Урок русского языка. Сочинение по картине А.С. Степанова «Лоси». 2-й класс
Класс: 2
Цель: учить детей выражать свою мысль устно и письменно, составлять предложения по опорным словам, развивать внимание, память, устную и письменную речь, использовать приобретенные знания по окружающему миру и чтению, применять изученные орфограммы, воспитывать любовь к окружающему миру и к Родине.
Планируемые результаты: учащиеся научаться составлять рассказ о картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация на тему “Художник А.С. Степанов”.
Ход урока
I. Организационный момент
Посмотрите на доску. Мы с вами сейчас находимся не в классе, а в картинной галерее художника Алексея Степановича Степанова.
II. Подготовительная работа
1) Знакомство с художником и его картинами.
Алексей Степанович Степанов родился в 1858г в Симферополе, в семье потомственного дворянина, офицера. Художник любил русскую природу, им написано много картин.
2) Знакомство с главным персонажем картины.
Представьте: кругом лежит снег, пустынное, заснеженное поле, а там вдали виднеется лес, а из него выходят… Послушайте и подумайте. Кто наши герои?
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый. (Лось)
Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это. (Лось)
Учитель: Да, это большое, сильное животное. Водится в наших лесах. Можно встретить даже в Подмосковье на территории Национального парка Лосиный остров. А сейчас мы послушаем ваши сообщения о лосе.
Ученик 1: Мы юннаты. Мы нашли о нашем герое много интересного. Я узнал, что лось – очень крупное животное. Длина тела 3 метра, высота в холке 2,5 метра, а длина хвоста 12-13 см.
Ученик 2: А я узнал, что масса тела очень большая 360-600 кг. Животное очень сильное, его боятся и волки, и даже медведи.
Ученик 3: Это очень доброе животное, с грозным видом, но сам лось ни на кого не нападает. Любит свежую траву и молоденькие осиновые веточки.
Учитель: Молодцы! Наши юннаты со своим заданием справились.
III. Работа по картине А.С. Степанова “Лоси”.
Учитель: Сейчас каждый из вас станет наблюдателем, и мы рассмотрим картину “Лоси”.
Учитель: Какое время года?
Расскажите, какие изменения произошли в неживой природе?
(Серые тучи затянули небо. Вся земля покрыта снегом. На снегу видны следы животных.)
Учитель: Кого художник изобразил в центре картины?
(Это лоси. Они проголодались и пришли на поляну.)
Учитель: Откуда вышли лоси?
(Лоси вышли из леса.)
Учитель: Чем они заняты?
(Они увидели сено. Маленькие лосята с удовольствием жуют.)
Учитель: Посмотрите, большой лось внимательно смотрит по сторонам. Почему?
Учитель: Молодцы! Вы все правильно ответили. На поляну пришла семья лосей. В лесу стало мало корма, а на поляне стоит стог сена. Стог – это большая копна. Ее заготовили люди, которые работают в этом лесничестве.
Лось шагает по дубраве:
Треск и шум стоит вокруг.
Столько шума, чтобы знали:
“Не стреляйте, я ваш друг!”
В заповеднике сохатый
Не боится никого.
Он, конечно же, рогатый,
Но рога-то для чего?
По секрету между нами:
Если кто-то нападет,
Напугает он рогами
И тихонечко уйдет.
(Дети представляют большое животное и выполняют произвольные движения, которые соответствуют тексту.)
V. Работа по составлению предложений.
Каждый из вас сейчас станет писателем. На доске вы видите вопросы и опорные слова. Эти слова вы можете использовать при составлении своих предложений.
Наступила зима, зимний лес, стог сена, семья лосей, лосята, принялись есть, вкусное, душистое сено, лосиха, старый лось, сильный, темного цвета, огромные, ветвистые рога, настороженно прислушивается, нет ли опасности.
VI. Практическая работа.
Учитель: А сейчас вы составьте и запишите, используя опорные слова, небольшое сочинение по картине А.С. Степанова “Лоси”.
Выполнив, проверьте свою работу.
Что вы сегодня нового узнали и чему вы научились на уроке?
Источник
Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси» 2 класс
специалист в области арт-терапии
Сочинение по картине А.С. Степанова «Лоси».
