Как написать сочинение на решу егэ

Как написать сочинение на решу егэ

Исторические сочинения Решу ЕГЭ

Исторические сочинения для подготовки к единому государственному экзамену по истории. Разработаны в соответствии с требованиями к ответам экзаменуемых, соответствуют критериям проверки экзаменационных работ ФИПИ.

Личности

Процессы

Алгоритм написания сочинения об исторический личностях

1. Выберите одного из трех исторических деятелей.

2. Укажите два события (процесса, явления), в котором участвовал данный исторический деятель.

3. Укажите две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения, указанных Вами событий (явлений, процессов).

4. Укажите ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность, правильно охарактеризуйте роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

5. Дайте оценку влияния любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный вами исторический деятель на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

6. В сочинении используйте хотя бы два-три исторических термина (например, земский собор, коллегии, наркоматы и т. д.).

7. Пишите историческое сочинение в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.

8. Учитывайте, что только набрав шесть баллов из из семи возможных по пунктам 2−5 данного алгоритма вы можете рассчитывать на дополнительные баллы по критерию «Наличие фактических ошибок» (до трех баллов) и критерию «Форма изложения» (один балл).

Алгоритм написания сочинения об историческом процессе

1. Выберите один из трех исторических процессов.

2. Укажите два события (процесса, явления), которые относятся к данному историческому процессу.

3. Укажите две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в выбранный Вами процесс (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности).

4. Укажите две исторические личности, правильно охарактеризуйте роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого исторического процесса.

5. Дайте оценку влияния событий (явлений, процессов) данного исторического процесса на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.

6. В сочинении используйте хотя бы два-три исторических термина (например, земский собор, коллегии, наркоматы и т. д.)

7. Пишите историческое сочинение в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.

8. Учитывайте, что только набрав шесть баллов из из семи возможных по пунктам 2−5 данного алгоритма, вы можете рассчитывать на дополнительные баллы по критерию «Наличие фактических ошибок» (до трех баллов) и критерию «Форма изложения» (один балл).

Источник

Как написать сочинение на решу егэ

— С давних времён люди задумывались над вопросом …

— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

— Как следует относиться к …?

— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…

— Могу предположить, что …(тезис)

— Позволю себе высказать свою точку зрения

Основная часть

— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.

— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …

— Обратимся к произведениям художественной литературы

— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…

— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

— Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …

— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

— Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т. п.) …

— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

— Вспомним произведение (название и ФИО автора).

— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

Переход от аргумента к аргументу:

— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

— Можно привести и другой пример.

— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

— Эта же тема рассматривается и в произведении…

— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

— Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение

— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…

— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

— Обобщая сказанное, хочется сказать сказать, что…

— Таким образом, можно сделать вывод: …

— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…

— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

— В заключение хочется отметить…

— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)

Источник

Как написать сочинение в задании С1? Часть 1

1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
2. Проблема, поднятая в тексте.
3. Комментарий.
4. Авторская позиция.
5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).
7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).

Как начать сочинение

1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.

— В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …
— В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …
— В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о ….Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ….
— Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….
— Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).
— Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …

Как прокомментировать позицию автора
Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.

Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:

• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.
• Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
• Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
• Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …

Читайте также:  Как правильно написать старожил или старожилов

Ключевые фразы к научно-популярному тексту:

• На уроках …я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).
• О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).
• Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких известных …, как …
• Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …
• Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст …заинтересовал меня, я узнал много нового о…

Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:

• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …
• Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
• Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)
• Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.
• Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …

Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.

В тексте должно быть, как минимум, 5 абзацев:

• вступление;
• проблема;
• анализ исходного текста с опорой на авторскую позицию;
• выражение и аргументация собственной позиции;
• заключение – выводы.

Автором проблема может быть:

Памятка 2. Оценочные слова
Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, позиция экзаменуемого не считается сформулированной!

Памятка 3. Аргументы

Аргументами также являются:
ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
имена исторических деятелей
ссылки на признанные авторитеты и их произведения
свидетельства очевидцев
названия событий
цитаты
даты
различные факты (место, обстоятельства, участники событий)
собственные наблюдения и выводы
положения официальных документов
различные общественные законы
законы природы
народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы и т.п.)
статистические данные
примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
примеры из жизни окружающих

Памятка 4. Авторская позиция
Авторская позиция может быть выражена:

1. Чётко, прямо, непосредственно
в названии текста
в отдельных предложениях текста
через ряд аргументов

Памятка 5. Комментарии
В комментарии не должно быть:

пересказа исходного текста или любой его части
рассуждений по поводу всех проблем текста
комментариев о действиях героев текста
общих рассуждений о тексте (ведь экзаменуемому нужно прокомментировать одну из проблем!)

