Как написать сочинение огэ на лингвистическую тему

Как написать сочинение 9.1

сочинение 9.1 теория:

В задании задании 9.1 ОГЭ вам нужно написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Оно должно состоять из 4 частей:

Для того чтобы написать такое сочинение, вам нужно разбираться в лингвистике. (Лингвистика (языкознание) – наука, изучающая языки). Вам нужно знать все лингвистические понятия, которые вы изучали в школе, например, что такое синонимы, омонимы, суффиксы, корни, функции знаков препинания и т.д.

Алгоритм выполнения задания 9.1:

1.Цитируем высказывание, объясняем его смысл.
2.Приводим 1 пример – аргумент из прочитанного текста.
3. Приводим 2 пример – аргумент из прочитанного текста.
4.Делаем вывод.

4. Запишите цитату, объясните ее смысл:

К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом” (цитата). Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. (объяснение). Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры из текста (логический переход к следующей части сочинения).

5. Аргументируйте свой тезис примерами из текста (их должно быть 2, нужно не только назвать языковые явления, но и указать их роль в тексте):

6. Напишите заключение:

Таким образом, …
Итак, ….
В заключение можно сказать, что ….

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

сочинение 9.1 пример:

К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры из текста.

Наш язык очень богат синонимами – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно раскрыть душевное состояние героини.

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Источник

ОГЭ: образцы сочинений на лингвистическую тему

Методички Педсовета

01 января 2020 • 03:00

Сочинение о значении союзов

Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Попробуем разобраться в смысле этой фразы.

Союз — служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.

Например, в предложении 20 встречаю союз «но», передающий значение противопоставления. А в предложении 8 нахожу подчинительный союз «когда», придающий придаточной части сложноподчинённого предложения временное значение.

Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.

Сочинение о местоимении

(Текст по книге М.Н. Ботвинника и др. «Жизнеописания знаменитых греков и римлян» о Демосфене.)

Известный лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено“». Попробуем доказать истинность данного суждения.

Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик — он), 15 (он и его друг — они).

Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).

Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трём лицам.

Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия — которое), 28 (упорство — с которым), что также помогает избежать повторов в речи.

В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы. ; местоимения-прилагательные: мой, твой, чей. ).

Таким образом, местоимения являются действительно вторичными словами.

Сочинение о богатстве русского языка

Не могу не согласиться с высказыванием К.Г. Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической ок­раской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они по­зволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.

Сочинение о повелительном и условном наклонениях глагола

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они. выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.

А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.

Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.

Сочинения о связи лексики и грамматики

1. Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Попробуем порассуждать на эту тему.

Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора — это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора «декабристы — сердце русской истории». Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.

Читайте также:  Когда проводят реанимационные мероприятия

Грамматика — раздел науки о языке, который включает морфологию и синтаксис. Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения. Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в предложении 20 употреблено обращение «Саня». С помощью именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему — приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или восклицательным знаком.

Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики — как он относится к этому, как он думает.

2. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают», — утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.

Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди». Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель любит русскую классику, как он старается передать это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: «Мы изучаем литературу!»

Грамматика — это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение — расшифровка аббревиатуры ЛЮРС («Любители русской словесности»).

Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова.

Источник

Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему (ОГЭ, 9 класс)

В документе представлены материалы, которые помогут выпускнику 9 класса подготовиться к ОГЭ по русскому языку, в частности к написанию сочинения на лингвистическую тему. Пошагово разъясняется механизм работы, приводятся речевые клише и образцы сочинений.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему (ОГЭ, 9 класс)»

Подготовка к ОГЭ в 9 классе

Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием, внимательно его читаем, осмысливаем, выделяем ключевые слова.

Шаг 2. Выясняем, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы:

о богатстве, выразительности, точности русской речи;

о средствах выражения мыслей;

о роли в русском языке изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.);

о взаимосвязи лексики и грамматики;

о роли синтаксиса в человеческом общении;

о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Определяем основную мысль высказывания (что хотел сказать автор?).

Шаг 4. Составляем план сочинения.

1 часть. Цитируем или пересказываем высказывание, объясняем его смысл (комментируем!).

2 часть. Приводим примеры-аргументы (два) из прочитанного текста (комментируем функции языкового явления!)

3 часть. Делаем вывод (в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами и очень кратко!).

Примечание: как правило, в сочинении 3 части, но может быть и 4, если рассматривать лексические и грамматические явления не в одном абзаце, а отдельно.

Шаблоны (речевые клише)

……. (кто?) утверждал, что…… (пересказ цитаты)

Высказывание……. (чьё?) я понимаю так.

…… (кому?) принадлежат слова: «………….». (цитата)

С этим высказыванием нельзя не согласиться.

Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

Убедимся в этом, обратившись к тексту ……. (какого автора?).

