Что можно узнать на уроках русского языка

Полезные мелочи на уроках русского языка

Описание разработки

Вступительное слово.

Уважаемые коллеги! Разрешите поздравить всех Вас с наступающим новым учебным годом! И пожелать Вам творческих успехов и новых открытий в нашем нелегком труде, более того счастья, здоровья и семейного благополучия!

Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами, дорогие учителя, полезными находками, которые помогают многим из нас добиться знаний и грамотности на уроках языка.

Именно правописание заботит учителей русского языка больше всего. Знать орфографические правила и уметь их применять, как всем известно, недостаточно. Очень уж много исключений, словарных слов. Ученики должны узнавать «опасные» слова и помнить, как именно надо их писать. С помощью смешных стишков, экскурсов в историю языка, мнемонических фраз мы, если можно так выразиться, апеллируем к сознанию наших подопечных. Но как им хочется писать, не задумываясь, автоматически – и правильно! Мы помогаем им запомнить: пишем трудные слова на доске, выделяем размером и цветом важные буквы – включаем зрительную память. А опытные учителя не пренебрегают и слуховой памятью, скандируют по несколько раз трудные слова сами и вместе с классам – хором.

Хотелось бы поделиться с вами теми находками. которые я использую на своих уроках. Надеюсь, что они помогут вам в вашей работе. Уверена, что многое из предложенного вы уже используете на своих уроках.

Запоминание правил в стихотворной форме.

Каждый учитель знает, какая трудная тема «Производные предлоги». Запомнить предлоги, пишущиеся слитно, можно с помощью рифмовке:

Слитно пишутся предлоги:

Несмотря на, вместо, вроде,

знают все наперечет:

вследствие, ввиду, насчёт.

Ещё одно не менее важное правило «Правописание частиц со словами и дефис в наречиях и местоимениях»:

Черточки не позабудь!

Ставьте черточки везде.

Лишь частицы бы, же, ли

Такие рифмованные предложения приятно произносить и запоминать, если в классе атмосфера соответствующая – деловая, но открытая для шутки. Однако некоторые ученики могут и фыркнуть, и недоуменно пожать плечами: что за неграмотные глупости им предлагают заучивать? Перед тем как давать их, учителю стоит подумать. Чтобы не оказаться в положении одного из героев рассказа Фазиля Искандера «Защита Чика»:

«Был урок русского языка, который проводил Акакий Македонович. У него была привычка в стихотворной форме писать правила русской грамматики на доске. А потом эти стихотворные правила ученики должны были переписать в свои тетради и заучить наизусть. Эти правила в стихах Акакий Македонович сам придумывал и тихо гордился этой своей способностью. Другим учителям и в голову не приходило арифметические или физические законы представлять в стихотворной форме. Это умел только Акакий Македонович. И он этим тихо гордился, хотя ученики часто посмеивались над его грамматическими стихами. Но они никогда не смеялись при нем, обычно на перемене. А тут чик не утерпел.

Сегодня Акакий Македонович своим красивым наклонным почерком написал на доске стихи на тему «Как пишется частица не с наречиями».

Как писать частицу не

В нашей солнечной стране?

То ли вместе, то ли врозь?!

Не надеясь на авось,

Вы поймете из примера,

Нужного для пионера.

Некрасиво жить без цели,

Это так, но в самом деле

Не красиво, а ужасно

Жить без цели, жить напрасно.

И теперь любому ясно,

Как писать частицу не

В нашей солнечной стране.

Это были обычные для Акакия Македоновича гладкие стихи, ласково всовывающие в головы учеников правила русской грамматики. Якобы всовывающие. Все равно ученики запоминали правила грамматики по учебнику, а стихи приходилось заучивать наизусть в угоду Акакию Македоновичу. »

Экскурс в историю языка.

В русском языке много слов с затемненным составом; ошибки в них неизбежны. Таково слово предварительно. Многие ученики твердо пишут в его корне букву О. Чтобы ребята писали это слово правильно. Предварительно можно рассказать им такую историю:

Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они его сварить и задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно добыть огонь, найдя кремневый камень или сделав трут; собрать сухой хворост; изобрести посуду и т. д. То есть перед варкой еды необходимо произвести множество действий предвАрительных.

Сверстник вырастет с версту (ст)

Рос ровесник всю весну. (без т)

Конечно, нам хочется, чтобы наши ученики грамотно писали не только самые употребительные слова. И, разумеется, понимали их значение. Иногда мы группируем трудные слова и придумываем смешные предложения. Например, такое:

Предпочел дирижёр дирижабль дилижансу.

