Что не относится к свойствам литературного языка

ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка»

ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка»

Тест 1. Неверным является утверждение: Русский язык – это…

a) национальный язык Российской Федерации;+

b) государственный язык Российской Федерации;

c) язык межнационального общения;

d) язык международного общения.

Тест 2. Не соответствует действительности утверждение:

a) Язык – явление природное, биологическое, а значит существование и развитие языка подчинено явлениям природы.+

b) Язык – это система искусственных знаков.

c) Языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных.

d) Общество не может жить, не пользуясь языком.

Тест 3. Найдите признак, который не относится к утверждению: Язык – это система…

a) которая состоит из множества элементов;

b) элементы которой представляют совокупность естественных знаков; +

c) элементы которой образуют единство, одно целое;

d) элементы которой находятся в связи друг с другом.

Тест 4. Неверным является утверждение: Литературный язык – это

a) разновидность общенародного языка

b) высшая форма национального языка

c) язык, который используют только писатели+

d) язык, обслуживающий разные области человеческой жизни и деятельности

Тест 5. Не относится к свойствам литературного языка

b) наличие системы стилей

c) наличие как устной, так и письменной формы

d) отсутствие нормы, обязательной для всех +

Тест 6. В ситуации, когда идет агитация за какого-нибудь кандидата, ведущей функцией языка является:

Тест 7. При чтении стихов любимого поэта ведущей функцией языка является:

a) литературному языку;

d) литературный язык.

d) литературному языку.

Тест 11. Латинскому выражению alma mater (альма матер) – соответствует значение

a) старинное традиционное название высшей школы; +

b) старинный музыкальный инструмент;

c) медицинский термин (название болезни);

d) женщина с изысканными манерами.

Тест 10. Верным является ударение в слове

a) втридОрога

b) донЕльзя +

d) втридЁшева

Тест 11. Невер ным является ударение в слове

a) опОшлить

b) опОшление +

c) намЕрение

d) крАшение

Тест 12. Неверным является ударение в слове

a) предвосхИтить

b) предначЕртать +

c) предназнАчить

d) предчУвствовать

Тест 13. Неверным является ударение в слове

a) прОлил

b) прОчат

c) пУдрил

d) пЫлится +

Тест 14. Неверным является ударение в слове

a) присовокУпить +

b) пристрелИть

c) причастИть

d) притупИть

Тест 15. Неверным является ударение в слове

a) пЕренятый

b) пЕрежитый

c) пЕресланный +

d) пЕреданный

ТЕСТЫ по теме «Орфоэпические нормы русского языка»

Тест 1. Соответствует действительности утверждение: Орфоэпические нормы – это нормы

b) построения словосочетаний и предложений;

c) употребления многозначных слов;

d) образования грамматических форм.

ТЕСТЫ

Тест 1. Неверно утверждение: Лексические нормы – это

a) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которое зафиксировано в словарях;

b) правила употребления терминов и иноязычных слов;

c) правила произношения сочетаний согласных в разных словах; +

d) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.

Тест 2. Паронимы – это

a) слова, противоположные по значению;

b) слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию;

c) слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению;

d) слова однокоренные, имеющие разное значение и разную лексическую сочетаемость. +

Тест 3. Делает данное предложение двусмысленным: Мы прослушали нужное объявление такое языковое явление, как

a) нарушение лексической сочетаемости слов;

b) употребление слова в несвойственном ему значении; +

c) смешение паронимов;

d) неправильный выбор синонимичного слова.

a) смешение паронимов;

b) употребление слова без учета семантики;

Тест 6. Представлены словосочетания с нарушением лексической сочетаемости в ряду:

a) закадычный друг, щекотливый вопрос;

b) играть роль, иметь значение;

c) оказать помощь, утолить жажду;

d) неминуемая встреча, скоропостижная победа. +

Тест 7. Во фразе: Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов использовано языковое явление

Тест 8. Плеонастическое сочетание (т.е. наблюдается речевое излишество) во фразе:

a) Экспонаты выставки вызвали интерес у посетителей.

b) В магазине букинистической книги можно встретить весьма любопытные экземпляры.

c) В центре города возведен монументальный памятник солдатам Отечественной войны.

d) Этот памятный сувенир привезен из Москвы. +

Тест 9. Не являются синонимами слова:

a) свойство – качество;

b) нововведение – новация;

c) изморозь– изморось; +

d) проигрыш – поражение.

