Как написать сочинение гвэ

специалист в области арт-терапии

Некоторые методические рекомендации к итоговой аттестации в 2021 году для учащихся 11-х классов.

В этом году в 11-х классах аттестаты выдадут на основе сдачи двух обязательных предметов – русского языка и математики. Для тех учащихся, кто не планирует поступать в вузы, вместо ЕГЭ в конце мая можно будет сдать государственные выпускные экзамены (ГВЭ) также по двум предметам – русскому языку и математике. Предлагаю обратить внимание на некоторые методические рекомендации, определяющие структуру и содержание экзаменационных материалов по русскому языку (сочинения-рассуждения) для проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году в форматах ЕГЭ-11 и ГВЭ-11. В качестве исходного текста предлагается отрывок из повести В.М.Санина «Когда я был мальчишкой», на основе которого даны два варианта сочинения-рассуждения (один в формате ЕГЭ, другой – в формате ГВЭ).

Отрывок из повести В.М.Санина «Когда я был мальчишкой»

О чём только не мечтали в войну! Идёшь по улице — и вдруг находишь целую хлебную карточку! Или: союзники открыли второй фронт. Вот это было бы здорово!

Но никогда и нигде я не слышал ничего прекраснее мечты моей мамы — нет, всех миллионов мам: «Эх вы, сони, проспали — война окончилась!»

Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять. Можете напрячь воображение, вспомнить кинокартины о войне, книги о войне, рассказы дедушек и бабушек, пап и мам, сделать вид, что вы поняли и даже произнести: «Да-а-а!» — всё равно тем, кто не жил этой мечтой, её не понять.

А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом.

Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля.

Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты.

Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны.

Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей.

Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения.

Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт.

Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке?

Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей.

Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой.

В войну научились мечтать о главном. Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль.

Алгоритм работы с текстом в формате ЕГЭ

Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию.

Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарий, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.

Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.

Шаг 4. Напишите заключение.

Образец сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

Формулирование проблемы исходного текста

В чём величайшая трагедия войны? Именно на этот вопрос отвечает в своём тексте Владимир Маркович Санин.

Первый пример из текста (1)

Автор вспоминает своё детство, пришедшееся на военные годы, и рассказывает о сокровенной мечте миллионов советских людей – мечте об окончании войны: «Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять».

Пояснение к первому примеру (2)

Действительно, никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и страданий, которые пережили люди военного поколения.

Связь между примерами (3)

Второй пример из текста(4)

Перед нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, газеты с фотографиями замученных фашистами людей, женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей…

Пояснение ко второму примеру (5)

И мы понимаем, почему рассказчик, как и все вокруг, мечтал о мире, о победе, мечтал увидеть, как печаль навсегда уйдёт из глаз его мамы и всех людей, которых коснулась война.

Позиция автора текста

Свое отношение к позиции автора

Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что война – это величайшая трагедия в жизни людей.

Обоснование своего отношения к позиции автора

Трагедия войны описана во многих произведениях русских писателей и поэтов. Лично я родился и жил в мирное время, но об ужасах войны многое узнал именно из книг и кинофильмов.

Таким образом, в тексте Владимира Марковича Санина говорится о том, что трагедия войны никогда не должна повториться.

Русский язык. 11 класс ГВЭ (письменная форма)

1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из повести В.М.Санина «Когда я был мальчишкой»

2. Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

2. Напишите сочинение по прослушанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Если сочинение не опирается на прослушанный текст или представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения в формате ГВЭ

Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту по следующему плану:

1. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

2. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

3. Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Собственная аргументация обычно начинается фразой «Я согласен/не согласен с позицией автора.

4. Свой ответ (учитываются первые два аргумента) аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

5. Подведите итог своему рассуждению.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Читайте также:  Как по английски пишутся цифры от одного до десяти

Помните, что при создании текста сочинения-рассуждения требуется не сочинение на ту

вами понят замысел автора.

2.1. Комментарий проблемы. Он может состоять из нескольких абзацев, так как в авторском тексте может быть (как правило, так и есть) несколько основных положений (тезисов).

