Как написать сочинение 11 класс русский язык егэ

Содержание
  1. План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2021
  2. Что ФИПИ хотят увидеть в сочинении?
  3. План сочинения
  4. Постановка проблемы
  5. Первый, второй комментарий и связь между ними
  6. Клише для написания примера-иллюстрации:
  7. Клише для пояснения примера-иллюстрации:
  8. Клише для связи:
  9. Позиция / мнение автора
  10. Клише для написания мнения автора:
  11. Собственное отношение к проблеме и пояснение
  12. Клише для собственного мнение:
  13. Вывод
  14. Клише для вывода:
  15. Как написать сочинение на ЕГЭ по русскому
  16. Разбор критериев оценивания.
  17. К1. Формулировка проблем исходного текста.
  18. К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
  19. К3. Отражение позиции автора исходного текста.
  20. К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.
  21. К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
  22. K6. Точность и выразительность речи.
  23. K7. Соблюдение орфографических норм.
  24. K8. Соблюдение пунктуационных норм.
  25. K9. Соблюдение языковых норм.
  26. K10. Соблюдение речевых норм.
  27. K11. Соблюдение этических норм.
  28. К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.
  29. План сочинения ЕГЭ-2021 и пример сочинения
  30. ЕГЭ. Русский язык. Задание 27. За несколько дней до экзамена. Вспомним, как писать сочинение (рекомендации + пример).

План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2021

Давайте познакомимся с самой структурой данного экзамена. Он состоит из двух частей: тестовой и письменной. Сегодня нас интересует именно письменная часть ЕГЭ по русскому языку, то есть 27 задание.

Что ФИПИ хотят увидеть в сочинении?

В этом сочинении, согласно ФИПИ, от вас требуется:

Максимальный балл за 27 задание – 24.

Но при этом сочинение не должно:

При несоблюдении двух этих пунктов вся ваша работа оценивается в 0 баллов.

План сочинения

Структура (план) сочинения:

Постановка проблемы

Это план, при помощи которого вы сможете определить проблему.

Иногда в определении проблемы помогают задания 21 и 26. В них могут быть намёки на возможную проблему. НО используйте этот способ только как подсказку.

Типичные клише для постановки проблемы

Первый, второй комментарий и связь между ними

После проблемы пишем комментарии.
Итак, чтобы найти и написать комментарии вам нужно:

Клише для написания примера-иллюстрации:

Для публицистического текста

Для художественного текста

Клише для пояснения примера-иллюстрации:

Для публицистического текста

Для художественного текста

Пример иллюстрации с пояснением:

Связь между комментариями — это важный пункт для получения 5 баллов. Связать свои комментарии можно несколькими способами:

Сама связь — 1-2 предложения, находящихся после 2 комментария.

Клише для связи:

Пример: «Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают правильное отношение человека к своей профессии».

Позиция / мнение автора

В этом пункте вы должны чётко определить позицию автора – она должна продолжать проблему.

Клише для написания мнения автора:

Пример:

Собственное отношение к проблеме и пояснение

В этом пункте вы должны написать своё мнение о проблеме.

Клише для собственного мнение:

Пример: «Трудно не согласится с автором, ведь именно наши внутренние качества оберегают нас от совершения ужасных поступков».

Собственное мнение подтверждаем литературным аргументом.

Вывод

Вывод – это 1-2 предложения, подводящих итог вашей работе. Он должен следовать за проблемой и не вводить новых идей.

Клише для вывода:

Пример: «Таким образом, автор побудит задуматься о том, что человек должен любить и
уважать свою профессию».

Источник

Как написать сочинение на ЕГЭ по русскому

Вторая часть ЕГЭ по русскому языку всегда пугала многих. В этом году произошли изменения в критериях оценивания и вопросов, как писать сочинение, стало еще больше. Как же получить заветные 24 балла за сочинение? Давайте разберемся.