Тест 10. Соответствует слову паритет значение

a) равные отношения, одинаковое положение; +

b) процесс заключения пари;

c) преимущество одной из сторон в споре;

d) доверительный разговор с глазу на глаз.

Тест 11. Не соответствует слову императив значение

a) повелительное наклонение глагола;

b) безусловное нравственное веление;

d) почетный титул полководца в республиканском Риме. +

Тест 12. Имеет значение подвергать резкой критике фразеологизм

b) брать под обстрел; +

c) брать под карандаш;

d) брать под своё крылышко.

Тест 13. Является фразеологизмом со значением обманывать кого-либо, представляя что-либо в искаженном, неправильном, но в выгодном для себя свете словосочетание

Тест 14. Фразеологизм как дамоклов меч используется в ситуации, когда

a) хотят сказать о чем-то надежном;

b) говорят о таком качестве, как крепкий;

c) говорят о постоянно нависшей опасности; +

d) говорят о чем-то надоевшем.

Тест 15.Значение « крайне нерешительный человек, колеблющийся между двумя равносильнымижеланиями, равноценными возможностями» имеет фразеологизм

b) валаамова ослица

ТЕСТЫ

Тест 1. Соответствует действительности утверждение: Морфологические нормы связаны с

a) основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа; +

b) употреблением слова в соответствии с его лексическим значением;

c) правилами построения предложения;

d) соблюдением норм согласования и управления.

Тест 2. Нет нарушения морфологической нормы в предложении:

a) Свободных местов, к сожалению, нет.

b) Мне бы ключ от двести семнадцатой комнаты. +

c) Мы ехали около полторы сутки.

d) По горной дороге могут ездить лишь опытные шофера.

1. Тест 3. Не имеют вариантных форм множественного числа

b) крейсеры – крейсера;

c) корректоры – корректора;

d) инспекторы – инспектора.

a) Существительное партизан в родительном падеже множественного числа имеет окончание – ов (ср. берегов, казаков и т.д.).

b) Существительное партизан в родительном падеже множественного числа имеет нулевое окончание (ср. много грузин, армян и т.д.). +

c) Существительное партизан относится к несклоняемым существительным (ср. мадам).

d) Существительное партизанв родительном падеже множественного числа имеет вариантное окончание – ов и нулевое окончание.

Тест 6. Допущена морфологическая ошибка в предложении:

a) После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими.

b) Врач удалил болезненную мозоль.

c) Лицо женщины было скрыто густой вуа­лью.

d) Крыша была добротно покрыта толью. +

Тест 7. Не являются разными по значению словами:

Читайте также:  Тост на армянском языке русскими буквами

Тест 8. Не соответствует морфологическим нормам форма родительного падежа множественного числа:

Тест 9. Род слова определен верно:

a) коммюнике – существительное среднего рода; +

b) салями – существительное мужского рода;

c) пенальти – существительное среднего рода;

d) кольраби – существительное мужского рода.

Тест 10. Являются разными по значению словами:

a) инспектора – инспекторы;

d) офицера – офицеры.

Тест 11. Устаревшей является форма слова:

Тест 12. Вариантными являются формы:

a) плацкарта – плацкарт;

b) компонента – компонент;

c) арабеска – арабеск;

Тест 13. Литературной является форма глагола во фразе:

a) Он не мог сам выползть из ямы.

b) Выпрягешь коня и домой.

c) Вырежь эти фигурки. +

d) Выручь меня в последний раз.

