Как написать сочинение на олимпиаде по литературе

Как олимпиады по литературе помогли исполнить мечту и поступить на журналистику в Вышку

Терпение, постоянная практика, очень много тетрадей в линейку и умение учиться на ошибках

Я жила в Брянске и уже в средней школе знала, что поеду в Москву поступать на факультет журналистики. Но училась я в лицее, где упор был на естественные науки, — поэтому литературой приходилось заниматься самостоятельно.

На факультет журналистики любого вуза нужно сдавать дополнительное творческое испытание. Обычно это письменная работа и устное собеседование. Меня такая перспектива очень пугала, не хотелось после сдачи ЕГЭ в школе писать ещё и дополнительные экзамены. Мне казалось, что это очень сложно и рискованно: если плохо сдашь творческий конкурс, не поступишь даже с отличными баллами. Поэтому я решила сделать упор на олимпиады.

Олимпиады ВШЭ и МГУ

С 5-го класса я участвовала во Всероссийской олимпиаде школьников по разным предметам. В старших классах я узнала о существовании вузовских олимпиад, которые дают льготы при поступлении, и начала пробовать в них свои силы.

В 10-м классе я успешно написала заочный этап олимпиады НИУ ВШЭ «Высшая проба» по литературе и съездила в Москву на очный этап, где получила диплом II степени. ВШЭ устроила торжественное награждение с победителями и призёрами. Мне понравились вуз, отношение к абитуриентам, атмосфера — я поняла, что хочу поступать только туда.

Я продолжила углублённо заниматься литературой и в 11-м классе участвовала уже в трёх олимпиадах: «Высшей пробе» по литературе и журналистике и олимпиаде «Ломоносов» по литературе. Первые этапы везде проходили заочно, поэтому мне удавалось совмещать олимпиады друг с другом — и с остальной жизнью.

Во всех олимпиадах я прошла в заключительные этапы. Они проходили очно в Москве. По профилю «Журналистика» я ничего не получила. Мне вернули работу со множеством замечаний, которые я использовала при подготовке к поступлению. А вот по двум другим олимпиадам я стала призёром III степени, причём в обеих мне не хватило всего 1 балла для диплома II степени. Обе олимпиады тогда были II уровня и давали одинаковую льготу — 100 баллов по литературе.

Как пригодился олимпиадный опыт при поступлении

Мне всё-таки пришлось сдавать дополнительные экзамены, которых я так боялась — и в НИУ ВШЭ, и в МГУ. И здесь очень помог олимпиадный опыт. После неудачи с журналистикой я разобрала с преподавателем все комментарии эксперта. Эту обратную связь я использовала, когда писала эссе для поступления на журфак НИУ ВШЭ, и это помогло набрать достаточное количество баллов. А на экзамене на филфак МГУ мне попалось произведение «Матрёнин двор» Солженицына, которое я уже разбирала на олимпиаде «Ломоносов».

И, конечно, 100 баллов за ЕГЭ по литературе, которые мне принёс олимпиадный диплом, были совсем не лишними для поступления. В результате я прошла в оба вуза и выбрала факультет коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ.

Как готовиться к олимпиадам по литературе

Практика написания олимпиад очень важна, и начинать в них участвовать лучше со средней школы. Тогда в старших классах, вы будете хорошо знать формат заданий и уверенно чувствовать себя на очных этапах.

Чтобы успешно писать олимпиады по литературе, нужно много читать, и не только книги по школьной программе. Каждый вуз обязательно публикует список произведений, знание которых требуется при решении олимпиадных заданий. Полезно прочитать хотя бы несколько книг из списка и уметь применять эти знания.

На олимпиаде по литературе в большинстве случаев требуется проанализировать текст. Чтобы это сделать, нужно знать литературоведческие термины. Это как формулы в математике, которые нужно выучить. Я занималась по разным пособиям, например, по «Русской литературе в таблицах и схемах». Там много полезной информации для анализа произведений и в целом о литературном процессе.

Изучение исторического и литературного контекста

При написании олимпиадных заданий очень помогает знание исторического и социального контекста: литературных процессов того времени, основных событий, которые происходили в стране и мире. Эти обстоятельства влияют на смысл произведения, его форму — всё это можно использовать в анализе. Например, поэма А. Блока «Двенадцать» неразрывно связана с революцией 1917-го года. Также для анализа можно использовать детали биографии автора.

Эссе или сочинение с разбором текста должно быть логичным, структурированным и понятным, а для этого надо много практиковаться. Во время подготовки я каждый день писала анализ одного текста: отрывка в прозе или стихотворения — на это могла уйти тонкая тетрадь в 12 листочков. Затем разбирала свою работу с учительницей литературы.