В первую очередь нужно понять, что будут проверять. Это поможет взглянуть на собственное сочинение глазами экзаменатора. Всего существует 12 критериев оценки. Они разделяются на три блока. Первый касается содержания работы:

Разбор критериев оценивания.

К1. Формулировка проблем исходного текста.

Здесь твоя главная задача – правильно сформулировать проблему текста, то есть найти вопрос, на который автор пытается найти ответ. Иногда это просто: например, в тексте задается риторический вопрос или прямым текстом проговаривается то, что волнует автора. Иногда задача осложняется тем, что проблем может быть несколько. Как найти главную и не ошибиться? Во-первых, обрати внимание на позицию автора. Она обязательно будет раскрыта с помощью аргументов – примеров из жизни, литературы (то, что должен будешь сделать и ты). Чему они посвящены? На чём «зациклен» автор? Если проблем несколько, то обрати внимание на структуру текста – с чего автор начал, чем заканчивает. Обычно, если проблем несколько, это значит, что автор связывает одну с другой, делает из них цепочку. О чём он начал говорить? Что из заявленного более масштабно, глобально, абстрактно? Это и будет самым важным.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Комментарий должен содержать несколько важных элементов: два примера-иллюстрации из текста (то, что позволит нам понять смысл прочитанного), пояснения к этим иллюстрациям и смысловую связь между ними.

Поскольку по данному критерию можно получить достаточно большое количество баллов, это будет самая важная и объемная часть структуры сочинения.

К3. Отражение позиции автора исходного текста.

Твоя задача – в паре предложений сказать, в чем заключается позиция автора. Как он сам относится к тому, о чём пишет? Здесь можно пересказать вывод, к которому приходит автор текста – его можно найти в конце.

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.

Это еще одно важное изменение в сочинении 2021 года. Теперь тебе нужно выразить свое отношение к позиции автора (а не к проблеме, как было раньше). Нет необходимости в литературных аргументах, что одновременно радует и пугает многих. На самом деле все не так страшно. 1 балл вы не получите только в том случае, если формально выразите согласие или несогласие с автором.

Во втором блоке внимание уделяется речевому оформлению сочинения на ЕГЭ по русскому языку, то есть его форме.

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Как писать сочинение ЕГЭ? Твоё сочинение должно быть последовательным, логичным – чтобы достичь этого, нужно правильно разделить его на абзацы. Для этого нужно держать в голове композицию. Об этом ниже.

K6. Точность и выразительность речи.

Твоя задача – продемонстрировать точность формулировок и их разнообразие. Если твои предложения будут построены одинаково, а слова в них будут постоянно повторяться, это повлияет на оценку.

В третий блок входят критерии, проверяющие грамотность.

K7. Соблюдение орфографических норм.

K8. Соблюдение пунктуационных норм.

K9. Соблюдение языковых норм.

K10. Соблюдение речевых норм.

K11. Соблюдение этических норм.

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

С этим блоком всё просто (и при этом сложно): избегай ошибок любого рода. Тщательно проверяй все знаки препинания, сложные слова и трудные части слов (суффиксы, приставки, чередующиеся корни). Не допускай стилистических ошибок – проверь, нет ли в твоём шаблоне сочинения примеров слов или конструкций, которыми ты грешишь в повседневных разговорах с друзьями (просторечий, сленга, жаргонизмов). Слова с высокой стилистической окраской тоже лучше не употреблять – исключи архаизмы, книжные слова. Пиши максимально просто и нейтрально. Если не сомневаешься в каком-то слове или конструкции предложения – переформулируй. Разбей сложное предложение на два простых, замени союз из нескольких слов простым однословным. После многократного чтения работы глаз «замыливается», ты перестаёшь замечать свои ошибки. Воспользуйся приёмом корректоров: перечитай текст с конца. Так нарушится его логическая структура, а потому ошибки и неточности станут явными. Будь деликатным в своём тексте, обходи стороной острые углы – твоя задача не агрессивно доказать свою правоту, оскорбить оппонента, а выразить мнение и получить за это хорошую оценку. И проверь факты – правильно ли ты указал произведения и имена писателей в литературных аргументах? Не перепутал ли год исторического события? Ты уверен в достоверности приводимых научных данных? Вот те вопросы, которые ты должен себе задать.

