Как написать сочинение категория состояния

Категория состояния – что это такое, как не путать ее с наречием и каким членом предложения она всегда является

Она обозначает состояние человека или окружающей среды. Ни от чего не зависит.

Категория состояния – это самостоятельная часть речи. То есть у нее есть две вещи: значение и вопрос. Значение категорий состояния – состояние человека, окружающей среды или какого-то предмета. Вопрос, который можно к ней задать – «как?».

Что обозначают слова категории состояния

Состояние в широком смысле. Это может быть состояние:

Чаще всего у таких слов есть суффикс «-о». Но бывают слова, которые обозначают состояние и без него. Например: «Мне неохота учиться», «Мне лень идти в школу».

Как не путать категорию состояния с наречием

К ней никогда нельзя задать вопрос от какого-нибудь слова. Она всегда сама по себе. Смотрите: «Мне грустно» – никакой вопрос к слову «грустно» задать нельзя. Это от него задаются вопросы к другим словам: грустно (кому?) мне.

Еще три примера, чтобы вы запомнили:

Чем категория состояния является в предложении

Составным именным сказуемым. Всегда. Составное именное – то есть в нем есть именная часть – вот эта самая категория состояния – и еще глагол-связка «быть». В настоящем времени эта связка опускается, но появляется, если время прошедшее или будущее:

Даже если связка в настоящем времени опущена, вы все равно говорите, что слово «лень» является составным именным сказуемым.

Если в предложении есть слово категории состояния, подлежащего в нем нет. Его просто нет. Или подлежащее, или категория состояния. Запомните это.

Как ее разбирать по составу

Все слова категории состояния – неизменяемые. То есть у них нет окончания. Его нет в принципе, вы не должны даже пустой квадратик рисовать.

Это касается всех слов, в том числе таких, как «лень». Сравните два примера:

Надо запомнить вот что:

Три примера с комментариями:

Источник

В русском языке есть особые слова, которые обозначают состояние природы, человека или других живых существ. Известный русский языковед, академик Л. В. Щерба назвал их словами категории состояния. Но правомерно ли выделять их в самостоятельную часть речи?

Мы знаем, что разные части речи отличаются значением, морфологическими признаками, ролью в предложении. А есть ли у слов категории состояния особенное значение, особенные морфологические признаки, особая синтаксическая роль?

Во-первых, значение слов категории состояния действительно особенное и не совпадает со значениями слов других частей речи. Слова категории состояния обозначают состояние природы, человека и другого живого существа, а логически верным вопросом к ним будет: «Каково его состояние? » Слова категории состояния соотносятся с наречиями и краткими прилагательными, но нельзя их путать.

Мы видим, что в этих предложениях слова «страшно» буквенно совпадают, но у этих слов совершенно разные значения. Значит, мы можем сказать, что перед нами разные части речи.

В-третьих, слова категории состояния в предложении всегда сказуемые, причем только в односоставном безличном предложении. Еще раз обратимся к примерам:
Чудище – страшно.
Оно страшно зарычало.
Мне страшно.

Наречие в предложении является обстоятельством, а краткое прилагательное – сказуемым в двусоставном предложении. Значит, и в предложении у слов категории состояния особая роль. Такую же роль играют безличные глаголы (знобит) или личные глаголы в значении безличных. (В окно дует. С утра печет. ) Но глагол всегда остается глаголом. Его не спутаешь со словом категории состояния.

Итак, мы видим, что слова категории состояния имеют особенное значение, которое не совпадает со значениями других частей речи. У слов категории состояния есть свой морфологический признак, а в предложении у слов категории состояния своя роль.

Значит, у нас есть все основания выделять слова категории состояния в особую часть речи.

В русском языке есть особые слова, которые обозначают состояние природы, человека или других живых существ. Известный русский языковед, академик Л. В. Щерба назвал их словами категории состояния. Но правомерно ли выделять их в самостоятельную часть речи?

Мы знаем, что разные части речи отличаются значением, морфологическими признаками, ролью в предложении. А есть ли у слов категории состояния особенное значение, особенные морфологические признаки, особая синтаксическая роль?

Во-первых, значение слов категории состояния действительно особенное и не совпадает со значениями слов других частей речи. Слова категории состояния обозначают состояние природы, человека и другого живого существа, а логически верным вопросом к ним будет: «Каково его состояние? » Слова категории состояния соотносятся с наречиями и краткими прилагательными, но нельзя их путать.

Читайте также:  Как правильно пишется слово резвиться

Мы видим, что в этих предложениях слова «страшно» буквенно совпадают, но у этих слов совершенно разные значения. Значит, мы можем сказать, что перед нами разные части речи.

В-третьих, слова категории состояния в предложении всегда сказуемые, причем только в односоставном безличном предложении. Еще раз обратимся к примерам:
Чудище – страшно.
Оно страшно зарычало.
Мне страшно.

