Как написать сочинение на литературную тему

Советы, как научиться писать сочинения по литературе на ЕГЭ на отлично

При подготовке к сочинению — обязательной части ЕГЭ по литературе — безотказно срабатывают лишь два совета: как можно больше читайте и как можно больше пишите! Ну и, конечно, без логики, знания литературоведческих терминов и четкого плана сочинения хороших результатов ждать не придется. И все же каждый выпускник ждет универсального ответа на вопрос: как писать сочинение по литературе?

1. Готовьтесь заранее

Чем раньше вы начнете читать и перечитывать программные произведения, запоминать главных и второстепенных героев, анализировать тексты, тем лучше. Можно даже завести отдельную тетрадь для того, чтобы схематично заносить в нее сюжетные коллизии и имена персонажей. Также заранее стоит начать готовиться к написанию сочинений. Набивайте руку и доводите процесс до автоматизма: очевидно, что содержание вашего сочинения на экзамене будет отличаться от того, что вы пишете дома, однако структура должна всегда оставаться жесткой.

2. Придерживайтесь алгоритма

Какую бы тему вы ни выбрали, всегда ориентируйтесь на четкий план и неизменный алгоритм написания сочинения.

3. Пользуйтесь шаблонами

В любой другой ситуации шаблон — это плохо. Здесь же он помогает сэкономить время и сохранить жесткую структуру написанного вами сочинения. При создании сочинения шаблон может стать для вас подсказкой: с чего начать и чем закончить абзац, как сделать переход от одной мысли к другой, а главное — чем наполнить вступление и заключение.

Так, например, во вступлении можно использовать следующие фразы:

А в заключении уместно будет сказать:

Не стесняйтесь использовать такие выражения, как:

Однако не забывайте о том, что ваша личная позиция интересует членов комиссии гораздо меньше, чем изложение конкретных фактов и взглядов именитых критиков русской литературы.

4. Составьте план сочинения

Совет, набивший всем оскомину с детства. Однако, как бы мы ни отрицали, следует признать: без четкого плана действительно ничего не работает. Как же он должен выглядеть?

5. Пользуйтесь терминами

Хорошее знание терминологии поможет вам получить высокий балл на экзамене. В сочинении рекомендуется упомянуть как минимум пять литературоведческих терминов, причем, необязательно самых сложных: слова «эпитет», «лирическое произведение» и «завязка» тоже считаются.

Критерии, по которым оценивается сочинение

Рекомендуемый объем сочинения — 150-200 слов. Самый главный критерий, по которому оценивается ваша работа – «содержательный аспект». Если проверяющий поставит за него ноль баллов, то дальше работа проверяться не будет.

Максимальный балл за сочинение по литературе — 14.

Источник

Как правильно писать сочинение на литературную тему

КАК ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ.

Требования к сочинению:

Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.

Виды тем по литературе:

Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида.

Итак, различают следующие виды тем:

· темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,

· анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),

· сочинение по цитате,

Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например:
«Образ Петербурга в русской лирике серебряного века».
«Изображение войны в книге Л. Толстого «Война и мир».
«Темное царство» в драме А. Островского «Гроза».
«Москва и москвичи в изображении М. Булгакова».
Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект «сверху», разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.

О различных видах литературного анализа мы уже начали говорить и продолжим далее в нашем курсе.

Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, «спрятанный» в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.

Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не «привязанную» к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что промежуточную аттестацию вы будете сдавать не по философии и не по «житейскому опыту», а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют ваше личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.

Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение.

Учтите некоторые рекомендации:

Вступление: чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.

Читайте также:  Язык и другие невербальные средства общения

1. Историческое введение.

Суть его можно в шутку выразить словами: «жизнь в те ещё годы». А если серьёзно, это характеристика соответствующей эпохи, анализ её социально-экономиче­ских, нравственных, политических, культурных пружин. Само по себе это введение неплохое, иногда оно просто необходимо. Например, выбрали вы тему «Социально-фи­лософская проблематика спора «отцов и детей» (по роману «Отцы и дети»). Согласитесь, что в данном случае как нельзя более уместно в начале
сочинения прозвучит анализ особенностей России 60-х гг. XIX в. России, бурно спорящей о путях своего дальнейшего, революционного или реформистского, разви­тия. Но беда в том, что историческое введение встречается в 95% школьных сочинений и превратилось в затасканный и почти невыносимый для преподавателей штамп. Поэтому по мере сил и возможностей пытайтесь его избегать.