Критерии оценивания и изучение чужих работ

Критерии оценивания работ выложены в открытом доступе, и хотя на гуманитарных олимпиадах они довольно расплывчатые, их всё равно нужно изучить. Кроме того, полезно знакомиться с лучшими работами прошлых лет, их выкладывают на сайтах вузовских олимпиад. Их также необходимо анализировать и разбирать на составляющие: содержание, структура, аргументы, примеры и так далее.

Читайте также:  Как написать цифры в миллионах рублей

Олимпиадные задания

Участие во всех олимпиадах по литературе оттачивает умение отвечать на вопросы, анализировать тексты, писать сочинения и эссе. При этом конкретные задания на разных олимпиадах отличаются.

Олимпиада по филологии «Высшая проба» проходит в два тура. Первый тур — ответы на вопросы теста, второй — анализ текста.

В первом туре проверяется знание текстов произведений отечественной и зарубежной литературы, общие представления об истории и теории литературы и языка, умение соотносить тексты и события русской истории.

Во втором туре можно выбрать одно задание из трёх вариантов:

Примеры заданий и лучшие работы прошлых лет можно найти на сайте олимпиады.

На олимпиаде МГУ «Ломоносов» по литературе также два тура. Задания обоих туров похожи: нужно ответить на вопрос о функциях того или иного элемента в произведении и написать сочинение на любую из тем на выбор.

Примеры заданий и лучшие работы прошлых лет можно найти на сайте олимпиады.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Итоговое сочинение: структура, регламент, подготовка

Сочинение — обязательная часть итоговой аттестации в 11 классе. Без этой работы школьника не допустят до ЕГЭ. Рассказываем, как написать итоговое сочинение на высший балл.

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение по русскому языку — работа, которую пишут все одиннадцатиклассники. Она оценивается по принципу «зачёт/незачёт». Зачёт за сочинение является обязательным условием допуска к единому государственному экзамену — ЕГЭ.

Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы.

Интересный факт — опираться можно даже на Библию.

Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить.

Зачёт на итоговом сочинении даёт школьнику:

✅ допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку,

✅ до 10 баллов при поступлении в вуз (каждый вуз определяет сам).

При оценке сочинения оценивается его объём и самостоятельность выполнения работы.

Существует пять критериев оценивания:

Итоговое сочинение позволяет оценить грамотность, начитанность, умение анализировать. Чтобы хорошо его написать, нужны крепкая база по русскому языку и развитый литературный кругозор. В этом вам помогут курсы «Экстерната Фоксфорда». По промокоду RUS102020 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу русского языка за 10 класс, а по промокоду LITERA112020 неделю бесплатного доступа к курсу литературы за 11 класс. Готовьтесь к итоговому сочинению вместе с нами!

Из чего состоит итоговое сочинение

Структура работы предполагает вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение должны занимать примерно треть всего текста.

Если ваш ребёнок не знает, как писать итоговое сочинение, расскажите ему про примерный план работы.

План итогового сочинения

Часть 1. Вступление

Нужно написать главную идею и тезис будущей работы. Как правило, варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года. Это может быть согласие или несогласие с цитатой либо собственное мнение по теме. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения. Вот несколько типичных клише для начала работы.

✅ «Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё определение этим понятиям».

✅ «Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу».

Часть 2. Основной текст

Дальше в подкрепление тезиса приводятся аргументы с опорой на источники литературы. Нужно привести минимум два довода. Для плавного перехода к основной части можно использовать шаблонные фразы:

✅ «Хотелось бы вспомнить произведения художественной литературы, где раскрывается тема. ».

✅ «В доказательство рассуждений обращусь к художественной литературе. ».

Переход ко второму аргументу может звучать так:

✅ «Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения. ».

Часть 3. Заключение

В конце необходимо подвести итоги и обобщить вышенаписанное. Возможные клише:

✅ «Обобщая сказанное, хочу сказать, что. ».

✅ «Таким образом, можно сделать вывод. ».

Как проходит итоговое сочинение

Как правило, итоговое сочинение пишут в стенах родной школы. Время написания итогового сочинения — три часа 55 минут. При проведении нельзя пользоваться какими-либо литературными источниками — нужно брать всё из головы.

Блоки направлений, которые ждут школьников в 2020–2021 учебном году:

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Пять конкретных тем станут известны непосредственно на экзамене — за 15 минут до начала. Как правило, они сформулированы в виде вопросов: «Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла — сердце человека?» или «Должен ли человек смирять свою гордость?». Можно выбрать любую тему для написания сочинения.

Как готовиться к итоговому сочинению

Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать.

Читайте также:  Как пишется не с деепричастиями приведите примеры

Изучите сайт ФИПИ

На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила.

Чтение литературы

Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом.

Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению.