Наречие в предложении является обстоятельством, а краткое прилагательное – сказуемым в двусоставном предложении. Значит, и в предложении у слов категории состояния особая роль. Такую же роль играют безличные глаголы (знобит) или личные глаголы в значении безличных. (В окно дует. С утра печет. ) Но глагол всегда остается глаголом. Его не спутаешь со словом категории состояния.

Итак, мы видим, что слова категории состояния имеют особенное значение, которое не совпадает со значениями других частей речи. У слов категории состояния есть свой морфологический признак, а в предложении у слов категории состояния своя роль.

Значит, у нас есть все основания выделять слова категории состояния в особую часть речи.

Источник

В русском языке есть особые слова, которые обозначают состояние природы, человека или других живых существ. Известный русский языковед, академик Л. В. Щерба назвал их словами категории состояния. Но правомерно ли выделять их в самостоятельную часть речи?

Мы знаем, что разные части речи отличаются значением, морфологическими признаками, ролью в предложении. А есть ли у слов категории состояния особенное значение, особенные морфологические признаки, особая синтаксическая роль?

Во-первых, значение слов категории состояния действительно особенное и не совпадает со значениями слов других частей речи. Слова категории состояния обозначают состояние природы, человека и другого живого существа, а логически верным вопросом к ним будет: «Каково его состояние? » Слова категории состояния соотносятся с наречиями и краткими прилагательными, но нельзя их путать.

Мы видим, что в этих предложениях слова «страшно» буквенно совпадают, но у этих слов совершенно разные значения. Значит, мы можем сказать, что перед нами разные части речи.

В-третьих, слова категории состояния в предложении всегда сказуемые, причем только в односоставном безличном предложении. Еще раз обратимся к примерам:
Чудище – страшно.
Оно страшно зарычало.
Мне страшно.

Наречие в предложении является обстоятельством, а краткое прилагательное – сказуемым в двусоставном предложении. Значит, и в предложении у слов категории состояния особая роль. Такую же роль играют безличные глаголы (знобит) или личные глаголы в значении безличных. (В окно дует. С утра печет. ) Но глагол всегда остается глаголом. Его не спутаешь со словом категории состояния.

Итак, мы видим, что слова категории состояния имеют особенное значение, которое не совпадает со значениями других частей речи. У слов категории состояния есть свой морфологический признак, а в предложении у слов категории состояния своя роль.

Значит, у нас есть все основания выделять слова категории состояния в особую часть речи.

В русском языке есть особые слова, которые обозначают состояние природы, человека или других живых существ. Известный русский языковед, академик Л. В. Щерба назвал их словами категории состояния. Но правомерно ли выделять их в самостоятельную часть речи?

Мы знаем, что разные части речи отличаются значением, морфологическими признаками, ролью в предложении. А есть ли у слов категории состояния особенное значение, особенные морфологические признаки, особая синтаксическая роль?

Во-первых, значение слов категории состояния действительно особенное и не совпадает со значениями слов других частей речи. Слова категории состояния обозначают состояние природы, человека и другого живого существа, а логически верным вопросом к ним будет: «Каково его состояние? » Слова категории состояния соотносятся с наречиями и краткими прилагательными, но нельзя их путать.

Мы видим, что в этих предложениях слова «страшно» буквенно совпадают, но у этих слов совершенно разные значения. Значит, мы можем сказать, что перед нами разные части речи.

В-третьих, слова категории состояния в предложении всегда сказуемые, причем только в односоставном безличном предложении. Еще раз обратимся к примерам:
Чудище – страшно.
Оно страшно зарычало.
Мне страшно.

Наречие в предложении является обстоятельством, а краткое прилагательное – сказуемым в двусоставном предложении. Значит, и в предложении у слов категории состояния особая роль. Такую же роль играют безличные глаголы (знобит) или личные глаголы в значении безличных. (В окно дует. С утра печет. ) Но глагол всегда остается глаголом. Его не спутаешь со словом категории состояния.

Итак, мы видим, что слова категории состояния имеют особенное значение, которое не совпадает со значениями других частей речи. У слов категории состояния есть свой морфологический признак, а в предложении у слов категории состояния своя роль.

Читайте также:  Работала неофициально как пишется

Значит, у нас есть все основания выделять слова категории состояния в особую часть речи.

Источник

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: «Правомерно ли выделять слова категории состояния как самостоятельную часть речи?»

специалист в области арт-терапии

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: «Правомерно ли выделять слова категории состояния как самостоятельную часть речи?»

закрепить и углубить знания о категории состояния как части речи;

формировать умение различать наречия и слова категории состояния;

повторить особенности научного стиля и структуру сочинения-рассуждения;

формировать умение аргументировать тезис в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему;

развивать навыки аргументации тезиса в сочинении научного стиля;

развивать логическое мышление учащихся;

развивать устную и письменную речь учащихся.

