Как написать сочинение егэ по русскому языку 2020 шаблоны

Таблица-шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2020

Композиция сочинения Содержание части сочинения Возможные клише к сочинению
1. Проблема, поставленная автором текста(К1) Вопрос, над которым размышляет автор. Автор текста (фамилия, инициалы) размышляет над проблемой(чего?)…

Автор текста (фамилия, инициалы) предлагает своим читателям задуматься над проблемой(чего)…

В центре внимания автора текста (фамилия, инициалы) проблема(чего?)…

Проблемный вопрос. Такова проблема, которая привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы).

Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора(фамилия, инициалы).

Именно эта проблема привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы)

«…?»- такой вопрос ставит в своем тексте автор (фамилия, инициалы). 2. Комментарий к проблеме. Два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста(К2)

Первый пример + пояснение к примеру

Второй пример + пояснение к примеру

Связь между примерами (противопоставление, сравнение, причина – следствие, вывод, уступка) Примеры – иллюстрации:

Проблема раскрывается автором на примере…

Автор обращает внимание читателя на …

Не случайно автор изображает (кого, что?)…

Поступок героя свидетельствует о том, что…

В качестве примера автор рассматривает…

Пояснение к примерам:

Писатель убеждает читателя в том, что…

Этот пример показывает, что…

Этот пример убедительно доказывает, что…

Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так…

Автор неслучайно обращает внимание на…

Эти события(факты, примеры) помогают понять…

АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

Связь между примерами:

Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….

Для сравнения автор обращается к …

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе…

Объясняя причину поступка героя, автор приводит…. 3. Авторская позиция(К3) Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста Автор считает, что…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

Позиция автора такова…

Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…

«Цитата из текста, где явно звучит вывод автора» 4. Моё отношение к позиции автора по проблеме и его обоснование (К4) Мой ответ на этот вопрос + обоснование(опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту) Отношение к позиции автора по проблеме:

Я согласен с мнением автора.

Нельзя не согласиться с мнением автора.

Безусловно, автор прав.

Моя точка зрения совпадает с позицией автора…

Трудно не согласиться с автором.

Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…

Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…

Когда-то и я впервые услышал о том, что…

Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так…

Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа… 5. Вывод

Автор: Фурзикова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы.

Источник

Клише для сочинения ЕГЭ 2021

Приводим перечень возможных клише для сочинения на ЕГЭ.

Проблема текста

– Какими должны быть отношения отцов и детей? Этой проблеме посвящен текст (ФИО автора)

– Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.

– В чем заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.

– Автор поднимает проблему взаимоотношения поколений.

– В центре внимания автора проблема дружбы.

– (ФИО автора) помогает нам задуматься над проблемой проявления доброты.

Комментарий

– Автор обращается к собственному опыту и вспоминает….

– Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата»

– Автор разделяет мнение (кого)…

– Публицист спорит (с кем)….

– Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

– Особого внимания заслуживает мнение автора о…

– В центре внимания автора случай…

– Писатель изображает (кого/что)…

– Герой говорит: «Цитата»

– Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

– Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

– Симпатии автора на стороне героя, который…

Пояснение к примерам

– Писатель хочет сказать, что…

– Этот пример показывает, что…

– Смысл этого высказывания в том, что…

– Эти слова убедительно доказывают, что…

– Я думаю, этим примером автор хотел показать…

– Приведенные слова содержат грубокий смысл…

– Автор не случайно обращает наше внимание на…

– Поступок героя показывает, что…

– Слова (мысли) героя позволяют понять…

– Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

– Эти события автор описывает, чтобы…

Смысловая связь между примерами

– Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

– Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

– Что стало причиной этих событий? Об этом автор пишет далее.

– Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

– Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.

Позиция автора

– Автор не выражает прямо свою позицию, но она прослеживается в логике текста…

– Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: «…»

Собственное отношение к позиции автора

– Я согласен с автором и тоже считаю, что…

– Невозможно не согласиться с автором, потому что…

– Я полностью разделяю мнение автора, поскольку считаю, что…

В качестве клише для сочинения еще можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы

Источник

План сочинения ЕГЭ-2021 и пример сочинения

План сочинения ЕГЭ-2021.

