Как написать сочинение миниатюру по русскому языку

Как правильно писать сочинения: с чего начать, структура сочинений

Как писать сочинения разных типов, преодолеть страх чистого листа и что делать, если ребёнок не любит сочинительство.

Хорошее владение письменной речью незаменимо не только в учёбе — в дальнейшем этот навык может стать конкурентным преимуществом в работе и даже основным источником заработка (журналистика, копирайтинг, ведение блога).

В этой статье вы найдёте пошаговое руководство по написанию сочинений разных типов, а также универсальные приёмы и советы, которые помогут вашему ребёнку создавать лаконичные и интересные тексты.

С чего начать писать сочинение

Страх чистого листа — первая проблема, с которой сталкивается ребёнок при написании текста. Вступление — ответственная и довольно непростая часть работы над сочинением. Выполнение действий, изложенных ниже, упростит ребёнку эту задачу.

Шаг 1. Обдумайте тему

Прежде всего необходимо понять, о чём требуется рассказать в тексте. Предложите ребёнку устно поразмышлять над заданной темой сочинения. Если она сформулирована слишком обширно, помогите конкретизировать её и сформулировать мысли, подходящие данной тематике.

Шаг 2. Изучите контекст

Часто для написания сочинения могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если сочинение задано по мотивам литературного произведения, убедитесь, что ребёнок не только прочитал его, но и представляет себе личность автора и эпоху, в которую он творил. Эта информация послужит поводом для размышлений, которые можно отразить в сочинении.

Структура сочинения

Любое сочинение состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении читателя обычно знакомят с темой. Как правило, оно занимает не более 20% текста. В основной части заявленная тема должна быть раскрыта и разъяснена. В заключении подводятся итоги. Его объём не должен превышать объём вступления.

Однако в зависимости от типа сочинения, его структура будет отличаться. На школьных уроках литературы встречаются три основных вида сочинений, каждый из которых преследует свои цели и требует индивидуального подхода.

Сочинение-описание (характеристика)

Сочинение-описание предполагает изображение каких-либо явлений, их признаков, рассуждение о них. Темой описания могут быть внутренние и внешние портреты персонажей, предметы живописи, природа и так далее.

Примеры тем таких сочинений: «Образ Григория Печорина в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”», «Картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели”», «Природа поздней осенью».

План сочинения-описания лучше всего строить по следующей модели:

Сочинение-повествование

Повествование предполагает рассказ о событиях в их временной последовательности. Например: «Блокада Ленинграда», «Как я провёл лето», «Весёлый случай из моей жизни».

Чтобы подготовить ребёнка к работе над повествованием, обсудите с ним тему и убедитесь, что он владеет достаточной информацией о ней. Если необходимо, воспользуйтесь интернетом, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Затем попросите ребёнка рассказать историю, которую он собирается перенести на бумагу. Этот устный рассказ и станет основой для сочинения.

План сочинения-повествования соответствует классической структуре литературного произведения:

Сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение предполагает изложение собственных мыслей на заданную тему. Это может быть отзыв о прочитанной книге, рассказ о своём отношении к общественному явлению и тому подобное. Для написания рассуждения важно рассмотреть проблему с разных сторон и сделать выводы. Примеры: «Что такое дружба», «Как общество влияет на человека», «Что я понял, прочитав рассказ А.П. Чехова “Человек в футляре”».

Перед началом работы над сочинением-рассуждением попробуйте подискутировать с ребёнком на заданную тему, пусть он выразит своё отношение к ней и объяснит, почему считает именно так, а не иначе. Из этих обсуждений, а возможно, и споров, ребёнок сможет составить материал для работы.

Структура у сочинения-рассуждения:

Особенности сочинений на ОГЭ и ЕГЭ

Сочинение является обязательной частью государственных итоговых аттестаций — ОГЭ и ЕГЭ. На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение для допуска к единому государственному экзамену. Кроме того, сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории.

Отличия сочинения от эссе и изложения

Сочинения часто путают с эссе, однако эти виды работ различаются целью, структурой и стилистикой написания.

Школьное сочинение предполагает довольно жёсткую структуру, обязательную аргументацию авторской позиции и сдержанный, повествовательный тон. Задача сочинения — научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать выводы и обобщения.

