Как написать сочинение огэ русский язык 9 класс

Как написать сочинение 9.1

сочинение 9.1 теория:

В задании задании 9.1 ОГЭ вам нужно написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Оно должно состоять из 4 частей:

Для того чтобы написать такое сочинение, вам нужно разбираться в лингвистике. (Лингвистика (языкознание) – наука, изучающая языки). Вам нужно знать все лингвистические понятия, которые вы изучали в школе, например, что такое синонимы, омонимы, суффиксы, корни, функции знаков препинания и т.д.

Алгоритм выполнения задания 9.1:

1.Цитируем высказывание, объясняем его смысл.
2.Приводим 1 пример – аргумент из прочитанного текста.
3. Приводим 2 пример – аргумент из прочитанного текста.
4.Делаем вывод.

4. Запишите цитату, объясните ее смысл:

К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом” (цитата). Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. (объяснение). Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры из текста (логический переход к следующей части сочинения).

5. Аргументируйте свой тезис примерами из текста (их должно быть 2, нужно не только назвать языковые явления, но и указать их роль в тексте):

6. Напишите заключение:

Таким образом, …
Итак, ….
В заключение можно сказать, что ….

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

сочинение 9.1 пример:

К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры из текста.

Наш язык очень богат синонимами – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно раскрыть душевное состояние героини.

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Источник

Советы, как написать сочинение ОГЭ по русскому языку

…Наш прекрасный русский язык – это клад,
это достояние, переданное нам нашими
предшественниками! Обращайтесь почтительно с
этим могущественным орудием; в руках умелых
оно в состоянии совершать чудеса!

Итоговая проверка в 9 классе – не просто срез знаний и показатель объёмов усвоенного материала. В зависимости от того, как ученик справится с заданиями, можно оценить его шансы на победы в олимпиадах (в том числе, вступительных в вуз или колледж), какое направление стоит выбрать в будущем (гуманитарное или математическое), даст возможность потренироваться перед ЕГЭ (при условии планируемого перехода школьника в 10 класс).

Это обязательный экзамен, наряду с математикой. Остальные три девятиклассники могут выбрать самостоятельно, в зависимости от дальнейшего направления обучения.

В отличие от ЕГЭ здесь отсутствует минимальный балл, который каждый ученик обязан получить.

Большинство образовательных учреждений при оценке ОГЭ по русскому языку всё же предпочитают опираться на рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), который определяет самые общие нормы экзаменационных работ: уровень сложности сочинений, количество баллов за задания и условия их перевода в 5-балльную систему. В 2018 году критерии выводились на основе результатов досрочной сдачи.

Предлагаем разобрать самую сложную и трудоёмкую часть ОГЭ по русскому языку – сочинения.

ОГЭ даёт возможность определить, какой уровень сложности русского языка нужен именно вам – поэтому даны три темы (задания маркируются соответственно: 15.1, 15.2, 15.3).

Сочинение-рассуждение о значении общего понятия

Убеждённым «технарям» (тем, кто с цифрами на «ты», но не ладит с сочинительством) рекомендуется не рисковать и выбрать первую тему – самую общую и простую в исполнении.

Студентам, которым необходим высокий балл, не стоит пропускать это задание. С него можно начать тренировку к экзамену, а потом постепенно переходить к более сложным темам.

Темы сочинений для ОГЭ по русскому языку в 2018 году звучали следующим образом:

Даже на самое лёгкое задание ответ должен быть подготовлен по всем правилам.

Совет №1: Если планируете выбрать задание 15.3 – проработайте каждую из этих тем заранее.

Подберите необходимые описания, подумайте над подходящими словами, потренируйтесь комбинировать их. Используйте список 2018 года – он не сильно изменится к 2019, а вы сможете использовать свои наработки в качестве шаблонов, когда будете писать сочинение ОГЭ по русскому языку.

Совет №2: Потренироваться к экзамену можно и обратным способом:

Сочинение с опорой на исходный текст

В этом случае идёт куда более плотная работа с фрагментом, школьник полагается уже не в полной мере на свои рассуждения по теме, а держится в своём повествовании данного отрывка и старается не отходить от главной линии.