Читайте также:  Как пишется мануальный терапевт

Указанные выше критерии помогут тебе составить композицию текста, то есть сделать его последовательным и логичным. Для каждой части структуры есть определённые клише, которые можно выучить и использовать. Чем больше ты будешь писать тренировочных сочинений, тем проще тебе будет. Это задание представляет собой шаблон, который нужно заполнить (печально, но факт). По сути, твоя задача сводится лишь к постановке проблемы, поиску тезисов и аргументов к ним.

Итак, начать нужно с введения. Мягко подведи читателя в 2-3 предложениях к проблеме. Идеальный приём – задать риторический вопрос. Так твой текст будет развёрнутым ответом на него, и тебе же самому будет легче. Можно написать ключевое слово текста в начале, поставить многоточие и попытаться поразмышлять над явлением. Хорошим началом будет цитата – в том числе и из того текста, который нужно проанализировать. Также можно использовать следующие клише: Всем известно, что… О … написаны тысячи книг и снято большое количество фильмов. Тема …. интересует многих из нас.

Далее нужно сформулировать проблему. Для этого тебе понадобится 2-4 предложения. Можно использовать следующие конструкции: В предложенном тексте раскрывается проблема… В данном тексте автор описывает (раскрывает, доводит до нашего сведения) проблему… В данном тексте автор раскрывает волнующую многих проблему…

Теперь нужно сказать об отношении автора к заявленной проблеме. Используй следующие конструкции: 1) Позиция автора заключается в том, что. 2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: … 3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …) 4) Позиция автора такова. 5) Автор считает, что. 6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что. 7) Автор убеждает нас в том, что. 8) В тексте доказывается мысль о том, что. 9) Основная мысль текста заключается в том, что. 10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что.

Потом ты выражаешь своё отношение к вышесказанному. Сделать это нужно деликатно, не тыкая своим «я». Для этого хороши следующие конструкции: Невозможно не согласиться с автором, что… Я солидарен с автором в том, что…. Мои взгляды на проблему …схожи с позицией автора о том, что… Я придерживаюсь схожего с автором мнения по поводу … Мне кажется, что…

Наконец, нужно подвести итог. В этом тебе помогут такие фразы: Прочитав этот текст, каждый задумается (каждый поймет, что). Ознакомившись с позицией автора, понимаешь, что… В этом тексте автор выразил свою главную мысль. Не случайно автор пишет в конце статьи о том, что… Автор хочет, чтобы. Также уместно будет привести цитату из текста, если она кажется тебе ёмкой и удачной, и прокомментировать её.

Это и есть структура твоего будущего сочинения. Любого. Видишь, как каждая новая часть структуры открывала новый абзац в нашем тексте? Так и должно быть у тебя, минимум восемь абзацев: введение, формулировка проблемы, комментарий к ней, позиция автора, твоё личное отношение к сказанному, два абзаца на каждый тезис и аргумент и итог.

Вот и всё. Не так уж и страшно, правда? Кратко подытожим то, что тебе нужно сделать для того, чтобы написать сочинение на максимальное количество баллов:

Источник

План сочинения ЕГЭ-2021 и пример сочинения

План сочинения ЕГЭ-2021.

1. Вступление. Формулировка проблемы (К1)

2. Комментарий к проблеме (К2)

a) Первый пример из текста + пояснение примера
b) Второй пример из текста + пояснение примера
c) Смысловая связь между примерами + её пояснение

3. Позиция автора (К3)

4. Отношение к позиции автора. Собственное отношение к поставленной проблеме, обоснование собственного мнения (К4)

Примерный вариант готового сочинения 2021 с комментариями к каждому структурному элементу по тексту Б.Л.Пастернака (исходный текст см. ниже).