Докажем это на примерах из текста ……. (какого автора?).

На примере этого текста можно

Убедиться в том, что … (автор высказывания?) действительно прав.

Приведу пример из предложения …. (его номер).

В предложении…. (его номер) автор пишет: «…….».

В предложении…. (его номер) встречается такое языковое явление, как….

Таким образом, слова…. (чьи?) верны.

В заключение подчеркну, что…

Из сказанного можно сделать вывод о том, что…..

Итак, ….. (кто?) был прав.

В итоге приходим к выводу, что…(кто?) высказал важную и правильную мысль.

Примеры сочинений о словах Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»

К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б. Васильева.

В итоге приходим к выводу, что К.Г. Паустовский был прав: действительно, в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах из текста Б. Васильева.

Из этого следует, что слова К.Г. Паустовского истинны.

В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б. Васильева.

В заключение еще раз подчеркну, что слова К.Г. Паустовского о русском языке верны.

Источник

Тема: «Подготовка к ОГЭ: написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему задания 151»

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Урок развития речи 9 класс Подготовка к ОГЭ.doc

Тема: «Подготовка к ОГЭ: написание сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему задания 15 1 »

обучающая: отработать навыки и приемы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему; учить применять полученные теоретические знания для решения познавательных и практических задач; развивать умение аргументированной монологической и диалогической речи, отработать навыки работы с текстом, уметь находить те средства языка, которые подтверждают основную мысль цитаты, проверить и обобщить знания по теме «Пунктуация».

развивающая: актуализировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки монологической речи, умение выделять существенное, соотносить уровни языка и функции;

стимулировать и развивать мыслительные процессы: логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности

воспитывающая: развивать устойчивый интерес к предмету, воспитывать любовь к родному языку и необходимость бережного отношения к нему, воспитывать самостоятельность, ответственность за учебный труд

Читайте также:  Как правильно пишется слово прогулка

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки «Критерии оценивания задания 15», памятки, тексты, задания, подсказки, рабочие листы.

Тип урока: развитие речи, урок-практикум.

Здравствуйте, ребята! По окончании 9 класса вам предстоит сдать письменный экзамен по русскому языку, включающий в себя создание текста сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Этот компонент экзамена творческий, наиболее сложный, но и дорогой. За содержательную часть сочинения можно получить 9 баллов.

Написав сочинение за свою дочь, Салтыков-Щедрин получил «2».

М. Зощенко получил «2» за выпускное сочинение.

В. Катаев, написав сочинение за племянницу на тему «Что хотел сказать Катаев в повести «Белеет парус одинокий», получил «3».

За сочинения, которые Д. Донцова писала для своей дочери, она обычно

— Со временем усидчивость, сосредоточенность и терпение авторов таких сочинений сделали их мастерами слова.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста. Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

— Поэтому тема нашего урока «Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» (Запись в тетрадях).

Начать работу мне хочется со слов Максима Горького. Он говорил: «Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». Следуя совету писателя, постараемся ответить на эти вопросы и мы.

Согласитесь, тема является универсальной: рассуждения письменно и устно нужно уметь создавать на любом уроке.

— Итак, первый вопрос, который задает Максим Горький: ЧТО мы хотим написать? (Сочинение на лингвистическую тему)

— Начнём работу с проверки ваших знаний.

— Что такое сочинение? (создание собственного текста)

— Какие типы текста вам известны? (повествование, описание, рассуждение)

— В теме нашего урока обозначено сочинение-рассуждение.

— Что такое рассуждение? (Это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-либо, объясняет, убеждает, доказывает что-либо, приходит к определенному выводу).

Как написать? Вспомним структуру сочинения-рассуждения.

— Сколько в сочинении-рассуждении выделяется частей?

— доказательства (или опровержения), т.е. аргументы, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения;

— вывод, или заключение.

— Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

— Определимся с прилагательным «лингвистический» (произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки) работа со словарем.

— Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических, т. е. языковых свойствах, явлениях, понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и объяснить их роль в тексте, раскрывая смысл высказывания, выяснить, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании, аргументировать доказательства (найдите примеры данного явления в тексте и укажите роль этого языкового явления)

— Давайте посмотрим о, каких свойствах языка, о каких языковых явлениях обычно говорится в высказываниях?

о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Б) объяснение нового материала

— Сочинение – рассуждение – самый сложный вид творческой работы.

— Перед тем, как приступить к объяснению написания сочинения, рассмотрим критерии оценивания этого вида работы. Посмотрите на свои карточки, на слайде есть тоже. При условии выполнения всех требований – есть шанс получить заветные 9 баллов.

Изучение и обсуждение критериев оценивания.

— Исходя из памятки, характеристики критериев оценивания сочинения-рассуждения и схемы сочинения-рассуждения, составим ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (пункты показываются поочередно)

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней)

а) аргумент-пример №1;

б) аргумент-пример №2.

