- Как написать сочинение в ЕГЭ по русскому на максимум
- Структура сочинения
- Введение
- Позиция автора
- Комментарий к проблеме
- Собственная позиция
- План сочинения ЕГЭ-2021 и пример сочинения
- Пишем сочинение ЕГЭ по русскому языку на высший балл
- Содержание:
- Что представляет собой сочинение ЕГЭ по русскому языку?
- Как оценивается работа?
- Пишем сочинение правильно
- План и структура изложения
- Введение
- Проблема
- Личный комментарий
- Отношение автора
- Собственная позиция
- Заключение
- Какие можно использовать клише?
- Поговорим о темах
- Советы по подготовке к сочинению
- Важная информация для выпускников
- Процедура сдачи ЕГЭ по русскому языку
- Даты написания сочинения на 2021 год
- Полезные ресурсы для подготовки
- Сочинение ЕГЭ по русскому: как получить максимум баллов
- Критерии оценивания и баллы за сочинение
- Содержание сочинения
- Критерий 1 — формулировка проблем исходного текста
- Критерий 2 — комментарий к сформулированной проблеме
- Критерий 3 – отражение позиции автора исходного текста
- Как написать сочинение ЕГЭ по русскому на максимальный балл
- Структура сочинения
- Какие темы могут встретиться в задании № 27
- Что важно помнить при написании сочинения ЕГЭ
- Когда стоит начинать готовиться к написанию сочинения
- Можно ли подготовиться к написанию сочинения ЕГЭ самостоятельно
- Советы по подготовке
- Не забывайте про цитирование
- Больше читайте и смотрите
- Предлагайте родным, учителям или друзьям читать ваши работы
Как написать сочинение в ЕГЭ по русскому на максимум
По опыту сдачи ЕГЭ 2017 года могу сказать, что следование формату — половина успеха. Выработайте для себя алгоритм и собственные клише для написания сочинения, чтобы не отходить от формата и не пропустить ничего важного. Как сказала моя репетитор — член Федеральной комиссии по разработке КИМ, негласным критерием прошлого года, для успешной сдачи сочинения выпускник должен был использовать во вводной части формулировку «автор ставит проблему» (не «выдвигает», не «рассматривает», не «задумывается над проблемой»). Такое начало сразу располагало к вам экспертов. Соблюдение формата — это обязательно!
По-настоящему готовиться к сочинению я начала достаточно поздно, фактически за месяц до экзамена. Регулярно практикуясь в мае, я смогла набить руку, пользуясь следующим алгоритмом.
Ознакомительное чтение текста, чтобы составить общую картину. Если необходимо, текст можно прочесть во второй раз.
Осознанное чтение с выделением ключевых слов, топонимов, имен
Чтение текста в третий раз. Его необходимо разбить на микротемы. К каждой из микротем нужно задать вопрос и придумать заголовок.
а) (в основном для публицистических текстов): выделите для себя предложение, в котором заложен основной смысл, который хотел донести автор, затем задайте к нему вопрос. Это и будет проблема, поставленная автором.
б) (для художественных текстов): читайте «между строк»: что хотел сказать автор? Если поставить проблему сложно, внимательно всмотритесь в ключевые слова и попробуйте по ним определить мысль автора
Выделение ключевых цитат и моментов, важных для понимания текста. Их вы будете использовать в основной части.
Определение позиции автора. Это костяк вашего сочинения. На нем уже строится вся ваша дальнейшая работа: подбираются цитаты и аргументы.
Далее уже по хорошо знакомому плану: а) введение; б) постановка проблемы; в) комментарии автора; г) позиция автора; д) собственная позиция; е) аргументы; ж) заключение.
Структура сочинения
Введение
Писать введение необходимо. В нём вы кратко (в двух-трёх предложениях) описываете основное содержание текста, чтобы дать проверяющему понять, что вы детально изучили текст.
Позиция автора
После сжатого изложения поставьте проблему. Лучше всего это сделать при помощи вопроса. Выделив позицию автора, задайте к ней вопрос и укажите его сразу после введения. Продолжить можно словами: «Такую проблему ставит писатель».
Комментарий к проблеме
При написании комментария задавайте себе вопросы: «Как автор подводит нас к проблеме? Какие события, поступки, диалоги героев играют ключевую роль в его замысле?». Ответом может быть цитата либо конкретный эпизод, который является переломным в масштабах предложенного небольшого текста. Важно, чтобы они создавали именно картину происходящего. Вот несколько клише для примера:
Размышляя над этой проблемой…
Автор акцентирует внимание/делится любопытными жизненными наблюдениями/подчеркивает…
Чтобы подчеркнуть… автор знакомит нас с….