Слово «война» в нашем сознании всегда ассоциируется с бедой, общенациональной трагедией. А гражданская война – это вообще нечто противоестественное и противоречащее здравому смыслу. В сознании человека трудно укладываются такие ужасы как братоубийство, сыноубийство и т.п. Именно гражданской войне посвящен данный отрывок из произведения Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Автор в тексте ставит проблему бессмысленности гражданской войны. (Вступление и формулировка проблемы. Проблема может быть сформулирована в виде вопроса, например, есть или вообще возможен ли смысл в этом кровопролитии?)

Автор текста намеренно сравнивает эти два примера, чтобы лучше раскрыть проблему, донести её до читателя. (Указание смысловой связи) Сравнивая двух убитых «противников», Б.Л.Пастернак показывает нам не врагов, а людей одной нации, одной веры, братьев по духу. Очевидно, что гражданская война бесчеловечна и бесцельна. (Пояснение смысловой связи)

Позиция автора предельно ясна. Гражданская война – это бессмысленное уничтожение людей, близких по духу, вере, а зачастую и родных по крови. Геройство этих молодых людей, их жертвы, смерти никому не нужны. (Авторская позиция)

Я полностью согласна с позицией автора. Гражданская война не приемлема в человеческом обществе. Это безумие, которому нет объяснения. Ужасы этой войны представлены в «Донских рассказах» М.Шолохова. Например, в рассказе «Родинка» отец, не узнав в красноармейце своего сына, убивает его. Увидев на ноге мертвого родинку с голубиное яйцо, атаман понял, что совершил, и застрелился. Это яркий пример бесцельного кровопролития, бесчеловечной трагедии в истории нашей Родины. (Собственная позиция + обоснование)

Таким образом, данный текст помогает понять, что такое гражданская война, осознать бесчеловечность, бессмысленность кровопролития. Осознание этого важно для общества, будущего поколения. Это тот урок, который нельзя пропустить или забыть. (Заключение)

(1)По международной конвенции о Красном Кресте военные, врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. (2)Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило.

(4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодёжь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.

(8) Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.

(9) Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. (11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их.

(19) И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.

(22) Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.

(23) Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. (25)Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. (27)Оно не работало.

Читайте также:  Как правильно пишется слово располагается

(28) На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её.

(30) В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.

(33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися. от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его. » стало в грамотке «Скоро в зиму его».

(37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.

(38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. (40)«Зачем?» — подумал доктор.

(41) Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.

(42) Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.

* Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».

Источник

ЕГЭ. Русский язык. Задание 27. За несколько дней до экзамена. Вспомним, как писать сочинение (рекомендации + пример).

ЕГЭ. За несколько дней до экзамена.

Вспомним, как писать сочинение (рекомендации + пример).

Предлагаю, ребята, вместе написать сочинение по тексту. Давайте шаг за шагом вспомним этапы написания, не забывая о критериях, по которым будет оцениваться работа.

ТЕКСТ.

(1)Антонина Андроновна вышла из столовой. (2)Она окинула учительницу неприветливым взглядом и спросила с холодком в голосе:

(12)Антонина Андроновна, жестом пригласив Елену Петровну сесть, уселась первая. (13)Кресло скрипнуло под её тяжестью. (14)Елена Петровна села тоже.

(17)Антонина Андроновна посмотрела на неё с удивлением:

-(18)А я-то при чём же? (19)Я, что ли, буду за неё уроки учить?

-(20)Но вы можете и должны следить за тем, чтобы она готовила уроки.

(21)Антонина Андроновна отвернулась, махнув рукой:

-(22)Не до того мне. (23)Не до того! (24)Сами управляйтесь.

(28) Помогите мне!

(29)Антонина Андроновна пожала плечами:

-(30)Ну уж, голубушка.

-(31)Меня зовут Елена Петровна.

(43)Елена Петровна вскочила.

(46)Она с пылающим лицом быстрыми шагами вышла из комнаты. (47)Хлопнула входная дверь.

(59)Но, вдруг сообразив, что её никто не слушает, Антонина Андроновна встала и пошла в столовую обедать.

