Что изучает кинесика в русском языке

КИНЕСИКА

Смотреть что такое «КИНЕСИКА» в других словарях:

Кинесика — совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения. См. также: Человеческое общение Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Кинесика — (др. греч. κίνησις движение) совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата). Изучает паралингвистика. Важно учитывать, что в разных культурах один и тот же жест … Википедия

кинесика — телодвижение Словарь русских синонимов. кинесика сущ., кол во синонимов: 1 • телодвижение (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

КИНЕСИКА — (от греч. kinesis движение) совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата). Изучается паралингвистикой … Большой Энциклопедический словарь

Кинесика — (греч. kinesis – движение) ☼ совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения (жестов, мимики, за исключением движений речевого аппарата), а также наука, изучающая эти средства общения. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии

КИНЕСИКА — (kinesics, от греч. kinesis движение) раздел паралингвистики, изучающий коммуникативные функции движений тела. Основателем К. считается амер. антрополог Рэй Ли Бердвистелл (Birdwhistell). По аналогии с фонемами и морфемами, в К. выделяются такие… … Большая психологическая энциклопедия

Кинесика — (от греч. κίνησις движение) совокупность кинем значимых жестов, мимических и пантомимических движений, входящих в коммуникацию в качестве невербальных компонентов при непосредственном общении коммуникантов. Кинесика изучается в языкознании… … Лингвистический энциклопедический словарь

кинесика — (от греч. kínēsis движение), совокупность кинем значимых телодвижений (жестов, мимики за исключением движений речевого аппарата), применяемых в процессе человеческого общения. Изучается паралингвистикой, лингвострановедением, семиотикой. * * * … Энциклопедический словарь

кинесика — 1. Наука, изучающая совокупность телодвижений выразительных жестов, участвующих в человеческом общении, за исключением движений речевого аппарата. 2. Под кинесикой понимается раздел паралингвистики, занимающийся изучением коммуникативной… … Толковый переводоведческий словарь

кинесика — кин есика, и … Русский орфографический словарь

Источник

Кинесика

КИНЕСИКА (англ. Kinesics)

Кинесика– наука о невербальном поведении человека, о совокупности телодвижений, которые применяются в процессе человеческого взаимодействия[Бердвистел, 1970].

К проявлениям невербального поведения относятся мимика(движение мышц лица), пантомимика(движение всего тела), так называемая вокальная мимика(интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок(зона, территория, собственность и перемещения) и экспрессия(выразительность, сила проявления чувств, переживаний).

Кинесика ориентируется на изучение целей и значений невербальных сигналов, их использование внутри определённых групп общества.

Одним из основателей данного научного направления является американский антрополог Рэй Бердвистел. Он ввел термин кинесика, под которым подразумевал комплексное изучение невербального поведения человека: его поз, походки, мимики, а также видимых движений рук и тела [Падула, 2009].

В своей работе, Р. Бердвистел опирался на описательную лингвистику и полагал, что каждое движение тела несёт свой смысл. Он также утверждал, что существует «грамматика» невербального поведения человека, которая может быть проанализирована при помощи терминов, относящихся к устной речи. Так, ученый предложил термин «кинема«, определив ее как единицу, аналогичную фонеме, состоящую из «группы движений, которые не идентичны, но которые могут использоваться взаимозаменяемо, не затрагивая социального смысла»[Кнапп, 1972]. Кинемы состоят из кине– мельчайших воспринимаемых элементов телодвижения, как, например, поднимание и опускание бровей. Если это движение повторяется несколько раз как единый сигнал, за которым следует возвращение в исходную позицию, то кинеобразуют кинему. Кинемы сочетаются между собой и присоединяются к другим формам кинесики, функционирующим так же, как суффиксы, префиксы, инфиксы и трансфиксы в языке [Бердвистел, 1970].

Бердвистел утверждал, что в процессе коммуникации слова несут лишь 30-35% информации и социального смысла беседы, в то время как остальные 65-70% приходятся на проявления невербального поведения [Макдермот, 1980].