2.2.Формулировка позиции автора.

2.3.Собственная аргументация, которая начинается фразой «Я согласен/не согласен с позицией автора.

3. Заключение. Вывод.

Образец сочинения-рассуждения в формате ГВЭ

Формулирование проблемы исходного текста (1)

В чём величайшая трагедия войны? Именно на этот вопрос отвечает в своём тексте Владимир Маркович Санин.

Комментарий проблемы (2)

Автор вспоминает своё детство, пришедшееся на военные годы, и рассказывает о сокровенной мечте миллионов советских людей – мечте об окончании войны: «Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять». Перед нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, газеты с фотографиями замученных фашистами людей, женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей…

Позиция автора текста (3)

Свое отношение к позиции автора (4)

Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что война – это величайшая трагедия в жизни людей. Тема войны в русской литературе была и остается актуальной. Писатели пытаются донести до читателей всю правду, какая бы она ни была. Со страниц их произведений мы узнаем о том, что война не только радость побед и горечь поражений, что война — это суровые будни, наполненные кровью, болью. Например, у М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека», в котором повествуется о трагической судьбе простого русского солдата, который вовремя войны потерял всех родных и близких. Лично я родился и жил в мирное время, но об ужасах войны многое узнал именно из книг и кинофильмов.

Таким образом, в тексте Владимира Марковича Санина говорится о том, что трагедия войны никогда не должна повториться.

Источник

ГИА-11: сочинение ГВЭ, консультация

специалист в области арт-терапии

ГВЭ-11 СОЧИНЕНИЕ (консультация)

Рекомендуемый объём: от 300 слов. Если меньше 250 – сочинение не проверяется.

Композиция классическая, в целом соответствует композиции декабрьского сочинения.

« Среди критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий

(глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений) является

основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит

0 баллов, то и по критериям ССК2–ССК3 выставляется 0 баллов. При этом

практическая грамотность экзаменуемого проверяется, т.е. по критериям ГК1–

ФК1 выставляются соответствующие баллы»

Тематика сочинений в 11 классе (материал с сайта ФИПИ)

1). Человек и страна, в которой он живёт (вопросы отношения к Отечеству,

Родине; сущность патриотизма; проблема любви к Родине).

2). Добро и зло в современном мире (вопросы человеческих отношений

в обществе, проявление и сущность добра и зла как явлений человеческой и

3). Языковые реалии современного общества (вопросы существования,

развития языка в современном обществе; отношение человека и общества к

изменениям, происходящим в языке; вопросы необдуманного обращения со

4). Человек – Личность – История (проблемы влияния истории на

существование человека и человечества; отражение великого исторического

прошлого в современных реалиях; сохранение и защита исторических

ценностей, духовной культуры).

5). Выбор в жизни человека (вопросы определения будущего жизненного

пути, профессии; отношения человека и общества в профессиональной

сфере; проблемы нравственного выбора человека в различных ситуациях, нравственной ответственности; определение жизненных приоритетов).

Помимо формулирования своей позиции, требуются рассуждения, в которые должны быть включены минимум два аргумента. Один из них рекомендуется основывать на литературном произведении.

Подготовку можно построить экономично, особенно с учетом опыта работы над декабрьским сочинением.

Очевидно, что 1 и 4 направления близки. Подготовку к ним можно совместить. Отношение к Родине, к истории её, связь прошлого и современности можно раскрыть с использованием литературных произведений и фильмов о Великой Отечественной войне, блокаде Ленинграда, об Отечественной войне 1812 года и т.д. В то же время надо подготовить и логическую цепочку человек – семья – народ (история народа)

В заключительной части надо выразить личное отношение к событиям прошлого, рассказать, как на вас лично повлияли произведения, исторические сведения и т.д..

Основная литература по этим направлениям:

Гоголь Н.В. Тарас Бульба

Толстой Л.Н. Война и мир

Шолохов М.А. Судьба человека

Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке

Васильев Б.Л. А зори здесь тихие…

Стихи и песни о войне

В качестве материала для рассуждений о современности можно привлечь семейные воспоминания, впечатления о Параде Победы, об акции «Бессмертный Полк»

Подготовка по 2 и 5 направлениям также имеет большую область пересечения, связанную с выбором в конкретной ситуации и/или выбором жизненного пути.