Цель: Учить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть художественные возможности, переводить увиденное на язык слова.
Предметные: формировать умение составлять рассказ по картине.
Метапредметные: строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Личностные: внимательное и бережное отношение к природе и животным.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация на тему сочинение по картине А.С. Степанов «Лоси».
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку
Прозвенел и смолк звонок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес –
Проверяю готовность к уроку
— Посмотрите на картину. Правильно ли вы отгадали загадку.
Смотрят на картину
— Может кто-нибудь догадается, какая будет цель урока?
— А теперь давайте проверим, правильно ли вы назвали цель урока?
— Откройте учебники на странице 118.
— Прочитайте задания упражнения № 191.
— Оказались ли правильными ваши предположения.
Представим, что мы с вами сейчас находимся не в классе, а в картинной галерее художника Алексея Степановича Степанова
— Будем описывать картину, писать сочинение по картине
постараемся сделать свою речь более точной, красочной, выразительной; также будем развивать умения описывать наблюдаемые объекты по картине.
Открывают учебник читают задание к упражнению
Учащиеся закрывают глаза и представляют себя в картинной галерее
I V . Подготовительная работа
Алексей Степанович Степанов родился в 1858г в Симферополе, в семье потомственного дворянина, офицера. Художник любил русскую природу, им написано много картин.
— На слайдах представлены картины А.Степанова.
— Что на них изображено?
— Что любил изображать художник на своих картинах?
Знакомство с биографией и творчеством художника
Рассматривают портрет А.С.Степанова
Зима, осень, река Волга.
— Художник изображает картины природы.
Вступительное слово учителя
Беседа по картинам
V . Работа по картине А.С. Степанова «Лоси»
— Какие новые краски появились у природы?
-Как красоту зимы можно сохранить даже летом?
— Как называется картина с изображением природы?
-Каково общее впечатление от пейзажа грустное или веселое?
— Какие чувства, желания рождает у Вас этот пейзаж?
— Художник назвал свою картину « Лоси», а как бы вы ее назвали?
Кого художник изобразил в центре картины?
Посмотрите, большой лось внимательно смотрит по сторонам. Почему?
Общее впечатление о картине?
Молодцы! Вы все правильно ответили. На поляну пришла семья лосей. В лесу стало мало корма, а на поляне стоит стог сена. Стог – это большая копна. Ее заготовили люди, которые работают в этом лесничестве.
Наступила зима. Вся земля покрыта снегом. На снегу видны следы животных
— Белая, голубая, серая краски.
— Красоту зимы можно сохранить, сделав фотоснимок или написать картину.
— Такая картина называется пейзажем.
— Катина навивает грусть, природа будто спит, деревья стоят одиноко, уныло, небо хмурое.
— Глядя на эту картину, хочется побывать там и понаблюдать за маленькими лосятами.
Художник любит животных и хотел рассказать, как лоси питаются зимой.
«Лосинный обед», «Семья» и т.д.
-В центре картины изображены лоси.
-Лоси вышли из леса.
Маленькие лосята с удовольствием его жуют.
-Большой лось охраняет маленьких лосят от опасностей.
Картина мне понравилась.
Молчаливое рассматривание картины
Беседа по содержанию картины
VI . Речевая разминка
— Подберите синонимы к словам художник, картина?
— Кто такой пейзажист?
Картина – полотно, репродукция
Пейзажист- человек, рисующий пейзажи
V ІІ. Работа по составлению предложений
— Перед вами план сочинения. Как вы думаете, зачем он нам?
Картина А. С. Степанова «Лоси».
2.Основная часть.
а) время года, изображенное на картине. Приметы зимы.
б) предметы, изображенные на заднем плане картины.
в) описание лосей:
— размер животных;
— голова, рога;
— шерсть, окраска лосей;
— ноги, копыта.
г) краски, использованные художником.
3.Заключительная часть.
Общее впечатление о картине.
Какие чувства вызвала у вас картина «Лоси»?
Из каких частей состоит план?
— На доске вы видите опорные слова. Эти слова вы можете использовать при составлении своих предложений. Прочитайте опорные слова.
План нужен для того, чтобы последовательно передавать мысли.
Вступление, основная и заключительная части.