Кинесика и ее составляющие имеют очень важное значение в коммуникации. Невербальное поведение даёт дополнительную информацию о психическом состоянии коммуникантов, их желаниях и мыслях, об отношении к друг другу и к обсуждаемому вопросу.

Рекомендуемая литература

Источник

Кинесика

(от греч. κίνησις — движение) — совокупность кинем — значимых жестов, мимических и пантомимических движений, входящих в коммуникацию в качестве невербальных компонентов при непосредственном общении коммуникантов. Кинесика изучается в языкознании (главным образом в паралингвистике) в связи с проблемами происхождения языка, а также в теории общения и семиотике; рассматривается также лингвострановедением. Описывается в синхронии и в генезисе — как рудимент древнейших форм общения и как средство становления речевой деятельности (см. Жестов языки). Различают универсальные (в т. ч. врождённые) и социально обусловленные движения. Движения первого типа, частично общие для человека и высших животных, являются непреднамеренными (эмоциональными и подражательными) и изучаются зоопсихологией в связи с предпосылками знакового поведения, используются при дрессировке.

Функции кинесики привлекали внимание учёных начиная с 19 в. (Ч. Р. Дарвин, В. Вундт). Во 2‑й половине 20 в. кинесика стала предметом изучения в языкознании. Её рассматривают как вспомогательное средство общения, вторичное относительно номинативной и коммуникативной функций языка (Г. В. Колшанский); как средство сопровождения речи (вне значимости) и как значимый субститут речевых отрезков (Е. М. Верещагин); как обязательный, всегда значимый и первичный (относительно момента развёртывания речи) невербальный компонент коммуникации (И. Н. Горелов).

Смотреть что такое «Кинесика» в других словарях:

Кинесика — совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения. См. также: Человеческое общение Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Кинесика — (др. греч. κίνησις движение) совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата). Изучает паралингвистика. Важно учитывать, что в разных культурах один и тот же жест … Википедия

кинесика — телодвижение Словарь русских синонимов. кинесика сущ., кол во синонимов: 1 • телодвижение (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

КИНЕСИКА — (от греч. kinesis движение) совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата). Изучается паралингвистикой … Большой Энциклопедический словарь

КИНЕСИКА — [англ. kinesics Словарь иностранных слов русского языка

Кинесика — (греч. kinesis – движение) ☼ совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения (жестов, мимики, за исключением движений речевого аппарата), а также наука, изучающая эти средства общения. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии

КИНЕСИКА — (kinesics, от греч. kinesis движение) раздел паралингвистики, изучающий коммуникативные функции движений тела. Основателем К. считается амер. антрополог Рэй Ли Бердвистелл (Birdwhistell). По аналогии с фонемами и морфемами, в К. выделяются такие… … Большая психологическая энциклопедия

кинесика — (от греч. kínēsis движение), совокупность кинем значимых телодвижений (жестов, мимики за исключением движений речевого аппарата), применяемых в процессе человеческого общения. Изучается паралингвистикой, лингвострановедением, семиотикой. * * * … Энциклопедический словарь

кинесика — 1. Наука, изучающая совокупность телодвижений выразительных жестов, участвующих в человеческом общении, за исключением движений речевого аппарата. 2. Под кинесикой понимается раздел паралингвистики, занимающийся изучением коммуникативной… … Толковый переводоведческий словарь

кинесика — кин есика, и … Русский орфографический словарь

Источник

Язык жестов с точки зрения психологии. Что такое кинесика

Самая важная составляющая общения – коммуникация, то есть обмен информацией. Если спросить, что играет главную роль в этом обмене, то большинство опрошенных назовут слова, речь, язык. И ошибутся. Речевые или, как говорят психологи, вербальные средства, конечно, участвуют в общении, но на их долю приходится не более 20 % передаваемой информации. А остальные 80-90 % передаются с помощью невербалики, главным образом языка жестов, мимики и пантомимики.

Что такое кинесика

Преобладание неречевых средств в общении только на первый взгляд кажется удивительным. А если подумать, то несложно понять, что наши телодвижения, позы, мимика не просто оформляют общение, а несут основную часть информации. Ведь один только взгляд, улыбка, движение брови или взмах рукой могут изменить значение речевого высказывания на прямо противоположное. Например, выражение «Какой ты умный!» далеко не всегда комплимент. А слова «Какой же ты дурачок!» не обязательно являются оскорблением.