Эссе — это художественное произведение, отражающее субъективную позицию автора по поводу некого события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной, мнение автора не обязательно подкреплено аргументами, а в тексте могут использоваться любые средства художественной выразительности, включая риторические вопросы и фразеологизмы. Кроме того, эссе не обязательно заканчивается выводом.

С сочинением не стоит путать и изложение. Оно представляет собой письменный пересказ текста, сжатую и сокращённую интерпретацию услышанного или прочитанного и не предполагает рассуждений. Задача изложения — проверить, насколько хорошо ученик способен запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Читайте также:  Как правильно написать спасибо за поддержку

Почему писать сочинения полезно

Как полюбить писать сочинения

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не просто научился писать шаблонные сочинения, но почувствовал вкус к литературному творчеству — предлагаем несколько простых советов.

Предложите ребёнку завести личный дневник или блог. Пусть он попробует описывать интересные события своей жизни, встречи с людьми, впечатления от книг и фильмов, рассуждения о том, что его беспокоит. Такие записи тоже своего рода сочинения, они помогут научиться анализировать и грамотно строить предложения.

Прививайте ребёнку любовь к чтению книг, особенно классики — это огромное подспорье для тех, кто хочет научиться правильно писать сочинения. Книги расширяют словарный запас, учат красиво и грамотно строить предложения, развивают воображение и заставляют думать. От книги будет больше эффекта, если после прочтения ребёнок напишет на неё отзыв. Это не только дополнительная практика, но и возможность как следует «переварить» полученную информацию.

Запишите ребёнка в литературный кружок. Есть школы писательского мастерства, литературные клубы, журналистские кружки и молодёжные газеты, в которых учат писать красиво и грамотно. Часто такие коллективы посылают своих авторов на творческие конкурсы — интересные задания и призы помогут пробудить у ребёнка интерес к сочинительству.

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Работа над сочинением-миниатюрой

Работа над сочинением-миниатюрой

Петрова Мария Викторовна

Сочинение в школе занимает важное место: ему подчиняются все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьники максимально приближаются к оптимальным условиям речевых высказываний.

Сочинение в широком смысле – это изложение собственных мыслей на заданную тему. Сочинение показывает, на сколько ученик понимает определенную тему, и может выражать свои мысли грамотно последовательно и ясно.

Программа по русскому языку для младших классов определяет ряд навыков и речевых умений учащихся, которые должны сформироваться за 4 года обучения благодаря изучению грамматики, фонетики, правописания и развития речи. Однако из практики работы в школе видно, что одним из слабых звеньев в системе обучения языку является работа по развитию связной речи детей. В учебниках часто отсутствует система заданий и упражнений, которая позволяет развивать все виды речевой деятельности учащихся, а также умение школьников свободно пользоваться родным языком в разных ситуациях общения. Жанр миниатюр представляет собой значительный интерес для решения вопросов развития речи уча­щихся, так как имеет малый объем, харак­теризуется образностью языка. Миниатю­ры создают, по мнению М.Р. Львова, «. непрерывность системы самостоятель­ного письма учащихся, служат фоном для крупных сочинений и других творческих работ». Написание сочинения-миниатюры соответствует психологии младшего школьного возраста, т.к. такие работы невелики по объему и не вызовут страх у детей из-за невозможности справиться с заданием в связи с дефицитом времени. Сочинения-миниатюры могут использоваться чаще, чем объемные работы, они занимают лишь часть урока, в большей степени могут соотноситься с изучаемой темой, сочетать в себе задачи обучения, контроля и диагностики. При обучении написанию сочинений я остановилась на таких методах организации учебной деятельности, как репродуктивный метод и частично-поисковый (эвристический) метод.

Репродуктивный метод работы над обучающим сочинением имеет следующие этапы работы:

1) Подготовка к написанию сочинения.

Готовиться к сочинению дети начинают задолго до его написания. Работа проводится одновременно на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, во внеклассной работе. Дети должны иметь возможность несколько раз вернуться к теме предстоящего сочинения до его написания.