Чтобы привлечь внимание читателей…
Повествуя, автор рассказывает невыдуманную историю…
Автор приводит эпизод из жизни рассказчика/знакомит читателей с…
Повествуя, автор заставляет нас размышлять…
Избегайте в этом разделе формулировок вроде «автор убеждён/считает/полагает», так как их можно принять за позицию автора.
Собственная позиция
В этом разделе вам необходимо выразить своё согласие или несогласие с автором и аргументировать его. При этом можно обращаться к личному или общечеловеческому опыту. Вот что я написала в собственной позиции, опираясь на текст Тендрякова, где центральной проблемой была человечность: «Нельзя не согласиться с позицией В.Тендрякова. Когда по новостям видишь страшные трагедии, невольно восхищаешься той сплоченностью, человечностью и самоотверженностью, которую проявляют люди в таких ситуациях. Они готовы помочь своему ближнему, подставить плечо. Именно в такие моменты люди становятся единым целым, единым народом без национальности и каких-либо „вывихов истории“». Говоря о проблеме человечности, я ссылаюсь на жизненный опыт.
Источник
План сочинения ЕГЭ-2021 и пример сочинения
План сочинения ЕГЭ-2021.
1. Вступление. Формулировка проблемы (К1)
2. Комментарий к проблеме (К2)
a) Первый пример из текста + пояснение примера
b) Второй пример из текста + пояснение примера
c) Смысловая связь между примерами + её пояснение
3. Позиция автора (К3)
4. Отношение к позиции автора. Собственное отношение к поставленной проблеме, обоснование собственного мнения (К4)
Примерный вариант готового сочинения 2021 с комментариями к каждому структурному элементу по тексту Б.Л.Пастернака (исходный текст см. ниже).
Слово «война» в нашем сознании всегда ассоциируется с бедой, общенациональной трагедией. А гражданская война – это вообще нечто противоестественное и противоречащее здравому смыслу. В сознании человека трудно укладываются такие ужасы как братоубийство, сыноубийство и т.п. Именно гражданской войне посвящен данный отрывок из произведения Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Автор в тексте ставит проблему бессмысленности гражданской войны. (Вступление и формулировка проблемы. Проблема может быть сформулирована в виде вопроса, например, есть или вообще возможен ли смысл в этом кровопролитии?)
Автор текста намеренно сравнивает эти два примера, чтобы лучше раскрыть проблему, донести её до читателя. (Указание смысловой связи) Сравнивая двух убитых «противников», Б.Л.Пастернак показывает нам не врагов, а людей одной нации, одной веры, братьев по духу. Очевидно, что гражданская война бесчеловечна и бесцельна. (Пояснение смысловой связи)
Позиция автора предельно ясна. Гражданская война – это бессмысленное уничтожение людей, близких по духу, вере, а зачастую и родных по крови. Геройство этих молодых людей, их жертвы, смерти никому не нужны. (Авторская позиция)
Я полностью согласна с позицией автора. Гражданская война не приемлема в человеческом обществе. Это безумие, которому нет объяснения. Ужасы этой войны представлены в «Донских рассказах» М.Шолохова. Например, в рассказе «Родинка» отец, не узнав в красноармейце своего сына, убивает его. Увидев на ноге мертвого родинку с голубиное яйцо, атаман понял, что совершил, и застрелился. Это яркий пример бесцельного кровопролития, бесчеловечной трагедии в истории нашей Родины. (Собственная позиция + обоснование)
Таким образом, данный текст помогает понять, что такое гражданская война, осознать бесчеловечность, бессмысленность кровопролития. Осознание этого важно для общества, будущего поколения. Это тот урок, который нельзя пропустить или забыть. (Заключение)
(1)По международной конвенции о Красном Кресте военные, врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. (2)Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило.
(4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодёжь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.
(8) Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.
(9) Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. (11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их.
(19) И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.
(22) Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.
(23) Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. (25)Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. (27)Оно не работало.
(28) На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её.
(30) В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.
(33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися. от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его. » стало в грамотке «Скоро в зиму его».
(37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.
(38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. (40)«Зачем?» — подумал доктор.
(41) Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.
(42) Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.
* Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».