Движения, как средства общения, часто называют жестами. Такая широкая трактовка этого понятия привычна и принята в обыденной речи. Но в социальной психологии жестами называют лишь сравнительно небольшую часть коммуникативных движений. А в отношении их всех чаще используют понятие «кинетические средства» или «кинемы» по аналогии с фонемами – частицами речевых средств.

Читайте также:  Веселая свадьба свидетельство о рождении ребенка

Кинетические средства – это движения или любые визуально различимые изменения, которые происходят в организме человека и несут информацию о его состоянии. Например, покраснение кожи лица – свидетельство смущения или гнева, а побледнение – страха или слабости. Наука, изучающая роль телодвижений и жестов в общении, называется кинесикой.

Существует три группы кинем, которые имеют свои особенности и играют разную роль в передаче информации.

Врожденные экспрессивные движения

Все невербальные средства «старше» речевых, но и среди них есть свои долгожители. Древнейшими кинетическими средствами являются так называемые экспрессивные реакции или экспрессивные движения, которые имеют врожденный, рефлекторный характер.

К экспрессивным реакциям относятся видимые невооруженным глазом изменения, происходящие с человеком при переживании им различных эмоций. Природа экспрессивных движений физиологическая, они обусловлены тем, что под влиянием того или иного настроения меняются и физиологические процессы: гормональный фон, работа сердечно-сосудистой, пищеварительной, двигательной системы, характер потоотделения и т. д.

Если эти изменения проявляются внешне, то они служат достоверным источником информации об эмоциональном состоянии индивида. Например, переживание чувства страха сопровождается выбросом адреналина в кровь и учащением сердцебиения. Из-за прилива крови к сердцу ухудшается снабжение ей головного мозга – человек бледнеет, может испытывать слабость, головокружение, даже потерять сознание. Мышечная слабость в свою очередь проявляется в треморе – дрожании конечностей. Выброс адреналина приводит и к изменению зрачков – они становятся большими, заполняющими почти всю радужку.

В состоянии гнева, напротив, человек часто краснеет. О том, кто находится в ярости, часто говорят, что ему кровь бросилась в голову. И это именно так. В отличие от того, кто переживает страх, у разозленного человека зрачки сужаются. Его мышцы напрягаются – сжимаются кулаки, а на скулах появляются желваки.

К врожденным экспрессивным движениям, участвующим в процессе общения, относят следующие реакции:

Особенность врожденных экспрессивных реакций в их рефлекторном характере, поэтому человек не может ими управлять и с трудом контролирует. Так, мы не можем покраснеть или побледнеть по собственному желанию, если, конечно, не вызвать соответствующее воспоминание. Но мало кто переживал в жизни такую ситуацию, чтобы при одном только воспоминании о ней бросало в краску.

Поэтому кинетические средства несут самую правдивую информацию. Исключением является улыбка, которая тоже относится к врожденным экспрессивным движениям. Она настолько ценится в общении, что человек научился ей управлять, правда, не до конца. В улыбке участвуют не только мышцы вокруг губ, но и глаза, в том числе их выражение, своеобразное напряжение мышц, изменяющее разрез глаз. Поэтому неискренняя, дежурная улыбка, в которой не участвуют глаза – это ничего не значащий акт вежливости, демонстрация зубов без кариеса. Такую улыбку еще называют голливудской.

Чтобы получить правдивую информацию о состоянии партнера и его отношении к теме разговора и собеседнику, нужно не просто знать значения экспрессивных движений, но и быть наблюдательным человеком. Впрочем, частично эту информацию мы получаем неосознанно, на интуитивном уровне, поэтому часто не можем объяснить, почему нам нравится или не нравится какой-то человек.

Пантомимика, мимика, позы

В следующую группу кинетических средств общения входят мимические и пантомимические движения. Они очень разнообразны и тоже несут информацию, прежде всего, об эмоциональном состоянии человека, его отношении к партнеру и оценке ситуации общения.