Тренироваться

Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой.

В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.

Пишите подростку письма

Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.

Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.

Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.

Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом.

Резюме

Итоговое сочинение — допуск к ЕГЭ. Работа длится три часа 55 минут. Подростку нужно будет обозначить проблему в выбранной теме, раскрыть её с помощью аргументов и опоры на литературные источники, а затем сделать выводы.

Чтобы помочь ребёнку подготовиться к сочинению, вместе изучите сайт ФИПИ, разберите план написания и образцы, обсуждайте прочитанные книги и попробуйте вести переписку в бумажных письмах. Так одиннадцатиклассник научится выражать мысли в письменном виде, привыкнет к шаблону и придёт на сочинение во всеоружии.

Источник

Как победить на олимпиаде по литературе? Образец сочинения «на отлично».

Из года в год выпускники школ приходят в Университет на вступительные (или подают олимпиадные работы), пишут сочинение и делают одну и ту же ошибку: не умеют раскрыть тему, а нередко и вообще отходят от нее, превращая сочинение в пересказ произведения или биографии автора.

В основе хорошего сочинения лежит владение литературным материалом (то самое знание текста, о котором написано во всех пособиях), грамотность, умение логично излагать свои мысли и, наконец, способность к размышлению над темой. Можно существенно повысить уровень вашей вступительной работы, если, во-первых, избавиться от типичных ошибок, во-вторых, усвоить те требования, которые предъявляются как к вступительному сочинению, так и к работе олимпиадного уровня.

Эта статья объясняет не что надо писать, а как надо писать, о чем надо писать.

Из этой статьи вы узнаете:

1. Каких ошибок в построении работы и изложения материала следует избегать,
2. Как правильно спланировать работу (дан план сочинения на определенный тип темы).
3. Каким должно быть сочинение на отлично (для этого мы публикуем образец вступительного сочинения).
4. Как аргументировать свои и чужие мысли.

Для детального разбора обратимся к теме 2008 года «Пейзаж и его функция в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”».

План для этой темы может быть очень кратким. Например, таким:

1. Что такое пейзаж?
2. Функции пейзажа в произведении.
3. Приемы изображения природы.

Конечно, следует помнить о вступлении и заключении, обрамляющих работу.

Что такое пейзаж? Это средство композиции, и он выполняет различные функции в произведении. Экзаменаторы, оценивая полноту раскрытия темы, хотят увидеть в вашей работе именно это умение грамотно изложить, для чего нужен Лермонтову в той или иной главе романа пейзаж и какой именно это пейзаж.

Функции пейзажа в произведении (любом) обычно бывают такие:

1. Раскрытие характера героя.
2. Раскрытие внутреннего мира героя.
3. Раскрытие авторской композиции.
4. Создание фона для действия героев. Пейзажи сельские и городские.
5. Прием передачи движения времени («календари» природы)
6. Прием определения масштабного соотношения людей и окружающего мира (Бородинское и Шенграбенское сражения в «Войне и мире»).
7. Использование пейзажа для постановки проблемы жизни и смерти (особенно сцены на кладбище)
8. Пейзаж-символ (вишневый сад у Чехова)
9. Символ передачи национального колорита (русская зима в «Онегине»)
10. Слияние пейзажа с жанровой картинкой из народного быта как средство передачи единства человека и природы (пейзаж у Некрасова)
11. Изображение природы как «действующего лица», наделенного способностью страдать, обладающего памятью, разумом и т.д. (см. лирику Тютчева)

Образец вступительного сочинения:

Пейзажи в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» значительное место уделено картинам природы, которые присутствуют в каждой из пяти повестей лермонтовского произведения. При этом для описания природы в каждой из новелл оказывается характерен какой-то определенный мотив, окрашивающий повесть в целом. Разные по содержанию, эти мотивы выполняют в романе каждый свою роль.

Читайте также:  Как правильно написать заявление в мировой суд об отмене судебного решения

Однако в «Бэле» мотив гор приобретает и другое значение. В описании рассказчиком горной тропы, по которой они с Максимом Максимовичем спускались в Чертову долину, и погодного ненастья, застигнувшего их в пути, горы предстают в образе чего-то зловещего, несущего смерть: «узкая дорога частию была покрыта снегом, который в иных местах проваливался, а в других превращался в лед», «лошади падали, налево зияла глубокая расщелина», тучи сгущались, «повалил град, снег, ветер, врываясь в ущелья, ревел свистел, как Соловей-разбойник». Эта картина дисгармоничной и опасной природы, приобретая символические черты, напрямую соотносится с трагическим концом истории Бэлы, о котором проезжему офицеру еще предстояло узнать.

