- Сочинение по картине Опять двойка Решетникова Ф.П.
- Сочинение по картине «Опять двойка» Ф.П. Решетникова
- История создания
- План сочинения
- Краткое описание полотна
- “Опять двойка” — история, знакомая всем
- Характеристика героев
- Вариант для 2 класса
- Сочинение по картине
- Популярные сочинения
- Эмоциональное восприятие
- Сочинение по картине Решетникова Опять двойка 5 класс
- История
- Описание
- [править] Источники
- Художественная трилогия Федора Решетникова
- Популярные сочинения
- Ф. РЕШЕТНИКОВ «ОПЯТЬ ДВОЙКА» — ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ — Легенды нашей эпохи
- [править] Сюжет
- [править] Соцреализм
Сочинение по картине Опять двойка Решетникова Ф.П.
Об авторе: Федор Павлович Решетников (1906-1988)- советский живописец, график. В 1974 году ему было присвоено звание народного художника СССР. Наиболее известны его живописные полотна с сюжетным жанром. Такие, как «Прибыл на каникулы», «Мальчишки». А по картине Опять двойка, написанной в 1952 году, уже несколько десятилетий в школах ученики пишут сочинения. Она до сих пор остается популярной, так как автор показал на полотне сюжет, близкий к реальной жизни.
Сочинение по картине Опять двойка Решетникова Ф.П.: описание и анализ художественного полотна
На картине Опять двойка» мы видим мальчугана лет десяти, который вернулся со школы домой. У него растерянный вид. Только что он сообщил, что получил сегодня двойку. Мальчик стыдливо отвернулся от родных и опустил вниз свои глаза. Дома его встречает семья и верный пёс. Каждый из персонажей реагирует по-своему на известие об очередной двойке. Расстроенная мать смотрит на него грустными глазами. В бессилии что-либо сделать она опустила руки на колени. Видно, что она неоднократно пыталась разными способами заставить сына хорошо учиться. Поверх домашней одежды на ней надет оранжевый фартук. Скорее всего, перед приходом сына она занималась домашними делами. А сейчас с усталостью присела на стул. Но хоть женщина и расстроена, всё-таки по ее лицу видно, что она любит своего непослушного сына.
А старшая сестра глядит на него с укором. Она, видимо, не раз помогала делать ему домашние задания. Видно, что девочка старательная и хорошо учится. Придя со школы, она в первую очередь выложила учебники и тетради из портфеля. На ней ещё надето коричневое школьное платье с белым воротничком, черный фартук и пионерский галстук. Волосы заплетены в две косы с черными лентами и крупными бантами на концах. Девочка переживает за маму. Скорее всего, именно она начнет сейчас строго разговаривать со своим братом, чтобы тот исправил свои плохие оценки.
Справа на холсте рядом с женщиной мы видим еще одного ее сына лет пяти. Он катается по комнате на велосипеде. На нем надеты желто-голубая кофта и темно-красные штаны. Мальчик смотрит на старшего брата с улыбкой на лице. Скорее всего радуется, что ему пока из-за возраста никто двоек не ставит.
Один только пёс рад приходу своего хозяина и пытается хоть как-то его поддержать. Собака стоит на задних лапах, а передними упирается в грудь мальчугана. Шерсть у нее белая с красно-коричневыми пятнами. Пушистый хвост задран вверх. Рыжая мордочка доверчиво заглядывает в лицо хозяину. Кажется, что стоит тому наклониться, собака тут же оближет его своим языком.
Но главный герой не реагирует на своего верного друга. Чувства вины и угрызения совести читаются на юном лице. По раскрасневшемуся лицу понятно, что ему стыдно. Он опять не оправдал ожиданий матери. Может из-за своей лени или забывчивости не подготовился к уроку, за что и получил злополучную двойку.
Мальчик еще не успел раздеться, только снял шапку. Это видно по его светлым взъерошенным волосам. На нем надето коричневое пальто с меховым воротником и черные брюки, на ногах начищенные до блеска ботинки. В руках он держит коричневый портфель, перетянутый бечёвкой. Из портфеля выглядывают коньки. Скорее всего, после школы мальчуган уже успел покататься на коньках.