Пушкин А.С. Капитанская дочка (Гринев, Мироновы, Маша)

Гоголь Н.В. Тарас Бульба (Андрий, Остап)

Толстой Л.Н. Война и мир (Андрей Болконский, Пьер Безухов)

Шолохов М.А. Судьба человека

Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке

Куприн А.И. Чудесный доктор

Распутин В.Г. Уроки французского

«Гроза» и «Бесприданница» Островского дают материал для осмысления и проблемы семейных отношений, и проблемы выбора в сложных ситуациях. Представители младшего поколения в этих пьесах показаны как жертвы старшего.

Примеры тем (материал с сайта ФИПИ)

Образцы экзаменационных материалов ГВЭ-11) по русскому языку

Комплект тем сочинений с 100-ми и 300-ми номерами вариантов

1. Любовь к Родине у семейного очага рождается. (Народная пословица)

2. «Воспитание – дело великое: им решается участь человека…»

3. Когда «язык мой – враг мой»?

4. Почему Л.Н. Толстой называл великих людей «ярлыками эпохи»?

5. Чем руководствуется человек, выбирая профессию?

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем

напишите сочинение на эту тему в объёме от 300 слов. Если в сочинении менее

250 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то

такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Приведите не менее двух аргументов в подтверждение собственной

позиции. Аргументируйте свои тезисы с опорой как на содержание

художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные

впечатления, собственные размышления, знания и др.).

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Комплект тем сочинений с 200-ми номерами вариантов

1. Родина – матушка родная; чужая страна – мачеха. (Народная

2. «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека

в другом». (А.Н. Радищев)

3. Почему всё чаще звучат призывы к борьбе за чистоту русского языка?

4. Размышление о семейных и народных традициях.

5. Что помогает человеку в совершенстве овладеть выбранной

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений, а затем

напишите сочинение на эту тему в объёме от 150 слов. Если в сочинении менее

100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то

такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Приведите не менее двух аргументов в подтверждение собственной

позиции. Аргументируйте свои тезисы с опорой как на содержание

художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные

впечатления, собственные размышления, знания и др.).

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Читайте также:  Как написать ходатайство на прием на работу образец

Источник

Как написать сочинение гвэ

(взаимодействие человека и природы, влияние человека на природу и природы на человека,
бережное отношение человека к окружающему его миру, сохранение природных богатств и ценностей)

1. Почему надо беречь природу?

2. Почему важно беречь красоту земли?

3. Верно ли утверждение, что человек — царь природы?

4. Почему бездумное отношение к природе может грозить экологической катастрофой?

5. Можно ли считать патриотом человека, который не заботится о родной природе?

6. «Любовь к природе — признак морального здоровья в человеке». (Конфуций).

7. Согласны ли вы с утверждением одного из героев И. С. Тургенева: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?

8. Может ли природа просить помощи?

9. «Поведение человека в природе — это зеркало его души». (К. Л. Зелинский)

10. «Любовь к родной стране без любви к природе невозможна». (Л. Толстой).

11. Как Вы думаете, связаны ли понятия «экология» и «нравственность»?

12. Какой вклад в сохранение природы может внести каждый из нас?

13. Мой любимый уголок природы.

14. Верно ли, что человек ответственен за всё живое на земле?

15. Может ли природа лечить душу?

Часто Родина ассоциируется у нас с любимым уголком природы. Это неслучайно. Природа врачует душу, успокаивает, вдохновляет. А человек порой оказывается безответственным к родной земле.

Задумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу? Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя. Металлическая консервная банка должна пролежать 15–20 лет.

Мусор накапливается из года в год. Брошенное стекло становится причиной лесных пожаров. Так бездумно люди разрушают свой дом. Они черпают, не задумываясь, что запасы не безграничны.