Учитель ведет работу по увеличению словаря учащихся по выбранной ими теме. Проводится работа, связанная с анализом авторских текстов, которые приближены по тематике к теме предстоящего сочинения, учитель обращает внимание на средства языка, которые используют мастера слова.

Учитель одновременно с этим учит детей глядеть в суть понятия, отделять несущественные признаки от существенных признаков понятия и постепенно подходить к развернутым суждениям. К этому этапу так же можно отнести подготовительные упражнения, которые представлены в этой работе. Все это позволит осуществить актуализацию знаний детей и поможет подготовить их к написанию творческой работы.

2) Написание сочинения.

Перед написанием сочинения обязательно должна быть вступительная беседа учителя. С помощью беседы появится определенное эмоциональное настроение на уроке, которое поможет ученикам выразить свои мысли и чувства при написании сочинения.

Следующий этап на уроке – это подготовка к написанию сочинения. Работа проводится устно: обсуждаем возможный план сочинения, проводится работа по активизации словаря, дети составляют отдельные устные высказывания по пунктам плана. Затем ученики самостоятельно записывают свое сочинение.

3) Работа над сочинением после написания.

Проводится обсуждение творческих работ детей. Детям дается возможность отредактировать свой текст.

В работе используется также частично-поисковый метод обучения написанию сочинений, он включает следующие этапы работы:

На мой взгляд, сочинение-описание следует проводить два раза в месяц. Учителю необходимо заботиться о разнообразии тем сочинений. Предлагаю следующие темы сочинений-миниатюр:

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Работа над сочинением-миниатюрой

Работа над сочинением-миниатюрой

Петрова Мария Викторовна

Сочинение в школе занимает важное место: ему подчиняются все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьники максимально приближаются к оптимальным условиям речевых высказываний.

Читайте также:  Как написать статью в журнал воспитателю

Сочинение в широком смысле – это изложение собственных мыслей на заданную тему. Сочинение показывает, на сколько ученик понимает определенную тему, и может выражать свои мысли грамотно последовательно и ясно.

Программа по русскому языку для младших классов определяет ряд навыков и речевых умений учащихся, которые должны сформироваться за 4 года обучения благодаря изучению грамматики, фонетики, правописания и развития речи. Однако из практики работы в школе видно, что одним из слабых звеньев в системе обучения языку является работа по развитию связной речи детей. В учебниках часто отсутствует система заданий и упражнений, которая позволяет развивать все виды речевой деятельности учащихся, а также умение школьников свободно пользоваться родным языком в разных ситуациях общения. Жанр миниатюр представляет собой значительный интерес для решения вопросов развития речи уча­щихся, так как имеет малый объем, харак­теризуется образностью языка. Миниатю­ры создают, по мнению М.Р. Львова, «. непрерывность системы самостоятель­ного письма учащихся, служат фоном для крупных сочинений и других творческих работ». Написание сочинения-миниатюры соответствует психологии младшего школьного возраста, т.к. такие работы невелики по объему и не вызовут страх у детей из-за невозможности справиться с заданием в связи с дефицитом времени. Сочинения-миниатюры могут использоваться чаще, чем объемные работы, они занимают лишь часть урока, в большей степени могут соотноситься с изучаемой темой, сочетать в себе задачи обучения, контроля и диагностики. При обучении написанию сочинений я остановилась на таких методах организации учебной деятельности, как репродуктивный метод и частично-поисковый (эвристический) метод.

Репродуктивный метод работы над обучающим сочинением имеет следующие этапы работы:

1) Подготовка к написанию сочинения.

Готовиться к сочинению дети начинают задолго до его написания. Работа проводится одновременно на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, во внеклассной работе. Дети должны иметь возможность несколько раз вернуться к теме предстоящего сочинения до его написания.

Учитель ведет работу по увеличению словаря учащихся по выбранной ими теме. Проводится работа, связанная с анализом авторских текстов, которые приближены по тематике к теме предстоящего сочинения, учитель обращает внимание на средства языка, которые используют мастера слова.

Учитель одновременно с этим учит детей глядеть в суть понятия, отделять несущественные признаки от существенных признаков понятия и постепенно подходить к развернутым суждениям. К этому этапу так же можно отнести подготовительные упражнения, которые представлены в этой работе. Все это позволит осуществить актуализацию знаний детей и поможет подготовить их к написанию творческой работы.