*Любовь Фёдоровна Воронкова (1906-1976) советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.

Шаг 1.

Внимательно прочитайте текст (можно 2-3 раза), подчеркните в нём ключевые слова, фразы, на которые вы будете опираться при написании сочинения.

Шаг 2.

Подготовительная работа.

Ошибочно поступают ребята, которые, прочитав текст, сразу начинают писать сочинение (чуть ли не на бело).

Нужно сначала продумать ВСЕ части будущего сочинения (для этого и существует черновик.)

Проблема формулируется в виде повествовательного предложения. Но её легко выразить и в форме вопросов. Поэтому сначала лучше задавать ДВА вопроса, а потом уже формулировать проблему.

Пояснение.

Часто ребята пропускают очень важные моменты из теста. Вообще не пишут ничего о них. А ведь вам дан именно текст, в нём нет ничего лишнего. Значит, вы чего-то важного не увидели, что-то упустили, а это может привести к поверхностному анализу текста.

ВЫВОД. Проблему определи, два вопроса сформулировали, с двумя аргументами определились. И только теперь можно начать писать вступление.

Шаг 3. Пишем сочинение.

В тексте советской писательницы, автора книг для детей Л.Ф. Воронковой поднимается проблема воспитания.

13 слов.

Да, вступление простое, лёгкое, самое обычное. Но по нему не видно, ученик продумал ли аргументы для раскрытия проблемы. Ведь проблема воспитания огромная. О чём же пишет автор именно этого текста?

Какую роль в формировании личности детей играет школа? Каково место родителей в данном процессе? Именно над этими вопросами размышляет советская писательница, автор книг для детей Л.Ф. Воронкова, поднимая проблему воспитания.

Воспитание – это сложный, кропотливый процесс формирования личности, обучения ребёнка важнейшим навыкам, необходимым в жизни. Какую роль в данном процессе играет школа и каково в нём место родителей? Именно над этими вопросами размышляет советская писательница, автор книг для детей Л.Ф. Воронкова, поднимая проблему воспитания.

43 слова.

К 1- 1 балл.

Основная часть сочинения.

АРГУМЕНТЫ.

Помните, что за два аргумента высший балл – 5.

Вернёмся к нашему тексту.

Пример написания аргументов.

Размышляя над поставленной проблемой, автор сравнивает два совершенно разных подхода к воспитанию ребёнка, которые в тексте выражают учитель и мама ученицы. Какова же позиция учительницы Елены Петровны? Педагог переживает за свою ученицу, так как та стала хуже учиться, «не делает домашних заданий, не учит уроков». Она искренне хочет разобраться в причинах, предлагает «посоветоваться» с мамой ученицы, чтобы, возможно, вместе решить проблему. Учительница понимает, что не только школа, но и родители «должны следить» за ребёнком, за его отношением к учёбе.

Какова же реакция мамы девочки на замечания учительницы? А родительница уверена, что учить детей – это обязанность школы, ведь за это учителя «деньги получают». А если Елена Петровна не может сама научить её ребёнка, то она и учительница «так себе». Удивляет такая позиция, глубокая убеждённость, что задача родителей – только «кормить ребёнка, одевать», что матери «не до того», чтобы следить за уроками дочери. Поражает бестактность и высокомерие матери во время разговора с педагогом (она дважды называет Елену Петровну пренебрежительно «голубушкой»). Процесс воспитания происходит, конечно, не только в школе. Какой может вырасти дочь, если её мама так груба с учительницей, да и с самой дочкой («Тамара, иди-ка отсюда. »). Никаких трудовых навыков не формируется в этой семье («никакой работы, никакой заботы, не позволяю ей носового платка выстирать!») А зачем? Ведь есть же домработница, которой платят деньги.

211 слов.

За два аргумента можно получить максимум- 5 баллов.

Связь аргументов.

Важно!

В данной части сочинения НЕ НУЖНО раскрывать вторично (пусть другими словами) суть аргументов. Необходимо охарактеризовать, не их содержание, а «форму».