На художественном полотне показан довольно типичный сюжет из жизни школьника. Автору удалось передать те ощущения, которые испытывает главный персонаж. У зрителей по отношению к нему даже возникает чувство сострадания. Может потому, что почти у каждого в жизни были свои двойки. В целом картина получилась трогательной и проникновенной.
Сочинение по картине Опять двойка Решетникова Ф.П. 2, 5, 6, 7 класс
Источник
Сочинение по картине «Опять двойка» Ф.П. Решетникова
История создания
Прежде чем приступать к написанию сочинения по картине Решетникова «Опять двойка», следует изучить историю написания этой работы. Советский живописец и график создавал полотна, в которых всегда была какая-то сюжетная задумка.
Когда в школе изучается картина Федора Павловича, то часто учителя в классе вспоминают и о других его картинах. Наиболее известными работами этого художника являются:
В сочинении «Опять двойка» школьники могут написать, что картина была создана Решетниковым в 1952 году. Сюжет, который был выбран живописцем, показывает реальную жизнь. Благодаря картине зритель может перенестись в прошлое, увидеть, как жила обычная советская семья.
План сочинения
Чтобы отлично написать сочинение по картине «Опять двойка», описание картины должно обязательно присутствовать в содержании работы. Кроме того, необходимо правильно и грамотно оформить план. Он может быть простым и сложным. Простой план:
Но чаще всего в школе для описания картины «Опять двойка» требуют составить сложный план. Он помогает ученику более глубоко и точно раскрыть темы, описать подробно не только сам сюжет, но и построить правильную композицию своей работы. Сложный план:
Стоит помнить, что вступление и заключение в сочинении по картине «Опять двойка» должны быть небольшими. Основная часть — это краткий рассказ, он должен быть самым большим по объёму.
Краткое описание полотна
На картине изображена советская семья, состоящая из мамы и трёх разновозрастных детей. Главный герой — мальчик, который получил двойку. Его Фёдор Павлович разместил на первом плане. По внешнему виду мальчика видно, что он любит гулять, но терпеть не может учиться. Все с возмущением и печалью в глазах встречают мальчика, который не желает получать знания.
И лишь четвероногий друг рад тому, что школьник вернулся домой. Собака не только радостно виляет хвостом, но и прыгает ребенку на грудь, стараясь лизнуть его в лицо и показать свою радость и любовь.
“Опять двойка” — история, знакомая всем
Картина Федора Павловича Решетникова “Опять двойка” — одно из самых известных и любимых произведений советской живописи. Каждый или почти каждый человек, который смотрит на картину, может припомнить себя в подобной ситуации, когда хочешь-не хочешь, а нужно идти домой и рассказывать о том, что получил плохую оценку.
В этой картине самое главное — фигуры и лица людей, уже по их позам мы можем понять настроение. Лица очень красноречиво передают их подлинные чувства и мысли. На картине мы видим семью: маму и трех детей. Художник изобразил всех в момент, когда каждый из героев картины остро реагирует на ситуацию. И эта реакция отражается на лице каждого.
Посередине комнаты стоит мальчик, вернувшийся из школы. Его портфель, перевязанный бечевкой, из которого выглядывают коньки, говорит о том, что в этот день ученик уделил учебе внимания значительно меньше, чем катку. Его сестра с укором и неодобрением смотрит на брата. Сама она стоит с учебником возле стола и, видимо, собирается делать уроки. “Опять двойка” — это не про нее, эта девочка, скорее всего, отличница. Мама детей расстроена мальчиком. Возможно, она только что оживлено беседовала с дочкой и младшим сыном. Но вот вошел средний ребенок и по его лицу стало ясно: “Опять двойка”. Вся радостная атмосфера мгновенно улетучилась.
Само название картины говорит о том, что с мальчиком — героем картины — такая история происходит довольно часто. Никто не удивлен, но почти все раздосадованы, в том числе и сам двоечник. В этот момент на его лице читается раскаяние: ” Эх, если бы все начать сначала, то я бы не катался весь день на коньках, а сначала выучил уроки!” Лишь младший братишка посматривает на него с лукавым любопытством — что же будет дальше? И только собаке — верному другу — все равно, какие оценки в дневнике у ее хозяина, она радостно пытается лизнуть его в нос.
