Что значит слоги в русском языке

СЛОГ — это… Что такое слог. Таблица слогов

Слог — это один или несколь­ко зву­ков, кото­рые про­из­но­сят­ся одним толч­ком выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха.

Узнаем, что такое слог, из чего он состо­ит, как в рус­ском язы­ке язы­ке пра­виль­но раз­де­лить сло­во на сло­ги.

С поня­ти­ем «слог» ребят зна­ко­мят в 1 клас­се. Во 2 клас­се шко­лы эти зна­ния углуб­ля­ют и закреп­ля­ют.

Понятие о слоге

Когда мы гово­рим, наша речь состо­ит из пред­ло­же­ний, пред­ло­же­ния — из слов. Каждое сло­во скла­ды­ва­ет­ся из зву­ков, кото­рые выстро­е­ны в опре­де­лён­ном поряд­ке. Звуки речи состав­ля­ют сло­во. В каж­дом сло­ве зву­чат глас­ные и соглас­ные. На пись­ме они обо­зна­ча­ют­ся соот­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми. В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют глас­ные зву­ки:

Гласные зву­киа, о, у, и, ы, э

Гласный звук явля­ют­ся глав­ным в сло­ве. Он орга­ни­зу­ет слог в оди­ноч­ку или вме­сте с соглас­ны­ми зву­ка­ми. Не может быть сло­га без глас­но­го зву­ка. К нему при­со­еди­ня­ет­ся один или несколь­ко соглас­ных и обра­зу­ют слог. Например, глас­ный «а» в соче­та­нии с соглас­ным «б» обра­зу­ет слог «ба», а с глас­ным «у» — слог «бу», с глас­ным «о» — «бо» и т. д.

Характерным отли­чи­ем сло­га явля­ет­ся то, что он про­из­но­сит­ся одним толч­ком воз­ду­ха при выдо­хе. Убедимся в этом, если под­не­сём ладо­шку ко рту и про­из­не­сём сло­ва по сло­гам:

По соста­ву сло­ги быва­ют раз­ные. Их могут скла­ды­вать как глас­ные зву­ки само­сто­я­тель­но, так и в соче­та­нии с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми.

Понаблюдаем:

Следовательно, в каж­дом сло­ге име­ет­ся толь­ко один глас­ный звук. Вокруг него груп­пи­ру­ют­ся соглас­ные и вме­сте с ним обра­зу­ют слог,

Как разделить слово на слоги?

Чтобы раз­де­лить сло­во на сло­ги, выде­лим в нём глас­ные зву­ки. Их мож­но под­черк­нуть каран­да­шом.

ЗапомниВ сло­ве столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем глас­ных зву­ков.

При деле­нии сло­ва на сло­ги, учтем, что в неко­то­рых сло­вах содер­жит­ся толь­ко один глас­ный звук:

Такие сло­ва не делят­ся на сло­ги и назы­ва­ют­ся одно­слож­ны­ми.

Значит, что­бы сло­во дели­лось на сло­ги, в нём долж­но быть не менее двух глас­ных. Убедимся в этом:

В сло­вах рус­ско­го язы­ка могут насчи­ты­вать­ся три и более глас­ных, кото­рые состав­ля­ют такое же коли­че­ство сло­гов:

Понаблюдав за сло­го­де­ле­ни­ем, мож­но заме­тить, что в рус­ском язы­ке чаще сло­ги явля­ют­ся откры­ты­ми. Они закан­чи­ва­ют­ся глас­ным зву­ком. Хотя отме­тим, что слог закры­ва­ют соглас­ные в кон­це слов:

Звонкие непар­ные соглас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «й», «л», «м», «н», «р» могут закрыть слог в сере­дине слов:

Учитывая все эти осо­бен­но­сти, раз­де­лим сло­ва на сло­ги в сле­ду­ю­щем поряд­ке:

Видеоурок

Источник

1.6. Слог. Правила переноса слов

Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков!

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.

Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного!

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

То же самое можно проследить на примере глагола уе зж ать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать, а деление на части для переноса – уез-жать.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.