Читайте также:  Как правильно пишется слово скворцы

Такой уровень нужно выбирать тем, кто планирует переход в 10 класс и в будущем собирается делать упор на гуманитарные науки.

Навыки разбора, анализа и работы с текстом помогут в будущем значительно легче одолеть ЕГЭ.

Некоторые темы, которые достанутся в варианте 15.2 дублируют список базового уровня, но могут оказаться более узкими и конкретными. Например:

В сочинении по заданию 15.2 от вас хотят увидеть:

Прежде чем писать ответ – поработайте с текстом и определите:

Готово? Можно приступать к написанию:

Важно: по правилам ОГЭ по русскому языку аргумент в сочинении обязательно должен подкреплять тезис/вывод, сформулированный вами. Без этого цитата/номер предложения не будут засчитаны.

Сочинение на лингвистическую тему

Это самый высокий уровень сложности – для тех, кто планирует потом получать гуманитарное, лингвистическое или филологическое образование, собирается участвовать в олимпиадах и конкурсах, кому необходимы самые высокие оценки.

Темы тоже сформулированы по-другому, потренироваться можно, используя материалы прошлых лет. Вот список примеров высказываний, принадлежащих известным учёным, на основе которых вам предстоит подготовить ответ:

Это 20 тем, выбранных в случайном порядке. На данный момент количество возможных вариантов переваливает за сотню. Чем больше успеете проработать – тем выше вероятность встретить знакомое высказывание, и вы с лёгкостью справитесь с ним.

Даже если попадётся незнакомое – объём тренировок перед экзаменом поможет выбрать нужное клише.

В этом случае на основе данного фрагмента вы отвечаете на лингвистический вопрос, значит, необходимо продемонстрировать глубокое знание научных аспектов.

Советы по написанию сочинения ОГЭ по русскому языку

1.Структура и композиция:

Сочинение должно содержать в себе не менее 70 слов. Работы с меньшим объёмом не оцениваются. Существенно превышать это количество тоже не стоит, чтобы не допускать лишних ошибок. Оптимальным будет объём: 70-100 слов.

2. Виды (шаблоны) сочинений:

За сочинение можно получить максимум 9 баллов.

В зависимости от уровня сложности и желаемой оценки – необходимо распланировать период подготовки. Оптимальный минимум – полгода, то есть, в январе необходимо уже начать тренировку к сочинению. Ещё лучше начать за год для сдачи: это актуально для тех, у кого предмет вызывает трудности, и для тех, кто напротив – стремится к высокому результату и планирует в дальнейшем двигаться в этом направлении.

Для получения актуальной информации о грядущих экзаменах, отслеживания тенденций и изменений, проработки самых новых заданий и упражнений – рекомендуется сочетать самостоятельную подготовку с занятиями на курсах по подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Источник

Конструктор сочинения 9.2 ОГЭ по русскому языку

Конструктор сочинения представляет собой таблицу, в которой представлены композиционные части сочинения, речевые клише для каждой части и образец сочинения.

Соблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), написать его связно и логично. Объём сочинения не менее 70 слов.

Композиционные части сочинения-рассуждения

Образец сочинения-рассуждения 9.2

Вступление. Тезис.
Формулировка тезиса о смысле фразы текста.
Развертывание тезиса с помощью комментария к нему.

Процитировать обозначенное в задании 9.2 предложение и тезисно объяснить его смысл, указывая, кто из героев произносит эту фразу и о чем он хочет сказать.

На мой взгляд, речь идет о том, что …

* Обратите внимание!
При формулировке тезиса можно использовать предложения из задания № 6.

Основная часть. Аргументация

В основной части сочинения аргументируется тезис.
Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста;
Примеры должны

Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос.
Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.
Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.

Включение примеров
Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать вводные слова во-первых, во-вторых и т.д., следующие речевые клише:

Аргумент 1
Во-первых, Молчанов очень удивился тому, как его собака Янка встретила незнакомого человека. Такое поведение, по словам инженера, было несвойственно для Янки (предложения 23-25).