Например, хорошо демонстрирует эмоциональное состояние походка. В унылом, грустном, подавленном настроении человек движется медленно, его плечи и голова опущены, руки безвольно свисают вдоль тела, а ноги с трудом отрываются от земли, поэтому шаркают. А в хорошем, бодром настроении человек идет энергично, его шаги четки и уверенны, хорошо заметна отмашка руками, а голова поднята вверх.

Особенности пантомимики

Все наши телодвижения в значительной степени связаны с физиологическими процессами, не исключение и пантомимика. Например, когда человеку страшно, он испытывает чувство холода, поэтому непроизвольно сжимается, втягивает голову в плечи, обхватывает себя руками. Движения его становятся экономными, так как он старается «спрятаться» — быть незаметным, занимать как можно меньше места.

А вот гнев, сопровождающийся повышенным мышечным тонусом, является причиной резких, размашистых и часто плохо скоординированных движений. Человек может делать сильные рубящие движения ладонью, стучать кулаком по столу или по своей ладони, грозить указательным пальцем. Во время письма у разгневанного человека ручка бывает прорывает бумагу из-за слишком сильного нажима и резких движений.

Напротив, в хорошем доброжелательном настроении человек совершает плавные, округлые движения. Он спокоен, поэтому в движениях нет резкости, и ничего не боится, значит, открыт миру.

Несмотря на связь с физиологией, человек может управлять своими движениями и контролировать пантомимику и мимику. Именно эта область кинесики является основной для построения сценического образа у актеров, для передачи настроения и характера персонажей.

Управлять своими движениями учатся и политики под руководством психологов. Это важно, чтобы уметь скрыть свои намерения или продемонстрировать нужное отношение к партнеру и теме разговора.

Мимика

Мимика, как средство общения, играет столь важную роль, что дети учатся ее понимать буквально с рождения. 2-3-месячный малыш уже улыбается в ответ на улыбку мамы и плачет, когда она сердито хмурится.

У человека 18 основных мимических мышц, и они, участвуя в коммуникативном процессе, способны произвести бессчетное количество разнообразных движений. Описать все выражения лица нереально, тем более мимика – это отражение индивидуальности личности, и она уникальна у каждого человека. Мимические движения создают первое впечатление о человеке, ведь при встрече мы прежде всего обращаем внимание на лицо.

Понимая значение мимики, человек учится ей управлять, следить за выражением своего лица. Но постоянно держать под контролем все мимические движения невозможно, и истинные чувства и намерения все равно хоть на мгновение, но прорываются сквозь искусственную маску. Вот на мгновение человек прикусил нижнюю губу или непроизвольно облизнул ее – это свидетельство о беспокойстве. А вот слегка дрогнул уголок губ с одной стороны – это выражение презрительного сомнения или скептического отношения.

Особую роль в мимике играют глаза, которые передают, пожалуй, самую искреннюю информацию о состоянии человека. Поэтому люди прежде всего обращают внимание на глаза своего собеседника. По ним можно определить настроение, готовность помочь или желание отомстить. А как блестят, буквально сияют глаза, когда человек влюблен и смотрит на объект своей симпатии! Вот лишь несколько значений выражений и движений глаз, знание которых помогут вам понять вашего собеседника.

Это, конечно, далеко не все сигналы, которые передают глаза, но сказанного достаточно, чтобы понять, насколько важно обращать внимание на их выражение.

Несмотря на то, что позы – это статические положения тела, они все равно относятся к кинесике. То, какую позу человек принимает во время разговора, свидетельствует о его отношении к ситуации общения и к партнеру.

Если люди, занимающиеся организацией коммуникативного процесса, знают роль движений в общении и следят за ними, то на позы внимание обращают значительно меньше. Исключением является самая известная поза, которую называют закрытой: человек скрещивает руки на груди, переплетает пальцы или перекрещивает ноги, закрываясь тем самым от собеседника. Эта поза еще называется защитной, хоть правильнее ее назвать позой дистанцирования. Ее принимают не только в той ситуации, когда человек опасается партнера по общению или чувствует неуверенность перед ним, но и тогда, когда хотят дистанцироваться от неприятной ситуации. Например, часто со скрещенными на груди руками сидит преподаватель на экзамене и явно не потому, что боится студентов.