Источник

Что такое слог, какие есть их виды, как делить слова на слоги

Казалось бы, для любого человека, научившегося читать, нет ничего проще, чем разделить слова на слоги. На практике же оказывается, что это не такая уж и легкая задача, более того, чтобы правильно выполнить это задание, нужно знать некоторые нюансы. Если вдуматься, далеко не каждый сможет даже дать четкий ответ на простой вопрос: «Что такое слог?»

Так что же это такое – слог?

Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог – это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.

В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове – столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные – неслоговыми (не могут образовать слог).

Теории слога

Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.

Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».

Читайте также:  Можно ли сыграть свадьбу дома

Виды слогов

В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».

Как правильно разделять слова по слогам?

Прежде всего, стоит уточнить, что не всегда разделение слов на фонетические слоги совпадает с разделением для переноса. Так, согласно правилам переноса, одну букву нельзя отделять, даже если она гласная и является слогом. Однако если слово разделить на слоги, согласно правилам деления, то гласная, не окруженная согласными, будет составлять один полноценный слог. Для примера: в слове «ю-ла» фонетически два слога, но при переносе это слово разделяться не будет.

Иногда буквосочетания согласных на письме означают несколько букв, но звучат как один звук. В таких случаях деление слова по слогам и деление для переноса будут отличаться. Поскольку сочетание означает один звук, то и разъединять эти буквы не следует при разделе на слоги. Однако при переносе такие буквосочетания разделяются. К примеру, в слове «и-зжо-га» три слога, однако при переносе это слово будет делиться как «изжо-га». Кроме буквосочетания «зж», произносимого как один длинный звук [ж:], это правило распространяется и на сочетания «тся»/«ться», в которых «тс»/ «тьс» звучат как [ц]. Например, правильно делить «у-чи-ться» не разрывая «тс», но при переносе будет «учить-ся».

Как уже было отмечено в предыдущем разделе, слог бывает открытым и закрытым. В русском языке закрытых слогов значительно меньше. Как правило, они находятся лишь в конце слова: «ха-кер». В редких случаях закрытые слоги могут оказаться в средине слова, при условии, что слог заканчивается на непарный сонорный: «сум-ка», но «бу-дка».

Как правильно разделять слова для переноса

Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.

При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов.

Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.

Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».

Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.

Азбука по слогам

Само по себе понятие «слог» является еще не до конца изученным предметом лингвистики. При этом его практическое значение сложно переоценить. Ведь эта маленькая частичка слова помогает не только обучиться чтению и правилам письма, но и помогает понять многие грамматические правила. Не стоит также забывать, что, благодаря слогу, существует поэзия. Ведь основные системы создания рифм основываются как раз на свойствах этой крошечной фонетико-фонологической единицы. И хотя существует масса теорий и исследований, посвященных ему, вопрос о том, что такое слог, остается открытым.

Источник

Открытые и закрытые слоги

Открытые и закры­тые сло­ги опре­де­ля­ют в сло­ве в зави­си­мо­сти от конеч­но­го зву­ка, глас­но­го или согласного.

Узнаем, что такое откры­тые и закры­тые сло­ги в сло­вах рус­ско­го язы­ка, выяс­нив их харак­тер­ные фоне­ти­че­ские признаки.

Что такое слог?

Большинство слов рус­ско­го язы­ка мож­но делить на сло­ги. В уст­ной речи слог явля­ет­ся мини­маль­ной зву­ча­щей единицей.

Слоги обра­зу­ют глас­ные зву­ки, кото­рые состо­ят из голо­са и явля­ют­ся самы­ми звуч­ны­ми в речи. Согласные зву­ки, даже сонор­ные, не могут быть сло­го­об­ра­зу­ю­щи­ми, так как состо­ят в боль­шей сте­пе­ни из шума, чем из голоса.

Гласные зву­ки орга­ни­зу­ют сло­ги как само­сто­я­тель­но, так и в соче­та­нии с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми. В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем зву­чит гласных:

По сво­е­му фоне­ти­че­ско­му соста­ву сло­ги делят на два основ­ных типа:

Рассмотрим, от чего зави­сит откры­тость или закры­тость фоне­ти­че­ско­го сло­га в рус­ском языке.