1. Вступление. Формулировка проблемы (К1)

2. Комментарий к проблеме (К2)

a) Первый пример из текста + пояснение примера
b) Второй пример из текста + пояснение примера
c) Смысловая связь между примерами + её пояснение

3. Позиция автора (К3)

4. Отношение к позиции автора. Собственное отношение к поставленной проблеме, обоснование собственного мнения (К4)

Примерный вариант готового сочинения 2021 с комментариями к каждому структурному элементу по тексту Б.Л.Пастернака (исходный текст см. ниже).

Слово «война» в нашем сознании всегда ассоциируется с бедой, общенациональной трагедией. А гражданская война – это вообще нечто противоестественное и противоречащее здравому смыслу. В сознании человека трудно укладываются такие ужасы как братоубийство, сыноубийство и т.п. Именно гражданской войне посвящен данный отрывок из произведения Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Автор в тексте ставит проблему бессмысленности гражданской войны. (Вступление и формулировка проблемы. Проблема может быть сформулирована в виде вопроса, например, есть или вообще возможен ли смысл в этом кровопролитии?)

Автор текста намеренно сравнивает эти два примера, чтобы лучше раскрыть проблему, донести её до читателя. (Указание смысловой связи) Сравнивая двух убитых «противников», Б.Л.Пастернак показывает нам не врагов, а людей одной нации, одной веры, братьев по духу. Очевидно, что гражданская война бесчеловечна и бесцельна. (Пояснение смысловой связи)

Позиция автора предельно ясна. Гражданская война – это бессмысленное уничтожение людей, близких по духу, вере, а зачастую и родных по крови. Геройство этих молодых людей, их жертвы, смерти никому не нужны. (Авторская позиция)

Я полностью согласна с позицией автора. Гражданская война не приемлема в человеческом обществе. Это безумие, которому нет объяснения. Ужасы этой войны представлены в «Донских рассказах» М.Шолохова. Например, в рассказе «Родинка» отец, не узнав в красноармейце своего сына, убивает его. Увидев на ноге мертвого родинку с голубиное яйцо, атаман понял, что совершил, и застрелился. Это яркий пример бесцельного кровопролития, бесчеловечной трагедии в истории нашей Родины. (Собственная позиция + обоснование)

Таким образом, данный текст помогает понять, что такое гражданская война, осознать бесчеловечность, бессмысленность кровопролития. Осознание этого важно для общества, будущего поколения. Это тот урок, который нельзя пропустить или забыть. (Заключение)

(1)По международной конвенции о Красном Кресте военные, врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. (2)Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило.

(4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодёжь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.

(8) Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.

(9) Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. (11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их.

(19) И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.

(22) Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.

(23) Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. (25)Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. (27)Оно не работало.

(28) На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её.

(30) В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.

(33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися. от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его. » стало в грамотке «Скоро в зиму его».

(37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.

(38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. (40)«Зачем?» — подумал доктор.

(41) Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.

(42) Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.

* Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».

Источник

Русский язык. Шаблон сочинения ЕГЭ 2020.

специалист в области арт-терапии

Шаблон 1 сочинения ЕГЭ 2020.

ТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ

Чтобы привлечь читателей к проблеме, писатель рассказывает историю, которая произошла с его героем…

(Пояснение к 1 примеру).
Поступок
героя свидетельствует о том, что… Автор осуждает (одобряет) поступок героя …

Пояснение ко 2 примеру.

ТЕКСТ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Публицист (автор) вспоминает ( рассказывает) историю, обращается к историческим фактам…

Автор по-настоящему встревожен тем, что… Писатель подчёркивает: «Цитата». (1-ый пример).
Ф.И.О. предлагает читателям задуматься о том, что…

Цель автора – убедить читателей в том, что… Этот пример показывает, что (Пояснение к 1 примеру.)…

Публицист считает, что… А поэтому обращает внимание читателей прежде всего на то, что… Он с горечью замечает,… (встревожен так, что…). (2-ой пример)
Автор призывает людей… Эти слова убедительно доказывают, что… (Пояснение ко 2 примеру.)

Для сравнения обратимся к другому примеру…

Почему так поступил герой? Ответ на этот вопрос мы находим далее.