2) Написание сочинения.

Перед написанием сочинения обязательно должна быть вступительная беседа учителя. С помощью беседы появится определенное эмоциональное настроение на уроке, которое поможет ученикам выразить свои мысли и чувства при написании сочинения.

Следующий этап на уроке – это подготовка к написанию сочинения. Работа проводится устно: обсуждаем возможный план сочинения, проводится работа по активизации словаря, дети составляют отдельные устные высказывания по пунктам плана. Затем ученики самостоятельно записывают свое сочинение.

3) Работа над сочинением после написания.

Проводится обсуждение творческих работ детей. Детям дается возможность отредактировать свой текст.

В работе используется также частично-поисковый метод обучения написанию сочинений, он включает следующие этапы работы:

На мой взгляд, сочинение-описание следует проводить два раза в месяц. Учителю необходимо заботиться о разнообразии тем сочинений. Предлагаю следующие темы сочинений-миниатюр:

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Работа над сочинением-миниатюрой

Работа над сочинением-миниатюрой

Петрова Мария Викторовна

Сочинение в школе занимает важное место: ему подчиняются все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьники максимально приближаются к оптимальным условиям речевых высказываний.

Сочинение в широком смысле – это изложение собственных мыслей на заданную тему. Сочинение показывает, на сколько ученик понимает определенную тему, и может выражать свои мысли грамотно последовательно и ясно.

Программа по русскому языку для младших классов определяет ряд навыков и речевых умений учащихся, которые должны сформироваться за 4 года обучения благодаря изучению грамматики, фонетики, правописания и развития речи. Однако из практики работы в школе видно, что одним из слабых звеньев в системе обучения языку является работа по развитию связной речи детей. В учебниках часто отсутствует система заданий и упражнений, которая позволяет развивать все виды речевой деятельности учащихся, а также умение школьников свободно пользоваться родным языком в разных ситуациях общения. Жанр миниатюр представляет собой значительный интерес для решения вопросов развития речи уча­щихся, так как имеет малый объем, харак­теризуется образностью языка. Миниатю­ры создают, по мнению М.Р. Львова, «. непрерывность системы самостоятель­ного письма учащихся, служат фоном для крупных сочинений и других творческих работ». Написание сочинения-миниатюры соответствует психологии младшего школьного возраста, т.к. такие работы невелики по объему и не вызовут страх у детей из-за невозможности справиться с заданием в связи с дефицитом времени. Сочинения-миниатюры могут использоваться чаще, чем объемные работы, они занимают лишь часть урока, в большей степени могут соотноситься с изучаемой темой, сочетать в себе задачи обучения, контроля и диагностики. При обучении написанию сочинений я остановилась на таких методах организации учебной деятельности, как репродуктивный метод и частично-поисковый (эвристический) метод.

Читайте также:  Летать за границу как пишется

Репродуктивный метод работы над обучающим сочинением имеет следующие этапы работы:

1) Подготовка к написанию сочинения.

Готовиться к сочинению дети начинают задолго до его написания. Работа проводится одновременно на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, во внеклассной работе. Дети должны иметь возможность несколько раз вернуться к теме предстоящего сочинения до его написания.

Учитель ведет работу по увеличению словаря учащихся по выбранной ими теме. Проводится работа, связанная с анализом авторских текстов, которые приближены по тематике к теме предстоящего сочинения, учитель обращает внимание на средства языка, которые используют мастера слова.

Учитель одновременно с этим учит детей глядеть в суть понятия, отделять несущественные признаки от существенных признаков понятия и постепенно подходить к развернутым суждениям. К этому этапу так же можно отнести подготовительные упражнения, которые представлены в этой работе. Все это позволит осуществить актуализацию знаний детей и поможет подготовить их к написанию творческой работы.

2) Написание сочинения.

Перед написанием сочинения обязательно должна быть вступительная беседа учителя. С помощью беседы появится определенное эмоциональное настроение на уроке, которое поможет ученикам выразить свои мысли и чувства при написании сочинения.

Следующий этап на уроке – это подготовка к написанию сочинения. Работа проводится устно: обсуждаем возможный план сочинения, проводится работа по активизации словаря, дети составляют отдельные устные высказывания по пунктам плана. Затем ученики самостоятельно записывают свое сочинение.