Мотив гор также присутствует в повести «Княжна Мери». Однако здесь он занимает значительно меньше места, чем в «Бэле», и в основном служит для выявления сложного характера Печорина, от лица которого ведется повествование. Новелла начинается с описания героем панорамы, открывающей вид на Пятигорск из окон его квартиры (яркое солнце, синее небо, пестреющий внизу «чистенький, новенький городок», громоздящиеся за ним затуманенные горы, тянущаяся «на конце горизонта серебряная нить горных вершин»), Печорин завершает свое описание вопросом: «…зачем тут страсти, желания, сомнения?» Эти слова обнаруживают мучительное переживание героем своей повседневной суетности в сравнении с прекрасным, вечным. В сущности, аналогичное отношение Печорина к природе прослеживается и в двух других горных пейзажах, предваряющих в повести описание дуэли с Грушницким. Печорин воспринимает окружающую природу как человек, которому в самое ближайшее время, возможно, придется проститься с жизнью: он с увлечением наблюдает, как «радостный луч молодого дня […] золотит […] верхи утесов», и наслаждается видом на терявшиеся в «золотом тумане утра» вершины гор. Однако помимо передачи состояния героя эти две картины природы служат также созданию определенной обстановки, в которой разворачивается действие. По мере приближения к месту дуэли Печорин замечал, что утесы становились «все синее и страшнее» и, наконец, казалось, сходились непроницаемой стеной». Вид, открывавшийся с площадки, на которой проходил поединок, отличался еще большей напряженностью, зловещую атмосферу: «Внизу казалось темно и холодно, как в гробе, мшистые зубцы скал […] ожидали своей добычи».

Тема корабля в «Герое нашего времени» тесно перекликается с соответствующим мотивом лермонтовского стихотворения «Парус». Благодаря этой параллели мотив судна в романе приобретает важное значение психологической характеристики Печорина. Подобно «парусу» в стихотворении, герой не может установить равновесие, найти гармоническое соответствие между своим внутренним миром и миром внешним. И как одинокое судно «мятежно просит бури», так и беспокойная душа Печорина стремится к хаосу и дисгармонии.
Эту внутреннюю тягу Печорин ясно ощущает, когда в конце повести «Княжна Мери» сравнивает себя с матросом, «рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига». По словам героя, душа этого моряка «сжилась с бурями и битвами», и, случайно оказавшись на берегу, не прельщаясь ни тенистою рощей, ни светом мирного солнца, он все «всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте желанный парус […], мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани».
Мотив звезд повторяется в «Княжне Мери» дважды – в связи с упоминаниями этих природных явлений Грушницкий и Печорин. Грушницкий вспоминает о них, радуясь своему производству в офицеры: «О, эполеты, эполеты! ваши звездочки, путеводительные звездочки!» Печорин говорит о звезде накануне дуэли с Грушницким: «Но мы бросили жребий. и тогда… что […] если моя звезда наконец мне изменит? И немудрено: она так долго верно служила моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле». В обоих случаях звезды-«путеводители», но с той разницей, что для Грушницкого – это «путеводительная звездочка» карьеры, а для Печорина – звезда судьбы.

То же значение какого-то оберегающего начала в жизни Печорина, к которому судьба оказывается благосклонна во всех его рискованных предприятиях, звезды приобретают особое значение и в «Тамани». Здесь они упоминаются всего один раз и именно в тот момент, когда Печорин направляется с таинственной «ундиной» навстречу своему опасному приключению: «Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные маяка, сверкали на темно-синем небе».

С особенной силой мотив «путеводительной» звезды звучит в замыкающей роман повести «Фаталист». В этой новелле конкретный пейзаж ночного звездного неба посредством лирического отступления как бы переключается во вселенский. «Спокойно сиявшие на темно-голубом своде» звезды, которые Печорин видит по пути от дома майора С***, наталкивают его на рассуждение о сопричастности небесных светил и человеческих судеб. Герой с усмешкой вспоминает, что «были некогда люди премудрые», думавшие, что «небо с его бесчисленными жителями» принимает неизменное участие в их судьбах. Эту наивную уверенность, дававшую предкам силу для деятельной жизни, Печорин противопоставляет упадочному настроению современников, «жалких потомков», не имеющих какого-либо надличного идеала, а вместе с тем и нравственных убеждений, лишенных энергии и воли, верящих в «невозможность» счастья. Во многом за счет этого пейзажно-философского лирического отступления, в котором проявится «метафизика главного героя», «Фаталист» служит своеобразным философским комментарием ко всему роману.

Таким образом, «Герой нашего времени» синтезирует различные типы пейзажа (аллегорический, философско-символический, идеалистический) и различные его функции (создание обстановки, фона действия, отражение внутреннего состояния героя, его психологического настроя).

Источник

Простыми словами о самом интересном
Adblock
detector