2. Аналитическое введение.

Это введение наиболее выигрышное, которое сразу заявляет о вас как о личности, умеющей логически грамотно и критически мыслить. Суть его сводится к анализу центрального понятия темы сочинения. Например, тема «Народность поэмы «Василий Тёркин». Конечно, самое уместное начать такое сочинение с характеристики понятия «народность», с описания его признаков. Это сразу же поставит сочинение на правильный путь, на рельсы доказательств, что поэма Твардовского обладает всеми названными вами признаками и тем самым являет собой народное произведение.

Причём вовсе не обязательно, чтобы тема сочинения, для которого подходит аналитическое введение, включала в себя литературоведческий термин. Предположим, вам попалась «Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе «На дне». Вот и поразмышляйте, почему гуманизм (понятие вроде бы тривиальное — «любовь к людям») может быть истинным и ложным и как содержание этого понятия зависит от конкретной социально-политической ситуации. Ведь одно дело — гуманизм сытого, обеспеченного человека и совсем дру­гое — гуманизм угнетённого, раба.

3. Биографическое введение.

Бывает, что к раскрытию темы верный ключ дают сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника. Пред­положим, вы остановились на теме «Любовь и дружба в лирике «. Историческое введение здесь выглядит «притянутым за уши», бессмысленным; анализиро­вать понятия любви и дружбы тоже как-то нелепо. А вот вспомнить о «лицейском братстве», о других многочислен­ных верных друзьях Пушкина, об Анне Петровне Керн, Екатерине Николаевне Ушаковой и тем более о Наталье Николаевне как нельзя более уместно.

С помощью этого введения вы как бы входите в соответствующий литературный контекст, вспоминаете предшествующие анализируемому вами произведению ли­тературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения. Например, досталась вам тема «Нравственные искания героев «. Взять историческое введение? Но о каком периоде рассказывать? 1805—1812 гг. (время действия «Войны и мира»)? Или 1850—1860 гг. — время написания романа? Возможностей использовать аналитическое введение практически нет. Биографическое? Но ведь речь должна идти о героях. В начале такого сочинения стоит поразмышлять о том, что испокон веку «поэт в России — больше, чем поэт», что проповедническая, нравственно страстная нота характерна для всех лучших представителей русской литературы, а уж нравственный авторитет просто огромен. Тем самым вы и обнаружите свою эрудицию, и прямо подойдёте к предмету вашего анализа.

5. Введение — характеристика произведения

Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем (например, «Образы Чацкого и Молчалива в комедии «Горе от ума»), то начать логичнее с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости. В данном конкретном случае целесообразно сказать несколько слов о традиционной социальной заострённости русского театра, об идейном замысле комедии, о глубине грибоедовского реализма.

Бывает, что ни одно из перечисленных выше введений вас не устраивает или просто не даётся. Универсальным средством остаётся введение, увязывающее тему сочинения с вашим личным жизненным или духовным опытом. Суть этого введения (опять же в шутку!) можно сформулировать в таком виде: «Ах, как я люблю Пушкина!» или: «Был со мной однажды случай. » Ну, и далее несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на вас поэт, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его творчество. Такое введение очень подойдёт, например, к теме «Читая его творения, можно превосходным образом вос­питать в себе человека» (Белинский о Пушкине) «.

7. Можно, наконец, начать сочинение и со своеобразной переклички с современностью («В наше время, когда особенно большую роль играет. «). Однако к такому введению следует относиться очень осторожно, потому что, во-первых, оно может далеко увести от темы и, во-вторых, такое начало иногда оказывается чрезмерно конъюнктур­ным.

Если вы внимательно выслушали обзор различных введений, то легко согласитесь с тем, что заключительная часть сочинения может строиться по тем же принципам — учитывая, однако, в заключении обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения. Но если вы ограничитесь только выводами, концовка будет выглядеть слишком куцей, оборванной. И чтобы выйти на стратегический простор следствий из ваших выводов, в качестве компаса могут оказаться очень полезными разобранные варианты введения. Наиболее часто используются заключения, связывающие выводы сочинения с современностью или с личным опытом автора, а также — более узко — с развитием современной литературы. И это вполне понятно: все мы читаем литературу прошлого, как бы примеряя её к себе и к своему времени. Именно одним из указанных способов уместно закончить сочинение, скажем, на тему «Нравст­венные искания героев «. Иногда, напротив, целесообразно завершить сочинение теоретическим «аккор­дом», ещё раз, на новом уровне, вернувшись к заглавному понятию.