Открытые слоги

Поскольку глас­ные зву­ки явля­ют­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щи­ми, они могут орга­ни­зо­вать слог в одиночку:

Гласные обра­зу­ют так­же сло­ги в соче­та­нии с одним или несколь­ки­ми согласными:

Причем обра­тим вни­ма­ние, что глас­ный сле­ду­ет за соглас­ным. В силу такой пост­по­зи­ции глас­но­го зву­ка слог мож­но про­из­но­сить доста­точ­но дол­го, тянуть голо­сом или рас­пе­вать. Такие сло­ги назы­ва­ют открытыми.

Большинство сло­гов в сло­вах рус­ско­го язы­ка явля­ют­ся откры­ты­ми. Если после глас­но­го, обра­зу­ю­ще­го слог, идет соглас­ный или груп­па шум­ных соглас­ных, то они начи­на­ют уже сле­ду­ю­щий слог:

Этому пра­ви­лу сло­го­раз­де­ла не под­чи­ня­ют­ся непар­ные звон­кие соглас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «й», «л», «м», «н», «р».

И теперь нам пора узнать, что такое закры­тые сло­ги в сло­вах рус­ско­го языка.

Закрытые слоги

Непарные звон­кие соглас­ные (сонор­ные) про­из­но­сят­ся с извест­ной долей шума и голо­са. Они обла­да­ют спо­соб­но­стью при­со­еди­нить­ся к глас­но­му зву­ку и закрыть слог в любой пози­ции в сло­ве (в нача­ле, в сере­дине, в конце):

Обратим вни­ма­ние, что за сонор­ным соглас­ным сле­ду­ет звон­кий или шум­ный соглас­ный. И тогда сло­го­раз­дел про­ис­хо­дит меж­ду ними. Так обра­зу­ют­ся закры­тые слоги.

Все соглас­ные зву­ки в оди­ноч­ку и в ком­би­на­ции с дру­ги­ми соглас­ны­ми обра­зу­ют закры­тые сло­ги в кон­це слов:

Мягкий и твер­дый знак не обо­зна­ча­ют зву­ка и при­над­ле­жат соглас­но­му, после кото­ро­го они пишут­ся. Слогораздел в таких сло­вах про­хо­дит после этих орфо­гра­фи­че­ских значков:

Рассмотрим фоне­ти­че­ский состав сле­ду­ю­щих слов и ука­жем в них откры­тые и закры­тые слоги.

Примеры

Итак, каж­дое сло­во состав­ля­ют откры­тые и закры­тые сло­ги, на кото­рые его мож­но раз­де­лить, если учесть фоне­ти­че­ские особенности.

Алгоритм деления слова на слоги

Деление сло­ва на сло­ги выпол­ня­ем поша­го­во, опре­де­лив коли­че­ство глас­ных звуков:

Деление на слоги и перенос слов по слогам

Фонетическое деле­ние на сло­ги не все­гда сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом слов. Чтобы пра­виль­но пере­не­сти сло­во по сло­гам с одной стро­ки на дру­гую, учи­ты­ва­ем пра­ви­ло орфо­гра­фии.

Так напри­мер, сло­во «ябло­ко» делим на слоги:

Но пере­не­сти его с одной стро­ки на дру­гую в соот­вет­ствии с этим сло­го­раз­де­лом невоз­мож­но, так как соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии одна бук­ва не оста­ет­ся на стро­ке и не пере­но­сит­ся на сле­ду­ю­щую. Поэтому при­со­еди­ним бук­ву «я» к бук­ве «б» и пере­не­сем это сло­во дву­мя способами:

Следующий при­мер. В сло­ве пишут­ся двой­ные соглас­ные. При фоне­ти­че­ском сло­го­раз­де­ле они отхо­дят к сле­ду­ю­ще­му сло­гу, так как обо­зна­ча­ют один длин­ный звук:

Орфографический пере­нос слов тре­бу­ет рас­сре­до­то­чить двой­ные соглас­ные буквы:

Источник

Прямые слоги и слоговые ряды с ними: СА, СЫ, СО, СУ

Так что же это такое – слог?

Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог – это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.

Читайте также:  Что такое почему в русском языке

В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове – столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные – неслоговыми (не могут образовать слог).

Теории слога

Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.

Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».

Виды слогов

Слово может состоять из разного количества слогов — от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» – один слог, «сно-ви-де-ни-е» – пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.

Если в составе слова — более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие – безударными.

В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».

Виды слогов в русском языке

По своей структуре слоги бывают: 1) открытыми, если оканчиваются гласными; 2) закрытыми, если оканчиваются согласными; 3) прикрытыми, если начинаются согласными; 4) неприкрытыми, если начинаются с гласных.

Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука.

Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон. Слог может состоять из одного гласного, будучи неприкрытым и открытым (о-зе-ро, о-рел, о-хо-та, у-ли-тка).

Изучение проблемы слога в языках фонемного строя, к числу которых относится русский язык, представляет особые трудности в связи с тем, что слог не соотносится здесь с какими-либо значимыми единицами, выявляется только на основании фонетических характеристик (ср. несовпадение слоговых и морфологических границ в примерах типа но-га и ног-а, жел-тый и желт-ый, зай-ду и за-йд-у).

Как правильно разделять слова по слогам?

Прежде всего, стоит уточнить, что не всегда разделение слов на фонетические слоги совпадает с разделением для переноса. Так, согласно правилам переноса, одну букву нельзя отделять, даже если она гласная и является слогом. Однако если слово разделить на слоги, согласно правилам деления, то гласная, не окруженная согласными, будет составлять один полноценный слог. Для примера: в слове «ю-ла» фонетически два слога, но при переносе это слово разделяться не будет.

Как и уточнялось выше, в слове ровно столько слогов, сколько и гласных. Один гласный звук может выступать в качестве слога, но если в нем более одного звука, то начинаться такой слог будет обязательно с согласного. Выше приведенный пример – слово «ю-ла» — делится именно таким образом, а не «юл-а». Данный пример демонстрирует, как второй гласный «а» притягивает «л» к себе.

Если в средине слова попадаются несколько согласных подряд, они относятся к следующему слогу. Данное правило распространяется и на случаи с одинаковыми согласными, и на случаи с разными неслоговыми звуками. Слово «о-тча-я-нный» иллюстрирует оба варианта. Буква «а» во втором слоге притянула к себе сочетание из разных согласных букв – «тч», а «ы» – двойное «нн». Из этого правила есть одно исключение — для непарных неслоговых звуков. Если первым в буквосочетании стоит звонкий согласный (й, ль, л, мь, м, нь, н, рь, р), то он отделяется вместе с предыдущим гласным. В слове «склян-ка» буква «н» относится к первому слогу, так как является непарным звонким согласным. А в предыдущем примере — «о-тча-я-нный» — «н» отошла к началу следующего слога, согласно общему правилу, так как была парным сонорным.

Иногда буквосочетания согласных на письме означают несколько букв, но звучат как один звук. В таких случаях деление слова по слогам и деление для переноса будут отличаться. Поскольку сочетание означает один звук, то и разъединять эти буквы не следует при разделе на слоги. Однако при переносе такие буквосочетания разделяются. К примеру, в слове «и-зжо-га» три слога, однако при переносе это слово будет делиться как «изжо-га». Кроме буквосочетания «зж», произносимого как один длинный звук [ж:], это правило распространяется и на сочетания «тся»/«ться», в которых «тс»/ «тьс» звучат как [ц]. Например, правильно делить «у-чи-ться» не разрывая «тс», но при переносе будет «учить-ся».

Как уже было отмечено в предыдущем разделе, слог бывает открытым и закрытым. В русском языке закрытых слогов значительно меньше. Как правило, они находятся лишь в конце слова: «ха-кер». В редких случаях закрытые слоги могут оказаться в средине слова, при условии, что слог заканчивается на непарный сонорный: «сум-ка», но «бу-дка».

Основные правила слогораздела

Слог — минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги.

С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог — это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними — предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные — неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог.