Пример.

Оба данных примера помогают автору ярче раскрыть проблему, показать, насколько же разными могут быть подходы воспитания детей учителей и родителей и как важно единство во взгляде на данную проблему.

29 слов.

Пояснение.

Обратите внимание, что здесь на раскрыта суть этих разных подходов к воспитанию (ведь об этом было уже казано в аргументах, будет сделан вывод в позиции автора). Объяснена только роль данных аргументов в раскрытии проблемы (как бы внешняя их «форма» изложения).

За данную часть сочинения высший балл – 1.

Позиция автора.

Необходимо написать о том, КАКОВО понимание автором сути проблемы, её решения. Конечно, не всегда открыто это бывает высказано (тем более, например, в художественном тексте). Но позиция бывает понятна по содержанию текста, по особенности изложения материала.

Можно начать с клише (ничего в этом страшного нет, тем более, что на экзамене мало времени, да и волнение мешает ребятам. Так что пусть используют эти клише – то есть своеобразные «заготовки» начала).

Пример.

Позицию автора легко понять. Он считает, что и школа, и семья в равной степени ответственны за процесс воспитания и обучения детей, что не нужно перекладывать эту обязанность только на одну из сторон.

32 слова.

За данную часть сочинения высший балл – 1.

Позиция автора сочинения.

Пояснение.

В данной части сочинения необходимо высказать своё согласие или несогласие с позицией автора, то есть не то, как ученик понимает данную проблему, а именно согласен он или нет с тем, что считает автор текста, как тот видит данную проблему.

Свою позицию необходимо доказать. Это могут быть общие размышления по проблеме, а могут быть примеры, например, из литературы.

Внимание! В требованиях к сочинению нет обязательного условия наличия конкретного примера из литературы. НО ученику легче доказать свою позицию на примере из неё.

Помните, что вы пишите сочинение по русскому языку, а не по литературе. Не нужно давать характеристики героев, тем более описывать их жизненный путь! В двух-трёх предложениях на примере героя подтвердите свою точку зрения.

Пример.

104 слова.

За данную часть сочинения высший балл – 1.

Заключение.

В последней части сочинения необходимо снова вспомнить автора, проблему (так как ученики работают именно над текстом данного автора, а не по проблеме вообще).

Важно!

В заключении НЕ НУЖНО снова кратко описывать суть проблемы. Это было сделано в сочинении и уже не раз!

Надо ответит на вопросы: ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, как решать данную проблему, о чём нужно помнить, о чём задуматься.

Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой, не может не волновать людей. Почти каждый в жизни задаёт себе вопрос: должна воспитывать и учить детей школа или семья. Лишь осознание равной ответственности и учителей и родителей в данном процессе принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.

47 слов.

Объединим все части сочинения.

Воспитание – это сложный, кропотливый процесс формирования личности, обучения ребёнка важнейшим навыкам, необходимым в жизни. Какую роль в данном процессе играет школа и каково в нём место родителей? Именно над этими вопросами размышляет советская писательница, автор книг для детей Л.Ф. Воронкова, поднимая проблему воспитания.

Размышляя над поставленной проблемой, автор сравнивает два совершенно разных подхода к воспитанию ребёнка, которые в тексте выражают учитель и мама ученицы. Какова же позиция учительницы Елены Петровны? Педагог переживает за свою ученицу, так как та стала хуже учиться, «не делает домашних заданий, не учит уроков». Она искренне хочет разобраться в причинах, предлагает «посоветоваться» с мамой ученицы, чтобы, возможно, вместе решить проблему. Учительница понимает, что не только школа, но и родители «должны следить» за ребёнком, за его отношением к учёбе.