Нельзя постоянно брать, ничего не отдавая взамен. Если не чистить родник, не убирать завалы на его пути, родник иссякнет. Вот почему важно оберегать природу родного края, беречь её красоту, заботиться об экологическом благополучии.

Есть в нашей стране уникальное место — озера Байкал, один из символов России. Но в последние годы экологи бьют тревогу, потому что построенный на Байкале целлюлозный комбинат нарушает естественный природный баланс этих заповедных мест. Сохранение Байкала для будущих поколений — зона ответственности каждого, кто причастен к созданной экологической проблеме, каждого, с чьего молчаливого согласия вершатся бездумные поступки.

Помните важную заповедь Маленького принца: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — сразу приведи в порядок свою планету»? Эта заповедь должна стать законом для всех нас, ныне живущих, чтобы следом за нами по-прежнему можно было дышать чистым воздухом, наслаждаться пением птиц, радоваться первой весенней зелени, а зимой ловить на ладошку снежинки и в который раз убеждаться, что двух одинаковых среди них нет.

Блок № 2 Человек среди людей:

отношения и поступки (вопросы этиконравственного существования человека, вечных моральных ценностей
(любовь, дружба); проявление таких качеств, как честь, совесть, милосердие, сострадание и т.п.;
готовность и способность человека к определённому поступку)

1. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (Д. И. Фонвизин)

2. Верите ли Вы, что добро всегда побеждает зло?

3. Почему с проявлениями жестокости мы сталкиваемся все чаще и чаще?

4. Почему важно быть внимательным к ближнему?

5. Как понять высказывание В. Дудинцева: «Добро в оправдании не нуждается»?

6. Без добрых дел нет доброго имени…

7. Всегда ли надо прощать?

8. Верно ли, что «доброта лучше красоты» (Г. Гейне)?

9. Может ли доброта навредить?

10. Кого можно назвать другом?

11. Всегда ли слова «добрый» и «добренький» синонимичны?

12. Согласны ли вы с утверждением Цицерона: «Самое главное украшение — чистая совесть»?

13. Чем страшен равнодушный человек?

14. Есть ли оправдание жестокости?

15. Почему нужно быть ответственным?

Сочинения этого направления затрагивают вечные вопросы о споре добра и зла, милосердия и жестокости. Как меняется современный мир? Почему люди становятся жестче, черствее? А может нам это только кажется? Как вернуть человеку человеческое? Какие идеалы выбирает каждый из нас? Чем этот выбор обоснован? Где истоки этого выбора?

Нравственный выбор — это ситуация, при которой человек должен выбрать, как поступить. Можно поступить так, как велит совесть, как положено по меркам общества, можно послушать совета друга, родителей, можно просто струсить и ничего не делать. От правильного или неправильного выбора-решения зависит и жизнь самого человека, и того, кого этот выбор касается. И выбор этот делает каждый сам, исходя из своих понятий добра и зла, нравственности и безнравственности.

В жизни немало примеров, когда человек оказывается в ситуации нравственного выбора. Приведем один из них.

До глубины души взволновала история. На объявление о продаже котят в магазин зашёл мальчик и выбрал одного, который никогда не сможет бегать. Как оказалось, мальчик сам инвалид и тоже никогда не сможет быть таким, как все. Он забрал котёнка, ведь как никто другой понимает, что именно этому котёнку нужен понимающий хозяин, что именно этого котёнка способен взять себе на попечение не каждый. Доброта и отзывчивость мальчика восхищает.

С детства нас учили: «Добро всегда побеждает зло». Чем старше становишься, тем больше в твоей жизни встречается противоположных примеров, когда зло сильнее, когда остаётся безнаказанным. Ты уже не так безоговорочно веришь в знакомую с детства истину. Веришь меньше. А надеешься? А вот надеешься почему-то ещё сильнее, чем в детстве. Почему так происходит? Потому что вера эта вселяет надежду.

По-детски просто, но очень правильно звучат жизненные принципы Маленького принца: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» или «Знаешь, чем хороша пустыня? — Где-то в ней скрываются родники!» В них глубокий смысл: живи, как велит тебе твоё сердце, ищи родники в каждом человеке, и тогда сам будешь жить, как живой родник.