Тест 14. Является неверной грамматическая форма слова:

Тест 15. Допущена грамматическая ошибка в предложении:

a) Надо прибавить к полтораста рублям еще пятьдесят. +

b) Прошло всего полторы недели.

c) Не хватает полутора суток для завершения работы.

d) Недостает около полутораста книг по специальности.

ТЕСТЫ

Тест 1. Не относится к синтаксическим нормам:

a) нарушение порядка слов;

b) неправильное употребление деепричастных оборотов;

c) неправильное согласование;

d) неправильное падежное окончание. +

Тест 2. Нарушены правила управления в словосочетании:

a) адресовать письмо другу;

b) уплатить за доставку;

c) уверенность в успехе;

d) у нас в городе поставили памятник Пушкина. +

Тест 3. Причиной ошибки при употреблении деепричастного оборота во фразе: Подъезжая к станции, у меня слетела с головы шляпа – является

a) Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом.

b) Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются разными лицами. +

c) Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, не совпадают во временном плане.

d) Основное действие выражено безличным глаголом, при котором невозможно употребление деепричастного оборота.

Тест 4. Причиной коммуникативной неудачи предложения: Мы рады, что из-за вашего изобретения увеличилась производительность труда – является

a) неправильное управление;

b) неправильное употребление однородных членов;

c) неправильное употребление предлогов;

d) неправильный порядок слов.

Тест 5. Причиной коммуникативной неудачи предложения: В магазин поступила одежда для детей российского производства – является

a) неправильное управление;

b) неправильное употребление однородных членов;

c) неправильное употребление производных предлогов;

d) неправильный порядок слов. +

Тест 6. Наблюдается правильное управление в словосочетании:

a) характеристика студента Петрова; +

b) оплатить за доставку;

c) поражаться талантом;

d) отзыв на курсовую работу.

Тест 7. Нарушено согласование сказуемого с подлежащим во фразе:

a) НХЛ заявила, что российских хоккеистов в этом сезоне покупать не будет.

b) МИД прислал ноту протеста. +

c) ООН признала незаконность такого решения.

d) ЗАГС находился в старом здании.

ТЕСТЫ

Тест 1. Предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументировано оформлять выражаемое содержание такое коммуникативное качество речи, как

b) выразительность речи;

Тест 2. Предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение такое коммуникативное качество речи, как

b) выразительность речи;

ТЕСТЫ

ТЕСТЫ

ТЕСТЫ

Тест 1. Понятийная точность и абстрактность являются доминантой стиля

a) называть числа в последовательном порядке;

b) определять точное количество кого-чего-нибудь;

c) делать какое-нибудь заключение, признавать, предполагать; +

d) принимать в расчет, во внимание.

Тест 3. Для научного стиля речи не характерна лексика:

Тест 4. Предпочтительным для письменной научной речи является предложение:

a) Архейская эра, по-видимому, характеризовалась вулканической деятельностью.

b) Архейская эра, видно, характеризовалась вулканической деятельностью.

c) Кормить клеста лучше сосновыми да еловыми шишками.

d) Эта пшеница хорошо растет и дает много зерна.+

a) письменная речь, связанная нормами;

b) мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов и явлений объективной действительности;

c) слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности; +

d) краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным словом.

Тест 15. Если лектор располагает материал вокруг главной проблемы и переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному анализу, то он использует метод организации текста

Тест 16. Для получения правильно построенного абзаца будет правильным следующий порядок предложений:

Тест 17. Для получения правильно построенного абзаца будет правильным следующий порядок предложений:

И казалось, что конца-краю этим фронтам и бандам нет и не будет. 2) Стрелки сбиты, крестовины повынуты, сзади путь разобран и мостик сожжен. 3) Впереди где-то фронт, и с боков фронты, а кругом банды. 4) На полустанке ни души; кругом лес. 5) Помню я как-то… 6) Вечер.. 7) Въехали мы на какой-то полустанок. (А.Родимцев. Машенька из Мышеловки).