Давайте вспомним, когда была написана картина. Это 1952 год, прошло 7 лет после окончания Великой Отечественной войны. Из тех, кто изображен на картине, войну не застал только младший братишка. Сестра, судя по всему, родилась еще до войны. Главный герой — двоечник, был в войну маленьким ребенком, но, несомненно, знает и помнит, какие трудности пережили люди. Все же это счастливая семья — их отец вернулся с войны и тогда у них родился третий ребенок. Семья живет хорошо, в достатке. Для тех лет обстановка в комнате очень хорошая, даже богатая. У малыша есть велосипед, который был не у всех детей. Мальчик наверняка гордится своим отцом и не раз обещал ему исправиться. И вот повторяется досадное недоразумение. Конечно, все это не изображено на картине, но эта история легко угадывается, стоит только внимательнее посмотреть.
Характеристика героев
Если внимательно рассмотреть известную картину, то можно увидеть на ней несколько героев. Основные персонажи полотна:
Мальчику на картине примерно лет десять. У него растерянный вид, так как он вынужден сообщить семье, что опять получил плохую отметку. Ему стыдно. Мама смотрит на сына грустно, ей тяжело поднимать троих детей. Иногда она чувствует бессилие, так как не знает, как уже доказать сыну, что нужно хорошо учиться.
По внешнему виду старшей сестры, по тому, как бережно обращается с книгами и тетрадями, можно определить, что учится она хорошо. Девочка осуждает брата, который опять не выполнил домашнее задание. Заинтересован беседой и младший ребёнок в семье, так как он ещё в школу не ходит, но уже много раз слышал о том, как плохо не учить домашнее задание.
Радостный пёс не участвует в беседе, он счастлив возвращению мальчика. Его пушистый хвост направлен вверх, радостно приветствуя хозяина.
Вариант для 2 класса
Главный герой картины «Опять двойка!» — мальчик — двоечник. Всё внимание домашних направлено в его сторону.
Ученик только зашёл домой. У него потрёпанный вид. Одет он в коричневое пальто. Волосы мокрые. Щёки горят после мороза. Глаза опущены и смотрят вниз. Он не двигается. Боится гнева матери.
На него смотрит, уставшая от домашней работы мать. На голове у неё платок. Сверху платья одет фартук. Она присела отдохнуть. У неё порядок в доме. На лице грусть, она устала бороться с плохим отношением к учёбе своего сына.
Отличница – сестра смотрит на него с укором. Ей жаль бедную маму. У неё аккуратно разложены учебники. Она прилежная ученица. Сейчас она приготовилась выполнять домашнюю работу. Мать гордится её успехами.
Только домашняя собачка рада своему другу. Она рада своему хозяину с любыми отметками. Дружелюбный пёс зовёт поиграть доброго мальчика.
Маленький братик улыбается. Он сидит на велосипеде и не знает, как трудно учиться.
В душе он испытывает чувство вины. Но, ничего не может поделать. Видно, плохо учит уроки. Много времени он проводит на улице. Портфелем дерётся. Внутри портфеля коньки. На улице он не думал что нужно делать уроки. А вспомнил только, когда пришёл домой.
Обстановка вокруг накалена. Всем надоело жалеть «горе – ученика»!
Мне нравится картина. Она заставляет задуматься о том, чтобы не попасть в неприятное положение мальчика. Для этого, нужно учить уроки! И слушаться родителей! Быть аккуратным и прилежным.
Сочинение по картине
Фёдор Решетников — замечательный художник, который написал много картин. Самыми известными его работами являются «Мальчишки» и «Прибыл на каникулы». Каждое его художественное творение наполнено яркостью красок и теплотой. Его популярное полотно про мальчика, который получил двойку, было написано в 1952 году. Оно передаёт тепло советского времени.
Каждый герой на картине Решетникова индивидуален, черты всех персонажей художником чётко прорисованы. Фёдор Павлович не только изобразил советскую семью, но и детально продумал сюжет, перенося зрителя в квартиру, где можно ощутить быт и понять, какие проблемы заботят людей на картине.
На переднем плане изображён школьник, который вернулся домой. Он одет в чёрные брюки и пальто. Видно, что он много бегал по улице, так как у него щёки и уши раскраснелись от мороза. Волосы у мальчика взъерошенные, так как он был сильно увлечён дворовой игрой. Но теперь герой вернулся домой и стоит перед своей семьёй серьёзный и грустный. Он только что сообщил маме, что опять получил двойку.