Блок № 3 Человек в мире Знания и Искусства

(освоение новых знаний, влияние технического прогресса на существование человека, на жизнь людей;
роль знаний, прогресса, искусства в жизни человека; влияние, воздействие искусства на человека)

1. Какую роль в вашей жизни играет искусство?

2. Что такое настоящее искусство?

3. Как научиться видеть удивительное рядом?

4. Почему знания играют важную роль в жизни?

5. Согласны ли вы с русской пословицей: «Век живи — век учись»?

6. Какой из видов искусства привлекает вас?

7. «Жизнь коротка, искусство вечно». (Гиппократ)

8. Есть ли границы познания?

9. «Искусство — шаг из природы в Бесконечность». (Джебран Халиль).

10. Какие книги можно назвать драгоценными?

11. Какую роль в формировании человека играют книги?

12. «Над истинно прекрасным в искусстве время бессильно». (А. Н. Серов)

13. Всегда ли технический прогресс на пользу человеку?

14. Почему важно самообразование?

15. Какие произведения искусства вы считаете самыми значимыми для себя?

Сегодня человек уже не может представить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок. В искусстве мы находим и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно мыслям и думам читателей, зрителей, слушателей.

Читайте также:  Растаявший как пишется правильно и почему

Большое влияние на умы и души людей в современном мире имеет музыка. Трудно себе представить, что музыка вдруг возьмёт и исчезнет из нашей жизни. Если грустно, звучит музыка. Если есть повод для радости, опять мы слушаем музыку. К сожалению, такая потребность стала поводом для засилья низкопробной музыки, а это противоречит назначению искусства — заставлять думать, пробуждать чувства, звать к действию. Песни-однодневки звучат отовсюду. Но такие песни так же быстро, как появляются, уходят в небытие, не оставляя даже воспоминаний.

Когда я слушаю полонез Огинского «Прощание с Родиной», у меня в душе начинает щемить от неизбывной тоски. Я представляю состояние композитора, когда он писал это произведение, если на меня спустя столько лет оно так действует. Какое страдание! Какова же должна быть сила музыки, если через столетие она может пронести переживание человека!

Второе направление тем этого блока — познание мира, отношение к знаниям.

С древних времен человек целенаправленно накапливал знания. Именно знания давали новые импульсы в развитии мира. Отношение к знанию закрепилось в народной мудрости, выраженной в пословицах: «Век живи — век учись», «Ученье — свет, а неученье — тьма». Это еще раз подтверждает, что издавна человек осознавал важность открытия нового, неизведанного, загадочного.

Почему дует ветер? Есть ли жизнь на соседних планетах? Почему зимой холодно, а летом жарко? Маленький ребенок проявляет любознательность — он хочет знать обо всем на свете. И хорошо, если родители терпеливо объясняют ему это, поддерживают эту тягу к знаниям.

Потом ребенок приходит в школу. Здесь цели получения новых знаний могут измениться. Одни школьники, начиная осознавать, что им придётся делать выбор будущей профессии, стараются дифференцировать знания по степени их пригодности для своего будущего выбора. Другие вовсе охладевают к учёбе. И лишь небольшая часть подростков по-прежнему сохраняет пытливость ума и желание узнавать как можно больше нового. Очень плохо, что мало таких людей, на мой взгляд, потому что именно такие увлечённые люди и способны на самые нестандартные решения и идеи, без которых невозможно движение вперёд, к новым открытиям. Не стремись к новым открытиям Менделеев, вряд ли ему бы пришла мысль о создании величайшего открытия — таблицы элементов. Не изучая географию, вряд ли к берегам Америки отправился Колумб. Трудно себе представить, что было бы без этих открытий!

Жизнь остановится, если человек перестанет добывать новые знания. Вот почему роль знаний в нашей жизни трудно переоценить.

Третье направление тем этого блока — книги.