Попросим учеников предположить, чем вызвано такое предпочтение. Конечно, они могут сказать, что дирижёру нужно было добраться в труднодоступное место, и поэтому он решил перемещаться по воздуху; или вообще он любил прогресс и экстравагантные поступки. Но, может быть, обратившись к Словарю иностранных слов, они обнаружат, что слова дирижер и дирижабль – родственники, оба пришли в русский язык из французского, и при этом первое образовано от глагола со значением «управлять», второе буквально означает «управляемый»; дирижабль – управляемый аэростат. А дилижанс (многоместный крытый экипаж, запряженный лошадьми) роднит с двумя другими словами только французское происхождение.

Мнемонические фразы.

Одевать Надежду – надевать одежду.

Почему надо писать мужЧина, но женЩина? Ответить просто. Если вспомнить, что кого интересует: мужа – ЧИН, а жену –ЩИ!

Читайте также:  Страны языки национальности на немецком языке

Об этом смешном, но эффективном трюке рассказал Эдуард Львович Безносов.

Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыпа! Цыц!»

Содержимое разработки

Уважаемые коллеги! Разрешите поздравить всех Вас с наступающим новым учебным годом! И пожелать Вам творческих успехов и новых открытий в нашем нелегком труде, более того счастья, здоровья и семейного благополучия!

Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами, дорогие учителя, полезными находками, которые помогают многим из нас добиться знаний и грамотности на уроках языка.

Среди наших задач – и интеллектуальное развитие детей, и развитие речи, и формирование представления о языке как о системе. Но всё-таки программа – минимум – грамотное письмо. И если мы хотим, чтобы дети писали слово без ошибок, не стоит отпугивать слабого требованием проговаривать трехэтажное рассуждение. Годится любой мнемонический приём, любая произвольная ассоциация, если они помогут запомнить и правильно написать. Если вам трудно отважиться на такой «бытовой» метод, вспомним о необходимости разно уровневого обучения. Объясняя «на пальцах», мы легче достигнем успеха на нижнем уровне, что не отменяет нашей обязанности поднимать на более высокий уровень всех, кому это доступно.

Именно правописание заботит учителей русского языка больше всего. Знать орфографические правила и уметь их применять, как всем известно, недостаточно. Очень уж много исключений, словарных слов. Ученики должны узнавать «опасные» слова и помнить, как именно надо их писать. С помощью смешных стишков, экскурсов в историю языка, мнемонических фраз мы, если можно так выразиться, апеллируем к сознанию наших подопечных. Но как им хочется писать, не задумываясь, автоматически – и правильно! Мы помогаем им запомнить: пишем трудные слова на доске, выделяем размером и цветом важные буквы – включаем зрительную память. А опытные учителя не пренебрегают и слуховой памятью, скандируют по несколько раз трудные слова сами и вместе с классам – хором.

Хотелось бы поделиться с вами теми находками. которые я использую на своих уроках. Надеюсь, что они помогут вам в вашей работе. Уверена, что многое из предложенного вы уже используете на своих уроках.

Запоминание правил в стихотворной форме.

Каждый учитель знает, какая трудная тема «Производные предлоги». Запомнить предлоги, пишущиеся слитно, можно с помощью рифмовке:

Слитно пишутся предлоги:

Несмотря на, вместо, вроде,

знают все наперечет:

вследствие, ввиду, насчёт.

Ещё одно не менее важное правило «Правописание частиц со словами и дефис в наречиях и местоимениях»:

Черточки не позабудь!

Ставьте черточки везде.

Лишь частицы бы, же, ли

Такие рифмованные предложения приятно произносить и запоминать, если в классе атмосфера соответствующая – деловая, но открытая для шутки. Однако некоторые ученики могут и фыркнуть, и недоуменно пожать плечами: что за неграмотные глупости им предлагают заучивать? Перед тем как давать их, учителю стоит подумать. Чтобы не оказаться в положении одного из героев рассказа Фазиля Искандера «Защита Чика»:

«Был урок русского языка, который проводил Акакий Македонович. У него была привычка в стихотворной форме писать правила русской грамматики на доске. А потом эти стихотворные правила ученики должны были переписать в свои тетради и заучить наизусть. Эти правила в стихах Акакий Македонович сам придумывал и тихо гордился этой своей способностью. Другим учителям и в голову не приходило арифметические или физические законы представлять в стихотворной форме. Это умел только Акакий Македонович. И он этим тихо гордился, хотя ученики часто посмеивались над его грамматическими стихами. Но они никогда не смеялись при нем, обычно на перемене. А тут чик не утерпел.