ТЕСТЫ

Тест 1. Следующие признаки: изложение основных положений, отсутствие прямых цитат, четкая рубрикация – присущи такому жанру научного стиля, как

ТЕСТЫ

Тест 1. Неуместна на защите дипломного проекта фраза:

a) Вашему вниманию предлагается дипломный проект …

b) Я предлагаю вашему вниманию дипломный проект…+

c) Мы предлагаем вашему вниманию дипломный проект …

d) Разрешите представить вашему вниманию дипломный проект…

Тест 2. Отметьте фразу, неуместную в следующей ситуации: Вы на защите курсовой работы и рассказываете об актуальности темы исследования.

a) Моя работа посвящена актуальному вопросу…+

b) Наша работа посвящена актуальному вопросу…

c) Работа посвящена актуальному вопросу…

d) В работе рассматривается актуальный вопрос…

Тест 3. Неуместна в структуре выступления фраза:

a) В данной работе используются различные методы исследования.

b) В данной работе мы используем различные методы исследования…

c) В данной работе я использовал различные методы исследования…+

d) В данной работе нами использованы различные методы исследования…

Тест 4. На защите дипломной работы уместно обращение:

a) Господа студенты и преподаватели!

b) Уважаемые преподаватели и студенты! +

c) Друзья и преподаватели!

Тест 5. Объем курсовой работы составляет:

a) 60-70 печатных страниц;

b) 35-40 печатных страниц; +

c) 10-15 печатных страниц;

d) 90-100 печатных страниц.

a) самостоятельной научной работы студента; +

b) владения письменной речью;

c) составления библиографического списка;

d) правильной рубрикации текста.

ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка»

Тест 1. Неверным является утверждение: Русский язык – это…

a) национальный язык Российской Федерации;+

b) государственный язык Российской Федерации;

c) язык межнационального общения;

d) язык международного общения.

Тест 2. Не соответствует действительности утверждение:

a) Язык – явление природное, биологическое, а значит существование и развитие языка подчинено явлениям природы.+

b) Язык – это система искусственных знаков.

c) Языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных.

d) Общество не может жить, не пользуясь языком.

Тест 3. Найдите признак, который не относится к утверждению: Язык – это система…

a) которая состоит из множества элементов;

b) элементы которой представляют совокупность естественных знаков; +

c) элементы которой образуют единство, одно целое;

Читайте также:  Щипит язык после ананаса что делать

d) элементы которой находятся в связи друг с другом.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Литературный язык. Его основные признаки.

Литературный язык. Его основные признаки.

Литературный язык — это образцовая, эталонная, кодифицированная, обработанная форма национального языка:

· наличие корпуса текстов;

· обработанность и кодифицированность;

· универсальный характер использования;

Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.


Признаки литературного языка:
1)наличие письменности;
2)нормированность – достаточно устойчивый способ выражения, который выражает исторически сложившиеся закономерности развития русского литературного языка. Нормированность основана на языковой системе и закреплена в лучших образцах литературных произведений. Данный способ выражения предпочитает образованная часть общества;
3)кодифицированность, т.е. закрепленность в научной литературе; это выражается в наличии грамматических словарей и других книг, содержащих правила использования языка;
4)стилистическое многообразие, т.е. многообразие функциональных стилей литературного языка;
5)относительная устойчивость;
6)распространенность;
7)общеупотребительность;
8)общеобязательность;
9)соответствие употреблению, обычаям и возможностям языковой системы.
Охрана литературного языка и его норм является одной из основных задач культуры речи. Литературный язык объединяет народ в языковом плане. Ведущая роль в создании литературного языка принадлежит наиболее передовой части общества.
Литературный язык должен быть общепонятным, т.е. доступным к восприятию всеми членами общества. Литературный язык должен быть развит до такой степени, чтобы иметь возможность обслуживать основные сферы деятельности людей. В речи важно соблюдать нормы языка. Исходя из этого важной задачей лингвистов является рассмотрение всего нового в литературном языке с точки зрения соответствия общим закономерностям развития языка и оптимальным условиям его функционирования.