Источник
Пишем сочинение ЕГЭ по русскому языку на высший балл
Не за горами наступление волнительного и напряжённого для всех выпускников и их родителей периода сдачи ЕГЭ. Одним из наиболее сложных предметов является русский язык, где школьники должны показать свои знания орфографии и пунктуации, а также умение правильно излагать свои мысли в сочинении.
В статье мы расскажем, как правильно выполнить задание №27 ЕГЭ по русскому языку, а именно – написать сочинение по предложенному тексту. Также школьники получат советы по подготовке и полезные интернет-ресурсы.
Содержание:
Что представляет собой сочинение ЕГЭ по русскому языку?
В 2021 году единый гос. экзамен по русскому языку для учеников 11-х классов будет состоять из двух частей: тестовых заданий и сочинения.
Школьникам будет предложен готовый текст художественного или публицистического стиля, по которому они должны будут написать свои рассуждения: сформулировать проблему, поднимаемую автором, написать свой комментарий к ней, отразить авторское отношение и озвучить собственную позицию с приведением аргументов.
Будет оцениваться орфографическая и пунктуационная грамотность, а также соблюдение всех норм русского языка.
Это задание позволит увидеть, насколько грамотно выпускник может выразить своё мнение и аргументировать его.
Как оценивается работа?
По каким критериям проверяющие оценивают сочинение? Всего их 12. Разберём каждый подробнее.
В соответствии с этими критериями будут начисляться баллы за сочинение. Максимум выпускники могут получить 25 баллов.
Пишем сочинение правильно
План и структура изложения
Сочинение ЕГЭ по русскому языку имеет чёткую структуру, которую должен знать каждый выпускник.
Введение
Первое, с чего стоит начать сочинение, – это введение. В структуре сочинения это необязательная часть, но с ним ваша работа будет смотреться более логично.
Во введении вы можете использовать цитату из предложенного текста или подвести читателя к обсуждаемой проблеме.
Вступительная часть не должна быть большой, хватит двух-трёх предложений.
Проблема
Следующая часть – формулировка проблемы. Вы должны обозначить проблему, заявленную в тексте, лучше в виде вопроса. Например: «Что важнее: красота внутренняя, духовная или красота внешняя?» или «Какую роль в жизни человека играет искусство?».
Не путайте тему и проблему, в основе проблемы всегда лежит конфликт, «острая» ситуация.
Личный комментарий
Далее вы переходите к своему комментарию к поднятой проблеме. Это ваши рассуждения по тексту, то, как вы его понимаете. Здесь вам нужно привести несколько примеров из текста, важных для прояснения проблемы, объяснить, как вы их понимаете, и связать их между собой. Не лишним будет упомянуть об актуальности поднимаемых автором вопросов. Главное – не увлекайтесь чрезмерным цитированием исходного текста.
Новым для сочинения ЕГЭ 2021 года является требование не просто указать логическую связь между примерами из текста, но и проанализировать её. Сделать это можно, например, путём противопоставления их друг другу.
Не забывайте, что комментарий связывает обсуждаемую проблему с позицией автора.
Это будет самая большая часть вашего сочинения, за которую можно получить от 0 до 6 баллов.
Отношение автора
Следующий этап – рассказать об отношении автора к заявленной проблеме. Даже если автор не выражает прямо своего мнения, вы должны, как говорится, увидеть его между строк, и обозначить двумя-тремя примерами из текста. Авторская позиция должна быть сформулирована ясно и точно, без сложных конструкций и витиеватости.
Собственная позиция
Далее вы должны выразить своё собственное мнение по отношению к проблеме. И, конечно, привести парочку аргументов. Даже если вы не согласны с позицией автора, не стоит агрессивно отстаивать свою точку зрения. Такие работы теряют большое количество баллов при оценивании.
Обосновать свою позицию вы можете с опорой на жизненный опыт или на художественное произведение с обязательным указанием названия и автора.
Заключение
Последним этапом будет написание заключения, в котором вы обобщаете всё то, о чём говорилось выше, и делаете свои собственные выводы, которые будут перекликаться с позицией автора. Следите за тем, чтобы концовка вашего сочинения логически совпадала с темой и началом.
Все структурные части сочинения должны чётко следовать друг за другом. Начинайте новую мысль с нового абзаца, следите за логикой ваших рассуждений.
Какие можно использовать клише?
В сочинениях ЕГЭ по русскому языку допускается использование клише – стандартных речевых оборотов. Клише помогают точно и ёмко изложить свои мысли и выразить своё отношение к описываемой проблеме.