Теперь его хорошее настроение исчезло, он перебирает пальчиками ручку портфеля, стыдливо опустив глаза. Его портфель растрёпан, можно даже предположить, что он на нём катался с горки. Из портфеля выглядывают коньки, которые мальчик специально взял с собой в школу, чтобы после занятий отправиться на речку или каток поиграть в хоккей. Портфель, скорее всего, был нужен, чтобы сделать ворота.
Мальчику стыдно смотреть на маму, так как он вчера тоже долго гулял и не выучил уроки. Женщина в домашней одежде и фартуке. Волосы она аккуратно собрала под платок, чтобы они не мешали ей заниматься домашней работой. Мама целый день готовила, убирала, стирала и занималась младшим ребёнком, который ещё не ходит в школу. Теперь у неё уже просто не осталось сил. Услышав плохую весть от сына, она устало села на стул и положила натруженные руки на колени.
В глазах женщины отражается печаль из-за того, что её сын опять получил двойку, хотя она создаёт для него все условия. Но в ее взгляде можно увидеть и любовь, ведь она понимает, как хочется маленькому мальчику гулять. Героиня картины всё ещё надеется, что вскоре её сын повзрослеет и станет относиться к учёбе серьёзнее.
На картине есть ещё одна героиня — старшая сестра мальчика. Она одета в школьную форму. Девочка очень аккуратная. Она тоже недавно вернулась из школы и ещё не успела переодеться. Девочка очень серьёзная и даже рассержена из-за того, что её брат растёт таким неучем. Сестра неспешно раскладывает школьные принадлежности, так как желает сразу выучить уроки, чтобы ничего не забыть и завтра снова получить хорошую оценку.
Старшая сестра никогда не огорчает маму своей плохой учёбой. Она учится хорошо и никак не может понять, почему же её брат не желает заниматься, чтобы получать хорошие отметки.
Самым жизнерадостным оказывается младший брат школьника. Он катается весело на велосипеде и пока ещё не понимает, какие неприятности происходят вокруг него. Видя, как расстроена мать и рассержена сестра, мальчик заинтересовался и остановился. Но его внимание не может задержаться надолго, так как ему пока непонятны домашние задания.
Как только мальчик зашёл в квартиру, его радостно встретил верный пёс. Видя, как печально хозяину, собака старается его развеселить, поэтому она не только радостно машет хвостом, но и прыгает на грудь, чтобы лизнуть лицо и таким образом пожалеть и успокоить. Глядя на эту милую картину, можно понять, что школьник проводит много времени со своим четвероногим другом, любит его и заботится о нём. Верный пёс платит ему тем же.
Хоть художник для своего полотна использовал печальный сюжет о том, как мальчик получил двойку и сообщил об этом дома, картина всё-таки добрая и эмоциональная. Мимика и жесты героев полны смысла. К каждому персонажу, даже к провинившемуся мальчику, можно испытывать лишь добрые чувства. Картина Решетникова даёт возможность задуматься о том, как мы относимся к жизни и своим родным.
Популярные сочинения
Эмоциональное восприятие
На картине Фёдора Решетникова показан довольно типичный сюжет из жизни школьников. Но художнику удалось прекрасно передать ощущения, которые испытывает не только главный герой, но его близкое окружение. Глядя на художественное полотно, чувствуешь сострадание и к маме, и к самому ученику, который не выучил уроки и поэтому получил двойку.
Эта работа Фёдора Павловича очень проникновенная и трогательная. Она возвращает в детство, где в жизни у каждого человека была прекрасная школьная пора и, конечно же, двойки.
Источник
Сочинение по картине Решетникова Опять двойка 5 класс
Картина «Опять двойка», известная многим людям, написана русским художником Решетниковым.
Главный герой изображен в левой части картины. Это мальчик. Он школьник, который, собственно говоря, и получил опять ту самую двойку из названия произведения искусства. Его взгляд растерян, печален, расстроен. Ребенок смотрит больше в пол, чем на остальных людей в комнате. Вероятно, он обдумывает, как могло такое произойти вновь. Он держит портфель, пальто расстегнуто. На его грудь оперлась передними лапами домашняя лающая собака.