— Итак, начнём работу с усвоения этапов работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.

Алгоритм работы над сочинением несложен (лежат на партах)

1. Прочитать цитату.

2. Найти ключевые слова в ней. Определить основную мысль.

3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.

4. Найти примеры из текста. Назвать роль.

3. Этап применения знаний в новых условиях

— Мы вооружились новыми знаниями. Пора пустить их в ход.

Для творческой работы вашему вниманию я предлагаю следующие высказывания….Чтобы работа была эффективной, я предлагаю разбиться на 2 группы

1-ая группа: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». ( С. И. Львова)

2-ая группа: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом!». (К.Г.Паустовский)

А) Работа над формулировкой тезиса

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказываниях, найдите ключевые слова и сформулируйте позицию авторов, т. е. объясните смысл высказывания и выразите своё отношение к цитате (можно использовать тетради по ГИА, материал, над которым вы работали, т. е. речевые клише).

— Выделим ключевые слова высказывания С. И. Львовой, о каком языковом явлении идёт речь: «пунктуационные знаки» и «неповторимый характер».

— Что подразумевается под словом «характер» в этом высказывании? (В этом высказывании подразумевается функция того или иного знака, говорится о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.)

— Какие функции знаков препинания существуют в русском языке?

Знаки препинания выполняют следующие функции:
разделительную
выделительную
эмоционально-экспрессивную
смыслоразличительную.

разделительные знаки препинания служат для обозначения границ предложений или однородных членов
точка,
вопросительный знак
восклицательный знак,
запятая,
точка с запятой,
многоточие,
двоеточие,
тире,

предложения с однородными членами предложения.

Выделительные знаки препинания служат для выделения
предложения с обособленными членами предложения;
предложения с вводными словами и предложениями;
предложения с обращениями;

разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные);

диалог;
эмоционально- экспрессивная, смыслоразличительная функция наблюдается при

риторические вопросы;
риторические восклицания;

— Давайте сделаем вывод

— Для чего нужны пунктуационные знаки?

Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль,

привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.

Стилистически окрашенная лексика как средство выразительности может

придавать тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание;

служить средством речевых характеристик героев;

служить средством передачи авторских эмоций и оценок.

Лексика ограниченного употребления как средство выразительности используется

для усиления образности текста и передачи колорита эпохи, времени или какой-либо местности;

для передачи речевых характеристик изображаемых персонажей;

для выражения авторских оценок, чувств и эмоций;

для создания иронического эффекта

направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.

усиливают какие-либо характерные признаки предметов;

уточняют отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество);

передают отношение автора к изображаемому, выражают авторскую оценку и авторское восприятие явления, характеристику предметов и явлений

Итак, мы выяснили, о каких языковых явлениях идёт речь в высказываниях, давайте сформулируем и запишем тезисы к сочинению.

Начать сочинение-рассуждение вам помогут клише.

Я (полностью) согласен с …

Не могу не согласиться с …

Я разделяю точку зрения …

б) Работа над основной частью сочинения

— Чтобы перейти к основной части сочинения, обратимся к тексту русского писателя Максима Горького.

— Найдите в тексте перечисленные языковые явления. Попробуем определить их роль.

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста

Читайте также:  Как правильно написать заявление о протечки кровли

Конечно же, мы должны внимательно прочитать текст. Мы читаем текст «с карандашом в руках» и отмечаем важные для нас, нужные, по нашему мнению, словосочетания и предложения.

(1) Но особенно памятны мне праздничные вечера, когда дед уходил в гости и бабушка устраивала чай с обильной закуской. (2) В кухню являлся кудрявый, встрёпанный дядя Яков с гитарой; волчком вертелся празднично одетый Цыганок; тихо, боком приходил мастер, сверкая тёмными стёклами очков.

(3) Все много ели и пили, вздыхая тяжко, детям давали гостинцы, и понемногу разгоралось жаркое веселье.

(4) Дядя Яков любовно настраивал гитару, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.

(5) Его музыка требовала напряженной тишины; торопливым ручьем она бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала непонятное чувство, печальное и беспокойное. (6) Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары.

— (7) Прочь, грусть-тоска! (8) Ванька, становись! – иногда ухарски кричал музыкант.

(9) Охорашиваясь, одёргивая жёлтую рубаху, Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая, выходил на середину кухни; его смуглые щёки краснели, и, сконфужено улыбаясь, он просил:

— (10) Только почаще, Яков Васильич!

(11) Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, дребезжала стеклянная посуда; Цыганок огнём пылал, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги. (12)Гикнув, он приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, горел и плавился.

(13) Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что если, открыть дверь на волю, то он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда…

(14) Мастер вдруг поклонился бабушке и стал просить её необычно густым голосом:

— (15) Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок! (16) Утешь!