воспитание интереса к лингвистике как науке, а также к научной исследовательской деятельности;

воспитание стремления к совершенствованию речевой деятельности.

Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на серьёзную работу, сосредоточимся. Нам сегодня особенно необходимо хорошее настроение: сложная работа нам предстоит!

Дети весело прыгали вокруг ёлки.

Мы ехали весело, с песнями.

В лагере так весело было!

Работали мы весело, дружно.

Ответ: во всех предложениях употреблено слово весело. Но только в 3- ем примере это категория состояния, т. к. обозначает состояние человека, не изменяется, является сказуемым в односоставном предложении. В остальных – наречия.

Я рада, что вы научились отличать новую для вас часть речи – категорию состояния – от наречия. Надеюсь, без труда справились с домашним заданием – морфологическим разбором слов категории состояния. Есть вопросы? Тетради передайте вперёд.

Конечно, не случайно я начала урок с такой интеллект- разминки: сегодня мы завершаем изучение категории состояния. Но, прежде чем мы начнём работу, послушайте меня внимательно.

Вступительное слово учителя

Каждый год девятиклассники проходят Государственную итоговую аттестацию. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 включает одно задание (С 1) – сжатое изложение.

Часть 2 включает задания на основе прочитанного текста.

Наконец, часть 3(С 2) – сочинение по прочитанному тексту. Один из вариантов – это сочинение на лингвистическую тему. (Вспомним,что такое лингвистика?

Правильно. Значит, лингвистическая тема – тема, связанная с наукой о языке.

Сегодня мы попробуем свои силы в самой трудной части экзаменационной работы : мы будем готовиться к сочинению на лингвистическую тему.

Цель написания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему заключается в том, чтобы раскрыть важность тех или иных языковых знаний и речевых умений в реальной жизни.

— Причастие (прилагательное + глагол) и деепричастие (глагол + наречие).

А ещё вы впервые узнали, что учёные могут разойтись во мнении: одни, например, считают причастие особой формой глагола, другие – самостоятельной частью речи. Таким образом, оказывается, в лингвистике ещё не всё изучено и открыто! Ещё есть, о чём спорить.

Подготовка к сочинению

Запишите число, классная работа.

Тема урока: «Подготовка к сочинению- рассуждению на лингвистическую тему».

Итак, наша цель – доказать, что категория состояния – самостоятельная часть речи или, наоборот, нет необходимости выделять её в самостоятельную часть речи.

Почему мы вправе доказывать это?

— В науке существуют разные мнения, поэтому мы можем присоединиться к той или иной точке зрения.

Вы правы. Главное – быть убедительными в доказательствах.

Сразу определимся со стилем и типом речи сочинения, которое нам предстоит написать.

— Вспомним стили и типы речи.

В каком стиле речи нам нужно создать текст?

— Потому что наша задача – сообщение научной информации, доказательство научной версии.

Какой тип речи мы должны использовать и почему?

— Рассуждение, т.к. мы должны доказать, что категория состояния является ( или не является) самостоятельной частью речи.

Повторим ещё раз структуру сочинения-рассуждения. Внимание на экран:

I. Тезис (мысль, которую надо доказать).

II. Аргументы (доказательства).

Вспомним основные морфологические признаки, по которым мы определяем часть речи. ( План анализа части речи).

I. Общее лексическое значение. Вопрос.

II. Морфологические признаки: постоянные и непостоянные.

III. Синтаксическая роль.

Чтобы доказать, что категория состояния – самостоятельная часть речи, мы должны привести такие аргументы, которые бы подтверждали, что слова категории состояния обладают таким набором признаков, которые позволяют выделить её в особую часть речи.

В качестве подсказки

Или: причастия многие учёные называют особой формой глагола (в некоторых учебниках именно такая точка зрения рассматривается), т.к. постоянные признаки от глагола. Но, на мой взгляд, правильнее считать причастие именно самостоятельной частью речи, т.к. оно обладает уникальным набором грамматических значений: и глагола, и прилагательного.

Итак, определимся с тезисом сочинения-рассуждения.

Какие варианты вы предлагаете?

1. Категория состояния – самостоятельная часть речи.

2.Категорию состояния нельзя считать самостоятельной частью речи.

Следующий этап нашей работы – подобрать аргументы в пользу той или иной версии.

Читайте также:  Условный язык обособленной группы людей 4

Аргументы в пользу того, что категория состояния – самостоятельная часть речи. Используем план анализа части речи (см. на экран).

К.с. обозначает состояние природы, окружающей среды или состояние человека.

Отвечает на вопрос каково? (но вопрос задаётся не от существительного, а сам по себе).

Не изменяется. Может иметь степень сравнения (которая образуется так же, как и степень сравнения наречий).