Памятка 6. Этическая ошибка
Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми.

Речевая агрессия – это грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.

Образец сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию.

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте. а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию. (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага. (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём,

словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить. »

(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права. – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

Каждый человек в определенный период жизни проходит путь взросления. Большинство людей взрослеет в течение ряда лет, постепенно набираясь жизненного опыта. Кто-то становится взрослым быстро, совершая, например, какой-либо героический поступок. И лишь у немногих взросление происходит мгновенно, неожиданно.

Проблема взросления человека не может оставить равнодушным никого, в том числе и известного русского писателя, автора романа «Русский лес» Леонида Леонова. Она не зависит от времени, от национальной принадлежности человека и от того, жителем какой страны он является. А от чего же зависит взросление?

Комментарий к сформулированной проблеме

Так, размышляя над причинами запоздалого взросления нынешних молодых людей, можно сказать, что сегодня многие юноши и девушки окружены заботой близких людей, обеспечивающих их материальное благополучие и душевный комфорт, большинство из них не испытывает чувства ответственности за других, не знает войн и голода. А ведь именно война часто делает человека взрослым, заставляя принимать ответствественные решения.

Так, герой представленного текста становится взрослым именно на войне. Леонид Леонов, размышляя над проблемой взросления человека, показывает условия – необычные, неожиданные – этого взросления. Он утверждает, что необязательно «семь раз кровью облиться», чтобы стать мужчиной. Порой молодому человеку достаточно получить скромный букетик цветов от маленькой девочки, чтобы почувствовать ответственность не только за себя, но и за таких вот детей, желание защитить их, уберечь от страшной беды.

Моя позиция. Аргументы

Трудно не согласиться с позицией автора. Взросление может произойти с человеком порой неожиданно, и война часто служит, образно выражаясь, катализатором обретения зрелости. В подтверждение этого можно привести ряд аргументов.

Читайте также:  Как правильно пишется слово прельстить

Если мы обратимся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», то, конечно, вспомним юного Петю Ростова, который в пятнадцать лет, несмотря на уговоры семьи, добровольно отправился на войну с французами, чтобы постоять за Отечество, защитить своих близких от врага.

Из повести Валентина Катаева «Сын полка», посвящённой другой Отечественной войне, мы узнаём, что герой её, Ваня Солнцев, потерявший в военное время всех близких и оказавшийся на оккупированной фашистами территории, хлебнувший лиха, попадает наконец на батарею разведчиков, которой командует капитан Енакиев. Он, совем ещё мальчик, став сыном полка, храбро воюет, ходит, рискуя жизнью, в немецкий тыл. Война делает этого ребенка взрослым человеком, готовым постоять за Родину, за жизнь людей.

Источник

Как написать сочинение на решу егэ

1. Почему проблема отцов и детей остаётся актуальной и в наше время?

2. Согласны ли Вы со словами Фридриха Шиллера: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили»?

3. Есть ли в споре «отцов» и детей» победители?

4. Что надо делать, чтобы избежать конфликта поколений?

5. «Взрослые и дети — два разных народа…» (Рэй Бредбери). Так ли это?

6. Что в наше время чаще приводит к конфликту поколений: неудержимая энергия юности или нежелание старших принимать всё новое?

7. «Отечество погибнет, если отцов будут топтать ногами» (Бальзак)

8. «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери…» (В. Г. Белинский)

Споры отцов и детей — традиционная тема русской литературы. В разных произведениях показаны различные типы взаимодействия между представителями разных поколений: от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности; выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Зачастую в литературе XIX века проблема взаимоотношений поколений рассматривается через призму не только бытового, но и социально-политического конфликта («Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Гроза» А.Н. Островского и др.). Молодое поколение чаще всего ассоциируется с передовыми процессами в обществе (Чацкий, Базаров), а представители старшего поколения: Кирсанов, Фамусов, Дикой, Кабаниха — подвергаются критике как неспособные к прогрессивному действию.