Персонаж – рассказчик корит себя (обвиняет…). Он глубоко сожалеет о содеянном (раскаивается в своём поступке, потому что…).

Герой испытывает чувство вины (гордости) перед … ( осознаёт, что… )

Оба приведённых примера дополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что… Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что (Смысловые отношения + переход) …

Противопоставляя эти примеры, автор показывает…

Что стало причиной этих событий? Ответ на этот вопрос мы находим далее.

А . П. Чехов подводит читателя к мысли о том, что… (Ответ?)
Я полностью разделяю точку зрения автора. Тезис. Постараюсь обосновать свою позицию.

Как часто приходится сталкиваться с…

К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас, вокруг нас…) …

Кто из нас не наблюдал (не сталкивался. не замечал за собой…) … не оказывался свидетелем того, как…

Шаблон 2 сочинения ЕГЭ 2020.

………… . …………………? Над этими вопросами размышляет в данном тексте Антон Павлович Чехов.

Персонаж-рассказчик корит себя ( обвиняет себя в трусости, малодушии, лжи, предательстве….). Он глубоко сожалеет о содеянном ( раскаивается в своём поступке, потому что…).

Герой говорит (вспоминает, думает, восклицает, недоумевает, размышляет) : «Цитата».

Автор подчёркивает, что герой…

Смысловая связь в начале комментирования.

Размышляя над проблемой, автор противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. …

Смысловая связь при переходе от одного примера к другому.

Для сравнения обратимся к другому примеру. …

Почему так поступил герой? Ответ на этот вопрос мы находим далее.

Что стало причиной этих поступков героя? Об этом автор пишет далее.

Смысловая связь (итог комментирования).

Оба приведённых примера дополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что…

А.П.Чехов считает, что…. ИЛИ А.П.Чехов подводит читателя к мысли о том, что ….

Отношение к позиции автора. Обоснование.

Я полностью разделяю точку зрения автора. ТЕЗИС.

Постараюсь обосновать свою позицию. Во-первых, ….. Во-вторых, …. Вывод.

Таким образом, проблема, поставленная автором в тексте, заставила меня задуматься о том, как

Шаблон 2 сочинения ЕГЭ 2020.

………… . …………………? Над этими вопросами размышляет в данном тексте И.О. Ф.

Чтобы привлечь читателей к проблеме, публицист вспоминает ( рассказывает историю, обращается к историческим фактам, …

Автор подчёркивает : «ЦИТАТА».

Публицист считает, что… А поэтому обращает внимание читателей прежде всего на то, что …

Публицист с горечью замечает, что …

Автор встревожен тем, что…

Публицист призывает людей …

Смысловая связь при переходе от одного примера к другому.

Что стало причиной этих событий? Об этом автор пишет далее. (причина)

Смысловая связь (итог комментирования).

Оба приведённых примера дополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что…

Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть … . (дополнение)

Противопоставляя эти примеры, автор показывает …. (противопоставление)

А.П.Чехов считает, что…. ИЛИ А.П.Чехов подводит читателя к мысли о том, что ….

Отношение к позиции автора. Обоснование.

Я полностью разделяю точку зрения автора. ТЕЗИС.

Постараюсь обосновать свою позицию. Во-первых, ….. Во-вторых, ….Вывод.

Таким образом, проблема, поставленная автором в тексте, заставила меня задуматься о том, как

1.

2.

Источник

Сочинение в ЕГЭ-2020 по русскому языку. Как писать?

Публикуем краткий план, для того чтобы успешно написать сочинение в ЕГЭ-2020 по русскому языку. Изменения коснулись только нескольких критериев оценивания.

Изменения в сочинении 2020

Основное содержание экзамена осталось неизменным, уточнены только критерии оценивания 27 задания.

К2 и как проставляются баллы за него: 5 баллов ставится, если была сформулирована проблема и прокомментирована с опорой на текст. Было приведено 2 примера из прочитанного текста. Даны пояснения к примерам и между ними есть смысловая связь. И, конечно, отсутствие грамматических и лексических ошибок.