Литературный и национальный язык.

Сравнение. Литературный включается в национальный

Нелитературные формы языка, диалекты.

Национальный язык — это форма языка, существующая в эпоху нации.

Национальный язык — это иерархическая целостность, внутри которой происходит перегруппировка языковых явлений.

· письменная форма (книжная);

· устная форма (разговорная);

· тюремная (арготическая лексика);

Диалект — это средство общения людей, объединённых территориально (нац. язык + тер. особенности).

Жаргон — социальный диалект, отличающийся специфической лексикой, фразеологией, экспрессивными средствами, не затрагивая фонетическую и грамматическую основы. Основная функция состоит в выражении принадлежности к автономной социальной группе. (18 — 19 век на основе заимствованных слов)

Слэнг (из eng) — это набор особых слов или значений слов, используемых также в различных социальных группах, но с малым временем жизни.

Арготическая лексика — язык какой-либо замкнутой социальной группы, Не затрагивающий фонетической и грамматической основ.

Просторечия — это искажённое, неправильно употреблённая форма лит. языка, т.е., по сути, отклонение от литературной языковой нормы. (На всех языковых уровнях) Противостоит всем другим формам, ибо искажает лексические основы. Основные черты просторечия: небрежность, потеря самоконтроля, нечёткая артикуляция, наличие ошибочных форм, чрезмерное упрощение. (устная речь не равно просторечия)

История формирования русского литературного языка

Индоевропейское языковое единство

Начало формирования 14 век

Особая роль церковнославянского языка

· древнерусский язык (в основном без письменности);

· церковнославянский язык (в основном книжный);

Множество заимствований разных по времени и источнику.

Большое количество диалектов древнерусского языка.

Русский язык вначале был частью в о с т о ч н о с л а в я н с к о г о языка (древнерусского), на котором говорили восточнославянские племена, образовавшие в 1Х веке древнерусскую народность в пределах Киевского государства. С течением времени (Х1У – ХУ в.в.) р у с c к и й язык выделился из общей группы и сформировался как самостоятельный язык, наряду с у к р а и н с к и м и б е л о р у с с к и м.

До XIVв. существовал древнерусский язык как общий язык предков украинцев, белорусов и русских. Русский язык принадлежит к восточной группе славянских языков. В эту группу входят украинский и белорусский языки. Кроме восточной группы, среди славянских языков есть еще и южная группа (болгарский, сербскохорватский, словенский, македонский языки) и западная группа языков (польский, словацкий, чешский и некоторые другие языки). Все славянские языки являются близкородственными, имеют много общих слов, значительно сходны по грамматике и фонетике. В XIVв. произошло разделение этого восточнославянского языка (в связи с формированием русской, белорусской и украинской нации), и с этих пор существует русский язык русского народа.

От Петра I до XIX века — нормалзация русского языка.

Сталистическая нормализация — Ломаносов.

В дальнейшем: Ушаков, Виноградов, Ожегов.

Можно обнаружить сходство слов в индоевропейской семье языков:

Русский Ночь
Белорусский Ноч
Украинский Нiч
Польский Noc
Болгарский Нощ
Итальянский Notte
Французский Nuite
Английский Night
Немецкий Nachi

Русский язык в системе языков мира

Карта языковых семей

Генеалогическая и типологическая классификации

Языковые семьи. Язык басков изолированный. Японский изолирован. РФ (. )

Всего в мире насчитывается около 5000 языков.

Родственными называют языки, вышедшие из одного языка-«родителя». Все родственные языки восходящие к единому предку принято называть языковой семьёй.