Однозначного ответа о правоте отцов или детей нет. Молодёжь строит свою жизнь на опыте и достижениях отцов, поэтому должна уважать этот опыт. Старшему поколению нужно осознавать, что будущее принадлежит детям, поэтому они стремятся идти вперёд, и это движение не всегда разрушительно и опасно, как думают старшие.

Для раскрытия тем можно также обратиться к анализу романа Л.Н. Толстого «Война и мир». История нескольких семей проходит перед нами на страницах романа. Доверие и любовь царят в доме Ростовых. Требовательность и принципиальность — в доме Болконских. Ложь и лицемерие — у Курагиных. Идеал Толстого — семья Ростовых. Детям, выращенным в атмосфере любви и душевного тепла, не приходится ничего доказывать, они платят своим родителям той же любовью и пониманием.

Уважение к старшим воспитано в княжне Марье и князе Андрее. И в этой семье царит любовь, но любовь тщательно маскируется под принципами строгости в воспитании. И все здесь вроде бы неплохо и правильно, но не хватает искренности, тепла, защищённости.

А вот князя Василия Курагина вряд ли ждёт спокойная старость. Принципы, так тщательно заложенные им в Анатоля и Элен, вероятнее всего, обернутся против него же самого. Вот уж когда невольно вспомнится: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили».

Примером «неправильного» воспитания может стать и Митрофанушка из «Недоросля» Д.И. Фонвизина.

На этих примерах может быть раскрыта и тема, сформулированная по высказыванию Бальзака: «Отечество погибнет, если отцов будут топтать ногами». Для раскрытия темы уместно также будет вспомнить и роман самого Бальзака «Отец Горио». Герой романа буржуа Горио безгранично любит своих дочерей, все стремится делать для них, но когда он лишился денег и умер, дочери даже не пришли к нему на похороны. На смертном ложе у него была одна мечта: продолжать помогать дочкам. Так рассуждения над проблемой «отцов и детей» перерастают в рассуждения над общечеловеческими вопросами: как должен и не должен поступать человек, как люди перестают быть людьми, что сделать, чтобы слово «человек» по-прежнему звучало гордо.

Размышления по этой теме будет отличаться от остальных сочинений блока. Мама тоже представитель старшего поколения, но беззаветная материнская любовь, жертвенное служение своим детям и бесконечное прощение, свойственное матерям, не позволяет говорить о конфликте поколений как таковом. Дети, конечно, не всегда могут вовремя понять и оценить эту жертвенность, но не она ли и есть путь к всеобъемлющей любви и вселенскому добру. Тема может быть раскрыта на произведениях: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Русский характер» А.Н. Толстого, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Сердце матери» Д. Кедрина и др.

1. А. Н. Островский «Гроза»

2. Л. Н. Толстой «Война и мир»

3. А. С. Грибоедов «Горе от ума»

4. И. С. Тургенев «Отцы и дети»

5. Д. И. Фонвизин «Недоросль»

6. М. А. Шолохов «Тихий Дон»

7. А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

8. В. Г. Распутин «Последний срок»

9. Оноре де Бальзак «Отец Горио»

10. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

11. Д. Кедрин «Сердце матери»

12. А. Н. Толстой «Русский характер»

Мечта и реальность

1. Далека ли мечта от реальности?

2. Мечта и цель — оно и то же?

3. Помогает ли мечта жить?

4. Как противопоставлены мечта и реальность?

5. Можно ли прожить без мечты?

6. Согласны ли вы с утверждением К. Тимирязева: «Осуществляя свои лучшие мечты, человечество продвигается вперёд»?

7. Правомочно ли утверждение: «Человек без мечты, как птица без крыльев»?

Понятия «мечта» и «реальность» и противопоставлены друг другу, и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на размышления о том, как рождается мечта человека и как она помогает выжить в самых, порой очень непростых, ситуациях, как мечта поднимает человека над обыденностью.

Мечты могут быть разные.

Акакий Акакиевич Башмачкин мечтает о новой шинели — эта мечта помогает ему пережить тяготы нищенского существования, унижения, но при этом выматывает настолько, что её крушение лишает героя жизни.