Каждая часть сочинения предполагает использование своих клише.
Поговорим о темах
Заранее тема сочинения известна не будет, выпускники узнают её только в день экзамена. Но мы собрали для вас наиболее популярные и «любимые» составителями ЕГЭ темы для сочинений. Вот они:
Будьте готовы к рассуждению на любую из тем, приведённых в этом списке.
Советы по подготовке к сочинению
Важная информация для выпускников
Процедура сдачи ЕГЭ по русскому языку
Основные правила сдачи ЕГЭ по русскому языку остались прежними, остановимся на нюансах и отличиях сочинения ЕГЭ от итогового сочинения:
Даты написания сочинения на 2021 год
В этом году 11-классники будут сдавать ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня. Досрочный период сдачи ЕГЭ отменен.
Резервные дни – 28 июня и 2 июля. Для тех, кто пропустил экзамен по уважительной причине или болезни, будет выделен дополнительный день – 13 июля.
Также будут назначены дни повторной сдачи для тех, кто не смог преодолеть минимальный порог ЕГЭ по русскому языку: 3 и 13 сентября.
Продолжительность экзамена составит 210 минут, то есть 3 часа 30 минут.
Полезные ресурсы для подготовки
Здесь приведены наиболее полезные для выпускников интернет-ресурсы для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому языку:
Настраивайтесь на успешную сдачу экзамена, больше читайте и рассуждайте на тему прочитанного, и максимальный балл за ЕГЭ по русскому языку будет у вас в кармане!
Источник
Сочинение ЕГЭ по русскому: как получить максимум баллов
Большинство школьников боится писать тренировочные экзамены по этому предмету, потому что не уверены в своих способностях. Однако чтобы получить высокий балл по русскому языку, достаточно знаний из школьной программы. Здесь важно не заучить правила, а знать критерии оценивания и структуру написания.
Для успешной подготовки мы подготовили специальный подарок. Он ждёт вас в конце статьи!
Критерии оценивания и баллы за сочинение
Чтобы набрать максимальный балл за сочинение по русскому языку, необходимо знать и понимать каждый критерий оценки.
Содержание сочинения
Критерий 1 — формулировка проблем исходного текста
Как найти проблему? Она отражает центральную мысль рассказа — то, чему в тексте уделено больше всего внимания. Посмотрите, о чём автор пишет, какая ситуация лежит в основе текста?
Попробуйте выписать ключевые слова, из них можно составить проблему. Обычно она формулируется 2-5 словами.
Критерий 2 — комментарий к сформулированной проблеме
Это, по мнению учеников, самый сложный критерий. Не все понимают, что здесь писать.
Запомните: комментарий — это действие в тексте, в котором иллюстрируется проблема. Зачастую таких действий два. Например, автор в начале рассказа описывает гнездо с птицей и птенцами. Потом он вспоминает о своих детях, а затем рассуждает об обязанностях родителей. Всё крутится вокруг проблемы родительства. Чтобы написать достойный комментарий, предлагаем следовать нашему плану:
За два примера с пояснениями и смысловой связью без фактических ошибок можно получить целых 5 баллов!
Однако за несоответствие хотя бы в одной позиции количество баллов будет уменьшаться по одному. Соответственно, за работу без примеров-иллюстраций ИЛИ за комментарий другой проблемы (не сформулированной во втором абзаце) ИЛИ за пересказ текста (без анализа)/простое цитирование будет выставлено 0 баллов.
Критерий 3 – отражение позиции автора исходного текста
Теперь между строк попытаемся уловить отношение автора к ситуации. Это можно понять по эмоциональной окраске текста. Если автор гордится тем, о чём рассказывает, если его волнует поднятая проблема – делаем вывод, что писатель неравнодушен к тому, о чём говорится в тексте.
Использование снижающих образ детали (например, фамилии Хихикин, Водянкин или «короткая губка с усиками» Наташи Ростовой, иными словами — неприятные характеристики персонажей) также подсказывает нам отношение автора к героям, ситуации.
Правильно сформулированная позиция автора даст вам 1 балл. Если этот пункт в сочинении будет отсутствовать, или мнение писателя будет искажено — 0 баллов.
Источник
Как написать сочинение ЕГЭ по русскому на максимальный балл
Для успешного прохождения порогового балла по русскому языку необязательно иметь какие-то выдающиеся лингвистические навыки, не нужен даже особый склад ума. Однако наибольшее количество вопросов у выпускников и их родителей вызывает последнее задание экзамена — написание сочинения по прочитанному тексту. В этой статье мы дадим подробную инструкцию, как написать сочинение ЕГЭ.