На правой части картины показана мать мальчика и его маленький братик. Женщина смотрит на своего сына-двоечника осуждающим взглядам, причем он граничит с жалостью. Кажется, что она хочет сказать: «Ну, сынок, как так? Как такое снова могло повториться? Ты же учил». Она как бы и не довольна сыном, но в то же время ей его жаль. Брат младший сидит на велосипеде, наверное, он приехал с прогулки. Он улыбается и смеется со своего непутевого братишки, который получил очередную плохую отметку. Но он еще мал и не знает, что такое учиться в школе. Он не серьезен. Скорее всего он злорадствует брату.
На заднем центральном фоне за столом, на котором лежит книга, стоит сестра-пионерка. Вероятно, она учится хорошо, а, может, отлично. Она листает книгу и не забывает поглядывать на виновника этакого «семейного переполоха». Она смотрит именно осуждающим взглядом. Девочка не понимает, как можно учить и получать плохие отметки.
Комната, в которой происходит действие, небольшая, старая, типичная доя советского времени. На стене висят часы с маятником, календарь, на тумбе в углу стоит граммофон. В открытой двери наблюдатель может увидеть, что находится в другой комнате: цветок на подоконнике, батареи и какую-то карту, висящую на стене.
Преобладают цвета средней теплоты: коричневый, грязно-зеленый, синий, темно-красный. Лица героев освещены желтым цветом. Настроение такое: легкое сочувствие и в то же самое время осуждение к мальчику, получившему двойку.
Общее впечатление от картины хорошее, потому что художник смог передать все необходимые эмоции с помощью кисти и красок.
История
История написания картины довольно забавная. Изначально Решетников задумал писать картину про отличника, который докладывает матери о полученной пятёрке. Чтобы найти для написания работы подходящий образ, Фёдор Павлович пришёл в школу и сел за последнюю парту.
Учитель, специально для художника, вызвал к доске отличника класса и задал несложную задачу, которую тот должен был легко решить, показав необходимые эмоции. Однако ученик, засмущавшись незнакомого человека, опустил глаза и не мог вымолвить ни слова, молчал, крутил мел в руках и не понимал подсказок из зала.
Увидев трогательную сцену, Фёдор Решетников изменил тему замысла.
Художник сделал несколько набросков в классе, заменил учителя учительницей, но сюжет показался ему скучным, и тогда он решил перенести сюжет в семью. Так и получился шедевр русской живописи, который известен каждому человеку в нашей стране и многих других странах мира.
Описание
Композиция произведения представляет собой треугольник, образованный фигурами и предметами. Такую композицию применяли и применяют многие художники, так как при помощи такого расположения акцентируется взгляд зрителя, сюжет становится понятным, а внимание не рассеивается. Вершиной «треугольника» является картина на стене.
На картине Фёдор Решетников изобразил типичного двоечника, который нередко расстраивает семью своей успеваемостью. Мать двоечника, сложив руки на коленях, с сочувствием смотрит на сына. С осуждением на своего брата смотрит сестра — прилежная ученица, которая приносит хорошие отметки из школы.
Младший брат на велосипеде улыбается, смотря, как его старший брат отводит глаза, сгорая от стыда. Единственный, кто его поддерживает — домашний пёс, которому всё равно на отметки своего хозяина, он хочет его подбодрить и утешить в этот нелёгкий момент.
Судя по тому, что рассказывали знакомые художника, собаку писал другой художник — А. А. Пластов.
Прибыл на каникулы картина Фёдора Решетникова
Переэкзаменовка картина Ф. Решетникова
По теме: великие русские художники, искусство, картины, русские художники, шедевры
. Блинцов | 2019-10-7, 14:30
[править] Источники
Художественная трилогия Федора Решетникова
Федора Решетникова – это, пожалуй, самое известное художественное произведение в нашей стране. Практически каждый школьник, да и любой взрослый сможет по памяти воспроизвести сюжет картины. Ведь ее репродукция была включена в учебник по русскому языку для средней школы. И практически все ученики писали сочинение. Однако мало кто знает историю создания картины и что она является второй по счету из трилогии Решетникова.