III. Синтаксическая роль.

Только сказуемое в односоставных предложения (не случайно другое название к.с. – предикатив, предикативные слова, предикативные наречия. Ведь предикатив и есть сказуемое.)

Как видим, к.с. имеет много общего с наречием. Что именно?

-3.Могут иметь сравнительную степень.

Почему же нельзя отнести к.с. к наречиям?

— Во-первых, наречия обозначают признаки действия, предмета или другого признака.

— Во-вторых, отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?

-В-третьих, самое главное – синтаксическая роль. Наречия – обстоятельства или ( реже) определения.

Попробуем на примере доказать, что к.с. – особая часть речи.

Записываем на доске и в тетрадях. На доске работает ученик.

На улице холодно, туманно. И на душе тоскливо.

Смотрит на меня холодно, выражается туманно, тоскливо повторяя одно и то же.

Одно и то же слово, но значения разные, поэтому и части речи – разные.

А теперь попробуйте доказать, что нет необходимости выделять категорию состояния в особую часть речи.

Или: к значениям наречий можно добавить ещё одно: « состояние…»

Наличие форм сравнительной степени также сближает эти части речи.

Есть ещё аргумент против «самостоятельности» категории состояния – словообразовательная структура. Слова к.с. образуются, в основном, от качественных прилагательных, имеют конечное – о (-е).

Делаем вывод: нет необходимости выделять к.с. в особую часть речи.

Надо сообщить учащимся о некоторой условности объединения слов категории состояния и наречий. Действительно, подавляющее большинство таких слов сходны с наречиями ( надо, можно, нельзя, невмоготу, грустно, жарко, душно, холодно, боязно, совестно и т. п.), но некоторые сходны с формой именительного падежа существительных ( пора, стыд. смех, охота, грех).

Кроме того, следует сообщить, ещё два факта, которые могут подкрепить доказательства «против».

Во-первых, в самых серьёзных научных трудах – «Русской грамматике» (1980 г.) и в «Краткой русской грамматике» (1989 г.) категория состояния в качестве самостоятельной части речи не рассматривается.

Во- вторых, (если кого- то смущают годы издания указанных работ) в контрольно- измерительных материалах ЕГЭ категория состояния также не отделяется от наречий.

С другой стороны, этот класс слов, насчитывающий в настоящее время по подсчётам учёных около 100 единиц, постоянно пополняется за счёт наречий, заключающих в себе качественные значения, в том числе за счёт индивидуальных авторских употреблений. Например: « Ночью встаю, месячно».( А.С.Грибоедов); « На душе снежно и холодно».( А.И.Герцен); « В танцевальном зале пустом непесенно.( Р.И.Рождественский).

Итак, подводим итоги сегодняшней работы на уроке.

Мы готовились к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Обсудили два варианта: 1) к.с.можно считать особой частью речи;2) нет необходимости выделять к.с. в особую часть речи.

Вам надо выбрать один из вариантов и доказать выбранный тезис.

Что вы можете использовать в качестве плана сочинения? Вспомните, как мы работали на уроке, что повторяли?

А теперь скажите, можно ли обойтись только сухими научными рассуждениями? Что может украсить ваше сочинение, сделать его по-настоящему интересным?

Ну, разумеется, примеры.

Домашнее задание: написать сочинение

Внимание на экран. Читаем задание.

Сколько наречий в данном тексте? А слов категории состояния?

Сейчас он неплохо устроен, сумел достичь несомненных успехов в жизни, но стоит мне неожиданно вспомнить его потрясающую игру, как сразу делается тяжело на душе, портится настроение. Жаль, что он ушёл из спорта. А был по-настоящему талантлив! Однажды он взял такой невероятный мяч, что об этом помнят и сейчас. А играл он тогда за юношескую команду.

Ответы: наречий – 14, слов категории состояния – 3.

Этот слайд показать 3 раза: без выделений, с выделенными наречиями, с выделенными словами к.с.

2. Выпишите номера предложений, в которых встречается категория состояния.

Она по-русски плохо знала, журналов наших не читала. ( А.Пушкин).

Как невыразимо тихо всё кругом. (И.С. Тургенев).

Утро такое милое, ясное, но мне немножко грустно. ( М.Горький).

Лицо ребёнка грустно и печально, что меня так огорчало. ( М. Алексеев).

3. В каком примере употреблена категория состояния?

Лицо его было весело.

А помнишь, как в лагере весело было!

Трудились весело, с огоньком.

Думаю, что к сочинению вы подготовлены хорошо. Удачи!

Эмоциональная мотивация снимает напряжённость, тревожность, обеспечивает психологический настрой на учебную деятельность, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке.

Активизирует процесс мышления. Актуализация знаний о категории состояния и умения отличать слова категории состояния от наречий.

Источник

Простыми словами о самом интересном
Adblock
detector