Структура сочинения
В ЕГЭ по русскому языку сочинение является 27 заданием. Для его выполнения используется бланк ответов № 2. В задании требуется сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста. В комментарии нужно привести два примера-иллюстрации, между которыми обязательно должна прослеживаться смысловая связь. Далее формулируется позиция автора к этой проблеме, и затем выпускник сам формулирует и аргументирует свое отношение к авторской позиции.
Алгоритм написания сочинения выглядит так:
1. Проблема. Лучше сформулировать её в вопросе, например: «В чем заключается любовь к Родине?»
2. Комментарий. Он обычно занимает одно-три предложения, в которых нужно привести примеры:
3. Анализ смысловой связи между примерами из комментария. Они могут дополнять, пояснять, опровергать друг друга.
4. Авторская позиция. Лучше всего прямо отвечать на вопрос (см. п.1: «Автор стремится донести до нас мысль о том, что любовь к Родине заключается в…»)
5. Собственная позиция, согласие или несогласие с мнением автора. Нужно привести аргумент с обоснованием вашей позиции.
Максимальный первичный балл за сочинение — 25.
Как видно из схемы, сочинение ЕГЭ отклоняется от стандартного шаблона «вступление-основная часть-заключение». Однако для успешного выполнения задания необходимо только хорошо понимать текст: после нескольких попыток написания этот алгоритм быстро закрепляется в голове.
Какие темы могут встретиться в задании № 27
В сочинении ЕГЭ по русскому постановка проблемы напрямую зависит от темы текста. Ниже мы перечислили основные и наиболее часто встречающиеся из них:
Что важно помнить при написании сочинения ЕГЭ
Прежде всего, следует помнить, что хорошее сочинение — это отлично проанализированный текст. Чтобы научиться писать сочинения, необходимо читать тексты прошлых лет из архивов вариантов или тренировочных баз заданий.
Также важно помнить, что тексты различны по сложности. Некоторые из них содержат в себе более наглядную проблематику. Такими являются, например, тексты о войне. В тех же случаях, когда проблему в тексте определить трудно, стоит уделять большее время сюжетному анализу и повторному прочтению.
Когда стоит начинать готовиться к написанию сочинения
Конечно, лучше всего начинать готовиться к успешному выполнению задания № 27 в десятом классе, вместе с подготовкой к тестовой части экзамена. Тогда у вас будет гораздо больше времени на чтение текстов и тренировку написания.
Но ни в коем случае не стоит расстраиваться тем, у кого до сдачи экзамена остался лишь год. Единственным важным моментом здесь будет только необходимость уделить сочинению много внимания: несмотря на объём материала в тестовой части, 27-е задание тоже достаточно требовательно к знаниям и тренировкам.
Можно ли подготовиться к написанию сочинения ЕГЭ самостоятельно
В открытом доступе имеется большое количество текстов и даже готовых образцов сочинений. Безусловно, это значительно облегчает подготовку, но, с другой стороны, в таком количестве материала очень легко запутаться.
Тяжелее всего — начать готовиться. Трудно найти в себе силы и мотивацию для регулярного разбора текстов. С другой стороны, некоторые темы достаточно сложно понять. Также могут возникнуть вопросы с критериями проверки, правильностью и точностью оформления, грамотностью.
Разобраться с таким большим количеством информации, а также научиться правильно и грамотно писать сочинения вам поможет преподаватель. Наши репетиторы всегда помогают систематизировать знания и выстроить график подготовки, быстро проверяя работы и анализируя полученные результаты.
Советы по подготовке
Не забывайте про цитирование
Внимательно подходите к выбору примеров для комментария. Цитаты, взятые из текста, должны быть обязательно объяснены вами в связи с этими примерами: этим вы доказываете, что для комментирования опирались на материал текста.
Больше читайте и смотрите
Речь здесь идет не только о текстах ЕГЭ: читайте небольшие рассказы, тематические истории, любимые и интересные книги. Смотрите фильмы, соответствующие проблематике текстов. Даже посты в социальных сетях могут помочь Вам аргументировать свою позицию.
Предлагайте родным, учителям или друзьям читать ваши работы
Если вы сомневаетесь в том, грамотно ли доносите мысль, то лучшим выходом будет чтение сочинения другими. Если вы — родитель, то предложите ребёнку помощь в чтении его работы.
Источник