Триптих включает в себя три полотна. Первая часть называется
и написана она художником еще в 1948 году. Главный герой – юный суворовец, который приехал в отпуск к родным. Его встречает дед и старшая сестра. Основной мотив, переданный художником – гордость деда за своего внука-отличника. Вторая картина трилогии должна была продолжить тему, и главным героем тоже должен был стать мальчик-отличник. Чтобы правильно передать эмоции ребенка, Решетников напросился в школу на урок. Когда школьника вызвали к доске, вдруг выяснилось, что урока он не знает. Мальчишка стоял расстроенный, низко опустив голову.Прибыл на каникулы
Популярные сочинения
Ф. РЕШЕТНИКОВ «ОПЯТЬ ДВОЙКА» — ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ — Легенды нашей эпохи
Я категорически не согласна с бытующим мнением, что в советском искусстве не было и не могло быть подлинных шедевров. Тоталитаризм, удушение нового, жёсткая цензура, заказные работы и прочие выпады в сторону одиозного соцреализма. Конечно, это поверхностное мнение и, думаю, что друзья нашей группы согласятся со мной, что это далеко не так. Шедевры были, и ещё какие! Хочу рассказать о свой любимой картине, посвящённой простому, рядовому случаю. Картина Решетникова «Опять двойка».
По словам художника, первоначальный замысел произведения был совершенно иным — картина должна была называться «Опять пятерка» и отображать будни будущих строителей нового социалистического общества, где не место двоечникам.
Разрабатывая содержание будущей картины, художник посещал школы, и на изменение сюжета повлиял случай, когда отличник, которого он выбрал в качестве своего натурщика, не справившись с заданием, получил двойку. Этот случай произвел на Ф.
Решетникова такое сильное впечатление, что явно пошатнул его убеждения.
Теперь художник решил изобразить двоечника — очень смелое новаторское решение по тем временам, в чем-то даже гуманистическое, отходящее в сторону от основной линии партии, но не слишком, не на большое расстояние: сделать героя произведения не отличником, а двоечником.
И вскоре картина была готова: на ней был изображен несправившийся ученик, над которым нависала грозная, но справедливая учительница.
И в это самое время домой из школы заявилась дочь художника Люба — пришла несчастная, получила двойку. Художник воспользовался подступившим по этому случаю вдохновением и решил переделать картину: двоечника следовало показать в его семье. Работа началась заново.
Решетников долго не мог определиться с домочадцами — на разных эскизах их разное количество. Наконец, включил всех: и маму, и сестру, и брата, и даже собаку. С собакой оказалось самое сложное: выбранный натурщик не желал долго стоять на задних лапах. А для написания главного персонажа согласился позировать сосед, юный вратарь дворовой футбольной команды.
Сценарий и режиссура картины знакома с детства. Мать — суровый судья, сестра — прокурор, брат — свидетель и подсудимый, с виноватым лицом, на своём месте. Картина суда в масле! Всё против него! Выхода нет! И только четвероногий Дружок любит и принимает его любого.
И с двойками, и с кляксами в тетради, и с всклокоченными вихрами, и с коньками, и с плохим поведением! Любого!
Популярность произведения «Опять двойка» стала такой, что она даже на какое-то время украсила учебник для младших школьников «Родная речь».В 1957 году на студии «Союзмультфильм» был снят одноименный мультфильм с использованием картины Решетникова; сценаристы: Вадим Коростылев, Михаил Львовский, режиссеры: Евгений Райковский, Борис Степанцев.
[править] Сюжет
Главное действие перенесено в левую часть полотна: там стоит несчастнейший из людей — подросток, пришедший из школы с очередной двойкой. А все остальные действующие лица картины смотрят на него: кто как, укоризненно — старшая сестра-пионерка; весело и даже с некоторой издевкой, — как младший брат-дошкольник[7], радующийся своему двухколесному велосипеду и еще не знающий горестей получения образования; и совсем невозможно тяжело — как мать… И он, этот несчастный человек, не в силах вынести их взоры[8].
Огромное горе во всем облике матери. Такое ощущение, что эта двойка — самая чудовищная трагедия женщины — и ведь всё это происходит в годы тяжелейших сталинских репрессий. Однако ни персонажей, ни автора картины действительность, происходящая за пределами их семьи, будто и не касается; у художника собственная действительность, в которой он — лауреат Сталинских премий. Очевидно, и персонажи произведений Решетникова тоже далеки от нужд и реалий своего времени. У них свое горе: ребенок — нет, не умер, не заразился неизлечимой болезнью, не прочитал недозволенную статью с пометкой 18+, — он принес двойку. Кто виновник этого кошмара, кто та учительница, которая ничему не сумела научить своего ученика и поставила двойку себе как педагогу — потому что учитель сам оценивает свою работу оценками своим ученикам.