· северокавказская семья языков;

· индоевропейская семья языков:

· славянская группа языков:

Китайский → восточная группа языков → китайско-тибетская семья языков

В папуасских языках около 1000 диалектов *trollface*

Японский язык изолированный

Публицистический стиль.

Отличительной чертой публицистического стиля считается соединение в нем противоположного: стандарта и экспрессии, строгой логичности и эмоциональности, доходчивости и лаконичности, информативной насыщенности и экономии языковых средств.

Публицистический стиль присущ периодической печати, общественно-политической литературе, политическим и судебным выступлениям и т.д. Он используется, как правило, для освещения и обсуждения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества, для выработки общественного мнения, формирующегося с целью их решения. Оговоримся, что публицистический стиль существует не только в словесной (устной и письменной) форме, но и в графической, изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение) и других формах.

Одной из центральных функций публицистического стиля речи является функция информационная. Реализуя её, этот стиль выполняет и другую функцию — воздействие на читателя и слушателя. Она связана с публичным отстаиванием определенных идеалов, с убеждением окружающих в их справедливости и оправданности.

Публицистический стиль, в отличие от научного, например, сопряжён с простотой и доступностью изложения, нередко использует элементы призывности и декларативности.

Его речевая выразительность проявляется в стремлении к новизне изложения, в попытках пользоваться необычными, неизбитыми словосочетаниями, избегать повторений одних и тех же слов, оборотов, конструкций, обращаться непосредственно к читателю или слушателю и т.д. Публицистике присуща общедоступность, ведь она предназначена самой широкой аудитории. Стилистика публицистической речи позволяет реализовывать массовый характер коммуникации.

Читайте также:  Сообщение про рогнеду на белорусском языке

Другим важнейшим проявлением публицистического стиля является использование так называемой интеллектуальной речи. Для неё характерен строгий документализм, акцентирование внимания на точности, проверенности, объективности приводимых фактов. Такая речь, как правило, изобилует профессиональной терминологией, но в ней ограничено использование образных, метафорических терминов. Она претендует на аналитичность и фактографичность в подаче материала. Автор речи стремится обратить внимание на значимость приводимых фактов, публикуемой информации, выделяет именной, персональный, личный характер выступления. Словом, стилистическим стержнем интеллектуальной речи является её подчёркнутая документально-фактологическая точность.

Важнейшую роль в публицистическом стиле речи играют эмоциональные средства выразительности. Среди них — применение слов с яркой эмоциональной окраской, использование переносного значения слов, употребление различных образных средств. Широко используются эпитеты, лексические повторы, сравнения, метафоры, обращения, риторические вопросы. Средствами эмоциональной выразительности выступают также пословицы, поговорки, разговорные обороты речи, фразеологизмы, использование литературных образов, возможностей юмора и сатиры. Эмоциональные языкозые средства выступают в публицистическом стиле в сочетании с образностью, логичностью, доказательностью.

Художественный стиль

Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. В нем кроме типичных для него языковых средств используются средства и все других стилей, в особенности разговорного. В языке художественно литературы могут употребляется просторечия и диалектизмы, слова высокого, поэтического стиля, жаргонные, грубые слова, профессионально деловые обороты речи, публицистика. ОДНАКО ВСЕ ЭТИ СРЕДСТВА В художественном стиле речи ПОДЧИНЯЮТСЯ ОСНОВНОЙ ЕГО ФУНКЦИИ – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ.

Если разговорный стиль речи выполняет по преимуществу функцию общения, (коммуникативную), научный и официально-деловой функцию сообщения (информативную), то художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально эстетического воздействия. Все языковые средства, включаемые в художественное произведения, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.

В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрение материей, без которой не может быть создано произведение. Художник слова – поэт, писатель – находит, по выражению Л. Толстого «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир созданный автором.

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Со многими из них вы уже знакомы. Это такие тропы, как эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы и т.д. Тропы – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком либо отношении. Наиболее распространенные виды троп – аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метомия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно – олицетворение. Все флаги в гости будут к нам – синекдоха. Мужичек с ноготок, мальчик с пальчик – литота. Ну, скушай же тарелочку, мой милый – метонимия и т.д.