Слогораздел — граница между слогами, следующими друг за другом в речевой цепи.

Существующие определения слога дают различные основания для определения места слоговой границы. Наиболее распространёнными являются две теории слогораздела. Обе они базируются на том, что для русского языка характерно тяготение к открытому слогу, а различия между ними обусловлены пониманием тех факторов, которые управляют слогоразделом.

Первая теория — теория Аванесова базируется на понимании слога как волны сонорности и может быть сформулирована в виде ряда правил: при последовательности СГСГСГ (С — согласный, Г — гласный) слогораздел проходит между гласным и следующим согласным (мо-ло-ко, по-мо-гу и т. д.).

Когда между гласными оказывается сочетание двух или более согласных — СГССГ, СГСССГ и т.д., то при общей тенденции к образованию открытого слога должен учитываться закон восходящей звучности, в соответствии с которым в рус. языке в любом неначальном слоге слова звучность (сонорность) обязательно возрастает от начала слога к его вершине — гласному.

По собственной звучности Аванесов различает три большие группы — гласные, сонанты и шумные согласные, так что в неначальном слоге запрещёнными оказываются последовательности «сонант + шумный согласный»: невозможно деление на слоги су + мка (во втором слоге нарушен закон восходящей звучности, т.к. м более сонорен, чем к), нужно делить сум- ка, но ко-шка (оба согласные — шумные и не различаются по звучности, поэтому их сочетание в одном слоге не препятствует тенденции к образованию открытых слогов).

Вторая теория слогоделения, сформулированная Л. В. Щербой, учитывает влияние ударения на слогоделение. Понимая слог как единицу, характеризующуюся единым импульсом мускульного напряжения, Щерба считает, что слогораздел проходит в месте наименьшего мускульного напряжения, а оно в последовательности СГССГ зависит от места ударного гласного: если ударным является первый гласный, то следующий за ним согласный является сильноначальным и примыкает к этому гласному, образуя закрытый слог (шап-ка, кош-ка); если же ударным является второй гласный, то оба согласных отходят к нему в связи с действием тенденции к образованию открытых слогов (ка-пкан, ко-шмар). Сонанты, однако, примыкают к предшествующему гласному, даже если он безударный (и это также сближает теории Аванесова и Щер6ы).

Читайте также:  Спряжение глагола быть в польском языке

Однако до настоящего времени нет достаточно чётких определений фонетической сущности «импульса мускульного напряжения», лежащего в основе щербовской теории слогораздела.

Как правильно разделять слова для переноса

Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.

При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов.

Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.

Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».

При парных согласных, находящихся между гласными, их разделяют, кроме случаев, когда эти буквы являются частью корня на стыке с суффиксом или префиксом: «клас-сы», но «класс-ный». Тот же принцип касается согласной в конце корня слова перед суффиксом – от корня отрывать буквы при переносе, конечно, можно, но нежелательно: «киев-ский». Аналогично — в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «под-ползти». Если же корень начинается с гласной, можно либо все так же отделить саму приставку, либо вместе с ней перенести два слога корня: «без-аварийный», «безава-рийный».

Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.

Азбука по слогам

Слог имеет огромное практическое значение при обучении детей чтению. С самого начала ученики изучают буквы и слоги, которые из них можно комбинировать. А впоследствии из слогов дети учатся постепенно строить слова. Сначала детей обучают читать слова из простых открытых слогов — «ма», «мо», «му» и подобных, а вскоре задачу усложняют. Большинство букварей и методических пособий, посвященных данному вопросу, построены именно по этой методике.

Более того, специально для развития умения читать по слогам некоторые детские книжки выпускают с текстами, разделенными на слоги. Это облегчает процесс чтения и способствует доведению умения распознавать слоги до автоматизма.

Само по себе понятие «слог» является еще не до конца изученным предметом лингвистики. При этом его практическое значение сложно переоценить. Ведь эта маленькая частичка слова помогает не только обучиться чтению и правилам письма, но и помогает понять многие грамматические правила. Не стоит также забывать, что, благодаря слогу, существует поэзия. Ведь основные системы создания рифм основываются как раз на свойствах этой крошечной фонетико-фонологической единицы. И хотя существует масса теорий и исследований, посвященных ему, вопрос о том, что такое слог, остается открытым.