Аргумент 2
Во-вторых, узнав цель визита непрошеного гостя, Молчанов понял, почему Янка так себя повела: Валерка оказался добрым и неравнодушным человеком, который готов взвалить на свои плечи чужие заботы (предложения 37, 44).

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Вывод
Таким образом, собака помогла своему хозяину убедиться в порядочности и добрых намерениях Валерки.

Источник

Структура сочинения-рассуждения 9.3. ОГЭ по русскому языку:

1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о. (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему.

3. Аргумент 2

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта. (или)
В жизни мы часто наблюдаем. (или)
Однажды я был свидетелем события, которое. Как-то раз.

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что. (или)
Таким образом, можно заключить, что. (или)
В заключение я хочу сказать, что.

Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 9.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:

Читайте также:  Как правильно написать желание на бумаге на крещение

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».

Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

Как найти аргументы в тексте?

Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности, то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом

Структура сочинения (задание 9.2)

Вступление

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Основная часть

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

Пример можно найти в предложении № …

Рассмотрим предложение. В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как.

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…

Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Заключение

Таким образом, итак, в заключение, как видим…

Итак, можно увидеть, что…

Нам удалось доказать, что.

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Источник

ОГЭ. Задание 9.3. Сочинение. Рекомендации.

Как писать сочинение 9.3?

Какими должны быть вступление, основная часть, заключение?

Как оценивается сочинение 9.3?

Пример сочинения 9.3.

Задание 9.3. формулируется следующим образом.

Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Рассмотрим, как нужно писать все части данного сочинения, учитывая критерии оценивания.

Пример текста (на сайте ФИПИ).

1)Коля Луковкин лежал в пустом лагерном изоляторе и страдал. (2) Страдал от насморка, который мешал дышать, спать, читать и всё время требовал, чтобы Коля чихал. (3)От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый. (4) Но больше, чем от хвори, Коля Луковкин страдал от одиночества. (5) Соседние койки были аккуратно заправлены, подушки белели свежими сугробами. (6) Никто не хотел составить Коле компанию. (7) Все были здоровы. (8)За стенами изолятора шла обычная лагерная жизнь, но Коле Луковкину она представлялась прекрасной и заманчивой. (9) Ему казалось, что там сейчас происходит что-то очень важное, из ряда вон выходящее, а о нём все забыли. (10)И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда. (11) Он чувствовал себя пленником, заточённым в глухую, высокую башню и прикованным цепью. (12)У Коли Луковкина пропал аппетит. (13) Расхотелось читать. (14) Он лежал на койке и смотрел в потолок. (15) Серые трещинки, разбежавшиеся по потолку, напоминали реки Сибири. (16) Коля разглядывал их. (17) Одной трещинке он присвоил имя Иртыша, другой – Лены… (18)И тут дверь скрипнула. (19) Коля оторвал взгляд от сибирских рек и увидел Смирнову. (20) Смирнова была девчонкой из их отряда. (21) Белобрысенькая, невидная, ничем не примечательная. (22)Коля Луковкин удивлённо посмотрел на Смирнову, не зная, радоваться или шугануть её… – (23)Здравствуй, – сказала Смирнова. – (24)Здравствуй, – отозвался больной. – (25)Как твоё здоровье? – (26)Хорошо, – ответил Коля и два раза чихнул. – (27)Наш отряд передаёт тебе привет. – (28)Спасибо. (29) Апчхи! (30) Смирнова говорила сухо, как по писаному. (31) Она, видимо, получила задание: навестить больного товарища. (32)И теперь выполняла поручение без всякого энтузиазма. (33) Но Коля Луковкин неожиданно почувствовал себя человеком значительным. (34) О его здоровье справляются, ему передают привет. (35) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. (36) Ранен. (37) Попал в госпиталь. (38)И отряд передаёт ему привет. – (39) Вот тебе черника, – сказала Смирнова и поставила на деревянную тумбочку кружку, наполненную влажной черникой с мелкими зелёными листочками, прилипшими к ягодам. (40) До этого она держала кружку за спиной, и Коля не видел, что она пришла с подарком. – (41) Спасибо! – сказал мальчик и, взяв из кружки ягодку, отправил её в рот. – (42) Вкусно! – (43) Ешь на здоровье, – сказала Смирнова. (44) Коля Луковкин посмотрел на белобрысую девчонку и вдруг почувствовал прилив тепла. (45) Ему захотелось сказать ей что-нибудь приятное. (46) Но вместо этого (он не сообразил, что именно сказать!) Коля протянул Смирновой кружку с черникой: – (47)Ешь, пожалуйста. – (48)Спасибо, не хочу, – сдержанно сказала Смирнова, – тебе надо для здоровья. – (49)Я скоро поправлюсь, – пообещал мальчик и так некстати чихнул. – (50)Ну, пока, – сказала Смирнова и выскользнула за дверь. (51)Коля хотел сказать: «Куда ты? (52) Посиди немного. (53) Поговорим!» – но белая дверь изолятора закрылась. (54) Коля откинулся на подушку, посмотрел на реки Сибири и перевёл взгляд на белую кружку с чёрными ягодами. (55) Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое чувство, как будто бы ему только что вручили не кружку с черникой, а какую-то большую награду. (56) Он ел не торопясь, растягивая удовольствие. (57)И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни – от одиночества… (По Ю. Яковлеву*) * Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