Сегодня Акакий Македонович своим красивым наклонным почерком написал на доске стихи на тему «Как пишется частица не с наречиями».

Как писать частицу не

В нашей солнечной стране?

То ли вместе, то ли врозь?!

Не надеясь на авось,

Вы поймете из примера,

Нужного для пионера.

Некрасиво жить без цели,

Это так, но в самом деле

Не красиво, а ужасно

Жить без цели, жить напрасно.

И теперь любому ясно,

Как писать частицу не

В нашей солнечной стране.

Это были обычные для Акакия Македоновича гладкие стихи, ласково всовывающие в головы учеников правила русской грамматики. Якобы всовывающие. Все равно ученики запоминали правила грамматики по учебнику, а стихи приходилось заучивать наизусть в угоду Акакию Македоновичу.»

Экскурс в историю языка.

В русском языке много слов с затемненным составом; ошибки в них неизбежны. Таково слово предварительно. Многие ученики твердо пишут в его корне букву О. Чтобы ребята писали это слово правильно. Предварительно можно рассказать им такую историю:

Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они его сварить и задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно добыть огонь, найдя кремневый камень или сделав трут; собрать сухой хворост; изобрести посуду и т.д. То есть перед варкой еды необходимо произвести множество действий предвАрительных.

Слова сверстник и ровесник можно разучивать по-разному. Обратившись к этимологическим словарям. Можно рассказать, что оба эти слова образованы с помощью суффикса –ик от исчезнувших прилагательных со значениями, соответственно, одинаковый по возрасту и одинаковый (ровный) по годам; но дальние их родственники живут в современном языке. У слова сверстник – сущ. верста, а у слова ровесник – сущ. ровня. Предупредив, что слова весна ни в каком родстве с ровесником не состоит, можно предложить для запоминания шуточные стишки:

Читайте также:  Личностные ууд по фгос английский язык

Сверстник вырастет с версту (ст)

Рос ровесник всю весну. (без т)

Конечно, нам хочется, чтобы наши ученики грамотно писали не только самые употребительные слова. И, разумеется, понимали их значение. Иногда мы группируем трудные слова и придумываем смешные предложения. Например, такое:

Предпочел дирижёр дирижабль дилижансу.

Попросим учеников предположить, чем вызвано такое предпочтение. Конечно, они могут сказать, что дирижёру нужно было добраться в труднодоступное место, и поэтому он решил перемещаться по воздуху; или вообще он любил прогресс и экстравагантные поступки. Но, может быть, обратившись к Словарю иностранных слов, они обнаружат, что слова дирижер и дирижабль – родственники, оба пришли в русский язык из французского, и при этом первое образовано от глагола со значением «управлять», второе буквально означает «управляемый»; дирижабль – управляемый аэростат. А дилижанс (многоместный крытый экипаж, запряженный лошадьми) роднит с двумя другими словами только французское происхождение.

Наверное, мало есть на свете людей, говорящих по-русски и ни разу не допустивших ошибки в употреблении глаголов одеть и надеть. Простой прием, предложенный в учебнике для 5-го класса под редакцией М.В. Панова, поможет ученикам запомнить правильное употребление этих глаголов:

Почему надо писать мужЧина, но женЩина? Ответить просто. Если вспомнить, что кого интересует: мужа – ЧИН, а жену –ЩИ!

Об этом смешном, но эффективном трюке рассказал Эдуард Львович Безносов.

Многим известен прием запоминания слов-исключений из правил с помощью легких для запоминания предложений. Например, «Правописание Ы-И после Ц» можно использовать фразу:

Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыпа! Цыц!»

Ростислав приехал в Ростов к ростовщику за ростками для новой отрасли.

Правила, имеющие свои условные названия:

При изучении темы «Правописание сущ. с приставкой пол-» мы с ребятами запоминаем правило Юли:

Ю… (загл. буква)

пол л… (слово, начин. с Л)

и… (слово, начин. с гласной)

При изучении н и нн в суфиксах прилагательных слова-исключения мы ищем на окне:

Стеклянный, деревянный, оловянный.