Но кроме этой общеизвестной позы есть множество других. Например, «поза ферта», когда человек стоит, упершись руками в бока. Это демонстрация самоуверенности и превосходства, нередко наигранного, если индивид хочет казаться более уверенным, чем на самом деле.

Есть позы демонстрации своей сексуальной роли. У мужчин это стойка с ногами шире плеч и руками в карманах, или когда большие пальцы рук засунуты за ремень брюк. У женщин это поза, сидя и положив нога на ногу. А уж если дама покачивает одной ногой, то она явно рассматривает своего собеседника как потенциального сексуального партнера, возможно, и неосознанно.

Читайте также:  Языки народов россии и их правовой статус

Жесты и их особенности

Если рассматривать жесты в узком смысле слова, то они считаются третьей, самой специфической группой кинетических средств. Особенность жестов в том, что они имеют не психофизиологическую, а социальную основу, то есть являются продуктом групповой культуры. Дети их осваивают в процессе социализации, а представителям иной культуры приходится запоминать значение жестов так же, как и значение слов иностранного языка.

Жестов меньше, чем, например, пантомимических движений, но они несут более разнообразную по характеру информацию. Кроме эмоционального состояния и оценки, с помощью жестов можно передать разнообразные идеи и понятия, в том числе знаки, например, цифры. Можно выразить даже абстрактные категории: любовь – составленное из больших и указательных пальцев рук сердечко; победа – поднятые вверх большой и безымянный палец в виде латинской буквы V и т. д.

Жестами сопровождают обращение к Богу – крестное знамение у христиан или умывающий жест ладонями у мусульман. А знак «козы» — выставленные вперед указательный палец и мизинец – отвращает зло. Есть жесты приветствия, прощания, жесты поддержки и неприятия, жесты поощрения и наказания. А какое разнообразие оскорбительных жестов!

Жесты, рожденные в одних культурах, могут быть не поняты представителями других народов или неформальных групп.

Учитывая такое разнообразие жестов и их значений в различных странах, становится понятно, что изучения языка жестов не менее важно для взаимопонимания, чем изучения языка слов.

Язык телодвижений и жестов, выражений глаз и мельчайших нюансов эмоциональных состояний – это огромный пласт древнейших средств коммуникации. Он настолько древен и имеет такие глубокие природные корни, что понятен даже животным, особенно тем, что живут рядом с нами. Постижение науки кинесики не только позволит вам чувствовать и понимать своих собеседников, но и самим стать мудрее.

Источник

Кинесика

Кинесика представляет собой совокупность жес­тов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. «Кин» — мельчайшая единица движения тела человека, считывая которую можно интерпретировать передаваемые через жесты и другие движения сообщения.Поведение человека складывается из «кинем» так же, как человеческая речь из последовательности слов, предложений, фраз.

Кинемы выполняют роль дополнения или замещения речевых сообщений. Кинесика включает зритель­но воспринимаемые движения, выполняющие регулятивную фун­кцию в общении. Это не только движения лица и тела, но и оформ­ление внешности, походка, почерк и др. Элементами кинесики принято считать жесты, мимику, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потяги­вание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак как знак победы и т.п.).

Жесты представляют собой различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие его отношение непосредственно к собесед­нику, к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека.Большинст­во людей во время общения использует руки, чтобы подчеркнуть или выделить наиболее важные места в разговоре, указать на предметы или людей, выразить мысль жестом и проиллюстриро­вать свое высказывание. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о психическом состоянии человека, но и об интенсивности его переживаний. Считается, что жесты имеют социальное происхождение, поэтому межкультурные различия проявляются в них особенно ярко.

Например, выражая свое одобрение в общественных мес­тах, немцы не аплодируют, как это принято в культурах других народов, а стучат костяшками пальцев по крышке стола, свистят или кричат. При счете они не загибают, а, наоборот, разгибают пальцы, сжатые в кулак.