Читайте также:  Русский язык 5 класса сочинение по картине мальчишки

Что касается написания основной части сочинения, то здесь, конечно, слишком многое определяется конкретикой темы и такие детальные рекомендации, как данные выше, попросту невозможны. Однако нужно помнить о неко­торых принципах или приёмах, которые могут оказать вам немалую помощь.

Прежде всего, пункт плана, посвящённый основной части сочинения, не должен совпадать с темой. Тема раскрывается с помощью всего сочинения, и основная часть должна включать как минимум два, а лучше — три или четыре пункта плана, каждый из которых с разных сторон поможет раскрыть тему глубоко и всесторонне.

Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки. Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой характеристики содержания произведения.

2. Русова писать сочинение, изложение и диктант. – Н. Новгород: «ДЕКОМ», 1995

Источник

Итоговое сочинение: структура, регламент, подготовка

Сочинение — обязательная часть итоговой аттестации в 11 классе. Без этой работы школьника не допустят до ЕГЭ. Рассказываем, как написать итоговое сочинение на высший балл.

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение по русскому языку — работа, которую пишут все одиннадцатиклассники. Она оценивается по принципу «зачёт/незачёт». Зачёт за сочинение является обязательным условием допуска к единому государственному экзамену — ЕГЭ.

Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы.

Интересный факт — опираться можно даже на Библию.

Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить.

Зачёт на итоговом сочинении даёт школьнику:

✅ допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку,

✅ до 10 баллов при поступлении в вуз (каждый вуз определяет сам).

При оценке сочинения оценивается его объём и самостоятельность выполнения работы.

Существует пять критериев оценивания:

Итоговое сочинение позволяет оценить грамотность, начитанность, умение анализировать. Чтобы хорошо его написать, нужны крепкая база по русскому языку и развитый литературный кругозор. В этом вам помогут курсы «Экстерната Фоксфорда». По промокоду RUS102020 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу русского языка за 10 класс, а по промокоду LITERA112020 неделю бесплатного доступа к курсу литературы за 11 класс. Готовьтесь к итоговому сочинению вместе с нами!

Из чего состоит итоговое сочинение

Структура работы предполагает вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение должны занимать примерно треть всего текста.

Если ваш ребёнок не знает, как писать итоговое сочинение, расскажите ему про примерный план работы.

План итогового сочинения

Часть 1. Вступление

Нужно написать главную идею и тезис будущей работы. Как правило, варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года. Это может быть согласие или несогласие с цитатой либо собственное мнение по теме. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения. Вот несколько типичных клише для начала работы.

✅ «Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё определение этим понятиям».

✅ «Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу».

Часть 2. Основной текст

Дальше в подкрепление тезиса приводятся аргументы с опорой на источники литературы. Нужно привести минимум два довода. Для плавного перехода к основной части можно использовать шаблонные фразы:

✅ «Хотелось бы вспомнить произведения художественной литературы, где раскрывается тема. ».

✅ «В доказательство рассуждений обращусь к художественной литературе. ».

Переход ко второму аргументу может звучать так:

✅ «Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения. ».

Часть 3. Заключение

В конце необходимо подвести итоги и обобщить вышенаписанное. Возможные клише:

✅ «Обобщая сказанное, хочу сказать, что. ».

✅ «Таким образом, можно сделать вывод. ».

Как проходит итоговое сочинение

Как правило, итоговое сочинение пишут в стенах родной школы. Время написания итогового сочинения — три часа 55 минут. При проведении нельзя пользоваться какими-либо литературными источниками — нужно брать всё из головы.

Блоки направлений, которые ждут школьников в 2020–2021 учебном году:

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Пять конкретных тем станут известны непосредственно на экзамене — за 15 минут до начала. Как правило, они сформулированы в виде вопросов: «Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла — сердце человека?» или «Должен ли человек смирять свою гордость?». Можно выбрать любую тему для написания сочинения.

Как готовиться к итоговому сочинению

Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать.

Изучите сайт ФИПИ

На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила.