Статья «Чтение двухбуквенных прямых открытых слогов»

ЧТЕНИЕ ДВУХБУКВЕННЫХ ПРЯМЫХ
ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ
Формирование навыка плавного слогового чтения осуществляется постепенно. Слог-слияние является неотъемлемой составной частью всех слогов нашей речи, за исключением слога-гласного и двухбуквенного обратного закрытого слога.

Одной из важнейших задач в начальный период обучения грамоте является обучение детей чтению прямого открытого слога: овладев умением читать слияние (т. е. сочетание согласного с гласным — СГ), учащиеся получают инструмент для прочтения любого слога. Проблема слияния — одна из наиболее сложных в ходе обучения чтению: в то время как для прочтения слога-гласного или согласных, которые находятся за пределами слияния, достаточно уметь соотносить графический облик буквы с ее звуковым эквивалентом (принцип чтения: видишь букву — называй звук), для прочтения слияния необходимы дополнительные усилия (принцип чтения: приготовься произнести два звука — вслух это должно быть произнесено одним цельным звуком). Этому нужно учить специально. Игры на данном этапе основаны на приемах обучения чтения прямого открытого слога:

чтение по аналогии (вариант игры «Читай — не зевай»).

При обучении чтению слияния необходимо чередовать приёмы обучения и дидактические игры, основанные на них, потому что, осознав принцип, положенный в основу подбора материала для чтения слогов, дети начинают читать механически, что приводит к ошибкам на основе догадки. Необходимо учить детей внимательно вглядываться в буквы слога, сознательно сливать согласный с гласным.

Однако умение сознательно сливать согласный с гласным не окончательный этап в обучении плавному слоговому чтению. Как считает психолог Т. Г. Егоров, уже на первых ступенях обучения необходимо развивать у ребенка такие умения и навыки, которые в дальнейшем будут содействовать формированию особенностей читателя, характерных для более высокой ступени развития этого навыка. В частности, уже с первых шагов обучения необходимо добиваться, чтобы дети овладевали слогом, сознательно соединяя буквы одну с другой, и в то же время учились схватывать слоги сразу, в одном акте восприятия. В связи с этим используются упражнения, способствующие осознанию’ детьми слияния как целостного произносительного элемента. К таким упражнениям относятся составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки; чтение печатных слогов, написанных на доске; чтение их по учебнику, по слоговой таблице и, конечно, чтение в процессе дидактических игр.

Для того чтобы прямые открытые слоги воспринимались как единая зрительная и произносительная единица, потребуется их многоразовое прочтение как на уроке знакомства с новыми звуками и буквами, так и на всех последующих уроках. Под влиянием упражнений окончательно закрепляются связи не только между образом буквы и ее произнесением, но и между образом слога и его произнесением (Т. Г. Егоров).

Данные игры способствуют выработке умения воспринимать прямой открытый слог как единое целое в зрительном и произносительном плане.

На доске (наборном полотне) выставляются два столбика слогов с одинаковой гласной. Во втором столбике слоги такие же, как и в первом, но расположены в другом порядке.

Учитель предлагает среди слогов отыскать слоги — друзья, т. е. одинаковые слоги. Ученик по вызову учителя читает слог из первого столбика, находит такой же слог во втором столбике и устанавливает его рядом с первым.

Может быть и такой вариант игры: оборудованием для игры являются индивидуальные карточки. Игровое действие: «связать веревочкой» слоги-друзья. Побеждает тот, кто справляется с заданием раньше других.

картонный домик в три этажа с тремя подъездами, касса букв.

Учитель вывешивает домик и слева от него, напротив каждого этажа пишет буквы, которые обозначают согласные звуки, а внизу, напротив каждого подъезда, пишет буквы, которые обозначают гласные звуки. Детям сообщается игровая ситуация: слоги заселяются в новый дом. Какой слог будет жить в каждой квартире? Вызванный ученик составляет слог и вставляет его в нужное окошко.

Источник

Простыми словами о самом интересном
Добавить комментарий