3) Работа над сочинением после написания.

Проводится обсуждение творческих работ детей. Детям дается возможность отредактировать свой текст.

В работе используется также частично-поисковый метод обучения написанию сочинений, он включает следующие этапы работы:

На мой взгляд, сочинение-описание следует проводить два раза в месяц. Учителю необходимо заботиться о разнообразии тем сочинений. Предлагаю следующие темы сочинений-миниатюр:

Источник

специалист в области арт-терапии

Сочинения – миниатюры на уроках русского языка в 7 классе

Сочинения малых форм, или миниатюры, приобрели в школах широкую популярность. К сочинениям – миниатюрам предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Зато нередко добавляется грамматическое задание. Дети используют в сочинении – миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируют их.

Как работать над сочинением – миниатюрой

1)Определите, что хотите нарисовать словами. Это может быть картина природы, явление в природе или обществе, событие.

2) Определите, какова будет основная мысль миниатюры.

3) Подберите название. Оно должно быть точным, метким и выражать авторский замысел.

4) Проявите внимательное отношение к слову, поскольку в миниатюре каждое слово значимо.

5) Используйте средства художественной выразительности: метафору, олицетворение, сравнение, эпитет.

6) Отредактируйте строение предложений. Они должны быть разные по своему строению.

7) Продумайте композицию произведения.

В 7 классе на уроках русского языка можно предложить учащимся написать следующие сочинения – миниатюры:

Повторение пройденного о

глаголе в 5-6 классах.

Написать сочинение – миниатюру на тему «На стадионе», используя опорные слова: начинается, накаляется, не сидится, хочется, бросается, защищаются, разыгрывается, торжествуем, вдохновляет, заканчивается, думалось.

Образование действительных причастий прошедшего времени.

От глаголов опустеть, почернеть, опасть, затянуть, заморосить образовать действительные причастия прошедшего времени и, используя их написать небольшое сочинение на тему «Поздняя осень».

Написать сочинение по одной из открыток из серии «Памятники нашего города», используя краткие причастия создан, построен, сделан, основан, окружен, изображен, решен, привлечен, посвящен, связан, расположен, открыт, задуман, не забыт, поражен, восхищен.

Составить небольшое сочинение на тему «Осень» по опорным словосочетаниям солнце (не)греющее землю; лес, ещё (не)потерявший осенний наряд; деревья (не)обнажены, (не)улетающие на зиму синицы, (не)скончаемые дожди.

1) Составить небольшое сочинение на тему: «После школы», используя для обозначения добавочного действия деепричастия, написанные на доске ( пообедав, садясь, окончив, выполняя, решая, сделав, гуляя, придя, прочитав ).

2)Напишите сочинение по данному началу, используя деепричастия и деепричастные обороты.

Ясным летним днем ребята отправились в лес, взяв с собой корзинки. Дорога, извиваясь, шла через ржаное поле. Ребята уже были недалеко от леса. Вдруг…

1)Сочинение по опорным словам однажды, заранее, сначала, влево, вперед, издалека, осторожно, медленно, неуклюже, уверенно, блестяще, искусно, снова, вокруг, неожиданно, на ходу, досыта, засветло.

2)Используя наречия во – первых, во – вторых и др., написать небольшое сочинение на тему «Что я буду делать, когда вернусь домой из школы».

3)Сочинение по данному началу на тему «Поход».

Однажды мы решили отправиться в двухдневный поход на лыжах. Сборы начались задолго до похода. Во – первых, нужно было…

1)Сочинение – миниатюра на тему «Дежурство в классе»

Со мной, ни с кем, мы с ним, изо всех сил, подо всеми партами, безо всяких усилий, об этом дежурстве.

2)Написать сочинение на тему «В зимнем лесу», используя на выбор в качестве предлогов слова вокруг, впереди, около, мимо, после, из – за, вследствие, благодаря, сзади, в течение, в продолжение, вопреки, в связи.

Систематическое выполнение подобных сочинений создает непрерывность в развитии связной речи, повышает самостоятельность учащихся.

Источник

Простыми словами о самом интересном
Adblock
detector