— (17) Что ты, свет, что ты Григорий Иваныч? – посмеиваясь и поёживаясь, приговаривала бабушка. – (18) Куда уж мне плясать? (19) Людей смешить только…

(20) Но когда все стали просить её, она вдруг молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, вскинув тяжёлую голову, и пошла по кухне, вскрикивая:

— (21) Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!

(22) Дядя весь вскинулся, вытянулся, закрыл глаза и заиграл медленнее; Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошёл вприсядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль тёмными глазами.

(28) И все застывали, очарованные пляской и бабушки, и Цыганка. (29) Вот тебе и праздник, и более ничего не надо! (По М. Горькому)

Какие микротемы вы можете выделить в данном тексте? (игра дяди Якова на гитаре; Танец Цыганка; пляска бабушки)

— Что испытывали все присутствующие, когда слышали звуки музыки и видели танец бабушки и Цыганка? (восхищение, радость, счастье, в душе у каждого был праздник, застывали очарованные пляской)

Итак, вам предстоит написать сочинение-рассуждение о роли пунктуации или о богатстве и выразительности языка

— Найдите в тексте вышеперечисленные языковые явления

Чтобы рассмотреть как можно больше языковых явлений, разобьёмся на подгруппы:

Предложения с однородными членами
шёлк, содрогаясь и струясь, горел и плавился (12);
поклонился и стал просить (14); посмеиваясь и поеживаясь, приговаривала (17);

молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, пошла по кухне (20);
встряхнулся, вытянулся, закрыл глаза и заиграл медленнее (22)
идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки (24)

Так, однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения.
Например, ряды однородных членов в предложении 24 позволяют автору путём перечисления показать удивительный, яркий, выразительный танец бабушки, Цыганка.
Ярче описать речевую ситуацию.

Предложения с обращениями

Что ты, свет, что ты, Григорий Иванович (17);

Позволяют назвать того, к кому обращаются с речью

Диалог (15, 17) Способствует оживлению рассказа,(с №14-19) разнообразит речь, воспроизводит живу речь, характеризующую персонажей, характеризует отношение героев к друг другу

Сравнения
вертелся волчком (2); изогнув шею, точно гусь (4); Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая (9);
Цыганок огнем пылал, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья(11);
метался золотым стрижом (12);
плыла по полу бесшумно, как по воздуху (22); бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то (23)

Делают речь более яркой и образной, позволяют более выразительно представить танец, повышают эмоциональную выразительность текста
Сравнения создают яркий незабываемый образ.

Восклицательный знак (10,15,21) побуждение к действию, эмоциональное состояние, воодушевление героев…

Многоточие (19) Помогают понять эмоциональное состояние автора высказывания, внести значение недоговоренности, незаконченности мысли, вызванной эмоциональным состоянием

Помогают понять эмоциональное состояние автора высказывания, внести значение недоговоренности, незаконченности мысли, вызванной эмоциональным состоянием

слушать жалобу гитары(6)

Антонимы «нахмурилось и тотчас засияло» (25) передают гамму чувств бабушки, вызываемые пляской, помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

— Как оформлять примеры в сочинении?

Вторая часть сочинения-рассуждения – доказательства. Посмотрим на образцы оформления примеров-аргументов, самостоятельно запишите их..

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

1) В предложении 7 (« … ») автор использует ……

2) Обратим внимание на предложение 8, в котором автор использует …
3) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к 9 предложению текста. В нем автор прибегает к использованию …

8) Пример использования мет … можно найти в предложении …

примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны иллюстрировать лингвистические понятия;
• каждый пример должен соответствовать указанной функции;

пример без указания на функцию не учитывается.

— О чем писать в заключении? Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы.

— Рассмотрим несколько образцов заключения:

1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был…, утверждавший, что «…..».

2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение …является справедливым.

3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту …..

4.Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) справедливо.

Подведите итог своему рассуждению

Подчеркните, что вы доказали верность тезиса и правоту ученого

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

4. Работа по предупреждению ошибок:

После написания сочинения

Медленно прочитайте свое сочинение.

нет ли грамматических ошибок

не нарушена ли связь слов

не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или в последующих

не нарушена ли логика изложения

правильно ли разделен текст на абзацы (их должно быть четыре!)

Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста:

найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом);

разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в нем знаков препинания.

Перепишите сочинение на чистовик. Работа должны быть написана аккуратно, разборчивым почерком.

— Мы с вами проследили основные этапы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по тексту М.Горького. Используя все материалы, напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Чтение творческих работ.

Какой вид работы показался вам интересным на этом уроке? Что вызвало затруднения?

Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, оценить работу по критериям.

Источник

Простыми словами о самом интересном
Adblock
detector