В различных культурах по-разному принято привлекать к себе внимание официанта. В США это делается поднятым указа­тельным пальцем, легким движением руки, словами «официант» или «извините». В Европе для этого слегка постукивают ложкой или кольцом по стакану. На Ближнем Востоке принято хлопать в ладоши. В Японии приподнимают руку ладонью вниз, слегка ше­веля пальцами, а в Испании и Латинской Америке — ладонью вверх, быстро сжимая и разжимая пальцы.

Используемые во всех культурах жесты можно условно разде­лить на произвольные и непроизвольные, культурно обусловлен­ные и физиологические. Так, почесывание или потирание рук, верчение карандаша в руках может быть отнесено только к фи­зиологическим жестам. Это так называемые жесты-адапторы — движения рук, ориентированные на себя или на использование физических объектов. Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорный харак­тер.

Их можно классифицировать следующим образом:

иллюстраторы — описательно-изобразительные и выразитель­ные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста те­ряющие смысл. Эти жесты сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание. Так, иллюстраторы имеют свойство усиливаться, когда увеличива­ется энтузиазм говорящего или когда ему кажется, что слушаю­щий это не понимает;

конвенциональные жесты, или эмблемы, они используются при приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т.п. Они могут быть прямо переведены в слова, употребляются сознательно и являются условными движения­ми. Часто их применяют вместо слов, которые неловко выска­зать вслух, поэтому все неприличные жесты попадают в эту ка­тегорию;

модальные жесты — жесты одобрения, неудовольствия, иро­нии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, разду­мья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавлен­ности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удив­ления. Они выражают эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего, отношение к предметам и людям, сиг­нализируют об изменении активности субъекта в ходе комму­никации;

жесты, используемые в различных ритуалах (христиане крестят­ся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями по лицу сверху вниз и др.).

Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, в разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение, что зачастую создает много проблем в межкультурной коммуникации. Особенно разнообразным является жест привет­ствия, который в различных культурах может выражаться покло­ном, поднятием бровей, кивком головы, ударом руки, поцелуем, объятием, слезами, биением черепа до крови и т.д.

Например, для нас привычно при приветствии помахать рукой из стороны в сторону. На индонезийском острове Бали двое влюбленных могут приветствовать друг друга тяжелым ды­ханием в виде дружеского сопения. Жители Бирмы, Монголии и Лапландии в качестве приветствия традиционно обнюхивают друг друга. Эскимосы приветствуют незнакомцев ударом кулака по голове или плечу. Жители Амазонии свое приветствие выра­жают взаимным похлопыванием по спине, а полинезийцы об­нимают и потирают спину собеседника. В районе островов Торреса для приветствия необходимо изогнуть правую руку в форме Крюка, затем почесывать ладони друг другу, повторяя это не­сколько раз.

Практически во всем мире получил широкое распространение жест, который в русской культуре называется «фига». В зависимости от при­надлежности к той или иной культуре он расценивается как шуточный жест, как жест-издевка, как защитительный знак (от «дурного глаза»), как символ плодородия, как непристойное приглашение к сексуаль­ным отношениям, какжест понимания между влюбленными, как знак величайшего презрения и т.д. Даже в настоящее время в Италии, Сер­бии, Англии, Шотландии верят в оберегающую силу фиги. Привер­женцы религиозного культа Макумба в Южной Америке (прежде все­го, в Бразилии) носят по этой причине изображение фиги в качестве брелока на шее.

При контактах с представителями других культур во многих ситуациях возникает впечатление, что люди ведут себя неестест­венно.

Например, если мы говорим о себе и показываем при этом пальцем на свою грудь, то этот жест покажется японцам стран­ным, так как в таких случаях они прикасаются пальцем к носу. Только в XX в. рукопожатие стало приемлемым во всем мире. В прошлом такой прямой физический контакт считался непри­личным во многих культурах. Китайцы и в настоящее время ста­раются избегать телесных контактов с незнакомцами. Для них крепкое рукопожатие так же непринято, как для европейцев и американцев похлопывание по плечу (для «западника» это озна­чает «будь здоров»).