3 балла ставится только в том случае, если ученик привел не менее 2х примеров из приведенного текста, которые необходимы для понимания проблемы, и пояснил значение примеров. А также указал связь между примерами.

2 балла ставится, если ученик привел 2 примера из приведенного текста, которые необходимы для понимания проблемы, но не пояснил значение примеров. Но указал связь между примерами.

К9: изменилось название критерия «Соблюдение языковых норм»

Особое внимание обратите на следующие критерии:

Структура сочинения

При написании необходимо соблюдать следующую структуру:

План написания сочинения

Начало

Внимательно прочитайте текст и выделите главную мысль. Решите, что хотел сказать автор, о чем он размышляет и к какому выводу приходит.

После повторного прочтения обратите внимание на героев и их действия, выделите яркие эпизоды текста, которые подтверждают выделенную вами проблематику.

Правильно определите проблему

Иногда это сложнее. Проблем может быть несколько и нужно найти главную. Чтобы выделить одну проблему, обратите внимание на позицию автора. Она должна быть раскрыта с помощью примеров из жизни, литературы и других аргументов. С чего автор начал, какая из проблем более масштабная? Это и будет основной проблемой.

Напишите комментарий к проблеме

Здесь нужно хорошо постараться, ведь за этот критерий можно получить 5 баллов.

Комментарием вы должны подтвердить то, что проблема, о которой вы упоминали выше, действительно существует. Важно, проблема должна быть прокомментирована с опорой на текст.

Здесь вы должны объяснить, как автор раскрывает проблему, какие приемы и средства для этого использует, дать оценку действиям героев, отметить языковые особенности, которые способствуют раскрытию проблемы.

Правильно обозначьте смысловую связь между примерами

Приводя примеры, вы должны показать, как они соотносятся друг с другом.

— подтверждать одну и ту же мысль: сопоставлены;

— демонстрировать полярные точки зрения: противопоставлены.

Передайте позицию автора

Здесь вы должны найти позицию автора в предложенном тексте, а не выдумать ее.

Обратите внимание на яркие фразы, мнение автора. Они помогут сформулировать авторскую позицию.

Для передачи мысли автора можно использовать следующие конструкции: «мысль автора выражена следующими словами. », «автор считает, что…».

Обозначьте свою позицию

Экзаменуемый должен выразить свое отношение к авторской позиции: согласен он с ней, не согласен или же это согласие частичное.

Не забывайте аргументировать свое мнение, привлекая факты из текста, примеры из художественных, научных, публицистических произведений, а также не забывайте про личный опыт.

Подведите итог

В завершающей части сочинения поделитесь с проверяющим, о чем вас заставил задуматься текст. Обобщите уже проанализированную информацию, дайте оценку сказанному. Главное, не дублируйте свое мнение или позицию автора.

Фразы‑клише помогут вам связать текст и выдержать логическую структуру, также они помогут проверяющему легко ориентироваться в вашем тексте.

Фраз‑клише достаточно много и все они относятся к какой‑либо структуре сочинения.

Какие фразы можно использовать?

1. Описывая проблему:

1) В предложенном для анализа тексте <указываем автора>поднимает (затрагивает) проблему.

2) В данном тексте <указываем автора>волнует проблема.

4) В тексте представлена точка зрения <указываем автора>на проблему…

5) В предложенном для анализа тексте <указываем автора>касается следующих вопросов …

1) Вопрос о … <обозначаем проблему>никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.

2) Проблема, поднятая <указываем автора>, особенно актуальна в наши дни, потому что …

3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет.

3. Обозначая позицию автора:

1) Позиция автора заключается в том, что.

2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …

3) По мнению автора, …

4) Автор считает, что…

4. Отношение к позиции автора:

1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор. 3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что …

5) Мне близка позиция автора тем, что …

1) Обратная связь. Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что …

Мы поделились с вами основной информацией по написанию сочинения к ЕГЭ-2020 по русскому языку. Не удается один из критериев? Обратите на него особое внимание и продолжайте тренироваться.

Готовьтесь к успешному написанию сочинения по русскому языку вместе с курсами на TeachMePlease.

Источник

Читайте также:  Как правильно пишется слово смотрит или смотреть
Простыми словами о самом интересном
Добавить комментарий