Чтение играет важную роль в формировании характера. По-настоящему драгоценными можно считать те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение, укрепляют фундамент духовной жизни. Хорошо, если в жизни тебе пришлось иметь дело именно с такими книгами, если у тебя есть книги, к которым хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы напитаться уже пережитым и получить новые впечатления.

Среди своих драгоценных книг я бы назвала «Капитанскую дочку» Пушкина. Эта книга научила меня видеть подлость, отличать истинное достоинство от показухи, стремиться быть человеком чести в любых ситуациях. На меня произвели сильное впечатление смелость и бесстрашие Петра Гринёва, самоотверженность Маши Мироновой, свободолюбие Пугачёва. Меня искренне возмущает поведение Швабрина. После прочтения сцены, где он силой удерживает Марью Ивановну, возникает неподдельное чувство негодования. Думаю, не будь на моем пути этой книги, я бы не научилась вовремя различать подлость, а, может быть, допустила бы в жизни ошибки, которых смогла избежать, вспомнив героев Пушкина. К хорошей книге хочется возвращаться, как к доброму другу, советоваться с её героями.

Пристальное внимание в наш век компьютеризации и всемогущего интернета всё же должны заслуживать книги, особенно в детстве, ведь от того, на каком фундаменте будет закладываться дом, зависит прочность всего строения. Пусть этим фундаментом станут добрые и поучительные книги.

Блок № 4 Человек в мире профессий

(вопросы определения будущего жизненного пути, профессии; отношения человека и общества в профессиональной сфере)

1. Нужно ли слушать окружающих, когда выбираешь будущую профессию?

2. Почему важно сделать правильный выбор будущей профессии?

3. О какой профессии вы мечтаете?

4. Что помогает человеку стать профессионалом своего дела?

5. Что влияет на выбор профессии?

6. Верно ли, что образование заканчивается тогда, когда человек получает работу?

7. Как распознать своё призвание?

8. Чем руководствуется человек, выбирая профессию?

9. О какой профессии вы мечтаете?

10. Выбор будущей профессии.

11. Кого можно назвать профессионалом?

12. «Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство» (И. Шевелев)

13. «Не профессия выбирает человека, а человек профессию». (Сократ)

14. Выбор профессии — выбор будущего.

15. Насколько важно для человека заниматься любимым делом?

Жить полнокровной жизнью удаётся не каждому. Некоторые люди, с детства привыкая плыть по течению, так и не находят своего пути, своего единственного предназначения, а без правильного выбора невозможна «интересная, настоящая жизнь». Безусловно, одним из главных выборов в нашей жизни является выбор будущей профессии, очень важный и одновременно очень непростой. От этого зависит внутренняя гармония и душевный покой, отношения с окружающими, благополучие и возможность в полной мере реализовать себя.

Для писателя А. И. Куприна смена профессиональной деятельности стала возможностью узнать людей, проверить себя, напитаться впечатлениями и получить огромный материал для творчества. Писатель работал и рыбаком, и грузчиком, и землемером, и певчим в хоре. Куприн смог реализовать себя как писатель и оставить великое литературное наследие благодаря тому, что не боялся искать и пробовать, набираться опыта, а потом щедро делиться им на страницах своих произведений.

Примером героини, для которой профессия и призвание совпали, может служить Лидия Михайловна из рассказа В. Распутина «Уроки французского». Она стала Учителем с большой буквы, потому что обладала всеми качествами, без которых настоящий учитель не состоится. Доброта, отзывчивость, любовь к детям — ориентиры, которыми руководствовалась Лидия Михайловна в своей профессии. Вот почему она смогла преподать своему ученику главный урок — урок доброты.

Свой первый серьёзный выбор предстоит сделать и нам после окончания девятого класса. И выбор этот у меня, например, возник не сегодня, не сию минуту. Я давно мечтала связать свою жизнь с медициной, чтобы приносить пользу людям, чтобы помогать им, когда, кажется, нет спасения от боли и страдания. Вот почему я иду в медицинский колледж. Надеюсь, что у меня всё получится — я смогу осуществить свою мечту и быть счастливым человеком, утром идя на работу, а вечером — домой.

Источник

Простые слова
Adblock
detector