Чтение литературы

Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом.

Читайте также:  Как пишется скажите пожалуйста с запятой или нет

Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению.

Тренироваться

Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой.

В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.

Пишите подростку письма

Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.

Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.

Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.

Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом.

Резюме

Итоговое сочинение — допуск к ЕГЭ. Работа длится три часа 55 минут. Подростку нужно будет обозначить проблему в выбранной теме, раскрыть её с помощью аргументов и опоры на литературные источники, а затем сделать выводы.

Чтобы помочь ребёнку подготовиться к сочинению, вместе изучите сайт ФИПИ, разберите план написания и образцы, обсуждайте прочитанные книги и попробуйте вести переписку в бумажных письмах. Так одиннадцатиклассник научится выражать мысли в письменном виде, привыкнет к шаблону и придёт на сочинение во всеоружии.

Источник

Методика написания сочинения на литературную тему.

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методика написания сочинения на литературную тему Сочинение на литературную тему- это собственные РАЗМЫШЛЕНИЯ пишущего по поводу прочитанного произведения.

Дано- требуется доказать- доказательство- итог тема вступление осн.часть закл-е

Композиция сочинения трёхчастная: Вступление ( тезис) Основная часть (система доказательств) Заключение ( итог) Кольцевая композиция!

Сочинение по проблемам содержания и формы лит. произведения Сочинение-анализ эпизода. Функции эпизода: Характерологическая Психологическая Поворотная Оценочная

Сочинение о роли пейзажа Описание картин природы выполняет функции: Помогает обозначит время и место действия Является мотивировкой тех или иных событий Средство раскрытия внутреннего мира героя Создаёт определённый эмоциональный настрой героя Передаёт национальный колорит Раскрывает авторскую позицию, философские взгляды писателя … для постановки проблемы жизни и смерти

Сочинение- анализ сна или письма литературного героя. Показать: его значение в характеристике героя; его роль в развитии сюжета.

Сочинение- анализ определённой проблемы. Особенности формулировки проблемы: в том числе и как проблемный вопрос, на который нет единственно правильного ответа. «Обломов и Захар : кто у кого в рабстве?»

Выбрали тему сочинения её понятийный анализ Выделить ключевые Переформулировать тему слова ( не более 1-3) в ряд вопросов Раскрытие этих Дать ответ на эти вопросы понятий в сочине- в сочинении нии

« Моё отношение к Раскольникову» « Моё отношение к Раскольникову» надо рассуждать о тех чертах характера героя, которые вызывают у вас симпатию или антипатию.

«Барская Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума». Что значит «барская Москва»? Кто из героев комедии является представителем барской Москвы. т.е. принадлежит к фамусовскому обществу? Что характерно для всех этих героев? Что больше всего ценится ими в людях и почему? Как Грибоедов относится к представителям барской Москвы? Совпадает ли отношение Грибоедова и Чацкого к московской знати.

«Тема гордого одиночества в лирике М. Лермонтова»: в каких стихотворениях поэта звучит эта тема? чем объясняется столь частое обращение поэта к этой теме в своём творчестве: особенностями мироощущения? фактами биографии? творческим методом? каким обычно изображается герой в произведениях романтизма? почему лирический герой поэзии Лермонтова гордится своим одиночеством?

Тезис в 2-3 предложениях. В нём д/б: Что автор сочинения собирается доказывать в своей работе? На каком материале автор сочинения будет выстраивать доказательную базу? Как сочинение поможет понять замысел автора литературного произведения?

План сочинения: Вступление. Основная часть: 1. 3. А) А) Б) Б) В) В) 2. Заключение. А) Б) В)

Варианты вступления к сочинению: Историческое(краткая характеристика эпохи). Аналитическое ( размышление по поводу центрального понятия, входящего в формулировку темы сочинения; раздумья над тем или иным словом). Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме; характеристика ближайшего окружения писателя; рассказ об истории создания одного произведения; рассмотрение эволюции взглядов писателя). Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной традиции, размышление о новаторстве автора, о том, что нового внёс писатель в развитие литературы). Вступление-характеристика произведения. Если тема предполагает анализ одного или нескольких образов, то во вступлении нужно дать характеристику произведения в целом.

Избегать в основной части! Пересказ произведения. Изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

Номер материала: ДБ-199622

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Простыми словами о самом интересном
Adblock
detector