Вступление.

Во вступлении необходимо дать определение понятия и прокомментировать его.

Критерии оценивания.

Толкование значения слова. Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но

не прокомментировал его.

Экзаменуемый дал неверное определение, или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует.

Вариант ответа.

Вступление.

Толкование понятия.

Дружба – это взаимоотношения между людьми, построенные на основе взаимопонимания, поддержки, желания быть рядом и в счастливые, и в трудные моменты жизни.

Комментарий.

Взаимная симпатия, общие интересы, увлечения, какое-то дело – всё это может послужить началом дружбы. Особенно важно дружеское участие в минуты, когда человек вынужденно изолирован от других, например, во время болезни. В это время поддержка друзей помогает пережить одиночество. (58 слов.)

Основная часть.

В основной части необходимо привести два примера- аргумента того, о чём было сказано во вступлении.

Критерии оценивания.

Наличие примеров-аргументов. Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,

экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста.

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста.

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта.

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта.

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

Пример основной части.

Основная часть.

Герой произведения Ю.Я. Яковлева Коля Луковкин испытал настоящее счастье, когда Смирнова, одна из девочек отряда, пришла навестить его в лазарете. Автор показал, как изменилось настроение мальчика. Если до прихода девочки он «страдал от одиночества», думал, что «все о нём забыли», то после её посещения Коля ощутил свою нужность, «почувствовал себя человеком значительным». Очень важно, чтобы люди ощущали поддержку друзей.

В 2020 году Россия, как и весь мир, пережила эпидемию. В период самоизоляции взаимоподдержка друзей и просто незнакомых людей помогла людям не чувствовать себя одинокими, ощутить единение с другими.

(88 слов)

Пример заключения.

Заключение.

Таким образом, дружба очень важна в жизни человека. Необходимо дорожить ею и стремиться быть хорошим другом.

Комментарий других критериев.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка,

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

допущено более одной логической ошибки,

имеется два случая нарушения абзацного членения текста.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но

допущено более одной логической ошибки,

имеется два случая нарушения абзацного членения текста.

Пояснение.

Излагать мысли нужно последовательно: каждое последующее предложение продолжает мысль предыдущего, дополняет, поясняет.

С 3 К 4

Композиционная стройность работы.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

допущена одна ошибка в построении текста.

В работе допущено две и более ошибки в построении текста.

Пояснение.

Композиция – это построение текста.

Сочинение 9.3 имеет чёткую композицию, план. Поэтому нужно соблюдать порядок частей, не «перебегать» с одной мысли на другую.

Общие выводы.

Таковы рекомендации по написанию сочинения 9.3.

Тренируйтесь, больше пишите сочинений, и тогда вы обязательно получите выкую оценку.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Простые слова
Adblock
detector