— Наступила зима, зимний лес, стог сена, семья лосей, лосята, принялись есть, вкусное, душистое сено, лосиха, старый лось, сильный, темного цвета, огромные, ветвистые рога, настороженно прислушивается, нет ли опасности.
Составление плана сочинения по готовому плану и опорным словам.
VIII . Устное составление рассказа учащимися по картине.
Учитель предлагает свой вариант сочинения.
А. С. Степанов великий, талантливый художник. Он создавал картины о русской природе и животных. В своей живописи мастер использовал коричневые и серые тона. Это видно на одной из его картин, которая называется «Лоси».
На этом полотне изображен пасмурный зимний день. На заднем плане мы видим кустарники и деревья в снегу. Небо серое. Вдали виднеется темная полоска леса. В центре картины изображен стог сена, занесенный снегом.
На переднем плане картины, рядом со стогом сена, запечатлены четыре лося. Это большие, величественные животные. У одного из них огромные широкие рога, этот лось смотрит в сторону, как бы прислушиваясь к шорохам. Двое из них совсем её маленькие. Шерсть у лосей грубая, короткая, коричневого цвета. Ноги стройные, высокие, светло-серые, почти белые с широкими копытами. Голова у этих животных большая с вытянутой мордой. Лосям трудно приходится зимой. В лесу не найти корма, поэтому они переходят с одного места на другое в поисках пищи. Вот на картине Степанова мы видим, что и эти лоси не случайно вышли на поляну к этому стогу сена, где и изобразил их художник.
Картина А. С. Степанова «Лоси» мне очень понравилась, хотя она и вызывает чувство грусти. Когда смотришь на эту картину, невольно появляется желание помочь семейству лосей пережить это трудное зимнее время. Особенно трогательными являются образы лосят.
Слушают вариант учителя.
Готовый образец сочинения учителя
IX . Запись текста с последующей самопроверкой
— Возьмите черновики и пробуйте, опираясь на план и опорные слова, описать картину. В случае затруднения на полях можете ставить карандашом «знак вопроса», обратится за помощью к учителю или посмотреть слово в орфографическом словаре.
Работа учащихся по составлению описательного текста.
Примеры детских сочинений:
А.С. Степанов – талантливый художник. Картина «Лоси» вызывает грусть. Художник использовал в картине тёмные серые краски.
Деревья и кустарники без листьев и покрыты снегом. Небо серое и пасмурное. В середине картины мы видим стог сена. Лосиная семья нашла его. Лоси стали есть сено. Мама вытянула шею и кушает. У папы огромные ветвистые рога и сильные крепкие ноги. У лосей жёсткая и тёмная шерсть. Один лосёнок спрятался за маму.
А.С. Степанов- знаменитый русский художник. Он написал картину «Лоси».
Картина вызывает грустное настроение. Хочется лосям помочь.
Самостоятельная письменная работа над сочинением по картине
Написание и редактирование текста
Х. Самостоятельная письменная работа учащихся.
— А теперь переписываем сочинения из черновика в тетрадь.
Переписывают получившиеся сочинения в тетрадь.
Запись готовых сочинений в тетрадь.
— Как вы оцените свою работу?
— Что понравилось на уроке?
— Что оказалось трудным?
— Оцените свою работу сигнальными карточками.
Оценивание учащимися своей деятельности.
Самооценивание своей деятельности на уроке.
Примеры детских сочинений. Текст не редактировала.
Картина вызывает грустное настроение.
А.С.Степанов писал картины о русской природе и животных. Он использовал в картине «Лоси» мрачные цвета.
Настроение у картины хмурое. Когда смотришь на эту картину, хочется помочь лосям.
А.С. Степанов – известный русский художник. Он писал картины про животных и русскую природу. Мы на картине «Лоси» видим, что художник использовал серые краски.
Небо серое, а деревья стоят без листьев, в снегу. Из зимнего леса пришла семья лосей. Они увидели стог сена. Лоси стали есть его. Большой лось смотрел по сторонам, чтобы не было опасности. У него ветвистые рога, они красивые. Это папа. Мама вытянула голову к сену и ела. Один лосёнок спрятался за маму, а второй ел сено.
Эта картина вызывает грусть. Хочется помочь этим лосям.
Источник