Человек без имени — господин из Сан-Франциско — всю жизнь только и делал, что зарабатывал деньги. Деньги накоплены, и теперь можно осуществить мечту — отправиться в круиз. Но на мечту не остается времени — господин умирает. Путешествие для него теперь возможно только в трюме круизного лайнера, а окружающим нечего о нём и вспомнить. Надо ли тратить жизнь так бездарно?

Мечты не должны перерастать в пустые мечтания, как это происходило у героев пьесы М. Горького «На дне». Такие мечтания приводят к разочарованию в жизни и к полной деградации.

Убедиться в этом можно и на примере героев Чехова: Беликова из «Человека в футляре», Николая Ивановича из «Крыжовника», доктора Старцева из «Ионыча».

В противовес чеховским и гоголевским героям благородны устремления Данко и Мцыри, Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет, даёт силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья.

1. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

2. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

3. Л. Н. Толстой «Война и мир»

4. А. П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

5. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

6. А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

7. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

8. И. А. Гончаров «Обломов»

9. М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

10. Н. В. Гоголь «Шинель»

11. М. Горький «Старуха Изергиль»

12. М. Горький «На дне»

Месть и великодушие

1. Почему месть считают уделом слабых?

2. Всегда ли надо прощать?

Читайте также:  Клеящий на стену как пишется

3. Какого человека можно назвать великодушным?

4. Согласны ли Вы с советом В.П. Рычкова: «Великодушие не превращайте в милостыню, а милостыню не выдавайте за великодушие»?

5. У кого можно поучиться быть великодушным?

6. «Хочешь порадоваться мгновение — отомсти, хочешь радоваться всю жизнь — прости» (Франц Шуберт). Как Вы понимаете высказывание?

7. В наше время нужно ли быть великодушным?

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей. Какой может быть реакция человека на жизненные вызовы, на поступки окружающих, как поступают люди в ситуации нравственного выбора.

Великая душа — великодушие… Какого человека можно назвать великодушным? Как сохранить великодушие и научиться прощать предателей, убийц, подлецов? На эти вопросы нелегко найти ответ. Обратимся к литературным героям.

Великодушие, всепрощающую и жертвенную любовь к людям воплощает в себе Иисус Христос. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа понимает и прощает своего убийцу Понтия Пилата, даже старается ему помочь. «Все люди добрые», — говорит Иешуа. Эту веру несёт он вместе со своим крестом на Голгофу. С этой верой погибает.

Где взяла в себе силы Мария, героиня романа Виталия Закруткина, простить немца и помогать ему? Этот поступок раскрывает величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой.

Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан и Михаилом Шолоховым в рассказе «Судьба человека». Не озлобился, не очерствел душой Андрей Соколов, приютивший мальчика-сироту.

Как любовь к Маше Троекуровой заставила Владимира Дубровского отказаться от мести? Почему Кирила Петрович пошёл на подлость, чтобы разорить бывшего друга? На эти вопросы нужно попробовать ответить в своём размышлении по представленным темам.

Ещё один аспект для размышлений может быть представлен в сочинении: жалость и великодушие — это одно и то же? Можно ли назвать великодушным странника Луку из пьесы М. Горького «На дне»? Человек с большой душой, способный на сострадание, не может заводить другого человека в тупик, как слащавый обманщик Лука.

Ярким примером великодушия и человечности являются поступки героев повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Оказавшись в гуще политических событий во время сталинских репрессий на Кавказе, русский мальчишка Колька и чеченский Алзухур проявили истинное великодушие и благородство. Их понимание происходящего и умение сострадать соединили детские судьбы, показали их недетское превосходство над взрослыми.

Не лишён великодушия даже «разбойник» и «душегуб» Емельян Пугачёв. Вспомним его поступки по отношению к Петру Гринёву и Маше Мироновой.

Итак, в сочинениях данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

1. А.С. Пушкин: «Капитанская дочка», «Дубровский»

2. Л. Н. Толстой «Война и мир»

3. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

4. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»

5. В. А. Закруткин «Матерь человеческая»

6. М. А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»

7. А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»

8. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

9. Б. Пастернак «Доктор Живаго»

10. А. Солженицын «Матрёнин двор»

11. М. Горький «На дне»

12. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Искусство и ремесло

1. «Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу» (В. Г. Белинский). Так ли это?

2. Почему искусство вечно?

3. Может ли ремесло стать искусством?