А еще словом окно удобно проверять написание наречий, образованных от прилагательных приставочно – суффикс. способом

Утрированная артикуляция с четким выговариванием непроизносимых согласных.

Стихотворные ритмы и рифмы могут быть подспорьем при изучении безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Учитель знает, в каких глаголах чаще всего ошибаются дети. Придумываем для запоминания что-то вроде рифмованных пословиц с неправильными ударениями:

Они борЮтся, а не сдаются.

Не пашУт и не сеЮт, только песенки поют.

Хорошо строЯт – дома вечно стоят.

Карандаш клеЯщий похож на настоящий.

Теплые дни настают – скоро снега растаЮт.

Источник

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Русский язык. 1 класс.

Тема: Какая бывает речь. Что можно узнать о человеке по его речи?

Цель нашего урока – понять, что такое речь, какой она бывает и чем отличается речь разных людей.

Проверьте, готовы ли вы к уроку. Прочитайте стихотворение:

Готов ли ты начать урок?

Всё ль у тебя в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверил? Ну тогда садись!

И с усердием трудись!

На всех наших уроках нам будет помогать учебник по русскому языку. Рассмотрите его внимательно и откройте на странице 3. Прочитайте обращение авторов. Ответьте на вопросы:

Как называется учебник?

С чем вас познакомит учебник?

Чему вас будет учить этот учебник?

Обратите внимание на странице 4, какие значки будут встречаться в учебнике и что они значат.

Задание 1. Разгадайте кроссворд.

Дверцы дома – на замке.

Тут жильцы бумажные,

Без языка, а говорит.

Прочитайте ключевое слово. Как вы думаете, зачем людям нужна речь?

Задание 2. Рассмотрите картинку на странице 6 учебника. Как общаются животные, а как человек? Скажите, можно ли назвать речью звуковые сигналы животных?

Прочитайте высказывание Льва Васильевича Успенского: «Землю населяет множество живых существ. Из них только человек обладает даром речи».

Как вы понимаете эти слова?

А можем ли мы общаться без речи? Рассмотрите картинки и скажите, что показывают люди.

Конечно! У нас есть жесты и мимика, часто мы можем обойтись и без слов. Но с помощью речи люди могут понимать чувства и мысли друг друга более точно.

Задание 3. Рассмотрите картинки. Что делают дети на них? Подпишите картинки, используя слова:

Говорение, слушание, чтение и письмо – это виды речи.

Речь бывает письменная и устная.

Речь, которую мы произносим и слушаем, называется устной. Слово «устный» образовалось от слова «уста»

Посмотрите значение слова «уста» в толковом словаре: https://gufo.me/dict/ozhegov

Письменная речь – это речь, записанная буквами и другими знаками. С ее помощью мы пишем и читаем.

По картинкам из задания 3 определите, какая речь устная, а какая письменная.

Есть еще внутренняя речь, или речь про себя.

Ее мы используем, когда думаем, но не произносим мысли вслух, или когда читаем про себя.

Задание 5. Рассмотрите рисунок задания 4 на странице 7 учебника. Из какой это сказки? К какой речи вы отнесете запись разговора персонажей: к устной или письменной?

Какой речью вы воспользуетесь, чтобы передать содержание сказки?

Задание 6. Расставьте события сказки в правильном порядке:

Задание 7. Расставьте слова в предложениях в правильном порядке, не забудьте о знаках препинания:

Читайте также:  Что такое глагол в древнерусском языке

Спишите предложения в тетрадь.

Не забудьте о правилах списывания:

Каждое предложение пишется с заглавной буквы. При письме каждое слово пишется отдельно. В конце предложения ставим знак препинания

Задание 8*. Составьте предложения по картинкам. Запишите их в тетрадь.

1.

2.

3.

4.

Задание 9 (повторение). Скажите, какие виды речи изображены на картинках 1, 3 и 4 задания 8.

Задание 10 (повторение). Расположите слова в алфавитном порядке:

Задание 11(повторение). Посмотрите на картинки и скажите, что делают дети.

1. __________________

2. __________________

3. _________________

4. __________________

5. __________________

Какие это виды речи?

Подпишите картинки, используя слова из рамочки

На какие две группы можно разделить виды речи?

Задание 12 (повторение). К какой речи вы отнесете эти картинки: к устной или письменной?

2.

3.

Когда в жизни вы пользуетесь устной речью, а когда письменной?