Единственный член семьи с добрым сердцем и живой душой — это собака; только она, чувствуя человеческую беду, спешит успокоить его со своими искренними собачьими ласками. По лицам всех остальных ясно: они собираются травить несчастного человека и дальше.
Большое значение художник придает обстановке. Сразу видно, что его картина разворачивается в семье небедной — паркетный пол покрыт ковром (чай, не линолеум), младший ребенок имеет собственный велосипед — в эти годы иметь велосипед для ребенка могли себе позволить далеко не все[9]. Так что, по всей видимости, речь идет о семье партномеклатурного работника сталинской эпохи. Впрочем, поди разбери, о какой семье идет речь — картина ведь выполнена в жанре соцреализма, то есть украшения действительности c пропагандированием советского образа жизни.
На стене — календарик с оттиском другой выдающейся картины Решетникова «Прибыл на каникулы» (за которую вкупе с другим, не менее выдающимся произведением — «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин», — он получил одну из своих Сталинских премий второй степени в 1949 году[10]) — и это тоже укор несчастному человеку с двойкой, потому что герой картины «Прибыл на каникулы» — явно отличник, не знающий никаких компромиссов с совестью и мук несоответствий с окружающим миром. Если главный персонаж картины «Прибыл на каникулы» — положительный герой, то двоечник с полотна «Опять двойка» — в эту категорию никак не входит: портфель у него развалился — что с ним делали, неужели использовали в качестве футбольного мяча? — а торчат из него не учебники и тетради, а коньки. Но какой же он живой и симпатичный! И что же это за мама такая идеологическая, что не пожалеет сыночка, не успокоит, не рассмеется над глупостью учителей, которые наверняка сами безграмотны, раз не могут ничему научить такого славного обаятельного человека с перевязанным портфелем, из которого торчат коньки… И это делает облик двоечника столь притягательным, узнаваемым и «своим», что картина не может не найти отклик в сердцах зрителей.
Замечательный художник Решетников Федор Павлович с детства увлекался рисованием. Совсем молодым он участвовал в легендарном походе на судне «Челюскин» и сделал много интересных рисунков заснеженных просторов Арктики.
Во время войны 1941 – 1945 годов Решетников принимал участие в защите Севастополя и освобождении Крыма. После войны он рисовал детей, особенно подростков. Например, «Прибыл на каникулы», «За мир», и конечно произведение «Опять двойка!».
На международной арт выставке в городе Брюсселе картины были удостоены бронзовой медали.
Картина Решетникова Опять двойка по своему сюжету очень близка к реальной жизни учеников и поэтому ее репродукции были размещены в советских учебниках, как образец советской бытовой живописи.
Художник в 1952 году изобразил в картине мать и троих детей, один из которых недавно вернулся из школы. На стене, виден отрывной календарь, который укреплен на репродукции еще одного полотна Решетникова — «Прибыл на каникулы». С другой стороны от двери – часы-ходики. Полотно рассказывает о быте обычной семьи. Обстановка также типична для многих семей 50-х годов ХХ века.
[править] Соцреализм
Сам принцип социалистического реализма обозначает не просто реализм как отображение в искусстве окружающей действительности, а пафосное приукрашение этой действительности с учетом идеологической концепции. Творчество советского художника Ф. П. Решетникова вполне соответствовало этой концепции, поэтому совершенно не следует искать в картинах этого художника истинных реалий и соответствий с жизнью и временем. Его произведения соответствовали не реалиям, а соцреализму. Сам член коммунистической партии, он и в своей работе неукоснительно следовал ее принципам. В этом направлении он тоже преуспел, и государственная система оценила его заслуги: он стал дважды лауреатом Сталинских премий (1949, 1951).
С 1940-х годов — а именно: в 1943 году с картины «Достали „языка“» — художник Ф. П. Решетников обратился к теме детства и семьи[1] (правда, следует заметить, что детская тематика в это время была отмечена Решетниковым неслучайно: 3 августа 1943 года у него родилась дочь Люба, будущая художница Любовь Фёдоровна Решетникова[3]), создав целый цикл произведений, где главным действующим лицом стали дети и советская семья.
Источник