4. Чтобы заниматься искусством, талант необходим обязательно?

5. На что способно настоящее искусство?

6. Как Вы понимаете высказывание Б. Брехта «Большое искусство служит большим целям»?

7. Кто такие ремесленники в искусстве?

Темы данного направления являются, пожалуй, самыми трудными в понимании и представлении своих размышлений. В сочинениях этого блока возможно размышление о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, о предназначении художника и его роли в жизни общества, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

В романе «Мастер и Маргарита» противопоставляются настоящий Мастер и ремесленник Иван Бездомный. Сложный путь пришлось пройти Бездомному, чтобы понять, в чём суть настоящего искусства.

Бессмертная музыка Бетховена помогает Вере Николаевне понять любовь Желткова, воскрешает в ней давно угасшие эмоции, словно пробуждая ото сна, в котором не было места чувствам и искренности.

Проблема творческого поиска звучит в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Творческий процесс очень сложен для Юрия Живаго. Для него, как и для Пастернака, «вдохновение» — не просто слово. Это удивительный, ничем не объяснимый душевный выплеск, полный эмоций. В момент творческого порыва «он избавлялся от упреков самому себе, недовольство собою, чувство собственного ничтожества на время оставляло его». Это доказывает, что настоящий художник сам себе не принадлежит, он посредник между людьми и высоким служением, дарованным ему свыше.

1. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

2. Л. Н. Толстой «Война и мир»

3. А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

4. А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

5. Н. В. Гоголь «Портрет»

6. И. С. Тургенев «Отцы и дети»

7. Б. Пастернак «Доктор Живаго»

Доброта и жестокость

1. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (Д. И. Фонвизин)

2. Что такое доброта?

3. Может ли доброта навредить?

4. Почему с проявлениями жестокости мы сталкиваемся все чаще и чаще?

5. Согласны ли Вы с утверждением Цицерона: «В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным»?

6. Верно ли, что «доброта лучше красоты» (Г. Гейне)?

7. Нужно ли пресекать жестокость?

Темы данного направления нацеливают выпускников на размышления о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь.

Добро, доброта — зло, жестокость. Какие идеалы выбирает каждый из нас? Чем этот выбор обоснован? Где истоки этого выбора?

В литературных произведениях показаны герои, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Добро и любовь к людям несёт в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа, который прощает своего убийцу Понтия Пилата, даже старается ему помочь. «Все люди добрые», — говорит Иешуа. Эту веру несёт он вместе со своим крестом на Голгофу. С этой верой погибает.

Примером жестокой расправы над своими врагами служит сцена казни капитана Миронова и его жены в романе «Капитанская дочка». Что заставляет Пугачёва выставлять свою жестокость напоказ? Какими интересами может быть эта показательная казнь оправдана? И даже найдёт читатель оправдание поступкам Пугачёва политической ситуацией, условиями войны, когда не ты, так тебя, но всякий раз будет содрогаться при чтении сцены, потому что здравомыслие не может оправдывать зло и жестокость.

Тема под номером 5 может быть рассмотрена также на примере «Повести непогашенной луны» Бориса Пильняка. Политическое убийство в интересах государства возможно? А тысячи загубленных жизней в советских лагерях, о жизни которых повествует А. И. Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛаг»? Всё чаще звучат в наше время оправдания политики Сталина: правильно, мол, делал, зато государство сохранил, зато страну не растранжирил. А если на месте репрессированных твой отец? Брат? Муж? Жестокость оправдана?

Не находим оправдания мы и жестокой расправе Раскольникова над старухой-процентщицей и её сестрой Лизаветой.

По-детски просто, но очень правильно звучат жизненные принципы Маленького принца: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» или «Знаешь, чем хороша пустыня? — Где-то в ней скрываются родники!» В них глубокий смысл: живи, как велит тебе твоё сердце, ищи родники в каждом человеке, и тогда сам будешь жить, как живой родник.

В повести В. Распутина «Уроки французского» главными уроками для рассказчика стали уроки доброты. Лидия Михайловна жалела своего ученика и старалась бескорыстно ему помогать. Только спустя годы герой понял истинную цену этих уроков.

1. А. С. Пушкин: «Капитанская дочка», «Дубровский»

2. Л. Н. Толстой «Война и мир»

3. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Источник

Простыми словами о самом интересном