Жесты и телодвижения зачастую свидетельствуют о принад­лежности человека к какой-либо культуре, даже если он в совер­шенстве владеет иностранным языком. Например: существует немало анек­дотов о том, каким образом обнаруживают себя американские и русские шпионы. Американца легко узнать по специфической манере сидеть, положив лодыжку одной ноги на колено другой, откинувшись на стуле и заложив руки за голову. Русских же под­водит традиционная привычка пить чай, не вынимая ложки из стакана.

Поза является весьма значимой формой невербальной ком­муникации. Поза — положение человеческого тела, которое принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, по­этому она говорит об истинном состоянии человека больше, чем выражение его лица. Дело в том, что человека с раннего детства обычно учат владеть своим лицом при выражении каких-либо чувств, но не обучают сознательно управлять положением свое­го тела, и поэтому именно поза может рассказать нам о настоя­щих переживаниях людей и их истинном отношении к окружа­ющим. Наблюдение за позами дает значимую информацию о со­стоянии человека — напряжен он или раскован, настроен на неторопливую беседу или ждет окончания общения. Любое из­менение указывает на изменение отношений между участника­ми общения.

Читайте также:  Упражнения на будущее время немецкого языка

Специалистам известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно принимать человеческое тело.

В коммуникативистике при общении принято выделять три группы поз:

включение или исключение из ситуации общения (открытость или закрытость для контакта).При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище на­клонено вперед. Закрытость достигается скрещиванием на гру­ди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими коле­но в позе «нога на ногу», отклонением спины назад и др.;

доминирование или зависимость. Доминирование проявляется в «нависании» над партнером, похлопывании его по плечу, руке, лежащей на плече собеседника, зависимость — во взгляде снизу вверх, сутулости;

противостояние или гармония. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.

Как и другие элементы невербальной коммуникации, позы различаются не только в разных культурах, но и в рамках одной культуры в социальных и половозрастных группах.

Например, почти все западные люди сидят на стуле, поло­жив ногу на ногу. Но если европеец, находясь в Таиланде, сядет так и направит подошву ботинок на тайца, тот почувствует себя униженным и обиженным, а арабский партнер воспримет это как глубокое оскорбление потому, что тайцы и арабы считают ногу самым неприятной и «низкой» частью тела. Североамери­канский студент может сидеть перед профессором так, как ему удобно, принять расслабленную позу, одну ногу закинуть на другую, поскольку такая поза не является в США каким-то осо­бым индикатором отношений. Но в европейских культурах такая поза предполагает социальное равенство партнеров по ком­муникации.

Телодвижения помогают человеку выражать свои чувства и на­мерения. Так, человек проявляет по отношению к своему собе­седнику большую открытость, если стоит к нему лицом, а не бо­ком. Неприязнь у сидящего человека проявляется в напряжении тела, и, наоборот, расслабление тела и наклон вперед выражают симпатию.

В процессе коммуникации телодвижения могут также исполь­зоваться для выражения желания закончить или начать разговор.

Например, в американской культуре применяется несколь­ко жестов, когда есть желание поменять тему разговора, выска­заться самому или закончить беседу: наклониться вперед; пере­стать смотреть собеседнику в глаза; поменять позу; часто кивать головой; касаться обеими ногами пола. Эти тонкие намеки име­ют, как правило, практический эффект и меняют характер обще­ния. Представьте себе человека, который стоит, скрестив руки, постоянно смотрит на часы, постукивает ногой по полу и не смотрит вам в глаза. Эти сигналы обычно говорят о том, что ему надо уходить.

Ошибочное употребление жестов может привести к серьез­ным недоразумениям. Например, широко известен случай, про­исшедший с одним американским политиком в одной из стран Латинской Америки. В своих речах он постоянно подчеркивал, что США хотят оказать помощь этой стране, демонстрировал свое дружелюбие и расположение окружающим. Однако его по­ездка не увенчалась успехом. Самой большой ошибкой политика было то, что, сходя с трапа самолета, он продемонстрировал всем Известный американский жест — ОК. Но в Латинской Америке этот жест считается неприличным.

Несмотря на наличие общечеловеческих жестов, было бы на­ивно полагать, будто они совершенно одинаковы у всех народов и поэтому понятны без специального обучения. Один и тот же жест, одно и то же выразительное движение у разных народов мо­жет означать различные вещи. Причина этого заключается в том, что сходные жесты воспринимаются по-разному в зависимости от того, где в данный момент находится воспринимающий.

