (3 блока тем)

Как работать над сочинением — описанием времени года (общий план работы).

1. Наблюдения: Внимательно посмотри на улицу. Если сочинение задано на дом, по дороге из школы обрати внимание на характерные приметы данного времени года. Возможно, тебе удастся подметить какие-то особенности природы, которые можно наблюдать именно в вашей местности.

2. Ощущения: Попытайся понять, какие эмоции у тебя вызывает это время года. Постарайся отразить то, что тебе нравится в нем, а также то, что не нравится (т. е. рассмотреть явление природы с разных сторон).

3. Авторитетное мнение: Вспомни известные тебе стихотворения, рассказы писателей, посвященные этому времени года (одного произведения достаточно), либо отношение кого-то из известных людей к этому времени года. Желательно выбрать писателя, либо известную личность, чье мнение совпадает с твоим (высказываемым после авторитетного мнения). Если в сочинении будут приводиться строчки из стихотворения (желательно это сделать, но не более 1-2 строк), следует написать их заранее на черновике и вспомнить их точное звучание, а еще лучше — проверить по книге (или спросить у учителя).

4. Собственное мнение: Соглашаясь с «авторитетным мнением», выскажи собственное отношение к описываемому времени года.

5. Составление плана с ключевыми словами:

а) Вводное предложение.

Вводное предложение нужно для того, чтобы начать повествование. Это предложение своим содержанием вводит нас в курс дела: передает информацию о времени, о месте или обстоятельствах дальнейшего повествования. Например: Наступила весна (время). Мы идем по весеннему лесу (место). Выпал первый снег (обстоятельство).

б) Записываем результаты наблюдений. Наблюдения фиксируют то, что мы видим вокруг. Когда мы наблюдаем, мы не описываем своих чувств и отношения к тому, что мы видим. В этой части мы можем использовать (уделить этому особое внимание) художественные изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения и т. д.

Например: Молодая листва сияет на солнце (лето). Блестящий лед сковал реки и озера (зима). Деревья оделись в разноцветные уборы (осень). Низкое небо нахмурилось (осень). Снег повис на ветвях, словно клочки ваты (зима). По дорогам весело журчат ручейки (весна).

в) Описываем наши ощущения, возникающие при наблюдении за картиной природы. В отличие от предыдущего пункта, здесь мы делаем упор на собственные чувства (не рассуждения!). Например: Холодно. Неуютно. Тоскливо. Вокруг удивительно красиво. Пейзаж наводит на грустные мысли. При виде молодых листочков радость наполняет душу. Величественная картина пробуждения природы приводит зрителя в восторг.

г) В этой и следующей частях мы высказываем мысли, основывающиеся на наблюдениях и ощущениях (два предыдущих пункта). Здесь мы приводим мнение известного писателя, поэта, ученого или другого авторитетного лица по теме нашего сочинения.

Например: Многие поэты восхищались осенью. Вот как писал о ней А. С. Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!

С весной многие поэты связывали свои надежды. А. Н. Плещеев так писал о весне:

Как будто счастье впереди,

И унесла зима заботы!

д) Здесь мы высказываем свою собственную мысль (отношение, мнение) по теме нашего сочинения, эта мысль должна соотноситься с авторитетным мнением из предыдущего пункта. Например: Восхищение поэта мне близко и понятно. Картина зимней природы всегда поражала мое воображение. Или: Я полностью разделяю восторг писателя. Очарование весенней природы всегда находит отклик в моей душе.

е) Заключение. Одно или два предложения, подводящие итог всему сказанному в сочинении. Например: Часто зимой люди грустят. Но я каждый год с нетерпением жду наступления холодов, потому что вновь и вновь хочу любоваться великолепным зимним пейзажем. Или: Каждый год я с нетерпением жду весны, чтобы вновь и вновь любоваться пробуждением природы.

. Каждому пункту плана должен соответствовать один абзац (законченный по смыслу отрывок текста, записанный с красной строки).

6. Планирование времени, отведенного на написание сочинения

5 минут — пп. 1, 2 (наблюдения, ощущения)

5 минут — пп. 3, 4 (авторитетное и собственное мнение), эти пункты следует сформулировать письменно, цитату — уточнить

10 минут — составление плана с ключевыми словами на черновике

10 минут — написание текста на черновике

10 минут — переписывание текста на чистовик

5 минут — проверка орфографии и правильности оформления текста

Три блока тем различаются акцентом, который делается на каком-либо пункте плана.

1 блок тем (простое описание)

а) «Наступила осень золотая…»

б) «Идет волшебница-зима.»

в) «В окно повеяло весною.»

В первом блоке тем акцент делается на «наблюдении». Такой тип можно назвать «простым описанием». Для этого типа характерно, что наиболее разработанной и объемной должна быть именно часть «наблюдение».

2 блок тем (описание по ощущению)

а) За что я люблю осень?

б) За что я люблю зиму?

в) За что я люблю весну?

г) Почему мне нравится лето?

Во втором блоке тем делается акцент на «ощущении». Такой тип можно назвать «описанием по ощущению». Соответственно, наиболее разработанной и объемной частью будет «ощущение».

3 блок тем (описание по части целого)

а) «Кисти ярко-красные вянущих рябин».

в) Ветка цветущей сирени.

г) Голубые незабудки.

В третьем блоке сгруппированы темы, в которых делается акцент на какой-либо детали общей картины. Предполагается, что по этой детали нужно восстановить всю картину. Такой тип можно назвать «описанием по части целого». При этом необходимо обосновать переход от этой части к целому. Переход может быть обоснован как при помощи описания, так и при помощи ощущения. Если переход обосновывается при помощи описания, то, после того, как ученик опишет заявленный в теме предмет, он должен перейти к описанию общей картины и дальнейшее повествование строить по той же схеме, что и сочинения первого блока (простое описание). Если переход обосновывается при помощи ощущения (ученик, глядя на предмет (часть целого), что-то вспоминает или чувствует), то модель строится так же, как во втором блоке тем (описание по ощущению). Таким образом, коренное отличие третьего блока тем от двух предыдущих заключается в необходимости обосновать выбор той или иной модели (в приводимых ниже сочинениях первое и второе из них переходят к описанию — «Кисти ярко-красные вянущих рябин», «Первый снег»; а третье и четвертое, соответственно, переходят к ощущению — «Ветка цветущей сирени», «Голубые незабудки»).

Источник

Простыми словами о самом интересном
Adblock
detector