Какова же реакция мамы девочки на замечания учительницы? А родительница уверена, что учить детей – это обязанность школы, ведь за это учителя «деньги получают». А если Елена Петровна не может сама научить её ребёнка, то она и учительница «так себе». Удивляет такая позиция, глубокая убеждённость, что задача родителей – только «кормить ребёнка, одевать», что матери «не до того», чтобы следить за уроками дочери. Поражает бестактность и высокомерие матери во время разговора с педагогом (она дважды называет Елену Петровну пренебрежительно «голубушкой»). Процесс воспитания происходит, конечно, не только в школе. Какой может вырасти дочь, если её мама так груба с учительницей, да и с самой дочкой («Тамара, иди-ка отсюда. »). Никаких трудовых навыков не формируется в этой семье («никакой работы, никакой заботы, не позволяю ей носового платка выстирать!») А зачем? Ведь есть же домработница, которой платят деньги.

Оба данных примера помогают автору ярче раскрыть проблему, показать, насколько же разными могут быть подходы воспитания детей учителей и родителей и как важно единство во взгляде на данную проблему.

Позицию автора легко понять. Он считает, что и школа, и семья в равной степени ответственны за процесс воспитания и обучения детей, что не нужно перекладывать эту обязанность только на одну из сторон.

Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой не может не волновать людей. Почти каждый в жизни задаёт себе вопрос: должна воспитывать и учить детей школа или семья. Лишь осознание равной ответственности и учителей и родителей в данном процессе принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.

464 слова.

Пояснение.

По критериям, в сочинении должно быть не менее 150 слов. Понятно, что это тот МИНИМУМ, при котором сочинении будет оцениваться проверяющими.

Но мы же понимаем, что на высокий балл изложить материал в 150 слов очень сложно. Поэтому рекомендуемый объём – 250-350 слов.

В предложенном мною варианте слов больше. Я хотела ПОДРОБНО показать вам, ребята, каждую часть сочинения.

Предлагаю сокращённый вариант.

В тексте советской писательницы, автора книг для детей Л.Ф. Воронковой поднимается проблема воспитания.

Размышляя над поставленной проблемой, автор сравнивает два совершенно разных подхода к воспитанию ребёнка. Очевидна позиция учительницы Елены Петровны. Педагог переживает за свою ученицу, так как та стала хуже учиться, «не делает домашних заданий, не учит уроков». Она искренне хочет разобраться в причинах, предлагает «посоветоваться» с мамой ученицы, понимая, что не только школа, но и родители «должны следить» его отношением ребёнка к учёбе.

Какова же реакция мамы девочки на замечания учительницы? А родительница уверена, что учить детей – это обязанность школы, ведь за это учителя «деньги получают». А если Елена Петровна не может сама научить её ребёнка, то она и учительница «так себе». Удивляет такая позиция, убеждённость, что задача родителей – только «кормить ребёнка, одевать». Поражает бестактность и высокомерие матери во время разговора с педагогом (она дважды называет Елену Петровну пренебрежительно «голубушкой»). Процесс воспитания происходит не только в школе. Какой может вырасти дочь, если её мама так груба с учительницей, да и с самой дочкой («Тамара, иди-ка отсюда. »). Никаких трудовых навыков не формируется в этой семье («никакой работы, никакой заботы, не позволяю ей носового платка выстирать!»)

Оба данных примера помогают автору ярче раскрыть проблему, показать, насколько же разными могут быть подходы воспитания детей учителей и родителей и как важно единство во взгляде на данную проблему.

Позицию автора легко понять. Он считает, что и школа, и семья в равной степени ответственны за процесс воспитания и обучения детей, что не нужно перекладывать эту обязанность только на одну из сторон.

Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой не может не волновать людей. Осознание равной ответственности и учителей и родителей в процессе воспитания принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.

356 слов.

P.S.

Сочинение – это процесс творческий. Я предложила вам, ребята, свой вариант его написания. Ваши педагоги, конечно, предлагают свои. Важно, чтобы работа соответствовала критериям написания.

Очень важно не допустить ошибок в сочинении. О наиболее типичных ошибках и способах их устранения – в следующей статье.

Мельникова Вера Александровна.

Источник

Простыми словами о самом интересном
Adblock
detector