Например, когда шведский студент, обучающийся в Моск­ве, хотел доехать до своего института, он встал на обочине дороги и поднял вверх большой палец сжатой в кулак руки. Таким жес­том он пытался остановить попутную машину. Но он не знал, что в русской культуре этот жест означает одобрение. Водители при­нимали к сведению высокую оценку их мастерства и проезжали мимо.

Но если попытаться вникнуть в значения и интерпретации этого жеста в других культурах, то следует отметить, что в англоя­зычных странах поднятый вверх палец имеет три значения. В пер­вом он используется при «голосовании» на дороге, т.е. при по­пытке остановить попутную машину. Во втором значении жест интерпретируется как «все в порядке». В третьем, когда большой палец резко выбрасывается вверх, этот жест означает нецензур­ное ругательство. В некоторых странах, в частности в Греции, он означает «заткнись».

Мимика представляет собой все изменения выражения лица че­ловека, которые можно наблюдать в процессе общения. Она явля­ется важнейшим элементом невербальной коммуникации, по­скольку помогает человеку излагать свои мысли полнее, точнее, понятнее для слушателя, передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Именно мимика позволяет вы­разить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, страх и презрение. Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20 000 смыслов. Лучше всего исследована улыбка, с помощью которой можно передать симпатию к своему собесед­нику или снисхождение к нему, свое хорошее настроение или иронию по отношению к партнеру, а также просто показать хо­рошее воспитание.

Мимика складывается из спонтанных и произвольных мими­ческих реакций. Развитие мимики стало возможным потому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. В связи с этим осознанный контроль над выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать или скрывать переживае­мые эмоции. Поэтому при интерпретации мимики особое вни­мание следует обращать на ее согласованность со словесными высказываниями. Пока между мимикой и словами есть согласованность, мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Когда несогласованность становится достаточно сильной, это сразу же ста­новится понятным даже неопытному человеку.

Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более вырази­тельной и точной в соответствии с характером и содержанием процесса коммуникации. Так, мы можем несколько преувели­чить свою радость, получая подарок, или свое огорчение, нака­зывая ребенка. Однако различные формы проявления человече­ских эмоций нередко имеют специфический характер для разных культур.

Например, смех и улыбка во всех западных культурах ассо­циируются с шуткой и радостью. Типичная «улыбчивость» азиа­тов может быть одновременно как выражением положительных эмоций (симпатии, радости и т.д.), так и способом скрыть нега­тивные эмоции (недовольство, растерянность, удивление и т.д.). В Японии смех является признаком смущения и неуверенности, поэтому иногда возникают ситуации непонимания, когда евро­пеец сердится, а японский партнер, смущаясь, улыбается. Если европеец не знает такой особенности японской культуры, то его гнев увеличивается, так как он может подумать, что над ним сме­ются.

Достаточно часто мы попадаем в ситуации, когда нам прихо­дится сдерживать свои эмоции, чтобы не обидеть или не оскор­бить своих близких или знакомых. При этом решающим факто­ром оказываются культурные традиции. Если в соответствии с нормами данной культуры мужчина не должен публично прояв­лять страх или открыто плакать, ему придется сдерживать свои эмоции, иначе он будет осужден общественным мнением.

Несмотря на то, что каждый человек является опытным интер­претатором мимических реакций других людей, его выводы зави­сят от множества субъективных причин. Кто-то может долго не замечать явного выражения лица своего партнера, другой, напро­тив, видит только те знаки, которые подтверждают его установку и прогноз в отношении ситуации, третий замечает только те эмо­ции, которые характерны для него самого, не воспринимая все чуждое. Разные люди в различной степени способны контролировать свою мимику, но всем нам приходится учиться это делать, а также интерпретировать мимику других людей.

Хотя многие исследователи согласны с тем, что представите­ли разных культур одинаково реагируют на некоторые раздражи­тели, но только печаль, счастье и отвращение проявляются оди­наково всеми людьми, а прочие эмоции могут выражаться по-разному.

Источник

Простыми словами о самом интересном
Добавить комментарий