К выразительным средствам языка относятся и СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ речи или просто фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора. К средствам художественной выразительности так же относятся ритм (стихи и проза), рифма, интонация.

Каждый автор обладает своим неповторимым авторским стилем. Например при издании классических литературных произведений часто сохраняют авторские неологизмы и даже явные грамматические и орфографические ошибки автора для максимально полной передачи авторского стиля. Иногда впоследствии они даже становятся новой литературной нормой.

Разговорный стиль

Признаки разговорного стиля:

· лексика нейтральная, конкретно-предметная;

· большое место занимают слова экспрессивные, эмоционально окрашенные;

· нехарактерны абстрактные имена существительные;

· почти не употребляются причастия и деепричастия;

· синтаксис упрощенный: предложения, как правило, простые, часто неполные;

· порядок слов свободный, легко допускается инверсия;

· интонация с явно заметным переходом от повышения к понижению;

Успешная разговорная речь предотвращает конфликты, в значительной мере способствует принятию оптимальных решений, установлению желаемого морального климата в семье и коллективе.

Подчеркнем, что разговорный (разговорно-бытовой) стиль в полной мере выполняет функцию общения. Наряду с бытовой средой наиболее широко он используется также в профессиональной сфере. В быту разговорный стиль проявляется как в устной, так и в письменной форме (записки, частные письма), в профессиональной сфере, — главным образом, в устной.

Для обиходной ситуации общения, особенно диалогической, характерна эмоциональная, прежде всего оценочная реакция. Такому общению свойственно единство вербального и невербального его проявлений.

Разговорному стилю также присущи чувственно-конкретный характер речи, отсутствие строгой логики и непоследовательность изложения, прерывность, преобладание эмоционально-оценочной информативности, нередкие проявления бурной экспрессии, личностный характер речи. Всё это, разумеется, ощутимо сказывается на функционировании языковых единиц, обслуживающих разговорный стиль, т.е. на общей направленности их использования.

Разговорному стилю присуще активное оперирование лексическими, синтаксическими и грамматическими синонимами (словами, различными по звучанию, но тождественными или близкими по смыслу; конструкции, совпадающие по значению).

Литературный язык. Его основные признаки.

Литературный язык — это образцовая, эталонная, кодифицированная, обработанная форма национального языка:

· наличие корпуса текстов;

· обработанность и кодифицированность;

· универсальный характер использования;

Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.


Признаки литературного языка:
1)наличие письменности;
2)нормированность – достаточно устойчивый способ выражения, который выражает исторически сложившиеся закономерности развития русского литературного языка. Нормированность основана на языковой системе и закреплена в лучших образцах литературных произведений. Данный способ выражения предпочитает образованная часть общества;
3)кодифицированность, т.е. закрепленность в научной литературе; это выражается в наличии грамматических словарей и других книг, содержащих правила использования языка;
4)стилистическое многообразие, т.е. многообразие функциональных стилей литературного языка;
5)относительная устойчивость;
6)распространенность;
7)общеупотребительность;
8)общеобязательность;
9)соответствие употреблению, обычаям и возможностям языковой системы.
Охрана литературного языка и его норм является одной из основных задач культуры речи. Литературный язык объединяет народ в языковом плане. Ведущая роль в создании литературного языка принадлежит наиболее передовой части общества.
Литературный язык должен быть общепонятным, т.е. доступным к восприятию всеми членами общества. Литературный язык должен быть развит до такой степени, чтобы иметь возможность обслуживать основные сферы деятельности людей. В речи важно соблюдать нормы языка. Исходя из этого важной задачей лингвистов является рассмотрение всего нового в литературном языке с точки зрения соответствия общим закономерностям развития языка и оптимальным условиям его функционирования.

Источник

Простыми словами о самом интересном