Задание 13. Рассмотрите рисунок упражнения 5 на странице 8 учебника. Какие предложения вам удалось прочитать, а какие нет? Почему?

Что нужно, чтобы понять эти записи?

Один человек говорит, а другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету или журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли и передает их другим. Все это происходит благодаря языку.

Родной язык – это язык, который человек знает с детства. В России живет много разных народов, и у всех есть свой родной язык

Буряты. Родной язык – бурятский

Задание 14. Запишите в тетрадь предложение:

Не забудьте о правилах списывания:

Каждое предложение пишется с заглавной буквы. При письме каждое слово пишется отдельно. В конце предложения ставится знак препинания

Русский язык – это государственный язык Российской Федерации.

Как вы понимаете эти слова?

Государственный язык – это язык, на котором говорят большинство людей в государстве.

Российская федерация – государство, в котором мы живем.

Китайский язык – государственный язык Китая

Немецкий язык – государственный язык Германии

Английский язык – государственный язык США

Какие еще страны вы знаете? Какой там государственный язык?

Задание 15. Соотнесите страны и их государственные языки

Объединенные Арабские Эмираты

Задание 16. Слово «язык» имеет несколько значений. Посмотрите в толковом словаре, в каких ещё значения используется слово «язык»: https://gufo.me/dict/ozhegov

Задание 17. Как вы думаете, что можно узнать по речи человека?

Кто мог это сказать? Соедините картинки и стихи.

Дайте ножницы, расческу,

Я вам сделаю прическу

Дайте мне скорей продукты:

Мясо, зелень, сухофрукты,

Рис, картофель … И тогда

Ждет вас вкусная еда.

Чтобы сбить температуру

Я вам выпишу микстуру

Еще по речи можно понять:

— сколько человеку лет;

— мужчина это или женщина;

— какое у человека настроение.

Подумайте и скажите, какую речь вам приятно слушать?

А как вы думаете, какую речь можно назвать вежливой?

Вежливая речь произносится с уважением к собеседнику и с комфортной громкостью. А еще она содержит вежливые слова:

Какие еще вежливые слова вы знаете?

Вы не забываете употреблять в своей речи вежливые слова?

А всегда уважительно разговариваете?

*Задание 18. Напишите другие вежливые слова, которые вы используете.

*Задание 19. Соедините вежливые слова, схожие по значению

Задание 20. Разделите действия на вежливые и невежливые:

Задание 21. Прочитайте пословицы и высказывания. Как вы их понимаете?

Запишите в тетрадь понравившееся предложение.

Задание 22. Самостоятельно или с одноклассниками найдите в словаре пословицы о языке и речи: http://posloviz.ru/category/yazyk-rech/

Задание 23. Соедините части пословиц

Красно поле пшеном,

Без русского языка

не сколотишь и сапога

Острый язык – дарование,

лучше худого вранья

Устная речь – это речь, которую мы произносим и слушаем: говорение, слушание.

Письменную речь – это речь, записанная буквами и другими знаками: чтение, письмо.

Внутренняя речь – это речь про себя.

Родной язык – это язык, который человек знает с детства и не изучал специально.

Государственный язык – это язык, на котором говорит большинство людей в государстве.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2014. – С. 1-7

Ключевое слово: Речь

Задание 5. Сказка «Колобок». На рисунке письменная речь, пересказ сказки – устная речь.

Задание 6. 4, 5, 1, 2, 3.

Задание 7. 1) Мы читаем стихи. 2) Я люблю веселые песни.

Задание 8. Примеры предложений: 1. Мальчик и девочка читают книгу. Дети читают книгу. 2. Мальчик рисует. Художник рисует картину. 3. Мальчик и девочка пишут. Дети слушают урок/учителя. 4. Мальчик и девочка разговаривают. Дети разговаривают.

Задание 10. 2, 4, 1, 3

Задание 11. 1 – чтение, 2 – письмо, 3 – говорение, 4 – слушание, 5 – речь про себя.

Задание 12. 1 – устная, 2 – письменная6 3 – письменная.

Задание 13. Знать этот язык как родной или изучать как иностранный.

Задание 15. 1 – 3, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 1.

Задание 17. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1.

Задание 19. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1.

Задание 20. Вежливые: 1, 4, 6, 7. Невежливые: 2, 3, 5.

Задание 23. 1 – 3, 2 – 1, 3 – 4, 4 – 5, 5 – 2.

Источник

Простыми словами о самом интересном
Добавить комментарий